Дымковская игрушка титульный лист
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МОБУ «СОШ с. Рождественка»
Творческий проект по теме
Выполнила Швырёва Снежана
Ученица 8 класса
Педагог изобразительного искусства: Цаюк Ирина Викторовна.
с. Рождественка 2019 год.
5.История народного промысла «Дымковская игрушка.»
8.Список используемой литературы.
Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного
1.Познакомиться с народной дымковской игрушкой.
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом.
3.Научиться приёмам декоративной росписи дымковской игрушки.
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Актуальность выбранной темы.
Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».
Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, и не повторяющийся. Не может быть двух одинаковых изделий. Эту игрушку может попробовать изготовить любой человек, нужна только глина, кисточка, краски, ну и фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом из Дымковской слободы под Вяткой-ныне в городе Кирове. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
История народного промысла
Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более 400 лет.
После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети.
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику «Свистунья» («свистопляска»), который имеет языческие корни и посвящён солнцу. В основном это были свистульки. Свист был главной особенностью, развлечением этого праздника. Когда праздник заканчивался, глиняные игрушки ставили на окна. Значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранился до начала 20 века.
А для чего нужны дымковские игрушки?
Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защищать себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигура с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дымку, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно – мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведённым на молоке.
К работе готовили 6-10 красок. Игрушки расписывали не сложным геометрическим рисунком росписи (круги, точки, кольца, прямые линии, волнистые линии). И яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, оранжевого.
Игрушки отличаются весёлым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу.
Теперь, когда изучена история, технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки, можно приступать к изготовлению своей игрушки.
Для лепки я заменила материал глину на пластилин.
Для лепки игрушки индюка из пластилина, с начало его нужно разогреть в руках и разделить на 4-5 частей (туловище, подставку, хвост, крылья и мелкие детали украшения).
Затем мы приступаем к лепке туловища на подставке.
Затем из следующего куска пластилина раскатываем шарик в блин толщиной 4-5 мм и вылепливаем формируя хвост прилепив к туловищу.
Меньшие шарики в размере раскатываю также в блин и прилепливают к боковым сторонам туловища индюка, формируя крылья. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают пальцами. Получается словно единое целое.
Затем украшаю игрушку деталями: корону на голову, изготавливаю и примазываю детали подбородка начиная с низу к шее под клювом.
Обеливаю игрушку эмульсионной краской на 2 раза и сушу.
Выполняю роспись готовой игрушки красками гуашь.
Расписанную игрушку покрываю бесцветным лаком.
В результате проведённой работы я изучила, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, на реке Вятка. Её возникновение связывают с весёлым праздником «Свистунья».
Научилась технике и элементам росписи игрушки. Главное отличие дымковской игрушки от других глиняных игрушек России – обеливание и использование около 10 цветов для росписи.
Я пришла к выводу, что Дымковская игрушка- искусство только рукотворное. В процессе работы над проектом я научилась своими руками делать дымковскую игрушку.
Список используемой литературы.
1) Владимир Крупин « В Дымковской слободе» ( 1989г.)
Курс повышения квалификации
Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС
Курс повышения квалификации
Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения
Курс повышения квалификации
Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС
«Искусство детям - увлекательно и просто: Ренессанс»
Краткое описание документа:
5.История народного промысла «Дымковская игрушка.»
8.Список используемой литературы.
Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного
1.Познакомиться с народной дымковской игрушкой.
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом.
3.Научиться приёмам декоративной росписи дымковской игрушки.
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Актуальность выбранной темы.
Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».
Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, и не повторяющийся. Не может быть двух одинаковых изделий. Эту игрушку может попробовать изготовить любой человек, нужна только глина, кисточка, краски, ну и фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом из Дымковской слободы под Вяткой-ныне в городе Кирове. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и весёлые.
История народного промысла
Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более 400 лет.
После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети.
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику «Свистунья» («свистопляска»), который имеет языческие корни и посвящён солнцу. В основном это были свистульки. Свист был главной особенностью, развлечением этого праздника. Когда праздник заканчивался, глиняные игрушки ставили на окна. Значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранился до начала 20 века.
А для чего нужны дымковские игрушки?
Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защищать себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигура с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дымку, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно – мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведённым на молоке.
К работе готовили 6-10 красок. Игрушки расписывали не сложным геометрическим рисунком росписи (круги, точки, кольца, прямые линии, волнистые линии). И яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, оранжевого.
Игрушки отличаются весёлым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу.
Теперь, когда изучена история, технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки, можно приступать к изготовлению своей игрушки.
Для лепки я заменила материал глину на пластилин.
Для лепки игрушки индюка из пластилина, с начало его нужно разогреть в руках и разделить на 4-5 частей (туловище, подставку, хвост, крылья и мелкие детали украшения).
Затем мы приступаем к лепке туловища на подставке.
Затем из следующего куска пластилина раскатываем шарик в блин толщиной 4-5 мм и вылепливаем формируя хвост прилепив к туловищу.
Меньшие шарики в размере раскатываю также в блин и прилепливают к боковым сторонам туловища индюка, формируя крылья. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают пальцами. Получается словно единое целое.
Затем украшаю игрушку деталями: корону на голову, изготавливаю и примазываю детали подбородка начиная с низу к шее под клювом.
Обеливаю игрушку эмульсионной краской на 2 раза и сушу.
Выполняю роспись готовой игрушки красками гуашь.
Расписанную игрушку покрываю бесцветным лаком.
В результате проведённой работы я изучила, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, на реке Вятка. Её возникновение связывают с весёлым праздником «Свистунья».
Научилась технике и элементам росписи игрушки. Главное отличие дымковской игрушки от других глиняных игрушек России – обеливание и использование около 10 цветов для росписи.
Я пришла к выводу, что Дымковская игрушка- искусство только рукотворное. В процессе работы над проектом я научилась своими руками делать дымковскую игрушку.
Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. История возникновение этой игрушки, второе возрождение этой игрушки - обо всем подробно рассказывается в проектной работе.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»»
Проектная работа
на тему: «Дымковская игрушка»
Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.
2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.
2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации
Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.
Актуальность выбранной темы:
Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».
Цель проекта:
Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:
1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.
Мне было интересно узнать:
1. Где родилась дымковская игрушка?
2. Как возник этот вид промысла?
3. А для чего нужны дымковские игрушки?
4. Особенности производства дымковской игрушки.
5. Возрождение дымковской игрушки.
6. Порядок лепки игрушки.
7. Ознакомление с характером росписи игрушек.
Выполняя проект, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.
Где родилась дымковская игрушка?
В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.
В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.
В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Как возник этот вид промысла?
Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".
Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.
А для чего нужны дымковские игрушки?
Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
2. Основная часть.
2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.
Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.
В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.
2.4. Особенности производства дымковской игрушки
Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.
С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
2.5. Технология изготовления игрушки.
1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.
Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.
Свернуть следующие два блина и получаются
Альбом предназначен для ознакомления дошкольников среднего и старшего возраста с дымковской росписью: с элементами узора, с разнообразием игрушек, расписанных дымкой.
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_rospis_1.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОРНАМЕНТ В КРУГЕ
ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ ЛОШАДКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по ознакомлению детей с народными росписями России
Презентация по ознакомлению детей с народными росписями России в целях ознакомления с народно-прикладным искусством. Изучение росписей, их элементов для дальнейшей работы детей на занятиях по художест.
развитие художественного вкуса в процессе ознакомления детей с хохломской росписью
Важность искусства в нравственно-эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ»
В материале представлен примерный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементами Городецкой росписи.
Цикл занятий по ознакомлению детей с Городецкой росписью
Цикл занятий по ознакомлению детей с Городецкой росписью.
Методическая разработка по ознакомлению детей с филимоновской росписью
1. История создания филимоновской игрушки.2. Элементы росписи.3. Филимоновские игрушки.4. Дидактические игры.
Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе " Ознакомление детей с гжельской росписью"
Этот конспект поможет педагогу легко и и интересно познакомить детей с русской народной росписью гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.
2.2 Где родилась дымковская игрушка? ……………….4 2.3 Как возник этот вид промысла. 4.
2.4 А для чего нужны дымковские игрушки. 4
2.5 Дымковская игрушка – искусство рукотворное……………….4
2.6 .Создание авторской игрушки…………………..5
(слайд1) Здравствуйте! Я, Никитина Диана, а я Перменева Анастасия мы ученицы 4 класса. Сегодня мы представляем проект «Народный промысел-дымковская игрушка» .Живём мы в селе 2-Сибирцево. Это очень живописный край! Наше село украшают прекрасные русские березки. Рядом протекает красивая река Тартас. Мы очень любим свою малую Родину. А еще мы любим читать, петь, рисовать, принимать участие в творческих конкурсах. И еще мы очень любим лепить из пластилина, глины ,солёного теста поделки.
А все началось на уроке ИЗО. Мы знакомились с дымковской игрушкой. Эти фигурки нам мне очень понравились. И нам захотелось больше узнать об этих игрушках, слепить свои фигурки.
Но для этого нужно было больше узнать о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, уметь создавать узоры по собственному замыслу, познакомиться с историей возникновения этих игрушек.
И мы решили провести свое исследование. Для начала поставили перед собой цель исследования (слайд2).Для достижения цели наметили, какие задачи необходимо выполнить( слайд 3).
Актуальность темы нашего проекта объясняется тем, что народные промыслы - это история страны, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Поэтому сохранение традиций народных промыслов, одна из основных задач нашего поколения. Необходимо расширить наши представления о русских традициях ( слайд4)
Использовали различные методы( слайд5) исследовательской работы:
Изучить литературу по данной теме.
Выполнить творческие работы.
Анализ полученных сведений.
Сравнение и обобщение материала.
2. Основная часть
Сбор информации мы начали в сельской библиотеке.( слайд 6)
2.1. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел
Потом мы дополнили свои знания через Интернет.( слайд7),Мы узнали что (слайд8)дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Слободе Дымково примерно 500 лет.
2.2 Где родилась дымковская игрушка?
(слайд9) В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.
2.3 Как возник этот вид промысла?
(Слайд10)Оказывается игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".
Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети.
2.4 А для чего нужны дымковские игрушки?
(слайд11) Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
2.5 Дымковская игрушка – искусство рукотворное.
(слайд12) Лепят её из красной глины перемешанной с песком
(слайд13) После просушки около 20 дней и обжига при температуре 700 градусов их покрывают белилами разведенными на молоке.
(слайд14) Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов.
(слайд15) Орнамент игрушек геометрический:
Клетки, полоски, круги, точки.
(Слайд 16-17) Дети читают стихи со слайдов
2.6 .Создание авторской игрушки.
Мы долго думали над тем, какую игрушку можно создать. Сначала мы нарисовали (слайд 18) потом решили вылепиль из пластилина ( слайд 19) . За основу взяли пластиковую бутылку и облепили её пластилином. Потом решили сделать игрушку из солённого теста.
Сначала мы приготовили тесто .( слайд 20) За основу взяли кусок фольгии облепили его тестом. ( слайд 21)Поставили сушить. Затем с учителем покрыли игрушки краской.( слайд 22)
Вот такие замечательные игрушки у нас получились( слайд 23)
3 Заключение.
(Слайд24) Закончив свое исследование, можем сказать что мы узнали историю, развитие, процесс изготовления дымковской игрушки. Сами изготовили эту игрушку. Теперь мы можем сказать, что художественный промысел «Дымковская игрушка» по – праву является национально-культурным достоянием России. (слайд 25)
4. Список литературы
Каталоги (например: 15 мастериц дымковской игрушки)
Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010
Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.
Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010
Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.
2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.
2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
2.7 . Работа рисования дымковской игрушки с образца.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации
Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках.
Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки. Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски.
Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые.
Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…
Дымковская игрушка очень нарядная. Когда игрушки раскрасят, на них «сажают золото». Листочки золота очень тонкие, легче пуха.
Кого лепят мастерицы?
Это водоноски, барыни и барышни, няньки с детьми, индюшки, бараны, олени, петухи, наездники…
Самая большая коллекция дымковской игрушки находится в Кировском областном краеведческом музее.
Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.
Актуальность выбранной темы:
Русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Ознакомление с порядком росписи игрушки? Рисование дымковской игрушки? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».
Цель проекта:
Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:
1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы зарисовки чертежа фигурки, «Дымковской игрушки»;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее рисования и роспись игрушки.
Мне было интересно узнать:
1. Где родилась дымковская игрушка?
2. Как возник этот вид промысла?
3. А для чего нужны дымковские игрушки?
4. Особенности производства дымковской игрушки.
5. Возрождение дымковской игрушки.
6. Порядок рисования игрушки.
7. Ознакомление с характером росписи игрушек.
Выполняя проект, я прочитала много статей и просмотрела множество интернет ресурсов на эту тему, ответила на различные вопросы о дымковской игрушке и узнала много полезного и интересного.
Где родилась дымковская игрушка?
В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.
В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.
В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Как возник этот вид промысла?
Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".
Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.
А для чего нужны дымковские игрушки?
Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
2. Основная часть.
2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.
Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.
В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.
2.4. Особенности производства дымковской игрушки
Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.
С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
2.5. Технология изготовления игрушки.
1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.
Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.
С вернуть следующие два блина и получаются
Читайте также: