Вертикальная съемка на телефон как сделать
В фотографии я очень люблю использовать широкоугольную оптику, так как именно фотография на широкий угол, на мой взгляд, полностью передает простор, ширину пространства и необъятность окружающего нас мира.
Меня очень радует, что в своих премиальных смартфонах Huawei устанавливает широкоугольную оптику очень хорошего качества, именно эти смартфоны я использую. Особенно меня поразила широкоугольная камера в P40Pro - довольно широкий угол, отличная светосильная оптика, большая качественная матрица, но даже с помощью нее не всегда удается запечатлеть открывающийся перед мой вид.. И вот тут на помощь приходит - панорама.
1. Панорама.
Панорама - вид фотографии, для представления конечного изображения используется сшивание нескольких кадров. В большинстве случаев панорама имеет сверхширокоугольное горизонтальное изображение, где горизонтальный размер превышает вертикальный в два и более раз. Реже для панорамы используют сшивание кадров по вертикали. Некоторые профессиональные фотографы используют панорамное изображение для улучшения четкости и детализации изображения - такие панорамы сшиваются из центральных частей множества кадров по вертикали и горизонтали (этот вид панорам мы не будем рассматривать в этом уроке).
Можайск, река Москва. Август 2018г. Рассвет туманным утром. Снято на Huawei P20Pro в режиме панорама. Можайск, река Москва. Август 2018г. Рассвет туманным утром. Снято на Huawei P20Pro в режиме панорама.2. Место использования. Путешествуя по России и миру я всегда заблаговременно отмечаю на картах все смотровые площадки в городе или на местности, куда отправляюсь. Мало того, я всегда смотрю примеры фоторабот с этих мест на карте, чтобы иметь полное представление, куда я хочу попасть, и что я хочу увидеть. Обычно самые лучшие смотровые площадки всегда отмечены на карте - это либо огороженная площадка на возвышенности или терраса/крыша какого-либо здания, на картах я ищу эти места по запросу "смотровая площадка" в разных приложениях. Такие места на картах обозначаются значком "бинокль" или "фотокамера". Со смотровых площадок всегда открываются потрясающие виды на окружающую Вас местность.
3. Режим "панорама".
Во всех телефонах Huawei есть режим панорама: фотокамера / режимы съемки / еще / панорама. Есть два варианта использования записи: стандартное, слева-направо и дополнительное, снизу - вверх. Кнопка переключения направления съемки панорамы находится внизу изображения - кружок с точкой внутри и стрелками по краям. Смартфон снимает панораму только на основную камеру.
Выбор режима "панорама" и съемка горизонтальной панорамы. Выбор режима "панорама" и съемка горизонтальной панорамы.4. Техника съемки.
Если Вы снимаете горизонтальную панораму, Вы должны разместить телефон вертикально в предполагаемую левую часть конечного кадра / визуально наметить уровень линии горизонта на изображении на экране / нажать кнопку затвора и плавно с одной скоростью перемещать телефон вправо до предполагаемого правого края панорамы / для окончание съемки нажать кнопку затвора камеры. Все время съемки камера смартфона делает множество кадров и потом ПО смартфона сшивает их в одно изображение с высотой изображения, равному высоте изображения с основной камеры.
Если Вы решили снять вертикальную панораму, Вам необходимо разместить смартфон горизонтально, переключить направление снизу-вверх и произвести съемку.
Во время съемки в середине экрана будет лента с формированием будущего изображения панорамы со стрелкой направления съемки и центральной линией.
5. Качество панорамы - геометрия.
Все время съемки Вы должны строго соблюдать линию горизонта - она должна находиться у Вас на экране на одном и том же уровне - от этого зависит качество Вашей панорамы. Если Вы строго выдерживали линию горизонта, то конечное изображение получится ровным без скачков в изображении и волн в экспозиции. Проверить Вы всегда сможете потом при обработке, особенно видны Ваши ошибки проводки по линии видимого горизонта.
6. Качество панорамы - экспозиция.
Перед съемкой панорамы Вы должны убедится, что экспозиция по всему кадру панорамы одинакова. Во время съемки панорамы смартфон фиксирует экспозицию по первому кадру, поэтому Вы должны убедиться, что она подходит для всего поля панорамы. Обратите внимание, что снять панораму с рассветом/закатом в конце или середине панорамы этим способом у Вас не получится, так как область с солнцем будет сильно ярче и на конечной панораме Вы получите вместо солнца огромную "дырку" (засвеченная область без цветовой информации). В данном случае Вам необходимо будет снимать панораму в ручном режиме, рассмотрим этот вариант ниже. Обычно ровная экспозиция получается в пасмурный день или когда солнце находится у Вас за спиной или строго в зените.
Вот к примеру, я попытался снять панорамы Казани со смотровой площадки ночью, при этом экспозиция в центральной части значительно ярче, чем по краям. В итоге панорама получилась волнами на небе и исправление этих волн требует значительного вмешательства в стороннем редакторе. Эту панораму я пытался сделать еще в январе 2018г. и с того времени в ПО смартфонов внесли значительно больше интеллекта!
7. Советы.
7.1. Зрительно зафиксируйте линию видимого горизонта по центру - в центре у Вас будет линия направления панорамы. В данном случае конечное изображение панорамы будет вертикальных искажений. Если Вы хотите видеть на конечном изображении больше неба/облаков, то зафиксируйте линию видимого горизонта по нижнему краю ленты (с конечным изображением в середине со стрелкой направления движения) в центре экрана и придерживайтесь этому краю. Или наоборот по верхнему краю ленты, чтобы на конечной панорамы было больше земли.
Выравнивание изображения по нижнему или верхнему краю ленты. Выравнивание изображения по нижнему или верхнему краю ленты.7.2. Если Вы снимаете панораму с рук, встаньте лицом строго по центру будущей панорамы, не отрывая ног развернитесь влево телом и зафиксируйте положение рук, делайте проводку телефона по горизонту плавно вращая тело. Нажимайте на кнопку затвора в положении без движения как на старте, так и на финише.
7.3. Если у Вас есть штатив - браво! У Вас получится очень ровная панорама - устанавливаем штатив строго по горизонту, необходимо ослабить головку штатива в горизонтальном направлении и выполнить плавную проводку головки штатива со смартфоном справа налево.
7.4. Если у Вас есть пульт дистанционного управления съемкой, то при съемки со штатива для старта и окончания съемки лучше использовать пульт. В качестве пульта я использую блютус пульт от беспроводного монопода-штатива Huawei AF15 или браслет Honor Band 5 с функцией управления камерой по блютус.
7.5. Во время съемки читайте подсказки смартфона - они Вам пригодятся поначалу.
7.6. Не перебарщивайте шириной панорамы, зачастую такие панорамы необходимо будет смотреть только на большом экране.
7.7. Сразу определите точку начала и точку конца панорамы.
8. Лайфхак от автора.
Как бонус, ловите лайфхак от меня. Если на Вашем смартфоне нет широкоугольной камеры, то в режиме панорама Вы можете легко создавать широкоугольные фото, можно даже сказать сверхширокоугольные фото. Вам только необходимо потренироваться снимать не широкие панорамы, а рассчитывать ширину панорамы так, чтобы конечное изображение было в формате 4:3 или 3:2. Для этого Вы зрительно должны представить Ваш будущий кадр и сделать небольшую проводку панорамы - примерно на 3-4 экрана вправо или соответственно вверх. В итоге Вы получите конечный снимок на сверхширокий угол! ПО камеры очень хорошо сшивает кадры и качество конечной панорамы Вас порадует, главное придерживайтесь всех советов для съемки панорам, и у Вас в кадр вместятся все самые высокие церкви и небоскребы, Куликово поле и река Волга!
В моих первых двух обзорах читалок (PocketBook Basic New и PocketBook Touch) описываемые устройства я фотографировал с рук, а слайдшоу для этих обзоров делал, комбинируя скриншоты экрана, полученные программно, и реальные фотографии устройств. В этих обзорах снимок, который брал в качестве базового для кадров слайдшоу, нужно было делать, удерживая фотоаппарат в положении, максимально близком к вертикальному (объектив направлен на стол сверху вниз). Уже тогда я представлял, что следующий этап — использование штатива или какого-то аналога штатива, что дало бы мне возможность использовать в слайдшоу реальные фотографии.
Во время работы над следующим обзором, у меня уже был более серьезный инструмент для создания качественных снимков — фотоаппарат Nikon Coolpix P300, который мне любезно предоставила компания Nikon Украина. На этот раз я решил подойти к созданию слайдшоу более основательно. Вначале долго искал подходящий для вертикальной съёмки штатив, но в итоге пришла идейка как можно обойтись без него.
Суть идеи предельно простая: на две деревянные планки сверху положить что-то вроде крышки от какой-то небольшой коробки, в этой «подставке для фотоаппарата» вырезать отверстие для объектива и фотографировать. В той комнате, в которой фотографировал девайсы для обзора, рядом со столом стоит книжный шкаф, на одну из полок которого я и положил деревянные планки, на которые сверху положил подставку под фотоаппарат с самим фотоаппаратом. Под противоположную сторону планок я подложил коробки от других крупных девайсов и несколько книг.
Ниже более подробно расскажу о создании снимков для слайдшоу, покажу некоторые фишки, связанные с созданием слайдшоу в виде gif-анимации, а также расскажу о возможных способах использования этого lowtech-аналога штатива в некоторых других областях. Осторожно, траффик!
Создание подставки под фотоаппарат
Работая над обзором читалки Assistant AE-601, я начал искать подходящую подставку под фотоаппарат. Материал для подставки должен быть прочным (плотный картон или комбинация картона с пластиком), для фотоаппарата Nikon Coolpix P300, разгребая завалы, я нашёл коробку из-под тихого вентилятора Noctua NF-P12. Положил на подставку фотоаппарат, наметил область объектива и, используя ножницы, ножик и изоленту соорудил то, что было нужно. Делая обзоры читалок Amazon Kindle и Nook Simple Touch, у меня на руках уже был более серьёзный фотоаппарат — Nikon Coolpix P7100, подставку под который я делал отдельно (крупнее объектив, крупнее сам фотоаппарат).
Выглядят подставки под Nikon Coolpix P300 и Nikon Coolpix P7100 следующим образом:
Размещая подставку под фотоаппарат на планках, вы можете регулировать высоту, подкладывая дополнительные книги. Также, для надёжной фиксации планок бывает полезно положить пару-тройку книг на планки сверху. Ниже привожу ещё парочку фотографий того, как выглядит приспособление для вертикальной съёмки фотоаппаратом Nikon Coolpix P7100.
На приведенных выше фотографиях вы могли заметить поворотный экран в фотоаппарате Nikon Coolpix P7100. Эта фишка мне очень пригодилась, когда снимал видео для обзоров Kindle и Nook Simple Touch (если снимать без ассистента, поворотный экран просто незаменим!).
Создание снимков для слайдшоу
Делая фотографии для обзора читалки от Assistant, до использования таймера я ещё не додумался. Но в следующих двух обзорах эту фишку фотоаппарата уже активно использовал. Удобно выставлять таймер на 10 секунд, возможно, есть возможность закрепить эту опцию для каждого снимка, я такой настройки не нашёл, поэтому включал таймер для каждого снимка индивидуально.
Порядок действий при создании снимков для слайдшоу фотоаппаратом Nikon Coolpix P7100 с использованием таймера смотрите ниже:
Подготовка кадров для слайдшоу
Фотографируя читалку для слайдшоу с помощью описанного выше приспособления (читалка в одном положении, отображаемая на экране устройства информация разная), реальным различимым отличием в снимках был экран девайса. Однако, создавая gif-слайдшоу из таких кадров, размер создаваемого файла был тяжеловат.
Сначала я подумал, что это из-за завышенной продолжительности отображения каждого кадра слайдшоу, но экспериментируя, понял, что хоть для глаз снимки и кажутся одинаковыми (за исключением области экрана устройства), но компьютер воспринимает информацию в этих графических файлах как разную. Таким образом, для экономии места, я вышел на вариант работы с каркасом (используем базовую фотографию, в которой для кадров слайдшоу заменяем только область экрана).
Процесс подготовки кадров для слайдшоу в Ulead Photoimpact 12, а также процедуру создания слайдшоу из этих кадров показываю ниже в виде видео.
Также, алгоритм создания слайдшоу из готовых кадров я уже показывал видеоинструкции и иллюстрированной инструкции по работе с Ulead GIF Animator 5.
Запись видео
Описанное в этом хабратопике приспособление также неплохо подходит для самостоятельного создания видеообзоров. Положив фотоаппарат на подставку и включив запись, вы можете показывать возможности описываемого устройства и фишки, доступные в нём (фотоаппарат зафиксирован, руки свободны). Видеоролики для обзоров читалок от Amazon и от Barnes&Noble я снимал именно так. Отдельно хочу отметить, что важным бонусом при вертикальной съёмке девайсов с помощью этого приспособления является наличие поворотного монитора в фотоаппарате. Если такого монитора нет, снимать тестируемое устройство, сидя за столом, будет проблематично.
В случае моих обзоров, для съёмки видеороликов я использовал фотоаппарат Nikon COOLPIX P7100 с поворотным монитором, качество видео вы можете оценить в этом и этом роликах. Дополнительной фишкой этого фотоаппарата является светосильный объектив, дающий возможность достойно снимать без вспышки в условиях ограниченного освещения (такая фича полезна в случае, если вы планируете фотографировать устройства вроде планшетов и мониторов и желаете избежать бликов на фотографиях).
Использование приспособления для вертикальной съёмки в других областях
Кроме демонстрации возможностей разных полезных устройств, предложенное приспособление (в связке с фотоаппаратом) вы также можете использовать и в других областях. Можно показывать сборку и разборку девайсов, давать уроки радиоэлектроники, обучать каллиграфии и черчению, делать обучающие видеоролики по рукоделию (вышивка, плетение из бисера, оригами) и многое многое другое.
Лично для меня предложенное выше решение оказалось полезным, надеюсь, и вам информация из этого топика в чём-то пригодится.
Спасибо всем за внимание, желаю удачи и успехов в творческих начинаниях!
UPD: Также, вас может заинтересовать статья, связанная с настройкой освещения при фотографировании девайсов — «Качественная фотография гаджета в домашних условиях». Спасибо за наводку, tbicr!
Что нас ожидает?
Нас ожидает вместо широкоформатного видео узкая вертикальная полоска видео с черными полями по бокам.
Нередко ко мне обращаются родители с просьбой вставить в фильм о малыше фрагмент из жизни ребенка, снятый на телефон, вертикально. Монтируя же самостоятельно они огорчаются, так как подобные черные поля действительно смотрятся некрасиво.
Такое вертикальное видео, как правило, выбивается из концепции профессиональной видеосъемки, ломает композицию задуманного фильма, да и вообще выглядит мрачновато.
Чтобы улучшить кадры без которых – ну никак не обойтись, я нередко использую киношные монтажные приемы.
С большой любовью к вашим памятным моментам, делюсь своим опытом.
Если вы сами снимаете свое видео и высылаете нам его на монтаж, следуйте правилу:
Снимайте видео горизонтально. Ведь наши телевизоры все горизонтальные!
Если, все же, такие вертикальные видео имеются, будьте готовы к тому, что убрать черные поля будет невозможно, но сделать их другим цветом вполне возможно.
Для тех, кто монтирует самостоятельно, я подготовила видео урок, в котором расскажу подробно, как монтировать вертикальное видео. Впрочем, этот видео урок будет полезен и тем, кто присылает нам подобные видео кадры на монтаж. Теперь вы знаете, что мы прорабатываем каждое ваше видео и на это требуется чуть больше времени:)
Приемы монтажа:
1. Картинка-подложка
Чтобы сделать красивую, однотонную, неброскую подложку, нужно в монтажной программе поднять исходное видео на верхнюю видеодорожку. А на нижней, прямо под видеофрагментом, расположить подготовленную картинку нейтрального цвета.
2. Видео-подложка
На монтажной дорожке создаем копию исходного видео, сдвигаем ее немного вперед по видеодороге, отделяем от оригинала. На копию накладываем Blur (размытие) необходимой степени и растягиваем кадр на весь экран так, чтобы по бокам не оставались черные поля. Когда подложка готова, отправляем ее под оригинал, как в примере 1.
Используйте эти способы, чтобы получить фильм в единой стилистике. Кстати, приемы подходят и для фото.
Оставьте заявку
Похожие записи
Хотите научиться снимать и монтировать красивое видео в своем смартфоне?
Можно ли самостоятельно снять домашнее кино? Можно! Представляю вашему вниманию несколько советов по съёмке домашнего видео на ваш смартфон.
Не будем ходить вокруг да около: в главном смартфоне 2017 года объективы двойной камеры расположены вертикально, значит и видео на мобильники снимать отныне правильно вертикально и никак иначе. А если двойная камера расположена горизонтально, ваш неправильный смартфон срочно нужно менять. Ладно, разминка к 1 апреля закончена, теперь серьёзно. Горизонтальное видео на мобильниках весьма неожиданно оказывается чуть ли не моветоном — обороты вовсю набирает вертикальный формат. Он непривычен? Безусловно. Но так ли страшен? Судите сами.
Есть мнение, что вертикальные видео — это противоестественно: мол, глаза-то у человека расположены горизонтально. Сложно спорить, но угол обзора пары человеческих глаз по вертикали меньше, чем по горизонтали, градусов на десять — не такая уж большая разница.
Логичнее предположить, что привычка воспринимать «медиаконтент» в широком формате сформировалась в процессе веков просмотра театральных представлений, боёв на аренах и прочих выступлений на горизонтальных пространствах. Иными словами, мы привыкли к горизонтальной подаче контента, поскольку бессердечная гравитация позволяет нам с лёгкостью распоряжаться только двумя измерениями.
Древнегреческий театр и «плоская», «широкоформатная» сцена
Тем временем бурная цифровая эпоха заставляет часто менять привычные взгляды на медиаконтент. По крайней мере, когда речь заходит о создании и потреблении этого контента с помощью мобильных устройств. Итак, есть три серьёзные причины (вернее даже «метапричины» со множеством «подпричин») перестать быть ретроградами и принять уже, что вертикальные видео — это о’кей.
Первая причина: смартфон — вертикальный
Согласно данным компании ScientiaMobile, которая занимается анализом использования мобильных устройств, пользователи держат смартфон вертикально в 94% случаев. Поворачивать его приходится преимущественно в двух сценариях: в играх (в том числе из-за особенностей управления) и при просмотре видео. И если для кино это оправдано, то в случае с видео в соцсетях и блогах отказаться от «горизонтальности» вполне можно. И даже нужно.
Дело не только в том, что многим попросту лень лишний раз крутить смартфон. И даже не в том, что медленный и грустный смартфон будет поворачивать изображение тоже медленно и грустно. Важно, что именно при перехватывании смартфон часто выскальзывает из рук. Опять же, разбитый экран — не самое страшное, чего можно ожидать от этой ситуации, но и он однозначно не стоит привычной горизонтальности видеоролика из соцсети.
Держать смартфон, кстати, тоже удобнее и естественнее в вертикальной ориентации, да и вторая рука будет гарантировано свободна. А с безрамочными дисплеями горизонтальное удобство вообще стремится к нулю: приходится либо пальцем закрывать часть экрана (опять-таки, чтобы не выронить аппарат), либо выворачивать руку клешнёй.
Как вариант. Попробуйте сказать, что это удобно и безопасно. И эстетично.
Не будем также забывать, что с помощью смартфона мы не только смотрим видео, но и снимаем. Так что повторяем те же аргументы, что и выше, и умножаем на два: оператору не надо изворачиваться и рисковать смартфоном во время съёмки, а зрителям — во время просмотра. Двойной профит!
Вторая причина: вёрстка сайтов и соцсетей вертикальная
Испокон веков все носители информации, начиная с каменных табличек со свитками и заканчивая ультрасовременными сайтами, верстались вертикально. Это значит, что горизонтальная строка, которую мы привыкли читать, сильно ограничена — максимум шириной листа А4, тогда как порядок строк вертикальный. Исключение составляют восточные иероглифы, которые иногда писались на свитках сверху вниз, а «строки» (хотя формально это уже абзацы) упорядочивались горизонтально. Если вдуматься, листать ленту «Фейсбука» или «Вконтакте» действительно удобнее вертикально, а вот какой-нибудь «Инстаграм» мог бы иметь горизонтальную вёрстку, как наскальная живопись, но — зачем? Все же привыкли.
Логично, что в такой современный дизайн сайтов и соцсетей органичнее впишутся вертикальные же видео. И ладно бы «Снапчат» какой-нибудь: там горизонтальные видео уж точно будут смотреться пришельцами из параллельной вселенной. Но, предположим, в «Фейсбуке»: листаешь себе ленту, глядь — вертикальное видео. И его не надо разворачивать на весь экран (а смартфон, напомним, вертеть в руке): оно уже на весь экран, прямо как есть. Да вот вам наглядный пример:
Именно поэтому в современные соцсети активно внедряются алгоритмы, которые избавляют вертикальные видео от чёрных полей по бокам и показывают их на весь экран в вертикальной ориентации. Такую функцию уже поддерживают приложения Facebook, YouTube, Snapchat, Twitter. К слову, не обошлось тут и без коммерческой заинтересованности: оказывается, вертикальные рекламные ролики в Snapchat до конца досматривают в девять раз чаще, чем горизонтальные. В девять раз, Карл!
Третья причина: объекты съёмки сами часто вертикальные
Не то чтобы откровение, но человек, как и его смартфон, примерно со второго года своей жизни по умолчанию тоже ориентирован вертикально. Красивые высотные здания, статуи, скульптуры, зачастую предметы интерьера и объекты искусства — всё перечисленное тоже вертикальное, а визуальный мусор, который находится по бокам, приходится хитро нейтрализовывать кадрированием.
Горизонтальная съёмка требует более масштабного подхода, нежели вертикальная, и обязывает провести какую-никакую работу по выстраиванию композиции. Но серьёзно, кто сейчас этим занимается, когда снимает на смартфон? Хотя важнее вопрос: зачем это вообще нужно, если можно просто не поворачивать свой аппарат во время съёмки, чтобы зрителю потом не пришлось поворачивать свой во время просмотра?
Поэтому не удивляйтесь, когда наткнётесь на вертикальную трансляцию очередной медиазвезды — уж они-то знают, когда не надо заморачиваться. Даже если есть оператор. Даже если это реклама. Нет, особенно, если это реклама, причём со звездой в кадре. Как, например, здесь (осторожно, это та самая реклама, которую смотрят до конца в девять раз чаще).
Всё логично: в кадре нет абсолютно ничего лишнего, только человек, на которого направлено всё внимание зрителя — задача выполнена на 100%. Можно сколько угодно говорить про нарциссизм, но факт остаётся фактом: в таком формате зритель психологически ощущает более тесную связь с человеком в кадре, нежели при горизонтальной ориентации.
В скобках заметим: есть также мнение, что в горизонтальной ориентации человек выглядит толще, чем в вертикальной, особенно если снимать не на смартфон, а, например, на «Айпад». Мы проверили на «яблочном» планшете — результат, как говорится, налицо.
Тем не менее, «вертикалка», как выяснилось, работает не только для людей и единичных объектов. Кто хочет быть посовременнее да поближе к молодой аудитории, которая сплошь сидит в мобильниках и про ТВ давно забыла, тот использует вертикальный формат для совсем, казалось бы, неподходящих целей. И ладно, если это документальный фильм про Индию — в этой стране, как известно, у кино вообще свои законы. А вот серьёзный документальный проект от крупнейшей норвежской телекомпании NRK уже впечатляет и заслуживает уважения. В Австралии проводился даже целый фестиваль, посвящённый вертикальному кино, с программой, спонсорами и вот этим всем. А это уже всерьёз заставляет задуматься о том, что будущее стоит на пороге с вертикальным медиа в охапке. На сайте фестиваля, к слову, есть очень любопытный раздел с советами и лайфхаками по вертикальной съёмке, часть которых посвящена тому, как правильно акцентировать внимание зрителя на объектах в кадре.
«Вертикальный» кинозал на австралийском фестивале
Что же делать пользователям ПК и планшетов
Прежде всего, не надо забывать, что сейчас в подавляющем большинстве устройств с диагональю дисплея больше десяти дюймов есть режим многооконности. Используйте его по назначению — например, вот так.
В некоторых случаях из нескольких вертикальных видео можно собрать симпатичный скетчевый широкоформатный ролик. Вот небольшой пример — московский фестиваль «Круг света», на котором горизонтальная съёмка только всё испортила бы.
Ну а если ничего из вышеперечисленного не подходит — можно… просто смириться.
Резюме
Мы вам очень сочувствуем, если вертикальные видео вас раздражают, ведь их становится всё больше, и эта тенденция едва ли обратится вспять. По крайней мере, мы не нашли никаких для этого оснований. Но давайте ещё раз прикинем: так ли всё это плохо? Конечно, мы привыкли «смотреть горизонтально». Но там, где это действительно важно, такую возможность никто не отнимает: фильмы и сериалы по-прежнему будут выходить в привычном формате. Но зачем переносить этот, откровенно говоря, нишевый с точки зрения мобильного контента подход на соцсети, трансляции и видеоблоги? Да хватит уже вертеть свой смартфон!
Вопрос по горизонтальной или вертикальной ориентации кадра при съемке вызывает тик левого глаза и судорожную дрожь правых конечностей у опытных фотографов.
Особенно, если уточнить, что вы начинающий, но тоже фотограф.
Если же адресовать вопрос начинающему, то велика вероятность услышать два распространенных мнения:
- Для съемки пейзажей нужно держать камеру горизонтально и снимать горизонтальным кадром
- Для съемки портрета или архитектуры используйте вертикально ориентированный кадр и держите камеру вертикально
Когда-то я тоже следовал этим заблуждениям, и теперь с горечью вспоминаю те сюжеты, что были испорчены неправильной ориентацией фотоаппарата.
Когда нужно снимать горизонтально
Пейзажи действительно лучше фотографировать при горизонтальном ориентировании фотоаппарата. Как и архитектуру, портреты или натюрморты.
Как бы это странно не звучало, но в композиции.
Ориентация кадра должна поддерживать и усиливать композицию фотографии и построение кадра. Как и их художественное воздействие на зрителя.
Для этого нужно понимать и разбираться в основах композиции и свободно ориентироваться в основных правилах композиции:
- Правиле третей
- Линейной композиции
- Симметрии
- Закрытой и открытой композиции
- Диагоналях и вертикалях
Если вы снимаете погрудный портрет на фоне красивого пейзажа, то решение сделать горизонтальный кадр под последующее кадрирование с соотношением 16:9 разумно.
Что делать, если горизонтальная ориентация кадра не поддерживает композицию снимка?
В этом случае, просто переверните фотоаппарат или телефон и сделайте вертикальный кадр.
Чем лучше, вы будете понимать правила композиции, тем проще вам будет понять, как держать фотоаппарат. Вертикально или горизонтально.
Когда нужно снимать вертикальные фотографии
Они хорошо работают на портретах крупным планом и на улицах городов в стрит фотографии.
Городская застройка обеспечивает большое количество вертикалей в виде столбов, знаков и стен зданий.
Дорога или улочка при вертикальной ориентации кадра предоставляет линейную композицию. Композиция усиливается за счет вертикальных стен домов, а дорога создает построение кадра.
Вертикальная ориентация снимка усиливает вертикальную направленность объектов в кадре, что создает более устойчивую композицию снимка.
Держа вертикально фотоаппарат или телефон вы также избавляетесь от большого количества визуальной грязи, которой хватает на улицах любого города.
Вертикальная + горизонтальная
Когда вы не понимаете, чем вас зацепила сцена и не знаете, как ориентировать фотоаппарат или телефон, то просто сделайте два кадра.
Нынешние карты памяти позволяют не высчитывать количество оставшихся кадров, даже при съемке в RAW – формате.
Зачастую, я делаю несколько кадров в вертикальном исполнении, если это соответствует моему замыслу или видению. После снимаю пару горизонтальных кадров на всякий случай.
Это позволяет избежать потери кадра или ухудшения композиции снимка из-за неверной ориентации камеры.
Я не терзаюсь вопросом размера флешки, и сколько места уйдет на лишние кадры. Мне важнее результат, а не его техническая составляющая.
Что и когда выбирать
Для себя я сделал вывод, который позволяет успешно фотографировать на улицах городов, где я чаще всего и снимаю.
Это вертикальный снимок и страховка в виде горизонтального снимка при сомнениях относительно правильности композиции кадра.
Посмотрите на первую фотографию.
Обилие вертикальных объектов говорит о необходимости съемки вертикального кадра. Но глубина перспективы этой сцены лучше поддерживается горизонтальным кадром.
При вертикальной съемке кадр был визуально сжатым и вытянутым. Я оставил горизонтальное исполнение.
Вы же должны сделать свой вывод в подобных случаях. Это связано с вашим пониманием композиции и чувства прекрасного.
История знает немало примеров, когда кто-то нарушал условности и приходил к успеху. Кто знает.
Читайте также: