Зависит ли звук в наушниках от телефона
Зачастую смартфоны не могут похвастаться хорошим звуком, включая «музыкальные смартфоны с ЦАП» в сравнении с отдельными Hi-Fi плеерами. Этот материал о причинах и их возможных решениях. Наиболее подробно будет описана та часть, которая критичная именно для смартфонов.
При сравнении отдельного Hi-Fi плеера и смартфона для многих не очевидна разница в логике работы ОС. И по этой причине, смартфон с навороченным ЦАП может звучать существенно хуже, чем отдельный плеер на более простых комплектующих. Рассмотрим всю цепочку прохождения звукового сигнала по блокам и их влияние на конечное качество звучания.
В наиболее простом виде маршрут сигнала выглядит так. Рассмотрим подробнее каждый блок.
Исходный файл
Качество исходника безусловно важно, но, если не рассматривать низкобитрейтные форматы Lossy, то влияние на общее качество невелико. Безусловно, лучше использовать Lossless форматы в виде ape, flac и т.п…
Плеер
От плеера зависит корректная передача звукового потока дальше в систему. Если не рассматривать включение различных эффектов обработки звука, то в случае с lossless звук должен передаться без изменений, а для Lossy звучание может отличаться между плеерами из-за разных наборов декодеров.
Микшер ОС
Именно в микшере заключается кардинальная разница между Hi-Fi плеером и смартфоном на ОС Android.
На ЦАП должен придти всего один стерео поток, но при этом несколько приложений могут одновременно воспроизводить звук. Например, плеер, различные музыкальные уведомления, музыка в игре и т.п… Все эти звуковые потоки могут иметь разную частоту дискретизации и разрядности. Микшер все потоки должен привести к единой частоте и после сложить в один поток. Такая логика одинакова для смартфонов на Android, iOS, Windows, Linux и т.п.
В редких случаях, если воспроизводится звук лишь из одной программы, то микшер может отключаться. Но это редкое исключение, которое практиковалось в ранних версиях ОС для ПК. Причиной отключения микшера была экономия ресурсов. Сегодня же делается упор на универсальность и стабильность работы приложений. Для системы назначается единая частота дискретизации и ее разрядность. Из-за алгоритмов конвертации качество звука деградирует.
Так как ПК активно используются для работы со звуком, где системный микшер совсем лишний, то для Windows есть два альтернативных вывода звука: WASAPI и ASIO.
При использовании WASAPI и ASIO звуковой поток минует системный микшер и поступает напрямую в драйвер устройства и далее в ЦАП. В схеме блок драйвера между микшером и ЦАП для простоты убран.
При такой организации маршрута сигнала в системе только одно приложение может воспроизводить звук. Остальные приложения будут молчать. На практике такой подход не всегда приятен пользователю, где при запущенном секвенсоре нет звука например из skype. Для некоторых звуковых карт сделан хитрый ход – драйвер может принять два потока – один с WASAPI и один из ASIO и далее средствами своего драйвера их смикшировать с высоким качеством.
Если для ОС Windows все относительно прозрачно и есть четкие названия для вывода звука, то в смартфонах с Android – полный мрак. Сейчас в некоторых плеерах можно встретить такие названия, как «Hi-Rez output driver», которые по своей сути являются аналогом WASAPI/ASIO и позволяют отдать звуковой поток мимо системного микшера ОС Android.
В Hi-Fi плеерах FiiO на Android есть специальный режим, когда отключается все, что можно и остается только программный плеер в системе. Хотя плееры некоторых компаний, используют пересчет потока из 44.1 в 48 кГц. Но, если к примеру у Pioneer XDP-300R алгоритм качественный, то у первого недешевого флагмана Sony ZX1 был посредственный.
К чему столь подробное описание микшера ОС? Насколько сильно он вредит?
Если брать очень грубую аналогию с фото и видео, то у нас на входе фильм с разрешением 4k. И есть соответствующий телевизор с разрешением 4k (аналог хорошего ЦАП, усилителя и качественных наушников). Программный плеер отдает кадры в микшер ОС и микшер все конвертирует в разрешение 640х480 самым низкокачественным способом для возможности наложения дополнительных системных титров (аналогично рингтонам). После же поток обратно конвертируется в 4k из 640х480 и качество картинки на хорошем телевизоре оставляет желать лучшего. Как решает эту проблему пользователь, не слишком понимающий, от чего качество картинки так сильно пострадало? Он перебирает разные плееры, крутит в них настройки резкости, яркости, динамической обработки и останавливается на том плеере, где предварительная обработка изображения до понижения в 640х480 и обратно в 4к даст наименее ужасный результат. И этот плеер потом будет рекомендоваться как «самый качественный».
При прямом же сравнении качества картинки с плеера, который напрямую донесет картинку без этапа изменения разрешения в 640х480, а например трансляции на монитор с разрешением 2k – результат будет существенно лучше. В комментариях можно обсудить другие варианты аналогий.
Для реальной оценки влияния микшера на звук подготовлены специальные звуковые файлы.
Деградация качества наиболее заметна на тихих участках композиции или при выставленном малом уровне громкости. Причем, чем изначально громче смартфон (с мощным усилителем), тем больше надо снизить уровень для комфортного прослушивания в наушниках и тем самым сильнее будут слышны искажения.
Для примера было оцифровано вступление Mari Boine – Song For The Unborn. Это совершенно обычный трек. При желании можно подобрать более проблемный трек или вовсе обойтись техническим сигналом.
В качестве источника выступил смартфон Xiaomi Redmi Note 4x на Android 7. У Android штатно доступно 15 ступеней для регулировки уровня громкости. Для получения полной картины была проведена оцифровка всех уровней в штатном плеере Android Google Player (Play Музыка) и Neutron (платная версия с возможностью отдать звуковой поток в обход системного микшера в этом смартфоне). В названии файлов: уровень «15» соответствует максимальному уровню, «1» минимальному. Буква G – Android Google Player, N – Neutron.
Для тех, кто не хочет вникать в тонкости, можно отдельно прослушать два файла для минимального уровня громкости, где разница наиболее явная.
Треки нормализованы к полной громкости и соответственно фоновый шум с ЦАП должен быть хорошо слышен для вариантов низкой громкости.
В варианте для Google плеера гораздо сильнее слышны те искажения, о которых идет речь в этом материале.
Возможно, у вас появится новая ассоциация с фразой «андроидный звук». Если же разница в звучании совершенна не очевидна, то или есть серьезные проблемы со слухом, или устройство для воспроизведения никуда не годится. В любом случае, оставьте свое мнение в комментариях к материалу.
Архив представлен файлами для всех уровней. Они нормализованы к одинаковой амплитуде. Попробуйте сравнивать файлы от разных плееров на одинаковой амплитуде. В наушниках обычного и посредственного качества разница должна быть слышна до уровней 10-11. Далее разница может упереться в возможности вашего источника – если он добавляет искажений, то файлы от Neutron потеряют исходную прозрачность звучания.
На аппаратуре, где воспроизведение прямое, без дополнительных искажений от системы разница есть для всех уровней.
Разница амплитуд относительно максимума для ступеней уровней регулятора выглядит так:
Возможно, в других устройствах, отличных от Xiaomi Redmi Note 4x, распределение амплитуд другое. Значения в процентах в Neutron не имеют никакой прямой связи с децибелами, эти цифры условны.
В целом, если данные обрабатываются в регуляторе громкости в 24 бит и этот поток поступает на ЦАП, то без потери качества есть запас по регулировке до 48 дБ (до 1-ой ступени). При понижении более, чем на 48 дБ при корректном понижении амплитуды исходный звуковой поток станет немного шумнее, а при некорректном, добавятся искажения и качество снизится.
При передаче данных в 32 бит запас по регулировке громкости без искажений составляет 96 дБ.
При беглом поиске не удалось найти упоминание, какой ЦАП использует Xiaomi Redmi Note 4x, но есть вероятность, что что-то из серии Qualcomm Aqstic Audio Codec, которые рекомендованы для используемого Qualcomm Snapdragon 625. Текущая серия Aqstic обладает характеристиками в виде динамического диапазона в 130 дБ и уровнем искажений до -109 дБ. Младший WCD9335 принимает поток до 192kHz/24bit, старший WCD9341 до 384kHz/32bit и DSD128. По отношению к Redmi Note 4x немного смущает, что полноценно вывести звуковой поток выше 48 кГц не удалось. Возможно, используется еще более ранняя версия кодека со схожими параметрами. По итогам тестирования можно уверенно сказать, что есть полноценная поддержка 24 бит, а по уровню искажений этот ЦАП ничуть не хуже альтернативных современных ESS/AKM.
После прослушивания демонстрационных записей, как только станет очевидно, что же именно надо услышать, попробуйте послушать уже свои треки в разных плеерах. Возможно, у вас хороший смартфон с штатным фирменным плеером и таких проблем нет. А может и обратная ситуация – ЦАП от ESS/AKM, а звук как из «Android».
Искажения в каждом смартфоне могут немного отличаться из-за разной фактической частоты дискретизации. По умолчанию, микшер работает на максимально поддерживаемой частоте для ЦАП.
Может быть и такой вариант, микшер будет добавлять искажений от конвертации звукового потока, но мастер-уровень громкости будет работать в самом ЦАП, что сделает искажения едва слышимыми во всем диапазоне уровней громкости.
Либо вместо штатного ресемплера у смартфона может использоваться качественный и ресурсоемкий SRC, где смартфон не поддерживает прямое воспроизведение в 44,1 кГц, но при
этом очень качественно конвертирует в 48/96/192 кГц, как это делает к примеру Onkyo Granbeat DP-CMX1.
Пути решения проблем с искажениями
Использование специального плеера
Использование плеера, который поддерживает вывод звука в обход микшера. Решение на первый взгляд простое, но не всегда рабочее. Дело в том, что плееров с такой поддержкой – считанные единицы и работают по принципу «удачи». Более того, плеер может показывать в настройках, что вывод звука прямой, но по факту – кривой. Так же не исключены и «подлянки» от очередных обновлений системы.
Из собственного опыта, путем тестов практически всех плееров год назад удалось выявить единственный плеер для Xiaomi Readmi Note 4x в виде PowerAmp версии v704 с экспериментальным выводом звука Hi-Rez. Счастье длилось месяц-два, т.к. после ОС обновилась с 6-й до 7-й версии и вывод в Hi-Rez перестал работать. Почти год не было ни одного плеера с прямым выводом для Android 7. Потом появилась версия v790, из которой звуковой поток выходил не выше, чем в 16 бит и приложение останавливало звук, если экран гас. Буквально на днях вышла версия v709, и она, за исключением некоторых багов работает как надо.
При этом чуть ранее обновился Neutron, у которого аналогично добавилась поддержка прямого вывода. Но так как Neutron не утруждает себя публикацией версий, то когда именно появилась действительно рабочая версия – сложно сказать. Ранее Neutron мог корректно выдавать звуковой поток только по USB.
На носу обновление до Android 8 с аналогичными рисками потери возможности прямого вывода звука на неопределенный срок. Надо ли обновляться до Android 8, если смартфон используется как источник звука — хороший вопрос.
В пример часто приводят foobar2000. Этот плеер адекватный результат для внутреннего кодека показывает только в Android 5. И при этом только для 16 бит.
Например тестирование в лаборатории RAA смартфонов LeEco Cool changer s1 и Xiaomi Redmi Note 4 как раз попало в промежуток отсутствия подходящих плееров под Android 7 и результаты хорошими назвать нельзя.
Использование внешнего ЦАП с усилителем
Это хороший вариант, где можно и ЦАП «прокачать» и усилитель. Но, при подключении такого устройства микшер Android аналогично будет повышать частоту дискретизации с проблемами в звучании.
Xiaomi Mi A1 и xDuoo XD-05
Здесь в примере воспроизведение из Android Google Player с исходным файлом с частотой дискретизации 44,1 кГц. На экране xDuoo XD-05 мы видим 192 кГц. Экран с отображением частоты – удобная вещь.
Для внешних ЦАП надо подбирать отдельный плеер со своей библиотекой драйверов. Из практики – каждый плеер работает только с определенным перечнем устройств и под каждое устройство надо подбирать отдельный плеер. Благо, хоть они и платные, но относительно недорогие и обычно есть пробные версии.
Xiaomi Mi A1, Pro-Ject Pre Box S2 Digital и Final Audio Design F4100
При воспроизведении из более подходящего плеера частота воспроизведения во внешнем ЦАП будет совпадать с частотой исходного файла. В примере при воспроизведении через Neutron на экране Pro-Ject Pre Box S2 Digital показана исходная частота 44.1 кГц.
Плееры для USB обычно обновляются более оперативно при выходе новых ОС, т.к. они ориентированы на пользователей, которым важно качество звука и которые понимают, в чем оно заключается.
По сути, использование внешнего ЦАП для смартфона желательно лишь наличием чуть большего количества возможных плееров с более оперативным обновлением под новые системы. А вот вариант «бутерброда» из смартфона и ЦАП в эксплуатации не слишком удобен.
Если для определенного смартфона все программные плееры не поддерживают прямого вывода звука для USB-ЦАП, то все не так плохо, подойдет рекомендация для случая с использованием обычного усилителя.
Отдельный усилитель
Если смартфон использует хороший ЦАП, то можно максимально снизить влияние искажений от микшера системы.
Xiaomi Mi A1, Aune B1s и Final Audio Design F4100
Для этого надо выставить уровень громкости на максимум и уже далее регулировать громкость в самом усилителе. И попутно мониторить информацию по обновлениям версия программных плееров.
Альтернативный вариант без усилителя — использовать наушники с аналоговым регулятором громкости, вроде Sennheiser CX 980.
Хотя именно ЦАП обычно уделяется наибольшее внимание в рекламных проспектах, на деле его вклад в общее звучание самый минимальный. Дело в том, что его качество сильно зависит от реализации, где хороший результат обычно достигается в больших габаритах с существенным энергопотреблением.
Звук может быть хороший в рамках смартфона, но все остальные участки цепочки на практике более критичны.
Усилитель
Если получится вывести звук напрямую в ЦАП, то именно этот участок будет вторым по значению.
От того, какое напряжение может выдать усилитель, будет зависеть конечный уровень громкости устройства. Если напряжение будет низкое, то усилитель будет тихий и можно будет использовать только внутриканальные высокочувствительные наушники. Если амплитуда напряжения будет наоборот высока – то смартфон вероятно «раскачает» полноразмерные наушники, но при подключении внутриканальных наушников потребуется сильно снижать уровень громкости. Это чревато хорошей слышимостью фонового шума (как в треках с ступенями громкости ниже 5-той). Если же плеер прямого вывода звука не имеет, то к шуму еще добавятся и дополнительные искажения.
Помимо напряжения важно и значение отдаваемого тока усилителем. Ток может быть ограничен для обеспечения долгой работы устройства. При достижении определенного уровня громкости при подключенных наушниках звучание может стать резким или хриплым.
Важно подбирать оптимальные наушники под исходный усилитель усилитель в смартфоне. Для этого сделан соответствующий сервис сравнения в RAA.
Наушники
Наушники должны быть совместимы с усилителем. Должно быть оптимальное сочетание чувствительности и сопротивления (импеданса) с напряжением и током усилителя. Должен быть запас по регулировке громкости как вверх, так и вниз. Совместимость в данном случае сопоставима с выбором «шестеренок» в коробке передач автомобиля для обеспечения оптимальной скорости. Качество наушников безусловно важно, но оно не заменяет согласование с усилителем.
О согласовании наушников и усилителей можно прочитать в отдельном материале — Рекомендуемое сопротивление наушников для усилителя
Плееры и смартфоны
В лаборатории RAA в завершающей стадии методика тестирования программных плееров для смартфонов и Hi-Fi плееров на Android. Это позволит делать групповые тесты плееров за относительно короткое время и давать точную информацию по поддержке прямого выхода звука и настройкам плееров для штатного ЦАП/кодека и вывода по USB. Голые цифры, без субъективного «показалось».
Дело только за интересом к этой теме у обычных пользователей. А у производителей – понимание, что такой интерес действительно есть.
В этом материале не было конкретики со списком плееров и их настроек под смартфоны. Основной целью было показать наличие проблемы и общие решения проблем.
Если у вас есть наушники и слух, эта статья, надеюсь, поможет вам заново открыть для себя удивительный мир звуков и музыки!
Я постараюсь объяснить, почему все наушники звучат по-разному, а также почему одни и те же модели получают совершенно противоположные оценки не только от простых пользователей, но и экспертов в области звука. Можно ли вообще им доверять или же следует обязательно перед покупкой наушников тестировать их самостоятельно?
Итак, начнем с первой проблемы.
Почему все наушники звучат по-разному?
Причин, на самом деле, очень много и целью этой статьи не является подробный разбор каждой из них. Вкратце перечислю лишь самые очевидные:
- Тип наушников
- Тип динамика
- Кодеки
- Аудиочип, ЦАП, DSP и многое другое
Как видим на примере выше, в этих наушниках слегка акцентированы низкие частоты до 100 Гц (басы), затем от 100 до 600 Гц идет небольшой спад громкости и все частоты играют примерно на одном уровне вплоть до 8000 Гц (8 кГц), после чего наблюдается резкий спад до полной тишины.
Для тех, кто не совсем понимает, что эти частоты означают и на что конкретно влияют, приведу несколько примеров:
- 50-500 Гц. В этом диапазоне звучат большинство ударных инструментов. Сюда же можно отнести басовые партии. Если АЧХ наушников в этом диапазоне приподнята, вы будете слышать больше баса и барабанов.
- 100-900 Гц. Это диапазон мужского вокала.
- 250-1100 Гц. В этих частотах звучит женский вокал.
- 80-3100 Гц. Этот диапазон покрывает практически все струнные инструменты от гитар до виолончелей и скрипок.
- 10-9000 Гц. В таком широчайшем диапазоне звучит, к примеру, орга́н.
От того, с какой громкостью наушники воспроизводят определенные частоты, будет зависеть и характер их звучания (с акцентом на вокал или басы и т.д.).
Но здесь очень важно понимать еще одну вещь. Если какой-то звук не искусственный (как, например, гудок вызова в телефоне), а живой, то есть, его издает музыкальный инструмент или человек, он никогда не будет звучать на одной частоте.
Даже если мы нажмем одну конкретную клавишу на фортепиано или дернем за одну струну гитары, моментально появятся дополнительные звуки на других частотах. Это называется гармониками или обертонами.
Именно благодаря обертонам, каждый инструмент звучит уникально, даже если играет одну и ту же ноту. В противном случае, мы бы слышали лишь монотонный писк (гул) на определенной частоте. Но, добавляя к основной частоте различные гармоники (то есть, звуки разной громкости на других частотах), мы слышим гитару, фортепиано или человеческий голос со своим уникальным тембром. Таким образом:
Обертоны придают звуку необходимые детали и окраску
Что же получается, поискав в интернете АЧХ любой модели, мы можем примерно оценить то, как такие наушники будут звучать?
Почему тогда одна и та же модель наушников оценивается разными людьми совершенно по-разному? Ведь, если в наушниках ярко выражены высокие частоты (>5000 Гц), тогда верха должны объективно звучать громче остальных частот? К сожалению, нет. И это приводит нас к другой проблеме.
Почему все люди слышат звук в одних и те же наушниках по-разному?
Есть простой факт: звук воспринимается каждым человеком субъективно. Это также зависит от многих факторов, начиная от возраста и заканчивая проблемами со здоровьем.
В одной из статей я когда-то приводил примерную табличку восприятия частот в зависимости от возраста, повторю ее здесь:
По графику видно, что эти наушники не акцентируют внимание слушателя на каких-либо частотах. Весь частотный диапазон они играют с одинаковой громкостью. К слову, это самый скучный и неинтересный звук, который, тем не менее, пользуется особой популярностью у начинающих аудиофилов.
Так что же такой человек со своей тугоухостью расскажет нам об этих наушниках?
Так как он плохо слышит низкие частоты, а в этой модели они совершенно не акцентированы, то баса для него здесь не будет совсем. А если бы низкие частоты были очень акцентированы, то наш блогер рассказал бы, что количество баса здесь в самый раз! А затем человек с нормальным слухом просто не сможет слушать эти наушники, так как переизбыток низких частот будет вызывать очень быструю утомляемость.
Получается, люди, которые делают обзоры наушников и те, кто оставляет свои отзывы в интернете, по сути, обсуждают не только конкретное устройство, но и свои проблемы со слухом.
Но главная проблема заключается в том, что вы не можете слишком серьезно относится даже к своим ощущениям! Это прозвучит странно, но если кто-то говорит вам, что в наушниках очень много баса, а вы его не слышите, вполне возможно, вас обманывает собственный организм.
Поэтому, прежде, чем писать в комментариях какой-то негатив или возвращать наушники в магазин, следует разобраться со своими ушами. И это приводит нас к завершающей части статьи, в которой мы поговорим о том, как же решить главную проблему со звуком в наушниках буквально за пару минут.
Adapt Sound, Регулировка громкости и Профили звука от Samsung, Vivo и Xiaomi
Можно пойти сложным путем. Например, сходить к врачу и провести диагностику слуха, получив подробную аудиограмму.
Эта процедура стоит недорого и занимает не так много времени. Вот только не факт, что она как-то улучшит слух. Если врач определит наличие инфекции в среднем ухе или обнаружит пробку, то, устранив проблему, вы станете слышать в целом лучше.
Если же проблема связана с волосковыми клетками во внутреннем ухе, тогда медицина бессильна (это не лечится) и вам поможет только смартфон от Vivo, Samsung или Xiaomi. Звучит, как дешевая реклама, тем не менее, доля правды в этом есть.
Дело в том, что компания Samsung первой попробовала реализовать на своих смартфонах аналог аудиограммы и долгие годы ее смартфоны в этом плане оставались в гордом одиночестве. Обиднее всего то, что одиночество это было не только по отношению к другим компаниям, но и к пользователям. Мало кто знал, что такое Adapt Sound, как им пользоваться и зачем это вообще нужно, если есть привычные эквалайзеры.
Затем подтянулись и другие производители, в частности, компания Vivo. Она не просто сделала аналог функции Adapt Sound, но подошла немножко с другой стороны, о чем я подробнее расскажу чуть ниже. А с выходом оболочки MIUI 12, некоторые смартфоны от Xiaomi также получили аналогичную функцию.
Что такое аудиограмма и зачем она нужна?
По большому счету, если человек плохо слышит звук определенной частоты, нужно просто увеличивать его громкость (звуковое давление) и в какой-то момент проблема исчезнет, если, конечно, ситуация не очень плачевная. Иногда приходится прибегать к слуховым аппаратам.
Смартфоны от Samsung, Vivo и Xiaomi делают ровно то же: подают в наушники сигналы разной частоты и вы должны ответить, слышите ли этот звук. Если звук не различим, смартфон запоминает частоту и увеличивает ее громкость. На Vivo есть продвинутый режим (занимает он дольше времени), когда вы постепенно вручную поднимаете громкость сигнала с небольшим шагом до тех пор, пока не услышите его.
Основное отличие медицинской аудиометрии от смартфонов заключается в том, что в клинике измеряют два вида проводимости звука: воздушную и костную. Смартфоны же работают только с воздушной проводимостью, то есть, когда звук создается путем сжатия воздуха, который затем ударяет по барабанной перепонке.
Костная проводимость позволяет исключить проблемы с внешним и средним ухом, так как звук подается через кости черепа напрямую во внутреннее ухо (на улитку).
Учимся понимать Adapt Sound на Samsung
Итак, пришло время практики. Если у вас есть смартфон от компании Samsung, тогда проверьте, поддерживается ли в нем функция Adapt Sound. Для этого следуйте инструкции:
- Откройте Настройки смартфона
- Перейдите в Звуки и вибрация
- Откройте Качество звука и эффекты
- Прокрутите список в самый низ и выберите Adapt sound
Если вы не нашли эту опцию, значит, к сожалению, на вашем смартфоне она не поддерживается. Для всех остальных делаем следующее:
- В разделе Adapt sound нажимаем кнопку Персонализировать звук
- На следующем шаге нажимаем кнопку Начать
- Слушайте внимательно звуки и нажимайте Да или Нет в зависимости от того, слышите ли вы ритмичный повторяющийся сигнал
В конце вы увидите аналог аудиограммы, которая покажет, как вы слышите определенные частоты. Обычно тестируется стандартный набор: 125, 250, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 5000, 8000 и 12 000 Гц.
Что еще очень важно, для каждых наушников нужно создавать отдельный профиль, то есть, проходить тестирование заново (можно создать сразу несколько профилей и переключаться между ними). Ведь у наушников есть своя АЧХ, соответственно, частоты, которые не были акцентированы и слышны на предыдущих наушниках, в другой модели могут звучать громче остальных.
Вот как выглядит типичная аудиограмма Adapt Sound пожилого человека:
Понимать этот график следует так. Каждый из 12 столбиков отвечает за определенную частоту от самой низкой до самой высокой. Если вы хорошо слышите какую-то частоту, соответствующий бледно-голубой столбик должен доходить до самого верха.
Столбик насыщенного синего цвета показывает уровень восприятия громкости при включенной технологии Adapt Sound, то есть, когда звуковое давление увеличено. Как видим на графике, случай настолько тяжелый, что даже эта технология не смогла восстановить идеальную слышимость определенных частот. То есть, синие столбики не доходят до самого верха, хотя должны.
В любом случае, если такой человек активирует Adapt Sound, качество звука в наушниках преобразится и будет вызывать гораздо больше удовольствия от прослушивания музыки.
И еще для сравнения посмотрим на тест, пройденный 12-летним ребенком:
Как видим, слух у него идеальный. Все бледно-голубые столбики упираются вверх, а значит, ребенок слышит все частоты. Но ярко-голубые столбики расположены еще чуточку выше просто для того, чтобы незначительно увеличить общую громкость звука. Иначе человек вообще не заметит работы этой функции.
Настраиваем Профили звука на смартфонах Vivo
Если у вас смартфон от Vivo, ищем упомянутую технологию здесь:
- Открываем Настройки
- Переходим в Звук и вибросигнал
- Прокручиваем список вниз и выбираем Пользовательские звуковые эффекты
- Нажимаем кнопку Добавить пользовательские звуковые эффекты
Опять-таки, если этой опции нет (я тестировал ее на оболочке Funtouch OS 10), значит на вашем смартфоне данная технология не поддерживается.
Понимать диаграмму от Vivo следует так же, как и диаграмму от Samsung, хотя внешне они немного отличаются. Вот пример аудиограммы пожилого человека:
Здесь мы видим примерно ту же картину, что показал смартфон от Samsung: неплохая слышимость средних частот, заметное снижение чувствительности в низких частотах (левее от центра) и сильный спад восприятия высоких частот (справа).
При включенном профиле наушники начинают играть совершенно по-другому: более сочно, ярко и красочно.
Добавляем Настройку громкости на смартфонах Xiaomi
Эта опция работает далеко не на всех смартфонах от Xiaomi, поэтому для начала проверим наличие нужного пункта меню:
- Открываем Настройки
- Переходим в раздел Звук и вибрация
- Выбираем Звуковые эффекты
- Находим пункт Регулировка громкости
Если такой пункт есть в вашем смартфоне, открывайте его и нажимайте кнопку Добавить настройку:
Смартфон усилит амплитуду тех частот, которые вы плохо слышите и после этого наушники зазвучат намного интереснее. Повторюсь, такую процедуру нужно проделывать для каждой модели наушников отдельно.
Вместо заключения
Тем не менее, пользоваться этой технологией стоит вне зависимости от качества ваших наушников, так как она способна заметно улучшить их звучание.
Надеюсь, теперь вы лучше понимаете проблему субъективности звука и то, почему одна и та же модель наушников собирает прямо противоположные оценки слушателей. Кстати, если вам интересно почитать мои обзоры популярных TWS-наушников, переходите по этой ссылке.
Этот материал посвящается аудиофилам. Так называют тех активных пользователей современных высокотехнологичных гаджетов, у которых есть нездоровое пристрастие к качеству звука в целом, а также наушников в частности. Несколько лет назад они бы вряд ли использовали любые беспроводные решения, подключаемые к источнику через Bluetooth.
Всему виной оказалась бы значительная потеря качества звука в сравнении с проводными решениями — их уши вряд ли бы выдержали подобное «издевательство». Тем не менее, сегодня ситуация несколько изменилась. Нет, беспроводные наушники вряд ли когда-то смогут играть на 100% так же хорошо, как проводные, но разница уже оказывается настолько незначительной, что многие аудиофилы ходят в беспроводных наушниках и не страдают.
Есть всего пара вещей, почему беспроводные наушники могут звучать хорошо или плохо, и они обе даже слишком важны. Речь про цифро-аналоговый преобразователь, который сокращенно называют ЦАПом, вместе с усилителем, а также про потоковый аудиокодек. Огромный прогресс в паре данных направлений, который случился за последние годы, — вот что действительно имеет значение в современном мире качественного звука.
Во-первых, нужно опираться на аппаратное обеспечение — ЦАП
Подавляющая часть музыки, которую мы сегодня слушаем, хранится в цифровом виде. Исключением могут стать только поклонники аудиодисков, пластинок, кассет с магнитной лентой и других винтажных носителей информации. Когда речь заходит про воспроизведение аудиофайлов, записанных в виде единиц и нулей, нужно сразу же понимать, что никакие динамики не могут воспринимать такую информацию в подобном виде, и наши уши не умеют ее слышать. Нужно перевести цифровой формат в аналоговый звук — именно в этом случае вся связка заработает, и за это как раз отвечает цифро-аналоговый преобразователь или ЦАП.
Любые девайсы, которые воспроизводят цифровой звук, в обязательном порядке комплектуются специальным ЦАПом и усилителем.
Да, в вашем смартфоне есть и ЦАП, и усилитель — даже если гаджет не считается аудиофильским. Тем не менее, если вы используете беспроводные наушники, в данном случае с помощью Bluetooth сигнал передается именно в цифровом виде, поэтому его переводом в аналоговый уже должны заниматься наушники — для этого в них также есть ЦАП и усилитель. Запомните, любое беспроводное устройство, которое предназначено для воспроизведения звука, — это могут быть не только наушники, но и колонки или другие гаджеты — должно быть оборудовано ЦАПом и усилителем.
Ранее беспроводные наушники комплектовались наиболее примитивными и дешевыми усилителем и цифро-аналоговым преобразователем. Более того, производители не использовали абсолютно никакие инженерные решения для изоляции цепи и предотвращения помех, которые могут издавать другие приборы.
Это очень важно, потому что если в ближайшей доступности находится что-то вроде силовой цепи, это может вызвать достаточно сильный электрический шум, который без защиты будет мешать слушать музыку или любое другое аудио. Он напоминает гул, который часто хорошо различим в комплектных стереосистемах в дешевых моделях автомобилей — это ужасный звук, который раздражает.
В беспроводных наушниках должны использоваться действительно качественные комплектующие, но не менее важно то, как именно спроектирован подобный гаджет.
Если вы хотите получать удовольствие от прослушивания музыки с помощью беспроводных наушников, важно, чтобы инженеры правильно спроектировали соответствующий прибор. Дело в том, что когда ЦАП преобразует сигнал из цифрового вида в аналоговый, он отправляет его на усилитель, потому что сам по себе он слишком слабый, чтобы хоть как-то повлиять на движение динамика и создать звук.
Из-за небольшого доступного места в беспроводных наушниках не используются какие-то невероятное усилители — чаще всего они представлены в виде транзисторов, которые являются частью печатной платы. Усилитель такого вида должен быть спроектирован таким образом, чтобы входная амплитуда соответствовала правильному выходному уровню, чтобы предотвратить любые возможные искажения и другие помехи. Более того, он также должен быть электрически изолирован.
Это достаточно сложно чисто технически, но все, что вам нужно знать, это то, что производители беспроводных наушников, которые работают через Bluetooth, проделывают действительно большую работу, чтобы создать что-то действительно толковое. В каждой паре объединяются не только высококлассные аппаратные решения, но и инженерный талант. Только все это в сумме становится залогом действительно неплохого звука.
Во-вторых, нельзя забывать про программное обеспечение — кодек
Когда дело доходит до профилей и кодеков в разрезе беспроводных наушников, ситуация ощутимо усложняется. Очень радует, что времена Bluetooth-гарнитур, которые были предназначены только лишь для телефонных разговоров, давно канули в лету, и производители успешно снабдили беспроводные наушники всеми необходимыми аппаратными и программными фишками для работы со стереозвуком.
Сегодня нет смысла беспокоиться о поиске пары Bluetooth-наушников, которые точно поддерживают профили A2DP и AVRCP. Тем не менее, если вы действительно хотите получить хороший звук, важно обратить внимание именно на ту пару, которая поддерживает кодеки HD.
Кодек представляет собой систему из кодировщика и декодировщика информации, у которого крайне сложный принцип работы.
Кодек — это особенная система из кодировщика и декодировщика информации. Представьте, что компьютер взял заданную аудиозапись и преобразовал ее в файл с помощью кодировщика. После этого вы решили прослушать ее на своих беспроводных наушниках — в этом случае в работу включатся ЦАП и усилитель, о которых мы говорили выше. Тем не менее, важно также понимать, что у технологии Bluetooth достаточно невысокая скорость передачи информации, поэтому аудиофайлы между источником и аудиоустройством передаются в сжатом виде. Когда данные достигают наушников, они распаковываются и за дело берется декодер — в сумме все это называется работой кодека.
Существует четыре кодека, которые достаточно важны, чтобы искать их упоминание, когда в следующий раз займетесь поиском новых Bluetooth-наушников. Важно понимать, что их должны поддерживать не только гаджеты для беспроводного воспроизведения аудио, но и источник — скорее всего, ваш смартфон. Речь про aptX, aptX LL, aptX HD и LDAC.
aptX — это проприетарный аудиокодек, который был разработан в 2010 году. Его создали только из-за того, что стандартный кодек, который использовался для передачи аудиосигнала в стереоформате через Bluetooth, был просто отвратительным. Кодек aptX научили передавать звук в CD-качестве — 16 бит и 44,1 кГц — беспроводным образом.
aptX LL — особенная версия кодека aptX, которая была разработана для значительного сокращения задержки. Она частично жертвует качеством аудио, но дает в замен отставание всего в 32 миллисекунды — это значение для мозга выглядит настолько маленьким, что воспроизведение кажется мгновенным. Это крайне важно, если вы достаточно много играете или смотрите фильмы и сериалы.
aptX HD — еще одна особенная версия кодека aptX, которая использует более современное сжатие и качество на уровень выше: 24 бита и 48 кГц. Звук в данном случае воспринимается почти так же хорошо, как в дорогих проводных наушниках. Да что там говорить, подавляющее большинство пользователей вообще не заметит разницу в качестве звука даже при прямом сравнении. Именно поэтому, если наушники с поддержкой данного кодека используют вменяемое аппаратное обеспечение, результат будет поразительным.
LDAC — специальный аудиокодек, который был разработан компанией Sony для передачи звука по беспроводному протоколу Bluetooth в действительно высоком разрешении. Он поддерживает сигнал с максимальной частотой 24 бита, 96 кГц и 990 кбит/с. Android изначально работает с LDAC, но вы сумеете найти всего несколько производителей, кроме Sony, которые продают наушники, поддерживающие данный кодек.
Если говорить именно про качество звука, можно отбросить кодек aptX LL. Как мы уже говорили выше, его главной особенностью является минимальная задержка в несколько миллисекунд — это важно для геймеров, но не играет значимую роль для прослушивания музыки. Остальные три кодека можно отсортировать следующим образом по мере возрастания качества звука:
- aptX — он звучит действительно хорошо для подавляющего числа пользователей и является внушительным шагом вперед, в сравнении с традиционным стереокодеком Bluetooth;
- aptX HD — данный кодек звучит еще лучше, но подавляющее число пользователей даже не услышит разницу между ним, а также предыдущим вариантом;
- LDAC — кодек, который может отправлять максимальное число данных по Bluetooth, поэтому демонстрирует очень высокое качество звука, но список поддерживаемых его гаджетов крайне ограничен.
Нужно понимать, что если ваше мобильное устройство, а также наушники поддерживают любой из данных кодеков, вы уже наверняка будете в полнейшем восторге от качества звука — это касается даже aptX, который сегодня уже считается не настолько прогрессивным. Настоящие аудиофилы сегодня, конечно, смотрят в строну aptX HD или LDAC — с ними качество будет крайне близко к проводным наушникам. Важно еще раз повторить: для того, чтобы почувствовать все прелести соответствующего кодека, его должны поддерживать не только наушники, но и источник. Информация об этом обычно есть в спецификациях девайсов.
Подводя итоги: вот что действительно влияет на качество звука
Хорошая новость для всех, кто хочет слушать качественную музыку, — большинство даже относительно недорогих Bluetooth-наушников уже поддерживают кодек aptX. Более того, aptX HD становится все более популярным. Это же касается и смартфонов — если у вас относительно свежий гаджет, он с высокой вероятностью поддерживает aptX, а может, и aptX HD. Если вы идете по пути, который диктует компания Sony, вам нужны наушники от этого производителя или малочисленные аналоги, а также смартфон на базе Android 8 и выше — в этом случае LDAC будет работать на обоих концах.
Большинство Bluetooth-наушников сегодня звучат куда лучше, чем топовые беспроводные экземпляры всего пять лет тому назад.
Значительная прокачка в конструкции ЦАПа и усилителя сделали так, что большинство беспроводных наушников созданы для приема сигнала и создания из него наилучшего звука. Даже в достаточно дешевой паре, работающей по Bluetooth, комбо из ЦАПа и усилителя будет куда выше качеством, чем все, что вообще можно было купить пять лет назад.
При покупке современных беспроводных наушников все, что вам действительно нужно сделать, чтобы добиться качественного звука, это убедиться, что и они, и смартфон поддерживают правильный кодек. Боле того, вам также придется найти достаточно качественный контент, чтобы его звучание вам действительно понравилось, но это уже совсем другая история.
Из этой статьи вы узнаете, как ваш смартфон сможет воспроизводить музыку или видео с высоким качеством звука.
Особенно часто мы слушаем музыку со своего смартфона в пути, поэтому всем хочется, чтобы эта функция работала идеально, неважно, используем ли мы наушники или колонки.
Благодаря современным аудио-стандартам, таким как DTS Ultra и Dolby Atmos, некоторые модели смартфонов даже способны создавать настоящий сценический звук. И что абсолютно здорово: для получения прозрачного и объемного звука вам понадобятся всего лишь наушники, которые можно подключить к вашему смартфону с помощью кабеля или через Bluetooth. И даже в дороге вы будете наслаждаться любимой музыкой.
Retro разъем 3,5 мм уже не обязателен
Многие любители музыки по-прежнему верны старому доброму разъему, через который наушники подключались еще во времена первых аудиоплееров Walkman. Но и в наши дни вам не придётся отказываться от этого аналогового способа передачи: для современных смартфонов, у которых нет соответствующего разъема, существуют адаптеры для ваших любимых наушников со старым типом подключения, так что покупать новые наушники вам не придётся.
Если вы хотите приобрести новые наушники, чтобы слушать музыку в дороге, обязательно устройте им небольшое тестовое прослушивание в специализированном магазине. Многие модели, неважно накладные или вставные, могут оказаться очень «басовыми». Это не всегда хорошо, особенно если вы любите нейтральную и чистую передачу музыки.
Если вы часто ездите на общественном транспорте или летаете на самолёте, не забудьте протестировать модели с активным шумоподавлением — так называемые наушники системы ANC (Active Noise-Cancelling).
Наш совет: Некоторые смартфоны оснащены собственной системой подавления шума, которая тоже способна фильтровать посторонние звуки, когда вы находитесь в шумной обстановке. Это очень удобно, если вам, например, среди окружающего шума приходится звонить по телефону.
Актуальный стандарт Bluetooth — залог успеха
Едва ли какой-либо другой стандарт беспроводной передачи данных приобрел такое широкое распространение, как Bluetooth. Так что никого уже не удивляет тот факт, что теперь любой смартфон имеет эту функцию. Тем не менее, при покупке смартфона будьте внимательны и обратите внимание на то, какую версию поддерживает устройство.
В идеале смартфон должен поддерживать самую актуальную версию 5.0. Это поможет вам использовать значительно увеличенный диапазон действия, что будет особенно важно, если вы используете дома Bluetooth-колонку и хотите, чтобы воспроизведение музыки не прерывалось, даже когда вы со смартфоном находитесь в другой комнате.
Кроме того, Bluetooth 5 не только лучше «звучит» из-за увеличенной скорости передачи данных, но и меньше разряжает аккумулятор вашего смартфона.
Наш совет: если вы ищете новую Bluetooth-колонку или беспроводные наушники, убедитесь, что они тоже поддерживает Bluetooth 5 и стандарт aptx. Последний гарантирует, что музыка, транслируемая через смартфон, будет воспроизводиться практически без потери качества.
Объёмный и естественный звук в небольшом пространстве
Для того чтобы наслаждению музыкой в любой ситуации ничего не мешало, важны не только возможности подключения смартфона. Если у него высококачественные стереодинамики, то он сможет даже заменить Bluetooth-колонку, например, во время гриль-вечеринки на открытом воздухе. А благодаря современным аудио стандартам, таким как DTS Ultra и Dolby Atmos, современные смартфоны теперь обеспечивают еще более реалистичный и объёмный звук.
Наш совет: перед покупкой убедитесь, что ваш смартфон поддерживает новейшие стандарты 3D-звука. Благодаря которым даже с традиционными стереонаушниками и колонками Bluetooth вы получите потрясающее объёмное звучание.
Читайте также: