Украшения казачек своими руками
немного отдохнуть, погрузится в детские воспоминания и изготовить куклу своими руками.
Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается там навсегда. Детство заканчивается, а любимая кукла хранится в сундучке. Это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины.
Кукла в жизни ребенка играет большую роль, имеет воспитательное значение.
В программе, по которой я работаю один из разделов посвящен тряпичной кукле.
Цель этой работы: Создание условий для передачи опыта по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.
Во время занятий я знакомлю детей с традициями и обычаями Донских казаков, с их бытом. Мои воспитанники шьют костюмы, платья для кукол. Шьют самих кукол, а потом играют с ним или дарят их своим друзьям и близким.
Мастерились детские игрушки, в том числе и куклы, в те времена из подручного материала: из глины, из дерева, из веточек, из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину была именно обыкновенная тряпичная кукла. Мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло материнских рук, тепло родного дома и семейного очага.
Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Когда берешь в руки такую куколку на сердце становится тепло и радостно!
В давние-давние времена, до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, Дон был уже много национальным, и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру. В том числе и по изготовлению куклы.
Ведь куклы, изначально выполняли различные роли: это были куклы – обереговые, обрядовые, а позднее и игровые. Кукла Масленичка выполняет две роли, она является и обереговой и обрядовой.
Обереговые: Куватка. Вепская. Пеленашка.
Зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг;
Крупеничка – оберег на сытость и достаток;
Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме; Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;
Обрядовые: Желанница. Многоручка. Зольная. Неразлучники.
Игровые: На выхвалку. Девка –баба.
Считалось, что чем больше, кукол-тем больше счастья в семье.
При изготовлении кукол лица не прорисовывали, чтобы недобрые силы не смогли вселится в нее и навредить человеку.
Изготавливали кукол без использования ножниц и игл. Ткань не резали, а рвали, таких кукол так и называли рванки.
Скрепляли детали с помощью ниток красного или белого цвета, завязывая четное количество узелков. На каждый узелок говорили слова-пожелания: счастья, здоровья, удачи, любви, и т д.
Для работы нам понадобится:
- Лоскут белой ткани 30х20см. для верхней части туловища куклы.
- Лоскут цветной ткани 25х15 см. для рук
- Лоскут цветной ткани 35х15 см. для юбки куклы.
- Лоскут однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 25х25 см.
- Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.
- Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).
- Ватные диски 3 штучки или синтепон для наполнения куклы.
- Нитки вязальные для волос черного цвета.
- Лента атласная красного цвета 25см длина 1см ширина для банта.
Чтобы кукла не только оберегала, но и радовала, следует подбирать ткань, так чтобы она гармонично сочеталась между собой.
В основе куклы скрутка (закрутка) на основе столбика.
В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески (фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.
Пусть она будет радовать и оберегать вас.
Хорошего всем настроения.
Спасибо за внимание.
Список литературы
- Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 – 20 веков. – Батайск, 2002.
- Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. – М., 2007
- Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994
- Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. – М., 1993
- Не от скуки – на все руки. – М., 1994
- Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-на-Дону, 1979.
- Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. – Ростов-на-Дону, 2009
- Юрина Н. Игрушки. – М., 1999
Какие обереги использовали казаки?
Виды амулетов
Среди оберегов донских казаков главными считались иконы и ладанки, которые должна была купить мать, жена или сестра. Также, наряду с личным крестиком, носили мешочек с родной землей или обережными травами: крапивой, чертополохом или зверобоем. Изготавливать такой амулет мог старший человек в семье или невеста казака. В роли оберегов выступали вышитые на растущий месяц рубахи, пояса, полотенца, платки и кисеты.
Значительное место среди талисманов занимало оружие казака. Считалось, что переданные по наследству ружья, поясные пистоли и мушкеты обладают особой силой и меткостью. Поэтому делая реконструкцию вещи: выковка новых стволов или курков, замена рукоятей и прикладов — следовало оставить старую основу с инициалами или прозвищами. Оберегами считалось и холодное оружие. Молитвы, заговоры и клятвы вырезались на мечах, саблях, ятаганах, кинжалах или ножах для метания. Особое значение имели и казачьи постройки: на них вырезались защитные символы, вешались иконы, при закладывании основы читались специальные молитвы.
Магические обереги — вышивка, куклы и травяные амулеты, создавались только женщинами, желательно матерью.
Заговоры от недугов
Казачьи куклы
Хорошую защиту от бед в доме такого человека давала Берегиня.
Казачки нижнего Дона
Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.
Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели.
Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).
После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.
Читайте также: