Ведьмак что канон
Но кажется, что новую струю автор принес не в фэнтези, а в те самые легенды. Теперь сага о Ведьмаке — та же легенда о мече в камне, у которой есть свои версии. Чтобы рассказать историю в мире «Ведьмака» нужно запомнить несколько магических слов: крыжовник и сирень, Плотва, Сопряжение сфер, Предназначение, Старшая кровь, фисштех, Доль Блатана… Подчеркните любые три, смешайте, потрясите, добавьте того-сего по вкусу, и вы получите новую историю на Континенте.
Но у вселенной «Ведьмака», как у всего популярного, наросла опухоль — фанаты и фанатики. Фанатство — это хорошо до тех пор, пока оно ведет к созиданию. Фанаты делают переводы непереведенных комиксов, создают патчи и поддерживают сервера давно заброшенных игр, рисуют фанарты к книгам, гурьбой собирают деньги на настольные игры… Но в некоторых случаях фанатство превращается в фанатизм — убить, сжечь, растоптать тех, кто покусился на нашу святыню.
Как смеет Netflix добавлять в наше посконное славянское фэнтези негроидов и монголоидов? Куда делся весь польский дух? Процитирую самого Сапковского:
Когда вы в первый раз увидели эльфа с темной кожей? Лично я — в Dungeons & Dragons в начале 2000-х
Но разве не должны экранизации следовать тексту от страницы к странице? Сапковский и здесь с вами несогласен: «Мои книги — не Библия», говорит он.
«Сага о Ведьмаке» — не неприкасаемые древние тексты, которые грешно извращать своим творчеством. Хотя, будем честны, и по Библии снимают, пишут и рисуют фанфики разной степени богохульности — от «Страстей Христовых» с Мэлом Гибсоном в роли режиссера до романа «Истории мира в 10½ главах» Джулиана Барнса и комикса «Проповедник» Гарта Энниса.
Так что история Геральта из Ривии близка к «Игре престолов», но не потому, что это жестокое фэнтези и в ней есть секс, как пишут поверхностные критики. А потому что про приключения в мире «Ведьмака» и без сериала Netflix было сделано шесть видеоигр, два сборника фанфиков, пяток комиксов, рок-опера, настольная игра, сериал, полнометражный фильм, фанатский фильм… Иными словами, Геральт из Ривии состоит в родстве с Франкештейном, Дракулой, Гарри Поттером и всякими супергероями.
Когда новым Железным Человеком становится пятнадцатилетняя афроамериканка Рири Уилльямс — это прекрасно. Когда Шерлок Холмс ширяется героином и пользуется смартфоном в исполнении Бенедикта Камбербэтча или Джонни Ли Миллера — это интересно. Поэтому, когда Геральта играет парень, который только что снял плащ Супермена, — это самое логичное развитие вселенной или, присядьте-ка, франшизы.
А вы знали, что Геральт в книгах ненавидел носить бороду? Ну и кто тут ближе к канону?
Говоря словами Геральта, только легенде и мифу не ведомы пределы возможного. А «Ведьмак» — такая легенда и есть, которую, хотите вы или нет, будут переснимать, переигрывать и перепевать еще много раз.
Миру не нужны буквальные экранизации. Если мы делаем дословную новеллизацию комикса или снимаем фильм буква в букву следуя первоисточнику, то создаем ли мы художественное произведение в принципе или просто расшифровываем смыслы и кодируем их в другом художественном формате? И если так, то какую ценность она имеет — кроме того, что некоторые люди любят читать книги, а другие — слушать оперу? Я тоже сперва долго сопротивлялся этой идее, но она, как и любая крупица истины, дала свои всходы, и теперь я тоже думаю так.
Да и примеров неканоничных, но удачных экранизаций — масса. Вот самые хрестоматийные. Когда Кубрик снимал «Заводной апельсин», он читал сокращенную версию романа без последней главы, и узнал об этом только после начала съемок. Финчер изменил концовку в «Бойцовском клубе», и сам Паланик признался, что в фильме вышло лучше. «Жизнь как коробка шоколадных конфет», — уверяет Форрест в кино, «Быть идиотом — не коробка шоколадных конфет», — бурчит книжный Форрест.
Но главное, когда делается экранизация, то ничего с первоисточником не происходит — его нельзя оскорбить, испортить, убить. Из основы проклевывается новый росток — со своими достоинствами и недостатками, которые стоит судить отдельно. Бывает и так, что на дрянной почве удается вырастить розы, а бывает, что и в черноземе растут лишь сорняки.
Сапковский это прекрасно понимает, поэтому говорит так: «Есть только один оригинальный ведьмак. Мой. И никто у меня его не отберет». Это цитата из предисловия к недавнему сборнику фанфиков «Когти и клыки», я писал про него рецензию — и мне, как фанату (но не фанатику) вселенной, понравилось. Сапковский прав, потому что любые другие произведения с Геральтами, Лютиками, Ярпенами Зигринами — это другие ведьмаки, барды и краснолюды.
«Живой, да еще какой живой», как сказал бы нетфликсовский Лютик, глядя на забавы Геральта со здоровенькой Трисс
Серия игр про ведьмака Геральта тоже сильно нарушала книжный канон — и я не про грудь и декольте Трисс. Например, вы знали, что Геральт в конце книжной серии (спойлер) умирает? Анджей Сапковский не раз говорил, что это все, конец, Геральт не вернется, продолжения не будет, а рассказ «Что-то кончается, что-то начинается» про свадьбу Геральта и Йен не входит в канон и написан как шутка. Но вот же, CD Projekt Red воскрешают персонажей и ведут их в многочасовые приключения. И они более чем удались.
The Witcher 3 была кульминацией этого дерзкого замысла, второй концовкой саги о Геральте, красивой и эпичной историей. И поэтому возникла формула «X — это Ведьмак от мира Y». Не потому что в каждую игру начали тыкать открытый мир, знаки вопроса на карте, выбор с последствиями и ведьмачье зрение. За последние три года этот оборот набил оскомину, даже Forza Horizon 4 была, прости господи, «Ведьмаком от мира гонок».
Сейчас мы находимся в эпицентре событий, поэтому над головами летают копья тех, кому сериал Netflix понравился, и тех, кому не. Но давайте сойдемся на том, что экранизация Netflix — это лучшая адаптация, которую могла сделать американская компания с британскими актерами. Она смелая, масштабная, красивая, переосмысливает сюжеты Сапковского и выносит их на глобальную аудиторию. Я не знаю, что точно это значит, но для меня «Ведьмак» — это «Ведьмак» от мира «Ведьмака».
В книгах нет Школы Змеи
Разумеется, Школа Волка — это не единственная школа, которая воспитывала убийц чудовищ. В оригинальном книжном цикле встречается и представитель другой школы — Койон, друг Геральта. Предположительно, он из Школы Кота. Также есть упоминание о Школе Грифона. Амулет с этим созданием носит Лео Бонарт, убийца, который преследовал Цири.
Школу Змеи, к которой принадлежал Лето, придумали разработчики игры. Скорее всего, это было сделано, чтобы связать протагониста второй части и императора Эмгыра. Дело в том, что Школа Змеи когда-то располагалась на территории Нильфгаарда. За устранение королей Севера император пообещал Лето восстановить ее.
Сам Геральт
Какие бы решения вы ни приняли по ходу игры, характер Геральта не сменится с хаотично-нейтрального на, допустим, хаотично-злого. А все потому, что этот герой — не чистая доска. Он никогда не станет полностью таким, каким его хочет видеть игрок. Геральт — не Довакин и не Шепард. У ведьмака есть заранее прописанный характер, свои интересы и свои правила.
Многие игроки, читавшие книжный цикл, отмечали, что «игровой» ведьмак очень отличается от Геральта Сапковского. Он более спокойный, циничный, менее склонен к эмоциональным выпадам и не пытается быть одиночкой. Книжный Геральт обладал чрезмерно взрывным характером, был склонен к меланхолии, нерациональным действиям, вспышкам гнева и долгим размышлением. Забавно, но в саге существует поговорка: «Не будь такой курвой, как Геральт».
Герой игры чаще стремится помогать людям, заводить полезные знакомства и путешествовать в компании. Также Геральт CD Projekt начал отращивать бороду. Это важное отличие: фанаты саги наверняка вспомнят, что ведьмак брился каждый день и терпеть не мог растительность на лице.
Даже в бою наш герой стал вести себя иначе. Если книжный Геральт предпочитает кожаные куртки с небольшими щитками и заклепками, то персонаж игры щеголяет в кольчуге, а в третьей части примеряет доспехи с горжетом. Изменился и арсенал героя. Игровой ведьмак пользуется бомбами, маслами и даже многозарядным арбалетом. В книге Геральт подобным не баловался.
Но фанаты уже нашли объяснения этим переменам. Все просто: Геральт мог стать старше, а его привычки могли измениться.
Райла Белая
В четвертой главе первой игры мы сталкиваемся с Райлой Черной, бывшим капитаном наемников, поклявшийся уничтожать нелюдей.
Героиня упоминалась в нескольких книгах Сапковского. Судьба ее, как это часто бывает у этого писателя, незавидна. Райла попала в плен к эльфам, которые жестоко над ней надругались. Наемница выжила, но осталась без руки, уха и с изуродованным лицом. Кроме того, теперь ее стали называть Райлой Белой — от пережитых страданий женщина поседела.
В игре мы встречаем героиню с черными волосами, целыми конечностями и ушами. Только страшные шрамы напоминают нам о ее горькой судьбе.
Нарушает ли «Ведьмак 3: Дикая Охота» канон? Куда серьезнее, чем трейлер сериала от Netflix
Первое и самое очевидное — то, о чем поклонники книг говорят в первую очередь, когда видят Геральта из игр с двумя мечами за спиной. В произведениях Анджея Сапковского ведьмак носил с собой только стальной меч, а серебряный, безумно дорогой и очень ценный, хранил в плотном куске ткани, прикрепленном к седлу лошади. Да и жесткого деления на «сталь — против людей» и «серебро — против монстров» не было: Геральт без проблем мог использовать основной, стальной клинок против тварей.
Из книги «Последнее желание»:
[Геральт] поднял с пола продолговатый сверток, плотно укутанный овечьими шкурами и обвязанный ремнем. Развернул, достал из черных блестящих ножен, покрытых рядами рунических знаков и символов, меч с изукрашенной рукоятью. Острие заиграло идеальным зеркальным блеском. Лезвие было из чистого серебра.
Понятно, что в играх два меча за спиной — это условность в угоду баланса и удобства, но раз мы говорим о соответствии канону, то даже такого оправдания быть не может.
Гонения на чародеек и сдвинутая хронология
Известно, что действие игры начинается спустя пять лет после битвы под Бренной. Согласно книге, она произошла в 1268 году. При этом в начале первой части нам сообщают, что сейчас идет 1270 год. В The Witcher 2 мы встречаем живую Филлипу Эйльхарт, которая, по идее, должна была давно умереть от рук палачей, как и ее товарки. Ложа чародеек также продолжает действовать, хотя и недолго. Только в конце второй части мы узнаем, что люди начали уничтожать магов.
Расхождениям в датах есть простое объяснение. CD Projekt просто хотела вместить в свои игры все самое «вкусное»: начало преследования ведьм, отголоски страшной чумы, последствия войны, и, конечно, красивых и живых волшебниц.
Продюсер "Ведьмака" объяснил, почему сюжет сериала не будет следовать канону
Продюсер сериала «Ведьмак» Томек Багиньски предупредил зрителей, что в экранизации от Netflix будет достаточно сюжетных моментов, которые отличаются от событий в книге, но все они будут уместны и логичны. Об этом он рассказал в интервью польскому сайту antyweb.pl.
По словам продюсера, Анджей Сапковский был не против изменений, которые внесли создатели сериала.
«Анджей Сапковский знает, что некоторые вещи в сериале не такие, какими были в книгах, но он доверяет нам и считает, что выйдет хороший продукт. Есть моменты, в которых у меня были сомнения, когда я видел их на бумаге, но на экране они засияли совершенно по-новому. Актеры вдохнули жизнь в написанный сценарий, так что даже то, что поначалу казалось спорным, теперь выглядит здорово».
Продюсер отметил, что телевизионный формат предполагает иную манеру подачи. Сценаристам пришлось добавить предысторию некоторым персонажам, чтобы зрителям было проще разобраться во вселенной «Ведьмака».
«Телевизионное шоу не может быть точной копией книги. Это адаптация. Сериал "Ведьмак" — это видение истории Лорен Хиссрич [шоураннер] и сценаристами».
Томек Багиньски порекомендовал зрителям не торопиться с выводами после первой серии. Все изменения, которые заметят фанаты, были необходимы, и это станет понятно к концу сезона.
«После первой серии многие скажут: "Этого не было в книгах. Эта сцена должна была выглядеть по-другому". Я предлагаю не спешить с выводами и посмотреть сериал полностью, тогда вы поймете, что все вписывается в атмосферу "Ведьмака"».
Профессор убит
Один из антагонистов первой The Witcher — наемный убийца Ральф Блюнден, больше известный как Профессор. Неприятный тип в очках погибает от рук Геральта где-то в середине игры.
Увы, но в саге этот персонаж умер гораздо раньше и попросту не мог дожить до чудесного воскрешения ведьмака. Наемник мельком упоминается в книге, где тоже гибнет от меча Геральта.
Поклонники уже придумали несколько теорий появления Профессора в игре. Одна из них — воскрешение наемника Азаром Яведом. С какой целью чародей сделал это, увы, неизвестно.
Внешность Трисс Меригольд
Трисс Меригольд для многих игроков — главная женщина серии. Правда, для Геральта никого важнее Йеннифер не было.
Трисс участвовала в страшной битве с Нильфгаардом у Соденского холма и чудом осталась жива. После сражения у нее остались ужасные шрамы, поэтому героиня никогда не носила платья с глубоким разрезом и предпочитала закрытые скромные одеяния. Какие именно повреждения достались Трисс, неизвестно. Но в игре Меэригольд щеголяет в глубоком декольте. Никаких шрамов, естественно, мы не замечаем.
Есть и другое отличие, не дающее покоя фанатам книги. В саге Трисс шатенка, а в игре — рыжая.
7 отличий игрового и книжного "Ведьмака"
Любопытно, что еще в 2002 году многие сомневались в успехе проекта. Причины были весомыми. Во-первых, компании из Восточной Европы редко выпускали по-настоящему сильные игры. Во-вторых, CD Projekt делала игру по довольно специфической книжной вселенной. Ее разработка порядком затянулась, что сказалось на рейтинге ожиданий. Показанные трейлеры и другие материалы не позволяли заранее называть The Witcher шедевром. Ровно до тех пор, пока она не вышла. «Ведьмак» принес ранее никому не известной польской компании всемирную славу.
Но все не стоит забывать, что серия родилась из книжной саги пана Сапковского. Несмотря на то, что CD Projekt бережно перенесла мир, историю и события оригинала в игру, внимательных игрок и читатель найдет расхождения. Именно им и посвящен наш материал.
Гибель Геральта и судьба Йеннифэр
Мало кто об этом задумывается, но вся игровая серия — один большой неканон хотя бы потому, что Геральт мертв. В конце «Владычицы озера» ведьмак, пытаясь защитить друзей в ходе погрома нелюдей в Ривии, погибает — его смертельно ранит вилами один из нападающих.
Из книги «Владычица озера»:
Белый как мел Геральт был без сознания и лежал неподвижно, но, когда они остановились рядом, он начал кашлять, хрипеть, отплевываться кровью. Его стало трясти и он принялся дрожать так, что Цири не могла удержать его. Йеннифэр опустилась рядом. Трисс видела, что у нее трясутся руки. […] Геральт снова вздрогнул, выплюнул кровь, напружинился и замер.
Йеннифэр, пытаясь вернуть ведьмака к жизни с помощью магии, потратила много сил, потеряла сознание и оказалась на краю гибели. Умерла ли она, сказать сложно — в книге на этот вопрос четкого ответа нет. По поводу Геральта, в общем-то, тоже можно засомневаться, если не знать о предсказании Цири, согласно которому ведьмак «умрет от трех зубов» (намек на вилы).
После того, как Йеннифер без сознания опустилась рядом с Белым волком, Цири, используя магию, отправила тела ведьмака и чародейки в нечто вроде параллельного измерения, так называемый Остров яблонь. Там Геральт и Йеннифэр пришли в себя, но назвать это жизнью можно едва ли.
Уже из второй части игры мы узнаем, что в какой-то момент на острове появились всадники Дикой Охоты, чтобы привлечь внимание Цири: эти события в итоге и привели к тому, что ведьмак и чародейка вернулись в мир живых, но это уже придумали сценаристы CD Projekt.
И да, Анджей Сапковский выпустил рассказ «Что-то кончается, что-то начинается», посвященный свадьбе Йеннифэр и Геральта, но каноном его не считает даже сам автор — он написал повесть по просьбе поклонников и назвал ее шуткой.
Возраст Радовида
Король Редании в третьей части игры — один из самых могущественных государей этого мира. Умный и расчетливый, он прославился своей ненавистью к чародеям и задатками прирожденного лидера. Мы мимоходом знакомимся с ним еще в первой части трилогии, а во второй он становится одним из ключевых персонажей. А вот на момент окончания книжной саги ему лишь 13 лет. Прозвище Свирепый, слава и власть — все это у него впереди.
В книге мы встречаем маленького Радовида на параде в Новиграде. Реданию захватил Нильфгаард, регенты и бывшие вассалы клянутся сильному государству в преданности. За всем этим наблюдает маленький король. Он обещает отомстить за унижения себя и матери. Именно этот парень станет Радовидом Свирепым.
В игре жестокому королю 27 лет.
Грудь Трисс
По поводу цвета волос Трисс Меригольд можно спорить долго — каштановые они, как в книгах и грядущем сериале, или все же рыжие, как в игре? У Сапковского кое-где про волосы чародейки тоже говорится «рыжие», но это не главное. Куда важнее, что разработчики игр забыли, что в первоисточнике она не носила платья с глубоким декольте, так как стеснялась жутких шрамов, которые получила в битве на Содденском холме (решающая битва Первой северной войны между Нильфгаардом и Северными королевствами).
Из книги «Кровь Эльфов»:
Для нас, уцелевших, не пожалели самых действенных чар, — глухо продолжала она, — заклинаний, эликсиров, амулетов и артефактов. Не было ничего такого, чего бы не отдали для покалеченных героев с Холма, нас вылечили, подлатали и вернули прежнюю внешность, волосы и зрение. Почти не видно… следов. Но я уже никогда не надену декольтированного платья, Геральт. Никогда.
Насколько серьезные шрамы получила Трисс в битве, Сапковский не описывал, но CD Projekt эти описания и не нужны были.
Ведьмачья школа змеи
В книгах Анджея Сапковского, кроме школы волка, упоминаются также школы кота и грифона, а вот школы змеи там не было — ее придумали разработчики игр. И разместили ее не где-нибудь, а на территории Империи Нильфгаард — видимо, чтобы императору недалеко было идти за ведьмаками, которые готовы стать наемными убийцами.
Один из самых известных ведьмаков из школы змеи — Лето, появившийся во второй части игровой серии и убивший Фольтеста, короля Темерии.
Это, конечно, далеко не все отступления от книжного канона, которые сделали разработчики игр. Вызывают вопросы и мотивы ключевых персонажей, и сильно изменившийся характер Геральта, который из подверженного гневу и другим человеческим эмоциям ведьмака превратился в безэмоциональную машину для убийств. Смущает еще много чего — но все это не делает игры плохими. Как и сериал не делает плохим решение Netflix взять на роли дриад афроамериканок.
Читайте также: