Стриминговое тв что это
Стриминг — совершенно неожиданный, удивительный и даже парадоксальный феномен. Вдумайтесь: каждый из нас живёт пониманием того, что пассивному наблюдению всегда стоит предпочесть активные действия. Мы знаем эту непреложную истину, верим в неё и всячески следуем этому завету в жизни. И как тогда объяснить сумасшедшую популярность игрового и «лайф»-стриминга, объединяющего более 100 млн пользователей по всему миру? Twitch и YouTube буквально трещат по швам от обилия стримеров и их преданных — или не очень — зрителей. Может всё-таки человеку свойственно наблюдать? Думаю, это лишь часть ответа. Притягательность потокового вещания обусловлена тем, что… стримить всегда можно начать самому.
Вообще, стриминг — понятие разностороннее и всеобъемлющее. В этой статье я помогу вам разобраться, что к чему в этом новоиспечённом «потоковом» мире, и отдельно сосредоточусь на самом популярном — игровом стриминге.
Потоковое вещание
Красноречивыми примерами служат музыкальные стриминговые сервисы Spotify и Tidal и, конечно, потоковые «кинотеатры» наподобие Netflix или Amazon Prime. Не так давно и Google, осознавая важность тенденции, провела ребрендинг своих потоковых YouTube Music и YouTube Premium.
Пользовательский стриминг
Такой формат постепенно стал цениться так же, как в своё «прямые трансляции» по телевидению. Живое, несмонтированное, происходящее здесь и сейчас обладало особым обаянием, а если ведущий ещё и имел некоторую харизму, зрители всегда могли простить огрехи в дикции, умении доносить информацию и, конечно, качество видеопотока.
Пользовательский стриминг начал проникать (и продолжает это делать) во все сферы жизни: потоковое вещание стало серьёзно потеснять традиционную журналистику, смонтированные YouTube-ролики поделили популярность с вещанием стримеров, а с персональных компьютеров стриминг постепенно перебрался и на смартфоны. Такие приложения как Periscope или Meerkat позволяют в один клик начать транслировать видео в сеть — для друзей ли, для широких масс или, наконец, для собственной безопасности.
Одним из пионеров ещё тогда, в нулевых, стал образованный четырьмя друзьями канал justin.tv. По мере того, как количество пользователей росло, а стриминг набирал обороты, всё более становилось ясно — наибольшую популярность снискало вещание прохождения компьютерных игр. Канал был переименован в twitch.tv и ныне он является не только самым популярным стриминговым сервисом, но и, возможно, самым популярным сетевым сервисом вообще.
Игровой стриминг
Сегодня количество пользователей Twitch переваливает за заветные 100 млн, ежедневно пользователи смотрят более 3 млн стримов, а интернет обрастает множеством других аналогичных площадок. Несколько примеров: недавно Марк Цукерберг анонсировал собственную стримингувую площадку в рамках знаменитого Facebook. Valve, уже имея фирменный потоковый сервис в Steam, представила «внешний» стриминговый сервис, транслирующий игры, в которые можно играть, прямо на смартфоны. А YouTube, не желая делить славу с Twitсh, активно продвигает свой сервис для игровых трансляций YouTube Gaming.
Потоковые трансляции игрового процесса стали важным подспорьем для людей, собирающихся купить ту или иную игру. Если забыть на минуту о пиратстве, можно вспомнить, как дорого сегодня обходится копия мейнстримовой игры. На западе пользователи выкладывают за диск около 60-ти долларов, и в России дела не легче — 3 – 4 тысячи рублей вынь да положь.
Тем временем, в отличие от тизеров, трейлеров и прочих завлекалок, именно стриминг даёт полное представление о том, что представляет собой игра. Чаще всего речь идёт об уже вышедших или находящихся в раннем доступе играх, но всё больше стримеров, заключая контракты с разработчиками, транслируют предрелизные видео — настоящее золотое руно для поклонников предстоящей игры!
Со своей стороны, стримеры зарабатывают на своей деятельности баснословные деньги — отнюдь не меньшие, чем знаменитые «зарплаты» блогеров на YouTube. Несколько лет назад в сети весьма популярен был Феликс Чельберг, за год заработавший на свох «летсплеях» более 7 млн долларов. Кстати, формат «let’s play» — ещё одна разновидность игрового стриминга: представляет она собой записи прохождений с комментариями автора.
«Рецепт» для начинающего игрока-стримера примерно таков: обзавестись достаточно мощным железом (наряду с тратой ресурсов на игру, часть мощности должна поддерживать трансляцию в хорошем качестве), разобраться в софте для стриминга (простом Xsplit Broadcaster или более серьёзном Open Broadcaster Software (OBS)) и завести аккаунт на Twitсh или канал на YouTube. По мере того, как канал будет обретать популярность, можно начинать его монетизировать. Порядок действий схож с коммерциализацией блогерского канала: привлечение подписчиков, активное вещание, поиск рекламодателей — а затем, опционально, организация платной подписки или системы пожертвований.
Разумеется, это общий принцип и пройти «путь к стримингу» можно по-разному. Геймеры вещают на различные площадки, выбирают из разнообразных форматов стрима, и даже с железом иногда обходятся «пренебрежительно»: некоторые умудряются транслировать поток с обычного неигрового ноутбука. Кстати, все консоли последнего поколения уже давно превратились в дискретный инструмент для стриминга — хотя и его можно и нужно совершенствовать. В любом случае, поскольку мы ведём блог о гаджетах, сейчас я расскажу о нескольких устройствах, призванных сделать из начинающего стримера профессионала.
Устройства для стриминга
Микрофон — это, помимо компьютера или игровой приставки, первый необходимый инструмент для любого стримера. Так, если без камеры можно обойтись и комбинировать только видеопрохождение игры и комментарии, то без микрофона вещание превратится в сухую, никому не интересную картинку.
Использование динамических микрофонов, встроенных в ноутбук или гарнитуру, лучше оставить для телефонных разговоров. В конце концов, голос — это то, что делает стримера стримером, и рано или поздно появится необходимость в приобретении серьёзного специализированного устройства.
В качестве отличного примера можно привести микрофон для стримеров и блогеров от шведского геймерского бренда — устройство Arozzi Colonna. Уже внешний вид микрофона даёт понять, что мы здесь не в игрушки играем (хотя не без этого), а делаем едва не профессиональное радиовещание.
Colonna представляет собой большой стационарный микрофон цилиндрической формы и «студийного» форм-фактора. Широкое круглое основание вкупе с системой держателей заботятся об устойчивости гаджета, а конденсаторный капсюль — о качестве передаваемого голоса. Для тех, кто в танке — конденсаторные микрофоны предпочтительнее динамических в условиях домашнего и студийного вещания (в отличие от выступления на концертах, к примеру), поскольку обеспечивают более детальную и чистую передачу звуков. По этой же причине с таким микрофоном нужно обязательно использовать наушники: звук из колонок будет «заводить» устройство.
О камере сегодня принято заботиться самому (топовые смартфоны прекрасно справляются с этой функцией), а вот о более специализированном инструменте я скажу пару слов. Если вы планируете комбинировать запись прохождения с видео себя любимого, без хромакея вам не обойтись. Хромакей — это зелёный фон, с помощью которого в реальном времени (или на записи) можно избавляться от фона, заменяя его на что угодно интересное. Именно хромакей используется в кино при создании спецэффектов, а для блогера или стримера он даёт не меньшие творческие возможности.
В отличие от громоздких хромакеев-покрывал любопытна модель Green Screen от компании Elgato. Её отличает складная компактная конструкция: хромакей разворачивается и обретает нужные размеры буквально в несколько секунд — поэтому интересен он будет не только стримерам-домоседам, но и тем, кто любит вещать откуда придётся. Фон имеет насыщенный зелёный цвет, а максимальный размер полотна составляет 148 х 180 см. Материал тоже хорош — эластичный и плотный полиэстер. Словом, замечательный портативный хромакей, который прослужит много лет.
Существенно облегчить жизнь стримеру — как начинающему, так и профессионалу — может контроллер. Вместо того, чтобы запоминать и настраивать бессчётное количество горячих клавиш и бороздить мышкой по монитору, удобнее использовать командную панель, специально для этого разработанную. Так, Elgato Stream Deck отлично иллюстрирует этот подход. На компактной панели, расположенной под удобным углом на подставке, находятся настраиваемые клавиши — они представляют собой по совместительству светодиодные дисплеи. Таким образом с помощью специального ПО стример не только настраивает команды клавиш, но придаёт им тот внешний вид, который для него максимально удобен и эргономичен.
И наконец, для того, чтобы выдавать видеопоток с максимальным качеством, крайне желательно обзавестись картой видеозахвата. По сути такая внешняя (или внутренняя) плата представляет собой видеочип с АЦП, который снимает с процессора и видеокарты компьютера «должность» устройства для трансляции. А значит — видеокарта занята обработкой игровых данных, а чип видеозахвата — вещанием в высоком качестве без перебоев. И опять в качестве примера у меня компания Elgato c отличной карточкой Game Capture 4K60 Pro. Как понятно из названия, машина захватывает видео с 4K-разрешением и 60-ю кадрами в секунду. Подключается устройство как к ПК, так и к консолям от Microsoft и Sony. Единственное, перед покупкой нужно проверить рекомендуемые системные требования: Windows 10, Intel Core i7 AMD Ryzen 7, GeForce GTX 10xx AMD Radeon RX Vega.
Будущее за ним
Несмотря на безумную популярность стриминга, многие пользователи смутно представляют себе, что это такое — потому то мы и подготовили этот материал. При этом явление потокового вещания уже давно переросло любые описательные рамки — так что и дальше мы будем уделять этому вопросу внимание. Зачем это нужно? Да затем, что за феноменом стриминга, несомненно, целый пласт нашего будущего. Я, как и многие аналитики, убеждён, что следующий шаг — это «породнение» стриминга с технологиями виртуальной реальности, которые, как известно, сейчас развиваются с небывалыми скоростями. Что получится из такого тандема, я предлагаю читателям вообразить самостоятельно.
И на этой творческой ноте я заканчиваю и напоминаю, что в нашем блоге статьи о гаджетах и технологиях публикуются с завидной регулярностью. А теперь мы, кстати, есть и на платформе Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!
Журналист, автор блока «Технологии».
Стриминг – это потоковое онлайн-вещание. К стриминговым мультимедиа относят музыку, видео и информацию, которые пользователь получает непрерывно от провайдера потокового вещания. Большая часть рынка стриминга относится к сегменту киберспорта, здесь геймеры показывают в режиме онлайн, как они проходят игры. Стримерами называют также авторов видеоблогов в жанре музыки, кулинарии, путешествий, распаковки и других направлениях.
Специалисты часто называют стриминг медиа будущего. При этом популярные стриминговые платформы уже вошли в набор известных инструментов в digital, а рынки киберспорта и стриминга видеоигр постоянно попадают в поле внимания СМИ.
На чем зарабатывают стримеры
Стримеры – авторы и трансляторы стримов – могут зарабатывать на своем канале несколькими способами:
Какие существуют способы интеграции бренда в стрим
Интегрировать рекламу компании в стрим можно с помощью следующих инструментов:
Платформы для стриминга
Возможности для стриминга как дополнительный сервис предлагают крупнейшие медиаплощадки. Иные платформы и сервисы специализируются исключительно на потоковом вещании.
К популярным стриминговым платформам в мире и России можно отнести:
Twitch
Крупнейшая стриминговая площадка, согласно данным компании Streamlabs. Twitch.tv вырос из ресурса justin.tv, который не ограничивался специализацией на видеоиграх, а транслировал также стримы про животных, спорт и политику. Однако в 2011 году руководители justin.tv поняли, что за компьютерными играми большое будущее, и переключились только на игровую тематику.
Twitch доступен через браузер на любом устройстве, в том числе для iOS и Android. Платформа проводит трансляции геймплея и киберспортивных турниров и сотрудничает с крупнейшими конференциями и мировыми чемпионатами в игровой индустрии.
YouTube Live
Возможности для трансляций предлагает также крупнейший мировой видеохостинг. Этот канал продвижения геймеры считают достаточно сложным в плане конкуренции, поэтому YouTube Live обычно выбирается в качестве дополнительной площадки.
Facebook Live
Facebook Live запустился в 2016 году. С помощью сервиса можно напрямую связываться с подписчиками. Согласно статистике, пользователи Facebook комментируют прямые трансляции в несколько раз чаще, чем обычные видео. Смотреть потоки в Facebook Live можно непосредственно в момент их записи или постфактум.
Mixer
Mixer – стриминговая платформа, принадлежащая Microsoft, так же, как и Twitch, сфокусированная на видео-гейминге. Сервис интегрирован в Xbox One и Windows 10 и позволяет играть и общаться нескольким игрокам одновременно и устраивать интерактив со зрителями, которые могут воздействовать на геймплей и отдавать стримерам голоса.
Periscope
Periscope – служба потокового вещания, принадлежащая Twitter. Приложения Periscope доступны для Android и iOS. Пользователи Periscope могут транслировать видео в прямом эфире, общаться со зрителями, смотреть пропущенные трансляции в записи, делиться видео онлайн в соцсетях и проводить закрытые трансляции для отдельных пользователей.
GoodGame.ru
Крупнейший портал о киберспорте в рунете, предлагающий, кроме тематических репортажей, новостей и интервью, трансляции с турниров и стрим-сервис для зарегистрированных пользователей. Ресурс позволяет привязывать канал к YouTube, записывать свои потоки и делиться записанными видео с пользователями других сервисов.
CyberGame.tv
CyberGame.tv – еще одна российская площадка, специализирующаяся на потоковом вещании для геймеров. Среди преимуществ CyberGame.tv – стабильная работа служб, постоянно обновляющийся функционал, удобная навигация и достаточное разнообразие трансляций с турниров и фестивалей.
VK Live
Собственную платформу для трансляций предлагает также соцсеть «ВКонтакте» . Приложение VK Live позволяет пользователям общаться в чате трансляции, получать от зрителей подарки и платные сообщения и выбирать из числа рекомендованных потоков в ленте трансляций.
«Одноклассники»
Трансляция стримов доступна также для пользователей «Одноклассников» и OK Live. В 2017 году социальная сеть первой в России представила функцию стримов из браузера. Во время эфира стримеры могут общаться со зрителями в чате, получать «классы» и комментарии. Прямые трансляции попадают в ленты друзей и подписчиков и появляются на карте стримов, а самые популярные видео выходят в топ стримов OK Live.
Как настроить стрим
Для настройки стрима пользователю нужно подготовить оборудование: выбрать мощный компьютер, подобрать качественную камеру, микрофон, хромакей. Также стримеру понадобятся сервисы для записи видео, настройки донатов и подписок и программы для чатов и оповещений.
Одними из наиболее популярных платформ для записи потокового видео на сегодняшний день являются программы Open Broadcaster Software и Xsplit Broadcaster. Первый продукт – бесплатная программа с открытым исходным кодом, разработанная проектом OBS и сообществом независимых разработчиков. Вторая платформа – Xsplit Broadcaster – доступна пользователям только по подписке (от $4,17 до $8,32 в месяц).
Xsplit Broadcaster достаточно проста в установке, но эта программа требует переустановки для каждой платформы. Open Broadcaster Software устанавливать сложнее, но зато, настроив программу один раз, к ее настройке возвращаться уже не нужно. Кроме того, OBS предлагает большой набор изменяемых параметров и не так сильно нагружает компьютер.
Зачем нужны чаты для стрима
Крайне важный элемент стрима – чат. Если стример проводит ретрансляцию для нескольких платформ, то он вряд ли сможет полноценно стримить без чата. Зрители с ресурсов с небольшой аудиторией в полупустых чатах чувствуют себя одиноко и не задерживаются на канале. Стримеры советуют уделять особое внимание таким зрителям и читать их сообщения в первую очередь. Причем выведение этих сообщений в общий поток на экране трансляции создает хорошие условия для пребывания пользователя на канале.
Опытные авторы каналов утверждают, что чтение чата для любого стримера должно быть обязательным условием, при этом размещение чата на экране стрима крайне желательно для продвижения канала. Часть зрителей разворачивают стрим во весь экран на компьютере или просматривают трансляции с мобильных устройств, поэтому им будет удобнее видеть чат прямо на экране трансляции.
От первых музыкальных стримов в 90-е до современных социальных платформ
Прямой эфир в онлайне
Прямые трансляции в интернете — далеко не новый формат. В первые годы онлайн-трансляции в основном были связаны с музыкальным бизнесом. В июне 1993 года первый в истории стрим провел музыкальный garage-band Severe Tire Damage, участниками которого были программисты компаний Apple, Xerox и DEC. В Калифорнии они записали первое live-выступление, его увидели зрители во всех точках земного шара, где уже был распространен интернет. А в 1996 году прошел первый большой онлайн-музыкальный фестиваль Tibetan Freedom Concert с участием Бьорк, Smashing Pumplins и Rage Against the Machine.
Тогда же стал развиваться рынок гейминга. Первые киберспортивные соревнования прошли в 1996-м. А в 2007 году был запущен первый стриминговый сервис Justin.tv. Проект начался с одного-единственного канала, где его создатель Джастин Кан транслировал свою жизнь 24/7 в формате реалити-шоу. Но в 2011-м на рынок вышел новый сервис Twitch, полностью вытеснивший конкурентов. На сегодняшний день Twitch занимает 91% рынка стриминга во всём мире по количеству транслированных часов. В апреле 2020 был зафиксирован абсолютный рекорд — одновременно онлайн на платформе находились 4 млн человек.
Если не игры, то что?
До Америки и Европы тренд дошёл с небольшим опозданием. В 2015 году появилось мобильное приложение Periscope от компании Twitter. Путешествуя по Европе, Кейвон Бейкопур оказался в Стамбуле во время массовых протестов. Он пытался следить за обстановкой по текстовым сообщениям в Twitter, но не мог видеть, что происходит на улицах на самом деле.
Вернувшись домой, вместе с Джо Берштейном они создали первое приложение, в котором люди могли делать трансляции — альтернативу прямым эфирам и формату реалити-шоу на телевидении. Любой желающий смог освещать то, что он видит и что с ним происходит, онлайн на широкую аудиторию. А в 2017 году появился live.ly — один из ведущих сайтов для интернет-трансляций. Пользователям нравились эти приложения: в лучшие годы Periscope насчитывал более 10 млн пользователей, а ежемесячная аудитория live.ly — 4,6 млн.
Поняв это, одна за другой социальные сети стали запускать функцию «Прямой эфир»: в 2016-м — «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», YouTube, а в феврале 2017-го — Instagram. Во время трансляций популярные блогеры отвечают на вопросы подписчиков, берут интервью и проводят совместные эфиры в формате видеозвонка.
Платформы из Азии тоже не стояли на месте: они начали экспансию на запад. В BIGO Live пользователи получили возможность заводить друзей по всему миру и общаться с ними как в социальных сетях, следить за жизнью любимых ведущих, участвовать в онлайн-батлах и обмениваться виртуальными подарками. В приложении сделали функцию создания «Семьи», которая позволяет стримерам объединяются в сообщества, проводить совместные трансляции и делать коллаборации. За шесть лет платформа набрала более 400 млн пользователей в 150 странах, а в России ей пользуются более 180 тыс. человек ежедневно.
Главный тренд 2020
С началом пандемии стал наблюдаться рост популярности стримов, как игровых, так и IRL-формата. Артисты и блогеры не могли взаимодействовать с аудиторией офлайн, и чтобы не терять популярность и поддерживать уровень присутствия в инфополе, стали чаще выходить в прямые эфиры.
Где деньги?
Пользователи рассматривают live-стримы как способ заработка, а бренды — как платформу для рекламных интеграций. Со стримерами Twitch работают глобальные компании, такие как Nike, Adidas, Coca-Cola, P&G и другие. Бренд Burberry осенью провел первый в истории модный показ в Twitch. Рекламодатели платформы могут размещать баннеры в описании каналов-партнеров, добавлять логотип или QR-код в трансляцию. Распространенный и эффективный вариант — использование бота, который с определенной периодичностью публикует в чате стрима ссылки на продукцию бренда. Многие спонсируют киберспортивные турниры и делают коллаборации с инфлюенсерами. За это получают деньги не только платформы, но и сами ведущие.
Однако больше половины стримеров зарабатывают не благодаря рекламным контрактам, а на самих эфирах. За выполнение пожеланий зрителей, платную подписку и другие действия пользователи готовы платить реальные деньги в валюте внутри сервиса. Уровень дохода зависит от степени популярности и тематике стримов. Так, топовые стримеры в жанре «мокплан» (самый популярный в Корее жанр употребления еды на камеру) от одних донатов зарабатывают в месяц порядка $10 тысяч в месяц.
Приложение BIGO Live придумало еще одну опцию — более 3 тыс. популярных пользователей подтвердили статус «официального ведущего стрима». Они получают официальную зарплату от $50 до 25 тыс. ежемесячно в дополнение к донатам от пользователей, ведут мероприятия, путешествуют по миру как амбассадоры платформы. Чтобы получить статус «официального ведущего», нужно выходить в эфир минимум 30 часов в месяц и выполнять план по донатам.
Стриминг, второе рождение Video on Demand, жизнь забытых идей
Когда-то мы жили в парадигме телевидения с четко определенной сеткой вещания, необходимостью вернуться к определенному времени, чтобы увидеть тот или иной фильм, передачу, спортивное событие. В 70-е годы прошлого века улицы мегаполисов часто становились безлюдными, когда на экранах появлялись знаковые работы или шел финал какого-то спортивного события. Пропустил трансляцию по расписанию - значит, не увидел то, что тебе важно. Самые знаковые передачи повторялись, что давало возможность все же посмотреть их. Затем появились видеомагнитофоны, которые приобрели массовую популярность из-за возможности не только собрать коллекцию любимых фильмов, но и записывать эфирное телевидение. Но распространенность “видаков” оставляла желать лучшего, и несмотря на то, что это был массовый товар, до уровня проникновения тех же смартфонов им было так же далеко, как до Луны.
Различные сервисы Video on Demand стали прообразом того, что мы знаем как YouTube или его аналоги. Контент хранится на серверах в сети, а вы получаете его в момент, когда хотите посмотреть. Никакой привязки ко времени, вы смотрите видео когда и где вам удобно. Популярность YouTube - это отражение простоты идеи и того, что это она чертовски притягательна, вы не подстраиваете свою жизнь под развлечения, а они доступны, когда нужны вам.
Сколько стриминговых подписок нужно обычному американцу?
Например, как вы пользуетесь телевизором и пакетом платных цифровых каналов (если он у вас есть, в США, например, это может быть как спутник, так и кабельное ТВ)? Сценарий использования такого ТВ очень прост: вы платите ежемесячно абонентскую плату и получаете набор каналов, которые смотрите. Возможностей сэкономить предлагается не так много, обычно это скидка за предоплату сервиса на большой срок, например, на год вперед.
Появление того же Netflix изменило поведение людей, единицы могут смотреть сериалы и фильмы нон-стоп, обычно это либо выходные, либо отпуск. Как результат, появилась возможность покупать подписку на месяц, чтобы посмотреть те сериалы, что вам интересны, а затем отменить подписку до следующего всплеска интереса. В Netflix на это ответили тем, что попытались ежемесячно запускать проекты, которые могут привлечь внимание и удерживать зрителя. В стриминге проблема удержания пользователя стоит намного острее, чем для обычного кабельного ТВ. Люди могут отказаться от сервиса, чтобы вернуться к нему через полгода или год. Необходимость продлить жизненный цикл подписчика приводит к тому, что компании придумывают привязку подписки к другим сервисам и предоставление скидок. Проблема стриминга в том, что сегодня у вас может быть миллион клиентов, а завтра их число сократится на треть. И потом этот цикл повторится в другую сторону. Число активных подписчиков в стриминговом сервисе - это не абсолютная метрика, которая объясняет то, насколько здоров бизнес. В отличие от ТВ, где эта метрика абсолютна и дает всю информацию, которая необходима, в стриминге важно число тех, кто остается с сервисом постоянно и не отказывается от подписки. Это совсем другой вариант бизнеса.
Газета Wall Street Journal и Harris Poll опросили 2000 американцев об их отношении к стриминговым сервисам. Ответы показательны и сильно отличаются от “здравого смысла”. В месяц опрошенные готовы тратить на стриминговые сервисы 44 доллара (это сравнимо со средним чеком на линию у сотового оператора), среднее число сервисов составило 3.6. Двадцать процентов опрошенных в ближайший год готовы отказаться от подписки на спутниковое или кабельное ТВ. Эти данные отлично совпадают с моим представлением о том, как будет развиваться стриминг, - подписка будет происходить на несколько сервисов, и ультимативного решения не будет.
В 2009 году число сериалов, что производятся в Америке, составляло внушительную величину, их было около двух сотен. В 2018 году их было почти пятьсот, увеличение в два с половиной раза произошло из-за обострившейся конкуренции.
Число сериалов продолжает расти, и рынок начинает испытывать проблемы с поиском сценариев, актеров, производством самих фильмов. Например, попытка YouTube снимать свои собственные сериалы, ставка на научно-фантастические картины выглядела логично, но оказалась провальной. Неожиданно вышло так, что сериалы от Google имели несколько аналогов, и каждый из них не выглядел как нечто ценное в глазах потребителя. Не можешь посмотреть сериал от YouTube? Совсем не страшно, посмотри аналогичную жвачку от того сервиса, на который ты подписан.
В 2013 году Netflix заплатил 100 миллионов долларов за “Карточный домик”, перекупил его у HBO. Этот сериал стал для сервиса ключевым и привлек новых подписчиков. По меркам 2013 года цена “Карточного домика” космическая, но именно с этой сделки начался рост затрат на сериалы, стали возможны любые цены. В 2019 году крупные игроки с тоской смотрят на стоимость “Карточного домика”, это не копейки, но по нынешним временам разумные деньги за такую картину.
Для небольших игроков это означает уход в определенные ниши, ориентация не на массовый вкус и надежду на то, что какой-то из таких сериалов “выстрелит”, а значит, придут новые пользователи. Рынок только пытаются захватить, а на нем уже произошла сегментация. Это говорит о крайне высокой степени конкуренции, рынок стриминга агрессивен.
Необходимость 5G, а также выгода локальных провайдеров
Немного про будущие проблемы стриминга
В апреле 2020 года в США появится стриминговый сервис Peacock от Comcast, в мае выйдет HBO MAX, и это только верхушка айсберга. В том же HBO MAX компания рассчитывает получить к концу 2025 года от 70 до 90 млн подписчиков. Амбициозно? Не то слово.
То, что происходит в Америке, непосредственно скажется на всем мире, стриминговые сервисы начнут широко шагать по планете, американским компаниям будет тесно на родном рынке. А это, в свою очередь, создаст давление на локальных игроков, цены начнут выстраиваться под предложения международных компаний. И верхнюю планку мы уже точно знаем - это 15 долларов. Но обесценивание сервисов в 2020 году будет происходить на глазах, поэтому цены могут снизиться до 8-10 долларов, и это будет новый уровень стоимости.
К созданию такого формата прогрессивное человечество приблизили видеостриминговые сервисы — платформы, обеспечивающие вещание в онлайн-режиме. Самые известные из них — Twitch, YouTube, Livestream и Periscope. Пользователи этих сервисов могут совершенно бесплатно создавать видеотрансляции на своих персональных устройствах, а также общаться со зрителями в режиме реального времени. Подобный формат вещания в интернете стал называться стримом, а авторы трансляций — стримерами.
Если на телевидении над одним шоу работает целая команда профессионалов, то за стрим в большинстве случаев несет ответственность один пользователь. Людей привлекает в стримах не только их доступность, домашняя атмосфера и желание поделиться чем-то с другими, но и возможность заработать.
Помимо размещения рекламы на канале (ее в разы меньше, чем на ТВ) многие стримеры готовы принимать от зрителей так называемые «донаты» — деньги, которые другие пользователи дарят автору стрима. Так зрители либо выражают свою ему поддержку, либо пытаются засветиться на его канале — имена приславших «донаты» чаще всего озвучиваются в прямом эфире.
Стать стримером может любой. Но это сложнее, чем кажется
Чтобы запустить свою первую трансляцию, нужно не так уж и много: быстрый интернет, микрофон и хорошая веб-камера — последние два пункта есть почти в любом современном смартфоне или компьютере.
Намного труднее придумать необычную тему, которая будет интересна другим. Большинство современных стримеров идут по уже проторенному пути и занимаются «летсплеями» (от англ. let’s play — сыграем) — демонстрируют зрителям, как они играют в компьютерные игры.
Другим популярным направлением являются стримы свободного формата IRL (англ. — In Real Life), на которых пользователи занимаются чем угодно: играют в настольные игры, танцуют, поют, обсуждают актуальные тренды в кино, музыке и игровой индустрии.
Конкуренция в стриминге за последние несколько лет выросла очень сильно. На первые роли выходят те, кто готов предложить зрителю помимо моря веселья качественную картинку с большим количеством эфирного времени. А киберспортивные организации даже стали подписывать популярных летсплейщиков, чтобы привлекать их аудиторию к своему бренду.
С развитием киберспорта наметилась и другая тенденция: на видеостриминговых платформах стали показывать еще и целые турниры. Каждую неделю ивенты по League of Legends, Dota 2, CS: GO и другим дисциплинам на Twitch смотрят сотни тысяч человек. В данном случае, кстати, над трансляцией работает целая студия с большим штатом, а сам формат больше напоминает спортивные шоу с обычного ТВ.
Эпатаж, мастерство и доброта
До недавнего времени отсутствие цензуры и свода каких-либо правил поведения на трансляциях побуждало стримеров пускаться во все тяжкие: от экспериментов с внешностью до вульгарного поведения в эфире.
Яркий пример — стример Хершель Гай Dr.Disrespect Бэйм, у которого более полумиллиона подписчиков. Разве можно проигнорировать человека с такой запоминающейся внешностью?
Не забывает про стримы и популярный видеоблогер Илья Maddyson Давыдов. На заре развития YouTube он был чуть ли не первым, кто начал делать обзоры на видеоигры. Некоторые его видео до сих пор остаются настоящими шедеврами из-за неповторимого юмора и подачи. На стримах Илья остается верен себе и продолжает искрометно шутить, в том числе и над собой.
Однако не менее популярны и серьезные стримеры, которые в первую очередь привлекают зрителей своей невероятной игрой. Один из самых перспективных игроков в CS: GO Майкл Shroud Гржесик решил приостановить карьеру в начале этого года, чтобы заняться стримингом. Мастерство Шрауда помогает ему и в других дисциплинах — его трансляции PUBG, Fortnite и Call of Duty собирают больше зрителей, чем некоторые профессиональные турниры.
Стоит отметить, что трансляции довольно часто используются и для благотворительных целей. Так, совсем недавно российские блогеры собрали более 1 миллиона рублей в фонд помощи тяжелобольным детям. И это доказывает, что аудитории стриминговых платформ важны не только развлечения, но и социальные проблемы.
Стримить пытаются все. От рэперов до звезд спорта
За последний год на стримах стало появляться все больше звезд из шоу-бизнеса и спорта. Скажем, на трансляциях были замечены известные реперы Drake, Snoop Dogg и Post Malone.
Не стесняются идти на Twitch и актеры знаменитых сериалов. Например, Уилл Уитон из «Звездного пути» и Терри Крюс из «Бруклин 9-9».
В стороне, конечно же, не смогли остаться и спортсмены. Неймар редко ведет стримы по CS: GO сам, зато часто появляется на трансляциях у друзей. Через пару месяцев после перехода в «Монако» засветился на стриме по PUBG и Александр Головин. А забавнее всех в этом году начал стримерскую карьеру игрок «Тоттенхема» Деле Алли. Футболисту стало жарко во время трансляции по Fortnite, и он обнажил свой торс. Однако даже вне футбольного поля за снятую майку можно получить штраф. Деле чуть было не забанили на Twitch, но он успел вовремя одеться обратно.
Как уйти из киберспорта и стать популярнее Криштиану
Самый известный стример в мире на сегодняшний день — бывший киберспортсмен Тайлер Ninja Блевинс. Карьеру игрока он начал в 2009 году, но первый серьезный контракт получил только в 2017-м. В тот год его подписала известная американская организация Luminosity Gaming как игрока в футуристический шутер Halo. Чуть позже Ninja сменил дисциплину на PUBG и даже победил на одном из турниров. Однако настоящая популярность к Тайлеру пришла именно на стримах по Fortnite — самой популярной игре на Twitch.
Его трансляции ежедневно смотрят сотни тысяч человек во всем мире. В этом году он установил рекорд посещаемости на Twitch — за стримом одновременно следили 667 тысяч человек. Кроме того, этой весной Тайлер обогнал по количеству взаимодействий в социальных сетях даже самого Криштиану Роналду. Ninja был упомянут в Facebook, Twitter и на других площадках более 150 миллионов раз за один только апрель.
Блевинс считает, что в первую очередь нужно любить своего зрителя и уважать его интересы. Поэтому, к примеру, Ninja старается больше не сквернословить на трансляциях, потому что его могут смотреть дети.
К свалившейся на него славе Ninja относится сдержанно: «Я не чувствую себя известным, мне все равно приходится убирать дерьмо за своей собакой на прогулке», - говорил геймер в интервью ESPN.
Другим киберспортсменом, чья популярность значительно возросла из-за стримов, можно смело считать капитана Virtus.pro Алексея Solo Березина.
Сегодня Solo — один из самых авторитетных и уважаемых капитанов в Dota 2. Но, кто знает, как могла сложится его карьера, если бы не успешный опыт стриминга.
Стрим — самая демократичная форма общения со зрителями
Запустить стрим — в каком-то смысле то же самое, что и открыть свой телеканал. Почувствовать себя генеральным директором канала в XXI веке может каждый — достаточно зарегистрироваться на любой бесплатной платформе. Только вы будете решать, что показывать на трансляции, когда выйти в эфир и как заинтересовать новых зрителей.
При этом стримерам, по сравнению с телеканалами, проще найти точки соприкосновения с аудиторией. Во-первых, материал, допустимый к показу, ограничивается лишь авторскими правами и правилами поведения, принятыми на конкретной платформе. Да и формат онлайн-трансляций, в котором люди беседуют и делятся эмоциями на основе общих интересов (например, видеоигр), изначально выглядит более демократичным и продвинутым.
Однако будущее онлайн-трансляций пока что туманно. С каждым днем они становятся все ближе к привычным нам каналам вещания, коим изначально и противопоставлялись. Так, последние полгода владельцы видеостриминговых сервисов ужесточают цензуру и внимательнее следят за соблюдением авторских прав, а звезды Twitch и Youtube в борьбе за аудиторию и поддержку спонсоров вынуждены практически регулярно запускать трансляции — практически как в расписании передач на ТВ.
Смогут ли в таких условиях популярные стримеры сохранить свою уникальность и не потерять зрителей? Ответ на этот вопрос во многом определит развитие онлайн-трансляций, киберспорта и видеоигр на ближайшие годы.
Читайте также: