В название компьютера commodore 64 что означает цифра 64
Смартфон, ноутбук, моноблок, приставка… мы настолько окружены компьютерами, что кажется, они сопровождали человечество всегда. Но всего каких-то сорок лет назад даже мысль о подобной машине в каждом доме казалась безумной и фантастической. Commodore 64 стал одним из гаджетов, которые смогли изменить ситуацию. К юбилею устройства 4PDA вспомнил историю создания легендарного компьютера и лично пообщался с его создателями и поклонниками.
«Семью [основателя Commodore] сперва переселили в гетто, а затем — увезли в Освенцим»
Если б не война, ничего этого, наверно, не случилось бы. Яцек Тршмиэль спокойно жил бы в Лодзе с любящими родителями Абрамом и Ривкой. Возможно, открыл бы небольшой магазин или мастерскую. Или, поступив в один из многочисленных университетов города, стал бы профессором математики. Или изящных искусств. Но судьба распорядилась иначе — в сентябре 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу. Семью Тршмиэлей сперва переселили в гетто, а затем — увезли в Освенцим.
Один из корпусов концентрационного лагеря Освенцим (Аушвиц-Биркенау)
К тому времени, как до концлагеря добрались союзные войска, из всей семьи был жив только Яцек — полный решимости начать новую жизнь, в которой он сам себе будет хозяином. Никто больше не сможет унижать его и помыкать им. Так он стал гражданином США, Джеком Трамиэлем, основателем компании Commodore.
Скромные начинания
Ни о каких компьютерах поначалу речи не шло. Отслужив в армии и получив правительственный кредит, Джек решил заняться продажей печатных машинок: недорогие детали из Чехословакии ввозили через Канаду и собирали уже в Штатах. Дела шли неплохо, но долго это не продлилось: США наводнили дешёвые аппараты из Японии, и бизнес быстро пошёл ко дну. От полного краха спасло только вмешательство крупного предпринимателя Ирвинга Гульда, который выкупил значительную часть компании. Трамиэль не стал банкротом, но ценой оказалась свобода: когда-то он зависел от настроения начальников концлагеря, теперь его благополучие оказалось в руках Гульда. И тот не давал своему протеже об этом забывать.
Обращаться к богачу за помощью было унизительно — и вскоре, к ужасу Трамиэля, ему пришлось сделать это снова. После неудачи с печатными машинками было решено переключить Commodore на производство недорогих цифровых калькуляторов: детали стали дешёвыми, сборка и продажа — выгодной. Дела вновь пошли в гору, Трамиэль был готов праздновать победу. Но удача во второй раз отвернулась от него.
Джек Трамиэль (второй справа) в окружении сыновей. Слева направо: Гарри, Сэм, Леонард
Commodore не изготовляла комплектующих: дисплеи закупались у компании Bowmar, а нужные чипы — у Texas Instruments. Последняя и поставила палку в колёса: решила избавиться от посредника и стала собирать калькуляторы сама (кстати, она занимается этим и по сей день). Кроме того, в очередной раз на рынок вышли японцы — тягаться с ними Трамиэлю было не под силу. Снова пришлось просить милостыню у совета директоров. Гульд неохотно выделил сумму на спасение компании.
«[Трамиэль] решил уничтожить Texas Instruments и вытеснить их с рынка»
Кого-то другого подобная череда неудач, возможно, обескуражила бы, заставила сложить руки и уйти на покой. Но только не Джека Трамиэля: этот боец не собирался сдаваться. Он решил уничтожить Texas Instruments и вытеснить их с рынка. И оставалось только найти тех, кто помог бы ему это сделать.
Взгляд в будущее
Чак Педдл всегда был неутомим. К середине 70-х у него за плечами была служба в Морской пехоте США, работа в General Electric, и два собственных предприятия. Кроме того, Педдл успел поработать в Motorola, где вместе с Томом Беннетом трудился над восьмибитным микропроцессором Motorola 6800 — настоящей революцией в индустрии IT. Уже одного этого хватало, чтобы вписать собственное имя в историю, но Педдл вовсе не собирался останавливаться: он смотрел в грядущее. Туда, где компьютеры были в каждом доме, у каждого человека, а не только в отдельных кабинетах для специально обученного персонала.
Чак Педдл — инженер, изобретатель, создатель процессора MOS 6502
«Я говорил, что не за горами то время, когда в каждом доме будет стоять не один компьютер, а по два или больше. В те времена мало у кого они вообще были, и на меня смотрели, как на сумасшедшего», — Чак Педдл, создатель процессора MOS 6502.
Но для изготовления устройства, доступного простому человеку, нужны недорогие детали. Педдл, уволившись из Motorola, ушёл в небольшую контору MOS Technologies. Там он создал продукт, которому суждено было перевернуть всю индустрию IT. И имя ему было — процессор MOS 6502.
«Прихожу я в офис [Motorola] и вижу на столе письмо от юристов. Они заявили, что компания будет развивать 6800, а работу над бюджетной версией надо прекратить. А я им написал в ответ, что они только что отказались от права на патент, и я больше не буду у них работать совсем» — Чак Педдл, создатель процессора MOS 6502.
«Одним из покупателей [процессора] был молодой Стив Джобс, который позднее показал 6502 Стиву Возняку»
На первых порах никакой рекламы у чудо-процессора MOS Technologies не было — Педдл с женой сами ездили на выставку в Калифорнию, где продавали их всем желающим по 25 долларов за штуку. Одним из покупателей был молодой Стив Джобс, который позднее показал 6502 Стиву Возняку. Именно этот процессор стоял в Apple I. А также Apple II, Nintendo Entertainment System, Famicom, Atari 2600…
Другим клиентом MOS Technologies стала Commodore. Сначала компания Трамиэля просто закупала у MOS некоторые детали. Но когда Джек объявил Texas Instruments войну, собственный производитель чипов должен был стать его главным оружием. Так Commodore купила MOS Technologies целиком, а войска Трамиэля пополнились талантливыми и опытными инженерами MOS. И главным среди них был Чак Педдл.
По правилам войны
Уже тогда, в середине 70-х, Педдл знал: калькуляторы — это прошлый век. Будущее — за микрокомпьютерами. Пускай сейчас ими интересуются лишь профи и энтузиасты-одиночки — не за горами день, когда они понадобятся всем, даже домохозяйкам. Того, кто выйдет на этот рынок первым, ждёт успех. Оставалось лишь внушить это новому начальству.
«Убеждать и уговаривать Джека, к счастью, практически не пришлось. Он скоро понял, что на рынок калькуляторов нам не вернуться. Хотя сам он в компьютерах ничего не понимал. Его интересовало только одно: как быстро мы сможем это сделать. На встречи с инженерами он ходил со своим сыном Леонардом, тот как раз был специалистом. Леонард говорил Джеку: “Пап, работает”. И Джек соглашался», — Чак Педдл, создатель процессора MOS 6502.
Чак Педдл и Commodore PET
Commodore PET стал первым в истории массово доступным персональным компьютером. И Apple II, и TRS-80 поступили в продажу позднее. Это был не просто успех — это была настоящая революция, объясняет Педдл. Для большинства компьютеры были чем-то далёким — огромными и непонятными мейнфреймами. Никто и не задумывался о том, что такая штука может потребоваться кому-то дома. Но теперь миллионы людей вдруг захотели её купить.
«Ходили слухи и легенды о так называемых “атаках Джека”: сеансах прилюдного унижения, которым Трамиэль подвергал нерадивых работников»
«На выставке к нам подошла женщина и пожаловалась: её семья купила у нас PET, и всем он так нравился, что пришлось составить расписание, по которому все им пользовались. И ей выпало время с двух ночи до шести утра. Поэтому она решила купить отдельный компьютер себе. Так я понял, что оказался прав. Сначала мы создали аудиторию для первого компьютера — и эта аудитория покупала у нас и последующие», — Чак Педдл, создатель процессора MOS 6502.
Но Трамиэль не спешил почивать на лаврах — ему ещё предстояло разобраться с конкурентами: и с Texas Instruments, и теперь ещё с Apple. Он был готов встретить их во всеоружии.
Его не интересовали инновации: лишь прибыль, сокращение расходов и доля на рынке. Несогласных он вынуждал либо подчиниться, либо уйти из компании. В индустрии ходили слухи и легенды о так называемых «атаках Джека» (Jack Attack): сеансах прилюдного унижения, которым Трамиэль подвергал нерадивых работников.
Чак Педдл работал не за страх, а за совесть, и «атаки Джека» миновали его. Но он был слишком популярен, слишком часто позволял себе не соглашаться с боссом, и в итоге Трамиэль сделал всё, чтобы инженер уволился вскоре после выхода очередного компьютера, VIC-20, в 1980 году. «Когда Трамиэлю было нужно, он умел превратить вашу жизнь в настоящий ад», — вспоминает Педдл. На то, что думали по этому поводу сами уволенные, директору Commodore было наплевать. Пока компания могла позволить себе выжимать максимум из MOS 6502 и других технологий, она планировала это делать.
Триумф
В конце 1981 года Трамиэль дал своим инженерам задание: на основе уже имевшегося компьютера VIC-20 сделать по-настоящему мощную и при этом недорогую машину, причём обязательно с 64 Кб оперативной памяти — цена на неё как раз начала снижаться, и к моменту запуска массового производства была бы компании по карману. Прототипы должны были быть готовы к Новому году. Зная крутой нрав начальства, Роб Йаннес, Ал Шарпантье и Ясухара Теракура вздохнули, отменили все планы на День благодарения и Рождество, засучили рукава и за два месяца сотворили чудо. Commodore 64.
Сегодня невозможно удержаться от снисходительной улыбки при взгляде на характеристики Commodore 64: подумать только, аж 64 килобайта оперативной памяти! Целых 16 цветов и разрешение 320 на 200 точек (160х100 в четырёхцветном режиме)! Восьмибитный процессор (модифицированная версия всё того же MOS 6502)! Заключено всё это великолепие было в угловатый бежевый корпус, в народе получивший название «хлебницы».
Но для 1982 года это был настоящий прорыв. Чего стоила возможность плавной прокрутки экрана — такой не было ни у Apple, ни у Atari! Картинка у C64 была такая, что четырёхцветный скромняшка ZX Spectrum мог только краснеть. А подобного звука больше не было ни у кого — три «голоса» с восемью октавами каждый, возможность применения фильтров и многое другое. В маленький SID-чип Commodore 64 поместили, по сути, полноценный синтезатор.
«Всего для компьютера [Commodore 64] вышло более двух тысяч игр — причём новые появляются до сих пор»
На CES 1982 года конкуренты из Atari только и могли ходить с раскрытым ртом, восхищаясь возможностями C64 и его ценой: компьютер продавали за 595 долларов при себестоимости менее сотни. Atari 800 отпускали в рознице за 550 долларов почти себе в убыток. Давние «враги» из Texas Instruments сдержанно молчали — да, их TI-99/4A мог похвастаться аж 16-битным процессором, в отличие от C64. Но и производить его было куда дороже. Трамиэль, опытный боец, заметил эту уязвимость и не преминул нанести удар, развязав с заклятым врагом войну: он начал опускать цены на C64 и его предшественника, VIC-20, вынуждая соперников делать то же самое.
«В том, что Commodore ушла с рынка калькуляторов, не было большой вины Texas Instruments. Японские компании сыграли в этом куда большую роль. Но Джек всё равно решил уничтожить Texas Instruments», — Чак Педдл, создатель процессора MOS 6502.
Наконец-то Джек Трамиэль добился желаемого. Поверженный противник лежал у него ног, а сам он вышел победителем. В новый 1984 год Commodore вступала с хорошими новостями — прибыль компании достигла миллиарда долларов. Можно было задуматься и о том, чтобы передать дело всей жизни сыновьям, а самому уйти на покой. Но этим мечтам не суждено было сбыться — Ирвин Гульд, которого Трамиэль не переставал раздражать, практически выгнал его из компании.
А Commodore 64, эта невзрачная бежевая «хлебница», продолжала жить. Производство только дешевело, а спрос сохранялся вполне стабильный. Выводить сигнал компьютер мог и на домашний телевизор, а читал, как и Spectrum, программы с аудиокассет (хотя существовал и дисковой привод, и картриджи). Но, как и в случае с детищем Клайва Синклера, спрос на C64 обеспечивали вовсе не серьёзные и солидные бизнесмены, а геймеры и гики, которые не только играли, но и учились программировать, открывая для себя возможности устройства и основы BASIC. Всего для компьютера вышло более двух тысяч игр — причём новые появляются до сих пор.
«Чак Педдл успел побывать в России, где устанавливал принтеры в научных центрах и собирался развивать электронную промышленность»
Новое руководство Commodore несколько раз порывалось «убить» C64 — а потом смотрело на данные о продажах и вместо этого выпускало на рынок новые версии компьютера. Всего было продано около 17 миллионов устройств. Среди них улучшенные, и, напротив, бюджетные машины, и даже вариант, что называется, «для консольщиков» — без клавиатуры, зато с контроллерами. Непотопляемый компьютер протянул 12 лет — его выпускали с 1982 по 1994 год. А в Германии, где он оказался особо популярен, C64 выпускали вплоть до 1996 года.
Сборка компьютеров Commodore на фабрике в Брауншвайге, ФРГ
К тому моменту основное подразделение Commodore уже два года как было признано банкротом и прекратило свою деятельность. Стива Джобса со скандалом прогнали из Apple. Atari, где теперь работал Джек Трамиэль, изо всех сил пыталась удержаться на плаву. Чак Педдл успел побывать в России, где устанавливал принтеры в научных центрах и собирался развивать электронную промышленность — в поездках его охраняли агенты КГБ, а доклады передавались президенту Ельцину. Клайв Синклер совсем позабыл о производстве компьютеров, а самой распространённой машиной стала IBM PC в связке с Microsoft Windows. Но даже империи Билла Гейтса оказалось не под силу похоронить Commodore 64 окончательно.
Жизнь после смерти
ZX Spectrum продолжил жить в многочисленных кустарных копиях, но с Commodore 64 этого не произошло. Правда, в 1998 году бренд попытались использовать для совсем другого девайса — дешёвого и слабосильного PC на Windows 3.1, который позволял владельцу лазить по Интернету… и немногим больше. Потом, в 2004 году вышла простенькая приставка для телевизора — обычный эмулятор с предзаписанными на него играми, а в 2015-м — С64 Reloaded, материнская плата, которую можно поместить в корпус от оригинального устройства. В общем, мало общего с армией клонов «Спекки». Но это не значит, что гаджет канул в лету.
Как частенько бывает с ретро-компьютерами, на Commodore 64 обратила внимание демосцена. Уж если умельцам удавалось добиваться почти невозможного от скромного ZX Spectrum, то с куда более шикарным по техническим характеристикам Commodore 64 им было где развернуться. Особую любовь снискал чип SID — его возможности оказались невероятно широкими, и электронные музыканты просто не могли обойти его стороной.
Не остались в стороне и разработчики игр и софта, продолжавшие писать программы — зачастую на чистом энтузиазме. Не говоря уже о множестве портированных игр — нередко с куда более продвинутых систем. Есть и «железо» — при желании для оригинального Commodore можно найти всё, что угодно: от очевидных аксессуаров вроде мыши и принтера (которые вышли ещё при жизни оригинального компьютера) до модема, кард-ридеров и Wi-Fi роутера.
«Любительские журналы, посвящённые C64 и демосцене, выходят до сих пор»
Джека Трамиэля не стало в 2012 году. В одном из своих интервью журналу Forbes он сказал «Бизнес — это война. Тут не может быть компромиссов. Может быть только победа». Увы, Трамиэль оказался в этой войне блистательным тактиком и плохим стратегом: его краткосрочная борьба с конкурентами обернулась против него самого. Впрочем, если бы не его стремление побеждать во что бы то ни стало, никакого Commodore 64, возможно, и не было бы. Но бежевая «хлебница» пережила своего главного вдохновителя.
Чак Педдл живёт и здравствует, до сих пор работая в сфере IT. В своих интервью он, смеясь, жалуется на то, что создание персонального компьютера постоянно приписывают Apple. «Но что поделать, у Apple реклама хорошая». Про Стива Возняка Педдл говорит так: «Он умный парень, но иногда мне казалось, будто он не слишком разбирается в том, что делает». Про Россию вспоминает с любовью: «С полупроводниками у вас не очень, но ваши заводы были замечательными, у вас очень много ценных, квалифицированных кадров. Я очень хотел встретить 2000-й в Москве. Жаль, не удалось».
И ещё. Несколько лет назад Чаку Педдлу поставили кардиостимулятор — для поддержания работы сердца. Угадайте, на базе чего он сделан? Так точно: в основе устройства — собственное детище Чака, процессор MOS 6502. Круг замкнулся.
Редакция 4PDA благодарит журнал Scene World и лично Йорга Дрёге за помощь в организации интервью.
Летом 1982 года на потребительском рынке дебютировал компьютер Commodore 64. Много позже он получил титул самого продаваемого. За отрезок времени с 1982 по 1993 годы продали 15 000 000 единиц продукции.
C64 получил свое название в честь фирмы-изготовителя. Внешний вид он приобрел в наследство от прежней модели — VIC-20. Представлял собой типичный клавиатурный моноблок.
Когда Apple II собирал пыль в магазинах, C64 усиленно завоевывал рынок. Компания самостоятельно изготовила микропроцессоры для Commodore 64, что и обусловило его низкую себестоимость, из-за чего также Atari перенесла свои производственные мощности по изготовлению Atari 800 в Азию.
Commodore 64 стремительно вошел на рынок, сбыт модели был организован как через дилерскую, так и через сети магазинов по продаже игрушек и бытовой техники.
Краткая история Commodore International до 1982 года
В 1954 г. Джек Трэмиел основал Commodore Portable Typewriter Company. Компания планировала серийно выпускать пишущие машинки, но японские фирмы смогли заполнить североамериканский рынок дешевыми и качественными моделями. Это привело к тому, что Трэмиел открыл компанию Commodore Business Machines, Inc., ориентированную на производство счетных машин. Но повторилась ситуация с пишущими машинками. Появились японцы и захватили рынок.
Основные инвесторы компании отправили Трэмиела в Японию учится конкуренции. Но вместо этого он вернулся с мыслью об организации изготовления электронных калькуляторов. В то время они только начали выходить на рынок.
В 1976 г. Трэмиел купил MOS Technology, Inc. — изготовителя недорого процессора 6502 и компьютера KIM-1. Но первый полновесный компьютер вышел в свет только через год под маркой Commodore PET.
Однако поистине настоящий триумф пришел с выпуском в свет моделей Commodore VIC-20 (1981) и Commodore 64 (1982).
Рождение легенды
MOS Technology, являлась дочерней компанией Commodore и специализировалась на разработке и производстве микросхем. В начале 1981 г. начала работы по созданию микросхем для обработки графических и звуковых данных, чтобы использовать их в перспективных игровых консолях производства отеческой фирмы Commodore. Полученные микросхемы получили названия MOS Technology VIC-II для обработки графической информации и MOS Technology SID для обработки аудиосигнала.
Между тем, в отделении Commodore Japan велась работа по созданию игровой консоли, использующей разработанные микросхемы. Приставке присвоили название Ultimax, однако после реализации некоторого количества экземпляров, программу свернули.
В 1981 году два специалиста компании Рассел и Яннес, кстати оба — Роберты, неоднократно высказывали недовольство планами сбыта, ориентированными на развитие компьютеров Commodore PET, который был предназначен для применения в бизнесе. В качестве альтернативы они предложили недорогую машину, представляющую собой улучшенный ПК VIC-20, но с размером ОЗУ, увеличенным до 64 килобайт.
В результате на форуме Consumer Electronics Show, проводившемся в 1982 году новый компьютер был представлен , где произвел фурор.
Творение получило кодовое название VIC-40. В дальнейшем разработчики изменили название на С64, это было необходимо. Число 64 показывало объем ОЗУ.
Презентация вызвала эффект взорвавшейся бомбы. В первую очередь своей стоимостью 595 USD, по тем временам это было совсем недорого. Такая цена стала возможной, потому что Commodore владел фирмой по изготовлению микросхем MOS Technology, себестоимость которых оставляла всего 135 USD.
При выходе на потребительский рынок Commodore 64 вступил в жесткую конкурентную схватку с производителями аналогичной техники. Но низкая стоимость и качественная аппаратная база позволили Commodore 64 достаточно быстро вытеснить ключевых конкурентов. На территории США это были такие ПК как Atari 800 и Apple II.
Atari 800 был близок по структуре к Commodore 64, но очень уж дорого обходилось его производство, что и вынудило Atari переместить изготовление ПК в государства Восточной Азии. Также были внесены определенные перемены в устройство ПК.
Apple II оказался не в состоянии конкурировать с новинкой по техническим характеристикам, однако у него имелась возможность аппаратного расширения за счет дополнительных слотов.
Один из ключей к успеху, достигнутого компанией Commodore — агрессивная ценовая политика. ПК реализовывались не только через дилерскую сеть, но и ждали своего покупателя на полках различных магазинов, например, игрушек.
Еще одна причина, обусловившая популярность марки Commodore 64, заключена в том, что у него был композитный видеовыход. То есть, компьютер можно было подключать к обыкновенному телевизионному приемнику. Политика, проводимая Commodore с целью завоевания рынка, как считают некоторые эксперты, послужила основанием для разрушения рынка видеоигр, произошедшего в 1983 г.
Технические параметры Commodore 64
Сердце C64 составляет микропроцессор MOS Technology 6510 в поздних моделях, установились процессоры MOS 8500 и MOS 8510.
ОЗУ — 64 килобайта, разработчики предусмотрели возможность расширения памяти с помощью карт, монтируемых в особый слот. В них можно было устанавливать картриджи, расширявшие потенциал ПК.
В Commodore 64 присутствовал отдельный процессор для работы с графикой — VIC-II. Он способен отображать цветовую гамму в 16 цветов при разрешении 320*200 или четыре цвета при разрешении 160*200 точек.
Для обеспечения качества звука была задействована микросхема MOS Technology 6581/8580 SID. Она обеспечивала звучание в 3 голоса на 8 октав каждый, можно сказать, что этот ПК представляет собой полновесный синтезатор. Используя программные приложения, можно добавить четвертый голос.
Периферия
В качестве внешней памяти использовали кассетный магнитофон, управляемый компьютером дисковод, оснащенный процессором, кроме этого, имелась возможность подключения добавочных дисководов, печатающих устройств и пр.
Надо отметить то, что загрузка информации с дискеты превышала время загрузки с магнитофонной кассеты, для решения этой проблемы в дисководы устанавливалась собственная память, процессор и программы, ускоряющие загрузку.
Для хранения информации использовались магнитофонные кассеты или дискеты размером в пять дюймов.
Компьютер был оснащён двумя портами для подключения джойстика, мыши.
Для отображения информации использовался как монитор, так и обыкновенный телевизор.
Демосцена
В конце 70-х годов прошлого века сформировалась киберкультера, которая получила название демосмена. Толчком к его зарождению послужило широкое распространение домашних компьютеров. Характерной чертой этой субкультуры является построение определенного видеоряда в фактическом режиме времени на основании принципов, заложенных в компьютерных играх. Можно сказать, что демосцена — это результат взаимодействия программирования и искусства.
Домашние ПК, вышедшие на рынок в 80-е г. 20-го века обеспечивали работу с непростой графикой, более-менее приемлемым звуком, что привело е подъему спроса на игры, показывающие весь существующий потенциал мультимедиа.
Первым сигналом о появлении демосцены стало появление небольших интро (аудиовизуальных вступлений) к изданиям в цифровой форме или вскрытым компьютерным играм. Обычно в низ содержались эмблема или сетевое имя разработчиков этого вступления. Надо отметить, что чем меньший объем занимало интро, тем было привлекательнее.
Назначение демосцены заключалось в демонстрации потенциала ПК и вынуждением заниматься решением нетипичных для него задач, разумеется, для тех времен. Например, просчитывание аудио и видеоэффектов с привязкой к мелодии в режиме настоящего времени было выполнено еще до 90-х. Как пример удачных работ можно привести «9 Fingers» группы Spaceballs, Unreal. С конца 90-х ключевым ориентиром демосцены стала работа с трехмерной графикой.
Программное обеспечение
По нашим временам производительность Commodore 64 можно считать смешной, но тем не менее для работы и досуга под него была написана не одна тысяча программ. Рассмотрим некоторые из них.
ПК применяли для решения значимых задач, например, для создания компьютерной графики и обработки текстов. В частности Info 64 — первый журнал, созданный с помощью настольных издательских инструментов, был создан на платформе Commodore и посвящен ей.
Самым известным арт-пакетом являлся, пожалуй, KoalaPainter из-за собственного пользовательского интерфейса графического планшета — The KoalaPad. Еще одна популярная программа рисования для Commodore 64 была Doodle!.
Для этой платформы была разработана программа The Print Shop, с ее помощью можно было формировать макеты и баннеры, распечатываемые на принтере.
Старшее поколение пользователей, возможно, помнит Multiplan — программу, позволявшую работать с электронными таблицами. Примечательно, то, что эту программу разработали в Microsoft. Кстати, стандартная таблица могла сохранять 64 столбца и 256 строк, однако одновременно могла обрабатывать не более 10%. Ограничение вызывалось небольшим количеством ОЗУ.
Для C64 разработали GEOS — одну из первых ОС с графическим окружением. Она отличалась быстродействием, предельно полным набором офисных и служебных приложений. По сути, GEOS по своим характеристикам было сопоставима с ранними вариантами Mac OS.
Особого разговора требуют программы для обработки звука. На Commodore 64 было установлено обеспечение для разработки музыкальных произведений. Надо учесть и то, что для предельного использования потенциала Commodore 64 применялись средства для разработки демосцен, а также для этого использовался чистый ассемблер.
Надо отметить то, что многие игровые программы, до сих пор пользуются определенной популярностью среди определенной категории пользователей.
Кроме всего прочего было доступно обеспечение, позволявшее синтезировать голос, то есть компьютер мог разговаривать, самое известное приложение этого класса — Software Automatic Mouth или просто SAM.
Кроме того, что Commodore 64 использовали для игр и работы с офисными приложениями для этой машины был создан интерпретатор BASIC, позволявший заниматься написанием программ.
Чем Commodore 64 лучше других
Для C64 разработали GEOS — одну из первых ОС с графическим окружением. Она отличалась быстродействием, предельно полным набором офисных и служебных приложений. По сути, GEOS по своим характеристикам было сопоставима с ранними вариантами Mac OS.
В отличие от многих компьютеров того времени Commodore 64 мог использовать в качестве дисплея обыкновенный телевизор. Для этого использовался многоцелевой порт, то есть можно было подключить как монитор, так и телевизор.
К несомненному превосходству этого компьютера над остальными можно отнести и обилие программных продуктов, разработанных для Commodore 64. В частности, именно на машине этой модели была опробована операционная система с графической оболочкой.
Кстати, решения, использованные для Commodore 64 нашли свое дальнейшее развитие в новых поколениях персональных компьютеров.
Несколько слов в заключение
Несмотря на то, что Commodore 64 уже давно снят с производства, осталось большое число пользователей сохранивших не только хорошую память о нем, но и до сих пор, использующих его и пишущих для него программы.
На различных интернет-ресурсах можно найти эмуляторы Commodore 64 для современных компьютеров, позволяющие использовать все прелести легендарной машины.
Благоприятное время появления на рынке, активный маркетинг и полный набор периферийных устройств сделали персональный компьютер Commodore 64 лидером продаж с миллионными тиражами производства в период 1982-1994 годы.
C64 получил своё название из-за наличия 64 килобайт оперативной памяти. Используя поддержку многоцветных спрайтов и систему генерации звука, Commodore 64 мог создавать лучшие аудио-визуальные эффекты чем многие компьютеры того времени.
Персональный компьютер поставлялся с BASIC 2.0 , опционально была возможность установить операционную систему GeOS (Graphic Environment Operating System), выпущенную в 1986 году специально для Commodore 64 .
Конкурентами C64 в США были Apple и Atari , в Европе и СССР основным конкурентом был ZX-Spectrum . Comodore радовал разработчиков и пользователей программ графическими возможностями, которые на тот момент времени считались одними из лучших.
Для Commodore 64 было создано около 10 000 коммерческих названий программного обеспечения, включая инструменты разработки, приложения для повышения производительности office и видеоигры.
Для более успешной конкуренции компания Commodore International выпустила ПК в разных версиях:
- Commodore MAX Machine;
- Commodore Educator 64;
- Commodore SX-64;
- Commodore 128;
- Commodore 64C;
- Commodore 64 Games System;
- Commodore 65.
* Это не полный перечень моделей.
Компания Commodore International предлагала хороший ассортимент периферийных устройств и блоков памяти к компьютеру.
Эти и другие дополнения позволяли приобрести компьютерный комплекс для решения многих задач. Успешные маркетинговые подходы к продвижению на рынке Commodore 64 и передовая разработка прикладного ПО сделала этот компьютер лидером продаж в в 80-х годах прошлого столетия.
Марка компьютера Commodore настолько известна, что в 2011 году был выпущен Linux-дистрибутив Commodore OS Vision (Commodore OS) . Эта операционная система не совместима с компьютерами 80-х годов, но может быть установлена на современное оборудование, стилизованное под ретро-технику.
Commodore 64 (C64) - серия компьютеров, которые выпускались компанией Commodore с 1982 по 1994 год. Эти компьютеры стали одними из первых, а также наиболее успешных и популярных персональных компьютеров. В мире было продано более 10 миллионов C64.
Как считается, именно на Commodore 64 зародилась демосцена (в крупных масштабах), и до сих пор C64 остается одной из основных демо-платформ. Музыкальный генератор, SID, стал настоящем прорывом в области музыки на домашних компьютерах, во многом повлияв на современную музыкальную культуру, далеко выходя за область компьютерных игр. Именно саунтреками для C64-игр прославились такие музыканты, как Роб Хаббард, Мартин Гэлвей, Йерун Тель.
Содержание
История
Это незавершённая статья. Вы поможете проекту, исправив и дополнив её. |
Технические характеристики
- Процессор MOS Technology 6510, работающий при 0,9 МГц в PAL версии и при 1,023 МГц в NTSC версии,
- 64 кб ОЗУ и 20 кб ПЗУ
- Звуковой генератор SID с тремя независимыми генераторами частоты, четырьмя формами сигнала для каждого генератора (пилообразная, треугольная, квадратная, и белый шум), одним многорежимным фильтром и др.
- Видео - MOS Technology VIC-II: 16 цветов, текстовый режим - 40×25 символов; графические режимы - 320×200 (2 цвета на знакоместо 8×8 пикс.), 160×200 (3 основных цвета и 1 цвет фона на знакоместо 4×8 пикс.), 8 аппаратных спрайтов размером 24×21 пикселей (12×21 в многоцветном режиме);
Периферия и интерфейсы
Commodore 64 имеет следующие разъемы:
В качестве замены кассетного магнитофона или дисковода, основным недостатком которых является медлительность, в последнее время получили распространение устройства эмуляции дисковода, такие как 1541 Ultimate или SD2IEC, которые позволяют использовать SD-карты для ввода данных в компьютер. Кроме того, использование JiffyDOS значительно ускоряет загрузку.
Джойстики - основное игровое устройство на Commodore 64 - используются стандартные (для того времени) 9-пиновые, как на Commodore Amiga и Atari 2600.
Программное обеспечение
Операционная система компьютера - Commodore BASIC 2.0 (а также ядро Commodore KERNAL). Кроме того, в 1986 году вышла ОС GEOS, предоставляющая графический пользовательский интерфейс.
Эмуляция
Наиболее известный эмулятор C64 - VICE. Еще один популярный эмулятор - CCS64.
Прежде всего, миниатюрной версии игрового домашнего компьютера 80-х Commodore 64 нужны были две особенности: 1) наличие работающей клавиатуры 2) очень хороший джойстик.
Очевидно, что TheC64 Mini является развитием заданной Nintendo популярной тенденции воссоздания старого игрового «железа» в уменьшенном масштабе, со множеством универсальных разъёмов и кучей встроенного ПО вместо надоедающей замены картриджей/дисков, плюс упрощающие жизнь дополнения в виде большой скорости загрузки и сохранёнок. Обычно ностальгирующий геймер средних лет желает приобщиться к реликтам своего детства без возни с кучей проводов и не заняв при этом слишком много места на столе.
Сегодня мы рассмотрим маленький ремейк Commodore 64, важного события в мире персональных компьютеров с 1982 по 1994 годы, как для игр, так и для работы, использовавшегося также для домашнего программирования. Хотя то, что сегодня мы называем PC, стал одним из вычислительных устройств, в конце концов приведших к смерти C64, восьмибитные машины Commodore занимают одни из первостепенных страниц в истории PC-гейминга.
На Mini приятно смотреть, его коричневые оттенки навевают воспоминания о 80-х, но, с другой стороны, как физический объект он ощущается пустым пластмассовым кирпичом. С точки зрения функционала он подражает основным идеям, использованным в популярных NES и SNES Mini Classic. Кроме уменьшения размеров, в пластиковый двадцатисантиметровый корпус добавлены порты HDMI и USB, то есть C64 Mini без всякой настройки можно подключить к любому современному телевизору или монитору. Он выводит картинку «всего лишь» в 720p, что конечно же гораздо больше, чем максимальное разрешение в 320×200 пикселей оригинального C64; но увеличение масштаба выглядит идеально даже на 4K-экране.
Задача Nintendo была немного проще, и не только потому, что эта компания могла потратить на исследования и разработку бесконечное количество средств. От NES и SNES никогда не требовали ничего, кроме запуска игр, а их геймпады имеют много общего с основами дизайна, по-прежнему используемыми в современных игровых контроллерах.
В отличие от этих консолей, C64 был настоящим компьютером с операционной системой, огромной и слабо регулируемой библиотекой ПО, имеющей гораздо более широкий функционал, чем консоль. Форма неуклюжего джойстика этого компьютера тоже стала знаковой, но она построена на принципах, сильно отличающихся от дизайна игровых контроллеров 21-го века. Кроме того, C64 был знаменит своей клавиатурой, расположенной над самим компьютером. А для неё бы потребовалось бы гораздо больше, чем несколько микропереключателей шестикнопочного контроллера.
Вероятно, именно поэтому клавиатура C64 Mini представляет собой единый кусок литового коричневого пластика, который, увы, имеет чисто декоративные функции. Если вы хотите сделать что-то простое, например, ввести своё имя в одной из множества игр, или заняться чем-то более сложным, например, написанием кода на BASIC, то вам придётся или подключить по USB внешнюю клавиатуру или воспользоваться медленной и раздражающей экранной виртуальной клавиатурой (фу!).
Официальная позиция заключается в том, что такую крошечную клавиатуру не удалось бы реализовать на этом коричневом кирпиче шириной всего 20 сантиметров, однако это никогда не останавливало Blackberry или Psion. Я не буду утверждать, что полномасштабная клавиатура с клавишами в половину горошины Tic-Tac была бы невероятно удобной, но все, кому я впервые показывал это чудо, сначала пытались печатать на нём, после чего на их лице появлялась гримаса разочарования. Некоторые вещи людям просто необходимы, и это как раз одна из них.
Искупить этот недостаток мог бы идеально выполненный джойстик, но он стал ещё более критическим провалом со стороны разработчиков C64 Mini, компании Retro Games Ltd. Форм-фактор «чёрный квадрат/красная рукоятка/две огромные кнопки» может вызывать воспоминания об одном из самых любимых игровых периферийных устройств 1980-х, но внешний вид намекает, что джойстиком C64 в 1985 году было так же неудобно пользоваться, как и в 2018 году.
Но это не так. Да, конечно, в то время эргономике не уделялось много внимания, поэтому приходилось или пытаться охватить кубическое основание, или попробовать прижимать его к столу рукой, нажимавшей огромные кнопки, а от такого неестественного положения начинают болеть руки. Однако рукоятка оригинального джойстика была по крайней мере точной, чего нельзя сказать о поставляемом в комплекте с C64 Mini чёрно-красным контроллером, в котором, к сожалению, вместо микроконтроллеров использовано более дешёвое решение.
Я читал комментарии о том, что C64 Mini ещё и страдает от программной задержки ввода, которую, возможно, исправят в следующих версиях прошивки; это может сгладить впечатления, но не решит основную проблему: джойстик реализован отстойно. Он слишком жёсткий и неотзывчивый, похож на дешёвку, и все ностальгические чувства от держания его в руках мгновенно тонут в раздражении. Даже выбор игры из главного меню оказывается мукой.
Открыв коробку, я сначала расстроился, увидев всего один контроллер (в отличие от Nintendo Mini) — логично было бы положить в комплект пару для удобного мультиплеера на диване; но теперь я считаю, что два куска едва работающего мусора были бы ещё оскорбительнее. USB-порты C64 Mini намекают, что теоретически он может поддерживать широкий диапазон контроллеров получше, в том числе и USB-адаптеры для винтажных джойстиков C64, но на самом деле это вызывает смешанные чувства.
Ни контроллер Xbone, ни Switch Pro не работают нормально. Геймпад PS4 работает, но действия разбросаны по разным кнопкам, поэтому играть становится невозможно. Не сомневаюсь, что можно найти работающий джойстик, и уверен, что обновления встроенного ПО способны увеличить набор поддерживаемых устройств, но грустно оказаться в ситуации, когда необходимо искать какую-то замену оригинальному контроллеру.
Теперь об играх. Маловероятно, что те, кто заинтересуются ими, ещё не изучили возможности игр домашних компьютеров 80-х, но, как мне кажется, стоит упомянуть, что с некоторыми ожиданиями придётся расстаться. Не ожидайте качества или масштабности игр NES той же эпохи — сцена 64 была одним из первых диких западов игрового мира: существовало несколько неизменных концепций того, какой должна быть видеоигра, и это отразилось в разбросе и бессистемности игровых ROM Commodore 64, установленных в Mini.
Через USB можно загрузить скачанные из сторонних источников игры, которых набралось десятки тысяч, но на текущий момент Mini может одновременно распознавать только один ROM, поэтому каждый раз, когда вы хотите попробовать что-то новое, приходится заниматься скучной процедурой вставки и переименования файлов на PC. Как и клавиатура с джойстиком, это стало чётким признаком непонимания желаний покупателей, но создатели устройства хотя бы говорят, что в будущих обновлениях ПО эта проблема будет решена.
Игры для 64 стоят хотя бы знакомства с ними, и в комплекте поставляются несколько классических хитов сцены, таких как Paradroid, Speedball 2, School Daze, California Games и Boulder Dash. Досаду вызывает отсутствие легендарных игр: Turrican, The Great Giana Sisters, The Last Ninja, International Karate + и Bubble Bobble. Проще понять проблемы с авторскими правами в случае игр крупных издателей: Maniac Mansion, Wasteland, Ultima, Elite и Pirates! Разумеется, их можно найти в Интернете, но для удобного игрового процесса вам понадобятся USB-клавиатура и обещанная прошивка с поддержкой multi-ROM.
Из того, что поставляется в комплекте, для меня были самыми важными California Games, Winter Games и Summer Games — сборник неофициальных олимпийских игр, относящихся к собственному странному, но характерному жанру между симулятором и ритмической игрой, аналогов которому не найти. Они так непохожи на современные спортивные игры, но их относительная простота, механистическая природа и полное отсутствие великодушия к игроку странным образом делают их более уместными, чем снисходительные и гладкие современные проекты.
Возьмём для примера сёрфинг из California Games — побочную дисциплину, которая не сообщает совершенно ничего о том, как играть, и без малейших колебаний утопит вас через две секунды после начала игры. Разбейтесь несколько раз о скалы, и вы постепенно начнёте приспосабливаться к её ритму. Сыграйте ещё несколько раз, и у вас, возможно, даже почти начнёт что-то получаться. Это похоже на постепенное освоение какого-то ремесла и совершенно отличается от снисходительности, к которой мы привыкли в играх. Несмотря на боль, в этом есть истинная увлекательность.
Я не хочу сказать, что все игры на C64 лучше современных, некоторые из них слишком неотшлифованы, чтобы получать удовольствие, только если вы не их мегафанат; но определённо интересно снова вернуться назад в пространстве и времени, к моменту, когда правила жанров ещё не были заложены, блестящие стандарты Nintendo и Sega пока не появились.
Тем не менее, с учётом плохого джойстика и неработающей клавиатуры, C64 Mini в целом ощущается чем-то чужеродным, в отличие от потрясающей SNES Mini. Из любопытства и ностальгии я могу немного поиграть в его игры, но, честно говоря, практически ни одной из них проходить не тянет. Коричневый кирпич задевает какие-то струны моей души, ведь в конце 80-х я провёл много счастливых часов с оригинальным C64, но из-за ужасного джойстика, необходимости клавиатуры и возни с ROM, если я захочу вернуться к ретро-атмосфере, то предпочту запустить эмулятор на своём PC. В то же время, добавление BASIC для программирования — это милый (и необходимый) шаг, но с внешней клавиатурой он ощущается совсем иначе.
Когда я положил C64 Mini рядом с моей SNES Mini, чтобы сделать фотографии, меня охватил слишком хорошо знакомый зуд — страсть коллекционера. У меня уже есть эти две маленькие коробочки, можно и остановиться, но они занимают на полке гораздо меньше места, а потому искушают создать собственный ретро-музей в четверть от оригинального размера. Хотя простота и скорость использования стали огромным облегчением для тех, кто страдал от ЭЛТ-мониторов и магнитофонных лент того времени, C64 Mini больше подходит для выставки, чем для игры.
TheC64 Mini продаётся сейчас в Европе за £70/€80, а скоро появится и в США.
Читайте также: