Шофар своими руками
На Голанских высотах наслаждаешься дикой природой, безмолвием, уединением, красотой… Но дети просят и теребят, и если вы захотите наполнить отдых чем-нибудь познавательным и торанистическим, то стоит заехать к Шимону Кейнану в Мошав Гиват Йоав מושב גבעת יואב
он уже пятьдесят лет производит и продает шофары — рога для трубления, в которые мы трубим в Рош-аШана. И главное — он интересно показывает, как их делать, трубит и даже дает потренироваться детям, и, конечно, обязательно продаст вам сделанный при вас же шофар:
и расскажет про разных экзотических животных, от бизонов до антилоп, рога которых тоже представлены в его экспозиции.
как растут рога,
какие из них кашерны для производства шофара,
покажет весь процесс производства шофара (и потом и продаст его вам)
при этом само производство он не разрешает фотографировать — и здесь, у меня в блоге вы его не увидите
Из рогов здесь производится все —
Короче, заехать сюда стоит, хотя с ним надо быть осторожным — он по-израильски хариф…
Существует множество исследований, где детально рассматриваются древнееврейские инструменты, их устройство, место и способ употребления, а также таблицы, дающие возможность увидеть насколько часто тот или иной инструмент упоминается в Библии. Мы же остановимся лишь на некоторых из них; на тех, которые (судя по письмам) вызывают у наших
Один из наиболее известных древнееврейских инструментов, сохранившийся до наших дней, это ШОФАР . В Библии он упоминается наиболее часто – 64 раза. Из них 10 раз названы его разновидности – КЕРЕН, КАРНА и ЙОБЕЛ . В дальнейшем мы поговорим о том, чем отличаются эти разновидности.
Зародившись в древней ассирийской культуре, шофар постепенно стал неотъемлемой частью семитского инструментария. По своему виду он представляет собой трубу
Очень редко используются бычьи рога (скорее всего из-за ассоциаций с грехопадением израильского народа в период Исхода, когда евреи изготовили золотого тельца). Разновидности шофара, изготавливаемые из бычьих рогов, это КЕРЕН – применявшийся в древнееврейской армии (от ивритского слова "рог"), и КАРНА. Своими размерами они значительно уступали йобелу и шофару, но были прочнее и намного сильнее изогнуты. Также различным было их назначение. Шофар использовался как сакральный инструмент-символ, йобел являлся его аналогом, а керен и карна были их светскими разновидностями.
Процесс обработки изначально сводился к удалению внутренней части рога и срезанию его тонкой части. Со временем отверстие для подачи воздуха стали просверливать. А в еще более позднее время стали применять выпаривание: рог распаривают до мягкости, а затем придают ему необходимую форму: формируют раструб, расширяют основание, а узкий конец рога превращают в своеобразный мундштук. Шофар часто украшают гравировкой – обычно это стихи из Священного Писания. Из поколения в поколение передаются секреты мастерства. Семья Бар-Шешет из Хайфы занимается изготовлением шофаров еще с XVI века. Еще одна семья мастеров – семья Рибак – живет и трудится в Тель-Авиве.
Господь повелел трубить в шофар на Йом Кипур – День очищения. Эта традиция соблюдается в Израиле и по сей день. Голос шофара звучит также в Рош hаШана – в еврейский Новый год.
В заключение хочу привести стихотворение Семена Цванга, которое очень точно передает отношение еврейского народа к этому древнему, легендарному музыкальному инструменту.
Шофар – это полый бараний рог, который служит подобно музыкальному инструменту.
Заповедь Торы трубить в Рош ѓа-Шана (еврейский Новый Год) в Шофар, как сказано (Бемидбар 29,1):
Кроме того, существует обычай: в шофар трубят в конце общественной молитвы на протяжении целого месяца Элул, а также по завершению Судного дня – Йом Кипур.
В прошлом, когда народ постился из-за различных бед, в Храме во время молитвы также трубили в шофар.
Шофар служил и как сигнальный призывный инструмент, собирающий народ воедино для возвещения важных событий, а также в военное время.
Как уже сказано, шофар – это рог животного. Однако не все рога подходят для заповеди слушать голос шофара в Рош а-шана. Дело в том, что у животных есть два вида рогов:
- Те, которые состоят из двух частей – внешней и внутренней, – полые рога. У баранов, козлов, антилоп и газелей такие рога. Для того чтобы в них можно было трубить, вынимают внутреннюю часть.
- Те, которые состоят только из одной части. Такие рога мы встречаем, например, у оленей, – сплошные, цельные рога. Для того чтобы в них можно было трубить, в рогах просверливают отверстия.
Несмотря на то, что все полые рога кошерны для шофара, следует, если есть такая возможность, трубить в Рош ѓа-Шана именно в бараний рог.
В мидраше сказано:
«После десятого испытания злое начало в душе Авраама было полностью подчинено. Поэтому отпала необходимость в дальнейших испытаниях, которые служили бы уже не цели очищения его характера, а более простой задаче — показать миру силу веры Авраама и его стойкость перед лицом невзгод. Впрочем, сам Авраам был против испытаний такого рода, ибо они могли вызвать у людей сомнения в справедливости Ашема, а у него, у Авраама, была другая задача: показать миру безграничность доброты Создателя. Но не только себя, но и Ицхака избавил Авраам от дальнейших проверок, ибо, устояв в десяти испытаниях, он не только очистил свой собственный характер, но и с момента рождения сына вложил в него святость, так что Ицхак не нуждался более в подобных экзаменах.
— Властелин Вселенной! — попросил Авраам. — Когда Ты повелел мне принести Ицхака в жертву, я мог бы попытаться возражать. Но я не сказал ни слова — и полностью исполнил Твою волю. Поэтому, если мои потомки когда-нибудь в будущем станут грешить, то вспомни, пожалуйста, о том, как я безропотно связал Ицхака, а вспомнив, подави Свой гнев и прости их!
— Хорошо, Я буду прощать их грехи, но они должны будут трубить в шофар на Рош ѓа-Шана, в Новый год.
— Оглянись и узнаешь.
Авраам обернулся и увидел барана.
— Еврейский народ будет трубить в шофар, сделанный из бараньего рога, и в честь твоей готовности принести Мне в жертву сына их грехи простятся, — объяснил Ашем.
Баран, которого увидел Авраам, был создан в канун первого Шабата, в период Шести Дней Творения, дабы быть принесенным в жертву вместо Ицхака.
Ангел Самаэль сдерживал руку Авраама, когда тот был готов принести своего сына в жертву Богу. Он попытался помешать Аврааму и с этой целью спрятал в кустах барана. Когда баран захотел прибежать к Аврааму, его рога застряли в густых ветвях. С трудом высвободившись из одних зарослей, баран тут же запутался в других, потом попал в новые заросли и так без конца. На это Господь сказал:
— Смотри, Авраам. Подобным же образом твои потомки будут запутываться в грехах и попадать из одного изгнания в другое: в вавилонское, мидийское, греческое, римское…
— Когда же наступит конец чреде этих изгнаний? — спросил Авраам.
Таким образом, шофар предназначен еще для одного, самого важного в истории события: Грядущего Освобождения. Тот самый Б-жественный шофар, который звучал во время Дарования Торы, возвестит о наступлении обетованного времени – как обещал Всевышний устами Своего пророка (Йешаяѓу, 27:13):
Есть важное объяснение, почему звук шофара производит такое глубокое впечатление на душу еврея?
Шофар звучал при Даровании Торы:
Не в этих ли словах таится ответ на вопрос, почему звук шофара производит такое глубокое впечатление на душу еврея. Мы знаем, что при Даровании Торы присутствовали все евреи без исключения: выходцы из Египта – и душой, и телом, все остальные – только душой
Воспоминание о Б-жественном шофаре, услышанном у горы Синай, неосознанно сохраняется в каждой еврейской душе и пробуждается при звуке земного шофара…
Шофа́р (שׁוֹפָר) — еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею. В него трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур (Судный день, или День искупления) и в ряде других случаев.
Содержание
Устройство и изготовление
Шофар изготавливался в глубокой древности, и сейчас изготавливается только из натурального рога. Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на золотого тельца) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными. Шофар может быть коротким, с простым изгибом (как принято у ашкеназов), или он может быть длинным, витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена. В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы, в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять. [2] Кончик рога у шофара срезается или просверливается, трубящий в шофар использует для извлечения звука это простое отверстие. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука. [3]
Трубление в шофар
Различают следующие виды звуков шофара:
Четыре основных звука трубления могут быть объединены в серии (последовательности), имеющие собственные названия: [4]
Звуки шофара на Рош Ха-Шана толкуются как призыв к покаянию. Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара также символизируют: [источник не указан 91 день]
- Коронование Творца Мира
- Пробуждение трепета перед Творцом
- Напоминание о Жертвоприношении Исаака
- Напоминание о Даровании Торы на горе Синай
- Напоминание о приходе Машиаха
- Кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатану, который в этот день суда выступает обвинителем. [5] [неавторитетный источник?]
Традиции трубления в шофар
Позднее возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца элул, предшествующего Новому году.
В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, например, в еврейских школах. В Израиле, шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Это делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.
Еврейские источники о шофаре
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 августа 2012.
-
[6] [неавторитетный источник?] утверждает, что шофар из левого рога барана, принесённого в жертву Авраамом, звучал на горе Синай, а в шофар из правого рога будут трубить, когда соберутся вместе разрозненные колена Израиля.
-
пророчествовал:
- В Талмуде[7] [неавторитетный источник?] разрешается изготовлять шофар из рогов баранов, диких и домашних козлов, антилоп и газелей, но всё же рекомендуется использовать именно рог барана, который ассоциируется с жертвоприношением Исаака; в эти дни в синагогах читается соответствующая глава Торы.
Значение шофара в Каббале
Шофар в мессианском иудаизме
По данному мнению, шофар как труба Мессии и труба последних дней упомянут в 1Фес.4:16, Мф.24:31, в него трубят ангелы в Откр.8:7 и далее. [9] [10] Сходные взгляды могут встречаться и среди протестантов. [11] [12]
Читайте также: