Трансфокаторный наезд как сделать
Движение — одна из важнейших составляющих человеческого существования. Любые его формы вызывают ту или иную ответную реакцию, поэтому движение необходимо рассматривать только в связи со смысловым содержанием. Особенно остро встает этот
вопрос, когда мы говорим о динамике пространственно-временных искусств — о театре, кинематографе, телевидении.
Ничто не действует на эмоции зрителя с такой силой, как неожиданность, а статичный план, включенный в динамический показ, — это шок, диссонанс.
Статика на телевизионном экране воспринимается не так остро, как в кино, ибо телевизионное время часто совпадает с реаль-
Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ
§ 6. Монтаж на движение
ным. В кино время — это увеличенное мгновение, а любое увеличение, как и концентрация, изменяет течение времени, стремится к монументальности. Если мгновение растягивается, то применяют стоп-кадры, рапидные съемки, если, наоборот, уплотняется, то короткие планы, резкие монтажные переходы, соединение разновременных и разнопространственных планов в единое целое.
Телевидение с первых дней существования делало ставку на свою специфику, уходя от видимой динамики. Так родилось новое направление — телевизионный театр, где статика явилась основной формой мизансценирования, а движение переместилось внутрь кадрового пространства, представляя собой укрупненный миг психологического состояния человеческой души. Однако сегодня на телевизионном экране, заполненном видеоклипами и рекламными роликами, музыкальными шоу-программами и политическими дебатами, динамика стала одной из ведущих форм современного показа, а статика — одним из элементов телепоказа.
За последние годы сформировался целый ряд правил сопряжения статики и динамики. Остановимся на них более подробно.
Анимация движения камеры вперед и назад осуществляется либо посредством отъезда-наезда камеры, либо зуммированием. При отъезде-наезде камера движется вдоль локальной оси Z или вдоль оси Z объекта. А при зуммировании камера остается неподвижной, а меняется фокусное расстояние кмеры, так что мы можем получить более крупный или более общий план. У меня есть две камеры, которые в настоящее время точно накладываются одна на другую. И таким образом мы получим наглядную демонстрацию разницы между отъездом-наездом и зумом.
Наезд или отъезд камеры может заставить нас почувствовать, что мы находимся внутри пространства сцены, потому что мы действительно движемся через сцену. И при этом будут происходить изменения заднего плана сцены относительно переднего плана. При зуммировании передний план и фон не меняются по отношению друг к другу и это скорее своего рода 2D-эффект. Зум является более искусственным инструментом, так как человеческий глаз не умеет зуммировать. У нас просто есть фиксированное фокусное расстояние для глаз. Поэтому отъезд и наезд камеры для нас более естественен. Но зум может быть очень эффективным кинематографически, потому что это дает иллюзию приближения объекта к камере при зуммировании.
Давайте сделаем разные анимации. У меня имеются две камеры: Dolly camera и Zoom camera, и я хочу выбрать dolly camera. View / Select Camera. Я хочу анимировать в режиме Local или Object по оси Z. Дважды кликнем по инструменту Move и выберем пространство Object. Я мог бы привязать камеру к локатору, как мы видели в предыдущем уроке, но в данном случае я хочу просто анимировать камеру по осям X и Z. Итак, в первом кадре на временной шкале мы выберем Translate X и Translate Z и перейдем в Channels / Key Selected.
И поскольку я активировал Auto Key, то с настоящего времени если я внесу изменения в каналы Translate X или Translate Z для этого объекта, то будет создан ключевой кадр или обновлен уже существующий. Я перейду к сорок восьмому кадру. И с помощью инструмента Move просто переместим камеру вперед по оси Z, пока мы не получим Эмму крупным планом. Отпустим мышку и тут же у нас образуются два ключевых кадра для Translate X и Translate Z. Перемотаем вперед и посмотрим, что получилось. Обратите внимание на разницу между передним и задним планом здесь.
Вы можете увидеть, что светильник позади головы Эммы меняет своё положение относительно её лица. Теперь давайте сделаем зум. Я выберу zoom camera. Выберем view / select camera. И здесь мы установим ключевой кадр для фокусного расстояния. И помните, что зум позволяет работать как в режиме широкоугольного объектива, так и длиннофокусного объектива. В первом кадре мне нужно выбрать Focal Length (фокусное расстояние), перейти Channels / Key Selected. Затем я выберу на таймлайне кадр сорок восемь, я могу установить Фокусное расстояние различными способами, но, вероятно, лучший способ - делать это в интерактивном режиме.
Для этого нужно выделить название атрибута focal length, кликаем на среднюю кнопку мышки и ведём её из стороны в сторону, до тех пор, пока изображение не увеличится до размеров, соответствующих картинке в другом окне проекции. Мы отпускаем кнопку мышки, и поскольку auto key все еще активирован, и получаем новый ключ для фокусного расстояния. И как мы можем видеть, существуют отличия в композиции. Обратите внимание, как расположена лампа по отношению к голове Эммы. Итак, перемотаем на начало и нажмем воспроизведение, мы видим некоторые отличия.
Еще раз, наезд камеры кажется более естественным, потому что мы на самом деле приближаемся к объекту. И поскольку мы становимся ближе, то у нас получается преувеличенная перспектива, возникает больше глубины, её лицо становится круглее. При таком ракурсе получаются большие перспективные искажения. С зумом мы не меняем перспективу, мы просто обрезаем таким образом, чтобы получилась меньшая площадь кадра. Существует еще один момент, на который вы могли обратить внимание, а именно, при зуме камера не движется с постоянной или линейной скоростью. При наезде камера ведет себя более естественно. Да, здесь присутствуют ускорение и замедление, но все же она движется с более-менее постоянной линейной скоростью, в то время как при зуме чувствуется, как мы приближаемся, это своего рода показатель зума.
Поэтому для того, чтобы добраться туда, где мы хотим быть, требуется больше времени, особенно ближе к концу. Это кажется очень быстро в начале и медленно в конце. Так что зум - это не совсем линейная зависимость. Даже если фокусное расстояние анимируется с более или менее линейной скоростью, это не соответствует линейному ощущению в пространстве экрана. Что нам нужно сделать, это пойти и изменить кривую изменения фокусного расстояния в Graph Editor. Для этого выберем Zoom Camera, перейдем в верхнее меню Window / Animation Editors / Graph Editor, и здесь мы видим кривую изменения фокусного расстояния.
Нажмите клавишу F, чтобы уместить кривую на весь экран. Как мы помним, камера движется слишком быстро в начале и медленно в конце. Мы снова будем использовать тангенты. Выберем кривую, перейдем в меню Curves / Weighted Tangents, и затем нажмем free the tangent weight. Теперь мы можем поиграть с ними. Если мы хотим двигаться быстрее в конце, то попробуем сделать это. Посмотрим, что произойдет. И теперь мы получили что-то вроде параболической кривой.
Перемотаем на начало и проиграем анимацию. Итак, мы видим, что стало лучше. Единственная проблема заключается в том, что это движение как-то внезапно заканчивается. Но мы можем вернуться в Graph Editor, и попробовать изменить это. Мы просто придадим небольшое замедление здесь в конце. Нам нужно увеличить длину этого тангента. Поэтому мы его выделим и, удерживая нажатой кнопку Shift, перетащим. И у нас получается что-то вроде параболической кривой, но кроме этого здесь в конце имеется такое колено, которое замедляет движение камеры. Перемотка назад, воспроизведение. Отлично.
Итак, теперь у нас есть очень наглядная демонстрация разницы между наездом камеры и зумом. И повторюсь, наезд камеры воспринимается нами как более естественное движение.
Вспомните, как на вокзале вы провожаете взглядом удаляющийся последний вагон поезда. Если вы проводили любимую девушку, то возникает щемящее чувство утраты. Но если вам не приходилось провожать ненавистную тещу, то поверьте знающим: по мере удаления последнего вагона к провожающему приходит несравненное облегчение и кажется, что пространство расширилось перед вами.
Во время просмотра зритель обязательно наполняется подобными эмоциями в связи с конкретным содержанием, если видит движение объекта, удаляющегося от аппарата. Но это далеко не единственные варианты использования движения на камеру и от нее.
Когда объект приближается к камере, он всегда выполняет чью-то волю. Это может быть как собственное желание героя, так и выполнение приказа. Но такое движение в кадре — всегда результат развития действия, сюжетное событие. На экране фон неподвижен, а перемещается только объект.
Когда аппарат наезжает, придвигается к объекту, то на экране возникает движение, которое вызывает ощущение приближения к предмету интереса. Это прием так и называется — наезд.
На экране происходит сужение поля зрения с одновременным укрупнением объекта без искажения перспективы пространства. Обратное впечатление у зрителей появится, если применить отъезд камеры.
Конечно, трансфокатор на камере — результат технического прогресса, облегчающий съемку: не требуется смена объективов. Но профессионал не может быть ленивым. Он обязан выбирать тот прием, который соответствует требованиям драматургии и содержания независимо от вида экранного творчества: игровое кино, документалистика, телепередача или реклама.
Движение героя на камеру может выражать его уверенность в себе, угрозу, проявление интереса к мелкому объекту и т. д.(рис. J8).
На рисунке показаны несколько фаз подхода к аппарату с выходом на крупный план. Иногда, когда движение угрожающего объекта осуществляется быстро, энергично и применяется короткофокусный объектив, такое движение может вызвать у зрителя даже инстинктивное желание отодвинуться от экрана, как от реальной угрозы ему самому.
Сплошь и рядом в американских боевиках применяется этот прием в том виде, как он показан на рисунке.
Как весьма эффектный прием используется движение на камеру автомобиля или поезда с последующим проездом над камерой. А короткофокусный объектив способен при такой съемке придать движению на экране повышенную динамику.
Видимо, этот прием не устаревает, если его применяют в экранных произведениях уже сто лет.
Идет на телевидении беседа между журналистом и звездой экрана. И если режиссер хочет подчеркнуть задушевность и искренность
разговора, его откровенность, то непременно использует медленный наезд камеры. Он создаст на экране ощущение сужения пространства, впечатление, что слова, произнесенные рассказчиком, предназначены только собеседнику, а зрители оказались невольными наблюдателями и слушателями, как бы присутствуют при разговоре, но не участвуют в нем активно из-за
Наезд всегда представляет собой акцент, резкий или мягкий, но акцент. Представьте себе, что мы снимаем большую толпу с гигантского операторского крана. Сначала у нас в кадре тысяча людей. Но кран опускает камеру и приближает ее всего лишь к одному лицу, которое нас интересует, к лицу героя. И наезд по пути от дальнего плана до крупного очень многое расскажет зрителям и окажется ярким акцентом в повествовании.
После террористического акта в городе на площади собралась толпа негодующих. Люди кричат, размахивают руками, не замечая, что преступник стоит рядом с ними. Сделайте резкий трансфокаторный наезд на его лицо до крупного плана от дальнего плана толпы, и вы выделите его из толпы этим приемом, продемонстрируете наглость убийцы, его безнаказанность и самодовольство.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Склейка Дэймона
Буллет-тайм
Цейтраферная съемка
Транк-шот
Эрроу-кам
Читайте также: