В каком случае при изображении предмета или группы предметов учащихся работает фантазия и память
В данной статье рассматриваются вопросы методического обоснования рисования по памяти в процессе подготовки студентов высших учебных заведений. Автор раскрывает необходимость сочетания рисования с натуры и по памяти в практике обучения изобразительному искусству. Особое внимание уделено краткосрочному рисованию как условию, определяющему эффективность подготовки высококвалифицированного специалиста.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тютюнова Ю. М.
Рисование с натуры, по памяти, по представлению и по воображению на пленэре: современная практика Дизайн и воспитание художественного способа познания действительности Влияние фотографии на формирование навыков по рисунку и живописи Наброски и зарисовки как важнейшая часть единого творческого процесса i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.SUBSTANTIATION OF DRAWING FROM MEMORY METHODS AND TECHNIQUES
The article gives foundations of methods and techniques of drawing from memory in training students of art faculties of higher educational institutions. The author gives grounds for the necessity of uniting sketching from nature and from memory in the process of teaching fine arts. Special attention is given to short-term drawing as a condition level determining a high of training qualified specialists.
Текст научной работы на тему «Методическое обоснование рисования по памяти»
Ю.М. ТЮТЮНОВА, кандидат педагогических наук, доцент Орловского государственного университета
Тея. (4862) 55-44-96
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ
В данной статье рассматриваются вопросы методического обоснования рисования по памяти в процессе подготовки студентов высших учебных заведений. Автор раскрывает необходимость сочетания рисования с натуры и по памяти в практике обучения изобразительному искусству. Особое внимание уделено краткосрочному рисованию как условию, определяющему эффективность подготовки высококвалифицированного специалиста.
Ключевые слова: методическое обоснование рисования по памяти, рисование с натуры, краткосрочное рисование, рисунок, живопись, современная методика преподавания изобразительного искусства, навыки, профессиональный тренинг.
Наследие величайших мастеров искусства убедительно свидетельствует о том, что наряду с тщательным изучением окружающей действительности посредством рисования с натуры художники разных эпох неизменно обращали своё внимание на развитие профессиональной памяти, образных представлений и, конечно, воображения. Подтверждения необходимости развития зрительной памяти в профессиональной деятельности художника мы находим уже на заре возникновения изобразительного искусства, когда безымянные авторы эпохи верхнего палеолита рисовали по памяти охотников-соплеменников, стада бизонов и оленей. Легендарная эпоха Возрождения среди прочего даёт нам опыт великого Леонардо да Винчи, который считал необходимым мысленно зарисовывать впечатления дня в своём воображении. Великолепной зрительной памятью обладали выдающиеся русские художники П.А. Федотов, В. А. Серов, И.И. Левитан, И.К. Айвазовский, М. А. Врубель. Не случайно ху -дожники-педагоги Х1Х-ХХ вв. придавали большое значение развитию зрительной памяти своих воспитанников. Например, И.Е. Репин заставлял своих учеников, и в частности В. А. Серова, рисовать по памяти и «от себя». Впоследствии и сам Серов в своей педагогической практике советовал своим ученикам больше рисовать по памяти. Академик Д.А. Шмаринов вспоминал, что выдающийся художник-педагог Д.Н. Кардовский наряду с выполнением длительных учебных заданий обязательно включал в процесс обучения краткосрочное рисование по памяти.
Очевидно, в процессе изобразительной деятельности значение памяти трудно переоценить. Творчество художников не ограничивалось рисованием с натуры. В противном случае с момента создания в Х1Х веке французскими изобретателями Жозефом Ньепсом (Niepce) и Луи Дагером (Daguerre) дагеротипии человечеству вполне хватило бы фотографий.
К сожалению, в настоящее время в высших учебных заведениях рисованию по памяти не уделяется должного внимания, что существенно обедняет современных студентов профессионально. И не случайно основная проблема многих выпускников высших учебных заведений заключается в том, что профессиональные виды деятельности предполагают наличие у специалиста гибкого визуального мышления, в частности оперирование художественными образами без натуры. А это возможно
только при развитой зрительной памяти. Практика показывает: если студент в течение пяти лет занимался только штудированием многосеансных натурных упражнений, то ему неизбежно придётся переучиваться.
На наш взгляд, аналитическое изучение окружающей действительности в процессе рисования с натуры будет более эффективным, если его результаты закрепляются и проверяются рисованием по памяти. Результаты экспериментального исследования показывают, что студенты, рисующие только с натуры, владеют изученным материалом значительно хуже, чем их сверстники, регулярно рисующие по памяти. Отчасти объясняется это тем, что постоянно находящаяся перед глазами натура в известном смысле «балует» рисовальщика: градации светотени часто «срисовываются» механически. К тому же зачёты и экзамены по рисунку, живописи и композиции проводятся фактически формально. Знания студентов по рисунку и живописи традиционно оцениваются на семестровых просмотрах, исходя из учебных работ, выполненных с натуры под руководством преподавателя. В качестве контрольной работы чаще всего выступает последняя постановка, опять же выполненная с натуры и с подсказками. Получается, что очень многие вопросы профессионального образования, в частности понимание и применение законов воздушной и линейной перспективы, фактически не проверяются и оцениваются только на основании представленных в экспозиции работ, которые якобы наглядно демонстрируют знания, умения и навыки студента. Практика показала, что нарисовать по памяти любую из завершённых постановок может лишь один студент из двадцати. А ведь при подготовке к любым другим экзаменам (и для высшей школы такое положение дел - аксиома) прослушанный и законспектированный лекционный материал студенты учат, чтобы потом отвечать по билетам: знания должны быть воспроизводимы по памяти.
Выходом из сложившейся ситуации нам представляется обязательное включение рисования по памяти в программы по рисунку и живописи. Такое рисование мобилизует процессы запоминания, сохранения и воспроизведения визуального образа натуры, закрепляет в сознании характерное в натуре, приучает к сознательной переработке и сортировке, обобщению и конкретизации увиден-
ного, активизирует процессы обучения в целом и развивает следующие навыки:
• навык выделения общих и существенных свойств изображаемых предметов;
• навык запоминания формы в её пропорциях, движении, характере;
• навык воспроизведения цветового образа;
• навык длительного сохранения аконстантно-го восприятия цветового образа;
• навык увеличения объёма кратковременной и долговременной памяти;
• навык целенаправленного и осмысленного запоминания существенных свойств натуры;
• навык воспроизведения следов кратковременной и долгосрочной памяти.
Кроме того, рисование по памяти развивает самоконтроль, автоматически превращает унылое репродуктивное срисовывание в продуктивное запоминание, позволяет повысить профессиональный рейтинг студента.
Упражнения на развитие памяти целесообразно включать в каждое академическое занятие в качестве краткосрочного тренинга. Предварять выполнение таких заданий должны определённые установки. Их суть состоит в том, чтобы направлять усилия студента на запоминание и воспроизведение конкретной информации. Пример: необходимо запомнить тонально-цветовые отношения и передать их после короткого наблюдения спустя час. Или: запомнить пять последовательных движений, выполненных натурщиком, и зарисовать карандашом все пять фигур на формате А3 сразу после демонстрации. Подобные установки положительно влияют на результаты: если изначально получена и осознана направляющая действия установка, вероятность успеха при выполнении задания повышается. В этой связи следует обратить внимание на адекватность установок, даваемых преподавателем: они должны быть чёткими и точными.
Каждую длительную постановку также следует завершать выполнением контрольных рисунков или этюдов по памяти. Осознание того, что придётся выполнять изображение отсутствующей модели, активизирует исследовательскую деятельность, в частности процессы восприятия, сохранения и закрепления увиденной информации. Механическое срисовывание исключается, поскольку объект закрывается драпировкой или убирается из поля зрения. Установка на логическую
взаимосвязь частей и целого, понимание принципов построения изображения позволяют грамотно воспроизводить увиденное.
Экспериментальное исследование автора, проведённое на кафедре рисунка в группах 2-3-х курсов, показывает, что после сеансов рисования с натуры в памяти студента остаётся только та зрительная информация о натуре, которая была им лично осмыслена и в известной мере «пережита», т.е. приобрела «жизненный смысл». Несмотря на наглядный показ преподавателем графических или живописных приёмов обработки формы, то, что не закрепилось как знание и не сформировалось как навык, в следующем задании невозможно применить, даже если информация как будто понята. Существенную роль в этом играет и то обстоятельство, что при рисовании по памяти важным является не только ясное представление изображаемого предмета (или группы предметов), но и предельно ясное представление самого процесса изображения.
Рисование по памяти в силу своей специфики носит краткосрочный характер. Длительность сеанса напрямую зависит от поставленной задачи. Например, выполняя наброски, достаточно разового наблюдения натуры и почти мгновенного исполнения, в то время как для более длительных зарисовок и этюдов по памяти целесообразнее вначале выполнить обстоятельное натурное изображение.
При воспроизведении натурных объектов графическими и живописными материалами различают два способа рисования по памяти:
1. Рисование после выполнения изображения с натуры.
2. Рисование после наблюдения.
Над изображениями по памяти, выполняемыми после натурного сеанса, работают следующим образом. В процессе рисования с натуры внимательно и детально изучается модель, как можно точнее устанавливаются взаимосвязи пространственных планов, выстраиваются тональные и цветовые (для этюдов) отношения, моделируются основные формы, детально прорабатывается ком -позиционный центр. В начале выполнения задания студент получает установку на сознательное запоминание того, что он делает. По истечении условленного срока постановка и готовое изображение закрываются, и далее необходимо воспроизвести изображение по памяти. Изображение вы-
полняется теми же материалами, какими велась работа с натуры. Интервалы между рисованием с натуры и воспроизведением составляют от нескольких минут до недели и больше. Таким образом проверяют и развивают объём кратковременной и долговременной памяти. По окончании сеанса работы анализируют, сравнивают с натурой и между собой.
Может показаться, что этот способ рисования состоит лишь в механическом повторении натурного изображения. Это не так. Натурная штудия нужна для изучения модели, тогда как изображение по памяти заостряет характер натуры, даёт её обобщённый лаконичный образ. С увеличением временного интервала второстепенные детали будут стираться из памяти, а главное приобретёт типичные черты.
Во втором случае существенное отличие состоит в том, что изображение выполняется в прямом смысле по памяти после наблюдения-запоминания без предварительного рисования. Наблюдение может носить разовый характер, а может периодически повторяться. Целесообразный интервал повторного предъявления модели составляет 15 минут. Работа ведётся следующим образом: в течение определённого времени наблюдается и запоминается натурная постановка. Во время наблюдения никаких пометок на листе или хол -сте делать нельзя. В процессе запоминания существенную роль играют предварительные установки, полученные от преподавателя или сформулированные самостоятельно.
В процессе такого наблюдения активизируется аналитическая исследовательская деятельность, выискиваются и раскрываются существенные связи между частями натуры, выделяется главное и второстепенное в изображении, в сознании формируется образ натуры через материал. По существу, во время наблюдения должно происходить мысленное рисование - натура осмысливается через линии или пятна, исполнитель знает, в каком месте он применит тот или иной приём. По истечении времени, отведённого на наблюдение, натура закрывается. При необходимости натуру ещё раз предъявляют, следует ещё один сеанс наблюдения, во время которого делать пометки или исправлять что-то в рисунке запрещается. В процессе развития зрительной памяти такая повторная демонстрация модели является одним из факторов, активизирующих точное долговременное
запоминание. Демонстрация может сопровождаться уточняющими установками преподавателя, организующими и направляющими внимание студентов. Оптимальное количество предъявлений натуры колеблется от трех до пяти раз.
Необходимо добавить, что предваряющая наблюдение-запоминание установка, особенно на первых порах, должна конкретизировать вид изображения, используемый материал и способ выполнения. Пример: после наблюдения натюрморта (до 1 минуты) выполнить этюд-«нашлёпок» гуашью на формате 5х8 см. Или: на формате А4 выполнить линейный набросок позирующей фигуры, материал: тушь, перо.
Временной интервал воспроизведения в обоих случаях следует разнообразить: рисуют сразу после натурной штудии или наблюдения, спустя час, день, неделю.
Для развития памяти рекомендуется ряд упражнений. В частности, практика показала, что полезным упражнением являются кроки с движущейся фигуры: натурщику предлагают совершить несколько последовательных движений (на первых
порах можно ограничиться двумя-тремя). Демонстрация внимательно наблюдается, движения запоминают, но начинать рисовать следует только после её окончания. В течение нескольких секунд необходимо передать основные пропорции модели, её характерные особенности, специфику движения. С развитием навыка запоминания количество движений можно варьировать по формуле 7±2.
Кроме того, систематическое выполнение по памяти серий линейных крок и этюдов-«нашлёп-ков», линейных, пятновых и двухтоновых набросков, а также зарисовок и этюдов в кратчайшие сроки приводит к повышению качества обучения по рисунку и живописи.
Таким образом, процесс обучения изобразительному искусству можно назвать полнокровным в том случае, когда наряду с тщательным изучением окружающего мира посредством рисования с натуры на занятиях рисунком и живописью активно практикуется рисование по памяти. Такой подход создаёт благоприятные условия для наиболее результативной подготовки высококвалифицированных специалистов.
SUBSTANTIATION OF DRAWING FROM MEMORY METHODS AND TECHNIQUES
The article gives foundations of methods and techniques of drawing from memory in training students of art faculties of higher educational institutions. The author gives grounds for the necessity of uniting sketching from nature and from memory in the process of teaching fine arts. Special attention is given to short-term drawing as a condition level determining a high of training qualified specialists.
Key words: substantiation of techniques of drawing from memory, drawing from nature, painting, modern methods and techniques of teaching fine arts, skills, professional training.
Описание слайда:
Рисование с натуры, по памяти и по представлению
Автор: Варфоломеева Н.В.
Описание слайда:
«Изучение рисования, строго говоря, должно… начинаться и оканчиваться с натуры…»
П.П.Чистяков
Описание слайда:
Основные задачи изучения изобразительного искусства в основной школе являются:
-овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства, формирования навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству
Самовыражение в рисунке — одна из древнейших человеческих потребностей.
Описание слайда:
Основные цели современного образовательного стандарта преподавания изобразительного искусства
-овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме
‑ обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности
‑ систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления
Описание слайда:
Рисование с натуры является ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего школьного курса. Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, окружающей действительности. И прежде всего таких её сторон и явлений, как форма, пропорции, объём, цвет, материал, освещённость, положение в пространстве, перспективное сокращение предметов.
Во время рисования с натуры у школьников формируется умение анализировать и сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Рисуя с натуры, дети учатся наблюдать и передавать наиболее типичные черты явлений и предметов.
Цель данной работы: выявить основные аспекты, необходимые при разработке системы обучения рисования с натуры в свете современной методики преподавания изобразительного искусства.
Описание слайда:
Требования к преподаванию рисования в общеобразовательной школе в программе В.С.Кузина «Изобразительное искусство»
Дидактические принципы :
научность,
систематичность,
сознательность,
доступность,
прочность,
наглядность,
связь теории с практикой.
Описание слайда:
Методы:
1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения
2. Репродуктивный метод.
3. Метод проблемного изложения.
4. Частично-поисковый, или эвристический, метод.
5. Исследовательский метод.
Описание слайда:
Рисование с натуры. Пейзаж.
Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Особенно велика роль в этом деле занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит позна-вать красоту природы, учит мыслить и чувствовать. [3, стр. 90 ]
Зрительная память у детей является одним из важных механизмов их изобразительной деятельности. Качество выполняемых детьми работ в изобразительном искусстве, например рисунки карандашом, письмо акварелью зависит от уровня развития зрительной памяти. В процессе творческой деятельности ребенок запоминает и передает цветовые сочетания, сочетания форм и линий и другое.
Важное место в изобразительном процессе детей занимают образы зрительной памяти. Развитие зрительной памяти детей зависит от многократного наблюдения, изучения и изображения различных предметов с натуры. Изучение натуры (изображаемого предмета) положительно влияет на развитие долговременной памяти. При рисовании на изобразительном искусстве творческих работ по памяти тренирует ее развитие, так как в процессе практической деятельности дети вспоминают какого цвета, формы был предмет и его детали. В процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства формируются образы памяти. Содержание которых отражается в эстетическом развитии вкусов, взглядов детей.
В процессе выполнения тематического рисования на уроках изобразительного искусства требуются не только практические навыки и умения, но и хорошая зрительная память.
Рисование с натуры является хорошим средством эстетического воспитания детей, изображая природу ребенок изучает разнообразие цветовой гаммы, изучением различных форм, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.
На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. [ 3, стр. 105]
Весьма положительным является также метод закрепления пройденного путем рисования по памяти. "Если ты хочешь хорошо запомнить изученную вещь,то придерживайся следующего способа: когда ты срисовал один и тот же предмет столько раз, что он, по-твоему, [как следует] запомнился, то попробуй сделать его без образца". Много времени уделял Леонардо да Винчи научным обоснованиям теорий рисунка. Он занимался анатомическими исследованиями, установлением законов пропорционального членения человеческой фигуры и другими проблемами изобразительного искусства. [3, стр. 26]
Рисование по памяти положительно влияет на развитие образного мышления, образной памяти.
Детские рисунки зачастую просты и абстрактны, но в большинстве передается интерес к изображению различных состояний природы. Следовательно, для творческих заданий по памяти на уроках изобразительного искусства можно использовать задания о передаче состояний природы,например: пейзаж, сказочные сюжеты и т. д. В процессе такой деятельности у детей активизируется и развивается образная память, образное мышление.
Сочетания различных методов рисования в практической деятельности детей на уроках по изобразительному искусству развиваются различные виды памяти.
1. Ермолаева-Томина Л. Б.Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. — М. : Академический Проект, 2003. —304 с.
2. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. — М., 1931.— 279 с.
3. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе/Н. Н. Ростовцев. -М. : Агар, 2000. — 251 с
4. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Под рук. Неменского Б. М. - МДО, 1995
Иллюстрация в книге — это первая встреча детей с миром изобразительного искусства С чего начинается книжка для малыша? Самое раннее знакомство с детской литературой? Конечно же, с иллюстраций. Ребенок еще не знает букв,.
Формы и методы ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с натюрмортом как видом изобразительного искусства Искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром – другими людьми, природой, вещам, - а потому является для всех.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с видами изобразительного искусства» Программные задачи: Образовательные. • Развивать у детей интерес к искусству. Закрепить знания об искусстве как виде творческой деятельности.
Нетрадиционная художественная техника изобразительного искусства Филумика, нетрадиционная художественная техника изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей детей в системе.
План-конспект урока изобразительного искусства «Оденем Сашу на зимнюю прогулку» для детей с РАС Цели: I. Образовательные: -формирование у учащихся представлений о зимней одежде - отрабатывать навык рисования по шаблону округлых форм.
Пластилинография-нетрадиционная техника изобразительного искусства Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением.
Приобщение учащихся к кубанским традициям средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства Приобщение учащихся к кубанским традициям через декоративно-прикладное и изобразительное искусства. Происходящие в нашей стране глобальные.
Региональный компонент на уроках изобразительного искусства Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов. Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей.
Урок изобразительного искусства в 5 «А» классе «Зачем человеку украшения» слайд 1 Цели: а) познавательные - роль украшений в древнем и современном обществе; б) эстетические - умение видеть и создавать красивое;.
Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста В условиях реализации ФГОС особое место в дошкольном образовании.
Рисование с натуры является ведущим методом обучения изобразительной деятельности, т.е. рисованию. По программе под ред В.С.кузина 47% учебного времени отводится рисованию с натуры.
К урокам рисования с натуры относятся уроки, на которых рисуют непосредственно с натуры отдельные предметы или группы предметов; рисуют предметы или группы по памяти или по представлению.
Значение уроков рисования с натуры в художественном образовании и эстетическом воспитании:
обучающее
1) раскрывают основы изобразительной грамоты: пропорции, перспектива, светотень, цветоведение, пластическая анатомия;
2) способствуют осознанному освоению изобразительной грамоты;
3) дают методику ведения графической и живописной работы: от простого к сложному, от общего к частному;
4) дают представление о различных техниках, материалах и языке живописи и графики /карандаш, перо, тушь, кисть, краски; штрих, пятно, линия. /.
развивающее
1) развивают чувство пропорций, тона, композиции, колористического чувства;
2) совершенствуют умение и навыки работы различными материалами;
3) развивают умение творчески использовать изобразительный язык живописи и графики;
4) развивают умение делать длительные и краткосрочные зарисовки;
5) развивают зрительную память, представление о предметном мире и различных явлениях;
6) развивают логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять;
7) развивает умение наблюдать, т.е.наблюдательность.
воспитывающее
1) воспитывают трудолюбие, внимание к натуре, объекту изображения;
2) воспитывают эстетические чувства при восприятии предметов, натюрмортов, имеющих художественные и эстетические качества;
3) способствуют нравственному воспитанию, воспитанию патриотических и интернациональных чувств.
Структура уроков рисования с натуры . Соотношение основных составляющих урока зависит
- от его цели: дать ли новые знания или развить уже приобретенные умения и навыки;
- от новизны изобразительных материалов и средств изображения и т.п.;
- от уровня подготовленности учащихся к самостоятельной изодеятельности.
Но, несмотря на это, в каждом уроке рисования с натуры можно найти основные составляющие урока ИЗО, меняется лишь их временная продолжительность.
Основные этапы урока рисования с натуры.
1. Объяснение нового материала может происходить в виде обобщения имеющегося опыта, знаний, полученных на предыдущих занятиях (Например: натюрморт - группа предметов, тематический натюрморт. объединенных мыслью, идеей; окружность - круг - шар и т.д.). Вести объяснение нового понятия необходимо от наблюдения явления в действительности через постановку проблемы: как это можно изобразить на плоскости (перспектива: игра в Гулливера, как уложить книгу на стол; светотень: как изобразить шар и т.д.).
Не рекомендуется вести объяснение закона изобразительного искусства от изучения обучающей схемы, например, схемы, объясняющей линейную перспективу, а затем уже “умными” глазами смотреть на мир. Такое объяснение на абстрактной схеме лишь усложнит сам процесс восприятия нового, младших же детей схема может просто сковать и напугать. Конечно, объяснение должно быть научным, особенно в старших классах, где логическое начало берет верх над чувственным. Могут здесь возникнуть вопросы: а почему все же так мы видим, чем дальше предмет, тем он меньше? При объяснении здесь в ход пойдут законы не только ИЗО, но и физики, и анатомии.
Одно из важных условий успеха в понимании детьми законов ИЗО является хорошо подобранная наглядность: предметы, модели, фотоматериалы с изображением действительности, каркасы, рамки Сапожникова, искусственное освещение, таблицы, репродукции, педрисунок и детские работы.
2. Анализ натуры , объекта следует начинать с эстетического восприятия, полюбоваться формой предмета, раскрыть связь утилитарного и декоративно - конструктивного в объекте, дать образное сравнение. При анализе группы предметов, натюрморта определить тематику его, рассказать о “тихой жизни” /still life/ предметов.
Так как анализ натуры часто ведется параллельно анализу хода работы с натуры, т.е. этапов рисования, последующий анализ выстраивается по схеме: композиция, соразмерность частей или предметов, конструктивное построение предмета или предметов с учетом перспективы, тональные отношения и лепка тоном или цветовые отношения и лепка формы цветом, обобщение изображения на листе. Как правило, анализ хода работы сопровождается педагогическим рисунком на доске
3. Анализ техники, языка и материала изображения. Если предстоит работать в традиционном материале или технике, то достаточно напомнить правила работы в этом материале. Если материал новый, не знакомый детям и техника работы в нем сложна, то перед работой с натуры самостоятельно, следует сделать “пробу” материала, выполнить ряд упражнений по развитию навыков работы с новым материалами, новыми инструментами. Новым может оказаться и язык изображения при использовании традиционных материалов. Например, новый материал: перо, тушь и старый язык - штрих или старый материал - карандаш и новый язык изображения - точка.
4. Анализ задания . В конце любого объяснения учителя, перед тем, как дети приступят к выполнению работы самостоятельно, необходимо точно сформулировать задание и его объем. Дать представление о качестве работы на каждом этапе, если предстоит работать несколько уроков.
5. Самостоятельная работа учащихся . Во время работы учащихся обратите их внимание на правильность выбора композиции, размещение и размер изображения на листе. Делать это нужно индивидуально с каждым. Общим может быть обращение внимания детей на натуру, так как дети забывают о ней и рисуют ее по памяти, искажая пропорции и отношения между предметами.
6. Анализ детских работ, их оценка . Анализировать детские работы можно фронтально перед всем классом, выставив несколько работ на доске рядом с натурой, сравнить на сколько рисунки похожи на натуру. Оценивать может весь класс. Чтобы не было обид, начинать такое оценивание нужно с желающих выставить свои работы для сравнения. Индивидуальное оценивание работ детей желательно вести в их присутствие и любую работу начать оценивать с анализа лучшего, что удалось ребенку, а затем уже высказать замечания в форме пожеланий с предложением доработать рисунок.
Критерии оценки учебного рисунка с натуры:
1. Сходство графического изображения с изображаемой натурой, т.е. передача количественных и качественных характеристик предмета (группы): соразмерность, пропорциональность, соответствие тоновых и цветовых отношений.
2. Композиция рисунка, т.е. выбор положения листа, вертикаль или горизонталь, соразмерность изображения и листа, размещение на листе изображения, главное и второстепенное в изображении.
3. Уровень графических умений и навыков работы в материале, в технике.
4. Собственное отношение к работе - это субъективный критерий оценки, Отношение к собственной изобразительной деятельности проявляется в аккуратности и в законченности работы. Следует отмечать при оценивании и рост умений и навыков каждого ученика.
Критерии оценки творческого рисунка по представлению (в основе лежит восприятие натуры) будут значительно отличаться в первом пункте, так сложно определить схожесть с тем, что вы не знаете. Тогда критерий выразительность – яркая характеристика художественного образа, через типизацию, обобщение, преувеличение (нарушение пропорций) – становится ведущим в оценки такого рисунка с натуры.
Организация натурных постановок.
Успех рисования с натуры во многом зависит от организации натурных постановок в классе. Если “натура” маленького размера /гербарий, муляжи, тех.детали и пр./, она должна быть индивидуальной, т.е. присутствовать на каждой парте.
Если “натура” имеет достаточный размер, плоская и рисуется во фронтальном положении /пила лучковая, детская лопата, осеняя ветка, фасад русской избы и пр./, то ее располагают на доске, предварительно создав нужный по тону фон, и выше уровня глаз, чтобы было видно всем детям. Чтобы искажение было минимальным, можно повесить на доску два предмета, расположив их напротив проходов между рядами.
Если “натура” или группа предметов объемная, и стоит задача передать объем и пространство, то “натуру” устанавливают ниже линии горизонта на специальных натюрмортных столиках. Чтобы обеспечить возможность всем детям видеть “натуру”, нужно иметь не менее трех постановок. Располагаются натюрмортные столики следующим образом: один у доски, два других между рядами возле третьих парт, на уровне, или чуть ниже столов - парт учащихся. Чтобы сконцентрировать внимание детей на “натуре” и облегчить их восприятие, необходимо поставить за “натурой “ вертикальную плоскость или продумать заранее конструкцию натюрмортного стола.
Натюрморт: виды, требования к натюрморту.
Д/З: Составить натюрморт к одному из уроков любой программы (и сфотографировать). Сопроводить выпиской из программы (класс, цели, задачи)
Читайте также: