Transient emphasis что это
На протяжении всего существования компакт-диска периодически предпринимались различные ухищрения для повышения качества его звучания, оставаясь в рамках 16 бит. Одним из самых первых приемов был преэмфазис.
Это сейчас аналоговое шипение ленты погружает меломана в лирическое настроение, а когда-то оно порядком действовало на нервы. Компакт-диски щеголяли немыслимыми спецификациями отношения сигнал/шум, но хотелось сделать его еще более впечатляющим. В связи с этим на некоторых CD первой половины 80-х применяли нечто вроде RIAA-эквализации, только уже для цифровых записей. Внешне и на слух эмфазис представлял собой аппаратный подъем частот свыше 1 кГц. В служебных данных такого компакт-диска этот момент отмечался специальным флагом. При поступлении такой метки на SPDIF-приемник CD-проигрывателя включалась специальная цепь, которая производила уже деэмфазис, и высокие частоты приводились в исходное, нормальное состояние.
Вот что происходит с ВЧ-характеристикой сигнала диска с преэмфазисом, если к нему не применить обратную процедуру — деэмфазис.
На первых плеерах цепи деэмфазиса были аналоговыми, затем они стали цифровыми. Позже, с развитием дельта-сигма-преобразователей, передискретизации и апсемплинга, эта технология была вытеснена другими фокусами, но диски никуда из коллекции не делись.
Среди части меломанов бытует мнение, что ранние CD-издания с преэмфазисом не только предпочтительнее ремастеров XXI века, но и в ряде случаев являются лучшими официальными релизами, когда-либо отлитыми в цифровом формате. Мнение небезосновательное, надо сказать. Во-первых, если речь шла, скажем, о переиздании в 1983 году альбома выпуска 1974-го, это значило, что мастер-лентам было всего 9 лет, а не 39, как сейчас. Во-вторых, в правилах тех лет на компакт-дисках не было принято компрессировать динамику сигнала, в отличие от нынешних правил, от которых даже не спасает 24-битовое разрешение High Definition. В-третьих, к дискам с преэмфазисом относится легендарная «тошибовская» серия Black Triangle. Причем надо понимать, что там издавалась не аудиофильская, никому не ведомая тоска каталогов Naim или Linn Records, а вполне себе популярные тайтлы вроде The Beatles, Пола Маккартни, Pink Floyd, Queen и так далее. В результате цена на некоторые позиции Black Triangle на интернет-аукционах исчисляется тысячами долларов. И это за круглый пластмассовый компакт-диск!
Все это прекрасно, скажет читатель, а где же интрига и в связи с чем в 2013 году мы вдруг решили поговорить о CD с преэмфазисом? Дело в том, что в современных цифровых источниках мы не сможем раскрыть потенциал таких, безусловно, ценных изданий без предварительных манипуляций. Ведь ЦАПы реагируют на служебный флаг преэмфазиса только с оптического привода. Такие диски можно скопировать; в полученном cue-файле, по которому ориентируется программа прожига болванки, так и будет стоять пометка FLAGS PRE перед индексом первого трека. И полученный CD-R будет полноценным Audio-CD с преэмфазисом. Но вот, например, по USB пометки FLAGS PRE передаваться уже не будут, и внешний ЦАП никак на них не отреагирует. Собственно, даже если нарезать сборник из разных альбомов на болванку, FLAGS PRE будет утерян. Да что там говорить, в современном ЦАПе может попросту не оказаться соответствующей цепи деэмфазиса. Таким образом, вместо легендарного Black Triangle мы получим противный звук с задранными верхними частотами и только. Что делать? iTunes умеет обходить эту проблему и выполнять деэмфазис, но, говорят, делает это из рук вон плохо. Да и саму программу вряд ли стоит считать пригодной для качественного воспроизведения аудио. Но есть и другие варианты. Для начала вы должны быть твердо уверены, что перед вами диск с преэмфазисом. Это слышно и на слух, это покажут риппинг-программы EAC и dBpoweramp, да и каталожные номера вам в помощь. Далее сграбливаем диск, как обычно, на жесткий диск. Полученный wav-файл опытные люди, знакомые с командной строкой, могут обработать в утилите SoX (она считается самой аккуратной) и получить второй wav, уже с оптимизированными высокими частотами. Сама команда будет выглядеть так:
sox имя вашего трека.wav имя вашего трека − deemph.wav deemph
Дальше перекидывайте результат во FLAC, архивируйте и спокойно наслаждайтесь звуком — увидите, насколько большой там получился динамический диапазон! Тем, кто предпочитает программные оболочки, можно посоветовать программы WaveEmph или использовать возможности прославленного Foobar2000. В последнем имеется возможность в меню менеджера DSP подключить плагин под названием Convolver. Если у вас Foobar является основной аудиопрограммой для прослушивания, то просто активируйте его на период воспроизведения, не забыв отключить на других альбомах. А можно раз и навсегда с помощью Convolver пересохранить оригинал с преэмфазисом в «нормальные» треки. Правильных вам высоких частот!
Динамическая обработка звука
Динамическая обработка представляет собой процесс изменения динамического диапазона сигнала – разницы между самым громким и самым тихим участком аудиосигнала.
Динамическая обработка в современном продакшене является неотъемлемой частью процесса сведения. Если проанализировать популярные композиции в танцевальной стилистике, то можно отметить, что они звучат очень «громко» (правильнее сказать плотно). Такой эффект «громкого» звука – это следствие сужения динамического диапазона сигнала и последующее повышение уровня сигнала (увеличение среднеквадратического значение уровня сигнала – RMS).
RMS (root mean square) – среднеквадратическое(средневзвешенное) значение.
RMS современных треков достигает уровня в -3 дБ. Это, на мой взгляд, чересчур, но сейчас не об этом.
Динамическая обработка в большей степени применяется для упрощения процесса изменения громкости различных участков сигнала. Такую обработку также можно выполнить, используя автоматизацию громкости. Однако в некоторых случаях это занимает слишком много времени. Поэтому не является целесообразным.
Все процессоры динамической обработки, в той или иной мере, применяются для изменения уровня сигнала на определённых участках аудиосигнала.
Основными устройствами динамической обработки звука являются:
Рассмотрим подробнее каждый прибор.
Компрессор
Это самый часто используемый прибор динамической обработки. Он предназначен в основном для сужения динамического диапазона сигнала. Однако его применение этим не ограничивается. Часто компрессор применяется для выделения атаки сигнала, сайдчейн компрессии, склеивания инструментов в группах, а также для создания необычных эффектов.
Классический компрессор имеет следующие параметры:
Threshold – порог срабатывания (дБ). Если обрабатываемый сигнал превысит этот порог, то компрессор включится, и будет обрабатывать сигнал в соответствии с настройками.
Attack – время срабатывания (мс). Указывает компрессору как быстро после превышения порога срабатывания необходимо сжать сигнал. Это время от момента превышения порога срабатывания до момента максимальной компрессии («плавность начала компрессии» если так можно выразится). Можно провести аналогию атаки огибающей и атаки компрессора.
Release – время восстановления (мс). Указывает компрессору, как быстро необходимо перейти в режим ожидания (выключится). Этот параметр отображает плавность выключения компрессора (по аналогии с параметром восстановления огибающей).
Make Up (Gain) – компенсация громкости на выходе компрессора (дБ).
После компрессии уровень сигнала снижается (в вышеприведённом примере на 2 дБ) в соответствии с настройками компрессора. Параметр Make Up позволяет скомпенсировать потерянную громкость.
Нужно отметить, что компрессор сжимает сигнал превышающий порог срабатывания (уменьшая его), при этом самые тихие участки (не превышающие порог) остаются без изменений. После компенсации громкости максимальный уровень возвращается на своё прежнее значение, при этом повышается уровень и на всех остальных участках сигнала (тихие участки становятся громче). Такая процедура сужает динамический диапазон сигнала. Это позволяет сделать аудиосигнал более читаемым в миксе.
Компрессоры различаются по алгоритму работы и функциональности. Также существуют многополосные компрессоры, позволяющие отдельно компрессировать различные частотные диапазоны (полосы) сигнала. В таких компрессорах для частотного разделения сигнала используется кроссовер.
Многополосный компрессор iZotope Ozone 7 Dynamics
Для большего понимания предлагаю посмотреть видео «Что такое компрессия звука?».
О том, как настаивать и использовать компрессор читайте в статьях:
Транзиент шейпер
Этот прибор представляет собой урезанную версию компрессора, предназначенную для работы с временными параметрами сигнала (Attack и Release). Классический транзиент шейпер позволяет увеличивать уровень атаки и восстановления сигнала в соответствии с выбранной кривой.
Ярким представителем этого класса устройств является плагин Transient Shaper 2 от компании Schaack Audio Technologies.
Transient Shaper 2
Чаще всего транзиент шейпер используется для усиления атаки.
Лимитер и максимайзер
Лимитер представляет собой компрессор со степенью компрессии ∞:1. Задачей лимитера является ограничение сигнала превышающего установленный порог. Этот прибор имеет те же параметры, что и компрессор (Threshold, Attack, Release и Gain).
Максимайзер – это лимитер с автоматической компенсацией громкости. Это устройство позволяет повысить уровень сигнала на мастере, при этом избегая клиппирования.
Это прибор, который позволяет избавиться от различных шумов. Гейт (gate – с англ. ворота) пропускает сигнал, который превышает порог Threshold и не пропускает сигнал ниже этого порога.
Гейт часто используется при обработке вокала или других инструментов записанных вживую.
Основными параметрами гейта, являются:
Threshold – порог ограничения (дБ). Если сигнал опускается ниже этого порога, то гейт не пропускает этот сигнал (сигнал подавляется). Все что выше порога остаётся без изменений.
Ratio – коэффициент подавления (относительная величина). Показывает насколько сильно сигнал будет подавлен.
Attack – время срабатывания гейт (мс). Насколько быстро (плавно) будет подавлен сигнал.
Release – время восстановления (мс). Насколько быстро (плавно) будет восстановлен сигнал или как скоро полностью выключится гейт после того, как уровень сигнала превысит порог ограничения.
Одним из лучших гейтов на сегодняшний день является FabFilter Pro-G.
Экспандер
Это прибор, выполняющий противоположные компрессору функции. Он позволяет увеличить динамический диапазон сигнала (разницу между самым громким и самым тихим участком).
Существует два вида экспандеров – понижающий и повышающий.
Первый понижает уровень сигнала ниже установленного порога, а второй повышает уровень сигнала выше заданного порога.
Основные параметры понижающего экспандера:
Threshold – порог срабатывания (дБ). Если уровень сигнала будет ниже порога срабатывания, то экспандер включится и ослабит сигнал, не превышающий этот порог в соответствии с настройками.
Ratio – коэффициент ослабления (относительная величина). Показывает, во сколько раз ослабится сигнал, не превышающий порог срабатывания.
Attack и Release – время атаки и время восстановления (мс) (аналогично компрессору).
Основные параметры повышающего экспандера:
Threshold – порог срабатывания (дБ). Если уровень сигнала будет выше порога срабатывания, то экспандер включится и усилит сигнал, превышающий этот порог в соответствии с настройками.
Ratio – коэффициент ослабления (относительная величина). Показывает, во сколько раз усилится сигнал, превышающий порог срабатывания.
Attack и Release – время атаки и время восстановления (мс)(аналогично компрессору).
В качестве повышающего экспандера может быть использован компрессор Waves С1 comp с коэффициентом компрессии от 0,5:1 до 0,99:1.
Деэссер и депоппер
Деэссер – это прибор, который позволяет автоматически устранять шипящие звуки в вокальных партиях в соответствии с настройками.
Для того, чтобы не исправлять шипящие в вокальной партии с помощью автоматизации часто прибегают к помощи деэссера. Однако необходимо отметить, что автоматизация всё же является более приемлемым вариантом (хоть и занимает больше времени).
Депоппер – это прибор, который призван подавлять бубнящие звуки в вокале.
По сути деэссер и депоппер работают по одному и тому же принципу.
Одним из самых популярных деэссеров является FabFilter Pro-DS.
Ещё одним вариантом устранения огрехов вокалиста (шипящие и бубнящие) является использование динамической эквализации.
О том, что это такое читайте в статье «Что такое динамическая эквализация?».
Как я уже говорил, все приборы динамической обработки призваны автоматизировать и ускорить процесс обработки сигнала (выравнивание динамики, выделение атаки, устранение шумов и т.п.).
При сведении композиции динамическая обработка является необходимым этапом, даже если она выполнена без использования вышеописанных устройств.
Elevate использует алгоритмы искусственного интеллекта, чтобы облегчить работу с аудио-сигналом. Адаптивная технология уменьшает звуковые артефакты, а дополнительные элементы управления обеспечат максимальную гибкость с профессиональными результатами.
-
• Анализирует и изменяет усиление, скорость и переходные процессы каждой полосы фильтра в реальном времени.
• Включает предустановки от: APS Mastering, Мэтта Ланге, Джереми Лубси, Эрика Бима, ROCAsound, Криса Таброна и Джона МакКейга.
• Сохраняет или подчеркивает быстрые переходные процессы, чтобы избежать раздавливания вашего микса.
• Управляет переходными процессами в критических диапазонах, чтобы сохранить атаки ударных, малых барабанов и тарелок, не затрагивая весь микс.
• Соло выход одной полосы (или нескольких полос), чтобы отточить проблемные частоты, настроить переходные процессы или изменить усиление.
• Используйте функцию Auto Output Level, чтобы сравнить ограниченный сигнал с неограниченным сигналами с таким же коэффициентом усиления, что позволит вам легко услышать, какое влияние обработка оказывает на ваш звук.
• Используйте Spectral Clipper для овердрайва конечного выхода, не влияя на тональный баланс и не позволяя сигналу становиться «тупым». Идеально подходит для более агрессивного звука.
- Графический эквалайзер, использующий фильтры, моделируемые на человеческом ухе. Слуховые фильтры EQuivocate и функция Match EQ идеально подходят для микширования и мастеринга, что делает его невероятно мощным, простым в использовании и естественным звучанием. Каждая из 26 критических полос щекочет разные части вашего внутреннего уха, делая любую комбинацию настроек максимально естественной. Сочетание этого с линейно-фазовым фильтром, уменьшающим пре-эхо, делает EQuivocate эквалайзером с слышимой разницей. Включает параметрический эквалайзер, компрессор, гейт, мягкую насыщенность, эмуляцию трансформатора, микротональный сдвиг и стереозадержки.
- Основанный на разделе Transient Emphasis отмеченного наградами Elevate Mastering Limiter, Punctuate представляет собой многополосный модулятор переходных процессов, основанный на критических полосах в человеческом ухе. Интеллектуальные алгоритмы Punctuate позволяют вам управлять переходным акцентом или подавлением всех 26 критических полос с помощью всего 4 элементов управления. Это создает невероятно мощный, но очень простой в использовании модулятор переходных процессов.
NOTE
* No iLok driver installation needed.
* It launches faster and more RAM friendly than original.
Elevate Bundle 1.5 (включающий модули Elevate, EQuivocate, Punctuate и Saturate AAX/AU/VST для Mac OS X 10.7+ и Windows 7+) доступен для покупки на сайте Eventide и у авторизованных дилеров по промо-цене $139.00 USD до 5 сентября 2018 года (с последующим повышением до обычной цены $199.00 USD). Владельцы EQuivocate могут перейти на повышение Bundle 1.5 за $ 99.00 USD до 5 сентября 2018 года (рост после этого до обычной цены $149.00 USD).
Читайте также: