Абашевская игрушка шаблон для рисования
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Абашевская игрушка.pptx
Курс повышения квалификации
Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
Курс повышения квалификации
Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)
«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Абашевская игрушка
урок ИЗО 5 класс
Афанасьева Галина Александровна
учитель ИЗО
МБОУ «Лицей» р.п. Земетчино
Самые старые игрушки из села Абашево Наровчатского района Пензенской губернии относятся к началу ХХ века.Типаж их довольно обычен — всадники, дамы, птицы.Абашевские игрушки имеют особенности пластики: всадники без ног, их тела слиты с конем в одну фигуру. Такая условность не бросается в глаза, а кажется естественной. Лица всадников и морды коней полны экспрессии…
Маленькие головы коней на длинных шеях с торчащими, как бы настороженными ушами, придают облику выражение наивной беспечности. Фигурки людей немного гротексны. Это не подобия реальных людей, условные существа, созданные народной фантазией. Своеобразны и птицы-свистульки. Петух скорее похож на старого швейцара с пышными бакенбардами, утка с утятами — на хлопотливую заботливую мамашу.
Особенности абашевской игрушки Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик.
Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Роспись игрушек Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.
Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.
В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее.
Абашевская игрушка Жил и работал в селе Абашево Пензенской области в 20-30 годах талантливый мастер Ларион Зоткин, был он один из тех кто возродил а башевскую игрушку. Все игрушки мастера Зоткина-свистульки в виде животных с длинным туловищем. Здесь можно увидеть голубого барана с могучими серебрянными рогами, зеленую в серебрянных пятнах собаку, красного оленя с великолепными многоярусными раззолоченными рогами, похожими на елку. Самые обыкновенные животные преврашались в руках Лариона Зоткина в сказочные существа неведомой породы. Традиции продолжают сейчас и другие мастера.
Тимофей Никитович Зоткин (1930-1988), мастер скульптуры малых форм и игрушки. Член Союза художников РСФСР. Образцы его изделий из глины находятся во многих музеях России, выставлялись за рубежом.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
Курс повышения квалификации
Особенности организации учебной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей технической направленности
Курс повышения квалификации
Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня
Курс повышения квалификации
Организационно-педагогическое обеспечение деятельности педагога-организатора образовательного учреждения
««Стань остроумнее» – 12 упражнений для разминки мозга.»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»
Ергизова Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Ачинск, 2020
Дидактический материал к занятию по изобразительному искусству «Абашевская глиняная игрушка»
Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру.
Актуальность
Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.
Цель: Познакомить детей с абашевской глиняной игрушкой, историей возникновения, основными элементами росписи.
Задачи:
Развивать творческое мышление и воображение;
Развивать мелкую моторику рук при работе с глиной;
Сформировать представление о возникновении и основных особенностях абашевской игрушки;
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству
Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Абашево Спасского уезда (ныне Спасский район Пензенской области). Село Абашево впервые упоминается в писцовых книгах в 1616 г. Считается, что промысел возник в XIX в., но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.
История возникновения промысла
Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.
В XIX — XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.
Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел.
История возникновения промысла
Особенности абашевской игрушки
Абашевские игрушки из глины изображают животных и людей в забавном гротескном виде, нередко принимают причудливый, фантасмагорический, сказочный облик, заставляют верить в чудеса.
Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.
Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.
В абашевской игрушке чувствуется глубокая связь с древностью. Эта связь многогранна, а зачастую загадочна. Фигуры передают некий гротеск, метаморфозу между человеческим и природным началами. Тело человека дополняется телом животного – кентавры. Рога – деревья. Хвосты – дудки. Игрушка оживляется дыханием и умеет «разговаривать».
Изготовление игрушки
Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, рождались целые династии гончаров и дудочников. В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах – сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м. и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глинянные изделия березовыми или дубовыми дровами.
Образы и символика абашевской игрушки
Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.
Среди основных фигурок абашевской игрушки выделяют:
Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.
Всадник — жених для девушки, верность долгу.
Коровка — символ плодородия.
Козлик — символ упорства в достижении цели.
Собачка — символ верности и дружбы.
Собачка со щенком — символ материнства.
Олень — символ единения с природой.
Барашек «золотое руно» — символ достатка.
Птичка — символ творчества
Лев — символ власти.
Роспись
Абашевская игрушка раскрашивается при помощи эмалевых красок насыщенных оттенков. Чаще всего это красный, синий, зелёный цвета, которые сочетаются самым необычным образом. Всё зависит о фантазии мастера, который делает игрушки. Непонятно как, но они всегда получаются гармоничными и красивыми. Некоторые мелкие детали, такие как рога, копыта или волосы могут быть окрашены в золотые и серебряные оттенки. Ещё один трюк, к которому прибегают мастера, – это оставление незакрашенных участков на фигурке. Таким образом получается сильный контраст между яркими цветами и белыми пятнами эмали.
Незамысловатая, но чудная абашевкая игрушка не может оставить кого-либо равнодушным. Веским доказательством сего служит то огромное количество стихов об этой забаве, которые ходят по всей России. В каком бы уголке этой большой страны вы не побывали, старые люди поведают или даже покажут вам потертую абашевскую игрушку.
Послесловие
Список использованных источников
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Курс повышения квалификации
Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
Курс повышения квалификации
Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)
«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Народные промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка»
Сущева Елена Геннадьевна,
Учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №2 города Кузнецка
Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек.
АБАШЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА, свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район).
Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры».
Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям.
В 1930-е годы в селе Абашево была организована гончарная артель. В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовой скульптуры малых форм. В 1968 году на фабрику был привлечен для ручного изготовления игрушек мастер А.Ф. Зоткин (1883-1974). С 1972 года эту работу продолжили Т.Н. и В.А. Зоткины, И.Ф. и П.И. Краюшкины, В.В.Челышев, И.И. Зюзенков, Т.Н. Зоткин, наметивший новые пути развития народного промысла. В Беднодемьяновске организован музей народного творчества, в селе Абашево – керамическая лаборатория.
Значение абашевской игрушки
Абашевские игрушки традиционны: испокон веков принято создавать образы домашних животных, птиц, оленей, барынь, всадников. Однако каждому мастеру свойственно пропускать эти образы через себя, вкладывать в фигурки частичку своей души. Примечательно также, что для лепки абашевской игрушки используется особая глина – лечебная. Именно поэтому абашевские игрушки снимают состояния тревожности, стрессов, оберегают их обладателей от дурного воздействия темных сил.
Глиняная игрушка «Олень» высотой 9 см, длиной 6,5 см символизирует непрекращающееся творение, возрождение, величие и благородство. Обладает функцией оберега от злых духов.
Абашевская глиняная игрушка, изображающая кошку, размером 14 на 12 см (высота и длина соответственно) является символом независимости, святости, торжества магических сил Природы. Считается, что обладатель абашевской игрушки «Кошка» получает в дар повышенную интуицию, магические способности. Игрушка – оберег от темных сил.
Абашевская глиняная игрушка в виде барыни высотой 23,5 см шириной 8 см, символизирует плодородие. Игрушка «Барыня» считается хранительницей очага, оберегает своего обладателя от злых духов, темных сил.
Абашевская глиняная игрушка-свистулька «Курочка» размером 10 на 6,5 см служит оберегом от злых духов. Традиционно игрушка в виде курочки считается хранительницей очага и семейного счастья, благополучия
Абашевская глиняная игрушка-свистулька в виде коровки высотой 9 см длиной 6,5 см обладает множественным, собирательным значением. «Коровка» символически воплощает Великую Мать, всех богинь Луны (важен их питательный аспект), продуктивную силу Матери Земли.
Всадник означает силу, выносливость, стремительность, для девушки - жених.
У самого известного мастера абашевских игрушечников Василия Зоткина в игрушках обилие вариантов небольшого круга одних и тех же тем и сюжетов (домашние животные, офицеры, барыни-«дуры»). Свистульку "птичку-бабочку" сделал Тимофей Зоткин. На голове у птицы корона, шею охватывает ожерелье, а грудь вся в пышных перьях.
1. КОРОВКА - символ плодородия, материального достатка, для девушек, кормилица в доме.
2. БАРАШЕК - "Золотое руно" - достаток, на руках остается золотая пыльца.
3. ОЛЕНЬ - "Серебрянное копытце" - гармония с природой, передвижения по жизни.
4. ВСАДНИК - означает силу, выносливость, стремительность, для девушки - жених.
В Спасском районе дети учатся лепить абашевскую игрушку
В образовательных учреждениях Спасского района началась реализация муниципального проекта «Абашевский промысел. Ремесло. Профессия. Жизнь». Основная цель проекта - развитие традиционного промысла с помощью приобщения молодого поколения к гончарному ремеслу.
С начала учебного года в школах для учеников 1-11-х классов введен курс «Народные промыслы. Абашевская игрушка». В Доме детского творчества в программу «Возрождение народных промыслов Спасского района» включен курс «Абашевская игрушка». Уроки проходят один раз в неделю. Даже воспитанники старших и подготовительных групп в детских садах района на занятиях по лепке учатся изготовлению народной свистульки.
Закрытое акционерное общество «Абашевская керамика», расположенное в Спасском районе Пензенской области, после двухлетнего перерыва возобновило выпуск традиционной абашевской грушки.
Планы у новых владельцев амбициозные – занять свою нишу на рынке не только областном, но и всероссийском. Уже начали реализацию своей продукции в Москве. В перспективе – Пенза, Ульяновск, Воронеж и другие города. В ближайшее время в Спасске и Пензе появились небольшие магазины с абашевской игрушкой.
Каждая Абашевская игрушка-свистулька имеет свой паспорт с датой изготовления, подписанный мастером!
Паспорт Абашевской игрушки-свистульки выполнен из толстого гланцевого картона, все надписи в нем выполнены серебрянной краской.
Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.
Нарядные абашевские глиняные игрушки привлекают внимание и заставляют верить в чудеса. Благодаря фантазии и таланту мастеров даже самые привычные и знакомые животные предстают в неожиданном обличии. В XIX – XX вв. в селе Абашево жили лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценили по всей России. Именно Абашево было центром гончарного искусства, поскольку местные произведения сочетали в себе пластическую выразительность, лаконизм и образность мышления, а также полный отход от натурализма.
Абашевская игрушка - это сатирический образ, который в высмеивал нечестных городовых и других управленцев. Размер такой фигурки был достаточно небольшой, а сама игрушка легко помещалась в ладонь.
Содержание:
История промысла
Промысел начал активно развиваться благодаря тому, что именно на территории Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали изготавливать в середине XIX века для детских игр. Но уже через некоторое время им придали сатирического характера, чтобы высмеять тех, кто обманывает и наживается на других людях.
Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, когда большинство мастеров по изготовлению глиняной посуды уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Именно тогда большинство из них занялось изготовлением забавных свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у местных ребят. Одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин, творчество которого оказало огромное влияние на будущие поколения.
Виды абашевских игрушек
Абашевские игрушки - это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливые формы. Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри и бороды. Большой популярностью пользовались бараны, олени, козочки. Часто они напоминали экзотических жирафов, волшебных кентавров, которым всегда была присуща некоторая сатиричность.
Сюжеты абашевской игрушки - сатиричные, направленные на высмеивание пороков общества и людей, которые пытаются стать богаче за счёт других. Именно поэтому вместе с необычными фигурками зверей можно увидеть нарядную барыню, лихого всадника и монарха в образе барана с человеческим лицом.
Технология изготовления
Технология изготовления абашевской игрушки достаточно проста и предполагает использование минимального набора инструментов. В своей работе мастер использует глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После того, как игрушка готова её просушивают и обжигают. После чего на поверхность игрушки наносятся различные причудливые узоры масляными и эмалевыми красками.
В результате стараний мастера получаются игрушки лаконичной формы, в которых отображена некая фантастичность и сатиричный смысл.
Роспись абашевской игрушки
Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Основные мотивы росписи - природа, окружающий мир. В ней присутствовал некий символизм, поскольку каждая краска использовалась с определённой целью.
Чаще всего на абашевских игрушках можно увидеть узоры красного, зелёного и синего цветов, которые символизируют траву, небо, пробуждение природы весной и постоянное стремление ввысь.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Абашевская игрушка. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Стихотворение про село Абашево Село Абашево большое, И хоть немного здесь садов, Здесь много делают игрушек Для разных наших городов Здесь много разных мастеров Гончарного изделия Трудолюбивый был народ, Он не любил безделья. Лепил кто дудки, кто горшки. Лепили всё на все лады, И были птички, и зверьки Себе на счастье - без беды!
526103 526084 526108 526082 526089 526090 526087 526085 526107 526083 526109 526081 526088 526094 526099 526097 526104 526098 526086 526091 526110 526101 526095 526102 526100 526092 526096 526093 526106 526105
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Мы в социальных сетях
Читайте также: