Игрушка в русском костюме
Народная культура и традиции русского народа - неисчерпаемая тема в развитии и воспитании ребёнка, его познавательных способностей, внутреннего мира, моральных и патриотических качеств.
Данны мастер-класс заинтересует педагогов ДОУ, начальной школы, а так же родителей. При желании, таким же образом, можно изготовить куклу-снегурочку, куклу-принцессу для настольного театра и тд.
Для работы потребуются:
Цветной картон, шаблон из бумаги
Различная тесьма, кружева, бисер, нитки цветные
Клей ПВА, клей Момент
Вырезаем шаблон фартука
Украшаем различной тесьмой, кружевами, а так же рукова рубахи и кокошник.
Из цветного картона изготовить "юбку" следующим образом:
1) положить лист картона горизонтально, отметить середину. Загнуть углы листа к центру.
2) Сделать ещё один загиб.
3)Подрезать уголки основания получившегося треугольника, можно с закруглением.
4)Перевернуть получившуюся фигуру, наклеить тесьму на нижнюю часть.
Соединить "верх" и "юбку" куклы клеем, сплести косу, бусы из бисера и нарисовать лицо нашей кукле.
С маленькими детьми можно использовать для украшения фартука карандаши, краски или фламастеры.
Надеюсь, полученный результат порадует ваших деток.
Мастер-класс по изготовлению платья для куклы из гофрированной бумаги 8 марта – это замечательное время, когда своими руками можно сделать подарки для мам, бабушек, девочек. А самые лучшие подарки – это те.
Мастер-класс «Кукла в казахском народном костюме» Продолжаю работу над куклами для патриотического уголка. Пятая кукла из моей коллекции кукол в народных костюмах будет казашкой. Для этого.
Мастер-класс по изготовлению куклы — Березки В старину на Троицу для гадания девушки делали куклу Березку. Кукла делалась из березового полена, красиво наряжалась, украшалась березовыми.
Мастер-класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани «Моя любимая кукла» для детей подготовительной группы Мастер класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани,Моя любимая кукла " для детей подготовительной группы Цель: Познакомить детей с.
Мастер-класс по изготовлению Куклы-колокольчика В отпуске я решила побольше узнать о народных тряпичных куколках. Они все очень яркие, красивые, интересные, со своей историей. Особенно.
Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.
Мастер-класс по изготовлению кукол в национальном костюме из бросового материала Для изготовления данных кукол нам понадобятся нитки (пряжа) Пустые небольшие бутылочки (например бифидумбактерин) Так же клей (лучше.
Моя коллекция кукол в народном костюме Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня хочу рассказать о своей коллекции кукол ручной работы, в народном костюме. Мне привезли двадцать.
Узоры и орнаменты в русском народном костюме. Пособие для детей дошкольного возраста Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, истории своего народа.
Русские куклы красавицы также изготавливаются из дерева, керамики, фарфора или текстиля представлены в нашем магазине как искусные авторские работы. За основу берутся старинные антикварные модели кукол, сделанные в разных областях России и переделываются из современных материалов.
В нашем интернет-каталоге представлены виды кукол:
- сказочные персонажи и фольклорные герои
- красавицы и молодые люди в национальных костюмах
- для домашнего кукольного театра
- редкие авторские работы
Основные производители таких кукол — фабрики и мастерские расположенные в старинных промысловых центрах — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Владимир, Ростов.
Основные материалы — натуральный хлопок, лен, ситец. Из ткани шьются платья стилизованные под крестьянскую одежду — красочные сарафаны, кокошники. Наряды дополняются цветастыми шалями, платками, яркими бусинами, вышивкой, расшиваются золотой тесьмой и кружевами.
Лица расписываются контрастными красками. Настоящая русская красавица кукла с румяными щеками, доброй улыбкой, большими глазами.
Русскую куклу можно подарить в качестве необычного сувенира из России, как игрушку для ребенка, недорогой приятный подарок.
Каждая из кукол в русском стиле рассказывает об обычаях, традициях, народной культуре. Игрушка будет хорошо смотреться в окружении изделий народных промыслов, аксессуаров с популярными узорами хохломским, гжельским, жостовскими розами.
Для оптовых покупателей - скидки! Доставим заказ в любой город России. Для оформления заказа вы можете использовать укороченную форму.
Что такое «русский стиль» в одежде антикварных кукол? Как «русский стиль» соотносится с русским традиционным нарядом? Уместно ли одеть немецкую или французскую куклу в то, что мы называем русским народным костюмом?
Эти, и подобные им вопросы неизбежно возникают на пути тех, кто пробует правильно одеть антикварную куклу в русский народный костюм.
Тема эта безусловно обширнейшая и требует серьезных искусствоведческих изысканий.
А пока, я хочу поделиться с вами небольшой публикацией моей жены Юрченко Юлии, которую мы разместили два года назад в нашей группе в ВК «Старинные куклы в нарядах Русского Севера». Статья дается с небольшими авторскими правками и дополнениями.
В конце статьи вы можете посмотреть фотокомпозиции нашей мастерской Antique dolls_Russian stayle.
_Как правильно одеть антикварную куклу в русский народный костюм?_
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно задаться следующим: как интерпретировался русский традиционный костюм в одежде этнографических кукол рубежа 19-20 вв.? Мне кажется, исследование этой области помогает понять проблематику, связанную с традиционным костюмом как таковым: его бытованием в 19-м и 20-м веках и существованием народного костюма сейчас.
В наши дни этнографическое движение набирает силу, традиционный народный костюм активно исследуется. Искусствоведы, художники, музейные работники объединяют силы в приобщении людей к изучению традиционного костюма: пропагандируются музейные образцы, художниками активно реконструируются подлинники головных уборов и традиционные комплексы одежды.
В этом контексте, мне кажется, очень нужным оказывается разговор о роли традиционного костюма как национального символа, пути, который этот символ прошел, понимании традиции в прошлом и сейчас. Всех заинтересованных приглашаю познакомиться с видео — лекциями искусствоведа, культуролога Андрея Боровского(«Комплекс Шабельской»: вехи мифологизации народного костюма в 20-м веке).
Если возвращаться к нашей теме — как интерпретировался народный костюм в одежде этнографических кукол рубежа 19-20 вв. — то я бы сказала, что здесь ситуация целиком отражала ситуацию с традиционным костюмом в русском дореволюционном обществе.
Я выделила три основных, очевидных для меня направления.
Первое — это куклы из земских мастерских при Московском Кустарном музее и в Сергиевом Посаде. Кукольная одежда воспроизводила подлинные образцы из Румянцевского музея, однако, эти образцы можно охарактеризовать как значительно стилизованные. Их отличительной чертой является замечательная декоративность, но, отнюдь, не этнографическая точность. Сейчас эти образцы можно увидеть в Музее игрушки в Сергиевом Посаде и в Музее Академии им. А.Л. Штиглица в Санкт — Петербурге.
Второе направление я бы назвала «строго этнографическое». Здесь костюмы подробно и точно воспроизводят этнографические подлинники. В качестве образцов можно указать коллекцию этнографических кукол из Рязанского историко — архитектурного музея — заповедника.
Также в качестве образца можно вспомнить куклу из Архангельского краеведческого музея в женском традиционном костюме (косоклинный сарафан из кубовой набойки, коротена, кокошник).
Третье направление — костюмы для кукол, вдохновленные образами художника С.Соломко, по эскизам которого создавались костюмы для знаменитого последнего Императорского бала. Иллюстрации И.Билибина, Б.Зворыкина, Е.Бем, а также многих других художников, которые популяризировали «русский стиль» в графике, тоже, очевидно, были источником информации о традиционном русском костюме. К этому направлению я бы отнесла эскизы кукольных костюмов Н. Бартрама выдающегося художественного деятеля, основателя и первого директора Музея игрушки.
Отдельной, очень интересной темой являются немецкие этнографические куклы, которых делали в Германии для экспорта в Россию. Я имею в виду фирму Бер и Прешильд. Их наряжали в сарафаны и кокошники, но они, конечно, имели ярко выраженное своеобразие — так представляли европейцы традиционный русский наряд.
Французских кукол тоже наряжали в «русском стиле», в основном, по актуальным на тот момент историческим поводам.
Так как же все — таки одеть антикварную куклу? В «русском стиле» или в русский традиционный костюм? На что ориентироваться? Сделать точную реплику старинного кукольного наряда? Или придумать что-то самостоятельно? Вопрос этот, конечно, остается открытым.
от 2 606 ₽ Кукла Весна Веснушка в русском костюме (мальчик). Купить
Тип: кукла-мальчик, классическая, материал куклы: винил, высота куклы: 26 см, особенности: кукла-мальчик, в национальном костюме
от 1 770 ₽ Кукла Весна Эля в белорусском костюме, 30.5 см, В3. Купить
Комплектация: кукла Материал: пластик, текстиль, пвх Упаковка: картонная коробка блистерного типа Размер упаковки: 35*12*10 см Высота куклы - 30,5 см Страна обладатель бренда: Россия Озвученная кукла точно придется по вкусу маленьким любительницам кукол и игр с ними. Та.
от 1 565 ₽ Кукла Весна Мальчик в русском костюме, 30см, В3909 Купить
Размер изделия: высота 30 см Возраст: от 3 летСостав: пвх-пластизоль, пластмасса, текстильУпаковка: коробка с окошкомСтрана изготовления: Россия Кукла-мальчик в русском народном костюме подойдет для различных сюжетно-ролевых игр и станет хорошим другом для ребенка. При.
от 1 224 ₽ 3 отзыва Кукла Весна Эля в русском костюме, 31 см, В3189, в. Купить
Игровые и дидактические возможности куклы: она может быть, так называемой, «методической куклой»,т.е. для обучения детей культурным и национальным традициям.Наличие элементов одежды, которые легко снимаются и надеваются, разнообразит возможности сюжетно-ролевых игр с эт.
от 1 799 ₽ Кукла Весна Веснушка в русском костюме (девочка). Купить
Материал куклы: винил, высота куклы: 26 см, функции: вращается голова, особенности: в национальном костюме
от 1 518 ₽ Кукла Весна Эля Русская красавица, 31 см, В2639, в. Купить
Игровые и дидактические возможности куклы: Эля Весна русская красавица может быть так называемой «методической куклой» для обучения детей культурным и национальным особенностям разных народов. В комплект одежды куклы входит: сарафан из шелка и кружева, кокошник из шелка.
Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.
Немного истории
История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.
По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.
Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.
Разновидности кукол
Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.
Виды народной куклы на Руси были следующие:
- Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
- Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
- Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.
Игровые детские куклы
Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:
- Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
- Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
- Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
- Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
- Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.
Тряпичные куклы
Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.
Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.
При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.
Обрядовые куклы
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:
- Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
- Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
- Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
- Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
- Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
- Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
- Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
- Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
- Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).
Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.
Обережные куклы
Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:
- Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
- Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
- Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.
- Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
- Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
- Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
- Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
- Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
- Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.
Куклы-мотанки
Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.
Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.
Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.
При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.
Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:
- юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
- сорочка — триединство мира; (лента, платок) — символ связи с небом.
Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.
Музей народной куклы
Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:
- Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
- Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
- Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
- Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
- Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
- Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).
Куклы в русских народных костюмах
Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.
Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.
Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.
При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.
Куклы из серии "ДеАгостини"
Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.
Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.
Читайте также: