Узоры на унты из бисера
В настоящее время утрачиваются не только самобытные языки народов Ямала, но и декоративно-прикладное искусство, например изготовление предметов быта из бересты и выполнение на них орнаментов. Данное пособие направлено на то, чтобы знакомить детей, преподавателей с северными орнаментами, с историей возникновения бисера и бисероплетения на Севере, составлению схем плетения, учить детей методике плетения северных орнаментов из бисера, а также возбуждению интереса у детей и преподавателей к истории, культуре и декоративно-прикладному искусству народов Ямала.
II. Северные орнаменты.
1. Справка о возникновении северных орнаментов.
Северными орнаментами называю орнаменты народов Ямала, обобщенное название, такие орнаменты выполняют на территории Тюменской области: в Ханты-мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Северный орнамент – орнамент геометрический, выполненный из треугольников, ромбов и четырехугольников. Наличием общих черт в орнаменте народов Ямала является общность территории, тесность экономических связей. С появлением современной одежды, посуды народы Ямала используют покупные изделия, утрачивается самобытность народов, индивидуальность, оригинальность изделий декоративно-прикладного искусства. Это связано с утратой традиционных промыслов, в связи газо- и нефтедобычей утрачивается и традиционное народное искусство. Это особенно видно на примере нашего Красноселькупского района, в связи с упадком совхоза «Полярный», не стало материалов.
А ведь, сколько разновидностей орнаментов. Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:
- «локоть песца»;
- «боковое приспособление для костра»;
- «лошадиный нос»;
- «утиные крылья»;
- «след медведя» и т.д.
Более позднее появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.) Существует множество вариантов, орнамент подвергался переработке.
2. Использование северных орнаментов.
Северные орнаменты использовали:
- В выскабливании по бересте. Из бересты изготавливали коробки, туески, в которых хранили продукты, собирали ягоды, делали люльки, табакерки, ножны для ножей. Орнаменты выскабливали прямо по бересте. В настоящее время, данное искусство народов Ямала утрачено.
- В резьбе по дереву и кости. Из дерева изготавливали посуду, чашки, табакерки, которые украшались орнаментом. Использовали чаще всего березу, лиственницу, осину, кедр. В резьбе по кости использовали рог оленя, лося, коровы, кость мамонта. Орнамент был такой же, как по дереву. Искусство резьбы по дереву и кости возрождается у нас в районе в Доме ремесел, где в основном трудятся представители коренных народов Ямала: ханты, ненцы, селькупы.
- В меховой мозаике: в меховых женских шубах, обуви, сумках для хранения одежды и швейных принадлежностей. Для орнаментирования меховых изделий, применялся мех двух цветов – темного и светлого. Чаще всего использовался камус оленя или лося. Орнаменты, выполненные по меху очень разнообразны. Женская ягушка содержала до шести и более орнаментов. Позднее появились бурки, на которых выполняли орнамент из меховой мозаики или шитья и плетения бисером.
- В аппликации из сукна и меха. Орнаментировали женские платья, халаты, мужские рубашки. Для изготовления узора брали полоску ткани, сметывали ее к изделию. Затем один край через определенные промежутки надрезали. Далее края полученных отрезков подгибали и пришивали швом через край.
- В вышивке. В плетении бисером. В вязании. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку и подол платья. Разновидностью вышивки являлось шитье бисером по ткани. Известны два способа плетения из бисера: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, подвески, ободки, пояса. Из овечьей шерсти вязали чулки, гольфы, носки, варежки, используя северные орнаменты.
3. Технология выполнения северного орнамента.
Орнамент выполняется на развернутом листке в клетку:
- по образцу подсчитывается, сколько клеток ширина орнамента (8 клеток);
- по ширине проводятся две прямые линии на всю длину орнамента;
- переносится орнамент по схеме, все линии проводятся по диагонали, от угла до угла одной клетки, рассчитывается, сколько клеток занимает линия;
- выбирается три цвета, например, черный, оранжевый, голубой;
- контур орнамента обводится, например оранжевым цветом;
- орнамент закрашивается в черный цвет,
- фон – голубой.
III. Бисероплетение.
1. Основные сведения о бисере материале.
Почти шесть тысяч лет назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы. Со временем бусы становились мельче. Самым древним был способ вытягивания. Из Древнего Египта производство бисера распространилось в Римскую империю, где был изобретен способ выдувания. В начале нашей эры стеклоделие переносится на Восток – в Византию. Расцвета стеклоделия достигает Венеция, которая считалась центром бисерного производства в 15-17 веках.
На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии, привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. С развитием бисерного рукоделия повысился спрос на бисер. Лишь в 1752 году М.В.Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики для производства бисера. В настоящее время основным поставщиком бисера в Россию является Чехия.
2. Из истории бисероплетения.
Бисероплетение пришло к нам как плетение, вышивание вначале для изготовления церковных одежд, а затем для изготовления бисерных украшений у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Разные по форме и размеру, колориту, орнаментальные мотивы и украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей.
Литовские мастерицы плели из бисера воротники, а мордовские женщины – нагрудные украшения. На Севере бисер появился с появлением купцов – скупщиков пушнины. Украшения из мелких бус и бисера сохранились у местного населения Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока. Здесь изготавливают орнаментальные полоски для бурок, для платья: манжет и воротников, планки и подола, плетут кошельки и браслеты, пояса и ободки.
3. Технология плетения северного орнамента.
3.1. Составление схемы плетения северного орнамента. .
Чтобы начать плести орнамент необходимо составить схему плетения:
- Рассчитали, на сколько клеток будет выполняться схема ширины орнамента, например, схема данного орнамента, рассчитана на одиннадцать клеток, провели две линии.
- По линиям клеток нарисовали бисеринки в виде овалов.
- Определили контур орнамента, по которому овалы закрасили в оранжевый цвет. Одна линия рассчитана на две клетки и четыре бисеринки.
- Овалы внутри контура орнамента закрасили в черный цвет, овалы фона – в голубой цвет. Схема готова к плетению.
3.2. Методика плетения на основе северного орнамента:
(Использован материал из журнала «Северные просторы» №3 1989 г.)
- Нашли бисер трех цветов, например, оранжевый, черный, голубой.
- Подготовили леску длиной 1,5 – 2 метра, перегнули надвое.
- Нанизали три бисеринки черного цвета и передвинули на середину лески (до перегиба).
- Четвертую бисеринку оранжевого цвета нанизали одновременно на оба конца лески. Таким образом, леска перекрещивается на четвертой бисеринке (а,б).
- Затем на каждый конец лески нанизывают еще по одной бисеринке оранжевого цвета. Цвет выбирают согласно нарисованной схеме, а третью – голубую нанизывают на оба конца лески и т.д. (в).
- Когда набрали полную ширину изделия (г), наступает очень ответственный момент – прохождение поворота (д). Затем плести становится легче, т.к. определена ширина, нет необходимости считать, есть основа, к которой с каждым разом прибавляется по две бисеринки. Первая бисеринка нанизывается на первый свободный коней лески, а через вторую бисеринку пропускают оба конца лески с разных сторон. Происходит как бы подшивание к первоначальной цепочке последующих звеньев. Работа облегчается, когда начинает проступать рисунок, закономерности его построения (е).
3.3. Технология плетения цепочки с кулоном.
(Использован материал из журнала «Школа и производство» №1 1986 г.)
- Набрали на леску 4 голубые бисеринки, пятую – черную, шестую и седьмую – голубые. Продели в первую бисеринку леску (справа налево), работу развернули с обратной стороны.
- Набрали 8, 9, 10 бисеринки голубого цвета, 11 бисеринку – черную, 12, 13 бисеринки – голубые. Леску продеть в пятую – черную бисеринку (справа налево), работу развернуть с обратной стороны.
- Набрали 14, 15, 16 бисеринки голубого цвета, 17 бисеринку – черную, 18, 19 бисеринки – голубые. Леску продеть в 11 бисеринку – черную. Работу развернуть с обратной стороны.
- Набрали 20, 21 и 22 бисеринки голубого цвета, 23 – черную, 24 и 25 – голубые. Леску продеть в 17 – черную, работу развернуть в другую сторону. Так продолжать до получения необходимой длины цепочки, концы ее скрепить леской.
Для того чтобы сплести кулон необходимо вначале выполнить схему:
- Рассчитали ширину кулона на 14 клеток.
- Нарисовали овалы (бисеринки по каждой линии).
- Нанесли рисунок узора на схему (рисунок можно придумать самим или взять готовый орнамент).
- Узор закрасили в черный цвет, фон – голубой.
Плетение по схеме осуществляли с первого ряда:
1) Набрали на леску 4 голубые бисеринки, леску пропускаем через 4 бисерину крест на крест.
2,3) Затем на оба конца лески продели еще по одной бисеринке, через 3 бисеринку вдели леску слева и справа, повторяем еще четыре раза.
4) Набрали на левую леску одну голубую бисеринку, на правую – одну черную и пропускаем леску через одну голубую.
5,6) Набрали по три голубые, через третью пропускаем леску.
7,8,9,10,11) Набрали по схеме, отмечая черточками набранные бисеринки.
12) Последние три бисеринки в 1 ряду набрали так: на левую леску 2 голубые, на правую – одну голубую, оба конца лески пропустили через последнюю бисеринку.
Разворот выполнили по 3 бисеринки: на верхнюю леску набрали по 2 бисеринки голубого цвета, на нижнюю – одну бисеринку голубого цвета, леску пропустили через нижнюю бисеринку крест на крест.
Дальше рисунок набрали по 2 бисеринки, по схеме: две голубые, затем одну голубую и одну черную и т.д. до конца. Когда цепочка и кулон были готовы, их соединили вместе в подвеску, концы лески подожгли спичкой так, чтобы леска не распускалась.
IV. Из опыта работы. Использование северных орнаментов и бисероплетения на уроках ИЗО, технологии и во внеклассной деятельности.
В своей работе использовала национально-региональный компонент:
переработала программы, дополнила, включила НРК в программы по технологии, ИЗО (до 50%), разработала свои авторские программы. Одним из разделов программы по трудовому обучению в классах 7,8 вида включила раздел бисероплетение. Часто опиралась на северные орнаменты, их у меня накоплено около 300 образцов. Северные орнаменты используем с детьми в аппликации из сукна и ткани, в работе по меху и бисеру. Учила плести девочек из бисера, составлять схему плетения, на их основе плели.
На уроках ИЗО и технологии знакомила с разнообразием северных орнаментов, их значением, использованием в одежде, в обуви, в предметах быта народов Ямала. Учила рисовать северные орнаменты (по схеме, по образцу), составлять аппликации на основе северных орнаментов. Мною изготовлен наглядно – иллюстративный материал по этой теме: таблицы, схемы, карточки, выпущено три альбома с детскими орнаментами, проводились открытые мероприятия, в частности:
- Интегрированные уроки по теме: «Культура родного края» в 5-7 классах, на которых сообщалось, как используется северный орнамент в одежде народов Ямала, экспонировалась выездная выставка одежды с районного музея.
- Утренники «Край, в котором я живу», которые проводились в живой игровой форме, в виде соревнований, давалось задание с угадыванием орнамента «Следы каких животных изображены на данных орнаментах?»
- Уроки изобразительного искусства по теме «Северные орнаменты», где дети были ознакомлены с разнообразием северных орнаментов, с применением орнаментов в национальной одежде, в предметах быта, с назначением орнаментов, дети учились рисовать орнамент.
- Предметные недели и неделя «Наш край Ямал». Для учащихся мной была разработана викторина «Знаешь ли ты, орнаменты?», «Что означают данные орнаменты?»
- Участвовали в районных фестивалях «Все краски Ямала», для которых изготавливались платья для выступления с национальным орнаментом.
- В районных научно-исследовательских конференциях учащихся «Ступень в будущее», две мои ученицы выступили с темами: «Особенности художественных традиций народов Ямала» (2005г.), исследовали орнаменты и бисероплетение и «Особенности художественного оформления одежды народов Ямала» (2007г.), исследовали одежду народов Ямала, особенности художественного оформления.
- Мной составлена авторская программа кружковой работы «Ямальские россыпи», основным разделом которой является бисероплетение, в качестве результата привожу образцы детских работ (Данные рисунки вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи).
Из всего вышесказанного могу сделать вывод, что северный орнамент, орнаменты народов Ямала формировались веками, дополняя друг друга, очень широк круг применения орнаментов: одежда и обувь, посуда и предметы быта. Орнаменты с охотой рисуют дети на уроках ИЗО, на уроках технологии выполняют аппликации орнаментов из сукна для селькупских игольниц и национальных сумочек, плетут из бисера кошельки, ободки и пояса с северным орнаментом.
Дети с интересом воспринимают материал: 50% на оптимальном и 50% на достаточном уровнях. Совсем нет детей, которые бы не хотели плести. Многие работы детей экспонировались на школьных, районных и окружных выставках детского творчества, имели успех, занимали призовые места. Выставки детского творчества способствуют воспитанию любви к декоративно-прикладному искусству народов Ямала, показывают умения и навыки, которые приобрели дети на уроках технологии, развивают хороший эстетический вкус, чувства прекрасного.
Данная методическая разработка поможет учителям технологии, преподавателям кружков, воспитателям детских домов и интернатов, глубже ознакомиться с орнаментальным искусством народов Ямала, детям научиться эффективным приемам технологии бисероплетения.
У нас зимой очень холодно и зимой носим унты - это такая обувь, чаще всего из оленьих шкур, подошва войлочная и украшается бисером. Бисер - либо вышивка на ткани, либо плетение на станке и потом пришивается к ткани. Стоят унты довольно дорого, 10 тыс и выше. А в сапогах зимой холодно.
Вот такие
А вот национальные узоры для плетения билэ на станке
Комментарии
Красота какая! Да уж, в таких теплушках ноги точно не замерзнут! Спасибо за орнаменты!
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Если трудности пугают - напугай их сам, а еще лучше - посмейся над ними! (Е.В. Петрова)
Еще б унты к рисункам! Эх. ))) Спасибо!
Мне дядька присылал ,он в Набережных Челнах жил,унты,но конечно не такие расписные красотули,а попроще узорчик -и они наверно не для улицы были,потому что подошва у них была тоже кожаная и мех внутри. я их дома носила зимой вместо тапок-как раз период был-у нас топить перестали-отличная вещь-тепленькие
Книги по бисероплетению
Моё бисерное
цена вопроса 10 процентов Но вообще унты у нас дорогие, как я писала выше Самые супер-шикарные тысяч 20 стоят. В общем, если что, в личку пишите.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Если трудности пугают - напугай их сам, а еще лучше - посмейся над ними! (Е.В. Петрова)
Связать бы свитер или шапочку под зти унты с узором
Ой, какая красота! Моей тёте- геологу выдавали унты, она и мне привозила с Севера из командировки ( в Якутске она тоже была), как я их любила, как это было давно! Но такой красоты в те времена не было.
Тома. мой альбом на biser.info
Вот вроде и живем недалеко - два лаптя по карте, однако у нас не билэ, а штафирки. И унты у нас от 7 до 15. А мне, наверное, повезло, сама делать умею, а папа может сшить. Но я их не люблю. В них жарко.
Когда температура на улице под -50, то не очень то и жарко. Хотя в Нерюнгри такие температуры реже бывают, чем в Якутске Да и в Якутске сейчас климат мягче стал, но все же бывает.
Мой альбом
Последние два года в Нерюнгри зима до -35 и лето очень-очень жаркое. Климат меняется и мы уже ощутили это на себе. А вы из Нерюнгри?
Я жила в Нерюнгри 6 лет, а родилась в Якутске.
Мой альбом
Если недолго - то в сапогах не холодно. А вот если долго, то без унтов никак. Хотя детям я покупаю бюджетный вариант - замшевые сапоги на войлочной подошвы, а у старшей из коровьей шкуры. И стоят недорога, в прошлом году около двух тысяч.
А войлочная подошва не промокает?
Хотя. при -50 черта с два этот снег будет таять.
*** . берем картину мироздания и тупо смотрим, что к чему (с) ***
Конечно не промокает! У нас снег как выпал, так и лежит всю зиму. Ну естественно бывают непредвиденные ситуации типа течи труб. Тады ой. Промокает и становится ледяной. Но в войлочной подошве смысл в том, что греет намного лучше резиновой. Хотя муж мой и брат тоже ходят спокойно всю зиму в кожаных ботинках на теплый носок. На крайний случай есть еще такие ботинки у мужа типа валенок, но это если на морозе долго надо работать.
Администрация сайта biser.info - Бисер и бисероплетение не несёт ответственность за содержание, добавляемое пользователями сайта.
Я не могу ни найти, ни придумать подходящий орнамент, попробывала так - ягодки не в тему,
А так совсем не красиво
Самое трудное, что на замше вышивать - игла то гнется, то ломается. Хотелось бы простенькое что-нибудь, а в интернете ничего подходящего, а помагазинам ходить смотреть возможности нет.
А мне очень даже понравились ягодки, честно!
и мне ягодки тоже понравились))очень оживляют и освежают)))
Хочешь сделать хорошо-сделай сам))))))
мой альбомчик
а у нас эта обувь называется пимами! бисерной вышивки на них обычно не бывает, а украшается замшей.
но если бы я стала делать вышивку, то использовала бы традиционные национальные узоры северных народов.
Я думаю, что на этих унтах тоже кроме замши ничего не предусмотренно, но маме видители захотелось там яркий орнамент, вот и подкинула работенку. Спасибо за схемы билэ на станке.
Администрация сайта biser.info - Бисер и бисероплетение не несёт ответственность за содержание, добавляемое пользователями сайта.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня узнаете много о бисере и научитесь вышивать бисером верх унтов, которое называется на якутском языке «билэ».
2. Теоретическая часть «Из истории бисера»
– Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. А само слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означает бусинки с отверстиями – круглые или многогранные, из цветного стекла или металла. Мелкие бусины, по форме напоминающие бисер, встречались на Руси в IX веке, а в XVIII веке М.В.Ломоносов основал производство бисера в России. Бисерное искусство приобрело наибольшее распространение в XIX столетии. Бисером отделывали дворцовые интерьеры, декорировали мебель, оклады окон, предметы быта. Бисером и стеклярусом украшали народные костюмы и бальные платья, сумочки, кошельки, шкатулки, кисеты и разные другие мелкие вещицы.
К началу XX века интерес к бисеру постепенно ослабел, но традиции выполнения украшений передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Если вы хотите научиться вышивать бисером и впервые беретесь за такую работу, лучше начинайте с простых вещей, например, с шитья билэ – верха унтов. Мы с вами сегодня на этом занятии попробуем вышить верх унтов – билэ. Для этого нам нужно работать очень внимательно и аккуратно (показываю готовое изделие)
3. Практическая часть
На столе у детей лоскуток ткани (сукно, черный); нитка №20 (белый); иголки ( тонкий №0, толстый); наперсток; ножницы; трафарет; зубная паста; кисточка; бисер(белый); блюдце.
- Нельзя передавать ножницы острием;
- При шитье, на правый указательный палец, надеть наперсток.
- Не держи ножницы кольцами верх;
- Не оставляй их в раскрытом виде;
- Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперед;
- При вышивании не бери в рот иголку;
- Работай с игольницей.
- На лоскуток ткани наносим рисунок через трафарет с помощью зубной пасты и кисточки.
- Снимаем трафарет с ткани.
- Пока рисунок сохнет, подготовим к работе иголки с ниткой (тонкую «вводящая» и толстую «рабочая»).
- В белое блюдце (без рисунка) отсыпаем бисер.
- На левую руку берем ткань и с изнаночной стороны на начало рисунка нанизываем вводящую иголку с ниткой.
- На иголку с ниткой набираем бисер.
- Рабочей иголкой зашиваем каждую бусинку.
4. Итог занятия
– Мы сегодня славно поработали. Кто не закончил – дома доделаете. На следующем занятии продолжим вышивание бисером, ознакомимся с разными узорами и видами бисера.
На этом наше занятие окончено. До свидания!
Отдала на днях заказ. Как-то тяжело он мне дался , клиент всегда прав даже когда он не знает чего хочет. 13 эскизов и горы предложенных материалов. И результат не удалось хорошо сфотографировать накануне муж забрал фотоаппарат и забыл его на работе, карма! Поэтому выкладываю фото сделанные телефоном пусть будут, все таки это мой первый опыт расшивки обуви. Всех с наступающим новым годом. Здоровья и счастья.
39 комментариев
И у меня такие были, оленьи Только в наших краях унтами называли мужскую обувь с кожаной нижней частью и меховым верхом, а такие сапожки называли пимы. Регулярно бью себя по рукам, чтоб не заказать, ибо ностальгия по ним просто нереальная. Но в наших краях нечасто из сандаликов вылезать приходится, смысла нет
Даже не слышала такого названия, век живи век учись. Клиентка тоже влюблена в эту обувь (эти не единственные).
Ох, ничЁсе!
У меня был опыт. Для себя. Все ахали. А сейчас снова прикупила такую модель сапожек, чтобы снова расшить. Это всегда здорово выглядит.
У клиентки унты были б/у, сами в отличном состоянии а вот родная вышивка подвела. После вышивки смотрится просто чудесно.
Не знаю как делают обычно, но я сам фрагмент вышивала на кусочке коричневой замши, потом фрагмент пришила к основе (квадрат) которая в свою очередь уже пришивалась к месту для вышивки на унтах.
Потрясающие! Я и не думала, что они бывают целиком меховые… да уж, в слякотном Питере такие не наденешь…
Прямой эфир
mambush · 34 минуты назад
Лучшие авторы за неделю
Лучшее за месяц
ninagri · 21 мая 2022, 15:22
Иголочка · 24 мая 2022, 18:01
snegyrka · 22 мая 2022, 15:26
Delfinka · 21 мая 2022, 13:35
Murarisa · 20 мая 2022, 12:45
Бусинка
Бусинка – проект, посвященный бисеру и бисерному рукоделию. Наши пользователи – начинающие бисерщики, которые нуждаются в подсказках и поддержке, и опытные мастера, которые не мыслят своей жизни без творчества. Сообщество будет полезно каждому, у кого в бисерном магазине возникает непреодолимое желание потратить всю зарплату на пакетики вожделенных бусинок, страз, красивых камней и компонентов Swarovski.
Мы научим вас плести совсем простенькие украшения, и поможем разобраться в тонкостях создания настоящих шедевров. У нас вы найдете схемы, мастер-классы, видео-уроки, а также сможете напрямую спросить совета у известных бисерных мастеров.
Вы умеете создавать красивые вещи из бисера, бусин и камней, и у вас солидная школа учеников? Вчера вы купили первый пакетик бисера, и теперь хотите сплести фенечку? А может, вы – руководитель солидного печатного издания, посвященного бисеру? Вы все нужны нам!
Пишите, рассказывайте о себе и своих работах, комментируйте записи, выражайте мнение, делитесь приемами и хитростями при создании очередного шедевра, обменивайтесь впечатлениями. Вместе мы найдем ответы на любые вопросы, связанные с бисером и бисерным искусством.
Читайте также: