Survival horror что это
И раз уж на то пошло, 5 глупостей в survival без horror.
Survival Horror — жанр видеоигр, в которых необходимым компонентом игрового процесса является насыщенная и постоянно усиливающаяся атмосфера ужаса. Существует также и чистый Survival, без зомби или иного ужаса.
Действие survival horror-игр обычно происходит в домах с привидениями или в городах-призраках. Герой стремится спасти свою жизнь и выбраться из этого мрачного и неуютного места, в которое он попал, но окружающий мир активно противится. Герою приходится выживать и бояться, бояться и выживать. Или погибнуть.
Протагонист игры — не герой, а обычный человек, не наделенный никакими сверхспособностями, что крайне осложняет ему жизнь. Один удар противника может убить протагониста на месте, патроны в оружии (если оно вообще есть) заканчиваются куда быстрее, чем враги, и даже свет бывает строго по расписанию. Игровой процесс сводится к схваткам с монстрами, побегам от монстров и решению головоломок, отделяющих героя от спасения.
В Aliens vs Predator к этому жанру относится игра за человека, оказавшегося забытым при эвакуации на базе, кишащей Чужими.
Есть предположение, что старые добрые шутеры Doom и Blood относятся к этому жанру, если играть на последнем уровне сложности, и при этом у тебя нет стажа игры лет этак в десять. У искренне вашей стаж Блада — все пятнадцать лет, а всё равно порой до костей пробирает на Extra Crispy.
Survival horror: расцвет вселенной ужаса
Еще страшнее и еще атмосфернее игры жанра survival horror стали после перехода в трехмерный формат. Начало было положено с выходом Alone in the Dark, по праву считающейся «дедушкой жанра». Первая игра в серии Alone in the Dark переносила игроков, опять-таки, в загадочное поместье, населенное разнообразными потусторонними существами. Мы могли играть за одного из двух персонажей (мужчину или женщину), решали головоломки, сражались с самыми разными врагами. Были даже враги, одолеть которых было попросту нереально, и приходилось спасаться бегством. Включенные в игру элементы квеста позволяли обыскивать поместье в поисках полезных предметов, которые проливали свет на загадки и тайны, окутывающие игровой мир. Уровни были показаны посредством статической камеры, что делало игру довольно сложной.
Alone in the Dark 2, которая вышла в продажу в 1993 году, перенесла действие из сельской местности ближе к океану, соответственно, добавились и новые враги, такие как пираты. Геймплей же отошел еще дальше от квестовых элементов в сторону боевиков. Alone in the Dark 3, релиз которой состоялся в 1995 году, была еще более экшен-насыщенной, действие ее разворачивалось на Диком Западе.
Несомненно, очень много для жанра сделала серия Resident Evil. Именно в 1996 году с выходом этой игры в продажу на свет появился сам термин survival horror. Этот термин как раз и подразумевает именно выживание главного героя в страшном, враждебном, очень жестоком мире. И Resident Evil на 100% соответствовала термину. Мы видели замкнутые пространства, орды голодных и медлительных зомби, страшных монстров, нападающих из-за угла. Все это дополнялось увлекательной историей о биологических экспериментах и множеством квестовых элементов. К настоящему времени Resident Evil уже успела превратиться в полноценную вселенную с полнометражными фильмами и мультфильмами, со множеством сюжетных линий, игровыми сериями и подсериями. И само собой, этот мир ассоциируется с жанром survival horror в первую очередь. В настоящее время серия намеревается вернуть нас к корням survival horror при помощи грядущей Resident Evil 7: Biohazard.
Еще одна икона жанра – знаменитая серия Silent Hill. Первая игра, появившаяся в 1999-м году, задумывалась как ответ Resident Evil. В итоге же вышла совершенно особенная история, с городскими улицами, покрытыми туманом, со страшными потусторонними ужасами и со своей, особенной, меланхоличной атмосферой. Ну, и еще игра была значительно красивее: Team Silent сделали проект полностью трехмерным, отказавшись от рисованных задников, по которым передвигались персонажи Resident Evil. Серия также насчитывает несколько фильмов, множество игр для разных платформ и точно так же намеревалась вернуться к своим истокам в игре Silent Hills. Однако эта игра была в итоге отменена, и сейчас будущее сериала покрыто туманом тайны.
Период классики
Начиная с 1999 и вплоть до 2005 года шёл самый успешный период для жанра. Именно в этот период выйдет множество игр, которые впоследствии будут помнить и уважать.
Серия игр Dino Crisis от разработчиков Resident Evil, которая показывала нам как выглядел бы RE если заменить в нём зомби на динозавров.
Так же в 2001 вышла уже четвёртая игра из серии Alone in the Dark. К сожалению игра оказалась достаточно посредственной, но отметить её хочется, ведь это последний классический сурвайвал хоррор для данной серии игр.
Но взамен с 2001 года зародилась новая серия игр Project Zero, она же Fatal Frame.
И много других неплохих игр выходили в этот период, такие как ObsCure, Eternal Darkness, Martian Gothic и моя любимица Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Эксперименты с жанром шли и разработчики зачастую пытались не просто повторить формулу RE и Silent Hill, но и добавить свои фишки которые бы выделяли их на фоне остальных.
Жанр укоренился в индустрии и постепенно развивался.
Но время шло, наступил 2005 год, а жанру было суждено измениться, а произошло это из-за уже знакомой нам серии игр.
Ведь тогда вышла Resident Evil 4
Предыстория «ужасов на выживание»
Действие сиквела разворачивалось в том же здании 30 лет спустя. Главный герой первой игры пропал в особняке, и на его поиски отправилась внучка героя. Сиквел был выполнен как игра с видом сверху, мы видели главную героиню, бегающую по комнатам со свечкой в руке. Интересно, что когда свечка гасла, мы видели только пару глаз героини, двигающихся во тьме – явная отсылка к оригинальному проекту. В целом, игра заметно похорошела, но все-таки не стала настоящим survival horror. По сути, это был приключенческий проект с небольшими элементами ужастиков.
Наконец, серия получила еще один сиквел – Haunted House: Cryptic Graves, который вышел в продажу в 2014 году. Это уже был полноценный трехмерный хоррор для ПК, созданный на движке Unreal Engine 4. Снова поместье Грейвса, снова главный герой первой игры в качестве дедушки в очках и главная героиня второй игры, его внучка, глазами которой мы смотрели на игровой мир в режиме от первого лица. Само собой, игра получилась самой страшной во всем игровом сериале за счет эффекта присутствия. Однако, Haunted House: Cryptic Graves несравнима с другими современными хоррорами, и даже демо-версия отмененной Silent Hills в итоге получилась гораздо страшнее, чем Cryptic Graves.
Из других игр на Atari 2600 можно отметить Alien (по одноименному культовому фильму, переделанный вариант Pac man), а также игроизацию «Техасской резни бензопилой», в которой мы могли поиграть за маньяка-убийцу. Само собой, проекты представляли собой простенькие забавы с пиксельными героями, совершенно не страшные, как и первая Haunted Hause.
Первый настоящий survival horror, содержащий практически все черты жанра – это игра Shiryou Sensen: War of the Dead, которая вышла в продажу в 1987 году на PC-Engine. Игра, построенная на стыке жанров action-RPG и хоррора, знакомила нас с девушкой-спецназовцем по имени Lila, которая попадает в некий город, инфицированный страшным вирусом и атакованный уродливыми зомби. Во время передвижения по игровому миру включался «вид сверху», а при битвах с монстрами и солдатами мы наблюдали героиню сбоку, в 2D-перспективе, характерной, к примеру, для платформеров. От других экшен-RPG того времени игра Shiryou Sensen: War of the Dead отличалась мрачной атмосферой, которая была заметна как в дизайне мира, так и в музыке, и в сюжете. Игра вскоре получила сиквел. В том же 1987 году вышла экшен-RPG Laplace no Ma, в которой мы, опять же, исследовали мрачный особняк, наполненный различными опасностями. Здесь были убиты двое детишек, здесь же пропала маленькая девочка – именно сюда отправлялась команда исследователей. Игра вышла для персональных компьютеров, также она получила порт на SNES. И Laplace no Ma по праву считается одной из наиболее страшных игр своего времени.
Настоящей незамеченной жемчужиной для своего времени стала Project Firestart, которая вышла на Commodore 64. Это был действительно survival horror, пускай тогда никто даже не знал такого термина. Project Firestart переносила геймеров на космическую станцию, оккупированную страшными монстрами – вышедшими из-под контроля плодами экспериментов по выведению существ, наиболее подходящих для работы в космосе и на других планетах. Твари были мощными и смертоносными, а главный герой был вооружен хлипким пистолетиком – более мощное оружие на станции использовать было нельзя. Враги были неуклюжими, но выдерживали множество выстрелов. И медленно надвигающееся на игрока чудовище, принимающее в себя пулю за пулей, тогда действительно было способно испугать. Жаль, игра вышла на технически отсталой платформе и осталась незамеченной большинством игроков.
Haunted House Cryptic Graves
Очень сильные элементы хоррора присутствовали и в других играх второго и третьего поколения консолей. Своя страшная атмосфера была у Shin Megami Tensei, а игры серии Splatterhouse отличались исключительной, по тем временам, кровожадностью (правда, это все-таки больше beat’em up или слэшер, но элементы survival horror в Splatterhouse тоже есть, особенно много их в третьей части). Splatterhouse благодаря интересному сюжету о любви и мести (опять же, сюжету с мрачными особняками) превратилась в настоящую вселенную хоррора, насчитывающую сегодня три номерные игры, один спин-офф, один ремейк и легион фанатов.
Как видим, у жанра survival horror была очень интересная предыстория, насыщенная событиями. Но настоящий взлет жанра был еще впереди.
Прятки, прятки, прятки
Период перерождения знатно изменил жанр, но пожалуй более значительным станет период начиная с 2010 года.
Именно в этом году выйдет игра которая положит начало новым “Современным” хоррорам от первого лица, Amnesia: The Dark Descent.
Именно эта игра от шведской компании Frictional Games сильно повлияла на весь жанр ужасов в видеоиграх.
Самым главным изменением стало то что у нас фактически забрали элементы выживания. Теперь у главного героя не было оружия и средств для самообороны, а любая встреча с врагом означала что игрок должен бежать и прятаться от противника до тех пор пока тот не уйдёт.
Новые хорроры с элементами пряток стали очень популярны за счёт того что могли пощекотать нервишки игрокам различными скримерами и при этом не грузить сложным игровым процессом.
Новый жанр становился популярен и уже скоро у нас была куча игр по типу Slender, Outlast, Among the Sleep и т.д.
На некоторое время можно было буквально забыть про сурвайвал хорроры, но всё было не столь печально.
В 2014 мы получили неплохую игру от разработчика оригинальных игр серии Resident Evil, под названием Evil Within, которая конечно уже не особо пугала как раньше, но вполне неплохо использовала старые элементы выживания.
В том же году вышла отличная Alien Isolation. Игра, которая прекрасно совмещала пугающую атмосферу, современные прятки и элементы выживания.
Игра получилась отличным современным сурвайвал хоррором, ведь она вполне хорошо совместила новые веяния жанра со старыми механиками.
Ну и завершить это всё можно парой современных RE, а точнее неплохой 7-ой частью, которая как и Alien Isolation оказалась более современной версией сурвайвал хорроров, но с большим упором на выживание.
И отличный ремейк второй части Resident Evil, который осовременил игру и перевёл на более современные рельсы жанра, но не потеряв красоты исполнения.
Сурвайвал хорроры [Игры жанров]
На сегодняшний день сложно представить себе прекращение развития игровой индустрии, ровно также как и развития жанров в ней. В прошлом выпуске “Игры жанров” мы взглянули на жанр Аркадных шутеров, на то, какой долгий, а местами тяжелый путь пришлось пройти данному жанру игр.
Сегодня мы взглянем на ещё один жанр, который в наше время может не так сильно востребован на рынке, но который уже успел пройти свой путь развития, сильно поменялся с годами и полюбился многим.
Сегодня мы возьмём фонарь с полки, пистолет с полуразряженным магазином и отправимся изучать тёмные уголки жанра Сурвайвал Хоррор!
Историю жанра сурвайвал хоррор принято начинать с игры Alone in the Dark 1992 года выхода. Данная игра стала настоящим прародителем Survival Horror (хотя данное название появится куда позже), в которой зародились первые правила и устои данного жанра.
Мы в роли героя или же героини (всё зависело от выбора в начале игры) попадали в особняк, полный разных тайн и ужасов. Выход из старинного здания был закрыт и нам надо было путём решения кучи различных головоломок и сражения с разной нечестью выбраться из особняка.
Игровая локация была достаточно большой, чтобы мы могли исследовать как душе угодно. У персонажа был инвентарь, но он был ограничен, из-за чего носить с собой всё что попало было невозможно, приходилось с умом выбирать какой из предметов оставить при себе, а какой выбросить.
Сражения с врагами – это не глупый отстрел огромных толп, как в аркадных шутерах из прошлого выпуска. Врагов можно было убить или же обойти, а некоторые из них были бессмертны, что вынуждало исключительно к побегу и последующим пряткам.
За счёт достаточно интересного совмещения 3D моделей, таких как персонажи и некоторые элементы окружения, вместе с 2D локациями, появилась та самая знаменитая по многим сурвайвал хоррорам камера, которая смотрит смотрит за действиями игрока со стороны, зафиксированной в каком-нибудь углу каждой из комнат особняка. Такой вид камеры позволял как раз держать основу в виде 2D задника локации, но так же с помощью него разработчики часто подбирали разные красивые или же пугающие планы.
Главной проблемой игры можно было назвать управление. Если при простом исследовании локаций оно было ещё терпимо, то при в стычках с врагами начинался хаос. Попасть по противнику было очень тяжело и зачастую было проще убежать.
Но это не сильно мешало в те годы погрузиться в тягучую атмосферу тёмного особняка наполненного загадками и монстрами.
Игра стала хитом и прародителем целого жанра, о котором особенно громко можно будет услышать в 96-м году.
Resident Evil, серия игр о которой я думаю вы и так наслышаны. Эта серия как DOOM для шутеров, если и не породил целый жанр, то как минимум внёс огромный вклад в популяризацию. Тут точно так же.
Resident Evil не был первым сурвайвал хоррором, но вклад RE в развитие жанра невозможно переоценить.
Изначально “обитель зла” создавался как ремейк старенькой игры “Sweet Home” и должна была стать шутером от первого лица.
Но в ходе разработки игра сильно преобразилась. Изначальная связь с “Sweet Home” пропала полностью, камеру игра взяла из Alone in the Dark, а темой теперь были не исчадия ада, а зомби.
Игра почти полностью взяла формулу Alone in the Dark, однако во многих аспектах довела её до ума
За счёт многих факторов, в частности улучшения графики, атмосфера стала ещё более пугающей. Теперь игрок действительно боялся в процессе исследования особняка, набитого зомби.
Resident Evil стала первой игрой которая получила приставку “Survival Horror” и вообще породила данный термин.
Поэтому именно с этой игрой опишем немного принципов игры в Сурвайвал хорроры.
Основная разница обычного ужастика от сурвайвал хоррора — это элементы выживания. Если в обычном хорроре нас просто бросают на локацию и заставляют бежать от врага сломя голову, то тут у нас есть способы противостоять оппонентам.
Но это не экшен, количество патронов зачастую очень ограничено и тратить их нужно с умом, враги во многих играх вообще не убиваемы, а пули способны лишь подарить игроку пару минут спокойствия.
Так же не велико количество здоровья у героя, пара укусов или царапин и можно лететь на предыдущее сохранение.
А сохранения в сурвайвал хоррорах тоже обычно не просты. Зачастую они сделаны как отдельные элементы интерьера находящиеся в зафиксированных частях локации, или подбираемые предметы, которые позволяют сохраниться где угодно, но ограниченное количество раз.
В общем ловить чекпоинты в каждой комнате не получится и зачастую смерть может отнести вас на час другой назад во прохождении.
Вернёмся во времена Resident Evil.
А тут у нас всё хорошо, игра была очень успешной и скоро превратится в долгую франшизу, а в индустрии наконец зародился жанр сурвайвал хоррор, что означало скорое появление конкурента для RE.
Через пару лет после первого обители зла вышла вторая часть и стала отличным таким сиквелом, лучше и проработаннее, но говорить мы будем о другой игре вышедшей в этот же промежуток времени.
В момент когда Capcom уже во всю делали Resident Evil 3, в свет выходит игра от другой японской компании Konami, и эта игра станет хитом, это был Silent Hill.
Серия игр, которая у многих ассоциируется с ужасом неизведанного, мистикой и туманным городом Silent Hill.
Игровой процесс был почти один в один такой же как в RE, лишь с мелкими изменениями.
Самым главным изменением стала атмосфера игры и общая стилистика и пожалуй именно эти изменения стали самой важной деталью для Silent Hill. Ведь спустя годы эту серию игр вспоминают именно за великолепную атмосферу туманного города и за интересный сюжет.
Но не одним сюжетом была хороша игра. Геймплей как я уже говорил имел некоторые мелкие изменения, основным был город.
Теперь нам давали не просто большое здание с некоторыми загадками, нам давали в распоряжение целый район города с кучей разных зданий, а мы уже были вольны изучать это всё по мере необходимости. А изучать локации приходилось далеко не просто так!
Как я уже говорил раннее в сурвайвал хоррорах патроны, аптечки и прочие важные вещи находятся в дефиците, а разработчики как раз любили запрятать очень важные предметы в не самых очевидных местах, так что игроку приходилось тщательно осматривать каждое помещение, чтобы потом не оказаться в трудном положении.
Хоррор составляющая так же была вполне хороша в данной игре. Атмосферный город сам по себе являлся достаточно неприятным и пугающим за счёт ограниченной видимости, ведь в игре был туман, который изначально был нужен для повышения производительности, но впоследствии стал отличной фишкой игры.
Так же нас вечно норовят испугать разные монстры находящиеся в этом городке. Только вы успеете почувствовать себя в безопасности, вас могут настичь и придётся воевать. А малый запас патронов и здоровья знатно будут держать вас в напряжении в процессе любой стычки.
В общем Silent Hill стал отличным конкурентом для Resident Evil. Отличная игра, в которой всё было сделано на хорошем уровне. А самое главное, начал ещё больше популяризироваться жанр Сурвайвал Хоррор, а это означало что игр будет становиться больше.
Начиная с 1999 и вплоть до 2005 года шёл самый успешный период для жанра. Именно в этот период выйдет множество игр, которые впоследствии будут помнить и уважать.
Серия игр Dino Crisis от разработчиков Resident Evil, которая показывала нам как выглядел бы RE если заменить в нём зомби на динозавров.
Так же в 2001 вышла уже четвёртая игра из серии Alone in the Dark. К сожалению игра оказалась достаточно посредственной, но отметить её хочется, ведь это последний классический сурвайвал хоррор для данной серии игр.
Но взамен с 2001 года зародилась новая серия игр Project Zero, она же Fatal Frame.
И много других неплохих игр выходили в этот период, такие как ObsCure, Eternal Darkness, Martian Gothic и моя любимица Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Эксперименты с жанром шли и разработчики зачастую пытались не просто повторить формулу RE и Silent Hill, но и добавить свои фишки которые бы выделяли их на фоне остальных.
Жанр укоренился в индустрии и постепенно развивался.
Но время шло, наступил 2005 год, а жанру было суждено измениться, а произошло это из-за уже знакомой нам серии игр.
Ведь тогда вышла Resident Evil 4
Принято считать, что Resident Evil 4 перевернул весь жанр сурвайвал хорроров. И это правда, RE4 внёс огромный личный вклад в резкую эволюцию жанра.
Но так же стоит упомянуть, что в этот год вообще вышло достаточно много игр которые резко меняли прежние устои жанра, в частности все пытались уйти от старой камеры из угла комнаты и вручить контроль игроку.
Resident Evil 4 переместил камеру за плечо персонажу, тем самым превращая игру в шутер от третьего лица.
С одной стороны изменение не столь огромное, но именно оно в купе с некоторыми другими мелкими деталями начали скрещивать медленные и вдумчивые сурвайвал хорроры с экшеном.
“Новые” Сурвайвал хорроры конечно не превратились в мясные перестрелки, но стрелять приходилось гораздо больше.
А ещё с ходом времени стал достаточно сильно изменяться подход к созданию инвентаря.
Раньше мы могли максимум носить пушку, пару ключей и аптечку, теперь же во многих играх ограничение было лишь на количество одинаковых вещей, но не на количество условных ячеек.
Сильным упрощением для жанра это конечно не стало, ибо патронов всё равно будет не хватать, а здоровье улетает на раз от любой ошибки, но факт изменения на лицо.
Resident Evil 4 стал не единственной игрой с видом из-за плеча для нашего жанра. В том же году вышла игра Cold Fear которая вся выглядела как более мрачная и пугающая версия 4-го обители зла. Игра оказалось вполне неплохой, но уступала по качеству RE4 из-за чего сильного успеха не сыскала.
С годами сурвайвал хорроров, использующих новую формулу становилось сильно больше.
Silent Hill: Homecoming, Alone in the Dark 2008 года и многие другие, но лично мне хочется отметить Dead Space!
Пожалуй за весь этот период перерождения жанра “Мёртвый космос” окажется самой успешной и качественной игрой. Ведь здесь мы могли увидеть отличный баланс между ужасом и выживанием, так ещё и с современным исполнением.
Период перерождения знатно изменил жанр, но пожалуй более значительным станет период начиная с 2010 года.
Именно в этом году выйдет игра которая положит начало новым “Современным” хоррорам от первого лица, Amnesia: The Dark Descent.
Именно эта игра от шведской компании Frictional Games сильно повлияла на весь жанр ужасов в видеоиграх.
Самым главным изменением стало то что у нас фактически забрали элементы выживания. Теперь у главного героя не было оружия и средств для самообороны, а любая встреча с врагом означала что игрок должен бежать и прятаться от противника до тех пор пока тот не уйдёт.
Новые хорроры с элементами пряток стали очень популярны за счёт того что могли пощекотать нервишки игрокам различными скримерами и при этом не грузить сложным игровым процессом.
Новый жанр становился популярен и уже скоро у нас была куча игр по типу Slender, Outlast, Among the Sleep и т.д.
На некоторое время можно было буквально забыть про сурвайвал хорроры, но всё было не столь печально.
В 2014 мы получили неплохую игру от разработчика оригинальных игр серии Resident Evil, под названием Evil Within, которая конечно уже не особо пугала как раньше, но вполне неплохо использовала старые элементы выживания.
В том же году вышла отличная Alien Isolation. Игра, которая прекрасно совмещала пугающую атмосферу, современные прятки и элементы выживания.
Игра получилась отличным современным сурвайвал хоррором, ведь она вполне хорошо совместила новые веяния жанра со старыми механиками.
Ну и завершить это всё можно парой современных RE, а точнее неплохой 7-ой частью, которая как и Alien Isolation оказалась более современной версией сурвайвал хорроров, но с большим упором на выживание.
И отличный ремейк второй части Resident Evil, который осовременил игру и перевёл на более современные рельсы жанра, но не потеряв красоты исполнения.
Жанр Сурвайвал хорроров прошёл через достаточно большую и насыщенную историю развития. Успев за все эти годы достаточно сильно измениться, но всё ещё остаться интересным и бросающим вызов игроку.
Можно сказать что в наше время жанр не так сильно востребован, как более примитивные ужастики, но это не так сильно ухудшает картину.
Фан база всё ещё огромная, а продажи новых игр серии Resident Evil показывают что у жанра всё ещё вполне хорошо.
Да и кто знает, может в ближайшем будущем нас ещё ждёт какой-нибудь переворотный момент и сурвайвал хорроры в очередной раз получат новое дыхание в новом исполнении.
Но в наше время у жанра всё вполне неплохо, и если вы фанат, можете всё ещё отправится во тьму какого-нибудь особняка, но главное не забудьте захватить с собой пачку патронов, пригодятся.
История одного жанра. Survival horror
В кино за хоррорами закрепилась слава сравнительно недорогих фильмов, которые при этом часто пользуются успехом в прокате. Литература просто переполнена ужастиками самых разных поджанров, на книжных развалах сегодня можно найти хорроры на любой вкус и цвет. А вот с играми дело обстоит немного не так. Есть множество экшенов с элементами хоррора, есть страшные квесты и игры на стыке жанров. Множество «игроизаций» по фильмам и творчеству знаменитых писателей. Однако нельзя назвать хорроры каким-то значимым жанром в современной игровой индустрии. А ведь когда-то все было совсем не так. Было время, когда именно «ужастики» пользовались огромным авторитетом и уважением геймеров, и все благодаря одному конкретному поджанру – survival horror. Так видится, что в скором будущем мода на survival horror вернется, потому мы и решили в нашей рубрике вспомнить, с чего все началось в свое время и к чему привело.
Заключение
Жанр Сурвайвал хорроров прошёл через достаточно большую и насыщенную историю развития. Успев за все эти годы достаточно сильно измениться, но всё ещё остаться интересным и бросающим вызов игроку.
Можно сказать что в наше время жанр не так сильно востребован, как более примитивные ужастики, но это не так сильно ухудшает картину.
Фан база всё ещё огромная, а продажи новых игр серии Resident Evil показывают что у жанра всё ещё вполне хорошо.
Да и кто знает, может в ближайшем будущем нас ещё ждёт какой-нибудь переворотный момент и сурвайвал хорроры в очередной раз получат новое дыхание в новом исполнении.
Но в наше время у жанра всё вполне неплохо, и если вы фанат, можете всё ещё отправится во тьму какого-нибудь особняка, но главное не забудьте захватить с собой пачку патронов, пригодятся.
Зарождение
Историю жанра сурвайвал хоррор принято начинать с игры Alone in the Dark 1992 года выхода. Данная игра стала настоящим прародителем Survival Horror (хотя данное название появится куда позже), в которой зародились первые правила и устои данного жанра.
Мы в роли героя или же героини (всё зависело от выбора в начале игры) попадали в особняк, полный разных тайн и ужасов. Выход из старинного здания был закрыт и нам надо было путём решения кучи различных головоломок и сражения с разной нечестью выбраться из особняка.
Игровая локация была достаточно большой, чтобы мы могли исследовать как душе угодно. У персонажа был инвентарь, но он был ограничен, из-за чего носить с собой всё что попало было невозможно, приходилось с умом выбирать какой из предметов оставить при себе, а какой выбросить.
Сражения с врагами – это не глупый отстрел огромных толп, как в аркадных шутерах из прошлого выпуска. Врагов можно было убить или же обойти, а некоторые из них были бессмертны, что вынуждало исключительно к побегу и последующим пряткам.
За счёт достаточно интересного совмещения 3D моделей, таких как персонажи и некоторые элементы окружения, вместе с 2D локациями, появилась та самая знаменитая по многим сурвайвал хоррорам камера, которая смотрит смотрит за действиями игрока со стороны, зафиксированной в каком-нибудь углу каждой из комнат особняка. Такой вид камеры позволял как раз держать основу в виде 2D задника локации, но так же с помощью него разработчики часто подбирали разные красивые или же пугающие планы.
Главной проблемой игры можно было назвать управление. Если при простом исследовании локаций оно было ещё терпимо, то при в стычках с врагами начинался хаос. Попасть по противнику было очень тяжело и зачастую было проще убежать.
Но это не сильно мешало в те годы погрузиться в тягучую атмосферу тёмного особняка наполненного загадками и монстрами.
Игра стала хитом и прародителем целого жанра, о котором особенно громко можно будет услышать в 96-м году.
Игры жанров: Сурвайвал хорроры
На сегодняшний день сложно представить себе прекращение развития игровой индустрии, ровно также как и развития жанров в ней. В прошлом выпуске “Игры жанров” мы взглянули на жанр Аркадных шутеров, на то, какой долгий, а местами тяжелый путь пришлось пройти данному жанру игр.
Сегодня мы взглянем на ещё один жанр, который в наше время может не так сильно востребован на рынке, но который уже успел пройти свой путь развития, сильно поменялся с годами и полюбился многим.
Сегодня мы возьмём фонарь с полки, пистолет с полуразряженным магазином и отправимся изучать тёмные уголки жанра Сурвайвал Хоррор!
Survival horror: вчера, сегодня, завтра
Помимо нескольких основных серий в жанре survival horror в разное время выходило множество различных игр. Однако стоит отметить, что настоящий бум хорроров на выживание начался именно во второй половине 90-х и продолжался до середины нулевых. Популярная серия Clock Tower была, по сути, квестом, зародившимся еще на SNES. Однако это была действительно страшная для своего времени игра, а за главной героиней в первых частях Clock Tower гонялся маньяк с ножницами, которого невозможно было убить. А впоследствии, с выходом очень атмосферного ужастика Clock Tower 3, серия полностью перешла в жанр survival horror. Также хочется отметить Haunting Ground, духовную наследницу Clock Tower, за важный геймплейный элемент – умную белую овчарку, сопровождающую главную героиню и защищающую ее от преследователей. Кроме того, в 2016 году на свет появилась игра NightCry, которую ее авторы позиционировали именно как духовную наследницу Clock Tower.
По классической схеме, заложенной в Resident Evil, было создано множество хорроров для разных платформ. Игра Cold Fear (PlayStation 2, Xbox, PC), которая вышла в продажу в 2005 году, переносила действие на корабль, набитый разнообразными опасностями, при этом игровой мир демонстрировался в перспективе от третьего лица. Blue Stinger (1999, Sega Dreamcast) предлагала схватку со страшными монстрами на острове посреди океана. Серия Dino Crisis (PC, Xbox) выставила в качестве противников сильных и очень опасных динозавров. Deep Fearпереносила действие на подводную базу с огромным количеством инопланетных монстров на ней, тогда как Dead Space и вовсе отправляла игрока в открытый космос.
Новая волна популярности survival horror началась с выходом независимых инди-ужастиков, выстроенных в перспективе от первого лица. Такие игры, как Outlast, серии Penumbra и Amnesiaпоказали, что ужасы на выживание могут быть намного страшнее, если игрок смотрит на мир глазами персонажа. Когда противники невероятно сильны, а игроку только и остается, что убегать и прятаться от них под кроватями и за шкафами, тогда игра действительно заставляет испытывать самый настоящий страх. Синдзи Миками, создатель Resident Evil, недавно вернулся с проектом The Evil Within, также следующим классическим хоррорам. Игра действительно получилась очень суровая и действительно серьезно пугала геймеров. При этом она была сделана в стандартной для своего жанра перспективе, с видом от третьего лица. Нельзя забывать и об очень страшных японских сериях, таких как Fatal Frame и Siren, которые киноманы наверняка смогут сравнить с очень популярными одно время японскими ужастиками. Эти игры обладали собственным колоритом и собственной, особенной, однако также довольно страшной атмосферой.
Разумеется, свой вклад добавил и кинематограф, где ужастики всегда были в почете. Alien: Isolation, Evil Dead: Hail to the King, две части Saw и другие похожие игры по фильмам пусть и не стали откровениями для искушенных геймеров, однако подарили множество страшных минут. Книжный же мир предложил множество мотивов, навеянных творчеством Клайва Баркера, Стивена Кинга и, в особенности, Говарда Лавкрафта, влияние которого ощущается в огромном количестве самых разных проектов. В последнее время все более популярными становятся хорроры о маньяках, такие как Until Dawn и Dead by Daylight, а также грядущая Friday, 13. И пускай они все-таки больше вдохновлены фильмами-слэшерами, атмосфера преследования в них чувствуется ничуть не меньше, чем в классике survival horror.
Разумеется, сейчас у жанра survival horror уже нет той сумасшедшей популярности, которая была у него во времена расцвета. Сейчас это примерно то же самое, что и ужасы в кинематографе – нет лоска, далеко не всегда многомиллионные бюджеты… Но похоже, многие разработчики со всего мира стараются вернуть жанру былую славу. И в любом случае если вдруг вам вечером захочется пощекотать нервишки, игры этого жанра всегда будут одними из лучших кандидатов для этого.
Перерождение
Принято считать, что Resident Evil 4 перевернул весь жанр сурвайвал хорроров. И это правда, RE4 внёс огромный личный вклад в резкую эволюцию жанра.
Но так же стоит упомянуть, что в этот год вообще вышло достаточно много игр которые резко меняли прежние устои жанра, в частности все пытались уйти от старой камеры из угла комнаты и вручить контроль игроку.
Resident Evil 4 переместил камеру за плечо персонажу, тем самым превращая игру в шутер от третьего лица.
С одной стороны изменение не столь огромное, но именно оно в купе с некоторыми другими мелкими деталями начали скрещивать медленные и вдумчивые сурвайвал хорроры с экшеном.
“Новые” Сурвайвал хорроры конечно не превратились в мясные перестрелки, но стрелять приходилось гораздо больше.
А ещё с ходом времени стал достаточно сильно изменяться подход к созданию инвентаря.
Раньше мы могли максимум носить пушку, пару ключей и аптечку, теперь же во многих играх ограничение было лишь на количество одинаковых вещей, но не на количество условных ячеек.
Сильным упрощением для жанра это конечно не стало, ибо патронов всё равно будет не хватать, а здоровье улетает на раз от любой ошибки, но факт изменения на лицо.
Resident Evil 4 стал не единственной игрой с видом из-за плеча для нашего жанра. В том же году вышла игра Cold Fear которая вся выглядела как более мрачная и пугающая версия 4-го обителя зла. Игра оказалось вполне неплохой, но уступала по качеству RE4 из-за чего сильного успеха не сыскала.
С годами сурвайвал хорроров, использующих новую формулу становилось сильно больше.
Silent Hill: Homecoming, Alone in the Dark 2008 года и многие другие, но лично мне хочется отметить Dead Space!
Пожалуй за весь этот период перерождения жанра “Мёртвый космос” окажется самой успешной и качественной игрой. Ведь здесь мы могли увидеть отличный баланс между ужасом и выживанием, так ещё и с современным исполнением.
Появление обители зла
Resident Evil, серия игр о которой я думаю вы и так наслышаны. Эта серия как DOOM для шутеров, если и не породил целый жанр, то как минимум внёс огромный вклад в популяризацию. Тут точно так же.
Resident Evil не был первым сурвайвал хоррором, но вклад RE в развитие жанра невозможно переоценить.
Изначально “обитель зла” создавался как ремейк старенькой игры “Sweet Home” и должна была стать шутером от первого лица.
Но в ходе разработки игра сильно преобразилась. Изначальная связь с “Sweet Home” пропала полностью, камеру игра взяла из Alone in the Dark, а темой теперь были не исчадия ада, а зомби.
Игра почти полностью взяла формулу Alone in the Dark, однако во многих аспектах довела её до ума
За счёт многих факторов, в частности улучшения графики, атмосфера стала ещё более пугающей. Теперь игрок действительно боялся в процессе исследования особняка, набитого зомби.
Resident Evil стала первой игрой которая получила приставку “Survival Horror” и вообще породила данный термин.
Поэтому именно с этой игрой опишем немного принципов игры в Сурвайвал хорроры.
Основная разница обычного ужастика от сурвайвал хоррора — это элементы выживания. Если в обычном хорроре нас просто бросают на локацию и заставляют бежать от врага сломя голову, то тут у нас есть способы противостоять оппонентам.
Но это не экшен, количество патронов зачастую очень ограничено и тратить их нужно с умом, враги во многих играх вообще не убиваемы, а пули способны лишь подарить игроку пару минут спокойствия.
Так же не велико количество здоровья у героя, пара укусов или царапин и можно лететь на предыдущее сохранение.
А сохранения в сурвайвал хоррорах тоже обычно не просты. Зачастую они сделаны как отдельные элементы интерьера находящиеся в зафиксированных частях локации, или подбираемые предметы, которые позволяют сохраниться где угодно, но ограниченное количество раз.
В общем ловить чекпоинты в каждой комнате не получится и зачастую смерть может отнести вас на час другой назад во прохождении.
Вернёмся во времена Resident Evil.
А тут у нас всё хорошо, игра была очень успешной и скоро превратится в долгую франшизу, а в индустрии наконец зародился жанр сурвайвал хоррор, что означало скорое появление конкурента для RE.
Туманный город
Через пару лет после первого обителя зла вышла вторая часть и стала отличным таким сиквелом, лучше и проработаннее, но говорить мы будем о другой игре вышедшей в этот же промежуток времени.
В момент когда Capcom уже во всю делали Resident Evil 3, в свет выходит игра от другой японской компании Konami, и эта игра станет хитом, это был Silent Hill.
Серия игр, которая у многих ассоциируется с ужасом неизведанного, мистикой и туманным городом Silent Hill.
Игровой процесс был почти один в один такой же как в RE, лишь с мелкими изменениями.
Самым главным изменением стала атмосфера игры и общая стилистика и пожалуй именно эти изменения стали самой важной деталью для Silent Hill. Ведь спустя годы эту серию игр вспоминают именно за великолепную атмосферу туманного города и за интересный сюжет.
Но не одним сюжетом была хороша игра. Геймплей как я уже говорил имел некоторые мелкие изменения, основным был город.
Теперь нам давали не просто большое здание с некоторыми загадками, нам давали в распоряжение целый район города с кучей разных зданий, а мы уже были вольны изучать это всё по мере необходимости. А изучать локации приходилось далеко не просто так!
Как я уже говорил раннее в сурвайвал хоррорах патроны, аптечки и прочие важные вещи находятся в дефиците, а разработчики как раз любили запрятать очень важные предметы в не самых очевидных местах, так что игроку приходилось тщательно осматривать каждое помещение, чтобы потом не оказаться в трудном положении.
Хоррор составляющая так же была вполне хороша в данной игре. Атмосферный город сам по себе являлся достаточно неприятным и пугающим за счёт ограниченной видимости, ведь в игре был туман, который изначально был нужен для повышения производительности, но впоследствии стал отличной фишкой игры.
Так же нас вечно норовят испугать разные монстры находящиеся в этом городке. Только вы успеете почувствовать себя в безопасности, вас могут настичь и придётся воевать. А малый запас патронов и здоровья знатно будут держать вас в напряжении в процессе любой стычки.
В общем Silent Hill стал отличным конкурентом для Resident Evil. Отличная игра, в которой всё было сделано на хорошем уровне. А самое главное, начал ещё больше популяризироваться жанр Сурвайвал Хоррор, а это означало что игр будет становиться больше.
Читайте также: