Сталкер кто такой дикобраз
Хм. интересно мне, знает наша публика это произведение (вернее, три совершенно разных - книгу, сценарий, фильм) и помнит ли их. И как хорошо поняли вы их? И поняли ли?
Это из "Сталкера" Тарковского. В книге Стругацких "Пикник на обочине" дикобраза нет. Стало быть, речь о фильме. Поскольку сценарий писал сам Тарковский. Дикобраз, точнее, не сам он, а рассказ о нем, появляется в одном эпизоде. Главные герои отправляются в ЗОну, чтобы добраться до того места, где исполняются сокровенные желания. И пока они идут, они воспоминают историю человека по прозвищу Дикобраз, который шел к заветному месту, чтобы попросить здоровья своему сыну. Дошел. А когда вернулся, то обнаружил, что сын по-прежнему болен, зато сам он стал богат. Зона реализовала его ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ желание. И Дикобраз повесился. Этот эпизод очень важен для фильма, так как раскрывает его главную тему. Герои тоже достигли цели, но они по пути так много для себя переосмыслили, что поднялись до осознания того, что их нравственность несовершенна. Ведь Зона - это территория, где человек может либо выстоять, либо сломаться.. . Герои фильма выстояли, Дикобраз сломался.
Характер зоны
Сталкер возмущен тем, что писатель в зоне ведет себя без уважения и страха и произносит монолог, в котором описывает Зону, с одной стороны, как механическую систему смертельных ловушек, а с другой стороны – как живое существо с то ли женственным, то ли инфантильным характером. К ней можно прийти на свидание, она капризна, пропускает или не пропускает, предупреждает, наказывает, карает и требует к себе уважения. При этом она не делит людей на хороших и плохих:
ПИСАТЕЛЬ. Хороших она пропускает, а плохим – отрывает головы…
СТАЛКЕР. Н-нет, не знаю. Не уверен. Мне-то кажется, что пропускает она тех, у кого… надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а… несчастных? Но даже самый разнесчастный гибнет здесь в три счета, если не умеет себя вести! Вам повезло, вас она предупредила, а могла бы и не предупредить.
То есть, человек, попавший в зону, может быть и подлецом (вроде Дикобраза), главное, чтобы ему больше не на что было надеяться, и он умел себя вести, т.е. оказывал зоне своё почтение.
Это почтение должно выражаться в виде исполнения определенных ритуалов, к которым относится, например, кидание гаек. Кроме того, в зоне приходится выполнять множество странных условий: по прямой ходить нельзя, возвращаться за отставшим товарищем нельзя. Это напоминает с одной стороны, обрядоверие, а с другой – тюрьму (которая тоже носит название зоны): главное – вести себя правильно, тогда не погибнешь.
Больше всего Зона похожа на природу, которая торжествует над человеком и его техногенной цивилизацией. Это мир, живущий по своим законам, которые человек не может постичь и которым вынужден подчиняться.
Известно, что жизнь посреди природы, заставляет проявиться в человеке то, что он пытается от себя скрыть. Это и происходит в дальнейшем с героями фильма.
Зона — это Великая Мать, на свидание с которой стремится сталкер. Причем, Мать, скорее ужасная, чем добрая.
Борис Стругацкий говорит, что «Тарковскому нравилась сама идея: показать прекрасный, зеленый, радостный мир, исполненный (в то же время) непонятной угрозы.»
В итоге, мы видим, что зелень и растительность в Зоне — это всего лишь видимость, скрывающая смерть. Вообще, в зоне всё связано со смертью. Ее охраняют военные, убивающие тех, кто стремится в нее проникнуть. Убивает и сама Зона, поглощая попавших в нее людей.
Профессор на случай суицида зашивает ампулу с ядом, Писатель берет с собой пистолет.
По всем этим признакам, зона напоминает Аид, загробный мир. Тут нет живых людей, и это особенно нравится сталкеру, добавляя интересный штрих к его портрету. Здесь лежат непохороненные трупы, а сталкер готов привести сюда жену и дочку.
Отрывок из Луки
В следующий раз собака появляется перед пробуждением сталкера, после чего он произносит отрывок из Евангелия от Луки, не произнося названий и имён:
- В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
- и разговаривали между собою о всех сих событиях.
- И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.
- Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
- Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
- Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
- (Лук.24:13-18)
Здесь рассказывается о том, как ученики встретили Христа после его воскресения, но не узнали. Очевидно, что спутники сталкера (писатель и профессор) сравниваются с этими учениками. И вновь неслучайно, что отрывок о встрече с Христом цитируется в то время, когда путники встречают собаку-Меркурия.
Кроме того, образ собаки ассоциируется и с черным пуделем, в которого обратился Мефистофель, явившись Фаусту.
Черную собаку можно трактовать и более общо, как порождение зоны и олицетворение тех оккультных сил, которые здесь обитают. Поэтому показательно, что в конце фильма эти силы вместе со сталкером выходят из зоны в обычный мир.
Уход сталкера
Из слов жены мы узнаём, что сталкер в последний раз отсидел в тюрьме пять лет. Спрашивается, за что такой срок? У Стругацких сталкера сажали всего на шесть месяцев, вполне разумный приговор для тех, кто лишь выносит и продаёт опасные артефакты. Правда, второй раз его посадили на 2 или 3 года. Но почему Тарковский этот срок увеличил?
Сталкер Тарковского занимается не тем, что таскает из зоны чудесные артефакты. Он целенаправленно водит в зону людей, из которых некоторые погибают. Вроде бы сталкер и не виноват, ведь людей убивает зона. Но известно то, что Тарковский допускал, что Сталкер и Дикобраз могут быть одним лицом. В беседе с Ольгой Сурковой он говорил:
Тут нужно только подчеркнуть как-то в диалоге, когда они будут о Дикобразе говорить, сомнение по поводу существования уже самого Дикобраза. А был ли вообще-то он? Например, кто-нибудь скажет Сталкеру: «А может быть, Дикобраз — это твой псевдоним? При чем тут Дикобраз-то? Может, это ты сам еще собираешься повеситься?»
Если это так, значит это сталкер убил своего брата в «мясорубке» на пути в Комнату, и именно за это его и могли посадить на пять лет.
Но самый главный аргумент в пользу того, что сталкер и есть Дикобраз – это бинт на его шее. Назначение этого бинта – скрывать след от сдавления шеи петлёй. Сталкер пытался повеситься, но по какой-то причине это ему не удалось. Его посадили, он отсидел 5 лет за убийство, а своим спутникам теперь рассказывает, что Дикобраз повесился.
Важным моментом в понимании существа зоны является то, что дети сталкеров рождаются мутантами. Кроме того, Жена сталкера рассматривает их больного ребенка как проклятие Бога за походы сталкера в зону.
«Сам Бог тебя проклял таким ребенком»
Уже из этого можно сделать вывод, зона – это не Бог, как это хотелось бы видеть некоторым. От общения с Богом не рождаются больные дети.
Появление собаки
После того как Сталкер и Писатель вновь находят Профессора, сталкер разыгрывает испуг и удивление и распоряжается сделать привал. Располагаясь на отдых, герои фильма занимают весьма причудливые положения.
В монтажном плане Тарковский пишет: «Писатель укладывается на клочок земли, уходящий в воду. Профессор на откосой стене прилег, сидя. Сталкер укладывается тоже промеж воды на сушу».
Некоторые в позах отдыхающих персонажей видят отсылку к позам апостолов на иконе Преображение Господне. Вот что пишет, например, поэт Андрей Тавров:
На иконе «Преображения» Феофана Грека «энергия изначального уже проявлена в земном, мускулистом плане. Она лепит земные позы и пластику фигур опрокинутых ей апостолов — жесты, которые повторил в «Сталкере» А. Тарковский».
Допустим, режиссер действительно сделал своеобразную отсылку к иконе Феофана Грека. Но можно ли ее считать отсылкой к христианским идеям, заключенным в данной иконе? К сожалению, нет, ибо, при внешнем сходстве поз персонажей, смыслы, заключенные в кинообразе прямо противоположны смыслам, заключенным в иконе.
На иконе Преображения представлен эпизод, когда Христос взял апостолов Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор. Богословами это трактуется и как реальное событие, и как образ духовного восхождения. В топологии «Сталкера» никакого восхождения нет; герои постоянно движутся в одной плоскости.
Далее, на горе Фавор произошло преображение Христа. Апостолы увидели, как его одежды сделались белыми, а лицо просияло как солнце. То есть, апостолы своими глазами увидели божественность Христа. Грубо говоря, апостолы пробуждаются, открывают глаза, начинают видеть воочию, тогда как персонажи Сталкера – спят.
И наконец, самый главный вопрос: если режиссер сделал отсылку к Преображению Христа, то где сам Христос? Как это ни странно, но место Христа в зоне занимает черная собака. Как только герои улеглись, она появляется, но как будто в ином пространстве, где моросит дождь.
В мифологии черная собака связана с загробным миром и божествами смерти. Она выполняет роль стража на границе миров, и проводника из одного мира в другой. Собака является атрибутом Анубиса и Гермеса. Поскольку они выполняют одинаковые функции проводников душ в загробном мире, возникло даже божество Германубис.
Формально, Христос, так же, как и Гермес обладает той же способностью: перемещаться через границы миров. Поэтому в оккультных учениях Гермес-Меркурий часто отождествляется с Христом.
Как пишет Мария-Луиза фон Франц, «В отличие от светлого и одухотворённого Христа, Меркурий символизирует тёмного и скрытого Бога, который воплощает совмещение противоположностей и компенсирует устоявшийся в коллективном сознании символ одностороннего Бога» («Миф Юнга для современного человека», гл.10).
Как видим, зона – это загробный мир, в котором всё перевёрнуто. Соответственно, и сцена Преображения Христа здесь приобретает зеркальный характер: если апостолы восходили на гору, то герои фильма, по сути, спускаются под землю; если апостолы духовно пробуждаются, то персонажи засыпают, а вместо светоносного Христа появляется черная собака-Меркурий.
Горящая зола
Затем мы видим горящую золу и раздуваемый ветром огонь, что снова напоминает нам о Тангейзере.
Википедия сообщает: «Народная южно-германская фантазия приурочила исторического Тангейзера к преданиям о горе Герзельберг (название горы происходит от немецкого слова. «Ursel» [озе] — непотухшая, огненная зола).
Эта гора, имеющая вид продолговатого гроба, слывет в простонародье под именем Венериной горы. В ней есть пещера, где слышится шум подземных ключей; народная фантазия услышала в этом шуме стоны грешников и нечестивые клики адской радости, а во мраке грота увидела адское пламя. Гора прослыла входом в чистилище и обиталищем прекрасной языческо-германской богини Гольды или классической богини Венеры».
То есть, мифологически, зона — это аналог местообитания Гольды или Венеры. Это подтверждается и всем женственным характером зоны, и ее почти эротической привлекательностью для сталкера.
Эпиграф
«…Что это было? Падение метеорита? Посещение обитателей космической бездны? Так или иначе, в нашей маленькой стране возникло чудо из чудес – ЗОНА.»
Зона в фильме связана с понятием чуда. Источник происхождения зоны неизвестен, и тем не менее, она почитается как чудо.
Но дело в том, что понятие чуда проблематично: чудеса бывают истинные и ложные, и Тарковский, заставляя актеров перед съемками читать Евангелие, не мог об этом не знать. Так, в Евангелии от Матфея Христос предсказывает наступление последних времён, когда чудеса станут обычным делом:
«Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.» (Мф. 24:24)
А в Откровении Иоанна Богослова говорится, что чудеса творит антихрист:
«и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле ….» (Откр. 13:13)
В фильме Тарковского показано как раз-таки апокалиптическое состояние мира, последние времена. А значит и понятие чуда должно трактоваться именно в апокалиптическом смысле. Это ложное чудо, чудо как обольщение. Чудо, которое не открывает нам таинственную сущность вещей, а лишь отвлекает от чего-то более важного. Это подмечено даже у Стругацких.
Разбор фильма «Сталкер» (1979)
7 января 1975 года Андрей Тарковский записал в дневнике: «Чем-то моё желание делать „Пикник“ похоже на состояние перед „Солярисом“. Теперь я уже могу понять причину. Это чувство связано с возможностью легально коснуться трансцендентного…».
Но действительно ли Андрей Тарковский коснулся в фильме «Сталкер» трансцендентного или это было нечто иное?
Многие люди увидели в фильме «Сталкер» ни больше, ни меньше, как символически показанный путь к Богу. Так думают даже те, кто работал с Тарковским.
Художник Рашид Сафиуллин: «Зона — это место, где можно правильно жить. … Да, приходится лгать. Да, приходится, крутиться…» (подробнее в видео)
Интереснейшая оговорка! Она выявляет как минимум то, что у зрителей содержание Сталкера вызывает когнитивный диссонанс и им приходится игнорировать некоторые явно показанные на экране вещи, чтобы не разрушить свои идеализированные представления.
Фильм «Сталкер» поднимает вопросы о счастье, чуде, вере. Казалось бы, разве не это самое главное в человеческой жизни? Уже только услышав эти возвышенные слова, люди готовы думать, что общепризнанно гениальный режиссер в своем фильме покажет им путь к достижению счастья при помощи веры в чудо.
Но тот, кому важна истина, должен иметь мужество смотреть в лицо фактам. И нужно признать, что в фильме есть множество сцен, вызывающих недоумение и даже отторжение. Наверное, самая яркая из них – это завершающая сцена, где несовершеннолетняя девочка мысленно произносит стихи о сексуальной страсти. Столь же странно смотрится истеричный припадок жены сталкера. Обилие шприцов, ампул и таблеток в кадре. И многое другое. Все эти вещи, если их специально не игнорировать, очень мешают позитивной трактовке фильма. Но если наша цель – понять то, что нам показано режиссером, эти вещи нужно как-то объяснить.
Для этого давайте обратимся к фактам.
Всем известно, что в основе сценария фильма лежит повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине».
В ней авторы изображают человечество, столкнувшееся с необъяснимыми физическими явлениями в замкнутых пространствах, зонах, происхождение которых приписывается инопланетной цивилизации. В повести подчеркивается то, что люди жертвуют своими и чужими жизнями, чтобы добыть чудесные артефакты и заработать денег. В конце концов, всё человечество постепенно «подсаживается» на «подарки» зоны, используя их в своих корыстных интересах. Предполагается, что чудесные артефакты – это всего лишь мусор, оставленный пришельцами на обочине их дороги. Проще говоря, помойка. Но важно то, что люди начинают верить, что один из отбросов в этой помойке (золотой шар), может исполнять их желания. Причем, что тоже очень важно, одним из условий общения с золотым шаром является принесение человеческой жертвы.
Очевидно, что Тарковского что-то зацепило в повести Стругацких, раз он решил делать по ней фильм. При этом, Тарковский, будучи вроде бы религиозным человеком, всю работу над сценарием поручил братьям Стругацким, которые, как известно, были стопроцентными атеистами. Как это понять? Одна из моих гипотез заключается в том, что для Тарковского было важно, чтобы темы чуда, веры и счастья были разработаны именно в атеистическом ключе. Тогда, эти темы будут по определению исключать сверхъестественное, или божественное вмешательство, но при этом, не будут исключать вмешательство другого рода.
В повести Стругацких зона вполне определенно обозначается как нечто дьявольское. И несколько раз персонажами произносится фраза «дьяволу дьяволово», отголосок которой мы слышим в фильме («дикобразу дикобразово»). Также, Стругацкие вполне определенно показывают, что Зона порождает чудовищ. Из нее к живым людям приходят их умершие родственники. А дети тех, кто общается с зоной постепенно перестают быть людьми.
Можно ли представить, что, прочитав у Стругацких про зону как дьявольское место, Тарковский решил сделать из нее место божественного присутствия? Да и вообще, возможно ли это?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в символике фильма.
Разговор писателя с дамой
То же самое подтверждает и разговор Писателя с Дамой, в которой он называет зону порождением сверхцивилизации, в которой нет места Богу.
ДАМА. Но вы же сами говорили, что Зона – порождение сверхцивилизации, которая…
ПИСАТЕЛЬ. Тоже, наверное, скука. Тоже какие-нибудь законы, треугольники, и никаких тебе домовых, и уж, конечно, никакого Бога. Потому что если Бог – это тот самый треугольник… хм, то и уж просто и не знаю…
Поезд
Шум поезда с наложенной музыкой мы слышим четыре раза.
В первый раз – когда камера, проходя над кроватью, задерживается над головой сталкера.
Во второй раз во время истерики жены.
В третий раз камера находится в Комнате исполняющей желания.
В четвертый раз камера смотрит на дочку сталкера.
Таким образом, музыкальные фрагменты как бы маркируют главных действующих лиц фильма: сталкер, его жена, его дочь и зона.
В первый раз на фоне шума поезда звучит Марсельеза. «Отречемся от старого мира…».
В сцене истерики жены мы слышим фрагмент увертюры к опере Вагнера «Тангейзер».
Сюжет оперы имеет много общего с сюжетом фильма. Поэт-певец Тангейзер, однажды в лесу встречает богиню Венеру, которая завлекает его к себе в грот. Несложно в образе зоны увидеть вполне отчетливую аналогию с гротом Венеры. По ходу фильма мы увидим дополнительные подтверждения этому.
Сухой тонель или Круг
Далее мы видим, как сталкер с писателем несколько раз проходят мимо одного и того же места, где висит гайка. Возможно, с точки зрения фантастики, это должно было обозначать искривление пространства, очередную ловушку зоны. Но здесь также вспоминается народное поверье о том, что бес водит заблудившегося человека кругами.
Относительно странного здания с проёмами в стене, за которыми течет вода, в монтажном плане фильма есть запись: [ да это по-моему разрушенная церковь в воде].
Кинокритик Лев Карахан отмечает, что во всех фильмах Тарковского церковь «либо недостроена, либо, что чаще, разорена, разрушена, сожжена… Христианская символика у Тарковского — это, безусловно, выражение его изначальной расположенности к христианской вере, но в то же время и абсолютной невозможности обрести внутренний покой в храме, у которого нет крыши. … Храм существует, но не действует».
Как видим, пространство зоны — это место, в котором церковь разрушена, цитаты из Евангелия искажаются, но присутствует своеобразная синкретическая «мудрость» в духе религий Нью эйдж.
Молитва сталкера
В описании фильма сталкер прямо назван: «апостолом новой веры». Но мало кто задаётся вопросом, что это за вера и каков ее предмет?
В эпизоде так называемой «молитвы сталкера» он говорит о необходимости поверить в себя.
Когда он произносит молитву, мы видим черный колодец с грязной водой, подернутой пленкой. Создаётся впечатление, что молитва произносится вглубь колодца. Кто адресат этой молитвы? И что это за учение, в котором Абсолют символизирован черным колодцем с грязной водой? Или же это образ человеческой души?
Вообще в мифологии, колодец символизирует утробу Великой Матери. Имея связь с подземным миром, колодец содержит волшебные воды, обладающие способностью исцелять и исполнять желания.
«А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна…»
Казалось бы, это отсылка к идеям, изложенным в Евангелии от Матфея и послании ап.Павла:
«если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18: 3)»
«когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 9-10).
Однако, в Евангелии говорится не о беспомощности, а о скромности и смирении. А вера в себя в принципе противоречит христианскому учению. Учение сталкера ближе к Лао Цзы, который говорил, что: «Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное. В центре Вашего существа у Вас есть ответ: Вы знаете, кто Вы и чего хотите.»
Разбор фильма «Сталкер», часть 2
Тема счастья – одна из ключевых в фильме. Герои идут за исполнением желаний, а сталкер видит себя проводником к счастью.
Но при этом сам Андрей Тарковский не считал счастье достойным предметом для поисков. Он говорил, что «Мы не созданы для счастья, но есть вещи важнее, чем счастье». Получается, что персонажи фильма не являются неким «рупором», через который режиссер провозглашает свои идеи.
Писатель, как человек творчества, мог бы быть идейно наиболее близок режиссёру. Но его характер пронизан таким цинизмом в отношении сакрального, что он скорее олицетворяет вообще человека современной цивилизации.
В одном месте он насвистывает арию альта из «Страстей по Матфею» Баха. В этой арии апостол Петр раскаивается после того, как трижды отрекся от Христа. Если вам довелось слышать это произведение и понять его значение, то попробуйте представить, в каком духовно-нравственном состоянии должен находиться человек, который беззаботно насвистывает этот мотив.
В другом месте он проклинает истину: «Не желаю я с вами спорить. В споре рождается истина, будь она проклята.»
В третьем саркастично сравнивает себя с Вечным жидом, оскорбившим Христа.
И наконец, изображает некую противоположность Спасителя: «Я вас не прощу»
Стакан
В чем смысл сцены с двигающимся стаканом? Это имитация чуда. Кажется, что стакан движется сам, причина его движения невидима, однако мы ее слышим. Причина его движения – тепловоз, техническое устройство. То есть, в этой сцене своеобразно показано чудо, производимое техникой, техническим прогрессом. Именно технический прогресс является главным поставщиком чудес, и вместе с тем приближает апокалипсис.
кто такой дикобраз
Его недаром назвали так: угрюмый, вооружённый множеством длинных острых игл, он может вызвать страх. Однако внешность дикобраза обманчива: этот довольно большой, длиной почти в метр, зверь никогда ни на кого не нападает. Ведь он ГРЫЗУН и, как все грызуны, питается растительной пищей. Ну, а иглы, которые придают дикобразу такой страшный вид, нужны не для нападения. Это его единственная защита. Потому что на коротких ногах не очень-то убежишь от врага. А зубы у дикобраза, хоть и очень крепкие — он может перегрызть даже толстую проволоку,— устроены так, что не годятся для защиты.
У дикобраза около 30 тысяч игл. Казалось бы, такое количество толстых и длинных игл не даст дикобразу и шагу ступить, а уж в воде-то наверняка немедленно потянет на дно. На самом деле все иглы весят не больше 250 г. Они пустые внутри и потому, как поплавки, не дают дикобразу утонуть.
Иглы надёжно защищают дикобраза от хищников. Но они же становятся причиной его гибели. Люди охотятся на этих животных именно из-за игл, из которых делают различные украшения.
Дикобраз имеет непосредственное отношение к семейству грызунов. Длина тела животного составляет, примерно, 80 см, а вес – около 13 кг. Внешний вид дикобраза на фото наталкивает на мысль, что он является достаточно угрюмым и агрессивно настроенным существом. В особенности речь идет об иглах, которыми покрыто тело животного. Примерное количество иголок равно 30 тысячам. Они могут казаться увесистыми, но, на самом деле, каждая иголка весит не более 250 г.
К тому же, иглы дикобраза вовсе не мешают ему передвигаться, напротив, они помогают представленному грызуну удерживать свое тело на воде, а также защищаться от хищников. Дело в том, что иголки играют роль поплавков, благодаря пустотам внутри и, естественно, отпугивают других животных. В то же время, именно они становятся причиной истребления дикобразов, поскольку иголки используются при изготовлении всяческих украшений.
ДИКОБРАЗ: млекопитающее отряда грызунов, спина и бока которого покрыты длинными игламиСемейство дикобразов. Немного на ёжика похож.
Беседа в баре
Одним из замыслов Тарковского было заставить зрителя усомниться в том, действительно ли в зоне происходят чудеса, действительно ли там исполняются желания. Вот его собственные слова из личных бесед:
«Хорошо бы, в конце зритель вообще усомнился, что он видел какой-то сюжет… … В общем-то никакого сюжета, да и места такого заветного нет, да и быть не может. вот ведь как. И Писатель довольно отчетливо сказал, что вообще-то не очень во все это верит.»
Из этого общего замысла становится понятным монолог Писателя об античном горшке, которым все восхищаются до тех пор, пока не узнают, что он ненастоящий. Отношение людей к фейковому античному горшку — это параллель к отношению главных героев к зоне.
Сначала они верят, что там исполняются желания, но потом приходят к выводу, что сталкер – это и есть тот самый шутник, подсунувший людям фальшивку.
Читайте также: