Туркменский костюм для девочки своими руками
Традиционный костюм был, есть и останется одним из самых ярких показателей принадлежности человека к определенной нации.
Несмотря на то, что мода не стоит на месте, и зачастую отличить европейца от азиата по одежде практически невозможно, национальный костюм остается гордостью и достоянием каждого народа, а традиции, связанные с его изготовлением, передаются от старшего поколения младшему.
История
Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали поволжские татары, а также восточные традиции и религия.
На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно.
Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана. Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда.
Особенности
Татарский национальный костюм, помимо того, что он состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, имеет еще одну особенность: он шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет.
Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный.
Разновидности
Мужской и женский национальный костюм внешне мало отличаются друг от друга. Основным элементом костюма является широкая рубаха-туника с боковыми клиньями и глубоким вырезом на груди. У казанских татар вырез заменял воротничок-стойка. Рубаха была достаточно длинная, широкая и носилась без пояса. Женская туника раньше была еще длиннее – примерно до щиколоток.
Рубаха могла быть шерстяной, хлопковой, шелковой или даже парчовой. Для ее украшения использовались цветные ленточки, золоченая тесьма, тонкое кружево, бусины и т.д. Под женскую рубаху обязательно надевалась нагрудная часть (кукрекче или тешелдрек), закрывающая вырез на груди. Шаровары шились из грубой льняной ткани: для женщин из однотонного материала, для мужчин – из полосатого.
Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс.
Женский костюм отличался от мужского только длиной и декором – он украшался мехом, вышивкой, аппликациями и т.д. Поверх рубахи женщины надевали камзолы (халаты, распашные блузы) длиной до колена или середины бедра. Камзол мог иметь рукава или быть без них. Подол, рукава и пройма украшались тесьмой, перьями, монетками и т.д.
Подол и рукава туники украшались крупными воланами. Обязательно использовалось большое количество украшений: серьги, кольца, перстни, монисто, подвески и т.д. Безрукавка, надеваемая поверх рубахи, шилась из бархата и декорировалась мехом или золотистой тесьмой.
Мужской головной убор состоял из двух частей: нижней и верхней. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка (калпак), меховая шапка или чалма. Калпак – конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Яркие, разноцветные тюбетейки предназначались для молодых людей, татары среднего и пожилого возраста носили однотонные модели.
В качестве национальной обуви у татар использовались сапожки (читек или ичиги). Повседневные модели были черного цвета, праздничная обувь украшалась орнаментом в мозаичной технике. В качестве рабочей обуви использовалась своеобразная разновидность русских лаптей (чабата).
Национальный костюм никогда не обходился без украшений. Их было очень много, и носили их и мужчины, и женщины. Это были крупные золотые перстни, печатки, кольца, поясные пряжки, женские накосники, серьги, подвески, кольца и т.д.
Детская одежда была практически одинаковой и не делилась на одежду для девочек и мальчиков. Единственным отличием была цветовая гамма. Костюм для девочек шился в ярких, разноцветных тонах: красном, зеленом, голубом. Костюм для мальчика был выполнен в более сдержанных оттенках синего или черного цвета. С ростом ребенка постепенно видоизменялся и национальный костюм: добавлялись ювелирные украшения, менялись головные уборы, обувь.
Праздничные
Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений.
Цвет свадебного платья может быть белым, а также насыщенно-зеленым, бордовым или синим, согласно татарским традициям. Возможен и другой вариант: белоснежное платье + сапожки и камзол, выполненные в одном из перечисленных цветов. Голова обязательно должна быть покрыта свадебным покрывалом или расшитым калфаком.
Мужской свадебный костюм выполняется, как правило, в темно-синем цвете и расшивается национальными орнаментами с помощью золотых нитей. Головной убор обязателен.
Современные свадебные наряды, хотя и шьются часто не европейский манер, обязательно сохраняют национальный колорит и верность древним традициям. Это проявляется в классическом фасоне, длине, наличию украшений, традиционных орнаментов и т.д.
Танцевальный татарский костюм тоже претерпел определенные изменения. Он может быть короче, чем классический, выполняться из других материалов, но национальная стилистика, тем не менее, сохраняется. Меховая жилетка-разлетайка, традиционная шапочка с кисточкой или покрывалом, традиционные орнаменты – все это делает костюм для танцев очень узнаваемым.
В современном стиле
Время не стоит на месте и старинный национальный костюм в некоторой степени видоизменился.Стилизованный под татарский костюм может иметь другой дизайн или длину, но в нем должны сохраняться узнаваемые для традиционного наряда детали.
Например, орнамент, чаще всего, растительный. Обязательна шапочка – калфак. Она может иметь несколько другую форму, шиться в тон самому платью или быть однотонным. Обязательно большое количество украшений – и на костюме, и на девушке.
Элементы
Сам костюм, вне зависимости от того старинный он либо современный, обязательно состоит из нескольких элементов: рубаха (кулмэк), шаровары (ыщтын) и верхняя одежда.
В зависимости от сословия или материального положения человека, костюм различался количеством и разнообразием декора, вышивки, используемого материала и цены за него. Костюм украшался вышивкой, декорировался цветными бусинами, бисером, атласными лентами и мехом.
Головной убор считается обязательным элементом татарского костюма. У мужчин и женщин он свой. Кроме того, юные девушки и замужние дамы также надевают разные уборы.
Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой.
Немаловажной деталью национального костюма является пояс. Для его украшения использовались крупные пряжки или вышивки, выполненные из золота или серебра.
Ткань
В зависимости от того, повседневным или праздничным был костюм, для его пошива использовались разные материалы.
Будничные наряды шились из хлопчатобумажного полотна или домотканного сукна. В качестве утеплителя для верхней одежды использовалась овечья шерсть или вата. Нарядные рубахи и камзолы шились из парчи, шелка, шерсти. Украшались золотой тесьмой, позументами, дорогой вышивкой. На отделку шел мех соболя, песца, лисицы.
Образы
Татарский праздничный костюм выполнен с учетом современных модных тенденций. Неизменным остался фасон, длина, головной убор, орнаментальное украшение.
Праздничный наряд татарки невозможно себе представить без обилия украшений! Белоснежные туники в пол украшены богатой отделкой из золотой тесьмы. Праздничные парчовые или бархатные кафтаны и головные уборы тоже декорированы золотом.
Портрет, аватар. Девушка в туркменском платье. Историческая одежда .
Туркмены в национальной одежде
Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Мужчины и женщины в национальных костюмах. Набор азиатских людей в этническом традиционном костюме. Изолированные мультяшные персонажи. Центральная Азия. Векторная плоская иллюстрация.
Девушка в туркменском платье. Историческая одежда. Туркменистан. Портрет. Аватар .
Девушка в туркменском платье. Портрет. Аватар .
Девушка в туркменском платье. Портрет, аватар
Девушка в туркменском платье. Историческая одежда. Туркменистан. Портрет. Аватар .
Пара персонажей мультфильмов в Туркменистане традиционный вектор костюмов
Рука держит и размахивает государственным флагом Туркменистана. Вентиляторы, День независимости, патриотическая концепция. Векторная иллюстрация
О женской моде.
Туркменбаши первым делом решил - хочешь быть модным, носи национальное платье! Так все женщины в одночасье стали модницами!
Нынешний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов после своего прихода к власти ввел ряд послаблений, но. Тут вмешался Париж.
Именно после визита Гурбангулы Бердымухамедова в культурную столицу мира, было принято решение возродить моду узаконенную первым президентом. Вначале обязали быть в тренде сотрудниц Института Академии наук, затем учащихся, а потом и всех остальных.
В докладе Норвежского Хельсинкского Комитета "Женщины в Туркменистане: граждане второго сорта подвержены произволу и равноправны только в неправосудии" от 2013 года сказано: Для женщин дресс-код патриархален и основывается на скромности, одинаковости и отрицании личности. Заявление жесткое, но справедливое - все стали "одинаково красивыми".
Для замужних женщин предписано появляться в платье с вышивкой от шеи до талии. Из тканей предпочтительнее панбархат, особенно на торжественных мероприятиях.
Второй элемент туркменской моды - головные уборы. Для незамужних - тюбетейки, а для замужних специальные платки.
Платок завязывается таким образом, чтобы он полностью покрывал волосы.
Несмотря на нежелание соответствовать тому, что по велению руководства страны стало модным, женщины не могут игнорировать традиционный стиль, иначе их просто уволят или не пустят в учебные заведения.
Поэтому, они, молча и с завистью, взирают на единственное исключение из правил, председателя туркменского парламента Акджа Нурбердыеву, единственную женщину в Туркменистане, имеющую привилегию "не быть модной" и не носить платков и накидок (Если что, на фото не она, я ведь обещал что под катом будет только мода и красота).
Парадокс - красота и традиции попирают свободу и достоинство женщин. Только потому что их сделали обязательными к исполнению.
А дальше все как у всех - девочки любят фоткаться.
Еще раз обратите внимание на платье - школьницам старшего возраста модно носить бордовое платье из панбархата.
Получается своеобразный код, по одежде можно многое сказать о социальном статусе женщины.
Конечно очень модно в Туркменистане иметь гаджет, особенно хуавей.
Совершенно не модная женщина, не в национальном платье, без платка и украшений.
Мужчины.
Здесь все проще - хочешь быть модным, носи тюбетейку!
Так же в моде классическое сочетание - черный низ, светлый верх.
Если костюм, то черный, если галстук, то черный, если машина, то черная.
Еще один модный аксессуар - значок в виде государственного флага!
Модно иметь дорогую новую машину. Модно, но почти невозможно!
А еще модно пилить селфи! Хотя бы в этом мода Туркменистана космополитична.
Читайте также: