Жизнь души еврейское учение о том что нас ждет после смерти
Отвечает рав Яков Шуб
Большое спасибо за Ваш вопрос. Безусловно, тяжело полностью осветить эту обширную тему, тем более что происходящее с душой скрыто от нас. Попробуем хотя бы немного приоткрыть завесу, основываясь на информации, которую наши мудрецы передали нам.
В каббалистической книге Зоар (гл. Вайехи) сказано, что перед смертью человек получает возможность увидеть то, что ожидает его в Мире Душ. Когда человек лежит на смертном одре и Мера Суда парит над ним, намереваясь забрать его из этого мира, его душа поднимается на новый уровень, где она не была при жизни и откуда видны вещи, обычно скрытые от людей. Например, в своей книге «Чтобы ты остался евреем» (2-ое изд., Иерусалим, 5768, с. 95) рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, рассказывает, что его отец перед смертью увидел образ своего отца (дедушки Рава Ицхака).
Затем является Ангел Смерти. Он стоит во весь рост с острым мечом в руке. Человек поднимает глаза и видит стены дома, пылающие огнем. Этот образ заставляет все тело человека и его дух трепетать, и его сердце не находит покоя. Человек дрожит от страха и желает укрыться от ужасного зрелища, но не может. Тогда дух его «обходит» все органы и прощается с ними, как человек, который прощается со своими близкими, расставаясь с ними. И, наконец, дух покидает тело (Зоар,гл. Насо, Авода Зара, 20 б).
Когда душа праведника поднимается вверх, ее сопровождают ангелы, души умерших родственников и друзей, а также души других праведников, которые приветствуют ее: «Он (цадик) отходит к миру, покоится на ложе своем, ходивший в справедливости своей» (Йешаягу 57:2). Они показывают ей место покоя и наслаждения и место наказания. Душа праведника сразу занимает отведенное ей место и начинает наслаждаться Б-жественным Светом, а душа грешника остается в этом мире, пока тело не похоронят в земле (Зоар,гл. Вайехи, Ктубот 104а).
Почти все души проходят постепенный не особенно приятный процесс перехода из этого мира в мир Высший (хибут а-кевер). Талмуд в нескольких местах говорит, что червь для умершего гораздо страшнее, чем игла для живой плоти. Поскольку мертвое тело не чувствует, можно понять, что речь идет о мучениях души при виде того, что происходит с телом. Возвышение души происходит в несколько этапов:3 дня, 7 дней, 30 дней и 12 месяцев.
Три дня: самый тяжелый траур соблюдается в течение первых трех дней после смерти человека. Тело еще не изменилось, и душа парит над ним, намереваясь вернуться. Когда через три дня она видит, что лицо человека меняется, она начинает уходить (Бэрейшит Рабба, гл. 100). Книга Зоар предлагает человеку задуматься о своем поведении еще в этом мире, пока есть возможность, описывая, что может произойти в первые три дня после смерти: «И был Йона в чреве рыбы… три дня и три ночи» (Йона 2:1). Это намек на первые три дня нахождения человека в могиле — прежде чем его чрево раскрывается. По истечении трех дней содержимое его внутренностей проливается на лицо и говорит ему: «Возьми то, что ты положил в меня. Ты целыми днями ел и пил и не заботился о бедных, ты не дал им есть с тобой, и они страдали от голода…» (Зоар, Ваякэль).
Семь дней: все семь дней душа мечется от дома к могиле и от могилы к дому и оплакивает тело, как сказано: «Его плоть страдает от боли, и его душа оплакивает его» (Иов 14:22). Аризаль объясняет, что на том уровне души, который называется нэфеш, душа делится на две части: внешнюю(макиф) и внутреннюю (пними). Каждая из них подразделяется еще на семь частей. Внутренняя часть остается с телом в могиле, а внешняя остается в доме покойного. Каждый из семи дней одна из семи частей внешнего уровня покидает дом траура и перемещается в могилу, а на седьмой день все эти части поднимаются. Поэтому, по мнению Аризаля, необходимо установить надгробие именно в седьмой день. Однако более распространенный обычай — ставить надгробие на тридцатый день.
Тридцать дней и двенадцать месяцев: через три дня после смерти человека судят за действия его рук, ног и глаз. Это продолжается до тридцатого дня. В течение этих тридцати дней нэфеш и тело наказываются вместе. Поэтому душа остается внизу и не поднимается на свое место, как женщина, которая отдаляется от мужа в период ритуальной нечистоты (Зоар, Ваякель). В течение первых двенадцати месяцев после смерти тело еще не полностью разложилось и душа иногда может спускаться к телу и подниматься обратно. После этого срока душа окончательно поднимается наверх, а тело покоится в земле и ожидает воскрешения из мертвых (Шабат 152 б). Тосафот добавляют: тем не менее, даже после 12 месяцев душа иногда может спускаться в этот мир.
Душа проходит процесс суда и очищения в духовной сфере. Это может включать в себя очищение в Геиноме, где есть верхняя и нижняя «секции», каждая из которых в свою очередь состоит из семи камер. В конечном итоге, большинство душ удостаивается своего места в Ган-Эдене, где также есть нижняя и верхняя «секции», каждая из которых состоит из семи камер. Об этом наши мудрецы говорят, что каждый праведник получает место в мире грядущем по своим заслугам, подобно царю, который входит в город со своей свитой. Все они входят через одни ворота, но когда приходит ночь, каждый получает место для ночлега в соответствии со своим рангом (Шабат 152а). Всевышний приготовляет отдельную корону для каждого праведника (Мегила 15 б).
О том, как мы в этом мире можем помочь душе близкого человека, облегчить процесс очищения и возвышения его души читайте «Как почтить память родственницы?».
Пинсон - Жизнь души - Чейсовская коллекция
«Нет большей радости, чем разрешение сомнений» (Тшува Рама, 5). Столь же верно иное: там, где есть место для ворчания, сомнения и скребущей нас изнутри неуверенности, не остается места радости. По сути, любая психологическая боль (мы сейчас не говорим о боли физической) произрастает из неуверенности и чувства невозможности прямого контакта с миром, тогда как радость приходит вместе с ощущением ясности и единства.
Страх смерти покоится, прежде всего, на том, что это — страх неизвестности. И точно так же боль, через которую мы проходим, когда умирает кто-то из близких, связана со скребущей неуверенностью: Куда ушел человек? , Где пребывает его душа? , Что в нем умерло и навсегда ушло от нас, а что осталось с нами? Когда близкий уходит от нас, мы проваливаемся в пустоту, наполненную болью, погружаемся во тьму неизвестности, обступающую нас. Нам не остается ничего иного: нам больно, во тьме, куда мы нисходим, нет ни проблеска света. Наша уверенность в мире дает глубокую трещину, перед нами открывается провал — и мы не знаем, что там.
В Торе сказано об этой боли на краю темной бездны — в Торе мы найдем мудрость, которая поможет нам, ибо в ней содержится определенное знание о путях души, покидающей тело и вступающей в новую реальность. Живыми смерть воспринимается как тьма и неизвестность, а существование в физическом теле — как свет и определенность. Нам дарована душа — и еврейская мудрость многое знает о ней. Я попытаюсь рассказать об этом знании, чтобы тьма смерти и потери расступилась перед светом жизни и знания. Жизнь души и есть истинная жизнь.
Тело — лишь временный сосуд, позволяющий нам существовать и реализовать наш тикун — заложенный в нас потенциал и актуальную задачу, ради которой мы пришли в этот мир. Мы считаем, что мы — это тело и у нас есть душа, но в действительности мы — это душа, которой дано тело. Душа начала свое странствие намного раньше, чем тело, и это странствие будет длиться вечно, даже когда тела не станет. Постигая бытие души, мы должны помнить одно: та пребывает в «здесь и сейчас» здесь и сейчас. Проникая глубже в суть жизни и странствия души, мы все больше и больше живем в этом вечном сейчас, где прошлое, настоящее и будущее слиты воедино, переплетены и образуют ту последовательность, которую мы воспринимаем.
Переходный процесс — возвышение души
Почти все души проходят постепенный не особенно приятный процесс перехода из этого мира в мир Высший (хибут а-кевер). Талмуд в нескольких местах говорит, что червь для умершего гораздо страшнее, чем игла для живой плоти. Поскольку мертвое тело не чувствует, можно понять, что речь идет о мучениях души при виде того, что происходит с телом.
Возвышение души происходит в несколько этапов: 3 дня, 7 дней, 30 дней и 12 месяцев.
Три дня: самый тяжелый траур соблюдается в течение первых трех дней после смерти человека. Тело еще не изменилось, и душа парит над ним, намереваясь вернуться. Когда через три дня она видит, что лицо человека меняется, она начинает уходить (Бэрейшит Рабба, гл. 100).
Книга Зоар предлагает человеку задуматься о своем поведении еще в этом мире, пока есть возможность, описывая, что может произойти в первые три дня после смерти: «И был Йона в чреве рыбы… три дня и три ночи» (Йона 2:1). Это намек на первые три дня нахождения человека в могиле — прежде чем его чрево раскрывается. По истечении трех дней содержимое его внутренностей проливается на лицо и говорит ему: «Возьми то, что ты положил в меня. Ты целыми днями ел и пил и не заботился о бедных, ты не дал им есть с тобой, и они страдали от голода…» (Зоар, Ваякэль).
Семь дней: все семь дней душа мечется от дома к могиле и от могилы к дому и оплакивает тело, как сказано: «Его плоть страдает от боли, и его душа оплакивает его» (Иов 14:22).
Аризаль объясняет, что на том уровне души, который называется нэфеш, душа делится на две части: внешнюю (макиф) и внутреннюю (пними). Каждая из них подразделяется еще на семь частей. Внутренняя часть остается с телом в могиле, а внешняя остается в доме покойного. Каждый из семи дней одна из семи частей внешнего уровня покидает дом траура и перемещается в могилу, а на седьмой день все эти части поднимаются. Поэтому, по мнению Аризаля, необходимо установить надгробие именно в седьмой день. Однако более распространенный обычай — ставить надгробие на тридцатый день.
Тридцать дней и двенадцать месяцев: через три дня после смерти человека судят за действия его рук, ног и глаз. Это продолжается до тридцатого дня. В течение этих тридцати дней нэфеш и тело наказываются вместе. Поэтому душа остается внизу и не поднимается на свое место, как женщина, которая отдаляется от мужа в период ритуальной нечистоты (Зоар, Ваякель).
В течение первых двенадцати месяцев после смерти тело еще не полностью разложилось и душа иногда может спускаться к телу и подниматься обратно. После этого срока душа окончательно поднимается наверх, а тело покоится в земле и ожидает воскрешения из мертвых (Шабат 152 б). Тосафот добавляют: тем не менее, даже после 12 месяцев душа иногда может спускаться в этот мир.
Душа проходит процесс суда и очищения в духовной сфере. Это может включать в себя очищение в Геиноме, где есть верхняя и нижняя «секции», каждая из которых в свою очередь состоит из семи камер.
В конечном итоге, большинство душ удостаивается своего места в Ган-Эдене, где также есть нижняя и верхняя «секции», каждая из которых состоит из семи камер.
Об этом наши мудрецы говорят, что каждый праведник получает место в мире грядущем по своим заслугам, подобно царю, который входит в город со своей свитой. Все они входят через одни ворота, но когда приходит ночь, каждый получает место для ночлега в соответствии со своим рангом (Шабат 152а).
Всевышний приготовляет отдельную корону для каждого праведника (Мегила 15 б).
О том, как мы в этом мире можем помочь душе близкого человека, облегчить процесс очищения и возвышения его души читайте «Как почтить память родственницы?».
Загробная жизнь
Безусловно, тяжело полностью осветить эту обширную тему, тем более что происходящее с душой скрыто от нас. Попробуем хотя бы немного приоткрыть завесу, основываясь на информации, которую наши мудрецы передали нам.
В каббалистической книге Зоар (гл. Вайехи) сказано, что перед смертью человек получает возможность увидеть то, что ожидает его в Мире Душ. Когда человек лежит на смертном одре и Мера Суда парит над ним, намереваясь забрать его из этого мира, его душа поднимается на новый уровень, где она не была при жизни и откуда видны вещи, обычно скрытые от людей. Например, в своей книге «Чтобы ты остался евреем» (2-ое изд., Иерусалим, 5768, с. 95) рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, рассказывает, что его отец перед смертью увидел образ своего отца (дедушки Рава Ицхака).
Затем является Ангел Смерти. Он стоит во весь рост с острым мечом в руке. Человек поднимает глаза и видит стены дома, пылающие огнем. Этот образ заставляет все тело человека и его дух трепетать, и его сердце не находит покоя. Человек дрожит от страха и желает укрыться от ужасного зрелища, но не может. Тогда дух его «обходит» все органы и прощается с ними, как человек, который прощается со своими близкими, расставаясь с ними. И, наконец, дух покидает тело (Зоар,гл. Насо, Авода Зара, 20 б).
Когда душа праведника-цадика поднимается вверх, ее сопровождают ангелы, души умерших родственников и друзей, а также души других праведников, которые приветствуют ее: «Он (цадик) отходит к миру, покоится на ложе своем, ходивший в справедливости своей» (Йешаягу 57:2). Они показывают ей место покоя и наслаждения и место наказания. Душа праведника сразу занимает отведенное ей место и начинает наслаждаться Б-жественным Светом, а душа грешника остается в этом мире, пока тело не похоронят в земле (Зоар,гл. Вайехи, Ктубот 104а).
Последний сеанс, или что нас ждет после смерти
Элизабет Кублер-Росс, много лет занимающаяся изучением процесса умирания, пишет, что её всегда поражали внезапное спокойствие и умиротворённость, которая появляется на лице умирающего в момент, когда жизнь покидает его. Она описывает смерть как освобождение бабочки из кокона. При жизни мы ограничены возможностями нашего тела, но, когда эти ограничения исчезают, взмываем на высоту ранее недостижимую.
Каббала даёт некоторые сведения о том, что происходит после смерти. Но, даже если мы принимали идею о том, что смерть — всего лишь переход из одного состояния в другое, до недавнего времени никаких доказательств этого у нас не было. Просто потому, что свидетели «оттуда» не возвращались.
В последние полвека картина изменилась. Благодаря возможностям современной медицины появилось много людей, переживших клиническую смерть. Их свидетельства заставляют задуматься даже скептиков, далёких от духовности и религии. Исследователи назвали это явление феноменом околосмертных переживаний.
Можно, конечно, поспорить: если кто-то по сей день жив, то он по определению не умирал. Но, с другой стороны, в состоянии клинической смерти, когда у человека отсутствует сердцебиение и мозговая активность, он находится гораздо ближе к смерти, чем к жизни. И все же эти люди часто могут вспомнить и в подробностях описать, что происходило вокруг после того, как констатировали их смерть: кто входил, выходил, содержание разговоров, местонахождение различных предметов и так далее. Каким участком нефункционирующего мозга могли они это видеть, слышать и запоминать?
Неудивительно, что все, кто испытал такое, будь они твердолобыми скептиками, агностиками или атеистами, пришли к незыблемой вере в существование бессмертной души, которая не исчезает со смертью тела.
Рав Хаим-Давид а-Леви, бывший главным сефардским раввином Тель-Авива, в своей книге «Асэ Лэха Рав» проводит тщательное сравнение сведений, которые мы находим в Талмуде, Мидраше и трудах каббалистов, с недавними исследованиями феномена околосмертных переживаний. По его мнению, эти исследования играют огромную роль в пробуждении светского мира к осознанию существования души, которая продолжает жить после смерти физического тела.
Еврейская мистика учит, что перед смертью нам показывают всю нашу жизнь. В конце земного пути мы, наконец, постигаем смысл прожитой жизни и видим её полную картину — грехи и праведные поступки, ошибки и достижения, наследие, которое оставляем после себя. Интересно, что исследования доктора Джудит Кац из университетской клиники «Хадасса» это подтверждают. О картинах прошедшей жизни («эффект перемотки жизни») говорят многие из тех, кто прошёл клиническую смерть. Люди видели свою жизнь «как в кино», но события не всегда шли в хронологическом порядке.
Один из участников исследования рассказывал: «Это не было линейно. Не было ощущения пространства и времени. То ли мгновения, то ли тысячелетия. В моем околосмертном опыте разные события происходили одновременно, но в земном мире моё сознание разделяет их по времени».
Почти все участники отмечали, что они глубоко чувствовали переживания людей, с которыми их связывали важные жизненные события. «Я как будто бы вошёл в каждого, с кем был близок в жизни, и почувствовал их боль». «Я видел и чувствовал все переживания моего отца. Он как будто показывал мне всё, что с ним случилось в детстве, и как тяжело ему было в жизни». Одно из самых важных заключений исследования: все участники отметили, что после просмотра «фильма своей жизни» они кардинально изменили своё отношение к близким и к поворотным событиям своей жизни.
Все эти результаты исследователи интерпретируют с позиций материализма и никак не связывают их с еврейской Традицией и трудами наших учителей. Учёные не склонны опираться на такие свидетельства в своих исследованиях. Вместо этого они объясняют феномен околосмертных переживаний реакцией некоторых участков мозга на гипоксию и потерю крови при травматических и предсмертных состояниях.
Какие чувства мы испытаем при просмотре — сожаление и стыд или радость и удовлетворение — зависит от нас самих.
Это знание имеет большое значение для всей нашей жизни, для понимания ее духовного смысла и цели.
Дов-Бер Пинсон - Жизнь души - Еврейское учение о том, что нас ждет после смерти
Пер. с английского А. Нестерова, Е. Левина, Я. Синичкина, Л. Черниной.
Дов-Бер Пинсон - Жизнь души - Еврейское учение о том, что нас ждет после смерти - Содержание
- Введение
- Глава 1. Здесь и сейчас
- Глава 2. Что мы есть?
- Глава 3. Сознание
- Глава 4. Бессмертие
- Глава 5. Опыт переживания смерти
- Глава 6. Душа, живущая в теле
- Глава 7. Реинкарнация
- Глава 8. Индивидуальная память, коллективная память
- Глава 9. Посмертное странствие
- Глава 10. Вечность и телесное существование
- Глава 11. Вместо заключения
- Примечания
Дов-Бер Пинсон - Жизнь души - Еврейское учение о том, что нас ждет после смерти - Бессмертие
Вечность, а не угасание. Всем живым организмам отпущен свой срок, прожив который они умирают, но только человек вынужден жить, зная об этом. Люди — единственные создания на земле (во всяком случае, мы так думаем), осознающие, что они смертны и обречены на угасание. Ирония состоит в том, что, сознавая свою конечность, человек страстно желает достичь бесконечности и бессмертия — физического, Интеллектуального, духовного. Люди искали источник жизни с первых шагов человеческой цивилизации, еще античность увлекалась составлением магических «эликсиров молодости» и разработкой методов достижения вечной жизни.
Возможно, именно переживание страха смерти — причина тому, что столь много нашей жизненной энергии тратится в отчаянных попытках отменить природный порядок вещей и избежать неизбежного. При всем том бессмертие и выживание нашего «я» существует к тому же на нескольких уровнях. Утверждается, что бессмертие всегда присутствует рядом с нами, никто не уходит из этого мира, человек, как таковой, не умирает. Наше реальное «я» — часть целого, и со смертью просто происходит сплавление иллюзорного «я» с «я» реальным, с творением во всей его полноте.
Таким образом, вопрос, что нас ждет после смерти, лишен смысла: ведь никто никогда не рождался как некая обособленная автономная сущность и, значит, и не может умереть в качестве таковой. Если смотреть с этой точки зрения, конечная цель жизни — исчезнуть, слиться с бесконечной мудростью и Божественностью мироздания, полностью отказавшись от ощущения индивидуального «я». И все это (в особенности идея о полном забвении индивидуального «я» на этом пути) совершенно противоположно тому, в чем Тора видит цель и смысл нашей жизни.
Тора учит: существует индивидуальная душа, уникальная в своей неповторимости, и цель жизни в том, чтобы эта индивидуальность максимально раскрыла свой духовный потенциал. Цель заключается вовсе не в том, чтобы мы утратили свое неповторимое и уникальное место во вселенной, а в том, чтобы нашли свое глубинное «я» и познали его слитность с Бесконечно Единым. В силу этого после смерти наша душа не угасает, не растворяется, а обретает опыт личного бессмертия: в качестве конечной сущности, заключающей в себе «я», она пребывает в бесконечном бытии «всего».
Нас ждет вечность, а не угасание. Что действительно угасает, это эго, чувство отделенной от прочего мира индивидуальности, но сама индивидуальность продолжает свое бытие. Можно сформулировать это чуть иначе: эго исчезает, но личная, индивидуализированная душа не есть продукт эго. Эго — лишь самозванец, обманщик, фальшивая индивидуальность. Индивидуальность души укоренена в бытии как вечная частица Божественного, конечная манифестация бесконечного, и потому, когда человек освобождается от эго и оно рассеивается в ничто, духовное «я» продолжает существовать.
Смерть, рождение, жизнь. Бессмертие и вечность могут опытно постигаться на разных уровнях. Можно через опыт постигнуть, что душа продолжает свое бытие и после смерти, можно прикоснуться к сокрытым, эзотерическим аспектам бытия. Ниже мы поговорим о некоторых проявлениях бессмертия. В определенном смысле смерть всегда порождает жизнь. Цикл жизни — бесконечная трансформация из одной формы в другую. Природа постоянно творит и разрушает, строит и ломает— ритм этих перемен неостановим. Всякая смерть дает начало другой жизни.
Когда мы поглощаем пищу, ненужное организму выходит в виде экскрементов — и даже эти экскременты питают иную жизнь. Собственно говоря, жизнь питается смертью. Чтобы живой организм мог продолжать свое существование, он поглощает какую-то другую форму жизни. Природа постоянно меняет свои одежды. Мертвое физическое тело постепенно сгнивает, превращаясь в почву, из которой вырастает новая жизнь. Растения дают пищу насекомым, более сильные создания поглощают насекомых, становясь, в свой черед, пищей для человека — круг продолжает свое вращение.
Минералы становятся растением, растение — животным, животное идет в пищу человеку, человек возвращается в землю. Цикл жизни требует смерти индивида, чтобы жизнь как целое могла продолжать свое существование. Смерть на одном конце дает жизнь на другом. С этой точки зрения бессмертие, в определенном смысле слова, представлено в каждой экосистеме, существующей в нашей реальности, — и человек здесь не исключение.
Читайте также: