Перед вышиванием лентами ткань можно расписать анилиновыми красителями
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Сценарий интерактивного занятия
Тема: Искусство вышивки лентами. (7 класс).
Цель занятия: О знакомление обучающихся с материалами и инструментами для вышивки лентами; ознакомление с технологией вышивки лентами; ознакомление с профессией вышивальщица .
Ожидаемые учебные результаты :
· Общее представление о материалах и инструментах для вышивки лентами;
· Формирование умений выполнять вышивку лентами;
· Приобретение навыков самооценки, рефлексии.
Дидактические средства обучения: материалы, инструменты и приспособления для вышивки лентами; видеоматериалы; ЭОР и информационно-технологические материалы; учебник технологии (пар.29), РТ.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа, работа в парах, в группах.
Формируемые УУД : познавательные.
Характеристики основных видов деятельности обучающихся: Подбирать материалы и инструменты для ручной вышивки. Выполнять образцы вышивки швов « Стежок с прямым завитком», «Французский узелок», «Витой стежок». Выполнять эскизы вышивки ручными стежками. Создавать схемы для вышивки с помощью ПК. Знакомится с профессией вышивальщица. Находить и представлять информацию об истории вышивки лентами в России и за рубежом.
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: презентация «Вышивка лентами», технологические карты, образцы вышивки.
Материалы, служащие для первичного закрепления изучения материала: п.1 задания 29 из РТ, практическая работа №24 из учебника.
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п.2 задания 29 из РТ.
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: освоение знаний, коммуникация, сотрудничество, использование ИКТ.
Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя).
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ : ПК, мультимедийный проектор, принтер, веб-камера, текстовый редактор, программы для работы с ресурсами.
Потребности в ЭОР : иллюстративные материалы, деловая графика (схемы).
I ФОРМИРОВАНИЕ КРУГА
· Приветствие, выяснение присутствующих на уроке.
· Знакомство с помощью Упражнения №1 с целью запустить работоспособность в классе.
Участники группы имеют ПРАВО:
§ Участвовать в обсуждениях, высказывать собственное мнение по любому вопросу;
§ Задать вопрос учителю, касающийся работы группы и разъяснения, определенных правил;
§ Уведомлять учителя о нарушениях в группе;
§ Все участники группы имеют равные права и обязанности.
§ Использовать при общении в группе оскорбления;
§ "Переходить на личности";
§ Создавать обстановку, провоцирующую обучающихся на нарушения настоящих правил;
§ Умышленно изменять при цитировании смысл высказываний собеседников.
Домашняя заготовка:
Правило первое: Выбрать тему и определить цель.
Правило второе: Качественный логотип.
Правило третье: Вам нужна своя «фишка».
Правило четвертое: Все должны быть в форме (фартук и косынка).
Домашнее задание (Эвристическое задание):
Искусство вышивки возникло в глубокой древности и связано с появлением шва на одеждах из шкур животных. На Руси издавна вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное бельё, кожаную обувь и т.д. сейчас продаются разные вышитые мотивы, которые можно просто приклеить утюгом на одежду. Разработайте такой мотив-рисунок для школьной формы своего класса. Придумайте рисунок, технику выполнения, сделайте шаблон своего мотива на компьютере в графическом или текстовом редакторе. Укажите, для какой части одежды предназначен ваш мотив. Придумайте рекламу (слоган) для своего художественного варианта.
Критерии оценивания практической работы:
“5” – самостоятельное, аккуратное и полное выполнение работы.
“4” – самостоятельное, аккуратное и частичное выполнение работы.
“3” – частичное выполнение работы.
“2” – работа не выполнена.
Каждой ученице присваивается номер по журналу для оценивания выполнения практической работы.
II ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОБЛЕМЕ
И в Европе, и в России
Можно встретить тот музей,
Где представлены картины
И царей, и королей.
Вышиты собственноручно
Шёлком, бисером они;
Почему же увлекались
Этим делом короли?
Их искусством восхищалась,
Но всё время удивлялась,
Ну зачем держать им пяльцы?
Ну зачем колоть им пальцы?
Но прошло немного лет,
Разгадала я секрет.
Увлеклась я вышиваньем,
Что за прихоть – вышивать?!
Нитку продевать в иголку,
Утомительно считать,
Ну зачем держать мне пяльцы?
Ну зачем колоть мне пальцы?
Трудоёмкое занятье
И нескорый результат,
Расцветает дивный сад!
Это дело утешает,
Это дело увлекает,
Вдохновение рождает!
Ведь недаром этот труд
Люди творчеством зовут!
Панасюк Е.Н .
Сбор ожидаемых учебных результатов:
· Получение общего представления о материалах и инструментах для вышивки лентами;
· Формирование умений выполнять вышивку лентами;
· Приобретение навыков самооценки, рефлексии.
Учитель предлагает обучающимся выполнить кроссворд.
По горизонтали:
4. Условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.
5. Специальное приспособление для натягивания ткани.
6. Что за ткань изображена на рисунке?
8. Какие нитки изображены на рисунке?
9. Первоначально просто заостренное орудие для протыкания отверстий, изготовлялась из кости, дерева или металла. Позже появляется ушко.
10. Абсолютно одинаковое повторение элементов или групп элементов орнамента.
По вертикали:
1. Тесьма, тканая полоса, бывает чаще шелковая, для женских нарядов.
2. Определённое расположение узора или отдельных его частей на ткани, т.е. соединение в единое целое.
3. Для перевода рисунка на ткань используется…
7. Общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например, сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.
После решения кроссворда учитель предлагает сформулировать тему, цель и задачи урока.
Тема урока: Искусство вышивки лентами.
Цель урока: Формирование универсальных учебных действий при изучении темы «Вышивание лентами».
Задачи урока:
· Ознакомить обучающихся с материалами и инструментами для вышивки лентами;
· Ознакомить обучающихся с технологией вышивки лентами;
· Ознакомить обучающихся с профессией вышивальщица;
· Изготовить заготовку для сувенира учителю-ветерану на 8 марта.
III ПРОРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ, ФОРМУЛИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
Проверка Д/з: В тетради создать эскиз природного мотива динамичной, симметричной или асимметричной композиции для работы над подарком-сувениром. Размеры прямоугольника 17 х 6 см.
1. Введение нового материала («Вышивание лентами»)
Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче.
Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!
Лента может служить не только отделкой изделию, а и материалом для вышивки. Изделие с вышивкой лентами приобретает трехмерность, а шелковый блеск ленты оживит и сделает богаче даже скромную ткань! Изгибы ленточных стежков как нельзя лучше передают изящество цветов. Поэтому содержание ленточных рисунков в основном флористическое. Но с помощью вышивки лентами можно "оживить" на ткани и птичье оперение, и шубку животного, и рыбью чешую! Сочетая ленты с традиционными вышивальными нитками, можно получить весьма оригинальную вышивку.
Учитель показывает обучающимся работы, выполненные в технике вышивки лентами, книги, которыми можно пользоваться при обучении, кратко рассказывает историю вышивки лентами (Интернет).
Далее учитель знакомит обучающихся с профессией вышивальщица.
Искусство вышивки, как и любое декоративно-прикладное искусство, передаётся от мастера к мастеру. Иногда – в семье – от матери к дочери и т.д.
Кроме этого существуют курсы, где можно освоить различные приёмы, стили, направления вышивки. Родственные профессии: швея, закройщик, портной, технолог-конструктор.
Где учат: например, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете; технологических колледжах. Некоторые курсы работают даже дистанционно – через Интернет.
Затем учитель знакомит школьников с материалами для этой вышивки. Основой служит ткань, у которой легко раздвигаются нити. Помимо этого нужны ленты различной ширины и цвета. Поскольку ленту нелегко продеть в игольное ушко, иглы нужны специальные - № 15-18 с острым кончиком и удлинённым ушком.
Учитель демонстрирует образцы материалов, а также инструменты и приспособления для вышивки лентами, которые понадобятся на текущих уроках. Сообщает школьникам, что приёмы вышивания те же, что и для других видов вышивки, только вместо привычных ниток мулине будут применяться ленты. Но, для того, чтобы ленты красиво ложились на ткань, нужно постоянно расправлять их пальцами и иглой.
Учитель сообщает учащимся, что во время практической работы они будут изучать различные стежки, швы, узелки и элементы вышивки лентами в той же последовательности, как это изложено в учебнике. В результате школьники выполняют образцы вышивки лентами, а в качестве творческого проекта – небольшой сувенир.
Учитель предупреждает, что готовую работу стирать нежелательно, а утюжить нельзя ни в коем случае. Если работа примялась, можно слегка её увлажнить струёй пара или сбрызнуть водой из пульверизатора и приподнять иглой ленточки.
В заключение учитель рассказывает о том, как лучше оформить готовую работу.
2. Первичное закрепление знаний и обратная связь
Осуществляется в процессе выполнения задания 29 из РТ.
3. Выполнение практической работы №24 «Выполнение образца вышивки лентами» из учебника.
Первоначально обучающиеся выполняют п.1 задания 29 из РТ. Для этого учитель рассказывает о подготовке ленты к вышивке, демонстрирует приёмы срезания кончика ленты под углом, опаливания его над пламенем, вдевания её в ушко и закрепления в игле. Обучающиеся повторяют эти приёмы.
Далее учитель демонстрирует выполнение плоского узла, учащиеся повторяют за ним этот приём; выполнение прямого стежка, учащиеся выполняют в верхней части лоскута канвы пробные стежки.
Аналогично учитель объясняет и показывает приёмы выполнения всех стежков и швов, которые предложены в презентации, а учащиеся повторяют эти приёмы на своём лоскуте канвы.
После выполнения швов учитель предлагает провести самопроверку, для этого учащиеся разбиваются на две группы, одна из которых «производители», другая – «эксперты». Затем они меняются ролями. Оценки за практическую часть выставляют вместе с учителем, занося результаты в Оценочный лист.
Во время проведения практической работы учитель постоянно следит за соблюдением правил безопасной работы.
IV «СБОРКА ЧЕМОДАНА», ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
4. Подведение итогов уроков и рефлексия
Учитель предлагает учащимся обсудить результаты работы на уроке, собрав ЧЕМОДАН, МЯСОРУБКУ или КОРЗИНУ полученных знаний и навыков с собой в дальнейшей жизни. Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
1. Сегодня я узнала…
2. Было интересно…
Учитель оценивает работу учащихся на уроке, отмечает лучшие результаты и вместе с учениками делает выводы. Задаёт вопросы: «Можно ли такой вид деятельности считать проектом?»; «Хотели бы вы сами получить в подарок такой сувенир? А подарить его своим близким?»; «Если бы вам предложили купить это изделие, за какую цену вы бы согласились его продать? »
Качество усвоения нового материала можно проверить в начале следующего с помощью вопросов п.2 задания 29 из РТ. (Проверка работы в парах).
Ответы на задание по теме «Вышивание лентами»
Утверждение
1. Основой для вышивки лентами является жесткая ткань
2. Для вышивки лентами нужна игла с удлинённым ушком
3. Перед вышиванием лентами ткань можно расписать анилиновыми красителями
4. Для закрепления ленты на изнаночной стороне делают узелок
5. Вышивку лентами нельзя оформлять в раму со стеклом
Рефлексия: По кругу, предавая игрушку, обучающиеся одним словом проговаривают свои чувства в данный момент, говоря о себе 9 комплимент: Комплимент – это отметка (собственное мнение):
1. Я – умница! Но надо ещё работать
2. Я - способная! Получилось хорошо!
3.Я многое освоила. Это здорово!
Задания на закрепление навыков:
· Знакомство с помощью Упражнения №1 с целью запустить работоспособность в классе.
· Сбор ожиданий – прояснение проблемы . Выполнение кроссворда.
· Закрепление навыков осуществляется в процессе выполнения задания из рабочей тетради и практической работы «Вышивание лентами».
Вначале учащиеся выполняют задание из рабочей тетради, затем, следуя инструкционной карте, подготавливают материалы, инструменты и принадлежности.
Необходимо напомнить обучающимся о правилах безопасного труда при работе с иглами и ножницами, организации рабочего места, а перед работой – обязательно помыть руки с мылом.
При необходимости можно разделить класс на группы по количеству эскизов-узоров. Затем раздать рабочие инструменты.
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с технологией вышивания лентами, приведённой в учебнике, и выполнить всю указанную последовательность действий по технологической карте.
После завершения работы учитель предлагает убрать рабочие инструменты и привести рабочее место в порядок.
Психогимнастики на начало занятия, на конец занятия, рефлексия:
Упражнение № 1
Участники группы образуют полукруг. «Сейчас каждый по очереди будет поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее способы. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие». После завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?», «Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?». Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержательном плане, в частности, при работе над проблемой установления контакта.
Рефлексия: По кругу, предавая игрушку, обучающиеся одним словом проговаривают свои чувства в данный момент, говоря о себе 9 комплимент: Комплимент – это отметка (собственное мнение):
1. Я – умница! Но надо ещё работать.
2. Я - способная! Получилось хорошо!
3.Я многое освоила. Это здорово!
Критерии оценивания практической работы:
“5” – самостоятельное, аккуратное и полное выполнение работы.
“4” – самостоятельное, аккуратное и частичное выполнение работы.
“3” – частичное выполнение работы.
“2” – работа не выполнена.
Задание по теме «Вышивание лентами» (РТ стр.54)
Утверждение
1. Основой для вышивки лентами является жесткая ткань
2. Для вышивки лентами нужна игла с удлинённым ушком
3. Перед вышиванием лентами ткань можно расписать анилиновыми красителями
2) Печатаем картинку на струйном принтере на термопереводной бумаге. Следуя инструкции на пачке, переводим горячим утюгом картинку на ткань( у меня габардин). Главное — дать затем хорошо остыть бумаге, чтобы легко отделить её от ткани. Всё это есть в инструкции.
Бумагу покупаю в компьютерных маркетах. Можно напечатать принт в мастерской.
3) Пока картинка остывает подбираем ленты и мулине.
4) Натягиваем принт с рисунком на рамку и приступаем к вышивке.
Сначала вышила зелёным мулине перистые веточки аспарагуса.
Затем ленточным стежком вышиваем длинные листья нарциссов.
Ленточный стежок.
Лента проходит не только через основу, но и через саму себя. Смещение прокола к краю ленты позволяет достичь очень интересных эффектов в вышивке листьев и лепестков. Поэкперементируйте с разным направлением натяжения ленты.
Лепестки самих нарциссов также вышиваем ленточным стежком лентами белого и желтого цвета шириной 25мм.
Для серединки цветка отрезаем 7-8см желтой ленты с проволочным краем(можно взять и просто ленту 25мм). Вытаскиваем пинцетом проволоку с одного края. Тонируем ленту акварельными красками, а затем спаиваем края ленты зажигалкой.
Выворачиваем получившуюся трубочку. Свободный от проволоки край присбариваем ниткой.
Пришиваем получившиеся серединки к нарциссам.
Проволочный край изгибаем волнами. Можно ещё немного подтонировать все цветки.
Далее вышиваем:
— стебли. Лентами шириной 7 и 13мм выполняем перекрученные прямые стежки.
Закрепите ленту на изнаночной стороне. Выведите иглу в точке 1, придерживая ленту большим и указательным пальцами. Перекрутите ленту один или несколько раз, в зависимости от эффекта, который хотите создать, придерживайте ее большим и указательным пальцами. Проведите иглу на изнаночную сторону в точке 2, закрепите стежок на изнаночной стороне.
— фиалочки. Шелковой лентой батик 7мм ленточными стежками. Серединка — французский узелок желтой ниткой мулине.
Французский узелок.
Величина узелка зависит от количества витков ленты вокруг иглы, от 1 до 3!
-пришиваем красные бусинки-ягодки.
Берём готовые мелкие белые тычинки и пришиваем их в центр нарциссов. Можно по тычинкам пройтись немного желтой акриловой краской.
Черным мулине оформляем кончики ягод.(Не знаю, как они называются. Может это ягодки аспарагуса?)
Осталось вышить стебельки и листочки фиалочек, добавить листики у ягодок.
Завершающий штрих: завяжем на нашем букете красивый бантик сиреневой ленточкой 13мм. Его вышиваем прямыми стежками.
Прямой стежок.
Основной и самый простой стежок использующийся в любой вышивке, варьируется длиной и натяжением ленты.
Работа готова!
Весною парю, как на крыльях, беспечно,
Кажется жизнь мне прекрасной и вечной,
Не рассуждаю о смысле и цели –
Журчали б ручьи и звенели капели.
Чирикают всласть среди луж воробьи –
Им хорошо от нехитрой возни.
Лают, прохожих встречая, дворняжки,
С военных сдувает ветром фуражки.
В руках у меня первоцветов букет,
Нежных и хрупких – прекраснее нет.
Сердце колотится и замирает,
О чем-то грустит, о ком-то мечтает…
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Курс повышения квалификации
Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
Курс повышения квалификации
Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде
Курс повышения квалификации
Теория и методика педагогического проектирования
«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Горы»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мастер – класс Роспись по ткани «Дыхание весны»
Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность Бернард Шоу
«Я знаю, как это делать. Я научу вас». Принцип мастер-класса:
Научить простейшим приемам в процессе создания декоративной наволочки с помощью техники Батик. Цель мастер-класса:
Задачи мастер-класса: Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов. Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
Содержание мастер – класса: История батика. 2. Виды батика 3.Инструменты и материалы. 4. Этапы выполнения росписи наволочки. 5.Практическая работа. 6. Рефлексия.
Ткань, опьяненная собой, Изнеженная лаской света, Она испытывает лето, Как бы не тронута зимой. . О. Мандельштам
Батик - batik - индонезийское слово. Часть слова - tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; - ba - хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. Батик - технология окрашивания и украшения ткани. Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Откуда к нам пришел батик? Китайцы в 2500 году до нашей эры упоминали о том, что применялись красители для ткани. На территории Египта были обнаружены древние образцы расписанных тканей. Ученые датируют эти находки V веком нашей эры. Но принято считать, что зародился батик в Индонезии, на острове Ява, оттуда перенесен в другие страны Азии, а в новейшее время и в Европу. В России батик появился примерно в 20-е годы XXв. вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», развивался, в основном, в больших городах: Москве, Ленинграде, Иваново.
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв. Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, и ограничивают её распространение. Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Затем ткань окрашивается, способом погружения в котлы с красителем. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски. чантинг
Техника сибори. Эта техника имеет японские корни. Результат достигается путём перевязывания ткани веревочками и резинками и дальнейшего окрашивания. Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Техника («бандан») Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Затем ткань окрашивали, нити удаляли, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы переходов цвета.
Холодный батик. В технике холодного батика используют анилиновые красители. Роль контура выполняет резервирующий состав. Существуют цветные и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком. Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Свободная роспись. Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Тишина. Елена Решетова Ирина Шурыгина
Железный занавес», который возник в России в XX веке, наложил свой отпечаток и на развитие батика. Большинство россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей. Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания. Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Но несмотря на это, развитие батика в России происходило очень медленно, это связано с постепенным спадом спроса на платья с асимметричным рисунком и шелковые шали с орнаментом в восточном стиле. Главным в то время считался именно изображенный символ, а не технология его рисования. Начало 70-х стало небольшим прорывом в развитии технологий окрашивания, это было обусловлено появлением нового поколения художников-текстильщиков, которые получали образование в Строгановском и Мухинском училищах, а вскоре и в текстильном или технологическом институтах. Постепенно ситуация улучшалась, начали развиваться всевозможные организации, которые и давали новый толчок в развитии и становлении батика, в нашей стране и росписи тканей в целом. Батик в России
Этот удивительный по своему многообразию батик, постепенно распространившийся по всему миру, сегодня радует глаз миллиардов людей, принося своим авторам доход и удовольствие. На сегодняшнем рынке есть не мало и других красок по ткани, которыми художники с удовольствием пользуются и также сочетают их с батиком. Так, например, также распространены акриловые краски для ткани, с которыми мы сегодня будем работать. Считается, что они впервые появились в 1950 году в Мексике, затем акриловые краски, эмали и лаки стали производить в соединенных штатах и странах Европы.
Роспись по ткани – удивительное искусство, которое не прекратит своего развития никогда!
Роспись по ткани – увлекательное занятие, которое и на сегодняшний день остается весьма популярным видом рукоделия. Производители предлагают широкий ассортимент красителей для ткани – от традиционных до инновационных. Наша статья поможет разобраться в наиболее популярных видах и определиться с выбором краски для достижения наилучшего результата.
Выбор материала
Для повторного окрашивания и росписи наиболее подходящими считаются натуральные материалы – лен, шерсть, хлопчатобумажные ткани, натуральный шелк. Также весьма хороший результат получается и при работе с текстилем, содержащим не более 60% синтетических волокон. На такие материалы колер ложится красиво и равномерно. Проблему колерования полностью искусственных тканей решила краска Jacquard iDye Poly, использование которой позволяет снять ограничения по требованиям к составу текстиля.
Виды красок
Прогресс стремительно движется вперед. Производители предлагают широкий ассортимент красок для ткани, отличающихся по своим свойствам и возможностям применения. Формы выпуска пигментов также многообразны. Наиболее распространены: краска в баночках, тюбиках, аэрозолях, порошкообразная в пакетиках. Пастообразные и порошкообразные формы чаще всего необходимо подвергать дополнительной подготовке перед нанесением, а жидкие и аэрозольные формы в такой подготовке не нуждаются.
На рынке представлены две большие группы красок для ткани:
- для шелка, на упаковку наносится маркировка «Silk»;
- для текстиля, обозначаются пометкой «Textil».
Как следует из названия, краска с маркировкой «Silk» подходит для росписи и окрашивания шелка, однако она применяется и для тонкой хлопчатобумажной ткани. Используется вместе с контуром-резервом, которым создают очертания рисунка, так как сама краска очень жидкая.
Краски для шелка характеризуются высокой текучестью и прозрачностью, с их помощью границы рисунка получаются плавными, можно создавать великолепные узоры. Интересный эффект дает использование акриловых красок вместе с солью.
Смешанная техника, узелковый, многослойный или горячий батик - это лишь небольшой перечень техник, где активно применяются пигменты для шелка.
Краски для текстиля более густые, имеют высокую плотность, ими легко закрашивать большие области, они не растекаются, не требуют использования контуров.
Краски для текстиля активно используют для нанесения принтов на платья, джинсы, футболки, подушки, предметы интерьера. Весьма интересно выглядят изделия в трафаретной технике, а наиболее популярной является техника свободной росписи, напоминающая обычное рисование.
Производители предлагают большой выбор красок для текстиля: с металлическим эффектом, неоновые, с блестками, для светлого или темного текстиля и др.
Важной характеристикой пигмента является способ закрепления красителя. На рынке представлены красители двух видов:
- закрепляемые под воздействием высоких температур;
- закрепляемые под воздействием пара.
Для начинающих рукодельниц лучше выбрать красители, закрепляемые путем нагревания, так как воспользоваться утюгом намного легче, чем специальными приспособлениями для пропаривания. Сам же процесс закрепления нужен для того, чтобы краска как можно дольше держалась на ткани, не пачкала другие вещи при стирке, а также сохраняла свой цвет под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Акриловые краски для ткани
Акриловые краски для ткани создаются на основе искусственных смол, водорастворимы, полностью безопасны для человека. Среди любительниц росписи они пользуются неизменно высоким спросом и обладают рядом бесспорных преимуществ. Акриловые красители уже готовы к использованию, выпускаются в различных формах: баночки, тюбики, аэрозоли. Акриловые краски бывают матовыми, глянцевыми, перламутровыми, с добавлением глиттера, светящиеся, неоновые или эффектом «металлик».
Акриловые красители используются как для шелка, так и хлопчатобумажных тканей, вискозы, шерсти, льна, синтетики, смесовых материалов.
Акрил универсален в использовании, его применяют для росписи футболок, сумок. скатертей, салфеток, платков. Однако акриловые краски не рекомендуется использовать для окрашивания вещей, подвергающихся частой стирке, так как краска со временем выцветает и стирается. К этой категории относятся постельное белье и детские вещи. Также мы не рекомендуем окрашивать детские вещи акриловой краской из-за опасности появления у ребенка аллергической реакции на краситель, особенно у детей младшего дошкольного возраста.
Акриловыми красителями можно раскрашивать верхнюю одежду (куртки, плащи) и обувь. Она обладает влагостойкостью и морозоустойчивостью – вещи приобретают устойчивость к дождю, снегу и другим неблагоприятным природным явлениям.
Акриловые краски не имеют едкого запаха, быстро высыхают. Еще один плюс – возможность выбора необычных оттенков: бирюзового, лимонного, ультрамаринового и других. Краски между собой отлично смешиваются, давая возможность рукодельницам создать свой неповторимый цвет.
Акриловые краски универсальны, они подходят как для нанесения кистью, поролоновым тампоном, так и для рисования методом набойки или в трафаретной технике.
В батике акриловые краски используются только вместе с контуром-резервом, которым фиксируются края рисунка, чтобы краски между собой не смешивались.
Анилиновые краски
Анилиновые краски уже много лет прочно занимают свое место на рынке, выпускаются в форме порошка или жидкости. Работая с порошком необходимо соблюдать меры предосторожности и избегать попадания частиц порошка в дыхательные пути, так как анилин весьма опасен. Однако после нанесения на текстиль краска теряет свои токсичные свойства и становится полностью безопасной для здоровья человека. Достоинством анилиновых красителей выступает то, что они придают ткани яркие, насыщенные цвета. Краски можно соединять между собой и получать уникальные оттенки.
Анилиновые красители имеют ограничения по составу ткани – возможно использование только на натуральных тканях (хлопок, лен, шелк и др.).
Анилиновые краски хорошо зарекомендовали себя для применения их в технике градиент. Суть её заключается в том, что изделие постепенно погружают в воду определенной температуры, чтобы часть окрасилась в более темный цвет, а другая часть осталась более светлой. Можно получить эффект разводов, если изделие на короткое время скрутить руками.
Анилиновые красители часто используют для росписи изделий декора или создания картин. Особенностью анилиновых красок является то, что изделие необходимо пропарить, чтобы краситель закрепился на ткани. Эта процедура требует определенного опыта, невнимательность может привести к браку.
Для работы с анилиновыми красками лучше всего использовать мягкие кисти. Анилин хорошо растекается, поэтому его используют для создания рисунков, не имеющих четких очертаний. Если же необходимо выделить контуры, то используют два основных метода:
- в краску добавляют трагантовый клей в пропорции один к трем;
- ткань грунтуют особым составом на базе желатина.
Пластизольные краски
К инновационным красителям можно отнести краски на основе пластизола, используемые для различных видов ткани, в том числе и для 100% синтетики. Пластизольные краски могут использоваться на любой, даже самой тяжелой ткани (замша, джинса, рогожа). Они образуют на ткани особую влагонепроницаемую пленку, напоминающую по своему внешнему виду резину.
Пластизол входит в состав светоотражающих и светящихся красок. Их используют для нанесения светящихся рисунков на верхнюю одежду, обувь, одежду для спорта. Краски могут быть невидимы днем, но в темное время суток при попадании на них света или под воздействием ультрафиолетовых лучей, они обретают зеленый, желтый, розовый или белый цвет.
Важно помнить, что для высыхания пластизольной краски необходимо обеспечить температуру 140-1600 С, при более низкой температуре краска не высыхает.
Пластизольные краски удобны в использовании, продаются уже в готовом виде, не требуют разведения или другой предварительной подготовки.
Штемпельные краски
Штемпельные краски – универсальный вид красителя, используется для различных видов текстиля. Пигмент получил наибольшее распространение в гостиницах и больницах – им наносится маркировка на постельные принадлежности, полотенца и другие изделия из ткани. Они отличаются высокой стойкостью и устойчивостью к высоким температурам. В частности, вещи, окрашенные красителями на спиртовой основе, могут подвергаться кипячению и отбеливанию. Штемпельные краски на водно-глицериновой основе быстро высыхают, не липнут к рукам, но максимальная температура стирки составляет уже 70 градусов.
Интересны бесцветные краски, которые невидимы при обычном освещении. Область применения - нанесение скрытой маркировки, проявляются под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Кубовые краски
Пигмент выпускают в виде пасты или порошка, главная особенность – водонерастворимость. Наиболее часто кубовые красители используют для окрашивания рельефной ткани, например, шерсти. Однако желтые и оранжевые пигменты ускоряют процесс разрушения ткани от ультрафиолетовых лучей, поэтому краску стоит использовать с осторожностью на тех вещах, которые будут подвергаться активному воздействию солнца.
Натуральные красители
Натуральные красители использовались людьми уже с давних времен, однако по своим потребительским свойствам они существенно уступают синтетическим красителям – результат окрашивания может быть непредсказуемым, а полученный цвет достаточно быстро потеряет яркость.
Достоинством натуральных пигментов выступает их экологичность и возможность использования людьми, склонным к аллергическим реакциям на синтетические красители.
К натуральным красителям относится кофе, луковая шелуха, еловые шишки, кора дуба, корица, черный чай, из которых можно получить пигмент коричневого оттенка. Цвет индиго получают из смеси куркумы и шпината, а пурпурный – из свеклы.
Область применения красок для ткани весьма широка. Роспись одежды и обуви позволит вам обрести свой эксклюзивный стиль. Картины из ткани, скатерти, абажуры и подушки, выполненные в различных техниках росписи, создадут неповторимый уют в вашем жилище, а сам процесс доставит непременное удовольствие.
Этот вид рукоделия зародился в Древней Греции: женщины вплетали яркие ленты в прически, а со временем украшали ими ковры и покрывала. В Средние Века картины, вышитые лентами, по достоинству оценили итальянки. Они декорировали балдахины, спинки стульев, занавески, чтобы сделать их более привлекательными и стильными. В остальных странах Европы – Франции, Германии, Испании, Великобритании – о вышивке лентами узнали лишь в XIV веке. Причем в этих странах «на поток» поставили не только декорирование, но и производство легких шелковых лент, которое мастерицы использовали для отделки одежды, комнатных аксессуаров – занавесок, штор, гобеленов, и мягкой обивки мебельных атрибутов.
Популярна вышивка лентами и сегодня. Она используется для украшения наволочек, пододеяльников, покрывал, а также при создании картин для спальни или рабочего кабинета. Ленточные атрибуты станут прекрасным украшением интерьера в разных стилях: от классики до модерна. Наш обзор позволит вам освоить этот вид рукоделия и научит создавать изысканные и элегантные атрибуты для дома.
1. Материалы и инструменты
Немаловажное значение в качестве вышивки играет выбор инвентаря, при помощи которого вы реализуете креативные идеи. Каждая мастерица, решившаяся научиться вышивке лентами, должна приобрести следующие предметы и материалы для этого:
- иголки;
- ткани;
- ленты;
- маркеры для разметки;
- пяльцы.
Если их качество будет оставлять желать лучшего, то и вид конечного изделия тоже.
Начинающим мастерицам лучше всего приобретать уже готовые наборы для вышивания, в которых будут все необходимые материалы в нужном количестве. А то, что останется после завершения вышивки, всегда можно отложить для следующего изделия или собственных экспериментов — лент в наборе хватает с запасом.
Мастерская вышивки лентами
Конечно, вы не всегда найдете именно тот рисунок или схему, которая бы вам понравилась, хотя разнообразие наборов впечатляет. В таком случае, можно самому придумать и нарисовать то, что вы хотите сделать. Тут уж придётся самостоятельно выбирать и покупать нужные принадлежности и материалы для работы. Для того чтобы вам было проще ориентироваться в огромном разнообразии предложений и вариантов, ниже мы привели подробно расписанный список того, что вам потребуется.
Иголки
В таком деле как вышивка, без иголки никуда не деться. Поэтому стоит обратить особое внимание на подбор этого важного инструмента. Казалось бы, все иглы одинаковы и подходят к любым материалам, но это не так.
Для вышивки лентами обычные иглы не подойдут. Вам нужно будет приобрести иголки с широким ушком, в которое вы легко проденете ленту. Иглы подбирают в зависимости от ширины лент, чтобы они не закручивались, но при этом и не созкальзывали. Так, например, игла под номером 18 идеально подойдет для лент шириной около 7 миллиметров. Чем больше номер – тем тоньше лента. Это основное правило маркировки игл.
Игла для вышивания лентами должна быть в меру острой, чтобы легко проходить через ткань, но не слишком, чтобы её не испортить.
Ткань
Так как вы только начинаете заниматься картиной, вышитой лентами, то лучше использовать канву Aida (Аида) от 11 до 14 в качестве основы для вышивания. В целом используют самые разные ткани - хлопок, лён, шёл, флис или войлок. Важно чтобы ваш материал не был прозрачным, так как будут видны все швы.
Ленты
При их выборе важно учесть один момент: есть изделия, которые не подлежат стирке. Это декоративные ленты и они выполнены из легких и тонких материалов. Их используют для отделки скатертей, носовых платков, штор. Но есть и более прочные «основы» из атласа и шелка с кромкой. Их можно стирать неограниченное количество раз, и они сохранят сочный и насыщенный оттенок.
Не все ленты одинаково хорошо подходят для такого вида рукоделия. Лучше приобретать специальные ленты для вышивки, потому что они имеют определенную ширину. Выбирайте мягкие ленты и не забывайте, что все цвета будущего изделия должны сочетаться и гармонировать.
Маркеры
При помощи маркеров для разметки вы нанесете точный эскиз будущего изображения. На рынке представлены маркеры двух типов: исчезающие и смываемые водой. Если у вас скорость вышивания низкая, то вам постоянно придется наносить на ткань исчезающий маркер. Велика вероятность, что вы собьетесь в мелочах, и рисунок получится далеким от идеала. В таком случае лучше выбрать маркеры, смываемые водой. От них достаточно легко избавиться, когда изделие будет готово.
Пяльцы
Еще одними необходимыми инструментами в этом виде рукоделия являются пяльцы. Они нужны для того, чтобы при вышивании ткань была плотно натянута. Тогда нить с иглой проходят лучше и рисунок ложится намного ровнее. Можно использовать как круглые, так и рамочные пяльцы. Но следите за тем, чтобы ваша ткань не была перетянута, иначе это может повредить рисунок и сам материал.
Читайте также: