Singularity о чем
Релиз Singularity состоялся уже почти 9 лет назад, и она вошла в группу так называемых «периферийных» игр, выходивших в период с 2007-го по 2011-й годы (рамки этого периода я установил условно). Они не получили высоких оценок, в их адрес была направлена жёсткая критика, а на фоне безоговорочных игровых титанов тех лет, эти игры просто терялись и в результате всего этого коммерческого успеха они не имели. Одни были лучше, другие чуть хуже, но всех их объединяет то, что наряду с явными недостатками, в них был сокрыт большой потенциал, благодаря чему, как я считаю, они заслуживали внимания игроков. Что же особенного было в Singularity?
После окончания Второй мировой войны, когда общий враг двух мировых сверхдержав был повержен, между ними начало расти напряжение. Так как США были единственным государством, обладающим самым смертоносным оружием на планете, Советский Союз немедленно взялся за разработку собственного, но для этого ему были необходимы ресурсы. Одним из мест, где велись поиски урана, стал небольшой островок недалеко от Камчатки. Однако вместо урана, здесь был обнаружен новый неизвестный доселе элемент Е99 ("беспрецедентно мощный источник энергии"). На острове был развёрнут научно-исследовательский комплекс под невероятно подходящим для подобного объекта названием «Каторга-12».
Заниматься исследованиями новонайденного элемента назначили Виктора Барисова (с ударением на первый слог), который успешно вёл разработки и даже удостоился ордена Ленина. Но в один прекрасный день Иосифа Виссарионовича на посту главы СССР сменил Никита Хрущёв и с его подачи осторожные постепенные исследования возможностей Е99 были значительно ускорены. Элемент был очень нестабилен, а потому первые испытания, как это не удивительно, привели к катастрофе. Все, кто находился на острове, погибли. Проект закрыли, а все материалы были засекречены.
А назвали так, наверное, что бы поганые капиталистические империалисты не поняли, что это научно-исследовательская база.В 2010 году американский спутник зафиксировал радиоактивный выброс на том самом острове. Запросив сведения у России, в ответ Штаты получили лишь молчание, а потому правительство направило на остров спецотряд, чтобы выяснить в чём дело. Но, как только американские вертолёты приближаются к острову, внезапно происходит новый выброс, и группа морпехов терпит крушение. В живых остался только Натаниэль Ренко – главный герой Singularity. Весь разбитый и контуженый он приходит в себя на пристани недалеко от административной части комплекса, куда он вскоре и направляется. Однако, едва он добирается до места, с ним происходит новая странность: Ренко попадает во временной разлом и оказывается в 1955-м году, в тот день, когда произошла катастрофа.
Пробираясь по горящему зданию администрации, и, разумеется, ничего не понимая, он натыкается на человека, который вот-вот должен был свалиться в горящий провал. Ренко спасает его и на своих плечах выносит из огня. Этим счастливчиком оказался Николай Демичев, учёный, который занимался исследованиями вместе с Барисовым. Вдруг случается очередная вспышка и герой возвращается в родной 2010-й. Но что-то здесь было не так. Что-то изменилось. Вместо бюста Сталина, в зале почему-то теперь стоит статуя Демичева, в помещениях Ренко находит записи об экспериментах Е99 с людьми и о создании некоей «сингулярности»…
Ну вы только посмотрите на этого красавца! Весь при параде. ну вот как он может быть злодеем!? СЛАВА КПСС!Пусть игра и не может похвастаться хорошо проработанными персонажами, а главный герой нем как Гордон Фриман, сюжет у неё довольно неплохой. С изрядной долей нашей любимой клюковки, парочкой сюжетных прорех, но всё-таки в целом он мне понравился. По крайней мере это лучше того, что нам преподнесли Сэйберы в TimeShift. Особенно интересной мне показалась сама задумка, ну и конечно же концовки: несмотря на то, что их можно условно поделить на «хорошую», «нейтральную» и «плохую» - даже первая не всем может показаться такой уж и хорошей, особенно с учётом того, где и кем игра была разработана.
Вскоре после того, как Натаниэль встречается с симпатичными родственниками злодеев из «Поворота не туда», прыжками во времени и злыми коммунистами XXI века, ему в руки наконец попадает то самое особое устройство, которое является главной фишкой Singularity. Оно позволяло герою при помощи волшебства рассыпать некоторые предметы и конструкции в щепки, и точно также восстанавливать их обратно. Как думаете, чем Ренко займётся первым делом, заполучив это футуристическое устройство? В трейлере он собрал из осколков бутылку водки и собирался её выхлестать в одно рожу. Жаль, что в самой игре у него не было возможности нажираться как Грейсон Хант в Bulletstorm. Наверняка ведь на советской базе могло найтись место и для знаменитой русской водки. Но похоже всю горькую выжрали выжившие после катастрофы, о чём свидетельствует одна из оставленных записей.
Большинство магнитофонов не пережили все те десятилетия, что прошли с момента катастрофы, потому приходилось использовать перчатку для их восстановления. Но какую бы вещь ты не "омоложал" или наоборот "состаривал" - зрелище это каждый раз завораживало.Игра прямо изобилует этими записками и восстанавливаемыми героем при помощи «магии» аудиоустройствами, из которых можно узнать детали экспериментов, которые проводили на «Каторге-12», и о том, как люди пытались выжить после катастрофы. Встречаются эти записи буквально на каждом шагу, не все из них могут показаться интересными, но некоторые по-настоящему цепляют. Например, история о том, как местные перестреляли друг с друга из-за нехватки еды, или запись, на которой отец пытается угомонить своё чадо, из-за которого их находят мутанты и сжирают, а ты при этом начинаешь ненавидеть детей… Кроме того, герой иногда ловит приходы с картинами из прошлого: он наяву видит призрачные силуэты давно погибших людей, слышит их голоса. А ещё иногда встречаются проекторы с кинцом. В общем путей к познаванию здешнего лора, если это можно назвать лором, здесь много.
Но, что-то я всё хожу вокруг да около. Singularity – это, в первую очередь, шутер от первого лица, и большую часть времени мы занимаемся именно стрельбой, будь мы в альтернативном 2010-м или же прыгаем в 1955-й. Ренко, как я уже говорил, ни голосом, ни какими-либо видимыми признаками разума не наделили, а поэтому он особо не заморачивается перед тем, как кого-нибудь прикончить, не терзается философскими мыслями, и вполне комфортно чувствует себя в качестве мальчика на побегушках. А такому только и остаётся что с ружьём на перевес встречать толпы супостатов. И тут ситуация схожа с той, что была в игре Turok 2008 года. Там, сталкиваясь с противниками в лице таких же солдат, я не ощущал ничего, ну вот совсем ничего, настолько неинтересными были эти схватки, но вот когда на меня выпрыгивал из кустов велоцираптор или своим внезапным появлением заставлял визжать как сучку грёбаный тираннозавр – вот ради таких моментов и стоило играть. Так же и здесь, только вместо динозавров мутанты.
По мне так эти уроды однозначно удались. Первая встреча с ними в заброшенном посёлке так вообще смахивала на добрый хоррор.Битвы с солдатами и монстрами распределены примерно поровну и какими бы скучными не были перестрелки с местными злодейскими коммунистами, они не успевают надоесть, потому что вовремя сменяются стычками с этими симпотягами. Чудовища в отличие от солдат не лыком шитые: они уродливые, в какой-то степени страшные, но главное – они также наделены сверхспособностями. Ну, по крайней мере некоторые из них. Одни, нападая, постоянно перемещаются в пространстве-времени, и в эти моменты пули просто пролетают сквозь их силуэты. Другие – "полные мужчины" – сами в бой не вступают, но с радостью призывают из ниоткуда собратьев и натравливают их на нас. А паукообразные твари, на удивление, вместо того чтобы проворно бегать по стенам, напрыгивать на героя и вонзать ему в какое-нибудь интересное место своё гигантское жало, стреляют по Ренко лазером.
И тут нам на подмогу приходит супер-перчатка – секретная разработка Барисова из далёкого 55-го, которую учёный спрятал от своего корыстного конкурента Демичева. Я уже называл такие фичи как ускоренная коррозия и обратная сборка предметов. Таким способом можно воздействовать далеко не на все окружающие объекты, а только на те, которые также были созданы из материалов Е99… и с этим связана череда незамысловатых головоломок, о которых даже и говорить нечего (все они предельно просты). Плюс к этому перчатку можно направлять и на живые существа. С помощью нанотехнологичной-рукавицы Ренко может на несколько секунд оглушать монстров-телепортов, буквально испепелять обычных солдат или превращать их в безмозглых тварей, которые тут же набрасываются на бывших соратников. И пусть пользоваться последними двумя способностями совсем не обязательно, но это выглядит настолько эффектно, что до самого конца не перестаёшь с ними играться и получать невообразимое удовольствие. Прибавьте сюда ещё телекинез и возможность запускать сферы, внутри которых замирает время – и вы король мира!
Ах, да, ещё же есть кинетический удар, который используется вместо рукопашного боя. Строго говоря, когда я упомянул оглушение мутантов, я имел именно эту способность, просто она воздействует на всех по-разному и если применить её рядом с человеком, то он в мгновение ока превратится в бесформенную груду свежего мясца. Короче говоря, устройство МВП, пусть частично и позаимствовавшее некоторые функции из других игр, будет радовать вас на протяжении всего игрового процесса, и приятно скрасит даже скучные пострелушки с солдатиками.
На самом деле вещь не особо полезная (тратит много энергии и лишнее время), но ты всё равно продолжаешь испепелять противников под звуки собственного зловещего хохота.Оружия в игре в достатке. Хотя половина арсенала представлена всё теми же чёртовыми пистолетом (здесь это револьвер), автоматом, дробовиком и миниганом, есть также и особые стволы: гаусс-пушка, снайперка с управляемыми пулями и такой же гранатомёт, винтовка, при стрельбе из которой замедляется время и ракетница. Вот и всё. Воевать с первой четвёркой попросту скучно из-за того, что оружие почти не ощущается. В надежде на лучшее ты нагружаешь героя прочими футуристическими пушками, но вскоре приходишь к выводу, что с автоматом и миниганом сражаться гораздо проще и уже с ними проходишь игру до конца.
Но и это ещё не всё. Есть в игре специальные верстаки, на которых можно улучшать оружие и параметры героя вместе с супер-варежкой. Для этого нам нужно собирать, разбросанные по уровням банки с очками технологии Е99, отдельные очки для улучшения оружия и схемы с самими улучшениями. Я уж не буду перечислять их все, скажу только, что здесь есть, где разгуляться. Не все доступные к улучшению параметры вам пригодятся, но и очков на всё не хватит. Поэтому перед тем, как вбухивать свои сбережения в какую-нибудь модификацию с красивым названием вроде «энергетического вампира», нужно слегка пораскинуть мозгами, и также не помешало бы тщательнее исследовать локации на предмет банок с Е99.
Противники в лице людей интеллектом не поражают и с ними стреляться просто скучно. но зато если в ход пускать перчатку, то можно очень хорошо развлечьсяКстати сами локации из уровня в уровень разнятся: одни хочется изучать подробно, они нагоняют жути или же просто заставляют тебя ими любоваться, другие же представляют из себя какой-то дизайнерский ад, когда невзрачные помещения, ангары и коридоры похожи друг на друга, и пробежав этот уровень, ты даже не можешь вспомнить, где ты только что был. Это начинает происходить где-то в середине игры, а самые запоминающиеся локации находятся в самом начале. Помню, когда проходил игру в первый раз, на минуту даже подумал, что это будет хоррор, настолько мне было крипово бродить по заброшенному посёлку и танцевать с первыми мутантами… На первых уровнях я то и дело скриншотил экран - столько живописных видов открывалось моему взору. Но как хороши в игре общие виды, так бывают ужасно замылены и мелкие элементы. Хотя, несмотря на это игра даже сейчас выглядит неплохо, и если не цепляться к деталям, то вполне можно получить удовольствие и в 2019-м.
Радует глаз и местная расчленёнка. Руки, ноги и головы отлетают от противников только повод дай, а после этого из обрубков или обезглавленной шеи будет фонтанировать острый кетчуп, правда он показался мне каким-то ну очень неестественным. Физика в игре хороша, но иногда выдаёт и довольно странные артефакты в виде вышедших из-под контроля анимаций, когда поверженные враги очень странно опадают на пол или продолжают дрыгаться после смерти.
Ну и как тут не сказать о том, насколько хорошо в игре был передан «советский дух». В «Каторге-12» повсюду развешаны агитационные плакаты, листовки с изображениями Сталина и Ленина, «Слава КПСС» и тому подобное… Авторы конечно постарались, но недостаточно. В глаза бросаются некоторые корявые фразы на русском, знаменитые плакаты «Не болтай!», почему-то заменены на «Будьте тихи!» и непонятно почему рядом с некоторыми надписями на Великом и Могучем красуются английские. Я конечно понимаю, временные петли и всё такое, но не думаю, что люди Демичева стали бы писать на стенах предложения на английском специально для американских солдат.
Звук в игре отличный, особенно это чувствуется в начале игры, когда кажется, будто всё вокруг играет на атмосферу хоррора, жаль только, что потом она быстро испарилась. Но даже при этом никаких нареканий у меня звук не вызывает. К музыке в Singularity я отношусь нейтрально. Мне очень запала в душу мелодия из трейлера, пощекотал нервы эмбиент в начале игры, но в остальном ничем запоминающимся я бы саундтрек не отметил. А вот по поводу озвучки мне есть что сказать. Я не играл с оригинальной английской, поэтому сравнивать мне не с чем, но на русском языке игра звучит вполне добротно – это что касается подбора актёров и отыгрыша ролей, а вот в техническом плане не всё было гладко. Моя претензия относится к репликам противников во время боя. У них на всех есть 4-5 фраз, которые они без остановки будут лить вам в уши. Они кричат, что находятся под огнём, даже когда вы не стреляете и будут повторять одни и те же фразы без продыху, пока вы их не прикончите.
Боссы в Singularity были до безобразия просты. Уворачивайся от лап и стреляй по подсвеченной опухоли - вот и все дела. И за всю игру их встречается всего-то двое.Наконец давайте коротко подытожим все плюсы и минусы в этой игре. Из положительного я бы выделил неплохой для шутера сюжет с 3-мя концовками, интересный сеттинг и бестиарий, обилие классных механик, с которыми хочется экспериментировать, в конце концов МВП, наблюдать за действием которого одно только удовольствие. Из минусов же – наличие сюжетных дыр, неинтересные герои, в том числе немой ГГ, скучная стрельба (хотя активное использование в бою перчатки этот недостаток нивелирует), ворох мелких косяков, ну и, пожалуй, пара таких чисто субъективных фактора: лёгкие боссы и простые головоломки.
Как видите, Singularity это не просто шутер, и не просто шутер с прыжками во времени, это целый «мир», полный множества интересных механик. Многие ругали Singularity за её безыдейность и заимствование тех или иных элементов из других игр. Да, сама она показала мало что нового. Но что плохого в том, чтобы объединить в одном продукте интересные игровые элементы из других проектов? Сильное влияние на Singularity явно оказал Bioshock, встречаются параллели с HalfLife, местами игра напомнила мне Dead Space, даже STALKER и фильм «И грянул гром»… но всё это не делает игру хуже. Лично мне даже наоборот было приятно увидеть откуда создатели черпали вдохновение. Но в то же время в ней не чувствуется души, как раз из-за того, что она сшита из множества чужого, не внося практически ничего своего. Я бы посоветовал бы с ней ознакомиться всем, кто прошёл мимо неё в 2010-м, да и остальным было бы неплохо вспомнить старые добрые времена…
Заветам Ленина верны
Там, где в BioShock были изящные дамы-мутанты в коктейльных платьях, у Raven — опухшие уроды в бронежилетах с надписью «Спецназ». Очень жизненно.
Первые десять минут у разработчиков еще получается маскироваться: они пускают пыль в глаза, демонстрируя гигантскую каменную руку с серпом, торчащую посреди океана, кружат голову агитплакатами с кириллицей и гордо показывают пятиметровую голову Сталина в фойе КПП исследовательского комплекса «Каторга-12». Затем начинаются подозрительные вещи: игрок находит катушечный магнитофон с записанной на нем речью какого-то научного сотрудника, а также видеопроектор с агитационным мультфильмом про холодную войну и отважный труд коммунистических ученых. Визуальный стиль последнего ни капли не похож на продукт советской школы анимации, зато подозрительно напоминает рекламу плазмидов из BioShock.
Неловко свернув за угол, главный герой (американский спецназовец с неповторимым именем Натаниэль Ренко) неожиданно попадает в 1955 год, в день, когда на базе произошла некая ужасная катастрофа. В порыве благородства Ренко вытаскивает из пожара какого-то типа с сатанинской бородкой, после чего стремительно возвращается назад в 2010-й и выясняет, что благодаря его поступку настоящее изменилось: гигантскую голову Сталина заменила статуя того самого подозрительного субъекта с бородкой («доктор Демичев» — подсказывает табличка), а остров, на котором находится «Каторга-12», наводнили отвратительные твари, большинство из которых — мутировавшие бывшие сотрудники комплекса.
Апгрейды МВП никак не отражаются на внешнем виде устройства, очень жаль.
Если к этому моменту сходство с игрой 2K Games еще не начало бросаться вам в глаза — разработчики быстро исправят этот недостаток: покойные жители комплекса и прилегающей деревни оставляют в произвольных местах жалостливые записки, кто-то неизвестный малюет на стенах зловещие надписи, а апгрейдить оружие и спецспособности героя предлагается на специальных станциях. Ну а когда Ренко в руки попадает мобильный временной преобразователь, выясняется, что у Singularity и BioShock есть еще одна общая черта — механика перестрелок. Номинально зловещая перчатка на нашей левой руке — это мощный прибор, способный перемещать объекты во времени. В реальной жизни он становится альтернативой плазмидам, однако Raven не позволяют игроку выбирать тактику боя, и пройти игру, пользуясь одним лишь МВП, нельзя.
Зато с помощью этого волшебного устройства можно сделать любую перестрелку если не проще, то как минимум веселее: набор возможностей, которые дает МВП, радикально отличается от того, что мы привыкли видеть в шутерах. Вместо ожидаемого рапида в Singularity предлагается старить врагов до смерти (по сути — просто возможность прихлопнуть любого рядового противника одним ударом либо замедлить/ослабить его), устанавливать специальный купол, внутри которого течение времени замедляется в несколько раз, а также разрушать избранные объекты легким движением пальцев.
Singularity
Иногда сотрудников студии Raven Software становится даже жалко. Как и их ближайшие соратники из id Software, в 90-х эти люди задавали моду в шутерах, но с тех пор безнадежно отстали во времени и уже много лет не могут выдумать в своем любимом жанре ничего хоть сколько-нибудь оригинального.
Singularity выступает в той же весовой категории, что и Wolfenstein год назад. Эта игра похожа на ярмарочного фокусника: появляется в разгар лета, стремительно показывает одуревшей от жары публике пару шумных, но не очень-то изобретательных трюков, после чего спешно раскланивается и проворно убегает обратно за кулисы — ровно за секунду до того, как зрители начинают зевать. И насколько бы заманчиво ни звучала формулировка «шутер про тайные советские эксперименты, мутантов и путешествия во времени» — получившийся в итоге продукт оказывается компиляцией, пускай и довольно талантливой, наработок из BioShock и Half-Life 2. Вопрос только в том, насколько это критично именно для вас.
Суп из клюквы во временном континууме | Обзор Singularity
Эволюция жанров — явление неминуемое и, в большинстве случаев, необратимое. Шутеры от первого лица, некогда считавшиеся развлечением в чистом виде, постепенно начали обретать подобие «глубокомыслия» — что ни новый проект, то обязательно с какой-нибудь Очень Важной Идеей. С будоражащей Атмосферой. С Душой и Сердцем. И часто, пройдя очередной BioShock, невольно задаёшься вопросом: а чего так муторно? Ну да, незабываемые впечатления, некое подобие идеи, мысли о прошлом и будущем. Но где веселье? Я тут что, в игру играю или сижу на приёме у психоаналитика?
На фоне всех этих «мутаций» студия Raven Software, наверняка известная вам по Soldier of Fortune, Quake 4 и спорному переосмыслению Wolfenstein 2009-го года выпечки, выпускает Singularity, нацеленный на то, чтобы зайти всем — от мала до велика. При разработке, Вороны поставили перед собой амбициозную задачу — сделать игру, предназначенную как для аудитории думающей, так и для простых «сельчан» (чтобы под пиво и семечки шло на ура), по пути собрав все трендовые (на то время, конечно же) наработки. Атмосфера и удивительные способности героя, а также подача сюжета сквозь бесконечные записки, аудиофрагменты и видеоплёнки – привет от вышеупомянутой BioShock. Что-то пришло из TimeShift, щепотка от Half-Life 2, а где-то вдалеке чувствуется неуловимый аромат украинского You Are Empty. В общем, какофония из придуманных коллегами идей и гремучая смесь вторичности и оригинальности. Впрочем, так ли плоха эта вторичность и неужели Singularity заслужила финансовый провал?
«А в наши времена жилось лучше»
— Что ты хочешь?
— Я хочу убить время.
— Время очень не любит, когда его убивают.
© Алиса в стране чудес. Кэрролл Л.
Начинается замес Singularity с того, что советские учёные обнаружили новый редкий элемент E-99 — для изучения особенностей новой находки строится научный городок Каторга-12, расположившийся на удалённом от материка острове. В нём учёные посвящают себя науке и проводят эксперименты один оригинальнее и изощрённей другого: «играют» со временными пространствами, уничтожают и восстанавливают металлические объекты, телепортируются… Цель всех перечисленных махинаций ясна сразу: создать новое оружие, которое поможет раз и навсегда избавить мир от остальных государств, включая «загнивающий» и «развращающий» Запад, но во время одного из исследований что-то пошло не так. Впрочем, когда у советских учёных в западных играх что-то шло по плану? Создать супероружие они способны, а вот управлять им – нет, на это не хватает то ли инстинкта самосохранения, то ли разума.
И вот он, один одинёшенек, среди обломков винтокрылой машины, созерцает вдали огромную башню, луч света из которой бьёт прямо в небо. А через пару минут, переместившись на несколько десятков лет в прошлое, спасает некоего Демичева из-под горящего здания, несмотря на предупреждение постороннего о том, что этого делать не стоит. «Один взмах крыла бабочки» — и цунами не произошло, но что-то всё равно не так… Почему, спросите вы недоумеваючи? Никто на этот вопрос не ответит, зато появятся ещё несколько и один мудрей другого. Лишь пару часов спустя Натаниэль поймёт, что он, сам того не осознавая, повернул историю в не самое верное русло.
Если вы смутно представили себе завязку игры, а вопрос «что выкуривал ответственный за сценарий» слезает с языка сам собой, то расслабьтесь — пропасти и недосказанности в Singularity являются абсолютно нормальным явлением. По крайней мере, первый час блужданий будет протекать в режиме «туманного восприятия» происходящего — одно событие сменяется другим, а ход времени постоянно скачет из стороны в сторону, как бы невзначай провоцируя воспоминания прошлого и изменяя положение настоящего. Серое вещество начинает шалить и путаться в мелочах, а отовсюду лезут неприятные существа, которые когда-то были людьми. Разумеется, последних приходится умерщвлять в промышленных масштабах — в шутер же ведь играем, вроде как. Но чем глубже вы будете заходить в пламя техногенной катастрофы, тем сильнее будет повышаться заинтересованность разобраться во всех тайнах Каторги 12 и экспериментах, проводившихся на её территории. Общие подробности всей заварухи сценаристы разжёвывают крайне неохотно, но подобная, несколько «ленивая» в плане информативности подача идёт сюжетной затравке лишь на пользу — постепенно, глава за главой, всё больше и больше кусочков всплывает наружу, а паззл из произошедших и происходящих в данный момент событий потихоньку собирается сам непосредственно в голове играющего. Казалось бы, на что жаловаться?
И тут на сцену выходят они…
Не первый год знакомому с современными шутерами игроку будет нетрудно обнаружить подвох с самого начала — практически 90% сюжета (да и самой игры, чего уж греха таить) состоит из заезженных тем и бесконечных «клише в квадрате». По сути весь сценарий — эдакий винегрет из «злых русских генералов», случаев неожиданного спасения, тайных заговоров и биологических угроз. А поскольку всё действие разворачивается на территории полумёртвого городка советского происхождения, будьте готовы к потоку клюквы — за 6-7 часов действа вы ей насытитесь сполна. Чего уж говорить о главном «подонке» всей истории — ранее упомянутый Николай Демичев, с важным выражением лица втирающий нам о том, «какой он злой и какие мы благородные», вызывает скорее лёгкую ухмылку, нежели инстинкт поскорее «начистить ему мягкое место».
Да и характеры остальных немногочисленных героев повествования недалеко ушли от «злого русского генерала» — компанию безмолвному бойцу со справедливостью составят приторно-правильный учёный Виктор «Слава КПСС» Барисов, светлый ум которого породил интересный экземпляр под названием МВП (о нём заикнусь чуть позже), и миловидная британская шпионка Кэтрин, выполняющая роль Аликс Вэнс на минималках боевой спутницы и «дамы в беде». Они получились крайне плоскими и банально нераскрытыми и-за того, что радуют своим присутствием в кадре всего лишь несколько минут, а потом испаряются, как будто их и не было — больше половины пути герой будет блуждать в компании временных аномалий и разнообразного бестиария врагов, как человеческого происхождения, так и не совсем. Иногда, между делом, соратники могут давать банальные советы и указания, вроде «налево пойдёшь — вундервафлю найдёшь, направо ступишь — дух испустишь, а посередине тебя ждёт Джон Кармак верхом на единороге», но этого явно недостаточно для того, чтобы проникнуться симпатией к их личностям.
Левая рука против монстров и злых дядек
Вот теперь мы и добрались до главного элемента Singularity — геймплея. Raven Software обещали необычное действо, завязанное на способностях протагониста управлять временем, «состарить» или «омолодить» врагов и предметы и всё такое прочее. Загвоздка в том, что с поставленной задачей они справились, правда не обошлось без некоторых «но» — если кто-то из вас уповал на нелинейность прохождения, то можете спокойно выдохнуть, ведь Singularity прямолинеен до мозга костей и практически всегда протекает по одному пути без возможности повернуть куда-то за угол. Даже в отдельных местах, где, теоретически, можно было бы разветвить сюжет, игра тянется через единственный сценарий, а за непослушание виртуальный режиссёр накажет отъездом до последней контрольной точки. Тяжёлых моральных выборов здесь не дают, а финал вы выбираете только «под занавес» всего мероприятия, поэтому реиграбельностью здесь и не пахнет.
Зато Singularity неплохо справляется с тем, чтобы не дать вам заскучать перед экраном — «Вороны» постоянно подсовывают игроку какие-то динамичные ситуации и, как искусные жонглёры, перекидывают их одну за другой, поддерживая накал повествования. Иногда вокруг начинает происходить форменный бедлам — ещё каких-то 20 минут назад Натаниэля закинуло на железнодорожный мост, где ему предстояло отбиваться от гигантской твари и удирать с падающего поезда, а спустя полчаса дислокация резко изменяется, и вместо методичного отстрела одного большого монстра, приходиться вдумчиво шастать по затопленному кораблю… И снова отстреливать врагов, но калибром поменьше.
В редкие моменты Singularity пытается подкинуть запыхавшемуся игроку немножечко саспенса. Как ни странно, но поначалу ребятам из Raven Software действительно удаётся нагнать страху — вокруг совковая разруха, кругом шорохи и звуки капающей воды, посреди узеньких магистралей застыли ржавые грузовики, которые так и не довезли свои товары до магазинов, а на стенах красуются агитплакаты, пытающиеся убедить в непобедимости СССР. Это как идти утром первого января по спальному району: фонари горят через раз, людей на улице нет, а по бокам высятся двадцатиэтажные жилые дома, кажущиеся в этот момент покинутыми людьми. А потом скрип, шуршание, и ты волей-неволей оборачиваешься — знаешь, что ничего страшного не произойдет, но остановиться не можешь. Ранние этапы путешествия по Каторге-12, полные непонятных видений вкупе с резко выпрыгивающими тварями настраивают на достойный хоррор, но неспешный аттракцион быстро обрывается и сменяется пальбой по всему живому, а в сторону Ренко начнут набегать враждебно настроенные солдаты с ограниченным диапазоном фраз, вроде «Помогите, я под обстрелом». Лишь изредка «Вороны» будут пытаться вновь вспомнить былые времена и усиленно пичкать игрока бу-моментами — иногда уместными, но в большей степени нелепыми и скорее забавными.
К счастью, помимо набивших оскомину негодяев c автоматами, существуют более любопытные особи и на них стоит остановиться поподробнее. Страшная сила E-99 не наделила людей «божьей помощью», зато превратила их в непонятных тварей со своими уникальными особенностями. Среди таких есть, например, «зики», способные пребывать в невидимом состоянии и ловко карабкаться с места на место, или «возвращенцы», ориентирующиеся исключительно на звук. Однако слепоту последних недооценивать не стоит, ведь при любом громком чихе они с радостью заплюют Натаниэля кислотой и за доли секунд пошатнут шкалу здоровья до критических отметок. Впрочем, настоящей головной болью станут «секлещи» — мелкие мерзопакостные существа, предпочитающие кучковаться десятками и выскакивать в самых неожиданных местах, тем самым досаждая игроку. Каждое появление таких тварей воспринимается, как праздник, поскольку мелькают они гораздо реже стандартного «пушечного мяса» и воевать с ними многократно веселее.
Даже без подобия «боссов» местный зоопарк не остался — хоть их количество и невелико, но они также вносят свою лепту. В качестве одного из первых «главарей» повстречается злой толстокожий парень, способный швыряться бочками и другими попавшимися под руку предметами, а также призывать «зиков». Чуть позже на огонёк подоспеет и огромное неведомое нечто, словно сошедшее из вселенной Dead Space — его уязвимые места любезно подсвечиваются, остаётся только метко по ним палить и вовремя уклоняться от яростных атак.
А с чем воевать-то будем, спросите вы? Тут на помощь Натаниэлю и приходит тот странный прибор под названием МВП (Микроволновая печь Мобильный Временной Преобразователь). Умеет этот чудесный гаджет многое… Очень многое. Замедлить объекты с помощью временного поля? Не проблема. Устроить ледовое шоу из замороженных врагов? Обращайтесь. А как вам возможность, в прямом смысле, состарить врагов и превратить их в истлевающую груду костей? И такое реально. Помимо этого, МВП является главным ключом ко временному разлому — открыть портал в другое измерение можно только с его помощью. К сожалению, запас энергии устройства не бесконечен и крайне быстро истощается — в таких случаях на помощь приходят специальные батареи с энергией E-99 — они способны мгновенно зарядить преобразователь без необходимости дожидаться этого самостоятельно. Не обошлось и без головоломок, завязанных на способностях МВП и здешней физической среде, однако они до боли очевидны, не требуют каких-либо многосложных действий и решаются в «два притопа, три прихлопа».
Конечно, без стандартного стреляюще-режущего арсенала тоже никуда не деться. И если всяческие автоматы-пистолеты-дробовики разжёваны всеми кому не лень, то некоторые пушки заслуживают отдельного упоминания. Если вам позарез нужно кого-то разорвать одним точным попаданием иглы, то к вашим услугам Игломёт. Любителям раскидывать осколочные гранаты пригодится Детексомёт. Винтовка с говорящим названием «Охотник» станет влажной мечтой любого снайпера, поскольку основной её боезапас — управляемые пули, способные достигать укромных мест неприятеля, а при смачном попадании тушка неприятеля живо разлетается на кусочки — и мокрого места не останется.
А знаете, как сделать ваши любимые агрегаты ещё более крутыми и убойными? Тут-то вам и понадобятся так называемые «модернизаторы» — аппараты, предназначенные для пополнения или замены арсенала, а также улучшения различных характеристик, вроде увеличения объёма магазина, повышения урона и сокращения скорости перезарядки. К слову, МВП также позволено улучшать: на нём, фактически, вся прокачка и завязана, как бы сейчас странно это не звучало. Помимо этого, при детальном исследования локаций на пути будут попадаться чертежи, способные и самого героя сделать чуть быстрее и выносливее — повысить шкалу здоровья и уровень меткости, а также одарить не всегда обязательными, но приятными штуками. Разумеется, все вышеперечисленные операции производятся отнюдь не задаром — для них понадобится какой-никакой «кэш». Так, для улучшения пушек предстоит искать особые чемоданы, содержащие в себе оружейные технологии, а в остальных случаях расходным материалом выступает то самое вещество E-99 — эти сферические и сияющие, аки упаковка от докторской колбасы, ресурсы являются важнейшей игровой валютой, позволяющей закупаться обмундированием и прокачивать всё, что можно прокачать.
Увы, но ближе к последним главам, «Вороны» начинают нередко спотыкаться о собственные грабли, а часть стычек происходит по одной и той же схеме, выработанной игроком. В этом в первую очередь повинен дисбаланс оружия, из-за которого отдельные пушки ощущаются слишком «имбовыми» перед остальными — даже обычная снайперская винтовка представляет из себя настоящий ночной кошмар для вражин, а вкупе со способностью замедлять мир вокруг себя и вовсе превращается в орудие массового поражения. Более того, игра сама редко принуждает пользоваться всем багажом — к примеру, вышеупомянутым «Детексомётом» вы наверняка воспользуетесь лишь единожды, и то лишь по требованию геймдизайнерской мысли. Да и на нехватку амуниции жаловаться не придётся — патроны сыплются рекой из трупов врагов и лежат во всех заметных и незаметных местах, успевай только подбирать их. Расставленные тут и там «модернизаторы», позволяющие запастись всеми необходимыми приблудами, избавляют от лишней доли геморроя. Если же вы неистово жаждете серьёзного вызова пальцам и реакции, не пытайтесь начинать Singularity на сложности ниже высокой: в противном случае игра превратится в спокойную прогулку по парку, а виртуальные болванчики — в ходячие груши для битья. Искусственный интеллект мало того, что не отличаются особым проворством, так ещё и обделён какими-либо тактическими манёврами вообще — обход ящика или другого объекта считается для них крайне непосильной задачей, а действия при обходе с фланга вызывают смеху чуть поболее, чем таблички с надписями на ломаном русском.
Движок Singularity — медленно, но верно уходящий в прошлое Unreal Engine 3 со всеми его фирменными графическими особенностями, вроде коричневато-серой цветовой гаммы и фирменного вездесущего блеска от оружия и объектов. Шейдеров «вот такой ширины» и полигонов «вот такой вышины» ждать, само собой, не рекомендуется — картинка смотрится хорошо, хотя воображение как не поражала в 2010-ом, так не поражает и сейчас. Ко всему прочему, движок получился не очень отлаженным в техническом плане: сюжетный и необходимый для дальнейшего прохождения скрипт может попросту отвалиться, а модели внутриигровых персонажей — исчезнуть из поля зрения или вовсе застрять там, где этого не ждёшь.
Довольно непросто оценивать Singularity, опираясь лишь на отдельные его составляющие. Если посмотреть на игру под одним углом, то в глаза бросаются частые заимствования идей и явное желание разработчиков создать подобие Франкенштейна, слепленного из заготовок коллег по цеху — пространственно-временные игры уже были придуманы бравыми русско-американскими ребятами из Saber Interactive со своим TimeShift, сценарий с борьбой сопротивления против диктатора отсылает к Half-Life 2, а донесение игроку важных фактов о вселенной через сторонние записки, а также аудио- и видеофрагменты — явная попытка угодить поклонникам BioShock. Садясь за прохождение, будьте готовы к частому преследованию чувства deja vu и старайтесь не удивляться иногда уж чересчур шаблонному, пусть и завлекающему, повествованию — штампы в игре не просто ставятся со скоростью конвейера, а буквально витают в воздухе. Но на другой стороне у проекта Raven Software припрятан мощнейший козырь — он умеет дарить удовольствие и притягивать к себе. Для игры в столь динамичном жанре — это неизмеримо важный показатель!
Singularity — эдакий антиблокбастер B-класса. Слишком закрученный для стандартной игровой жвачки, но недостаточно глубокий для «умного шутера». Он смакует запоминающиеся ситуации и постоянно поддерживает игрока в тонусе, но при этом умудряется оставаться зачастую прямолинейным и очень уж коридорным тиром, как комета пролетающим до финальных титров. Вороны подарили нам насквозь вторичный, скоротечный, не всегда ровный в геймплейной и повествовательной части, но увлекательный шутер с наиприятнейшей стрельбой и достойной атмосферой. В двух словах — интересное приключение. Пускай и одноразовое. Пускай и состоящее из моря клюквы, из которого выплывают десятки штампов. Но приключение, за которым не стыдно провести пару тройку часов своей личной жизни.
В конце концов, мне было приятно вспомнить о Singularity и писать о ней данный блог — немногие FPS с предыдущего поколения вызывают такие чувства.
Я в очередной раз обошёл вниманием многопользовательскую составляющую, но есть ли смысл что-либо рассказывать о ней, кроме того, что она просто существует и не представляет из себя особой ценности?
Singularity (2010): Обзор
Клюквенную кашку в начале Холодной войны заварил СССР, откопав на каком-то таинственном острове новый элемент — Е99. Находка грозила обеспечить Союзу невероятный прорыв чуть ли не во всех отраслях и серьезное превосходство над США с их жалким ядерным оружием. Естественно, совсем скоро дело пошло не по плану, и безалаберные russian работяги Каторги-12 (именно так называлось прекрасное место, где исследовали Е99) все поломали, взорвали и уничтожили, а правительство СССР быстренько свернуло лавочку.
Все было тихо и мирно, пока американские спутники в 2010 году не зафиксировали радиоактивный выброс посреди Охотского моря. Разбираться отправили несколько коммандос, но «разведка облажалась» — на месте их поджидал ЭМ-удар, уронивший отряд, в составе которого был и наш герой, прямо на злополучный остров.
Очнувшись, Нэтан Рэнко обнаруживает себя у врат Каторги-12, откуда и начинается его долгий путь по выставке лучших идей создателей BioShock, Half-Life 2, F.E.A.R., Portal, Timeshift, Dead Space… Raven Software без всякого стеснения позаимствовала целый воз чужих наработок, за что, впрочем, винить студию совсем не хочется, уж больно ладно она эти наработки скроила.
Суровый русский злодей во всей своей брутальной красе.
Итак, перед нами огромный и заброшенный советский научный комплекс, насквозь пропитанный духом Восторга. Похожие архитектура, манера подачи крупиц информации через диктофоны и записки, плакаты, видеофильмы — все напоминает о разрушенной утопии Эндрю Райана. Даже, что забавно, стилистика агитматериалов намного ближе Америке середины прошлого века, нежели СССР. Пускай знатоки истории поправят меня, если я ошибаюсь.
Продвигаясь вперед, мы попадаем в первую временную аномалию, являющуюся сюжетообразующей для Singularity, после чего нас захватывает водоворот событий с забавными встречами, напряженными перестрелками, путешествиями в прошлое и обратно. Поначалу экскурсия по Каторге-12 кажется чуть ли не ужастиком со всеми ее голосами из ниоткуда, мрачной дождливой погодой, призраками детей и выпрыгивающими из-за спины монстряками. Особенно хорошо поддержанию мистической атмосферы способствуют послания на стенах от неведомого доброжелателя, тонко намекающего нам, что тортика в конце не будет. Но чем дальше — тем быстрее темп, тем больше Singularity становится похожа на классический боевик.
Жутковатая картина: скелет, обнимающий мишку, лежит возле детской кроватки.
Верна заветам товарища Фримана
Совсем уж расставляет все по своим местам главная «фишка» Singularity — мобильный временной преобразователь, оказавшийся на деле чуть модернизированной грави-пушкой (в наличии еще совсем не похожая на Аликс Вэнс боевая подруга Катька). МВП умеет несколько вещей: старить и омолаживать удивительно малый ассортимент объектов, швыряться бочками, отталкивать врагов сильным импульсом, создавать замедляющую сферу и еще кое-чего по мелочи. Само собой, прибор можно улучшать, для этого нужно найти особую схему и накопить достаточно Е99, который валяется в избытке буквально на каждом шагу. Дальше отправляетесь к специальному верстаку и там уже выбираете то, что по душе: делаете МВП мощнее, удлиняете полоску жизни и так далее.
С оружием та же фигня — все привычно, знакомо и улучшаемо. Правда, полезность внушительного арсенала сводится практически к нулю кривым балансом. Прокачанный дробовик и замедляющая сфера — дуэт бескомпромиссный абсолютно для всех, кто находится на ближней или средней дистанции.
Менделеев вертится в гробу, небось…
На пути к трем развязкам вам встретятся твари всех мастей и калибров — от обычных спецназовцев до огромного жука, который может без труда остановить поезд. Бестиарий монстров приятно радует разнообразием и необходимостью искать индивидуальный подход к каждому клиенту. Мелких и шустрых таракашек лучше не подпускать к себе, а вот постоянно телепортирующихся чудиков стоит уничтожать вблизи. Огромным амбалам и паукообразным жертвам мутации советую вообще не давать действовать — сразу замедляйте и мочите из дрободана.
Периодические «боссы» не то чтобы жутко оригинальны, но вполне интересны и порой заставляют попотеть. Например, ближе к середине путешествия Рэнко запрут на тесной «арене» с телепортирующимся верзилой: тот сперва будет закидывать его взрывающимися бочками, которые надо успевать перехватывать и отсылать обратно, а чуть позже начнет орудовать огромной дубиной. Второй запомнившийся мне «босс» — перекормленная саранча размером с Кинг Конга (сцену расправы над ней вы можете увидеть в видеообзоре).
Тварь хоть и огромная, но убивается на удивление легко.
Каторжные работы
Как только шум боя стихает, Рэнко обычно подбрасывают пачку нехитрых головоломок в стиле Portal и Half-Life 2: приходится перетаскивать всякий мусор, с помощью МВП уничтожать преграды и заклинивать лопасти в вентиляционных шахтах. Все задачки совсем простенькие и не напрягают, хотя порой попадаются и более-менее заковыристые. Например, на одном из уровней нужно сперва откачать воду из огромного резервуара, затем спуститься на дно, чтобы освободить там ящик, вновь заполнить резервуар и уже по всплывшему ящику забраться на мост.
Что касается самого временного преобразователя, то его скромные возможности удручают. Воздействует он лишь на всякие контейнеры с полезным «лутом», сейфы, Красные Бочки, кое-какие лестницы, рубильники и на местные «кубы-компаньоны». Еще можно замедлять монстров и превращать в прах людей, но это совсем неинтересно.
Любителям хитроумных тактик разгуляться особо негде, но парочка интересных фокусов в Singularity найдется. Про стандартные поджигающие и замораживающие объекты говорить не будем, а вот умение превратить человека в мерзкую тварь, озадачив тем самым его друзей, — штука веселая.
Сначала люк в Wolverine, теперь вот это. Разработчики явно любят LOST.
Мультиплеер на одного
Одна из самых слабых сторон Singularity — жуткий многопользовательский режим. На выбор есть два типа схваток: «Истребление» и «Твари против солдат». Честно признаюсь: в «Истребление» я так и не смог поиграть. Виной тому потрясающей убогости система организации матчей. В век Bad Company 2, Counter-Strike и Team Fortress 2 делать такое — издевательство. Грубо говоря, тут как в Modern Warfare 2: создается лобби, подтягиваются участники, затем начинается раунд. Вот только популярность Singularity чуть поменьше, так что будьте готовы прождать у моря погоды полчаса, но так в итоге ни с кем и не сразиться. Нет ни нормальных фильтров — ничего. Зато в наличии модные ранги и никому не упавшая система рейтингов (там-то фильтры уже есть!). Что до «Тварей против солдат», то режим довольно забавный — можно примерить шкуру мутанта.
Если сумеете найти сервер, сможете поиграть вот таким монстром.
Нахватав чужих идей и добавив немножко от себя, «вороны» сварганили хороший боевик старой закваски. В Singularity есть все, что нужно для развлечения жарким летним днем: дробовик, монстры, стремительно развивающийся и не обременяющий мозг сюжет, зрелищные сценки, большие «боссы» и подгружающий прямо у вас под носом текстуры Unreal Engine 3. Другое дело, что на второй раз вас наверняка не хватит.
Плюсы: интересные противники; динамичные перестрелки; симпатичный дизайн уровней; интригующий сюжет.
Минусы: порой долго подгружаются текстуры; возможности у МВП весьма скромные.
Даздраперма
Чтобы не портить вам удовольствие, мы не будем комментировать этот скриншот.
Смотрится все это… скажем так, по-разному. С одной стороны, все очень круто: можно «заморозить» противников в куполе, выпустить в их сторону очередь и с чувством мрачного торжества наблюдать, как пули ползут к вражеским черепам сквозь воздух, сделавшийся вдруг вязким, словно кисель. Можно за секунду лишить противников спасительных укрытий. Можно ловить ракеты и гранаты и «старить» бочки с зажигательной смесью, превращая их из опасного оружия в бесполезную груду металла. А чтобы у недоброжелателей совсем уж не осталось шансов, в игре есть винтовка и гранатомет с управляемыми патронами. При этом от метких выстрелов вражеские головы разлетаются в труху — это чтобы вы не забывали, что эту игру сделали авторы Soldier of Fortune.
Все эти искусственные ограничения никак не дают почувствовать себя супергероем, хотя все необходимые для этого данные у игры есть. Пусть сюжет Singularity в общем и целом ничем не выделяется: злые и добрые ученые, зловещие эксперименты, временные парадоксы, власть над миром и так далее, — зато набор аттракционов разработчики заготовили более чем внушительный. Действие несколько раз перемещается из 2010-го в 1955 год и обратно, ход истории неоднократно меняется. Нам противостоят мутанты, советские солдаты, а порой и те и другие разом. Есть, наконец, битва с гигантским *СПОЙЛЕР* и огромный корабль (простите, но об этом мы уже никак не можем умолчать), который восстанет из праха прямо на ваших глазах и точно так же рассыплется в пыль, пока вы будете прогуливаться внутри.
Винтовка «Охотник» с управляемыми боеприпасами позволяет достать противника где угодно.
С помощью замедляющего поля можно пройти чуть ли не всю игру. Когда удается поймать в него нескольких противников, случаются забавные истории: поле исчезло — и вдруг все умерли.
Читайте также: