Так почему тебе захотелось стать фермером stardew valley
Ровно пять лет назад, 26 февраля 2016 года, вышла игра Stardew Valley, целиком сделанная одним разработчиком Эриком Бароне на свои деньги и в свободное время. Даже он сам не ожидал, насколько популярным окажется проект и как сильно он будет влиять на жизни людей. В интернете можно найти много текстов о том, как Stardew Valley помогала людям бороться с депрессией или другими психическими расстройствами, успокаивала их, давала заряд дофамина и т.д.
Арт @BabaKinkin
Мы решили, что пятилетний юбилей — идеальный повод узнать, в чём секрет такого терапевтического эффекта этого симулятора фермера, и обратились за комментарием к магистру психологии, сотруднику Московского центра исследований видеоигр и главреду проекта «Игрология» Ольге Морозовой. Она не только профессионально изучает влияние видеоигр на людей, но и сама наиграла в Stardew Valley более 60 часов, так что дала нам не просто комментарий, а целый текст про психологию этой игры.
В психологии есть одна влиятельная теория под названием «теория самодетерминации». Её вторы, Эдвард Деси и Ричард Райан из Рочестерского университета, утверждают, что у людей есть три базовые психологические потребности: в автономии, компетентности и отношениях.
Потребность в автономии означает потребность чувствовать себя у руля своей жизни: что ты сам принимаешь решения и реализуешь свою волю.
Потребность в компетентности означает потребность чувствовать себя эффективным в решении задач: что ты ставишь цель и достигаешь её.
Наконец, потребность в отношениях означает потребность быть связанным с другими людьми, вступать в отношения друг с другом, чувствовать привязанность и принадлежность.
Люди постоянно ищут удовлетворение трёх потребностей в повседневной жизни, и от успешности поиска зависит их благополучие. Причём по мнению Ричарда Райна и его коллег, именно этот поиск приводит людей к видеоиграм. Чем успешнее игра удовлетворяет одну, две или три базовые потребности человека, тем больше она нравится, тем сильнее погружает в себя, тем лучше человек себя чувствует после сеанса игры — у него повышается настроение, улучшается самочувствие, даже растет самооценка. Это ученые продемонстрировали в экспериментах на играх из линейки Legend of Zelda и Mario.
Скрин Stardew Valley, ConcernedApe
Так вот с психологической точки зрения успех Stardew Valley проще всего объяснить потрясающей способностью этой игры дарить человеку чувство компетентности. Игра с ходу погружает игрока в простую рутину с понятной целью, где каждое действие имеет очевидную ценность и влечёт за собой немедленное или очень скорое вознаграждение. Фермерство интуитивно понятно каждому; ты получаешь деньги и другие ресурсы, которые открывают новые возможности для получения ещё больших денег и ресурсов. В этой бесконечно повторяющейся петле вклада и заработка каждое посаженное растение, каждый поставленный улей — это сладкий, дерзкий захват территории. Дофаминовые колольчики не перестают звенеть «дзынь-дзынь-дзынь». Прогресс очень нагляден: цветочные поля, теплицы и яблочные сады вытесняют пустыри и буераки, и игра постоянно мотивирует обходить и оглядывать свои владения: огромное хозяйство совершенно бесполезно без твоего участия, постоянно требует внимания и ухода. Всё это дарит тебе непревзойденное чувство нужности и эффективности: ты чувствуешь себя королем, ты чувствуешь себя компетентным.
Скрин Stardew Valley, ConcernedApe
Большую роль в этом играет и «адаптивная сложность». В Stardew Valley вполне можно играть медленно, как в казуальную игру. Тогда игровой процесс может даже напоминать «кликер», настолько простыми и повторяющимися становятся действия. Однако в игре достаточно механик, чтобы хардкорная аудитория могла найти для себя серьёзные вызовы — чтобы растить ферму быстро, нужно немало думать, эффективно сражаться, хорошо знать карту. Иными словами, Stardew Valley умудряется не перетруждать казуальную аудиторию, не вызывая при этом скуку у более опытных игроков — и это большое достижение.
Арт персонажей Stardew Valley авторства fridaydevils
Большинство игроков в Stardew Valley уверенно скажут, что игра подарила им много радости. Хотя люди вообще часто обманывают себя, тут в это охотнее верится. Научные исследования стабильно связывают умеренный опыт игры с положительными эмоциями, эмоциональной стабильностью, снятием стресса. Например, в свежем исследовании Animal Crossing (отдалённо похожей игры) было показано, что чем больше часов люди проводили за этой игрой, тем лучше себя чувствовали. В других работах это было продемонстрировано с использованием психофизиологической аппаратуры: игра в казуальные видеоигры меняет частоту сердцебиения и электрическую активность мозга так, что это свидетельствует о расслаблении и снижении стресса. На этом основании учёные уже эффективно используют коммерческие игры в лечении депрессии и даже создают свои особые видеоигры под эту цель.
И тут, конечно, стоит упомянуть сеттинг Stardew Valley. Хотя удовлетворение потребностей — основной источник положительных эмоций игрока, удачный сеттинг выводит удовольствие на новый уровень. «Возвращение к природе» — один из самых сильных и популярных сценариев в современной культуре. Этот сценарий использовали бесчисленные фильмы, книги и телешоу. И его привлекательность вполне очевидна: эволюционно человеческая психика формировалась под условия, которые мы сейчас наблюдаем в деревне, а не в крупных городах (где живёт подавляющее большинство игроков Stardew Valley). С точки зрения ориентировки в пространстве группового поведения, мы комфортнее чувствуем себя в маленьких общинах с тесными связями. Городская жизнь для многих чересчур стимулирующая: по статистике городские жители на 21% вероятнее деревенских жителей имеют тревожные расстройства, и на 39% вероятнее — аффективные расстройства (расстройства настроения). Они также чаще страдают от посттравматического стрессового расстройства и трудностей со сном. Пагубное воздействие на организм оказывают загрязнение воздуха и шум. Совсем неудивительно, что игроки легко сопереживают герою, бегущему от удушья каменных джунглей.
Скрин Stardew Valley, ConcernedApe
При этом мы знаем, что виртуальная природа способна вызывать у нас чувства, аналогичные реальным. Известно, например, что после просмотра фото с лесами и водоёмами люди начинают временно превозносить важность общения, помощи людям, единства (просоциальные ориентиры) и легче расстаются с деньгами, а после просмотра городских пейзажей актуализируются идеи заработка и престижа (эгоистические ориентиры) и люди оставляют деньги себе.
Скрин Stardew Valley, ConcernedApe
Но это не значит, что Stardew Valley всем прекрасна и совершенно безвредна. В разговоре об этой игре многие наверняка упомянут «поток» — переживание счастья от напряжённой, вовлечённой активности. Игровой процесс Stardew Valley с его простыми действиями, чёткой обратной связью, цикличностью действительно способен эффективно вводить людей в «поток». Однако у этого состояния есть брат-близнец — обычный транс. В обоих случаях человек полностью сосредоточен на игре, он забывает о течении времени, о физических нуждах (голоде, туалете). Но разница в том, что, выйдя из «потока», человек чувствует себя отдохнувшим и вдохновлённым, а при выходе из транса — усталым и выжатым.
В идеальном мире, если игра не удовлетворяет потребности игрока, он её быстро бросает. К сожалению, в реальности это случается не всегда. Есть люди, подверженные «гринду», легко входящие в транс, независимо от отношения к игре, и теряющие контроль над собой. Игра для них вырождается в аналог жевания жвачки, давно потерявшей вкус. Это как раз мой случай — хотя я отдала Stardew Valley десятки часов, я не могу сказать, что игра мне понравилась и что она была «для меня». Почему? Что ж, на закате дня Stardew Valley — симулятор рутины, игра без очевидного конца, которая, если смотреть на происходящее под определённым углом, фактически делает тебя рабом своей фермы. Для многих людей, включая меня, обилие рутины в реальной жизни не располагает к рутине виртуальной; череда одинаковых дней, погоня за тем, чтобы всё успеть до заката, время, утекающее сквозь пальцы в бездушном накоплении ресурсов, — как бы в реальности в депрессию не упасть, а тут ещё играть в это? Однако силу транса нельзя недооценивать.
Скрин Stardew Valley, ConcernedApe
Ещё одна проблема — отсутствие в структуре Stardew Valley очевидных «запятых и точек» (например, деление на сюжетные главы, миссии или матчи). Это делает игру особенно опасной для людей со сниженным когнитивным контролем (ослабленной волей, низкой способностью подавлять импульсы, склонностью к немедленным вознаграждениям). Таким людям всегда сложно заканчивать игровые сессии, но особенно, если игра совершенно «ровная», совсем с этим не помогает. Самое очевидное следствие этого — проблемы со сном. На это жаловались многие знакомые мне люди, даже искренне влюблённые в Stardew Valley. И да, к сожалению, нарушения сна и низкое качество сна — согласно исследованиям, возможно, самое распространенное негативное влияние гейминга.
Stardew Valley — это редкая волшебная игра, которая влияет на жизнь любого, кто к ней прикоснется. Как описала Ольга Морозова, симулятор фермера просто давит на главные психологические потребности и даже удовлетворяет их. Так что, если вы ещё не играли в Stardew Valley и сейчас попали в нелёгкие времена, то смело скачивайте её, она вам поможет. А если вы знакомы с Stardew Valley, то теперь точно понимаете, почему её так страшно любить.
«Хотел бы я, чтобы меня боялись или любили? И то, и то. Я хочу, чтобы люди боялись того, насколько сильно они меня любят», — Майкл Скотт, из сериала «Офис», NBC
Подарки
Лея может получить не более двух подарков в течение недели (и ещё один, если у неё день рождения), которые могут улучшить или ухудшить отношения с ней.
Если подарок нейтральный, Лея скажет
Если вручить подарок, который Лея не любит или ненавидит, то скажет
Любит
Нравится
- Все универсальные хорошие подарки(кроме:
- собираемых минералов, кроме земляного кристалла;
- драгоценных камней, кроме алмаза и радужного осколка; , печенья, хашбраун, мороженого, блинов, розового торта, пиццы, рисового пудинга, «Бургера для выживания» и тортильи)
Равнодушна
Не любит
- Все универсальные плохие подарки(кроме плавника, лука-батуна и яйца пустоты)
- Все собираемые минералы(кроме земляного кристалла)
- Все драгоценные камни(кроме алмаза и радужного осколка)
Ненавидит
Фильмы и закуски
Маленький храбрый росток
Чудеса природы: изучая наш живой мир
Чудо на ранчо Колдстар
Экспресс до города Зузу
Путешествие Короля Прерий: фильм
Содержание
Домик Леи находится западнее города и южнее вашей фермы. Она одна из 12 персонажей, доступных для заключения брака.
Она проводит каждое утро дома, вырезая деревянные скульптуры. Её домик открыт для посещения с 10:00, но чтобы туда попасть, игрок должен заработать два сердечка дружбы.
Фермерство
Фермерство - это первый навык вашего персонажа, который развивается благодаря посеву, выращиванию (поливу) и сбору урожая на вашей ферме, а также при уходе за животными. Посмотреть уровень его развития (как и остальных навыков) можно в меню персонажа, во вкладке навыков. Каждый раз, когда вы достигаете определенного уровня вы получаете новые рецепты или бонусы. Каждый уровень фермерства дает +1 к навыку обращения с мотыгой и лейкой.
Несколько советов, помогающих быстрее развивать навык:
- Чтобы посеять семена, надо сначала вскопать грядку мотыгой. Удобрения надо смешать с возделанной почвой перед посевом семян. Чтобы растения росли, их надо ежедневно поливать; в дождливые дни они не требуют полива.
- Если один день не полить растение, оно не погибнет, но и не вырастет, так что время его созревания увеличится на день.
- Собирая урожай, вы можете встать в центре участка 3x3 клетки созревших культур, зажать правую кнопку мыши и провести по всем соседним культурам, чтобы их быстрее собрать.
Цитаты
Если подарить ей букет
Работает в садике за домом
После рождения детей
Портреты
Задания
- Лея может иногда попросить случайный предмет, повесив объявление на доске у магазина Пьера. Награда за выполнение задания — троекратная базовая стоимость предмета и 150 очков дружбы.
Содержание
Распорядок дня
Лея просыпается в 10:00 каждое утро и начинает день с работы над своими скульптурами. Чтобы попасть в её домик, игроку необходимо заработать по крайней мере два сердечка дружбы. В 12:00 она часто выходит рисовать к пруду в лесу или идет в магазин Пьера за покупками, а летом — на пляж. В дождливые весенние дни в 17:30 она выходит в салун.
Обычный распорядок
Время Местонахождение 10:00 Просыпается и работает над скульптурой. 12:00 Выходит из домика и идет на запад к пруду. Стоит на восточном берегу и смотрит на воду. 16:00 Покидает пруд и уходит дальше в лес порисовать. 18:30 Возвращается к пруду. Стоит на западном берегу и смотрит на воду. 19:30 Возвращается к дому. 22:00 Слоняется вокруг дома. 00:00 Ложится спать. Время Местонахождение 12:00 В клинике Харви. Понедельник
Время Местонахождение 12:30 В магазине Пьера. Время Местонахождение 13:00 Неотрывно смотрит на реку около своего дома. 16:00 Стоит на пристани пруда в лесу Синдерсэп и рисует. 23:30 В салуне. Время Место 16:00 Стоит на пристани пруда в лесу Синдерсэп и рисует. 18:50 Стоит на западном берегу пруда в лесу Синдерсэп. Время Место 12:30 Неотрывно смотрит на реку около своего дома. Время Место 14:00 У себя дома. 18:30 В салуне. Время Место 15:00 У себя дома. 21:00 В салуне. 23:50 Выходит из салуна и идет домой. Воскресенье
Время Место 12:30 Неотрывно смотрит на реку около своего дома. 16:00 Стоит на пристани пруда в лесу Синдерсэп и рисует. 18:50 Стоит на западном берегу пруда в лесу Синдерсэп. Дождливый день
Обычный распорядок
Время Место 10:00 Просыпается и работает над скульптурой. 12:00 Выходит из дома и идет через город на пляж порисовать. 13:00 Приходит на пляж. 19:00 Уходит с пляжа и идет домой. 22:00 У себя дома. 00:00 Ложится спать. Понедельник
Время Место 10:00 У себя дома. 11:30 Приходит в магазин Пьера. 14:30 В магазине Пьера. 16:00 Уходит из магазина домой Вторник — четверг, воскресенье
Время Место 10:00 У себя дома. 14:00 На пляже. Дождливый день
Обычный распорядок
Её распорядок может меняться в зависимости от погоды, времени года или дня недели. Ниже перечислены её отклонения от графика в порядке приоритетности (например, распорядок дождливого дня перекрывает все, расположенные ниже в этом списке).
Дождливый день
Время Место 10:00 Просыпается и работает над скульптурой. 12:00 У себя дома. 14:00 Передвигается по своему дому. 16:00 Выходит из дома и идет через город в салун. 23:40 Выходит из салуна и идет домой. Время Место 9:00 Просыпается и работает над скульптурой. 10:30 Выходит из дома и идет в клинику Харви на ежегодный осмотр. 13:30 На осмотре в клинике. 16:00 Выходит из клиники и идет в салун. 23:40 Выходит из салуна и идет домой. Понедельник
Время Место 9:00 Просыпается и работает над скульптурой. 11:00 Выходит из домика и идет в магазин Пьера. 17:00 Возвращается из магазина домой. 22:00 У себя дома. 114:00 Ложится спать. Пятница — суббота
Понедельник
Так почему тебе захотелось стать фермером stardew valley
Timur GanievTimur, выгоднее всего весной - цв. капуста, летом - карамбола(продается в пустыне), осенью - сладкую ягоду(весной и летом продается у таинственной торговки) и тыква
Человек КроватьПрогресс дружбы
Два сердечка
Зайдите в домик Леи, когда она там.
- «С людьми то же самое».(Не влияет на очки дружбы.) Она улыбается.
- «Лично я предпочитаю вид грубого, неотёсанного дерева».(Не влияет на очки дружбы.) Она говорит, что не видит в этом ничего плохого.
- «(мерзким голосом) Ну что, целуемся?»(-100 очки дружбы.) Она накричит на вас и выставит на улицу.
Потом она продолжает: «Хотя, должна признать. Сложно прокормить себя одними художествами».
- «Почему бы тебе не устроить выставку своих работ в городе?»(Не влияет на очки дружбы.) Она скажет, что это интересная мысль, но если её скульптуры никому не понравятся, это её сломает.
- «Почему бы тебе не продавать свои работы через Интернет?»(Не влияет на очки дружбы.) Она скажет, что это дорого.
Она благодарит вас за визит, и сцена заканчивается.
Четыре сердечка
Зайдите в домик Леи, когда она там.
- «Нет, так было нужно».(Не влияет на очки дружбы.) Лея скажет: «Твоя правда. Я бы не смогла быть счастливой там».
- «Нет, и бывший твой партнёр - идиот».(Не влияет на очки дружбы.) Лея скажет: «Это было резковато, но. В общем, да. Приоритеты у нас были разные».
- «Нет, но лучше бы ты осталась в городе».(-20 очки дружбы.) Лея скажет: «Да? Ну, тогда я, может быть, и уеду!»
- «Да, немного».(-20 очки дружбы.) Лея скажет: «Пожалуй, это так. Я была эгоистичной. Но разве можно меня винить за то, что я хотела быть счастливой?»
- «Да, но заботиться о себе в первую очередь - естественно».(-20 очки дружбы.) Лея скажет: «Может, так и есть. Люди - эгоистичные существа. Я не знаю».
В зависимости от вашего ответа и поведения в предыдущем событии она либо поблагодарит вас за заботу, либо немного разозлится. Потом она скажет о том, что готовится к выставке или начала копить деньги на компьютер.
Шесть сердечек I
Лея придет к вам на ферму в солнечный день с 6:00 до 11:30.
Шесть сердечек II
Зайдите в лес Синдерсэп, когда Лея там, в любое время года, кроме зимы.
Восемь сердечек
Выставка
Если ранее вы предложили Лее устроить выставку, в 6:00-8:00 (в любое время года, кроме зимы) Лея зайдет на ферму и пригласит вас на выставку её работ. Зайдите в город Пеликан в 15:00-17:00 (не обязательно в тот же день).
И наконец, она благодарит своего особенного друга (вас) за то, что дали ей идею выставки и смелость довести дело до конца.
Жители города хвалят Лею и её работы:
- Льюис: «Я тобой горжусь, Лея! Такие мероприятия оживляют наш маленький городок!»
- Гас: «Отличные работы!»
- Деметриус: «Мне нравятся твои произведения, Лея! Моe любимое - «Пост-мерное Нуль-Пространство»».
- Робин: «Здорово поработала над деревом!»
- Пенни: «Спасибо тебе за это!»
Лея снова всех благодарит, а мэр Льюис начинает торги. Когда экран гаснет, с краю видно бывшего/бывшую Леи, Кел. Лея говорит, что вымоталась, но выставка удалась.
Интернет
Если вы предложили Лее продавать работы через интернет, зайдите в её домик, когда она там.
Десять сердечек
Зайдите в лес Синдерсэп в 11:00-16:00 в любое время года, кроме зимы.
Из кустов появляется бывшая/бывший Леи Кел (Кел будет женщиной или мужчиной в зависимости от пола игрока). Лея злится.
- Если вы предложили продавать работы через интернет, Кел скажет, что он/она и есть «мистер К.», скупающий все скульптуры Леи. Лея расстраивается и говорит, что думала, что это богач, которому просто нравятся её скульптуры. Кел говорит, что Лея наполовину права, намекая, что скульптуры ему/ей неинтересны. Кел просит Лею вернутся в город. Лея отказывается.
- Если вы предложили устроить выставку, Кел скажет, что приехал/приехала сюда из Зузу посмотреть на работы Леи и забрать её обратно в город. Кел хочет вернуть Лею и скучает. Лея отказывается.
В любом случае следует спор. Вы можете врезать Кел по лицу или попробовать поговорить с ним/ней спокойно. Если вы не ударите Кел, это сделает сама Лея. Если вы ударите Кел, Лея скажет: «Это было жестоко, (ваше имя)».
Экран гаснет, Лея предлагает найти местечко поукромнее и признаёт, что пикник прошёл не так, как планировалось.
Групповое событие с десятью сердечками
Зайдите в дом Хэйли и Эмили, чтобы запустить это событие. Событие запустится, только если игрок подарил букеты всем незамужним девушкам, достиг с каждой из них уровня дружбы в 10 сердец и видел событие на максимальном уровне дружбы с каждой, но ещё не вступил в брак.
Если у вас с собой нет кроличьей лапки, девушки обвинят вас в том, что вы их обманывали и встречались со всеми. Независимо от того, что вы скажете в своё оправдание, девушки решат на вас обидеться. Примерно неделю они будут на вас злиться и не будут принимать подарки. Где-то через неделю они вас простят и вернутся к обычным репликам и поведению.
Это событие можно увидеть только один раз за сохранение.
Четырнадцать сердечек
Выйдите из дома между 5:00 и 8:20 в солнечный день, но не зимой и не в воскресенье.
Часть 2: В следующий солнечный день (или в любой последующий солнечный день), войдите в лес между 11:30 и 2:00.
Лея попросит вас нарисовать портрет Марни с ней.
Лея спросит вас, в каком стиле она должна рисовать. "Эй, <Имя игрока>. Какой стиль выберешь? По мне, все хороши. "
- Классический кантри-портрет(Не влияет на очки дружбы.)
- Цветастый ретро поп-арт(Не влияет на очки дружбы.)
- Минималистичный модерн(Не влияет на очки дружбы.)
Лея показывает вам её картину, которая отличается, в зависимости от того, какой стиль вы выбрали. (Слева направо: "Классический кантри-портрет", "Цветастый ретро поп-арт", "Минималистичный модерн")
Вы тоже показываете свою картину.
Лея говорит Марни, что она может забрать обе картины, но Марни отвечает, что ты должен оставить себе свою первую картину и забирает только картину Леи.
Последовательность заканчивается, и в инвентаре у игрока появляется Моя первая картина. В спальне Марни так же появляется картина Леи.
Если вы подарите Лее Кулон Русалки, она примет подарок и согласится вступить с вами в брак. Свадьба пройдёт через три дня независимо от времени года. После свадьбы Лея переедет в ваш дом, рядом со спальней добавится её комната. В маленьком садике за домом она иногда будет заниматься скульптурой. Иногда она будет ходить на прогулки по городу и по лесу.
В её старый домик можно будет зайти в обычные часы, однако она перестанет там бывать.
Поведение
После свадьбы Лея помогает вам:
Так почему тебе захотелось стать фермером stardew valley
Эллиот
Таймлайн
Вид Леи изменялся годами, пока разрабатывалась игра. Этот таймлайн демонстрирует, как арт от ConcernedApe и визуальный стиль Леи изменялся на протяжении разработки до запуска игры.
Уровни
Уровень Награда Уровень 1 Пугало Обычное удобрение Уровень 2 Майонезный автомат Каменный забор Спринклер Уровень 3 Улей СкороРост Обед фермера Уровень 4 Кадка Обычная влагосохраняющая почва Железный забор Уровень 5 Животновод
Вы продаете продукты животноводства
на 20% дороже.Культиватор
Вы продаете урожай на 10% дороже.Уровень 6 Пресс для сыра Забор из твёрдой древесины Высококачественный спринклер Уровень 7 Прялка Высококачественная влагосохраняющая почва Уровень 8 Пресс для масла Бочонок СкороРост Делюкс Уровень 9 Экстрактор семян Иридиевый спринклер Высококачественное удобрение Уровень 10 Животновод Птицевод
Вы быстрее приручаете животных, живущих в птичнике.
Инкубация яиц проходит вдвое быстрее.Пастух
Вы быстрее приручаете животных, живущих в хлеву.
Овцы быстрее обрастают шерстью.Культиватор Золотые руки
Вы продаете товары собственного изготовления (вино, сыр, масло и т.д.)
на 40% дороже.Земледелец
Урожай поспевает на 10% быстрее.Получаемый при сборе урожая опыт меняется от культуры к культуре: чем медленнее растёт культура и чем дороже она стоит, тем больше опыта даёт. Культуры, дающие больше одного плода при сборе (черника, клюква и картофель), дают опыт только за первый плод, за дополнительные плоды игрок опыта не получает.
Если погладить животное, подоить корову или козу, постричь овцу или собрать животный продукт в птичнике или хлеве, игрок получит 5 очков опыта за каждое действие (сбор трюфелей даёт опыт собирательства, а не фермерства).
Таблица опыта
Культура Опыта за сбор Культура Опыта за сбор Культура Опыта за сбор Культура Опыта за сбор Кофейное зерно 4 Хмель 6 Пшеница 6* Тюльпан 7 Пастернак 8 Зелёная фасоль 9 Жгучий перец 9 Синий яркоцвет 10 Кукуруза 10 Чеснок 12 Помидор 12 Баклажан 12 Картофель 14 Черника 14 Бок-чой 14 Виноград 14 Подсолнух 14 Редис 15 Летний блестник 15 Свёкла 16 Кудрявая капуста 17* Клубника 18 Клюква 19 Мак 20 Амарант 21* Артишок 22 Батат 22 Цветная капуста 23 Ревень 26 Дыня 27 Красная капуста 28 Сказочная роза 29 Тыква 31 Древний плод 43 Карамбола 44 Сладкая ягодка 64 Получаемый при сборе опыт рассчитывается по формуле:
где ЦЕНА — это цена продажи единицы урожая. Так как опыт определяется из цены продажи, сбор урожая серебряного и золотого качества даёт немного больше очков, чем урожая без звёзд. Уровень повышается, когда игрок идёт спать. Сбор диких растений, выращенных на ферме, даёт 3 очка опыта собирательства, а не фермерства.
Читайте также: