Выховски связал формирование проблемных паттернов дыхания с
А.Выховски основывает свою классификацию телесных проекций личностной проблематики на возможных личностных нарушениях во время четырех стадий раннего психомоторного развития (проявляющихся, в частности, в искажениях процесса дыхания). Предметом своей деятельности он называет паттерны дыхания, и для психотерапевтической работы с каждым из таких проблемных паттернов он определяет свою специфическую конечную цель
Такой целью для работы с первым паттерном, соотнесенным с проблемой включенности и принятия, становится помочь клиенту установить контакт с собственным дыханием. Внутри работы с данным паттерном контакт клиента с терапевтом не очень значим - скорее терапевт пытается стать хорошей социальной средой для клиента, в которой тот может почувствовать самого себя, найти свое дыхание в общем контексте ощущений. Для достижения этой цели Выховски работает с различными положениями тела клиента и разного рода прикосновениями, чтобы усилить его контакт с самим собой. Главной задачей для клиента становится отпустить себя, расслабиться. Когда первая поза выбрана и клиент позволил терапевту осуществить прикосновение, тот должен постараться установить контакт между своими руками и телом клиента. Признаком «хорошего» контакта является «да»-реакция в дыхании клиента, когда оно становится более глубоким и ровным. Если реакция на контакт положительная, Выховски предлагает переходить к медленным движениям тела или его частей, с целью углубить дыхание. Некотором клиентам помогает сгибание тела, другим - постепенное раскрытие и вытягивание. Нарастание интенсивного контакта с самим собой может вызвать глубокие переживания, двигательные импульсы, усиление контакта с терапевтом - как невербального, так и вербального. Иногда актуализируются старые травмы, итогда терапевт помогает клиенту осознать их, прожить и интегрировать. Но независимо от содержания переживаний, пульсация сгибания - разгибания, сворачиания - разворачивания помогает терапевту следить за развитием контакта клиента с собственным «Я».
Процедура выполнения. Один из партнеров ложится на пол на боку, свернувшись калачиком и закрывает глаза. Второй укладывается у него за спиной, как бы плотно обтекая его тело своим, подставляет свои ступни под его ступни и кладет ему руку на макушку. Минуты три-четыре второй партнер сохраняет неподвижность, стараясь пристроиться к дыханию первого, а затем начинает очень осторожные и мягкие движения - на вдохе первого слегка надавливает своими ступнями ему на стопы, а ладонью - ему на макушку. На выдохе давление должно исчезать. Если у первого партнера, лежащего калачиком, начнут возникать какие-то движения, второй никак им не препятствует, сохраняя ритм своих движений, соотнесенных с дыханием первого.
Целью работы со вторым паттерном дыхания, отражающим для Выховски проблему неумения распознавать и адекватно удовлетворять свои потребности, становится исследование возможности повышения низкоэнергетического уровня клиента и стиуляция импульсов вдоха. Напрямую этого можно добиться, например, сильным надавливанием на грудную клетку. Однако, во многих случаях реакция клиента на стимуляцию извне, от терапевта, окажется слишком слабой. Тогда, по мнению Выховски, нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия, сопрягая их именно со вдохом. Для этих целей вполне может быть применено следующее упражнение.
Упражнение лучше применять для работы один на один с клиентом. Процедура выполнения. Клиент садится на пол, а психотерапевт усаживается очень близко за ним, почти утыкаясь носом в его спину. Руки клиента сложены впереди, а руки психотерапевта лежат поверх них. Клиент на вдохе начинает медленно разводить руки в стороны, руки психотерапевта при этом их сопровождают. На выдохе руки клиента возвращаются в прежнее положение - психотерапевт опять следует за ним . На этом этапе психотерапевт совсем не сопротивляется движению рук клиента. Однако после трех-четырех вздохов психотерапевт начинает сопротивлятся разведению рук - и, соответственно, вдоху клиента. Сопротивляться можно не каждый раз, а в произвольной последовательности, сила сопротивления может от раза к разу меняться, можно давить только на одну руку, можно сопротивлятся только в начале или, наоборот, в конце вдоха, можно в какой-то момент перестать сопротивлятся вовсе, чтобы клиент не знал, когда психотерапевт снова начнет это делать. Единственное чего нельзя делать психотерапевту - влиять на движение рук клиента при выдохе. Все остальное - можно и по возможности, в непредсказуемой последовательности. То, как клиент будет реагировать на изменение внешних условий (то есть действий психотерапевта), даст очень много информации, которую можно обсудить после завершения упражнения, потому что все это - лишь отражение обычной жизненной стратегии клиента.
Работа с дыханием в рамках третьего проблемного паттерна и, соответственно, с проблемой сепарации и автономии нацелена на равновесие границ и адекватность выражения эмоций. Центральная тема данного паттерна взаимодействия - это связь дыхания с самоутверждением, личностная интеграция с помощью дыхания в рамках социальных интеракций.
Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере - с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом, обнаруживающим третий проблемный паттерн дыхания, лучше в положении стоя. Главным в работе является отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации. Страх зачастую связан с трудностями построения границ. В связи с этим эффективным представляется координировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. В терапевтической практике можно использовать как прямой телесный контакт - давление, отталкивание, - так и дистантный контакт с помощью ясно выраженных стоп-сигналов.
Для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр возможных реакций клиента здесь довольно широк - от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарсических выбросов эмоций и вегетативных реакций. Примером такой работы может служить следующее упражнение.
1. Классификация проблемных паттернов дыхания по а. Выховски
Одна из очень интересных классификаций телесной проблематики принадлежит немецкому психологу Андре-асу Выховски, изначально работавшему в парадигме биосинтеза. Эта классификация в качестве своего главного основания берет специфику дыхания человека и связывает ее с особенностями раннего психомоторного развития.
Дышать для Выховски означает «строить связи с миром, общаться, наводить мосты. Там, где мостов нет, дыхание угасает. Осознав, как много миров дыхание связывает между собой, мы можем еще острее ощутить его богатство — и, прежде всего, связь бессознательного с сознанием. Процесс дыхания непроизволен и бесконечен, «оно» дышит нами, пока мы живы. В то же время мы можем произвольно управлять дыханием, сознательно формировать его.
Кроме того, диафрагма соединяет верхнюю часть тела с нижней, а также спину с передней частью тела. Идет обмен импульсов между областью сердца и точкой «хара» [в восточных телесных практиках — некий энергетический центр организма, источник жизненной силы], между двигательной сферой и сферой чувств, — при условии, что мы позволяем этот обмен.
И, наконец, этимология греческого, латинского, древнееврейского слова и санскрита напоминает нам о тесном сплетении дыхания, жизни и души, о вечном взаимодействии между священным духом, создающим жизнь, и естественным природным дыханием, жизнь сохраняющим.
Традиционно считается, что душа соединяет нематериальный мир чистого духа с плотской, чувственной природой тела. Дыхание связывает эти два мира, привносит дух в материю».
Осознав роль дыхания как посредника, следует так же помнить, что оно не только регулирует другие системы, но и само подвержено воздействию различных факторов. Можно сказать, что дыхание и вся жизнедеятельность человека образуют систему, саморегулирующуюся с помощью двойных и множественных обратных связей.
В своей классификации А. Выховски опирается на периодизацию раннего развития, взятую из традиции биосинтеза, которая описывает четыре фазы развития ребенка — а значит, и его взаимодействия с окружающим миром. Первая фаза называется тактильной, или фазой рождения. Главным для ребенка в это время является построение базовой связи, взаимоотношений матери и ребенка, — с тем чтобы рождение человеческого существа произошло в максимально безопасном и доброжелательном окружении. Ребенок получает представление о мире через кожу и органы чувств.
Во время второй фазы — оральной, или фазы кормления — основное значение имеет «радость получения от других». Потребности организма приводят к динамическому контакту с другим человеком и, следовательно, с миром через область рта как моторного центра. Для нормального развития на этой фазе необходимо, чтобы этот контакт и получаемая во время него поддержка — то есть, по сути дела, принятие ребенка миром — были достаточными, чтобы ребенок научился определять и выражать свои потребности и их фрустрации.
В третьей, анальной фазе, или фазе роста и контроля, у ребенка развивается все большее количество способностей, умений и навыков. Моторные и речевые навыки помогают становлению воли и автономности. Вопрос регулирования анальной области распространяется на более общие вопросы контроля и сепарации, а также исследования возможных границ внутри конфликта.
И, наконец, в четвертой, генитальной фазе, или фазе поиска близости и единства, растет осознание ребенком собственной половой идентичности в различных социальных контекстах. И если его коммуникации проходят в целом благополучно, то это закладывает основы для интеграции ума, души и сексуальности, а также для равновесия между либи-дозными импульсами и творческим выражением.
Таким образом, во время каждой из этих фаз формируются четыре базовых паттерна человеческого взаимодействия; в случае же серьезных нарушений нормального развития, по мнению А. Выховски, эти паттерны формируются как проблемные. Соответственно, каждой фазе развития соответствует вполне определенное нарушение физиологического и личностного функционирования человека и, следовательно, конкретное нарушение естественного процесса дыхания.
Ключевой задачей, решаемой во время первой фазы, Выховски считает способность человека по-настоящему присутствовать в мире, существовать, принимая его и себя в нем, поскольку присутствие требует признания человеком своего собственного существования. Внимание психотерапевта при распознавании наличия у клиента проблемы, связанной с нарушениями первой фазы развития, направлено на то, в какой степени последний находится в контакте с самим собой и с терапевтом. В дыхании отсутствие такого контакта и, следовательно, ключевая проблема включенности и принятия проявляется в разбаланси-рованном, поверхностном дыхании, на котором клиент сам практически не в состоянии сосредоточиться. Такой вариант Выховски называет первым проблемным паттерном дыхания.
Основная задача второй, оральной, фазы развития — научиться обращаться со своими потребностями. Дыхание снабжает тело энергией, поэтому в основе данного паттерна лежат циклы накопления и выброса энергии. Поверхностное дыхание создает дефицит питания и энергии в организме, что препятствует распространению двигательных импульсов. Соответственно, устойчиво неглубокий, поверхностный вдох у клиента является для Выховски основным диагностическим признаком второго проблемного пааткрна дыхания.
Суть третьей, анальной, фазы развития — сепарация и автономия. Для этого должны быть выстроены границы, защищающие человека от того, чего он не хочет, и определенные навыки, чтобы добиться того, чего хочет. Развитие ребенка на этой стадии включает такие важные виды деятельности, как ходьба и речь. Воля и способности быстро развиваются, а вместе с ними растет и борьба за контроль, власть и влияние. При нормальном развитии это выражается в стремлении соотнести свой выдох с действиями и выражениями эмоций — ведь мы с вами помним, что выдох является биологическим выражением способности человека презентировать себя в мире, самовыражаться и самореализовываться. При нарушениях в развитии на этой фазе формируется третий проблемный паттерн дыхания, мешающий полноценному выдоху и, соответственно, выражению своих чувств и притязаний.
Основная тема четвертой, генитальной фазы развития — способность человека к встрече и коммуникации, включающая в себя сексуальность и вопросы пола, но выходящая за их пределы, в область базовых проблем, человеческих отношений и смыслов. Главным диагностическим признаком для Выховски, обнаруживающим существование у клиента четвертого проблемного паттерна дыхания, является его неспособность сохранять устойчивое, ровное, глубокое дыхание при глубоком, по-настоящему интимном, очень личном контакте с психотерапевтом.
Анализ предлагаемого подхода. На наш взгляд, главным недостатком предлагаемой классификации является отсутствие четких диагностических критериев, которые позволяли бы с высокой степенью надежности определить у клиента то или иное нарушение дыхания. Непонятным является, внутри какой модели личности позиционирована эта классификация и посредством каких механизмов осуществляются нарушения нормального развития человека.
В сущности, предлагаемый способ работы вообще не имеет признаков соответствия критериям практического психотерапевтического подхода. При всей своей простоте и — на первый взгляд — убедительности, он скорее выглядит как набор относительно систематизированных наблюдений автора.
Остается вопросом, например, как взаимодействуют между собой на уровне дыхания нарушения, возникающие на разных этапах раннего развития. Ведь, в самом деле, трудно предположить, что родители, «обеспечившие» проблемное развитие ребенка, например, на оральной фазе, внезапно станут идеальными воспитателями в дальнейшем. Не очень ясно и то, какими конкретными механизмами порождается то или иное нарушение дыхания.
Тем не менее, общая концепция А.Выховски хотя бы выглядит достаточно логичной — во всяком случае, на фоне многих других.
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МОТОРНЫХ ПОЛЯХ (по Д. Боаделла)
Еще одна интересная классификация телесных проекций личностной проблематики, которую можно отнести к динамическим подходам, принадлежит Д.Боаделла, основателю биосинтеза — одного из направлений современной телесно-ориентированной психотерапии. В основе этой классификации лежит представление о так называемых «моторных полях». Термин «моторное поле» был введен российским ученым Н.А.Бернштейном, который является автором биомеханики — физиологии движений человека. Н.А.Бернштейн на основании обобщения всей совокупности топологических и метрических свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие моторного поля. Моторное поле — это освоенная в результате осуществления движений большая или меньшая часть геометрического пространства. Если геометрическое пространство первоначально является перцептивно пустым, то строящееся моторное поле начинает заполняться своего рода «чувственной тканью». Моторное поле строится посредством поисковых пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Движение имеет не только пространственные и временные координаты, но и смысловые.
Биосинтез на практике исследует особенности моторных полей, «проблему индивидуальных моторных профилей» (в терминологии Н.А. Бернштейна) конкретного человека. Моторные поля в норме биосинтез описывает как спектр естественных двигательных тенденций, а в патологии — как фиксированные жизненные установки, уменьшающие двигательные возможности человека. Каждое из них рассматривается как возникающее на какой-либо фазе психомоторного развития человека и существующее впоследствии на уровне целостных телесных проявлений. Иначе можно сказать, что Д.Боаделла называет моторными полями паттерны реагирования, которые активизируются в процессе развития ребенка и — при неблагоприятном развитии событий — деформируются в ходе адаптации.
Терапевт может видеть моторные паттерны клиента в характерной форме тела, привычных движениях, в его языке и особенностях восприятия окружающего мира. В норме человек осваивает проявления каждого из полей и использует их сбалансировано. Преобладание же одного из них является показателем наличных психологических проблем человека, что проявляется в привычных паттернах поведения и реагирования — своего рода индивидуальной психологической защите.
Д. Боаделла выделяет девять моторных полей, восемь из которых являются парными, представляя как бы два полюса какого-либо движения, а девятое оказывается интегрирующим их взаимодействие. Таким образом, моторные поля являются, по сути дела, классами определенных, сходных по функциям, смыслу и внешней конфигурации Авижений. Судя по всему, биосинтез не предполагает последовательного освоения моторных полей, но нам кажется обоснованным отнести эту классификацию к динамическим подходам, поскольку она все же связывает возникновение тех или иных личностных проблем с развитием определенных способностей ребенка в процессе его раннего психомоторного развития.
Первая пара моторных полей — это поле флексии (сжатия) и экстензии (расширения). Эти поля характеризуют особенности расположения человека в пространстве. Поле флексии обеспечивает «собирание себя», уменьшение занимаемого человеком пространства. Будучи гипертрофированным, это поле проявляется в патологическом сжатии тела, «сворачивании себя» человеком. Ресурсом этого поля является создание безопасности, собранность, а фиксация на флексивных движениях, напротив, чаще всего встречается у очень тревожных людей.
Поле экстензии обеспечивает способность человека к увеличению собственного жизненного пространства и открытости к миру. Д.Боаделла выделяет три варианта проявлений поля экстензии в движениях рук — расширение, связанное с чувством свободы и силы, достижение как контакт с другими людьми и раскрытие как контакт со своими чувствами. Поле экстензии связано с ощущением открытости и свободы человека. Преобладание у человека движений, относящихся к полю экстензии, чаще всего говорит о чрезмерной двигательной и личностной экспансивности при неспособности адекватным образом выразить собственные чувства.
Вторая пара моторных полей — поле аттракции (притягивания и удержания) и поле оппозиции (отталкивания). Эти поля характеризуют ощущение человеком своих границ и силы путем отталкивания и связаны прежде всего с качеством социальных взаимодействий, с умением сохранять собственную автономность, не попадая в эмоциональные и прочие зависимости. Поле аттракции включает в себя все движения, посредством которых человек может что-либо приблизить к себе, ввести в собственное жизненное пространство. Его основным ресурсом является способность удовлетворения собственных потребностей за счет чего-либо, находящегося во внешнем мире — от потребности в пище до потребности в любви и признании. Преобладание в двигательном «ассортименте» человека аттрактивных движений характерно для людей экстрапунитивных, склонных к попаданию в разнообразные зависимости и решающих свои проблемы в основном за счет окружающего мира. Поле оппозиции связано с отстаиванием своих интересов и обеспечивается за счет отталкивающих, отстраняющих движений. Гипертрофированное развитие оппозиционных движений чаще всего свойственно ригидным людям, испытывающим сложности в выстраивании личных отношений, конфликтным, не переносящим критики и т. д.
Третья пара моторных полей — поле ротации (вращательных движений) и поле канализации (прямолинейных и целенаправленных движений). Эта пара полей характеризует основные направления движения человека в пространстве. В движениях поля ротации — вращательных, огибающих, «обтекающих» — осуществляется гибкость человека как его способность пластично адаптироваться к изменениям окружающей среды. Движениями же поля канализации — прямыми, напористыми, «сфокусированными» — обеспечивается решительность и настойчивость в продвижении к цели. Становясь проблемным личностным паттерном, движения поля аттракции характеризуют людей, не способных к решительным действиям, не умеющих впрямую отказывать, добиваться своего, высказывать сколько-нибудь определенные точки зрения и намерения. Люди, в действиях которых преобладают движения поля канализации, обычно крайне прямолинейны, склонны идти «напролом», платят несообразно большую цену за достижение раз поставленной цели, очень тяжело приспосабливаются к внешним изменениям.
Четвертая пара моторных полей — это поле активации, обеспечивающее способность человека к быстрым энергичным действиям, и поле абсорбции, отвечающее за способность расслабляться и находиться в относительном покое. Эта пара полей регулирует смену энергетических циклов в жизни человека. Они относятся к принимающей и регенерирующей парасимпатической фазе и активной, разряжающей симпатической фазе функционирования вегетативной нервной системы. Становясь преобладающим проблемным паттерном, движения поля активации характерны для сверхактивных людей, заменяющих глубину и полноту контактов их обилием, удовлетворение от выполняемой деятельности — частой ее сменой, не способных к полноценному отдыху и расслаблению. Людям же с чрезмерно развитым полем абсорбции, напротив, трудно заставить себя «собраться», сконцентрироваться и заставить себя что-либо сделать.
Перечисленные четыре пары противонаправленных полей интегрируются полем пульсации, которое обеспечивает контакт человека с самим собой и с внешним миром. Это поле дает человеку возможность свободного, адекватного ситуации выбора предпочтительного моторного поля и их произвольного комбинирования. Как интегрирующее поле, поле пульсации связывает дыхание с движениями, чувствами и когнитивной сферой человека.
Анализ предлагаемого подхода. Эта классификация кажется нам интересной, поскольку дает достаточно много возможностей для расширения описания и толкования психологического содержания моторных полей и, следовательно, позволяет соотнести конкретную психологическую проблематику клиента с определенными нарушениями в процессе их развития. Весьма неопределенным остается, тем не менее, представление о поле пульсации — это поле является, по сути дела, воображаемым, гипотетически предполагаемым, поскольку нет точных и конкретных указаний на его внешние проявления ни в норме, ни в патологии. То есть понятно, что какое-то поле должно интегрировать работу всех остальных полей, но как именно оно функционирует в процессе осуществления этой интеграции, оказывается неясным.
Кроме того, на наш взгляд, в процессе создания этой классификации ее автор основывался не на целостном представлении о личностном функционировании человека, а на эмпирических наблюдениях за его телесным функционированием. Разумеется, можно возразить, что представление о моторных полях — это всего лишь одна из составных частей биосинтеза, и она не может считаться базовой для этого направления в современной телесно-ориентированной психотерапии. Не в меньшей степени, например, в биосинтезе используется и периодизация А.Выховски (см. соответствующий раздел). Но тогда остается весьма непонятным, каким образом эта составная часть встраивается в прочие имеющиеся в биосинтезе знания.
Следует заметить, что несмотря на популярность и довольно бурное — во всяком случае, в нашей стране — развитие биосинтеза в последние годы, в его теоретических построениях отсутствует целостное представление о структуре личности человека, механизмах ее развития и патогенеза — и уж тем более описание механизмов, способных обеспечить эффективность терапевтического воздействия. Как уже говорилось, никак не определены взаимоотношения отдельных частей биосинтеза — трудно понять, например, как соотносятся между собой две приведенные классификации личностных нарушений. И уж совсем непонятно, как на основе такой сложной мозаики из отдельных частей метода (а биосинтез позиционирован именно как метод телесно-ориентированной психотерапии) можно выстроить целостную психотерапевтическую стратегию.
Как вы помните, А. Выховски основывает свою классификацию телесных проекций личностной проблематики на возможных личностных нарушениях (проявляющихся, в частности, в искажениях процесса дыхания) во время четырех стадий раннего психомоторного развития. Предметом своей деятельности он называет паттерны дыхания, и для психотерапевтической работы с каждым из таких проблемных паттернов он определяет свою специфическую конечную цель.
Такой целью для работы с первым паттерном, соотнесенным с проблемой включенности и принятия, становится помочь клиенту установить контакт с собственным дыханием. Внутри работы с данным паттерном контакт клиента с терапевтом не слишком значим - скорее, терапевт пытается стать хорошей социальной средой для клиента, в которой тот может почувствовать самого себя, найти свое дыхание в общем контексте ощущений. Для достижения этой цели Выховски работает с различными положениями тела клиента и разного рода прикосновениями, чтобы усилить его контакт с самим собой. Главной задачей для клиента становится отпустить себя, расслабиться, или, как принято говорить в биосинтезе, центрироваться. Позиции, когда клиент лежит на спине, на животе или на боку, хорошо подходят для этой цели. Когда первая поза выбрана и клиент позволил терапевту осуществить прикосновение, тот должен постараться установить контакт между своими руками и телом клиента в выбранной позе. Признаком такого – «хорошего» - контакта является «да»-реакция в дыхании клиента, когда оно становится более глубоким и ровным. Если реакция на контакт положительная, Выховски предлагает переходить к медленным движениям тела или его частей, с целью углубить дыхание. Некоторым клиентам помогает сгибание тела, дальнейшее сворачивание клубочком, другим - постепенное раскрытие и вытягивание. Нарастание интенсивного контакта с самим собой может вызвать глубокие переживания, двигательные импульсы, усиление контакта с терапевтом - как невербального, так и вербального. Иногда актуализируются старые травмы, и тогда терапевт помогает клиенту осознать их, прожить и интегрировать. Но независимо от содержания переживаний, пульсация сгибания - разгибания, сворачивания - разворачивания помогает терапевту следить за развитием контакта клиента с собственным «Я».
Принимающая позиция терапевта позволяет ему следовать за клиентом, даже если тот перестает дышать. В качестве одного из вариантов такого рода работы мы предлагаем вам
Упражнение «ЭМБРИОН»
Упражнение выполняется в паре, поэтому его вполне можно использовать и в индивидуальной, и в групповой работе.
Процедура выполнения. Один из партнеров ложится на пол на боку, свернувшись калачиком, и закрывает глаза. Второй укладывается у него за спиной, как бы плотно обтекая его тело своим, подставляет свои ступни под его ступни и кладет руку ему на макушку (фото 33). Минуты три-четыре второй партнер сохраняет неподвижность (контакт «земля»), стараясь пристроиться к дыханию первого, а затем начинает очень осторожные и мягкие движения в режиме контакта «воздух» - на вдохе первого слегка надавливает своими ступнями ему на стопы, а ладонью – ему на макушку. На выдохе давление должно исчезать. Если у первого партнера, лежащего калачиком, начнут возникать какие-то движения, второй никак им не препятствует, сохраняя ритм своих движений, соотнесенных с дыханием первого.
Целью работы со вторым проблемным паттерном дыхания, отражающим для Выховски проблему неумения распознавать и адекватно удовлетворять свои потребности, становится исследование возможности повышения низкого энергетического уровня клиента и стимуляция импульсов вдоха. Напрямую этого можно добиться, например, сильным надавливанием на грудную клетку или любым другим применением контакта «воздух».
Однако во многих случаях реакция клиента на стимуляцию извне, от терапевта, остается слишком слабой. Тогда, по мнению Выховски, нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия, сопрягая их именно со вдохом. Активизируя руки, начиная с кистей, а также нижнюю челюсть клиента, можно помочь ему получить опыт осознанного выражения своих потребностей - скажем, предложить схватить руки терапевта и сжимать их, тянуть на себя или посасывать их на вдохе. При такой работе могут проявиться самые разные варианты проблемы осознавания собственных потребностей, а также их выражения физически и вербально. Для этих целей вполне может быть применено, например
Упражнение «РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА»
Упражнение пригодно и для парной работы в группе, но намного лучше применять его для работы один на один с клиентом. В любом случае не стоит использовать его на начинающей группе, участники которой вряд ли окажутся в состоянии грамотно проинтерпретировать происходившее в ходе его выполнения и дать друг другу достаточно ценную информацию.
Процедура выполнения. Клиент садится на пол, а психотерапевт усаживается очень близко за ним, почти утыкаясь носом в его спину. Руки клиента сложены впереди, а руки психотерапевта лежат поверх них.
Клиент на вдохе начинает медленно разводить руки в стороны, руки психотерапевта при этом их сопровождают. На выдохе руки клиента возвращаются в прежнее положение – психотерапевт опять-таки следует за ним (фото 34). Обратите внимание: на этом этапе работы психотерапевт совсем не сопротивляется движению рук клиента!
Однако после трех - четырех вздохов психотерапевт начинает сопротивляться разведению рук - и, соответственно, вдоху клиента. Здесь очень важно проявить максимум изобретательности в «осложнении жизни» клиенту: сопротивляться можно не каждый раз, а в произвольной последовательности, сила сопротивления может от раза к разу меняться, можно давить только на одну руку, можно сопротивляться только в начале или, наоборот, в конце вдоха, можно в какой-то момент переставать сопротивляться вовсе, чтобы клиент не знал, когда психотерапевт снова начнет это делать… Единственное, чего нельзя делать психотерапевту – влиять на движение рук клиента при выдохе. Все остальное – можно, и по возможности – в непредсказуемой последовательности.
То, как клиент будет реагировать на изменение внешних условий (то есть действий психотерапевта), даст очень много информации, которую можно обсудить после завершения упражнения, потому что все это – лишь отражение обычной жизненной стратегии экспериментатора. Но этот опыт пригоден отнюдь не только для диагностики, - ведь экспериментатор сможет попытаться адекватно реагировать на разные варианты сопротивления окружающего мира.
Работа с дыханием в рамках третьего проблемного паттерна и, соответственно, с проблемой сепарации и автономии, нацелена на равновесие границ и адекватность выражения эмоций. Центральная тема данного паттерна взаимодействия - это связь дыхания с самоутверждением, личностная интеграция с помощью дыхания в рамках социальных интеракций.
Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере - с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом, обнаруживающим третий проблемный паттерн дыхания, лучше в положении стоя. Главным в работе является отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации.
Страх зачастую связан с трудностями построения границ. В связи с этим эффективным представляется координировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. В терапевтической практике можно использовать как прямой телесный контакт - давление, отталкивание, - так и дистантный контакт с помощью ясно выраженных стоп-сигналов.
Наоборот, для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр возможных реакций клиента здесь довольно широк - от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарсических выбросов эмоций и вегетативных реакций. Примером такой работы может служить
Упражнение «ПРОБА ГОЛОСА»
Упражнение вполне приемлемо и в индивидуальном, и в групповом формате. Единственное, что следует принимать во внимание при работе в группе – очень часто при выполнении этого упражнения возникают довольно сильные чувства, и психотерапевту нужно быть готовым к последующей работе с ними.
Инструкция для клиента. Лягте на спину, согнув ноги и очень надежно и плотно поставив на пол ступни. Это – необходимое условие техники безопасности (фото 35). Второе, столь же необходимое требование – все упражнение вы делаете с открытыми глазами. Все это нужно для того, чтобы вы сохраняли контроль над ситуацией. Даже если в какой-то момент вам страшно захочется глаза закрыть и в полной мере отдаться тоске, боли, ужасу или каким-то иным переживаниям – постарайтесь остаться в сознании и в окружающей реальности.
Сначала вы послушаете свое дыхание и расслабите нижнюю челюсть. Затем очень осторожно добавите к своему выдоху просто шум – но так, чтобы этим шумом был наполнен весь выдох. И когда вы уже какое-то время «пошумите» на каждом выдохе, попривыкнете к этому и поймете, что ничего страшного не происходит – попытайтесь заменить шум звуком. Звук может быть любым – какой пойдет. Не забудьте, что звучите вы на каждом выдохе!
Когда вы уже освоитесь со звучанием собственного голоса – начинайте экспериментировать. Попробуйте разные варианты производимого звука – он ведь может быть весьма разным в зависимости от той гласной, на которой вы звучите. Не забывайте обращать внимание на телесные ощущения. У нас есть серьезные подозрения, что тело будет очень по-разному себя чувствовать на звуках «о-о», «у-у», «ы-ы» и «а-а», например. Только не спешите менять гласные – позвучите каждой из них по одной-две минуты.
Потом можете поисследовать реакции вашего тела на разные громкости звука – от звука почти неразличимого до оглушительного. Опять-таки – не торопитесь! Потом обратите внимание на то, как ваше тело отвечает на высоту звука – от мышиного писка до слоновьего трубного баса.
Затем постарайтесь найти голосом самый неприятный звук – неприятный не столько по слуховому впечатлению, сколько по сопровождающему его телесному ощущению. И, наконец, доставьте себе удовольствие – найдите самый приятный в настоящий момент для вас звук. Неважно, если он будет не слишком красив с точки зрения вокалистов – главное, чтобы ваше тело получило от него истинное удовольствие.
В терапевтической ситуации при работе с четвертым проблемным паттерном дыхания, отражающим проблему способности человека к встрече и коммуникации важна внутренняя интеграция ума, души и сексуальности. Целью психотерапии становится предложение клиенту опыта человеческого общения на разных уровнях близости, без нарушения сексуальных границ. Чем более открыт и полон взаимный контакт двух людей, использующий экспрессивные возможности голоса, взгляда, жестов и движений, тем больше встает проблема стыда, с одной стороны, и проблема соблазнения и чрезмерного сокращения дистанции, с другой. Именно дыхание выявляет степень интенсивности переживания, которую клиент может выдержать и выразить. Задача терапевта здесь особенно сложна, так как он тоже вовлечен в этот интенсивный контакт, влияющий на его собственное дыхание. В то же время он должен продолжать осознавать процесс, вовремя заметить трудности и помочь их вербализовать. Все это необходимо сделать, избежав многочисленных ловушек, не оскорбляя и не унижая, не дистанцируясь, но и не нарушая собственных границ.
Однако общение и интимность не ограничиваются половой идентификацией. Переживание глубоких человеческих чувств - благодарности, сострадания, прощения, любви, радости и счастья - так же, как и глубинный духовный опыт, может скрываться за крайней ранимостью и робостъю. Если отношения доверия уже построены, такие переживания часто сопровождаются сильнейшими волнами дыхания. Одним из вариантов терапевтической работы с четвертым проблемным паттерном дыхания может стать
Упражнение «СТРАСТИ, ЧУВСТВА И МЫСЛИ»
Упражнение может быть использовано и в индивидуальном, и в групповом режиме работы.
Процедура выполнения. Один из партнеров садится на стул так, чтобы спинка находилась не там, где обычно, а сбоку. Не забудьте, что опора желательна почти во всех упражнениях, поэтому ноги ему лучше будет всей ступней поставить на землю. Второй подходит к сидящему с той стороны, где спинка стула не сможет помешать взаимодействию. Для второго очень важно будет на протяжении всего упражнения не забывать о своем комфорте, чтобы ничто не мешало ему чувствовать партнера.
Сначала стоящий положит одну свою ладонь сантиметров на пять-шесть ниже пупка сидящего, а вторую – ему на крестец. Потом оба закроют глаза и сосредоточат все свое внимание на том, что будет происходить в части тела, находящейся между ладонями стоящего, в течение ближайших десяти минут (фото 36).
Затем стоящий очень аккуратно переместит свои ладони выше – одну на то место, куда мы кладем руку, говоря о своих чувствах, а вторую чуть выше лопаток. И снова – десять минут молчаливого контакта, во время которого каждый будет прислушиваться к себе и к происходящему в зоне соприкосновения двух тел (фото 37).
Наконец, одна рука стоящего ляжет на лоб сидящему (обязательно под волосы), а вторая – чуть ниже затылка (фото 38). После выполнения упражнения оба партнера делятся своими переживаниями.
Как вы помните, А. Выховски основывает свою классификацию телесных проекций личностной проблематики на возможных личностных нарушениях во время четырех стадий раннего психомоторного развития (проявляющихся, в частности, в искажениях процесса дыхания). Предметом своей деятельности он называет паттерны дыхания, и для психотерапевтической работы с каждым из таких проблемных паттернов он определяет свою специфическую конечную цель.
Такой целью для работы с первым паттерном, соотнесенным с проблемой включенности и принятия, становится помочь клиенту установить контакт с собственным дыханием. Внутри работы с данным паттерном контакт клиента с терапевтом не слишком значим — скорее терапевт Пытается стать хорошей социальной средой для клиента, в которой тот может почувствовать самого себя, найти свое дыхание в общем контексте ощущений. Для достижения этой цели Выховски работает с различными положениями тела клиента и разного рода прикосновениями, чтобы усилить его контакт с самим собой. Главной задачей для клиента становится отпустить себя, расслабиться, или, как принято говорить в биосинтезе, центрироваться. Позиции, когда клиент лежит на спине, на животе или на боку, хорошо подходят для этой цели. Когда первая поза выбрана и клиент позволил терапевту осуществить прикосновение, тот должен постараться установить контакт между своими руками и телом клиента в выбранной позе. Признаком такого — «хорошего» — контакта является «да»-реакция в дыхании клиента, когда оно становится более глубоким и ровным. Если реакция на контакт положительная, Выхов-ски предлагает переходить к медленным движениям тела или его частей, с целью углубить дыхание. Некоторым клиентам помогает сгибание тела, дальнейшее сворачивание клубочком, другим — постепенное раскрытие и вытягивание. Нарастание интенсивного контакта с самим собой может вызвать глубокие переживания, двигательные импульсы, усиление контакта с терапевтом — как невербального, так и вербального. Иногда актуализируются старые травмы, и тогда терапевт помогает клиенту осознать их, прожить и интегрировать. Но независимо от содержания переживаний, пульсация сгибания — разгибания, сворачивания — разворачивания помогает терапевту следить за развитием контакта клиента с собственным «Я».
Принимающая позиция терапевта позволяет ему следовать за клиентом, даже если тот перестает дышать. В качестве одного из вариантов такого рода работы мы предлагаем вам следующее упражнение.
Упражнение «ЭМБРИОН»
Упражнение выполняется в паре, поэтому его вполне можно использовать и в индивидуальной, и в групповой работе.
Процедура выполнения. Один из партнеров ложится на пол на боку, свернувшись калачиком, и закрывает глаза.
Второй укладывается у него за спиной, как бы плотно обтекая его тело своим, подставляет свои ступни под его ступни и кладет руку ему на макушку (фото 33). Минуты три-четыре второй партнер сохраняет неподвижность (контакт «земля»), стараясь пристроиться к дыханию первого, а затем начинает очень осторожные и мягкие движения в режиме контакта «воздух» — на вдохе первого слегка надавливает своими ступнями ему на стопы, а ладонью — ему на макушку. На выдохе давление должно исчезать. Если у первого партнера, лежащего калачиком, начнут возникать какие-то движения, второй никак им не препятствует, сохраняя ритм своих движений, соотнесенных с дыханием первого.
Целью работы со вторым проблемным паттерном дыхания, отражающим для Выховски проблему неумения распознавать и адекватно удовлетворять свои потребности, становится исследование возможности повышения низкого энергетического уровня клиента и стимуляция импульсов вдоха. Напрямую этого можно добиться, например, сильным надавливанием на грудную клетку или любым Другим применением контакта «воздух».
Однако во многих случаях реакция клиента на стимуляцию извне, от терапевта, остается слишком слабой. Тогда, по мнению Выховски, нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия, сопрягая их именно со вдохом. Активизируя руки, начиная с кистей, а также нижнюю челюсть клиента, можно помочь ему получить опыт осознанного выражения своих потребностей — скажем, предложить схватить руки терапевта и сжимать их, тянуть на себя или посасывать их на вдохе. При такой работе могут проявиться самые разные варианты проблемы осозна-вания собственных потребностей, а также их выражения физически и вербально. Для этих целей вполне может быть применено, например, следующее упражнение.
Упражнение «РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА^»
Фото 34 184
Упражнение пригодно и для парной работы в группе, но намного лучше применять его для работы один на один с клиентом. В любом случае не стоит использовать его на начинающей группе, участники которой вряд ли окажутся в
состоянии грамотно проинтерпретировать происходившее в ходе его выполнения и дать друг другу достаточно ценную информацию.
Процедура выполнения. Клиент садится на пол, а психотерапевт усаживается очень близко за ним, почти утыкаясь носом в его спину. Руки клиента сложены впереди, а руки психотерапевта лежат поверх них.
Клиент на вдохе начинает медленно разводить руки в стороны, руки психотерапевта при этом их сопровождают. На выдохе руки клиента возвращаются в прежнее положение — психотерапевт опять-таки следует за ним (фото 34). Обратите внимание: на этом этапе работы психотерапевт совсем не сопротивляется движению рук клиента!
Однако после трех-четырех вздохов психотерапевт начинает сопротивляться разведению рук — и, соответственно, вдоху клиента. Здесь очень важно проявить максимум изобретательности в «осложнении жизни» клиенту: сопротивляться можно не каждый раз, а в произвольной последовательности, сила сопротивления может от раза к разу меняться, можно давить только на одну руку, можно сопротивляться только в начале или, наоборот, в конце вдоха, можно в какой-то момент переставать сопротивляться вовсе, чтобы клиент не знал, когда психотерапевт снова начнет это делать. Единственное, чего нельзя делать психотерапевту — влиять на движение рук клиента при выдохе. Все остальное — можно, и по возможности — в непредсказуемой последовательности.
То, как клиент будет реагировать на изменение внешних условий (то есть действий психотерапевта), даст очень много информации, которую можно обсудить после завершения упражнения, потому что все это — лишь отражение обычной жизненной стратегии экспериментатора. Но этот опыт пригоден отнюдь не только для диагностики, — ведь экспериментатор сможет попытаться адекватно реагировать на разные варианты сопротивления окружающего мира.
Работа с дыханием в рамках третьего проблемного паттерна и, соответственно, с проблемой сепарации и автономии, нацелена на равновесие границ и адекватность выражения эмоций. Центральная тема данного паттерна взаимодействия — это связь дыхания с самоутверждением, личностная интеграция с помощью дыхания в рамках социальных интеракций.
Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере — с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом, обнаруживающим третий проблемный паттерн дыхания, лучше в положении стоя. Главным в работе является отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации.
Страх зачастую связан с трудностями построения границ. В связи с этим эффективным представляется координировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. В терапевтической практике можно использовать как прямой телесный контакт — давление, отталкивание, — так и дистантный контакт с помощью ясно выраженных стоп-сигналов.
Наоборот, для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр возможных реакций клиента здесь довольно широк — от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарси-ческих выбросов эмоций и вегетативных реакций. Примером такой работы может служить следующее упражнение.
Упражнение «ПРОБА ГОЛОСА»
Упражнение вполне приемлемо и в индивидуальном, и в групповом формате. Единственное, что следует принимать во внимание при работе в группе — очень часто при выполнении этого упражнения возникают довольно сильные чувства, и психотерапевту нужно быть готовым к последующей работе с ними.
Инструкция для клиента. Лягте на спину, согнув ноги и очень надежно и плотно поставив на пол ступни. Это — необходимое условие техники безопасности (фото 35). Второе, столь же необходимое требование — все упражнение
вы делаете с открытыми глазами. Все это нужно для того, чтобы вы сохраняли контроль над ситуацией. Даже если в какой-то момент вам страшно захочется глаза закрыть и в полной мере отдаться тоске, боли, ужасу или каким-то иным переживаниям — постарайтесь остаться в сознании и в окружающей реальности.
Сначала вы послушаете свое дыхание и расслабите нижнюю челюсть. Затем очень осторожно добавите к своему выдоху просто шум — но так, чтобы этим шумом был наполнен весь выдох. И когда вы уже какое-то время «пошумите» на каждом выдохе, попривыкнете к этому и поймете, что ничего страшного не происходит — попытайтесь заменить шум звуком. Звук может быть любым — какой пойдет. Не забудьте, что звучите вы на каждом выдохе!
Когда вы уже освоитесь со звучанием собственного голоса — начинайте экспериментировать. Попробуйте разные варианты производимого звука — он ведь может быть весьма разным в зависимости от той гласной, на которой вы звучите. Не забывайте обращать внимание на телесные ощущения. У нас есть серьезные подозрения, что тело бу
дет очень по-разному себя чувствовать на звуках «о-о», «у-у», «ы-ы» и «а-а», например. Только не спешите менять гласные — позвучите каждой из них по одной-две минуты.
Потом можете поисследовать реакции вашего тела на разные громкости звука — от звука почти неразличимого до оглушительного. Опять-таки — не торопитесь! Потом обратите внимание на то, как ваше тело отвечает на высоту звука — от мышиного писка до слоновьего трубного баса.
Затем постарайтесь найти голосом самый неприятный звук — неприятный не столько по слуховому впечатлению, сколько по сопровождающему его телесному ощущению. И наконец, доставьте себе удовольствие — найдите самый приятный в настоящий момент для вас звук. Неважно, если он будет не слишком красив с точки зрения вокалистов — главное, чтобы ваше тело получило от него истинное удовольствие.
В терапевтической ситуации при работе с четвертым проблемным паттерном дыхания, отражающим проблему способности человека к встрече и коммуникации важна внутренняя интеграция ума, души и сексуальности. Целью психотерапии становится предложение клиенту опыта человеческого общения на разных уровнях близости, без нарушения сексуальных границ. Чем более открыт и полон взаимный контакт двух людей, использующий экспрессивные возможности голоса, взгляда, жестов и движений, тем больше встает проблема стыда, с одной стороны, и проблема соблазнения и чрезмерного сокращения дистанции, с другой. Именно дыхание выявляет степень интенсивности переживания, которую клиент может выдержать и выразить. Задача терапевта здесь особенно сложна, так как он тоже вовлечен в этот интенсивный контакт, влияющий на его собственное дыхание. В то же время он должен продолжать осознавать процесс, вовремя заметить трудности и помочь их вербализовать. Все это необходимо сделать, избежав многочисленных ловушек, не оскорбляя и не унижая, не дистанцируясь, но и не нарушая собственных границ.
Однако общение и интимность не ограничиваются подовой идентификацией. Переживание глубоких человеческих чувств — благодарности, сострадания, прощения, любви, радости и счастья — так же как и глубинный духовный опыт, может скрываться за крайней ранимостью и робостью. Если отношения доверия уже построены, такие переживания часто сопровождаются сильнейшими волнами дыхания. Одним из вариантов терапевтической работы с четвертым проблемным паттерном дыхания может стать следующее упражнение.
Упражнение «СТРАСТИ, ЧУВСТВА И МЫСЛИ»
Упражнение может быть использовано и в индивидуальном, и в групповом режиме работы.
Процедура выполнения. Один из партнеров садится на стул так, чтобы спинка находилась не там, где обычно, а сбоку. Не забудьте, что опора желательна почти во всех упражнениях, поэтому ноги ему лучше будет всей ступней поста-
вить на землю. Второй подходит к сидящему с той стороны где спинка стула не сможет помешать взаимодействию. Для второго очень важно будет на протяжении всего упражнения не забывать о своем комфорте, чтобы ничто не мешало ему чувствовать партнера.
Сначала стоящий положит одну свою ладонь сантиметров на пять-шесть ниже пупка сидящего, а вторую — ему на крестец. Потом оба закроют глаза и сосредоточат все свое внимание на том, что будет происходить в части тела, находящейся между ладонями стоящего, в течение ближайших десяти минут (фото 36).
Затем стоящий очень аккуратно переместит свои ладони выше — одну на то место, куда мы кладем руку, говоря о своих чувствах, а вторую чуть выше лопаток. И снова — десять минут молчаливого контакта, во время которого каждый будет прислушиваться к себе и к происходящему в зоне соприкосновения двух тел (фото 37).
Наконец, одна рука стоящего ляжет на лоб сидящему (обязательно под волосы), а вторая — чуть ниже затылка (фото 38). После выполнения упражнения оба партнера делятся своими переживаниями.
Читайте также: