Вышивание крестиком с идеальной изнанкой
Я всегда восхищаюсь мастерами, которые вышивают огромные картины, или целые полотна с множеством цветов и оттенков, но если ещё и изнанка выглядит как полотно с ровными стежками, тогда сказать, что я в восторге, ничего не сказать. Нет слов, они застывают, и я снимаю шляпу перед, такими мастерами.
Идеальная изнанка - это способ вышивки, где будет видна изнаночная сторона (скатерти, салфетки, одежда, объемная вышивка и т.д.), в такой работе не допускаются хвостики и узелки, а все стежки на изнаночной стороне, расположены в одну сторону (Горизонтально/вертикально). При этом на лицевой стороне, все как при обычном способе, стежки лежат в одном направлении. При вышивании в технике «идеальная изнанка» необходимо соблюдать следующие правила:
- Правильное закрепление нити в начале и в конце работы.
В работе не следует закреплять нить узелком, поскольку это не самый надежный способ закрепления, а при оформлении узелки могут деформировать канву. - Все стежки на изнаночной стороне работы должны вышиваться в одном направлении – в горизонтальном или в вертикальном.
- При вышивании способом «идеальная изнанка» нельзя забывать про лицевую сторону вышивки: верхние стежки крестиков должны лежать в одном направлении, натяжение нити должно быть одинаковым.
- Перетяжки рекомендуется делать не более 1 см, а также прятать их под вышитыми участками. Под незашитыми фрагментами перетяжки лучше не допускать, так как при оформлении они могут просвечивать через канву.
- Важно не вышивать стежки «наметочным» швом (когда одним движением протыкаются 2 дырочки канвы) – при таком способе вышивания нить может натягиваться неравномерно и крестики получатся неаккуратными.
Моя изнанка никогда не была идеальной. Да я особо и не старалась, придерживалась правила, чтоб не торчали хвостики и не было узелков, чтоб не было больших протяжек, получалось относительно чисто. И вот я готова попробовать способ "идеальная изнанка" (на сколько хватит моего терпения). Выбрала не большой сюжет, чтоб попробовать. Очень понравился сюжет "История красной машинки", состоит из 6 маленьких картинок 10*10 см. Отлично подойдет моему сыну, он любит что то подобное. И хотя у меня в работе есть сюжет "Пейзаж" , желание попробовать новое, берет своё.
Существует мнение, что идеальная изнанка — это пустая трата времени, да ещё и в ущерб лицевой стороне. Существует и противоположное мнение, что качественная вышивка не может быть без идеальной изнанки.
Я не буду приводить аргументы ни "за", ни "против". Вышивка с идеальной изнанкокй — это технический прием, которым должна владеть каждая профессиональная вышивальщица (и вышивальщик — есть и такие) и использовать его тогда, когда сочтет нужным. Когда? Ну, например, при вышивке столового белья, когда изнанка видна.
Итак, данный мастер-класс о том, как вышить изделие с идеальной изнанкой быстро, без (с минимальным) ущерба для лицевой стороны.
Вообще, под идеальной понимается такая изнанка, в которой все стежки идут в вертикальном или горизонтальном направлении, или образуют крестики. В мастер-классе будет рассматриваться изнанка с вертикальными стежками.
Важно освоить всего два приема:
- Закрепление нити.
- Последовательность вышивания.
1. Закрепление нити.
1.1. Закрепление нити в начале или в середине работы.
Если вы вышиваете четным числом нитей одного цвета, то самые простые способы: "петелька" для начала крестика, "зацеп" за стежок изнанки, если, по каким-то причинам нельзя сделать "петельку".
Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать :)
Думаю, из фото понятно, о чем речь.
Способ "петелька" мне нравится больше всего, так как он — самый быстрый (не нужно поворачивать работу и находить нужную точку на изнанке) и он не "вредит" лицевой стороне; на изнанке же эта петелька размером в четверть крестика абсолютно не заметна.
Если вы вышиваете нечетным числом нитей или у вас бленд, то хвостик крепится под стежками лицевой стороны.
1.2. Закрепление нити в конце работы.
В конце работы нить крепится на лицевой стороне, под крестиками (желательно, под двумя - тремя крестиками, чтобы хвостик точно не выскочил в процессе эксплуатации).
Рекомендую определить для себя два направления: вертикальное и горизонтальное, — в которых вы будете крепить нить в конце работы; это позволит не "встретиться" нитям, закрепляемым под одними и теми же крестиками в разных направлениях. Обычно я креплю нить сверху вниз и слева направо.
Еще один важный момент, который позволит существенно "уменьшить вред" лицевой стороне. Закрепляемая нить должна выйти на лицевую сторону с той стороны стежка крестика, с которой Вы будете ее закреплять (см. схему).
Ну и, конечно же, ненужно пропускать нить под крестиками контрастного цвета — ее будет видно.
2. Последовательность вышивания.
2.1. Несколько общих правил:
- по своему опыту, вышивать быстрее и удобнее всего смешанным способом; преимущественно датским (когда сначала вышивается одна половинка крестика, а затем, "на обратном пути" - другая); это позволяет экономить время на сверках со схемой. Однако, некоторые крестики потребуется вышить сразу полностью (это будет рассмотрено далее на примерах);
- если участки одного цвета соприкасаются хотя бы по диагонали, их можно вышить без отрыва нити;
- не пытайтесь просчитать весь "маршрут" вышивания - это трата времени; рассматривайте ближайшие несколько крестиков как одну из типовых фигур (будут представлены ниже) и двигайтесь вперед.
2.2. Всю схему можно "разложить" на типовые фигуры:
На фотографиях представлена последовательность вышивания каждой из фигур, практически, до стежка. Где будет необходимо, я сделаю пояснения.
Прямоугольник — все просто и понятно:
Вертикальная или горизонтальная линии — это частные случаи прямоугольника.
Диагональ.
Есть правило: 2 крестика по диагонали можно вышить с идеальной изнанкой, не поддевая нить под вышитый ранее верхний стежок на лицевой стороне. Если диагональ длиннее, то у третьего крестика сначала вышивается верхний стежок (нижний — "на обратном пути"), у четвертого — нижний. В общем, смотрите последовательные фото процесса.
Лесенка (снизу — вверх).
Если вышивать "ступеньки" лесенки через одну (а остальное дошить, возвращаясь), то можно не поддевать нитку под вышитый сначала верхний стежок. Это — прежде всего, экономия времени, ну, и лицо, опять же, "не страдает".
Лесенка (сверху-вниз).
Прямоугольник с вертикальным уступом = 2 прямоугольника.
Прямоугольник с горизонтальным уступом = прямоугольник + диагональ или = 2 прямоугольника.
Вертикаль с диагональю.
Подход зависит от количества крестиков в вертикали и, соответственно, предпоследнего и последнего стежков.
В первом случае для правого крестика используется подход аналогичный "лесенке" — последний крестик вертикали пропускается на пути "туда" и вышивается полностью на "обратном" пути. Левый крестик вышивается как обычный диагональный, с поддеванием нижнего стежка под ранее вышитый верхний.
Вторая ситуация вертикали с диагональю: последний крестик вертикали вышивается полностью, диагональный крестик вышивается также полностью (помните правило: два крестика диагонали можно вышить с идеальной изнанкой, не поддевая нити нижнего стежка под ранее вышитый верхний стежок), затем как в "лесенке" последний крестик вертикали "перепрыгиваем". На изнанке — ровные вертикальные стежки.
Через пробел.
Если несколько крестиков расположены друг над другом, то считаем, что повезло: из можно вышивать традиционным способом, то есть, сразу весь крестик и переходить к следующему. На изнанке — ровные вертикальные стежки.
Одиночный крестик.
Самое главное достаточно туго затянуть нить при креплении в начале и в конце работы — тогда крестик не будет слишком объемным, а нить не вылезет в процессе эксплуатации. В конце нить крепим дважды: в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Вообще, сделать аккуратно одиночный крестик — это, для меня, самое сложное.
Однако, теория — это хорошо, а давайте посмотрим, как это работает на практике.
Итак, мне надо вышить на салфетке (край которой обработан с помощью мережки, описанной в отдельном мастер-классе ) вот такой цветок. Для наглядности, выделяю на схеме цвет, которым буду вышивать.
Поехали:
Ну вот, первый цвет готов, на лицевой стороне не видно, где закреплена нить, где вышивался сначала верхний стежок. Изнанка же позволяет отогнуть угол салфетки при использовании.
Всеми нами любимая вышивка крестом так же, как и другие виды рукоделия, имеет свою историю. Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид. Ведь оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение красоты каждого народа.
В России и Беларуси вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке и постепенно вышивка приобретала все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.
С ХVIII века она вошла в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (то есть по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до сегодняшнего дня сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц.
В каждой местности были свои особенности и приемы вышивки крестом. Наибольшее распространение получил односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной — вертикальные или горизонтальные стежки (важное значение при этом придавалось «чистой» изнанке).
Простой односторонний крест состоит из двух наклонных скрещивающихся стежков, при этом, как правило, нижний стежок направлен из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок — из левого верхнего угла в правый нижний.
Основные требования к вышивке:
1. Крестики должны быть одного размера. Вершины всех соседних крестиков должны совпадать.
2. Все верхние стежки крестиков должны лежать в одном направлении.
3. На лицевой стороне должны быть наклонные скрещивающиеся стежки, а на изнанке — или горизонтальные, или вертикальные, но лежащие только в одном направлении.
4. При замене ниток их концы следует прятать с лицевой стороны под крестиками, поэтому толщина вышивальной нити должна быть достаточной для того, чтобы прикрывать ткань в промежутках между стежками крестиков.
5. Стежки на изнанке должны быть короткими. Допускается делать протяжки ниток длиной не более 1 см, желательно перевивая нитку с соседними «попутными» стежками. При необходимости более длинной протяжки нитку нужно обязательно перевивать с соседними стежками. Если это невозможно, далеко отстоящую часть мотива следует вышивать отдельной ниткой.
6. При необходимости в крестике можно выполнить дополнительный стежок, то есть продублировать верхний или нижний стежок.
7. Переход в нужную точку узора следует выполнять на лицевой стороне под крестиками. Поскольку нить в этой точке должна выходить с изнанки, то после протягивания под крестиками следует вывести нить на изнанку в точке, ближайшей к нужной, и сделать изнаночный стежок с выходом на лицевую сторону в нужной точке. При невозможности перехода под крестиками кончик нити следует закрепить и нить отрезать.
Практические рекомендации перед началом работы.
Узоры геометрического характера отличаются высокой технологичностью. Для её повышения часто используют прием обрамления орнаментальной полосы швом «косичка», облегчающим переход от элемента к элементу.
Для выполнения конкретного узора нужно в первую очередь внимательно его рассмотреть и выбрать направление стежков на изнанке (горизонтальное или вертикальное), то есть проанализировать возможность и удобство перехода от элемента к элементу узора.
Большинство узоров возможно выполнить двумя способами (с горизонтальными или вертикальными стежками), для некоторых бывает пригоден только один из них.
В упражнениях рассмотрены варианты прохода вышивальной нити в различных ситуациях. Любой выбранный для вышивания рисунок можно разложить на элементы (горизонтальные, вертикальные, наклонные ряды крестиков и их сочетания) и свести к различным комбинациям этих элементов.
Один и тот же узор можно выполнить несколькими способами с одинаковым результатом. Выбирать следует оптимальный вариант, то есть наиболее удобный для конкретного человека.
Упражнения для освоения вышивания крестом с «чистой» изнанкой.
При вышивании крестом с «чистой» изнанкой используется способ неполного креста. Смысл этого способа состоит в том, что при первом проходе вышивальной нити в некоторых крестиках выполняются два стежка (верхний и нижний), в некоторых — только один из них, а некоторые крестики из технологических соображений вообще пропускаются. При втором, то есть обратном проходе вышивальной нити выполняются недостающие стежки в неполных крестиках, а также пропущенные крестики.
Схемы прохода нити в упражнениях приведены в определённом положении, исходя из их графического удобства, чтобы нагляднее проиллюстрировать последовательность выполнения элементов. При этом нужно учитывать, что при выполнении упражнений следует поворачивать работу так, чтобы рука двигалась справа налево (это наиболее эргономически целесообразное направление движения). Значок * на схемах обозначает точку начала следующего стежка. Стрелками показано направление движения нити.
1. Горизонтальные ряды.
1.1. Ряд сплошных крестиков выполнять справа налево в один проход нити без возврата в начальную точку.
1.2. Ряд сплошных крестиков выполнять в два прохода нити (то есть с возвратом в начальную точку): сначала ряд нижних стежков крестиков прошить справа налево, затем повернуть работу на 180° и на обратном пути поверх нижних стежков прошить справа налево ряд верхних стежков крестиков.
1.3. Ряд разреженных крестиков выполнять слева направо в один проход нити (без возврата).
1.4. Ряд сплошных крестиков выполнять слева направо в один проход нити (без возврата) аналогично ряду разреженных крестиков (см. упражнение 1.3), при этом каждый раз после выполнения нижнего стежка очередного крестика следует сначала выполнить крестик, покрывающий оставленный зазор, а затем верхний стежок неполного крестика.
1.5. Двойной ряд разреженных крестиков выполнять слева направо без возврата в начальную точку.
2. Вертикальные ряды.
Вертикальные ряды крестиков следует выполнять только в два прохода нити с возвратом в начальную точку.
2.1. Одиночный вертикальный ряд крестиков.
Сначала нужно выполнить ряд нижних стежков крестиков в направлении снизу вверх, затем перекрыть их верхними стежками в направлении сверху вниз.
2.2. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа на уровне верхнего крестика.
Сначала выполнить ряд наклонных нижних стежков крестиков в направлении снизу вверх, повернуть работу на 180° и перейти на соседний ряд, где выполнить ряд нижних стежков и перекрыть их верхними стежками. Затем снова перейти на первый ряд и, перекрывая сделанные нижние стежки верхними, вернуться в начальную точку.
2.3. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся слева на уровне верхнего крестика выполнять аналогично упражнению 2.2.
2.4. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева на уровне верхнего крестика.
Выполняя упражнение аналогично упражнению 2.2, целесообразно сначала перейти на соседний ряд, который находится справа, а затем на тот, что слева (см. упражнение 2.4.1). В противном случае на изнанке образуется протяжка длиной в три клетки (см. упражнение 2.4.2). И хотя это вполне допустимо, всё же в первом случае изнанка будет выглядеть чище.
2.5. Прямоугольник, состоящий из нескольких вертикальных рядов крестиков.
Выполнять упражнение можно 3-мя способами.
В первом случае (упражнение 2.5.1) нить движется по пути, напоминающем змейку, в два прохода «туда — обратно», при этом выполнение вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, сочетается с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.2.
Второй случай (упражнение 2.5.2) — сочетание выполнения вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.1.
Третий случай (упражнение 2.5.3) — сочетание выполнения вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.4.
2.6. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа ниже уровня верхнего крестика.
Сначала выполнить ряд нижних стежков, затем закрыть один крестик верхним стежком и перейти на соседний ряд. Далее поступать аналогично упражнению 2.2.
Подобным образом следует поступать, если соседний ряд крестиков находится слева.
2.7. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева ниже уровня верхнего крестика.
Здесь возможны три варианта.
В упражнении 2.7.1 сначала нужно выполнить ряд нижних стежков до уровня правого соседнего ряда, перейти на правый ряд, выполнить его полностью, затем перейти на левый ряд, выполнить его полностью. После этого вернуться на центральный ряд, выполнить сверху недостающий нижний стежок. Затем, двигаясь вниз, закрыть все неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд, по пути «туда» выполнить оба «довеска», а затем вернуться обратно).
В упражнении 2.7.2 сначала выполнить ряд нижних стежков до уровня правого соседнего ряда, перейти на правый ряд, выполнить его полностью. Затем вернуться на первый ряд, выполнить недостающий нижний стежок крестика, закрыть один верхний крестик вторым стежком. После этого перейти на левый соседний ряд, выполнить его полностью. Затем вернуться на первый ряд и, двигаясь вниз, закрыть все неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд крестиков, правый «довесок» выполнить по пути «туда», а левый — по пути «обратно»).
В упражнении 2.7.3 сначала выполнить все нижние стежки центрального ряда, затем закрыть один верхний крестик, перейти на правый ряд и выполнить его полностью. После этого перейти на левый ряд, выполнить его полностью, вернуться на первый ряд и закрыть оставшиеся неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд, оба «довеска» выполнить по пути «обратно»).
2.8. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа выше уровня верхнего крестика.
Здесь возможны два варианта.
В упражнении 2.8.1 выполнить ряд нижних стежков, перейти на соседний ряд, выполнить стежок крайнего верхнего крестика ряда. Так как он ложится в направлении не нижнего стежка, а верхнего, второй стежок этого крестика нужно не укладывать поверх первого, а протягивать под ним. Далее следует выполнить оставшиеся нижние стежки правого ряда, закрыть их верхними, перейти на первый ряд и закрыть оставшиеся неполные крестики.
В упражнении 2.8.2 выполнить ряд нижних стежков, перейти на соседний ряд и далее, двигаясь вниз, выполнить нижние стежки соседнего ряда, пропустив его верхний крестик. Затем выполнить верхние стежки этого ряда, а также верхний стежок недостающего крестика, «поднырнуть» нижним его стежком под верхний, перейти на первый ряд и закрыть неполные крестики.
Подобным образом следует поступать, если соседний ряд крестиков находится слева.
2.9. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева выше уровня верхнего крестика.
Выполнить нижние стежки центрального ряда, перейти на правый ряд и выполнить его аналогично упражнению 2.8.1 или 2.8.2. Затем перейти на левый ряд, таким же способом полностью выполнить его, вернуться на центральный ряд и закрыть неполные крестики.
2.10. Закрепление навыков.
Это упражнения, обобщающие некоторые предыдущие.
В упражнении 2.10.1 нить при первом проходе (на пути «туда») следует вести по рядам «змейкой», как в упражнении 2.5.1, но переходы от ряда к ряду осуществлять по-разному, так как ряды по отношению друг к другу расположены либо на уровне крайнего крестика, либо со сдвигом (см. упражнения 2.2, 2.6, 2.8). После первого прохода часть крестиков оказывается выполненной полностью, а часть — не полностью. Во время второго прохода (на обратном пути) нужно закрыть все оставшиеся неполные крестики.
В упражнении 2.10.2 второй ряд находится выше уровня первого ряда на 6 крестиков. В данном случае переход от первого ряда ко второму осуществлять способом, описанным в упражнении 2.8, нецелесообразно, так как 6 крестиков придётся выполнять в обратном порядке (сначала верхние стежки, затем нижние). Рациональнее будет пропустить эти 6 крестиков, выполнить в этом ряду только два нижних (из них первый — не полностью, второй — полностью) и перейти на третий ряд. Затем нужно выполнить все его нижние стежки и уже с третьего ряда вернуться на второй, где выполнить полностью недостающие шесть крестиков в обычном порядке (сначала нижние стежки, затем верхние), после чего перейти на четвёртый ряд и продолжить работу до последнего ряда. Во время второго прохода закрыть все оставшиеся неполные крестики.
Счетный крест — это очень просто. И в своей статьей я вам это докажу! Я расскажу, что для этого нужно и как правильно работать с ним. Благодаря нему можно сделать великолепные и изящные работы.
- С чего начать вышивку
- Наборы для вышивки
- Схемы для вышивки
- Необходимые материалы и инструменты
- Основа
- Нитки
- Вышивальная игла
- Пяльца
- Ножницы
- Водорастворимый маркер для ткани
- Техника вышивания крестом
- Начало работы
- Закрепка в начале работы
- Закрепка в конце работы
- Виды стежков
- Советы по технике выполнения
- Когда работа готова
- Влажно-тепловая обработка
- Оформление готовых работ
- Прикладная вышивка
Счетный крест – самая популярная сегодня техника вышивки. Второе название этого вида рукоделия – вышивка крестом (крестиком). Основным элементом выступает квадратный крестик, образованный двумя диагональными стежками.
С чего начать вышивку
Вышивать крестом можно по готовым наборам или по схемам, к которым придётся самостоятельно подобрать материалы.
Наборы для вышивки
Наборы для вышивания крестом можно приобрести в любом рукодельном магазине.
Стандартный набор включает:
- схему рисунка (цветную или чёрно-белую) и инструкцию;
- основу – канву необходимого размера;
- нитки нужных цветов в необходимом количестве, обычно разобранные на органайзер;
- иглу.
Так выглядит набор для вышивки.
Дополнительно необходимо приобрести пяльца (см. ниже) и небольшие ножницы для рукоделия.
На что обратить внимание при выборе набора:
- Размер готовой работы. Обычно указан в крестиках или в сантиметрах. В небольшом с виду наборе может скрываться работа 100х300 крестиков, на выполнение которой уйдёт много часов. Для начинающих рукодельниц рекомендуются небольшие сюжеты.
- Вид стежков. Крестик – основной стежок в технике счётный крест, часто дополняется другими стежками для увеличения чёткости и детализации работы. Также наборы могут быть дополнены бисером. Обычно на упаковке перечислены применяемые стежки. Чем больше разных стежков используется в работе, тем она сложнее.
- Комплектация. У некоторых производителей в состав набора не входит игла, реже наборы не комплектуются нитками (например, французские наборы).
Схемы для вышивки
Если подходящего по сюжету и пожеланиям набора не нашлось, можно приобрести только схему в печатном или электронном виде. Вышивка крестом сейчас очень популярна, поэтому ассортимент схем огромен, дизайнеры выпускают новейшие схемы каждый день. К схеме потребуется подобрать материалы: основу и нити мулине.
Необходимые материалы и инструменты
Для вышивки крестиком понадобятся:
Основа
Стандартная основа для вышивки крестиком – хлопковая канва с жестким переплетением нитей, образующим четкую сетку из дырочек, по которым необходимо вышивать крестики, такую основу часто называют «аида» и создана она специально для вышивки крестом. Большинство готовых наборов укомплектованы именно канвой. Обычно канва белого цвета, но можно встретить цветные варианты. Также бывает канва с нанесённым рисунком, который необходимо повторить – это облегчает работу вышивальщице.
Второй вариант основы — ткань равномерного переплетения, или равномерка. Это может быть хлопковая, льняная, с добавлением вискозы или бамбука, ткань, толщина нитей которой равна толщине отверстий. Таким образом, ткань похожа на мелкую сетку. Вышивают на равномерке обычно через две нити основы, поэтому она рекомендована в основном опытным вышивальщицам.
В продаже представлена равномерка различных цветов. Цветная основа обычно используется для работ, где фон не вышивается.
Канва аида (слева) и ткань равномерного переплетения (справа).
Нитки
Для вышивки крестиком используются специальные хлопковые нитки – мулине.
Готовые наборы комплектуются необходимыми цветами мулине в нужном количестве, нитки удобно разобраны на органайзер.
В схемах для вышивки обязательно присутствует ключ – перечень необходимых цветов мулине с указанием номера в палитре производителя. Обратите внимание, что у каждого производителя своя палитра цветов мулине.
Вышивальная игла
Вышивать следует иглой с тупым кончиком. В продаже имеются наборы вышивальных игл по 4-8 шт. Как говорилось выше, наборы часто комплектуются иглой.
Пяльца
Необходимы для закрепления и натяжения ткани. Чем лучше натянута ткань, тем легче вышивать, попадая чётко в дырочки основы, тем ровнее и аккуратнее будут крестики. Пяльца могут быть пластиковыми, деревянными, металлическими. Обычно они круглые, реже встречаются овальные пяльца и квадратные рамки. Увлечённые вышивальщицы могут приобрести станки для вышивки крестиком – пяльца на ножке, освобождающие вторую руку для более быстрой вышивки.
Пяльца различаются по форме и материалу.
Ножницы
Небольшие ножницы для рукоделия для обрезки кончиков ниток. Подойдут также маникюрные ножницы.
Водорастворимый маркер для ткани
С помощью маркера можно разметить на ткани сетку 10х10 клеточек (крестиков) – это упростит процесс вышивки. Когда работа готова, разметка удаляется в тёплой воде. Перед разметкой рекомендуется проверить маркер на краю ткани и удостовериться, что он действительно смывается без проблем. В противном случае, лучше отказаться от разметки – под светлыми крестиками она может просвечивать, а на незашитых участках (если схемой предусмотрены таковые) будет видна. Не рекомендуется размечать ткань карандашом или шариковой ручкой – такая разметка точно не смоется и испортит работу.
Техника вышивания крестом
Настало время узнать, как вышивать крестиком. Ниже вы найдёте подробные инструкции.
Начало работы
Если в схеме не предусмотрено иное, вышивку крестиком выполняют в две нити. Пасма мулине содержит 6 нитей. Необходимо отделить 1 ниточку из шести нужной длины, сложить пополам и вдеть в иглу. Получится вышивка в 2 нити.
Закрепка в начале работы
В вышивке крестом узелки не используются. Для закрепления нити выведите иголку с изнаночной на лицевую сторону, отступите 1 ниточку основы (получится микроскопический стежок), выведите иглу на изнанку и проденьте в образованное сгибом нити колечко и затяните. Затем снова выведите нить в первое отверстие и выполняйте стежок. Закрепка готова.
Закрепка в конце работы
После выполнения всех крестиков нужного цвета необходимо закрепить нить. Для этого переверните работу на изнаночную сторону и протяните иглу с ниткой под 3-4 вертикальными стежками изнанки. Кончик нитки отрежьте.
Закрепляем нить в конце работы.
Виды стежков
- Счетный крест (печатный крест) – основной стежок.
Крест состоит из двух диагональных стежков и выполняется в два этапа.
Сначала необходимо выполнить стежок из нижнего левого угла клетки в верхний правый, затем из нижнего правого в верхний левый. Таким образом выполняются одиночные крестики одного цвета.
Обычно рядом располагается несколько крестиков одного цвета. Удобно сначала выполнить все нижние стежки, а затем верхние в обратном порядке.
На фото показан верхний стежок.
А так выглядит нижний стежок.
Не имеет значения, в какую сторону выполнять нижний, а в какую верхний стежок – начинать крестик можно и с правой стороны. Главное чтобы все крестики работы были выполнены одинаково.
Диагональный стежок, выполняется как половинка крестика. Обычно используется для лёгкого фона в воздушных акварельных дизайнах.
Используется для очерчивания контуров деталей, придания вышивке чёткости, фактурности и законченного вида. Выполняется поверх крестиков. Если схемой не предусмотрено иное, бэкстич выполняется в 1 нить. Для окантовки используется шов назад иголку (или вперёд иголку в зависимости от удобства).
При выполнении бэкстича необходимо, чтобы ткань была хорошо натянута, нитки не провисали, а соседние стежки выполнялись чётко в одну и ту же точку, без пропусков и разрывов. Если схема предусматривает длинную прямую линию, следует разбить её на отрезки не больше 4-5 крестиков, чтобы избежать провисания нити.
Большинство работ в технике счётный крест выполняются при помощи этих трех видов стежков. Гораздо реже в схемах могут встречаться французские узелки, несчетный крест и другие варианты. Обычно инструкция к схеме приводит описание выполнения элементов.
Советы по технике выполнения
Идеальная длина нити в игле около 20 см. Если необходимо вышить большое количество крестиков одного цвета, следует использовать несколько нитей подряд. Слишком длинная нить может путаться или порваться.
Идеальная изнанка состоит из вертикальных стежков без протяжек, узелков и торчащих концов нитей. Вышивка с идеальной изнанкой – задача достаточно сложная и требует дополнительных усилий от вышивальщицы. Обычно к ней прибегают в случаях, когда изнанка будет доступна окружающим, например, при вышивке скатертей, полотенец. Если же изнанка работы будет закрыта (например, задней стороной рамки), лучше сосредоточиться на ровности и аккуратности лицевой стороны. Тем не менее, не стоит делать длинных протяжек на изнанке (нитки могут провиснуть) и оставлять кончики нити – они могут вылезти на изнанку и испортить работу.
Изнаночная сторона вышивки.
Вышивать лучше последовательно, не перескакивая из одного угла работы в другой – в этом случае можно легко ошибиться при подсчёте клеточек и потом долго распарывать и переделывать работу.
Бэкстич можно вышивать как сразу на законченных участках вышивки, так и в конце работы, когда все крестики уже готовы.
Когда работа готова
Влажно-тепловая обработка
Стирать вышивку необходимо в тёплой воде до 40 градусов (во избежание линьки ярких ниток) с жидким средством для стирки либо бесцветным жидким мылом. Отжимать вышивку нельзя! Влажную работу необходимо расстелить на махровом полотенце, скатать вместе в рулончик и оставить минут на 10-15 — полотенце впитает лишнюю влагу. Затем вышивку необходимо высушить, проглаживая утюгом по изнаночной стороне. Благодаря этому на ткани не останется заломов от пялец.
Оформление готовых работ
После влажно-тепловой обработки работу можно оформить в рамку самостоятельно либо воспользовавшись услугами багетной мастерской. Для самостоятельного оформления потребуется рамка, степлер или клей, чтобы закрепить ткань.
Прикладная вышивка
Вышивка крестом часто оформляется в прикладные вещи: подушки, скатерти, полотенца, чехлы, сумки, тканевые корзины, фотоальбомы и так далее. В качестве основы для прикладной вышивки часто используется равномерка – из неё проще сшить изделие и сетка равномерки не будет просвечивать как сетка канвы.
Также печатный крест используется в декоре одежды. Выполняется он с использованием специальной водорастворимой канвы или флизелина, который предварительно примётывают к ткани. Когда вышивка готова, сетка легко растворяется в теплой воде.
Вышивка в технике счетный крест – старинное, но в то же время популярное сегодня увлечение. Узнав из этой статьи, какова техника вышивания крестом, попробуйте для себя этот вид рукоделия и насладитесь творческим процессом. Результат вашего труда станет прекрасным украшением дома или подарком родным и близким.
Задавайте вопросы, делитесь своими успехами в вышивке в социальных сетях и получайте удовольствие от творчества!
Идеальная изнанка это способ вышивания, при котором в работе не допускаются узелки и не заправленные хвостики ниток, а все стежки на изнаночной стороне вышивки расположены в одну сторону (вертикально или горизонтально). При этом на лицевой стороне изделия, как и при обычном способе, верхние стежки смотрят в одну сторону.
Идеальная изнанка часто используется в таких вещах, где будет видна изнаночная сторона вышивки: салфетки, скатерти, рушники, одежда, объемные изделия.
При вышивании в технике «идеальная изнанка» необходимо соблюдать следующие правила:
- Правильное закрепление нити в начале и в конце работы (см. МК «Закрепление нити на канве»).
В работе не следует закреплять нить узелком, поскольку это не самый надежный способ закрепления, а при оформлении узелки могут деформировать канву. - Все стежки на изнаночной стороне работы должны вышиваться в одном направлении – в горизонтальном или в вертикальном.
- При вышивании способом «идеальная изнанка» нельзя забывать про лицевую сторону вышивки: верхние стежки крестиков должны лежать в одном направлении, натяжение нити должно быть одинаковым.
- Перетяжки рекомендуется делать не более 1 см, а также прятать их под вышитыми участками. Под незашитыми фрагментами перетяжки лучше не допускать, так как при оформлении они могут просвечивать через канву.
- Важно не вышивать стежки «наметочным» швом (когда одним движением протыкаются 2 дырочки канвы) – при таком способе вышивания нить может натягиваться неравномерно и крестики получатся неаккуратными.
- Рассмотрим основные приемы вышивания идеальной изнанки.
Вышивание квадратной области.
Делаем первый ряд нижних стежков, направление стежков снизу слева – направо вверх.
Переходим на второй ряд и также вышиваем только нижние стежки. При переходе на второй ряд соблюдаем правило вертикальных стежков на изнанке. Направление стежков для второго ряда будет сверху справа - налево вниз и т.д… Закончив вышивать квадратную область нижними стежками, начинаем вышивать верхние стежки в обратном направлении.
По окончании вышивки закрепляем нить способом «змейка» или проведя нить под стежками на лицевой стороне.
Готовый фрагмент
Изнанка готового фрагмента
Вышивание по диагонали
Вышивание по диагонали для идеальной изнанки имеет свои особенности. Рассмотрим на примере.
Нижний стежок первого крестика делаем как обычно – из левого нижнего угла в правый верхний. Далее делаем верхний стежок для второго крестика из верхнего левого угла в правый нижний. Продолжаем вышивать диагональ необходимой длины, двигаясь вправо вверх.
Закончив выполнять стежки в одну сторону до необходимой длины, возвращаемся обратно. Чтобы закончить крестик с верхним диагональным стежком, проводим нижний стежок под вышитым.
Готовый фрагмент
Изнанка готового фрагмента
Вышивание по вертикали
Первый стежок делаем из левого нижнего угла в правый верхний, второй стежок делается из правого верхнего угла в левый нижний. Третий стежок делаем из левого нижнего угла в правый верхний и т.д.
При движении в обратную сторону стежки делаются аналогичным образом, схематично это выглядит так:
Конец нити закрепляем методом «змейка» или проведя под вышитыми крестиками с лицевой стороны.
Готовый фрагмент
Изнанка готового фрагмента
Уменьшение, увеличение крестиков
Первый ряд стежков вышиваем как обычно. При переходе на второй ряд сначала верхним стежком заканчиваем последний крестик первого ряда, а затем переходим на второй ряд.
Аналогично для второго ряда. В последнем ряду делаем крестик как обычно, возвращаемся на второй ряд и заполняем фигуру верхними стежками в обратном направлении.
Готовый фрагмент
Изнаночная сторона готового фрагмента
© 2004-2022 «PANNA». Все права на фото, тексты, рисунки принадлежат ООО «ПАННА». Полное или частичное копирование, воспроизведение в печатном виде и/или использование в любой форме, цитирование без письменного разрешения правообладателя запрещено.
Политика в отношении интеллектуальной собственности
Читайте также: