Игрушки в эпоху возрождения
В эпоху Возрождения брак рассматривается как высшее состояние по сравнению с безбрачием. Холостяк и старая дева служат предметом насмешек, а брак восхваляется. Повсюду – и в городе, и в деревне – численно преобладают женщины (несмотря на то, что смертность среди них была высока вследствие частых и ранних родов). Число мужчин сокращается, а причина тому – гибель на поле боя во время военных экспедиций, путешествий (например, освоения новых земель). Количественное неравенство полов осложняется социальными факторами, отягчившими положение женщины – это наемничество, означающее отказ от брака, семьи, детей. Женщине того времени брак давал возможность более или менее устроить свою жизнь, так как женских профессий было чрезвычайно мало. Выбор исчерпывался, по сути, двумя вариантами: уход в монастырь или проституция. А так как женские монастыри отдавали предпочтение знатным дамам или состоятельным женщинам, для женщин низших слоев этот путь был закрыт.
При заключении брака учитывались интересы семьи, рода, были также экономические, политические мотивы, престиж. Для знати он представлял собой политический акт, жених и невеста олицетворяли договаривающиеся стороны. Это относится и к городскому патрициату, купечеству. Крестьяне важное значение придавали благополучию хозяйства, для чего необходимо было иметь как можно больше детей.
Свадебные обряды эпохи Возрождения, лишенные своего сакрального духа, отличаются чрезвычайной свободой нравов и даже разнузданностью. Это характерно для бракосочетания простолюдинов и знати. Бесстыдные насмешки, вольности и непристойности сопровождают свадебное венчание, пир. Они как бы воссоздают особую атмосферу сатурналий – обстановку вседозволенности. Свадьба могла длиться по несколько дней. В честь молодой пары устраивались пиршества, игры, танцы, зрелища. Сочинялись и произносились «свадебные супы» – песни и шутки, посвященные жениху и невесте, полные скабрезностей. Эротикой наполнены такие обычаи, как похищение подвязки невесты, а то и ее самой, праздничное посещение бани.
Следует отметить, что в Возрождение брак в морально-правовом аспекте переходит под церковную юрисдикцию. Наблюдается сосуществование языческого (важнейшее место отводилось, как мы заметили, эротике, фаллической символике) и церковного ритуалов. Они противостоят и одновременно дополняют друг друга – освящение брачного ложе и его публичное разделение. Главная цель брака – рождение детей, поэтому священник освящает брачное ложе. Обычай публичного разделения ложа древний и коренится в традициях германских племен: поскольку брак – это сделка, то она должна заключаться при свидетелях.
Интересное явление эпохи Возрождения – обычай «пробных ночей», распространенный в XV–XVI вв., который был связан с тем, что важным считалось рождение детей. Он был принят в крестьянской среде как форма добрачных «ухаживаний». Когда девушка достигает возраста зрелости, к ней приходит выбранный ею юноша. Эти свидания продолжаются, пока молодые не решат вступить в брак или разойтись. Этот обычай встречается также у знати и горожан в Германии, Франции и Италии.
Официальная мораль и законы того времени, наоборот, требуют от девушки соблюдения целомудрия. Она считается высшей женской добродетелью, особенно в женской среде. Достойная или недостойная невеста имеет разные права: так первая подходит к алтарю с венком на голове или даже может распустить волосы, вторая довольствуется только вуалью.
Муж являлся господином и повелителем. Жена должна быть крепкой и покорной при любых перипетиях жизни. Общество предоставляет все права для «укрощения» своей жены и карает мужчину, попавшего под каблук. Плодовитость женщин ценилась и уважалась, бесплодность считалась проклятием.
Одно из оригинальных изобретений эпохи – «пояс целомудрия», с помощью которого надеялись сохранить женскую верность. Они изготовлялись как правило, из дорогих материалов – золота, серебра и отличались тонкой работой – чеканкой, инкрустацией. Их называли также «венецианскими решетками» в знак того, что изобретены они были в Италии. Те же мастера, которые продавали мужьям эти пояса, за большие деньги тайно делали для их жен ключи. Таким образом, пояса, усыпляя бдительность мужей, не мешали изменять им.
Интересно, что в эпоху Ренессанса на волне увлечения всем античным возрождается такое явление, как греческий гетеризм. Новые гетеры – куртизанки – получают свободный доступ в общество сильных мира сего.
Все отношения между мужчиной и женщиной связаны с любовью и приобретают игровые формы и стиль – куртуазность. Наблюдается так называемая любовь – людус (любовь-игра). Главный мотив – рыцарь и его Дама сердца. Этому положил начало еще Культ Прекрасной Дамы. От романтического мотива осталась только оболочка. Теперь он наполняется эротикой.
Э. Фукс в своей «Истории эротического искусства» утверждал, что эротика наполняет собою и образует все отношения между мужчиной и женщиной. «Нет вообще никаких интимных отношений между двумя нормальными лицами разных полов, которые не имели бы эротических оснований»[35]. Против эротики и чувственности всегда выступали нравственность и мораль, создаваемые самим обществом, обществом, которое потом же их отрицает. Эротика, согласно Э. Фуксу, «это самое ценное и важное в мире… Задача эротики – из чисто животного акта сделать произведение искусства»[36].
Отношения между мужчиной и женщиной приобретают внешне благородные нормы и правила. Дабы не прослыть варваром и мужланом, следовало подчинять свои чувства строгим условностям. Этикет того времени не был аскетическим, тем не менее он требовал от членов общества знания правил «искусства (или науки) любви».
Куртуазность присутствует во всей повседневной жизни. Это «суды любви», которые устраивались во время эпидемий чумы, «дабы развеяться». Члены суда, наделенные высокими титулами (Рыцари чести, Оруженосцы любви, Магистры прошений и др.), читали литературные произведения и проводили диспуты о любви. «Суды» представляли собой своеобразные аристократические, литературные салоны, напоминавшие бюргерские «палаты-риторики». Эти придворные игры просуществовали достаточно долго, и в них участвовали сотни людей. К развлечениям аристократии относятся также всевозможные амурные игры: «замок любви», «фанты любви», «изящные вопросы»[37]. Важна в этот период символика цвета, о ней изданы специальные пособия. Все это – светские развлечения, праздное времяпрепровождение знати. Однако правящие сословия формируют эстетический идеал эпохи, прививают обществу определенную систему ценностей. Так называемое «желание прекрасной жизни» является характерной чертой Ренессанса. Средневековой аскезе Возрождение противопоставляет гедонизм, этику наслаждения, восхищения красотой человеческого тела.
Если мораль аскетизма не признавала человеческой, плотской любви, то этика Ренессанса как бы оправдывает плоть. Подобные идеи оправдания всех человеческих радостей – от природных (т. е. плотских) до духовных, творческих нашли свое воплощение в гуманистической культуре.
Гуманизм оправдывал и возвышал земную любовь. Любовь согласно гуманизму – одно из первейших и могущественнейших проявлений человеческой личности. Любовь требует раскрепощения личности, так как она по самой природе выступает против всякого насилия и диктата внешних сил, обстоятельств, традиций и т. д.
В эпоху Возрождения любовь явилась фактором самосознания и самораскрытия личности. В системе гуманистического мировоззрения семейная, телесная любовь возвышается. Любовь является каким-то высоким чувством, которое доступно человеку неблагородному. Поэтому человек должен быть достоин своей любви.
Новое понимание половой любви, принесенное гуманизмом, было невозможно без открытия красоты мира.
Таким образом, для эпохи Возрождения характерен культ физической красоты, прекрасной телесности; акцентирование чувственности, жажда физической любви. Эпоха любуется обнаженным телом. В духе времени принято было заказывать портреты обнаженных фавориток правителей. Имел место обычай, когда высокого гостя приветствовали прекрасные нагие женщины. Прямая, открытая и бесстыдная эпоха наслаждается вновь открытым человеческим естеством.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Брак и семья
Брак и семья В брак на Руси в XVI в. вступали рано. Нормальным возрастом считались 12 лет для девушки и 14 для юноши. До венца супруги не должны были видеться. Невеста помещалась за пологом[126] горницы, полог раздвигался. Бывали случаи, когда невесту подменяли, и тогда жених имел
3. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время
3. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время Возрождение – это культурный процесс, точнее культурный переворот, стоящий в тесной связи с переворотом экономическим. Он выражается в росте индивидуализма, в упадке церковных идей и усилении
ЛЕКЦИЯ № 4. Этика Возрождения
ЛЕКЦИЯ № 4. Этика Возрождения 1. Антихристианская этика Э. Роттердамского Главной темой в этических произведениях Эразма Рот–тердамского стала проблема соотношения веры и знания. Ка–кова же позиция Эразма по этому вопросу?Мыслитель не противопоставляет веру и знание.
Доброго времени суток, дорогие мои! Захотелось окунуться в историю… А именно — в эпоху средневековья. Какие же были куклы того времени? К примеру, в Англии…
Кукольное производство в Европе появилось еще в средние века. В XIV веке во Франции стали изготавливать деревянных и тряпичных кукол (реже глиняных) кукол на заказ и наряжали их в модные наряды, демонстрируя таким образом последние тенденции (fashion dolls).
В Англии кукол мастерили обычно из сосны. Иногда лица и руки покрывали гипсом, а затем аккуратно окрашивали и наносили слой лака. В Лондонском музее детства хранится один такой экземпляр, появившийся на свет в 1680 году: подарок преданному придворному кем-то из семьи Стюартов. Подобных кукол чрезвычайно искусно изготавливали опытные мастера-резчики, потом богато наряжали и выставляли на продажу. Стоили они очень дорого, поэтому деревянные красавицы чаще всего служили щедрыми подношениями для взрослых, а не игрушками для детей.
1680 г., Англия, сосна, мастер неизвестен (Лондон)
Много деревянных кукол в XVI и в XVII веках производилось в Германии, а в конце XVII века Мюнхен стал центром по выпуску восковых кукол.
XVIII век — век расцвета механических кукол-автоматов. Одним из самых известных их создателей является француз Жак Вокансон. Ему покровительствовал сам король, правительство окружало его работу тайной, а философы утверждали, что он вступает в спор с самим Богом. Среди работ Вокансона — знаменитая «Музыкантша», «Писец», «Рисовальщик» и другие.
Кукла-автомат «Курящий клоун» (Франция).
В 1800-х годах в Европе появился состав из деревянной крошки и бумаги (композит), из которого делали кукол или только их тела. Производители добавляли в этот состав пепел, яичную скорлупу и еще какие-то неизвестные компоненты, храня свои рецепты в глубокой тайне. Эти смеси прессовались под давлением, и были гораздо дешевле и удобнее в производстве, чем дерево. Тогда же весьма популярным материалом стал папье-маше — смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Все это позволило наконец осуществить переход к фабричному производству кукол.
Фарфор начали использовать лишь в начале XIX столетия. Обожженный «бисквитный» неглазированный фарфор, имеющий текстуру, более похожую на человеческую кожу, быстро потеснил тонкий китайский. Германия, Франция и Дания наладили выпуск кукол с головами из «бисквита» — неглизированного фарфора, а в 1860-х годах в его состав стали добавлять краску. А кукольники Англии в это время делали акцент на разнообразии материалов: кожа, каучук, папье-маше, ткани.
В 1880-х мир сходил с ума от французской куклы-ребенка с головой из неглазированного фарфора «Bebe Jumeau» — очаровательной малышки с огромными глазами и толстенькими ножками. Bebe, появившаяся на свет в 1850-ых, резко отличалась от своих предшественниц тем, что впервые изображала маленькую девочку, и позволяла своим хозяйкам играть и ухаживать за ней, как за ребенком (до этого большинство кукол представляли взрослых).
Для них издавались специальные журналы, в которых публиковались выкройки нарядов для Bebe, сумочек и шляп, ботиночек и различных аксессуаров. По желанию юных покупательниц их подопечные даже заговорили: фабриканты встраивали в их тела специальные звуковые механизмы.
Кукла Bebe Jumeau, 1880-e (Франция).
Особая тема в кукольной истории — тряпичные куклы, которые чаще всего делались дома мамами для своих детей.
После Второй мировой войны изготовители кукол начали активно экспериментировать с пластмассами — гораздо более долговечными, чем композит или папье-маше.
В 1950-1960-х в дело пошли каучук, резина, винил. Натуральные материалы сменили синтетические, но старинные антикварные куклы сегодня только растут в цене, а многие современные фабриканты и художники, которые стремятся сделать своих кукол предметами коллекционирования, используют традиционные натуральные материалы.
В прошлом номере мы рассказывали, как древние греки играли в «крестики-нолики», а царица Египта шила себе платья по кукольным нарядам. Об этом можно прочитать здесь. Сегодня мы делаем шаг в следующую эпоху. Итак, что такое съедобная кукла и как выглядел дом для Барби в эпоху Возрождения
Луч детства в тёмном Средневековье
Тема детства средневекового ребёнка довольно скудно раскрыта в трудах учёных. Судить об играх и игрушках того времени мы можем по немногим археологическим находкам и различным художественным миниатюрам. Игрушки в виде лошадей, по всей видимости, пользовались наивысшим спросом у малышей. И по прошествии столетий интерес к этим игрушкам не ослабевал. Игра в рыцарей была любима детьми всех времен. Археологами найдены многочисленные фигурки лошадок из различных материалов. На картинах нередко можно наблюдать детей, играющих с палкой-лошадкой.
В Средние века, с изобретением колеса, появились технологичные игрушки. Например, популярностью пользовались ходунки на колёсиках. Деревянная прямоугольная рама помогала малышу освоить навык ходьбы. Очень нравились детям игрушки-каталки. Платформы на колёсиках ребята возили за верёвочку.
Были и девчачьи игрушки. Кукол эпохи Средневековья сохранилось мало. Хрупкие, преимущественно деревянные или тряпичные, они не смогли пережить бурные исторические события. Но существование таких кукол подтверждается архивными документами XI-XIII вв., зафиксировавшими «simulacra de Pannis et Lignum» (куклу из ткани и древесины). Фрагменты глиняных кукол XIV века хранятся в Нюрнбергском музее.
Встречались куклы, изготовленные из совсем необычных материалов, например, из ржаного или пряничного теста. Да-да такие вот «съедобные» куклы. Рассчитывались они на непритязательных покупателей, поскольку слеплены были грубо, раскрашены аляписто. Но в силу своей дешевизны куклы из теста быстро раскупались. В основном их делали в Тюрингии, но пользовались они спросом и в Англии. Как все понимают, век таких кукол недолог: они плесневели, крошились, их грызли мыши.
Спортивным игрушкам тоже находилось место. Возьмем средневековые санки. Роль полозьев играли кости крупнорогатых животных. На миниатюре Оксфордского Часослова, рядом с саночником находится юный средневековый фигурист на аналогичных коньках. Также обработанные кости использовались для игры напоминающей боулинг.
Надо сказать, что всё же игрушки Средневековья отличались особым аскетизмом и функциональной направленностью. Их воспринимали, как приспособления, помогающие ребёнку быстрее получить все необходимые навыки. Да и само детство, как особая пора жизни, не признавалась обществом. Недаром на всех картинах того времени дети изображены в пропорциях взрослых людей, только небольшого роста. Первые же игрушки, в нашем сегодняшнем понимании, появляются в эпоху Возрождения XV-XVI вв.
Возрождение игрушечного промысла
Это время, с полной уверенностью, можно назвать расцветом кукольного мастерства. Так, в эпоху Возрождения, игрушка стала принадлежать к числу художественных ремёсел – то есть стала объектом искусства. Особенно интересны игрушки индивидуальной работы из дорогих материалов для детей привилегированных сословий.
Примерно на рубеже XV–XVI вв. кукол стали одевать. Если одежда лишь подразумевалась, то теперь её делали отдельно по подобию человеческой. По преданию, такой дорогой куклой играла Сьюзан, старшая дочь Шекспира.
Кукла в то время являлась показателем статуса её владельца. Стало популярным изготовление кукол и кукольных домов на заказ для состоятельных клиентов. Домик для так называемой «Барби» в то время выполнялся с учётом всех мельчайших деталей, полностью копируя реальные дома. Стены домика обивались дорогим шёлком или штофом. Посуда для кукол выполнялась с большой точностью. Мебель тщательно вырезалась из дерева. Сами же куклы стали законодателями мод. Наряды на них шились с огромной скрупулёзностью. Позже портнихи могли скопировать кукольный наряд – силуэт, крой, отделку. В 1453 г. королева Испании заказывала наряды из Парижа по образцам, увиденным на модных куклах. Нередко состоятельные люди заказывали кукол с портретным сходством.
Конечно, такие куклы могли себе позволить только богатые люди. И подобная игрушка чаще служила украшением интерьера, чем развлекала ребёнка. Наука двигалась вперед, и как следствие, появились механические игрушки, созданием которых не брезговал и сам Галилей. Популярными забавами для детей являлись солдатики, всевозможные заводные повозки. Стали изготавливаться в качестве игрушек сказочные персонажи.
Эпоху Возрождения можно назвать переломным моментом в истории игрушек. С тех пор игрушечная промышленность стала развиваться в ногу с прогрессом, с течением времени стали появляться игрушки совсем привычные нашему современному взгляду.
Тема детства средневекового ребёнка довольно скудно раскрывалась.
Раньше историки не часто вели расследования по этой теме, вероятно потому что не было обнаружено нужное колличество материалов/источников/.
Но когда наконец у исследователей появились материалы и интерес к этому вопросу, то жизнь средневекового ребёнка стала освещаться обширнее.
И это просто замечательно, что есть фоты археологических находок и довольно редкие миниатюры, глядя на которые можно понять, как и чем играли дети того времени, и быть может вспомнить и вернуться в свои детские годы.
Как говаривал дедушка Фрейд: « В наших сновидениях мы всегда одной ногой в детстве»
Pierre de Nantes et l'« Histoire des Trois Maries » de Jean de Venette (1357)
В расследования включали и новые и старые археологические находки, которых как оказалось, было достаточно.
Действительно, в последние десять лет, археология сделала серьёзный прорыв в расследовании жизни детей в Средние века.
Игрушки, найденные множество раз, показывают уровень интереса у детей.
В нижней части миниатюры малец играет деревянной повозкой на колёсах /из Часослова 1475 г./
Вот для сравнения увеличенный кус миниатюры и реконструкция:
Игрушки в виде лошадей, по всей видимости, пользовались наивысшим спросом у детёнков.
И за прошествием столетий, это не меняется. Игра в рыцарей любима всеми детьми всех времен.
Наверно каждый может вспомнить свои игрушки детства и что среди них обязательно были разные варианты игрушек-лошадей.
Игрушка, керамика.13 век. Из музея в Страсбурге (Musée de l’Œuvre de Notre-Dame de Strasbourg) и ей соврем.репродукция.
Игрушка из бронзы. Рыцарь с деревянным копьём. Приблизительно 13-14 век.
Оловянный рыцарь. Англия, музей Лондона, ок. 1300 г.
Купила мама конЫка, а конык без ногы, яка чудова играшка, гы, гы, гы, гы . гы-гы.
Ещё артефакты. Лошадь. Керамика.
Германия. Нюрнбергский национальный музей. 14 век.
Молящийся монах и снова лошадь. 15 век. Тульн. Австрия.
Играющие дети на немецкой миниатюре 16 века. Британская библиотека( Splendor Solis .Germany, 1582. British Library)
Палка-лошадь - важная игрушка для будущего рыцаря.
Danse macabre, XVe siècle, France
Много таких игрушек было найдено в России под Новгородом.
Дети из богатого семейства. Самый младший лежит в колыбели, другой учится ходить держась за раму на колесиках/что-то типа ходунков/, а тот, что постарше скачет на игрушечной лошадке. Франция XV век.
Конечно же были и чисто девчачьи игрушки.
Кукол эпохи Средневековья сохранилось мало - отчасти, вероятно ввиду спада производства, отчасти из-за непрочности материала.
Хрупкие, преимущественно деревянные или тряпичные, они не смогли пережить бурные исторические события.
Но существование таких кукол подтверждается архивными документами XI - XIII в., зафиксировавшими "simulacra de Pannis et Lignum" ("куклу из ткани и древесины")
Фрагменты глиняных кукол 14 века из Нюрнбергского музея. Германия.
Керамические фигурки 14 века с Нюрнбергского музея.
По-прежнему пользовались спросом глиняные куклы (такие куклы английского производства, датируемые XIII в., хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне,
а немецкие куклы XIII - XIV вв. - в Берлине в собрании Музея национальной истории; глиняные куклы этого периода есть в собрании музея Клюни и в музее в Праге). Встречались и куклы, изготовленные из необычных материалов - например, из ржаного или пряничного теста, - в основном сделанные в Тюрингии, но очень популярные в Англии. Грубые и неприятязательные, в основном аляповато раскрашенные, они в силу своей дешевизны быстро раскупались.
Но век таких кукол недолог: они плесневели, крошились, их грызли мыши.
А вот и мастер, изготавливающий куклу.Strassburg um 1499.
Идём дальше. Кости крупного рогатого скота использовались для игры.
Эти вот костомахи были типа кеглей, вообще сама игра это что-то наподобие боулинга.
Фрагмент картины Бригейля старшего,где худо-бедно, но можно разглядеть детей, играющих в эту игру (16 век)
Вот ещё малоизвестное приспособление для детских игр.
Нижняя челюсть лошади (или осла) служила в качестве полозьев для санок.
На одном историческом французском форуме писали, что всё это подтверждается археологическими находками в Швейцарии и Австрии.
Оксфордский Часослов, 13 век.Бодлеанская библиотека.
На миниатюре Оксфордского Часослова,рядом с саночником находится и юный средневековый фигурист на коньках из костомашек.
Сие так же подтверждено археологическими раскопками в местах, рядом с водой: Дублин, Брюссель, Лондон, Париж, Сен-Дени.
1) фотография документов археологического отдела Сен-Дени.Париж.
2) реконструкция
Вот ещё что. Ходунки для средневековых детёв.
Что ж. Очень правильно, перед тем, как сесть на лошадь, сначала нужно научиться ходить.
Франция,15 век.
В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).
Впервые этот термин использовал итальянский художник, архитектор и писатель Джо́рджо Ваза́ри (1511–1574) в своей книге «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» применительно к периоду итальянского искусства с 1250 по1550 годы.
Почему же этот период назвали Ренессанс , и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.
Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).
Благодаря этому, появлялся интерес к той далекой эпохе, называемую Античностью , и которая в течение средних веков была практически предана забвению. Мировоззрение человека, сформированное почти тысячелетним периодом средневековья, постепенно начало меняться. Причем, в основе этих изменений оказались представления об античной культуре, как идеальном «золотом веке» человечества, отринутом когда-то средневековьем.
Именно культура Древней Греции и Древнего Рима становится непререкаемым авторитетом и образцом для подражания в эпоху Ренессанса. Представители этого периода искренне считали, что возрождают Античность, и именно поэтому назвали своё время Возрождением (по-итальянски – «ринашиме́нто»).
Основным отличием мировоззрения представителей новой эпохи от средних веков стало изменившееся представление о человеке и его месте в мире. Если в средневековье центром мироздания считался Бог ( теоцентри́зм ), то теперь, постепенно, главенствующее положение начинает занимать человек, который объявляется венцом творения и царём природы. Такое мировоззрение получило название гумани́зм (от лат. «человечный»).
Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека , его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли .
Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что в нём есть. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».
Основные достижения эпохи Возрождения
Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира .
Теперь, когда церковь, относящаяся к интеллектуальному поиску настороженно и даже враждебно, не имеет прежнего авторитета, начинается невероятный всплеск научных открытий и технических изобретений. По словам Марсели́но Фичи́но, этот «новый» человек «измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким…» .
Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:
- Переворот в представлении о космосе и вселенной совершили великие деятели эпохи: Никола́й Копе́рник(1473–1541) , обосновавший гелиоцентрическую систему мира (им было научно доказано вращение Земли и других небесных тел вокруг Солнца); Джорда́но Бру́но(1548 – 1600), заявивший о возможности существования бесконечного числа миров во Вселенной;
- Ренессанс - время великих географический открытий: Христофо́р Колу́мб(1451–1506) в поисках морского пути в Индию достиг в 1492 году берегов нового, неизвестного тогда континента, который назовут Америкой в честь другого, не менее знаменитого, мореплавателя Аме́риго Веспу́ччи(1454–1512) ; первым же из европейцев, кто смог добраться до Индии по морю, был путешественник Ва́ско да Га́ма(1460–1524) ; новые контуры на географических картах появились и благодаря Ферна́ну Магелла́ну(1480–1521) командовавшему первой кругосветной экспедицией, в ходе которой был открыт пролив, соединяющий воды Атлантического и Тихого океанов, позже названный его именем.
- Впервые со времен античности появляется возможность исследования человеческого тела и изучения механизма его деятельности, что стало основой современной научной медицины и анатомии. Это нашло отражение в трудах таких выдающихся ученых, как Миге́ль Серве́т(1509–1553) , открывшего малый круг кровообращения, Андре́аса Веза́лия(1514–1564) , оставившего многотомный труд по анатомии человека, Параце́льса(1493–1541) , знаменитого алхимика, врача, основателя европейской фармакологии, одним из первых начавшего применять в медицине химические средства.
- Создаются философские труды, определяющие место человека в мире и обществе (среди их авторов выделим Нико́ло Макиаве́лли(1469–1527)) , а также разрабатываются теории «идеального» устройства человеческого общества, примерами которых являются «Уто́пия» То́маса Мо́ра(1474–1535) и «Город Солнца» Томма́зо Кампане́ллы(1533–1639) ;
- Активно начинают использоваться компас и порох, изобретаются и находят широкое применение ткацкий станок и барометр. Следует отметить, как величайшее достижение человечества - создание в 1440 году Иога́нном Гуттенбе́ргом(1394 или 1399–1466 или 1468 ) печатного станка, изменившее технологию передачи информации и, тем самым, способствующее развитию мысли, науки и техники последующих эпох.
Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.
Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер .
Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.
Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519) , прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.
Расцвет изобразительных искусств
Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи , не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.
Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии ( Византийская иконопись. Как начать её понимать ), и созданию принципиально иного художественного языка.
Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472) .
Суть этого новшества заключалась в следующем: при написании картины, художник мысленно определял некую точку, находящуюся на линии горизонта, к которой, затем сводились все линии, в очертаниях и контурах предметов. При использовании этого приёма художник изображал все объекты, как бы уменьшающимися в размерах, по мере их «удаления» от зрителя. Благодаря этому, создавалась иллюзия глубины пространства, его трёхмерности.
Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел .
Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.
Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!
Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:
«Никогда больше, ни до, ни после Возрождения, не случалось такого, чтобы на протяжении сравнительно короткого в масштабах всеобщей истории отрезка времени – около ста пятидесяти лет – жило и работало так много необычайно одарённых, гениальных людей. Если бы было возможно вывести точную математическую формулу, которая бы выразила соотношение между количеством гениев и всех остальных людей, живущих в один и тот же исторический период, для Италии эпохи Возрождения такой показатель оказался бы максимальным».
И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:
«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности».
Периодизация искусства и культуры Возрождения
Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:
- Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
- Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
- Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
- Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.
Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.
О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :
Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Читайте также: