Влияние компьютера на интеллектуальное развитие
Компьютеры, планшеты, смартфоны, интерактивные доски и тд. настолько широко вошли в нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них и мы- педагоги просто обязаны быть с компьютером на ты, и использовать его в своей работе, в образовании и обучении детей.
В ходе применения ЦОР из личного наблюдения нами установлено эффективное применение ЦОРов, которое вызывает положительные эмоции к занятию, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.
Конечно Использования ЦОРов должно быть в соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН)
Работа с мультмедийными пособиями, с использованием компьютерной презентации дает возможность разнообразить формы работы на занятии за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио - и видеоматериала. При правильной методике использования средства технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями являться одним из современных средств и методов обучения детей.
Однако в постоянном применении компьютера на занятии имеется несколько опасностей. Основные – отвлечение внимания и привыкание.
Не секрет, что чрезмерно красочный урок отвлекает внимание ребенка на форму, а не на содержание. Этот факт подтвержден многочисленными исследователями и не вызывает сомнения.
Но всегда ли родители правильно в воспитании и обучении детей компьютер и все что с ним связано.
Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и показателем социального статуса, в результате чего каждый день он оставляет след на личности каждого и влияет на нас в течение всей жизни. Что же происходит с человеком под воздействием этого влияния, как это отражается на его психике? Ка влияет компьютер на развитие ребенка?
В настоящее время не для кого не секрет современных детей захлестнула ранняя компьютеризация. Современные дети начинают смотреть компьютер раньше, чем ходить, бегать, рисовать и играть в игрушки. Практически для всех родителей компьютерные игры, телефоны, смартфоны, гаджеты –палочка выручалочка включил –и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. И родители и мы сами не задумываемся о невидимых на первый взгляд проблемах, которые проявятся у детей и у нас самих от частого использование гаджетов.
Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Системный блок и дисплей монитора имеют характерное электромагнитное излучение, формирует повышенный радиационный фон. Низкочастотное излучение при постоянном пользовании компьютером (не зависимо от того, играют ли на нём или набирают текст) воздействует на человека. Причем наиболее подвержен именно детский организм.
В результате электромагнитной радиации появляется раздражительность, усталость, головная боль. Кроме того, повышенный радиационный фон способствует мутации клеток, а значит, увеличивает вероятность развития злокачественных образований.
Ещё одно неблагоприятное влияние компьютера на ребёнка проявляется в перенапряжении зрения.
Детские врачи офтальмологи и неврологи детям до 3-х лет просмотр телевизора, монитора компьютера не рекомендуют вообще. При этом не имеет значения, статичная картинка или динамичная.
Другие специалисты называют идеальным возрастом для начала знакомства ребенка с компьютером четыре года. Зрительная функция у ребенка развивается наиболее интенсивно до 4—6-ти лет. А в момент роста ткани глаза нельзя перенагружать, они просто к этому не готовы. Соответственно только с 6 лет при наличии хорошего монитора и под присмотром взрослого можно знакомить ребенка с компьютером. Начинать нужно с 10—15 минут в день, при хорошем освещении и правильной посадке ребенка. В раннем школьном возрасте (1—4 классы) занятия не должны превышать 20—30 минут.
Многие мониторы работают в режиме мерцания. Кроме того монитор имеет большую яркость. При работе или просмотре видео взгляд зрачков фиксируется на экране, мышцы аккомодации постоянно напрягаются.
Перегрузка мышц аккомодации формирует сначала ложную, а затем настоящую близорукость. При компьютерном обучении перегрузка глаз формируется даже на качественных мониторах, у которых цвет приближен к естественному и нет мерцания.
Если обучение происходит без компьютера, глазные мышцы периодически отдыхают. Ребёнок меняет направление взгляда, смотрит на доску, стену, стол, книгу. Смена напряжённости в глазных мышцах не позволяет им перегружаться.
С популяризацией компьютеров частота заболевания близорукостью среди детей увеличилась с 12% до 55%. Эта тревожная диагностика заставляет задуматься и пересмотреть подход к современному обучению, уменьшить количество компьютера и ограничить время работы в интернете.
Если ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая, негативные последствия не заставят себя долго ждать. Регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела, который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. В настоящее время старческие проблемы с опорно-двигательным аппаратом приобретают молодость и диагностируются у детей дошкольного возраста. Слишком увлечённые компьютером дети начинают отставать в физическом развитии. У них начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы. Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром –однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов. От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой. Недостаток двигательной активности приводит к повышению веса, что в юном возрасте может заложить основу для последующих проблем с эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системами. В комнате с где тоит компьютер, работают вентиляторы охлаждения, прогоняют воздух, в котором содержится пыль. Пыль ионизируется, влажность воздуха снижается, температура воздуха повышается. Вот вам и предпосылки к развитию частых ОРЗ.
Психика и поведение ребенка
Один из самых сложных вопросов влияния компьютера на детей является вопрос о влиянии на психическое здоровье и его развитие.
Играя в компьютерные игры, малыш перестаёт адекватно реагировать на реальный мир. Снижается оценка опасностей и значимость человеческой жизни. Иногда дети отождествляют реальность с компьютерной игрой, где в запасе есть как минимум десять жизней.
Подавляющее число детей идут на неоправданный риск, демонстрируя свою смелость и независимость (прыгают с мостов и крыш многоэтажек, перебегают дорогу перед быстроедущим автомобилем). У детей, часто играющих в стрелялки,искажается мировосприятие: ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его убили, можно начать игру заново –чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой нибудь головокружительный трюк; ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия –это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать; за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности –эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника –и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. При этом не стоит думать, что девочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, Веселой фермой или Салоном красоты, в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему –и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает. Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь –отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда чтото не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.
У детей регулярно играющих в компьютерные игры,появляются различные изменения в поведении: дети становятся раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появляются истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в стрелялку, неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.
Возможно, эта информация окажется шокирующей, но уже через 30-40 минут проведенных за игрой в стиле action (стрелялка, согласно исследованиям, у детей развивается самый настоящий невроз, который затем перерастает в агрессию.
Учеными проводились исследования детей регулярно проводящих время играя в компьютерные игры, практически у всех были выявлены нарушения в работе нервной системы, проблемы со сном и развития психических заболеваний.
Регулярное использование планшетов, смартфонов, компьютера сетевое общение через интернет (Контакт, Одноклассники) ведёт к потере навыка живого разговора. Ребёнку становится сложно объясниться вживую, познакомиться в человеком, задать вопрос в людном месте А у ребенка который еще практически не умеет разговаривать речь практически не развивается.
В настоящее время практически все мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т. д. Родители просто перестают разговаривать с детьми, зачастую сами просиживают за компьютером, лишая детей своего внимания. Родителям проще дать ребенку планшет, включить мультфильм, вместо того чтобы просто почитать и обсудить прочитанное. В результате всего этого детей могут возникать проблемы связанные с общением, собственно с речью и в дальнейшем с социализацией.
Во многих семьях с рождения поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.
Мышление и образование.
Связь умственного развития детей и влияния на него компьютеров преувеличена. Виной тому реклама и пропаганда своих программ и изобретений различных компаний, которые стремятся заработать побольше денег. Задача взрослых (родителей. педагогов) – адекватно оценить ценность продукта. Количество инструментов для умственного развития в настоящее время растет, а сам уровень интеллекта падает, исследования показали, что дети, проводящие много времени за компьютером, не отличаются повышенными интеллектуальными способностями. В подавляющем большинстве случаев производитель создаёт такой продукт, который купят, а не такой, который будет действительно полезен для ребенка.
Дело в том что для ребенка дошкольника приоритетной является игровая деятельность, он совершенствует двигательные навыки и навыки обращения с предметами. Именно хорошая моторика и психоэмоциональное развитие определяют впоследствии интеллектуальные способности ребенка.
Чтобы играть на компьютере, ребенок должен неплохо владеть собственным телом, иметь четкую координацию системы рука-глаз, то есть обладать качествами, которые еще не сформировались у дошкольника всовершенстве. Эти навыки приходят к ребенку в процессе игр и занятий, которые требуют участия пальцев – рисования, лепки, аппликации, завязывания узелков, пальчиковых игр с веревочкой, игр с мячом, езды на велосипеде, плавания и бега. Таким образом, основы будущего интеллектуального развития ребенка могут быть заложены только в процессе реальных, но ни в коем случае не виртуальных игр.
Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.
Также необходимо развивать воображение ваших детей. Дело в том, что дети, воображение которых не очень развито, предпочитают компьютерные игры всем остальным, в ущерб своему здоровью. Участие не в реальной, а в виртуальной игре еще больше угнетает способность малыша фантазировать, поскольку он действует не в спонтанных, а в уже придуманных кем-то обстоятельствах. Он еще больше тянется к игре, которая не требует от него проявления особой находчивости. Круг замыкается. Чтобы избежать этого, играйте с ребенком в ролевые игры. Прекрасным способом развития воображения является «сказкотерапия», когда ваш малыш сам придумывает себе сказку, ее героев и сюжет.
Пожалуй, единственное благоприятное влияние компьютер оказывает на развитие логического мышления. Машина учит структурировать информацию, быстро вникать в суть вопроса, мотивирует ребёнка овладеть новыми знаниями, скоропечатанием, скорочтением. Благодаря бездонному количеству информации, компьютер прочно вошёл в процесс обучения, заменил собой библиотеки, рефераты, газеты и другие источники.
Получается так, что компьютер и его использование приносит человеку больше вреда, чем пользы. Конечно же однозначно нет.
Но для маленького ребенка минусов больше, чем плюсов если не учитывать негативные моменты то компьютер принесет больше вреда, а не пользы для развития ребенка.
Это не значит, что нужно запретить детям играть в компьютерные игры вообще и пользоваться гаджетами при обучении детей, проблема заключается не в обладании вещью, а в том, как она используется. Поэтому необходимо учить родителей и детей с самого маленького возраста адекватному и безопасному пользованию компьютерами и другими устройствами, которые сами по себе безвредны.
Поэтому чтобы избежать негативного влияния компьютера на физисеское здоровь ребенка и своёнужно учесть все отрицательные факторы: ограничить время пребывания за компьютером, делать зарядку для глаз, отводить взгляд от монитора, правильно обустроить рабочее место, делать физминутки, проветривать помещение где работает компьютер использовать компьютер по необходимости для обучения.
Консультация для родителей «Влияние компьютера на психику ребенка» Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА" Дети в дошкольном возрасте воспринимают компьютер, как игрушку. Но такое.
Консультация для родителей «Влияние сказок на развитие ребенка» Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания.
Влияние природы на здоровье ребенка В наш век современного технического прогресса человека всё сильнее тянет к природе. Что может быть приятнее после городского шума и смога.
Влияние цвета на организм ребенка " Дети очень любят цвет. Он оказывает на них своё благоприятное влияние, а поэтому цвет может и должен быть использован в создании условий.
Влияние мультфильмов на личностное развитие ребенка. Сегодня телевидение стало чем-то вроде игрушки, поэтому проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов. Внутренний.
Влияние семейных ссор на психику ребенка В обществе нет пар с идеальными семейными отношениями. В любой семье существуют расхождения, конфликтные ситуации, которые и приводят к.
Влияние сказки на становление личности ребенка Сказка – самое древнее и действенное средство воспитания и развития ребенка. Так как в силу возраста он еще не способен воспринимать нравоучения,.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка. «Великие дела рождаются в семье» «Любовь воспитывается любовью!» Шалва Амонашвили.
Воспитатель и его влияние на формирование самооценки ребенка Консультация для родителей на тему: Воспитатель и его влияние на формирование самооценки ребенка. Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102 Ивановой.
В современном мире компьютер есть почти в каждом доме, а у подавляющего большинства детей есть личный гаджет, и не один. Использовать их можно по-разному. С одной стороны, виртуальный мир дает невероятные возможности для образования, общения, интересного досуга. Но с другой, многие специалисты ставят вопросы о влиянии компьютерных игр на психику детей.
Конечно, не стоит валить любые проблемы в поведении детей на влияние компьютерных игр. Но обеспокоенность вызывает то, что у некоторых детей и подростков все же развивается зависимость от игр и комьпьютера - это во-первых. А во-вторых, влияние компьютерных игр на развитие ребенка оценить не так-то просто. Поколение, которое воспринимает виртуальный мир как основной, пока еще не достигло зрелости и не проявило себя в роли взрослых, на которых лежат серьезные обязательства. Как же уже сейчас разобраться, как влияют компьютерные игры на ребенка? Стоит ли бить тревогу и принимать срочные меры? Или же ребенок получает от них пользу и он просто прекрасно адаптирован в цифровой среде, а мы - мыслим как отсталые от технологий люди. Которые, например, предрекали апокалипсис, когда появились первые автомобили, электричество или телевидение.
Как развивается зависимость от компьютерных игр?
Компьютерные игры - интересные. Они используют так называемые “игровые механики” , которые есть и в обычных играх и привлекают нас хоть в настольных, хоть в карточных играх. Мы получаем удовольствие от игры - и это нас привлекает.
Почему компьютерные игры вызывают зависимость?
Производителям видеоигр важно, чтобы игрок проводил в игре как можно больше времени, поэтому они используют более жесткие методики, которые ближе вовсе не к милой настолке “Эволюция” или подобным. В видеоиграх используются эффективные техники вовлечения из азартных игр, которые в оффлайн-мире запретили в общественных местах и убрали в специальные зоны - подальше от соблазна простого обывателя и уж тем более детей.
Зависимость от чего-либо - это когда для нормальной жизни нечто не нужно, но человек испытывает сильную потребность в этой вещи или занятии. И он готов пожертвовать действительно значимыми и полезными делами, отношениями, вещами лишь бы получать удовольствие от своей зависимости.
Чем опасна зависимость от видеоигр?
Следствие истинной зависимости, а не просто увлечения, - это изменения в развитии личности и утрата возможности найти себя в реальном мире. Однако не каждый ребенок, который играет в игры, - игроман, даже если он играет много и хорошо. Как есть профессиональные игроки в покер, которые хорошо зарабатывают, но живут полной жизнью. Так же есть профессиональные геймеры, которые зарабатывают на стримах, в турнирах, но для них это - работа, а не болезненная зависимость. И они прекрасно делают карьеру в игровом спорте, а потом переключаются на другие занятия, как другие спортсмены. Влияние компьютерных игр на психику детей бывает не только негативным.
Как понять, что ребенок зависим от компьютера?
Можно предположить, что у ребенка развивается зависимость от игр , если он постоянно предпочитает их тем, интересам, которые обычно привлекательны по возрасту. Нет, не учебе - она для большинства подростков и без игр не на первом месте. Но если ребенок не ходит на тусовки, забывает поесть весь день, становится агрессивным, если с ним спокойно говорить о ваших опасениях - стоит задуматься.
Зависимость от игр, как и от других вещей, не развивается без комплекса причин. И если она есть - размотать этот клубок самостоятельно родителям может быть очень непросто. В описанных выше случаях имеет смысл обратиться к клиническому психологу за консультацией.
Какие компьютерные игры опасны для психики и развития ребенка?
Если у ребенка нет зависимости, но он любит “погамать”, а вас это тревожит, попробуйте разобраться, во что именно он играет. Любимые типы игр по-разному характеризуют ребенка и по-разному влияют на его психику и развитие.
Ребенок играет в шашки, шахматы, монополию и т.п., но в компьютере или телефоне? А может, ему нравятся квесты или викторины? Ничего страшного с ним не происходит - в этих играх нет механик, которые вызывают плотную зависимость.
Вы обращаете внимание на то, что у него на экране кровь и мясо и хватаетесь за сердце. А для специалистов по играм это вообще не характеристика класса игры, потому что:
- не отображает механику. Лужи крови бывают и в компьютерных автогонках, и в стратегиях.
- ничего не говорит о том, насколько эта игра “подсаживает” и вызывает зависимость.
Проще говоря, вреда от игр с очевидным насилием не больше, чем от милого виртуального мира с цветочками, который вдруг пишет ребенку в телефон, что у него начал погибать с трудом выращенный садик, который надо срочно полить. С ружьем побегать - это надо с друзьями на время договориться, да еще и сохранить дружеские отношения, если проиграли.
Если бы от бегания с ружьем в игре все становились террористами и маньяками, то мы бы давно вымерли. Потому что все приличные мальчики в возрасте вашего ребенка из поколения наших родителей и дедушек играли в войнушку каждый день и бах-бах в игре стреляли в настоящих людей.
Ребенок строит свой мир, где живет в роли персонажа? Может, он там реализует свою творческую натуру и использует игру как доступный ему конструктор. А может, пытается быть тем, кем не может быть в реальном мире. Как герои комиксов типа Бэтмена или Супермена, которые были крутыми только в костюме.
Обращайте внимание на то, насколько ребенок зависим от этого виртуального мира, а не на его внешнюю оболочку. Если для ребенка это именно игра, в которую он ходит, когда хочет, - это не страшно. А вот если он начинает жить в виртуальном мире вместо настоящего - консультация психолога не помешает.
Это игры, где уровни сложности повышаются, а игроку надо проходить один за другим, хоть собирая бананы, хоть борясь с врагами. Они могут делать ребенка крайне возбудимым, когда он не может пройти уровень, Но при этом дают награду, когда игрок приложил усилия, потренировался и добился успеха. Как правило, в такие игры запойно играют дети, которым не хватает похвалы и успешности в реальном мире. Ведь тут можно попробовать снова и снова, успех пройденных уровней закрепляется. Тоже есть повод поговорить с психологом, но не на тему зависимости, а о том, как помочь ребенку стать более уверенным и успешным.
Польза компьютерных игр для детей
У компьютерных игр есть масса плюсов. От образовательных до социальных. Вот основные.
- Компьютерная реальность безопасней психологически
В интернете ребенку проще начать общение, попробовать себя в разных ролях и образах. Подросток избегает значительной стрессовой нагрузки в таких пробах, когда он скрывается за персонажем в интернете.
В видеоиграх есть и преодоление трудностей, и взаимодействие с другими игроками, и увеличение требований, и элементы финансового планирования, и выстраивание стратегий. С точки зрения навыков - это довольно сложный мир, который заставляет учиться новому.
Часто говорят, что компьютерные игры расшатывают нервную систему ребенка. На деле же ему приходится справляться со стрессом, чтобы добиться успеха в игре и уж тем более в команде. Будет много психовать - ничего не получится. Ребенок, который не имеет человеческой поддержки, именно через игру может и стресс сбросить и позитива набраться.
Самые простые - как минимум тренируют концентрацию внимания. Более сложные - тренируют самые разные мыслительные функции. Будут ли эти навыки востребованы в реальной жизни? В большей или меньшей мере - да. Конечно, это весьма однобокое развитие, поскольку тело игрока малоподвижно, но многие навыки ребенку пригодятся во многих профессиях, которые так или иначе связаны с цифровой средой.
Вред компьютерных игр для детской психики
При всех плюсах компьютерные игры имеют массу недостатков. Они влияют на психику детей и их поведение, поскольку ребенок не так устойчив к вовлекающим приемам. Плюс в подростковом возрасте он особенно уязвим из-за своих переживаний по поводу перемен в его организме и вызовов окружающего мира.
Неспособность контролировать время
Если ребенок залипает в игры и начинает упускать учебу и меньше общаться со сверстниками, стоит принять меры. Отбирать гаджеты или конфликтовать - не лучший выход. Лучше понять, чего ребенку не хватает в реальной жизни, почему виртуальный стал для него более привлекательным. Вполне возможно, ребенок просто не знает, чем себя занять. В таком случае ему можно предложить интересные хобби .
Отсутствие у ребенка других интересов
Иногда нам кажется, что ребенку ничего, кроме игр, не интересно. Мы подобрали ему интересный спорт или кружок, а его все тянет в комп. Но во-первых, интересное с нашей точки зрение занятие может не привлекать ребенка. А он просто боится нашего неодобрения и не признается. Во-вторых, его может привлекать компьютер как таковой. Вот эта логика машины.
В этом случае имеет смысл поискать ему хобби в мире цифровых технологий, например, подобрать ему хорошую школу программирования .
Проблемы с общением в реальном мире
В реальном мире коммуникативные задачи сложнее, чем в виртуальном просто потому, что спрятаться за персонажа и чувствовать, что выход всегда есть - не получается. Ну, попробуй спрячься от учителя, который требует домашку. Или от родителей, которые критикуют. Или от одноклассников, которые травят. Из виртуального мира можно выйти одной кнопкой, и это придает уверенности в себе.
Бессмысленно ругать ребенка, который сбегает в виртуальный мир. Лучше помочь ему стать успешным в настоящем мире и выбрать интересную профессию . Слушайте своего ребенка, будьте неравнодушны к его эмоциям. Если у вас не получается наладить с ребенком доверительные отношения, обратитесь к психологу.
Нервные срывы
Если ребенок плохо контролирует свои эмоции, а игра азартна, он может еще больше расшатать свою психику неудачами или конфликтами с другими игроками. Если ребенок, выплеснув пар, не успокаивается, а хочет играть все больше, не может заснуть и конфликтует с окружающими, можно утверждать, что игры вредят его психике довольно серьезно. Необходимо избавляться от игровой зависимости.
Очень легко обвинить компьютерные игры во всех грехах от плохих результатов экзаменов до терактов. По факту же всегда нужно разбираться с тем, что на самом деле происходит с ребенком в семье и его дружеском кругу. Негативное поведение, которое мы связываем с играми, часто симптом неблагополучия, которое можно и нужно уладить в реальном мире.
Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.
Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.
По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).
Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.
Что почитать/посмотреть по теме:
-
по версии «Медузы».
- Что такое неигры и зачем в них (не) играть?
- Зависимость от видеоигр признана психическим расстройством. Что с этим не так?
- Как игры могут помочь нам в решении реальных мировых проблем — выступление на TED гейм-дизайнера Джейн Макгонигал.
Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга
Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.
Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».
Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.
Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.
Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:
-
о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен). ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых. на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
- Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.
Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс
Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.
Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.
Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.
Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.
«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.
Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.
Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать
И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.
«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!
Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.
Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.
Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России
На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.
Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.
Как заработать на киберспорте
Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.
Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.
Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.
При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.
По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».
Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:
- Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
- 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
- Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge : чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям
Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.
Для тех из вас, кто слышал от своих родителей: «Не играйте в видеоигры слишком долго, они испортят вам мозг», давайте разберемся, так ли это.
На дворе 2020 год, и игровая индустрия не сбавляет обороты: выбор платформ неуклонно увеличивается, качество игр стремительно улучшается, а растущая аудитория геймеров, которая приняла и интегрировала игры в свою повседневную жизнь, достигла наивысшей точки и все еще продолжает расти.
Да, во многом игровая индустрия процветает благодаря киберспорту. Проекты вроде Fortnite не только доступны на различных платформах, включая смартфоны, но и не требуют никакого вложения реальных средств.
В связи со значительным увеличением числа активных игроков, возникает вопрос: «Насколько видеоигры вредны для нас?».Мы все слышали, что в тот или иной момент кто-то говорил о видеоиграх так, будто они наносят вред вашему зрению, нарушают осанку и разрушают функции мозга, но на чем основаны эти утверждения?
Мнение Шона Грина
Вот что об этом думает профессор психологии Шон Грин из Висконсинского университета в Мадисоне:
Видеоигры — это очень широкая категория. Влияние игры зависит от того, какие задачи задействованы в ней. Поэтому разные проекты по-разному влияют на мозг. Вы не стали бы спрашивать «как еда влияет на ваше тело», вам нужно знать ее состав. То же самое и с видеоиграми: механика, динамика и содержание отдельных игр являются предикторами того, как они по-своему влияют на мозг.Затем профессор Грин приводит в пример экшен-игры, заметив, что все объекты, включая игрока, движутся в быстром темпе. Когда на экране есть несколько объектов, которые нужно отслеживать одновременно, акцент делается на периферийной обработке — она, в свою очередь, требует быстрых и точных решений в сжатые сроки.
После 15 лет исследований самым большим положительным эффектом от игр-боевиков стало усиление сенсорного восприятия — это влияет на то, как разум игрока может интерпретировать внешние стимулы, такие как образы и звуки, а также на пространственное осязание, которое помогает вам координироваться и ориентироваться в трехмерной среде. Благодаря этому улучшается способность сосредоточиться на одном объекте, игнорируя отвлекающие факторы.
Видеоигры как цифровое лекарство
Ссылаясь на то, что игры считаются полезными как для душевного, так и для психического здоровья, исследователи из Neuroscape Lab UCSF стремятся преодолеть разрыв между технологиями и нейробиологией, чтобы улучшить функциональность мозга людей.
Почему же ученые сосредоточены именно на когнитивном контроле? Причина заключается в том, что это основа, на которой построены все другие функции, такие как память, рассуждение, принятие решений, мудрость и так далее. Если человек не может сосредоточиться, все остальное рушится — у него попросту не получится развить ни одну из когнитивных способностей более высокого порядка.
В будущем специальные познавательные игры можно будет рассматривать как форму цифрового лекарства, которое прописывают пациентам с СДВГ. Итак, со всей этой информацией, давайте взглянем на основные плюсы и минусы.
Плюсы и минусы:
- Когнитивное укрепление — способность быстро воспринимать данные и стимулы, реагировать на них.
- Зрительно-моторная координация — координированное управление движениями глаз и рук наряду с обработкой зрительного ввода для руководства действиями.
- Восприятие — сенсорная способность видеть, слышать и осознавать внешние раздражители.
- Сосредоточенность — способность концентрировать внимание на предмете деятельности.
- Внимание — умственная способность рассматривать или замечать кого-то, или что-то.
- Рабочая память — способность хранить и запоминать важную информацию.
- Время отклика — время, необходимое человеку для реакции на точечные стимулы внешнего воздействия.
- Травмы от повторяющихся движений в результате интенсивных игровых сессий — травмы пальцев, запястья, локтя, плеча и шеи — все это результат повторяющихся движений в течение длительного периода времени.
- Нездоровый образ жизни — игры могут потреблять большую часть дня человека, что приводит к пренебрежению физической активностью, временем, проведенным на открытом воздухе и сбалансированным питанием.
Вы получите больше пользы от кратковременных игровых сессий, равномерно распределенных по времени, а не от одного продолжительного захода. Что касается когнитивных функций, как было замечено, игры оказывают либо положительный эффект, либо вообще его не вызывают. Не подтверждено ни одного случая, когда игра привела к когнитивному повреждению или ухудшению производительности с течением времени.
Читайте также: