Шлем татаро монголов своими руками
Любое нашествие чужого войска – настоящая беда. Еще хуже, если захватчики успешно подавили все попытки сопротивления, сожгли и разрушили города, обложили народ данью, обратили в рабство треть населения, а всех несогласных с их порядками просто перебили. Таким было нашествие татаро-монгол на Русь.
Право и суд
Войска Чингисхана (около 1155-1227 гг.) и его внука Батыя (около 1209-1255/1256 гг.) жестоко подавляли любое сопротивление во всех покоренных ими землях. От их войск пострадали китайцы, жители Средней Азии, Северного Кавказа, Ирана, Волжской Булгарии, Забайкалья, Южной Сибири и других земель. Население многих городов было практически уничтожено.
- прыгать через огонь, стол или чашку;
- возвращаться той же дорогой, по которой уехал;
- подходить к ставке хана;
- изменять жене или мужу;
- заниматься колдовством и ворожбой.
Особенно строга была Великая Яса к военным, предписывая смертную казнь за любые провинности: от бегства с поля боя до нечестного дележа награбленного имущества.
Хотя высшая судебная власть принадлежала великому хану, другие представители монгольской знати тоже могли казнить человека в рамках своих полномочий. Сложные дела, имеющие большое значение, рассматривал диван-яргу. Так назывался главный судебный орган империи завоевателей. Менее значительные споры и административно-хозяйственные вопросы разрешали судебные инстанции на местах, возглавляемые яргучи (судьями).
Жуткие казни
Монголо-татары применяли такие методы казней, до которых даже инквизиторы, свирепствовавшие в средневековой Западной Европе, не смогли додуматься. В Золотой Орде способ умерщвления человека зависел от его социального статуса и совершенного правонарушения.
Простолюдины часто подвергались телесным наказаниям, которые варьировались в зависимости от правонарушения: от семи ударов палкой до отрубания руки. А людей, разболтавших посторонним служебные тайны, могли приговорить к битью кулаками по ушам.
И хотя смертная казнь могла быть заменена продажей человека в рабство или полной конфискацией его имущества, чаще всего провинившегося убивали. Его могли зарезать, задушить или разорвать на части, привязав к четырем лошадям, которых заставляли одновременно рвануться в разные стороны. Еще один способ – переламывание позвоночника – применялся к особо уважаемым и знатным людям.
Самой распространенной казнью было отсечение головы, как и во многих средневековых странах. За особо тяжкие преступления, вроде измены хану, у человека могли рассечь грудь и вырвать из нее еще бившееся сердце. Такой приговор был призван устрашить потенциальных бунтовщиков.
По-своему престижными у монголов считались казни, не связанные с кровопролитием. Поскольку именно кровь считалась у них вместилищем души, то оставаясь в теле, она облегчала человеку путь в иной мир, согласно верованиям. Так ушел из жизни, например, военачальник Джамуха, который был другом юности Чингисхана, но впоследствии соперничал с ним в борьбе за власть. Джамухе сломали позвоночник.
Известный и уважаемый в народе шаман Кокочу, носивший звание Тэб-Тэнгри (самый небесный), получил такую же бескровную смерть за политические интриги. Правда, опасаясь обвинений в расправе над служителем культа, великий хан замаскировал казнь под несчастный случай во время борцовского поединка.
С жителями Руси, независимо от их социального статуса, монголы тоже поступали в соответствии со своими законами.
Разоренные города
Кроме того, по всей стране были разбросаны небольшие укрепленные крепости, в которых жители близлежащих сел и деревень прятались от междоусобных набегов. Их Олег Рапов тоже причисляет к городам, по крайней мере, потенциальным.
Войско Батыя захватило и разорило 49 крупных и средних населенных пунктов, из которых 15 утратили городской статус, а 14 не были восстановлены вообще. В некоторых из них, например, в Рязани, Владимире-Залесском и героически сопротивлявшемся Козельске, были истреблены практически все жители.
После смерти Батыя набеги на Русь не прекратились. Только во второй половине XIII века татаро-монголы вторгались на земли удельных княжеств 15 раз, каждый раз неся с собой гибель и опустошение. Так, Переяславль-Залесский был захвачен и разрушен четыре раза, и каждый раз жители отстраивали его заново. Муром и Суздаль перенесли по 3 набега, а Владимир-на-Клязьме был осажден и захвачен дважды.
Потеря независимости
Главным политическим исходом нашествия татаро-монгол явилась потеря независимости удельных княжеств. Русские правители стали вассалами Золотой Орды и попали в подчиненное положение. Даже управлять унаследованными землями они могли лишь после получения ярлыка (разрешения) на княжение в ставке у великого хана.
Следить за порядком и процессом сбора дани на Руси были обязаны баскаки – ордынские чиновники, посланные практически во все крупные города. Эти наместники призывали карательные отряды татаро-монгол, если сталкивались с неповиновением.
Убитые князья
Немало русских князей сложили свои головы в Золотой Орде, когда отправлялись на поклон к великому хану и его приближенным. Причем, часто эти казни происходили в результате междоусобной борьбы за те или иные уделы – по наветам соперничающих семей, представители которых приходились друг другу родственниками. Борьба за власть и влияние делали их непримиримыми врагами.
Порой указанные в различных источниках сведения об убитых за христианскую веру русских князьях на поверку оказываются лишь преданиями. Поэтому мы приведем здесь лишь те факты, которые подтверждены летописями.
Василько Константинович Ростовский погиб 4 марта 1238 года. После поражения русских войск на реке Сити князь попал в плен и был убит за отказ присягнуть на верность победителю – хану Батыю.
Итальянский дипломат и путешественник Джованни Плано Карпини в 1246 году посетил Сарай-Бату. Он упомянул в своих записях некого Андрея Сарвогльского, который был казнен по приказу Батыя в 1245 году. Этот князь обвинялся в краже и последующей перепродаже лошадей из Золотой Орды. Историки теряются в догадках: речь идет о сыне Мстислава Киевского или Мстислава Черниговского. Не исключено, что Плано Карпини на слух перепутал некий таинственный Сарвогльский (?) удел с Воргольским.
Михаил Всеволодович Черниговский 20 сентября 1246 года был казнен за отказ соблюсти монгольские обычаи: пройти между двух огней (доказав тем самым чистоту своих помыслов) и поклониться в сторону юга (почтив таким образом память покойного Чингисхана). Князь объявил, что эти действия противоречат христианским догматам.
По другой версии, между огней он прошел, отказавшись лишь кланяться на юг. И никаким увещеваниям не поддался. Тогда, судя по летописным сведениям, монголы начали избивать Михаила Всеволодовича, а русский изменник Домант, который был родом из Путивля, отрубил его голову мечом.
Роман Ольгович Рязанский был казнен в 1270 году. Согласно церковным преданиям, монголо-татары убили его за отказ принять мусульманскую веру. Хотя с точки зрения исторической науки данная версия не кажется правдоподобной, ведь ислам стал официальной религией Золотой Орды лишь при хане Узбеке, который сам перешел в эту религию около 1320 года. Тогда решение правителя встретило сопротивление и знати, и простых подданных.
Возможно, сведения об этом мученике за христианскую веру были внесены в различные источники гораздо позже, когда изменилась историческая обстановка.
Михаил Ярославич Тверской убит в Золотой Орде в 1318 году. Порой его путают с тезкой – Михаилом Черниговским, называя причиной казни отказ честного христианина пройти меж двух огней. На самом деле все было прозаичнее. Князь стал жертвой междоусобной борьбы и политических интриг своего родственника – Юрия Даниловича Московского. Поводом для разногласий был ярлык на Великое княжество Владимирское.
Александр Михайлович Тверской и его сын Федор, которые являлись продолжателями династии правителей Руси, были казнены в 1339 году. И произошло это, когда в Золотой Орде находился Иван Калита (брат Юрия Даниловича) – еще один небезызвестный московский князь, враждовавший с тверскими родственниками. Вероятно, он был как-то причастен к их гибели. Так, через интриги в Золотой Орде, верховная власть на Руси перешла от Твери к Москве.
Большинство историков считают, что нашествие монголо-татар повлияло на становление российской государственности. Раздробленные удельные княжества, в конце концов, осознали необходимость объединения, чтобы успешно противостоять захватчикам.
Вооружение монголо-татарских воинов XIII-XIV вв. Иллюстрации по М.В.Горелику.
Монгольские луки и налучи XIII-XIV вв.
3-5, 7 – с тебризских миниатюр 1306-1307 гг.;
6, 10-12 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.;
8 – с тебризской миниатюры начала XIV в.;
9 – с китайской картины эпохи Юань, конец XIII в.;
13 – резная костяная накладка на нижний конец налуча, из золотоордынского погребения, конец XIII-XIV вв. в нижнем Поволжье;
14 – из золотоордынского погребения, конец XIII-XIV вв. в Волгоградской области.
Монгольские лучники и саадачные пояса XIII- XIV вв.
1 – с тебризской миниатюры, начало XIV в.;
2, 3 – с тебризской миниатюры 1306-1307 г.;
4 – из золотоордынского погребения, конец XIII – начало XIV вв. в Волгоградской области;
5 – золото и сердолики, 1 половина XIV в., из Симферопольского клада в Крыму (реконструкция М.В. Горелика)
Монгольские колчаны XIII – XIV вв.
1 – с тебризской миниатюры-диптиха, начало XIV в.;
2-5, 9 – с тебризских миниатюр 1306-1307 г.;
6-8 – с каменных рельефов из аула Кубачи в Дагестане, XIV в.;
11-15 – декор колчанов из резных костяных накладок: 11 – район оз. Байкал, 12,13,15 – нижнее Поволжье, 14 – нижнее Поднепровье;
16, 17 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.
Монгольские наконечники стрел XIII-XIV вв.
1-18 – из Каракорума в Монголии;
19-24, 37 – из Монголии;
25-36 – из Узбекистана;
46-48 – из Прикубанья.
Монгольские наконечники копий XIII-XIV вв.
1 – из Каракорума, середина XIII в.;
3,9 – из района оз. Байкал;
4, 6-8 – из Монголии и Бурятии;
10, 11 – из Тувы, 50-70-е гг. XIV в.;
12-14 – из Узбекистана;
15 – из Великого Булгара;
16 – из юго-западной Украины;
17 – из Поросья в среднем Поднепровье;
18, 19 – из нижнего Поднепровья;
20 – из Прикубанья;
21-23 – из нижнего Поволжья;
24, 25 – с тебризских миниатюр 1306-1307 гг.
Монгольские сабли XIII-XIV вв.
1-3 – из Монголии;
4.5 – из Поросья в среднем Поднепровье;
6, 9, 12-4, 20, 23 – из разных мест Украины;
7, 8, 10, 11, 15, 17-19, 22 – из Прикубанья;
16 – из золотоордынского погребения в Нижнем Поволжье;
21 – работа мастера Хачатура из армянской колонии в золотоордынском городе Великий Булгар в Волго-Камье, конец XIII – 1 половина XIV вв.;
24 – трофей мамлюков или мамлюкская работа XIV в. по монгольскому образцу, Военный Музей в Стамбуле;
25-38 – с тебризских миниатюр XIV в.
Монгольские мечи и клинковые пояса XIII-XIV вв.
1 – клинковый пояс, резной камень, из Хакасии, 1 половина XIII в.;
2 – клинковый пояс, золото, из Монголии, начало XIII в.;
3 – железная рукоять меча, из нижнего Поволжья, начало XIV в.;
4 – меч с клинком дамасской стали и серебряной фурнитурой с именем Харис ад-Дина, сделана в г. Великий Булгар, 30-е гг. XIV в.;
5 – из Каракорума в Монголии, середина XIII в.;
6 – с тебризской миниатюры, середина XIV в.;
7-10 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.;
11, 12 – арабские мечи, с тебризских миниатюр 1306-1307 гг.
Монгольские палаши XIII-XIV вв.
1, 2 – из Монголии;
4 – из западного Казахстана;
5 – из нижнего Поволжья;
6 – из нижнего Подонья;
7 – из нижнего Поднепровья;
8, 9 – из Хакасии;
10 – с глиняной статуэтки из погребения монгольского чиновника эпохи Юань в Китае, начало XIV в.
Монгольские кинжалы и боевые ножи XIII-XIV вв.
1, 2, 16-9 – с тебризских миниатюр;
З, За, 6 – из Волжско-Камской Булгарии золотоордынского периода;
4, 5 – с серебряной отделкой, из эолотоордынских погребений в Прикубанье;
7-10,15 – из золотоордынских погребений на юге Украины и в Прикубанье;
11 – из южного Приуралья;
12-14 – из нижнего Поволжья.
Монгольские боевые топоры XIII-XV вв.
1,2,4 – из района оз. Байкал, XIII в.;
3 – из Каракорума;
5,7 – из нижнего Поволжья и бассейна р. Урал, XIII-XIV вв.;
6 – из золотоордынского слоя Биляра, 2 половина XIII-XIV вв.;
8 – из нижнего Поволжья, XIV в.;
9 – из Молдовы, 2 половина XIII – 1 половина XIV вв.;
10-15 – из Волжско-Камской Булгарии, XIV-XV вв.;
16-19 – из северного Предкавказья, XIV в.
Монгольские булавы и кистени XIII-XIV вв.
1-35 – булавы, 36-42 – кистени:
1-6, 12, 16, 17, 37, 39-41 – из южной Украины;
7, 8, 15, 37, 38 – из Волжско-Камской Булгарии;
9-11,14,18,20 – из северного Предкавказья;
13 – из Узбекистана;
19, 21, 38 – из нижнего Поволжья;
22 – из нижнего Подонья;
23-36 – с тебризских миниатюр 1306-1307 гг.
Защитные детали монгольского доспеха, XIII – начало XV вв.
1 – наплечник из кочевнического кургана в Венгрии, 2 половина XIII – начало XIV вв.;
2 – наплечник, с тебризской миниатюры 30-х гг. XIV в.;
3 – наплечники, с тебризской миниатюры 30-х гг. XIV в.;
4 – наплечники, с тебризской миниатюры 1370 г.;
5 – наплечники, с гератской миниатюры, начало XV в.;
6-7 – металлические ожерелья, с тебризских миниатюр 1370 г.;
8 – створчатые наручи с пластинчато-кольчужными перчатками, с тебризской миниатюры 1370 г.;
9 – остатки створчатого наруча из золотоордынского погребения в Молдавии, конец XIII – 1 половина XIV вв.;
10,11 – створчатые поножи с кольчужно-пластинчатым прикрытием стопы, с тебризских миниатюр 1370 г.;
12 – кольчужно-пластинчатые набедренники, с багдадской миниатюры 1396 г.
1-11 – с иранских миниатюр 1 половины XIV в.;
13 – с китайской картины на ту же тему того же периода;
14 – с настенной живописи эпохи Юань-из буддистского пещерного храма в провинции Синьцзян (северо-запад КНР);
1 – из Западной Сибири;
2 – из раскопок в золотоордынском Аккермане (ныне г. Белгород-Днестровский);
3-6, 9, 11, 12 – из золотоордынских городов и поселений Волжско-Камской Булгарии;
7 – из района оз. Байкал;
8, 13 – из Бурятии;
10 – из Монголии;
14 – из Хакасии (реконструкция М.В.Горелика);
15 – с тебризской миниатюры 1306-1307 гг.;
16 – с тебризской миниатюры 30-х гг. XIV в.;
17 – с тебризской миниатюры, середина XIV в.;
18 – с тебризской миниатюры 1370 г.;
19 – панцирь из Государственного Эрмитажа, конец XIV – начало XV вв.
1-4 – с тебризских миниатюр, начало XIV в.;
5 – с ширазской миниатюры 1331 г,;
6-9 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.;
10 – с китайского каменного рельефа из гробницы эпохи Юань, начало XIV в.;
11 – с иллюстрации в китайской энциклопедии эпохи Юань;
13 – панцирь из могилы-кенотафа в южном Приуралье (пластины, реконструкция М.В. Горелика), XIII в.
1-7 – с тебризских миниатюр, начало XIV в.;
8 – с ширазской миниатюры 1330-1340 гг.,
9 – с багдадской миниатюры 1340 г.;
10 – с тебризской миниатюры 30-х гг. XIV в.;
11 – с бронзовой гравированной пластинки из золотоордынской столицы северного Предкавказья – Маджар (ныне г. Буденновск Ставропольского края);
12 – с гравированного бронзового сосуда, сделанного в Дамаске в 1290-1310 гг.;
13 – с картины китайского художника Ван Ченчженя (1280 – 1329);
15 – панцирь из золотоордынского погребения (середина – 2-я половина XIII в.) на левобережье нижней Волги в западном Казахстане (реконструкция М.В.Горелика)
Монгольские ламинарные и комбинированные – ламеллярно-ламинарные панцири XIII-XIV вв.
1-6 – ламинарные панцири, с тебризских миниатюр, 1 половина XIV в.;
7 – ламинарные панцири, с багдадской миниатюры, 1 половина XIV в.;
8, 9 – ламинарные панцири, с тебризских миниатюр, 1 половина XIV в.;
10-18 – ламеллярно-ламинарные панцири, с тебризских миниатюр, 1 половина XIV в.;
Пластины монгольского ламеллярного панциря XIII-XIV вв.,
по материалам археологических раскопок
1, 2, 11 – из Сан Пао в провинции Синьцзян (северо-запад КНР);
3 – из района оз. Байкал;
4, 5 – из Хара-Хото в провинции Цинхай (северо-запад КНР);
6, 7 – из Самарканда;
8 – из Волжско-Камской Булгарии;
10 – из провинции Цинхай (северо-запад КНР);
12, 13 – из северного Предкавказья;
14 – из округи г. Киева;
Изображения монгольских шлемов XIII-XIV вв.
1 – с сирийского бронзового сосуда, конец XIII – начало XIV вв.;
2-21, 23-61 – с иранских миниатюр:
2-6, 9-14, 16-21, 52 – Тебриз, начало XIV в.;
7, 8, 15, 22-24, 31, 32, 47-51 – Тебриэ, 30-е гг. XIV в.;
25-30, 33-38, 40-42 – Шираз, 1330 -1340 гг.;
43, 53-60 – Тебриз, 1 половина – середина XIV в.;
61 – Тебриз, 1370 г.;
22 – Багдад, 1339 г.
Монгольские шлемы XIII-XIV вв. (реальные образцы)
1 – из золотоордынского погребения в южном Приуралье, XIII в.;
2 – из Перми, XIII-XIV вв.;
3, 9, 14, 17-19, 21, 22 – из золотоордынских погребений в северном Предкавказье (3,14,17,22 – XIII в., остальные – XIV в.);
5, 10 – из Китая, XIII в.;
6, 8 – из золотоордынских погребений в Приднестровье, конец XIII в.;
7, 16, 23 – из золотоордынских погребений в Поросье на среднем Поднепровье, 2 половина XIII – начало XIV вв.;
11 – из Казахстана, XIII в.;
12 – из собрания графа Вилчека, конец XIII – начало XIV вв,;
13 – из хулагуидского Ирана, конец XIII в.;
20 – из золотоордынского погребения в Приазовье, XIV в.;
24-26 – из хулагуидского Ирана, 30-е гг. XIV в.;
27 – из Ирана, последняя треть XIV – начало XV вв.
Монгольские шлемы с забралами-личинами, XIII-XIV вв.
1-5 – из золотоордынских погребений, середина XIII – 1 половина XIV вв.:
1 – наголовье под личину, частичная реконструкция М.В.Горелика, частная коллекция;
2, 4 – из кочевнических курганов у сел Ковали и Липовец, Поросье;
3 – из Татарстана;
5 – из кочевнического кургана у с. Ротмистровка, Нижнее Поднепровье;
6 – с багдадской миниатюры, начало XIV в.;
7 – с тебризской миниатюры, середина XIV в.
Монгольские шлемы с наносниками, надбровьями и забралами-полумасками и их русские подражания, середина XIII – 1 половина XIV вв.
1-9, 12-14 – монгольские шлемы;
10,11 – их русские подражания;
1 – посеребреный, с золотым и черневым декором, с остатками арабской надписи на челе, из Городца на Волге, работа монгольских мастеров в Иране, середина XIII в. (1а – реконструкция шлема М.В. Горелика);
2 – золоченый, из золотоордынекого кочевнического погребения в Южной Украине, середина XIII – начало XIV вв.:
3 – золоченый, из золотоордынского кочевнического кургана – погребения половецкого хана на р.Чингул в Запорожье, 2 половина XIII в.;
4 – золоченый, найден у с. Никольское в Орловской губернии, 2 половина XIII – 1 половина XIV вв.,
5 – золоченый, с серебряными заклепками по медной обтяжке на полумаске, из кочевнического кургана в правобережье р. Прут, восток Румынии, время то же;
6 – с золотыми узорами, из золотоордынского кочевнического кургана – погребения половецкого хана в урочище Таганча, Поросье, середина – 3 четверть XIII в.;
7 – шлем из Киева, середина XIII в.;
8 – деталь шлема из городища в Хмельницкой области, юго-западная Украина, середина XIII в.;
9 – шлем, хранящийся в Народном музее в Кракове (место находки неизвестно), середина XIII-XIV вв.;
10 – с золотым декором с восточно-христианскими мотивами, из кочевнического кургана в румынской Молдове, работа мастеров Даниила Галицкого по монгольскому образцу, середина – 2 половина XIII в.;
11 – русский шлем (1 половина XIII в.) с чеканным серебряным декором, поверх которого в середине XIII в. наклепано монгольское забрало-полумаска, найден вместе с кольчугой у с. Лыково в районе дворцового комплекса Боголюбово, вероятно принадлежал великому князю Андрею Ярославичу и брошен им в 1252 г. после неудачного столкновения с карательной золотоордынской армией под Переславлем-Залесским;
Монгольские щиты XIII-XIV вв.
1 – железный щит из Хорезма, XIII в.;
2 – из золотоордынских погребений в северо-западном Предкавказье и нижнем Поднепровье, 2 половина XIII – XIV вв.;
3 – с тебризских миниатюр, начало XIV в.;
4, 5 – с тебризских миниатюр 1314 г.;
6, 7, 9 – с ширазских миниатюр 1331 г.;
8, 12 – с ширазских миниатюр 1333 г.;
10, 11, 13 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.;
14 – с ширазской миниатюры 1341 г.;
16-18 – с тебризских миниатюр 1370 г.
Комплексы вооружения из воинских погребений Золотой орды
1 – из погребения в южном Приуралье, 2 половина XIII в.;
2 – из погребения в Ингушетии, с монетами, начала XV в.
Изображения монгольских боевых знамен и значков XIII-XIV вв.
1 – с китайской картины эпохи Юань;
7-26 – с иранских миниатюр XIV в.
Монголы
С китайской картины рубежа IX-X вв.
Татары
С китайских картин XI-XIV вв.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
5. Генетическая экспертиза
6. Документы в период татаро-монгольского ига
За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.
7. Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге
На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись можно увидеть следующую картину.
Западная часть Руси называется Московия, или Московская Тартария… В этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем Московской Тартарии или герцогом (князем) Московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или Русская Империя (см. карту).
В 1-м издании Британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:
Откуда пошло название Тартария
Наши предки знали законы природы и реальное устройство мира, жизни, человека. Но, как и сейчас, уровень развития каждого человека не был одинаковым и в те времена. Людей, которые в своём развитии ушли значительно дальше других, и которые могли управлять пространством и материей (управлять погодой, исцелять болезни, видеть будущее и т.д.), называли Волхвами. Тех из Волхвов, кто умел управлять пространством на планетарном уровне и выше, называли Богами.
То есть, значение слова Бог, у наших предков было совсем не таким, каким оно является сейчас. Богами были люди, ушедшие в своём развитии намного дальше, чем подавляющее большинство людей. Для обычного человека их способности казались невероятными, тем не менее, боги тоже были людьми, и возможности каждого бога имели свой предел.
У наших предков были покровители – Бог Тарх, его ещё называли Даждьбог (дающий Бог) и его сестра – Богиня Тара. Эти Боги помогали людям в решении таких проблем, которые наши предки не могли решить самостоятельно. Так вот, боги Тарх и Тара обучали наших предков тому, как строить дома, возделывать землю, письменности и многому другому, что было необходимо для того, чтобы выжить после катастрофы и со временем восстановить цивилизацию.
Крещение Руси
У наших предков было ведическое мировоззрение, как я уже писал выше, это не было религией. Так как суть любой религии сводится к слепому принятию каких-либо догм и правил, без глубокого понимания, почему нужно делать именно так, а не иначе. Ведическое мировоззрение же давало людям именно понимание реальных законов природы, понимание того, как устроен мир, что есть хорошо, а что – плохо.
Но ведическая Славяно-Арийская Империя (Великая Тартария) не могла спокойно смотреть на происки своих врагов, которые уничтожили три четверти населения Киевского Княжества. Только её ответные действия не могли быть мгновенными, в силу того, что армия Великой Тартарии была занята конфликтами на своих дальневосточных границах. Но эти ответные действия ведической империи были осуществлены и вошли в современную историю в искажённом виде, под названием монголо-татарского нашествия орд хана Батыя на Киевскую Русь.
Причина такой несуразицы была в том, что русские князья, принявшие чуждую религию, прекрасно знали, кто и почему пришёл…
Выводы
Бокка, или боктаг – один из самых необычных головных уборов знатных женщин Золотой Орды, появившийся на территории восточноевропейских степей не ранее середины XIII в. Среди ученых нет единого мнения о его происхождении. С одной стороны, бокка была головным убором монгольской знати и императриц, который можно увидеть, например, на портретах императриц и придворных дам династии Юань и дома Хулагу (в Китае этот головной убор назывался гу-гу). С другой стороны, бокки Золотой Орды все-таки отличаются от чисто монгольских и напоминают более древний местный головной убор, еще времен кимако-кыпчакского объединения.
Боктаг как женский имперский символ подробно описывали европейские и южнокитайские дипломаты и путешественники.
Носили боктаг и знатные и не знатные женщины, но об их разном социальном статусе говорил цвет бокки. У знатных дам боктаг был покрыт красным шелком, у остальных – черным сукном.
Ношение бокки означало приобщение женщин тех или иных племен и народов к истинным "монголкам", то есть престижной политической управленческой среде (не буду употреблять слово "каста")
Слева: Чаби (1227-1281) — одна из жён Хубилая, хана Монгольской империи и основателя империи Юань.
Справа: Портрет знатной дамы. Турфанский оазис, Кочо. Вторая половина ХIII - ХIV века.
Вообще у кочевников Золотой Орды было два основных вида головных уборов – кожаные или шерстяные шапочки и бокка/боктаг.
Бокки были показателем высокого социального статуса, еще его чаще носили замужние женщины и почти никогда молодые девушки.
Основу бокки составлял арматурный каркас из тонких веточек или прутиков, крепившийся к шапке. Сверху он обтягивался берестой, которая сшивалась толстыми нитками. По форме эта основа напоминала остроносый сапожок длинной от 20 до 30 см. Сверху бокки могли увенчиваться перьями, деревянными или металлическими прутиками и украшены бусами.
Самый знаменитый и уникальный оригинальный боктаг, сохранившийся на территории России, принадлежит фонду Марджани и периодически экспонируется на специализированных выставках вместе с вещами из разнообразных музеев
Этот головной убор высотой 90 сантиметров конца XIII – начала XIV веков сохранился практически в первозданном виде и уникален по своей сохранности. В мире больше нет подобных вещей.
Остальные бокки, которые можно увидеть в российских музеях — это обычно реконструкции, созданные по остаткам головных уборов, найденных археологами
Например, фонды Астраханского музея-заповедника (а многие золотоордынские раскопки ведутся на территории Астраханской области) обладают одной из самых больших коллекций фрагментов бокк из раскопок вокруг Красного Яра, где, предположительно, могла находится столица Золотой орды - Сарай Бату. Они были найдены в 90-е годы прошлого века, и самое большое количество материала дала экспедиция на раскопках Маячного бугра, где были найдены два халата, описанные в предыдущем посте, и остатки около 10 бокк
Реконструкция бокки XIII – XIV вв из Астраханского музея-заповедника
До наших дней дошли только частично сохранившиеся головные уборы — фрагменты каркаса из бересты и один серебряный султанчик, но учёным предметы могут рассказать об особенностях головного убора Золотой Орды.
.
Слева серебряный султанчик, справа фрагменты каркаса из бересты из Астраханского музея-заповедника.
Итак, чем же астраханские бокки отличались от монгольских? Наверное, уже по фотографиям видно, если сравнить бокку из фонда Марджани и бокку из астраханского музея-заповедника.
Наверное, с учетом того, что бокка являлась политическим символом власти и знаком принадлежности к людям, которые управляли империей, а не каким-то чисто этническим национальным или религиозным головным убором, можно предположить, что в местный дизайн бокки вполне могли вносить какие-то элементы традиционных головных уборов доордынского периода, характерных для данной местности.
Монгольские замужние женщины изначально носили большие головные уборы, которые выглядели как нечто круглое, расширяющееся кверху и заканчивающееся четырёхугольником. Высота каркаса некоторых уборов могла достигать 42 см.
В Золотой Орде, на территории Поволжья, бокка стала Г-образной формы, более миниатюрной и изящной, имела маленький клювик, сравнимый с уточкой.
В настоящий момент сотрудники Астраханского музея -заповедника классифицируют и систематизируют находки с целью понять, чем была вызвана такая местная трансформация головного убора и с чем она связана.
[ Ну и еще картинок вдогонку ]
На верхней фотографии в начале поста реконструкция бокки матери Чингисхана Оэлун из коллекции восковых фигур Чингисхана, выставка "Хаан Хаанов" в Туве.
"Рождение принца". Иллюстрация Рамид-ад-Дина "Гами ат-таварих". Тебриз, 1-я четверть XIV в. Акварель на бумаге. Государственная библиотека Берлина
"Придворный праздник". Фрагмент иллюстрации Рамид-ад-Дина "Гами ат-таварих". Тебриз, 1-я четверть XIV в. Акварель и золото на бумаге. Государственная библиотека Берлина
Толуй, сын Чингисхана, с женой Сорхахтани. Миниатюра из Джами ат-таварих, рукопись XIV века
"Толуй и его семья". Миниатюра из Джами ат-таварих. Рукопись XV века
"Хан и хатунь". Миниатюра первой трети XIV в.
Фрагмент китайского шелкового ковра Vajrabhairava mandala, около 1330–32 гг.. Из коллекции Метрополитен-музея. Нью Йорк
Кстати, есть теория, что казахский свадебный головной убор саукеле, уходящий корнями в древную остроконечную шапку саков/скифов, эволюционировал вот в такую форму в рамках местных традиций и обычаев именно из-за бокки.
.
Казахский саукеле из коллекции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 1899 год
А это без всякого намека на что-либо, просто показалось интересным некоторое сходство некоторых форм с тем, что изучают в Астраханском музее
Реконструкция бокки XIII – XIV вв из Астраханского музея-заповедника
.
Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея. Тверская губерния
..
Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея. Костромская губерния
.
Читайте также: