Влияние компьютерных технологий на развитие детей
Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся неотъемлемой частью современной культуры. В широком понимании информационные технологии охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации, не ограничиваясь только компьютерными технологиями. При этом информационные технологии часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело информационные технологии на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Современные коммуникационные технологии, открывают широкий спектр возможностей для развития детей. Игра с использованием информационно-коммуникационных технологий становится более интересна ребенку.
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому, что игра вызывает качественные изменения в его психике. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.
Компьютерная игра, включенная в систему обычных игр, вносит свой вклад в развитие творческих способностей дошкольника. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Большего эффекта от компьютерной игры можно достичь, используя не только компьютер, но и интерактивное оборудование, позволяющее облегчить процесс усвоения знаний благодаря деятельностному подходу: проекторы, интерактивные доски, интерактивные панели, интерактивные столы.
Основные преимущества использования интерактивного оборудования на занятиях:
Усиливает подачу материала, позволяя педагогам эффективно работать с любыми цифровыми ресурсами;
Позволяет разнообразить формы подачи программного материала, что важно при многократном повторении материала;
Делает занятия интересными и увлекательными для детей благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;
Повышает мотивацию, что является залогом успеха любой деятельности;
Создает ситуацию успеха для каждого ребенка;
Минимизирует утомляемость ребенка от выполнения заданий, но с другой стороны возникает физическое напряжение (зрительное, мышечное).
Помогает развитию мелкой моторики, напрямую связанной с речью и другими психическими процессами;
Благодаря наглядности и интерактивности, дети вовлекаются в активную работу, при этом обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается запоминание материала.
Таким образом, интерес, вызываемый занятиями на компьютере, и является основой формирования познавательной мотивации, памяти, а также внимания. Развитие таких качеств особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, так как именно они во многом обеспечивают психологическую подготовку ребенка к школе .
Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляя свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.
Одной из целей введения компьютера в жизнь дошкольника является также формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии.
Кроме того, использование интерактивного оборудования существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога. У педагогов появляется возможность, используя программное обеспечение, самим создавать интерактивные задания, игры, вопросы, скачивать фотографии, картинки, музыку, учитывая возраст и навыки своих воспитанников.
Безусловно, у использования интерактивного оборудования есть ограничения. Занятия с компьютером должны проводиться не чаще, чем 3 раза в неделю и не более одного раза в день. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 мин. Кроме того, работу за компьютером следует прекращать как минимум за 1 час до сна. Иначе можно добиться противоположного эффекта, оказав отрицательное воздействие на здоровье детей.
После работы с компьютером полезно провести в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.
Таким образом, разумное применение информационных технологий позволяет сделать занятие привлекательным для детей (т. е. насыщенным, интересным, занимательным), расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
Если гаджеты занимают большую часть сознания ребенка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает чем себя занять в свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В компьютерных играх преобладают ненатуральная яркость цветовой гаммы, громкая возбуждающая нервную систему музыка, многократный повтор действий, малоосмысленное продвижение вперед с обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных детей не требуют умения разговаривать, договариваться и сотрудничать.
Проблему можно обозначить, как утрату социально-нравственных ориентиров. Это вызвано, прежде всего, тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, отсутствия целеполагании подрастающего поколения. А ведь социально-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
Чтобы не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить внимание на совсем маленьких детей – дошкольников, постараться не упустить благодатное время воспитания их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.
Гаджеты влияют на всех людей без исключения, но учитывая, что у детей психика ещё не сформирована, влияние гаджета на психику ребёнка может стать роковым.
Важно понимать, что именно в детстве закладываются привычки, и в том числе привычки потребления информации. И формирование привычки постоянно находиться, скажем так, на «информационной игле» ни к чему хорошему не приведёт. И дело тут не только в трате времени. Ведь формируется привычка не только по объёму, но и по типу информации, а она в большей части негативная, — в этом легко можно убедиться, просмотрев пару–тройку молодёжных сообществ в соцсетях. Половина населения подростков РФ признаны интернет- зависимыми.
При постоянном контакте с гаджетами у детей и молодёжи начинает разрушаться память и способность к концентрации внимания, то есть формируется рассеянность. И также, имеют место быть и расстройства эмоциональной сферы.
Этим текстом, я не хочу сказать вам, что цифровая технология— это зло, просто нужно осознанно относиться к их использованию. И важно понимать, что никто не призывает остановить технологический прогресс и вернуться в каменный век, просто нужно грамотно использовать все достижения науки и техники, чтобы они приносили пользу.
Да, гаджеты вредны для детей. Как мы можем видеть, это факт, который подтверждается и учёными, и статистическими исследованиями. Проблема гаджетов — это потеря связи с реальностью. Человек начинает жить в виртуальном мире, причём, надо понимать, сформированном не с самыми лучшими побуждениями. Большая часть информации, которую мы потребляем, поставляется теми, кто хочет нам что–то продать, в чём–то нас убедить и так далее.
Наша личность — это информация, загруженная в наше подсознание. Никому в голову не придёт есть плохую пищу, а вот «плохую» информацию сегодня потребляют многие. И так же, как испорченная пища вредит здоровью, так же и вредоносная информация будет разрушать наше сознание и жизнь. Как же решить эту проблему?
Как только ребёнок поймёт, что он способен побеждать не только в каких–то онлайн игрушках, но и в реальной жизни, это станет ему гораздо более интересно, чем какой–то виртуальный мир, который с выключением гаджета исчезает. Поэтому всё, что нужно, — это заменить зависимость от гаджета на зависимость от чего–либо более конструктивного.
Всё познаётся в сравнении. И реальные результаты своей деятельности всегда приятнее, чем какая– то интернет–иллюзия. Можно быть прокачанным «белым магом 80–го уровня», в какой–то онлайн– игрушке, но это никогда не сравнится с победой на спортивных соревнованиях или с признанием таланта художника или писателя. И важно понимать, что талант есть у каждого. Потому что каждый ребёнок приходит на эту землю со своим предназначением и своей задачей, и она явно не в том, чтобы кататься на танке в виртуальной реальности по полям сражений войны, окоченной 80 лет назад.
С другой стороны, те же гаджеты можно использовать и с пользой. Планшет, телефон, смартфон — это не «иконы дьявола», как можно подумать исходя из вышеперечисленного. Это просто инструменты, которые можно использовать для своего развития. Вредоносное влияние гаджетов начинается тогда, когда мы выстраиваем свою жизнь вокруг этого и тратим на него всё своё время.
Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.
Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.
Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.
Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.
Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.
Влияние исследовательской деятельности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.
Особенно опасно пристрастие к электронным игрушкам с раннего возраста!
Дефицит внимания со стороны родителей, отсутствие совместного досуга родителей и детей, приводит к тому, что дети выбирают планшеты и компьютеры в качестве суррогата друзей, целиком погружаются в примитивную игровую среду, в которой получают то, чего им так не хватает в реальной жизни: поощрение, признание своих заслуг, подчеркивание компьютером способностей, ума, ловкости ребенка.
Одной из причин того, что ребенок знакомится с гаджетами чуть ли не с первого года жизни, является попытка пресечения капризов и истерик ребенка, желание скоротать время при ожидании в очередях, причем с минимальными эмоциональными затратами со стороны взрослых. Эти попытки зачастую увенчиваются успехом, приводящим впоследствии к тому, что ребенок осознанно психует и плачет, дабы получить вожделенную электронную игрушку. Эти шаги предпринимаются напрасно, поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.
Проблема компьютерной игры состоит в том, что она тормозит развитие ребенка тем, что отсутствует необходимость создания роли. В компьютерных играх он играет уже готовым героем, ему не нужно ни в кого перевоплощаться. Это приводит к скудности и скупости воображения, неумению находить общий язык со сверстниками, нечувствительности к эмоциям других людей.
Для большинства компьютерных игр характерны следующие признаки:
· преобладание механического выполнения миссии игры;
· наличие звуковых и цветовых эффектов;
· многократное повторение действий для достижения результата;
· малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
· попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.
Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.
Слишком длительное нахождение перед компьютером может стать причиной:
· нарушения нормального общения с детьми и взрослыми, сужения круга общения;
· нарушения сна, перенапряжения глаз, искривления позвоночника, ожирения и др.;
· замены реальной жизни виртуальной;
· возникновения так называемой “компьютерной зависимости”, т.е. психологической зависимости ребенка от виртуального мира.
Недопустимо разрешать ребенку бесконтрольно играть или просматривать видео на электронных устройствах, нельзя позволять стать компьютеру лучшим другом ребенка. Необходимо стремиться к тому, чтобы наиважнейшей ценностью для детей стало общение с родителями, совместные прогулки, занятия спортом, творческое развитие.
При организации досуга ребенка или же использования компьютера в качестве обучающего инструмента, необходимо выбирать развивающие и обучающие игры, обучающие программы, причем длительность нахождения за компьютером детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин. При этом важно контролировать не только время, но и содержание игры. Хорошо известно и подтверждено результатами научных исследований, выполненных специалистами лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков, что самыми утомительными для детского внимания являются игры с навязанным темпом игровой деятельности, рассчитанные на быстроту реакции. Для детей эти игры привлекательны острыми ощущениями и яркими эмоциями. Однако психика детей неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение такими играми может стать причиной очень тяжелых последствий: повышенной возбудимости, агрессивности, нарушения сна. Необходимо внимательно выбирать компьютерные игры, оценивать не только их содержание и характер игры, но и цветовое решение, размер изображений.
В детях необходимо воспитывать, прежде всего, целеустремленность, развивать умение ставить перед собой задачи и находить наиболее рациональные способы их решения, требовать реализации поставленной цели, а компьютерные технологии должны быть всего лишь, пусть очень мощным, но все же инструментом в достижении поставленных задач.
Одним из важнейших последствий развития информационных технологий является изменение структуры потребностей личности. Современные технические средства служат не только своей основной функции, но и приобретают другие - характеризуют статус человека в обществе, уровень владения техникой.
Формирование базовых ценностей подрастающего поколения как основы социализации личности - актуальная задача современного общества. Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не изменяются под влиянием событий.
Молодежь - это та часть общества, которой еще предстоит выработать свою систему ценностей, и это во многом зависит от её окружения, а от принятых установок будет зависеть то, что будет происходить в стране и в мире уже через несколько лет.
К 16-20 годам у человека уже сформирована та часть жизненных ценностей, которые влияют на все его решения и поступки. Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни - это одна из целей развития личности. Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяются тем, что ожидают от ребенка семья и общество, какие идеалы ему предлагают и какие задачи ставят перед ним.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями считаются образование, интересная работа, карьера, материальное благополучие, наличие верных друзей, здоровье, любовь, создание семьи, творчество, развлечение. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности.
Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям, о его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой индивидуальности. Те жизненные ценности, которые подросток ищет и находит, отождествляются для него в конкретном воплощении, с живым человеком. Поэтому для подростка очень важны взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. До 13-15 лет подросток познает действительность через свои мысли, переживания, после 15 лет и до 18 начинает задаваться вопросом своей значимости в этом мире, пробует свои возможности. Ценности подростка формируются в большей степени в кругу семьи, при условии доверительных отношений в ней. Если в семье ценится честность, доброта, радость, взаимная поддержка, если поощряется стремление отдавать, а не только брать, то в такой семье человек не вырастет одиноким и обездоленным. Общение в детстве с природой, соприкосновение с музыкой, произведениями искусства, чтение хороших книг формирует в молодых людях правильные жизненные ориентиры, умение принимать верные решения в критических жизненных ситуациях.
Внедрение компьютерных технологий на современном этапе развития общества накладывает определенный отпечаток на формирование и развитие личности, её базовых установок, жизненных ценностей и приоритетов. Личность выступает как субъект информатизации. Компьютеризация имеет здесь противоречивый и неоднозначный характер. Она воздействует на познавательную, мотивационную, эмоциональную сферу личности, её самосознание, влияет на развитие познавательных процессов, таких как восприятие, мышление, память.
При постоянном использовании компьютерных технологий происходит качественное изменение умственной деятельности человека. Компьютерная техника при правильном использовании удовлетворяет потребности человека в познании, самоутверждении и самореализации. Информационные технологии играют огромную роль в процессе социализации и социальной адаптации людей, открывают новые пути межличностного познания и взаимодействия. Вместе с тем, компьютер никогда не заменит человека и живого общения! Более того, компьютеризация изменяет психические свойства человека и общества, Но вместе с тем, играет решающую роль в развитии средств труда, познания, общения.
Компьютерная техника - это мощный инструмент влияния на становление личности, поэтому компьютерные технологии, входя в жизнь молодого поколения через игру, обучение, конструирование, художественное творчество и другие виды символико-моделирующей деятельности, должны оказать свое формирующее влияние на становление жизненных приоритетов, социальных ценностей, личностное развитие человека.
Информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное - способной воспринимать большое количество информации, одновременно выполняя сопутствующие действия. Несомненно, это оказывает влияние на формирование ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит изменение параметров и форм процесса социализации молодежи. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых параметров и форм процесса социализации на основе опосредованных информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенно иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.
Нельзя не отметить отрицательные стороны внедрения информационных технологий в сферу воспитания и образования и вызываемые ими негативные преобразования: снижение уровня интеллекта при упрощении решения задач с помощью компьютера за счет сведения процессов решения к логическим однообразным блокам; поверхностность получаемых знаний; потеря ценности духовного общения при чрезмерном увлечении общением посредством социальных сетей; снижение способности к самостоятельной обработке информации и формированию аналитических выводов.
Чрезмерно развитые игровые мотивы, психическая вовлеченность в работу с компьютером обостряет невротические черты личности, приводя к болезненным состояниям.
1. Компьютерные технологии имеют специфические особенности: глобализация информации, мобильность её трансляции, актуальность, целевое моделирование, художественная выразительность, наглядность, эмоциональность, оперативность обратной связи, многоканальность её предоставления участникам обучения или игры. Основываясь на этой специфичности, компьютерные технологии включаются в систему воспитания и образования как особый фактор, влияющий на формирование личности.
2. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, динамичностью, осознающие свою ответственность за судьбу страны. Информационные технологии это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Какую роль будут играть информационные технологии в жизни каждого человека - прогрессирующую или регрессирующую - это личное предпочтение каждого.
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Экран телевизора заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом . экран становится главным воспитателем ребенка.
Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.
Как проводит время дома ваш ребенок? Утром просыпается от маминого поцелуя или очередной порции мультсериалов? Как часто мы поем детям колыбельные перед сном, или их укладывают телепередачи? Что мы читаем нашим детям и читаем ли? Сколько времени проводят наши дети за компьютером и во что они играют?
По данным ЮНЕСКО, около 95% современных детей дошкольного возраста смотрят на экран 28 часов в неделю ( в среднем - 4 часа в день ; по будням – меньше, в выходные – больше, что имеет отрицательные последствия для здоровья).
Во-первых , ухудшается зрение, нарушается осанка, организм испытывает дефицит движений.
Во-вторых , происходят изменения в психическом здоровье:
Ухудшение мышления , так называемой внутренней речи. А ведь именно во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, - словом все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.
Неспособность к самоуглублению , концентрации на коллективном занятии, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание - дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью.
Трудное восприятие информации на слух. Дети не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные представления. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений, поэтому им трудно, неинтересно и скучно читать.
Резкое снижение фантазии и творческой активности . Дети теряют способность и желание чем-либо занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира, поэтому им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.
Обеднение общения со сверстниками . Ребенок сидит один у экрана, а на общение с другими детьми нет ни желания, ни времени. Куда легче нажать на кнопку и ждать готовых развлечений.
Повышение жестокости и агрессивности . Жестокость и агрессия становятся чем-то обыденным, привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.
Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически невозможно. 6-7 лет - зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным — он определяет дальнейшее развитие человека.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
Передача родительских прав экрану имеет примерно то- же влияние на ребенка, как и полное его игнорирование.
Но нельзя забывать и о том, что мы живем сейчас в век информационных технологий. Компьютерные классы есть уже во всех школах. Информатика стала привычным учебным предметом. Компьютеры используют и в работе с детьми дошкольного возраста.
Невозможно и совсем ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры в семье. Да и вряд ли это нужно. Надо только иметь в виду, что детям трудно соблюдать меру в игре или при просмотре телевизора. Процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы. Поэтому вы, родители , должны внимательно выбирать передачи и мультфильмы для просмотра своих детей, ограничивать их по времени. При этом очень важно своими комментариями помогать малышам в осмыслении происходящих на экране событий.
Сохраним ли мы детство для наших детей – безопасное, радостное, очаровывающее сказкой и добрыми играми, таящее в себе удивительный мир открытий и приключений? Или же опустим его в бездну информационного хаоса? Решать только нам, взрослым.
Софья Воложанина, Кристина Лоханева
Факультет математики, информатики и физики
Шадринского государственного педагогического университета
Статья опубликована в сборнике:
The childhood, adolescence and youth in a context of scientific knowledge: materials of the VIII international scientific conference on April 25–26, 2018. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018.
В современном мире развитие цивилизационного общества называют информатизацией. Российское образование направлено на то, чтобы граждане были способны активно действовать в реальных жизненных ситуациях, а к этому их нужно готовить, начиная со средних образовательных учреждений.
Одной из центральных проблем педагогики является познавательная активность, так как формирование активности в процессе познания являются определяющим фактором в самоопределении и самореализации личности [1, с. 26]. Познавательной активностью называют все виды активного отношения к учению как к познанию, наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания, все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к способам их приобретения, стремление к самообразованию), цели, реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции. Она имеет репродуктивный характер [2]. Её субъектом является школьник.
Успешность учебной активности зависит во многом от самостоятельности ребенка, его активности (или пассивности), заинтересованность в достижении каких-либо результатов. Познавательная активность очень важна для ребенка, так как она помогает овладеть определенными практическими навыками, качественным усвоением знаний, развить коммуникационные функции и взаимодействовать ребенку с окружающимися, адаптироваться в социуме, приобрести знания, умения и навыки, которые дают ребенку осознать, на что он способен. С помощью всего этого у ребенка появляется интерес к новому, а также творческая способность и инициативность. Огромными возможностями для развития познавательной активности школьников являются новые средства обучения. Компьютеры, интернет, телекоммуникационные сети оказывают огромное влияние на детей, образуя вокруг современного ребенка особый информационный мир, влияя на его сознание и развитие.
Применение информационных технологий в процессе обучения приводит к развитию логического мышления, творческого воображения детей [4]. В настоящий момент компьютерные игры в педагогике – одна из наиболее распространённых тем для обсуждения.
Л. С. Выготский [1] отмечает, что ребенок играет в игру, которую он хочет, но не может осуществить в реальной жизни в силу своего возраста. Например, игры на управление автомобилем. Игры формируют у детей способность понимать, принимать и ставить перед собой игровые задачи.
Информационные технологии играют особую роль в развитии интеллекта, креативности, а также и личности ребенка, по словам С. Л. Новоселовой, С. Пейперта, Г. Путку и др. [3]. Для того, чтобы у ребенка вырабатывалась высокая познавательная активность, нужно чтобы ребенок сам был активным участником учебного процесса, то есть исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал и делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.
Помимо положительного влияния на развитие познавательной активности у детей, необходимо сказать о том, что существует и отрицательное влияние. Главной проблемой может стать психологическая зависимость [5]. Эта зависимость отрицательно влияет на детей, потому что информационные технологии могут тормозить индивидуальное развитие ребенка. В настоящее время большое количество детей любят играть за компьютером или за телефоном без ограничения времени, а ведь это наносить очень большой вред на ребенка.
Несмотря на отмеченное выше негативной влияние, в целом информационные технологии играют огромную роль в развитии познавательной активности. Использование информационных технологий помогает повысить уровень познавательного развития, формировать положительное отношение к любой своей деятельности, развить моторику с помощью работы за мышью и клавиатурой, а также развивать координацию движения глаз. Таким образом, задача взрослых, родителей и педагогов, сегодня состоит в том, чтобы максимально использовать развивающий потенциал увлечения детей современными информационными технологиями увлекая и направляя воспитанников для поиска знаний, освоения компетенций и приобретения полезных навыков.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл; Эксмо, 2004. — 512 с.
Читайте также: