Шелкография своими руками
Новое на сайте
- AD797 Mic Preamp
- Стойки для монтажа печатных плат
- Tesla EPP102, EJM543
- Long Stereo Channel
- Тестируем радиолампы с помощью лампового испытателя Л1-3
- Gyraf G9 Mic Preamp
- DIY шелкография
- Gyraf Pulteс (update)
В сё изложенное ниже является попыткой упоядочить собственный опыт DIY (Do It Yourself, "сделай сам") и, по возможности, призван облегчить путь новичка в области изготовления самодельного музыкального оборудования. Ресурс создаётся под влиянием зарубежных и отечественных "личных страничек" представителей сообщества DIY, основной целью ресурса является обмен опытом в изготовлении того или иного самодельного музыкального оборудования, обсуждение его схемотехники, применяемых электронных компонентов и т.д.
Вся информация опубликованная на сайте является исключительно личным субьективным опытом, публикуется только для ознакомления, если Вы считаете что опубликованный материал является нарушением чьих-либо авторских и смежных прав, пожалуйста, уведомите об этом администрацию сайта.
Администрация сайта не несёт какой-либо ответственности за достоверность представленных материалов, все проекты и схемы публикуются "как есть", практически все они были опубликованы на разных сайтах и здесь лишь представлен опыт их изготовления.
Традиционно хочу предупредить о соблюдении Правил Техники Безопасности. Запомните, высокое напряжение опасно для жизни. Первое с чем Вы должны ознакомиться - это правила ТБ.
Надеюсь наш опыт будем Вам полезен. :)
Х очу сразу предупредить что этот ресурс предназначен именно для музыкантов которые хотят средствами DIY расширить список своего музыкального оборудования или решить иные задачи связанные с музыкальной деятельностью. Ресурс ориентирован в основном на новичков в радиоэлектронике. При этом мы будем рады видеть грамотных радиоэлектронщиков и опытных самодельщиков на нашем форуме.
Ещё одно предостережение: "DIY - это "болезнь". Начиная свой путь в DIY вы вполне вероятно завершаете свою музыкальную карьеру. Самодельное оборудование требует максимума самоотдачи, и отнимает массу времени, об этом не стоит забывать. Многие самодельщики - это неудавшиеся музыканты, так что если вы хотите просто "спаять себе примочку" - подумайте чем это может для вас закончиться. В общем, мы вас предупредили. :)
Д ля начала стоит определиться что нам может понадобиться в работе. Я постараюсь перечислить минимальный набор инструментов и комплектующих для изготовления небольшого проекта - гитарной педали.
Итак инструмент. К подбору инструмента стоит подойти максимально отвественно - хороший инструмент пригодится Вам в хозяйстве и помимо ваших опытов в DIY, так что не стоит экономить на покупке дешёвого инструмента который грозит прийти в негодность в кратчайшие сроки. Работая хорошим инструментом вы экономите своё время, силы и нервы - а от этого очень часто зависит результат. Проблемный инструмент приведёт к тому, что вы будете сосредоточены не на том что вы делаете, а на укрощении неподходящей дрели или перекаленного паяльника. Однако приобретая инструмент оценивайте свои возможности, и не переплачивайте за излишний функционал и чрезмерно повышенную надёжность, присущую профессиональному инструменту. Не обязательно покупать сразу все перечисленные инструменты - кое-что можно приобрести по необходимости, а что-то обязательно найдётся в вашей домашней мастерской.
При помощи несложной технологии теперь возможно нанесение рисунков на различные предметы даже в домашних условиях. Шелкография - один из самых простых методов трафаретной печати. Данный метод подразумевает нанесение краски путем продавливания по трафарету через специальную сетку с очень мелкими ячейками. Техникой шелкографии можно нанести высококачественные, многоцветные изображения практически на любые поверхности. А самое главное – это можно делать в домашних условиях!
- Цифровой фотоаппарат (не нужен, если вы сами неплохо рисуете), сканер, принтер и компьютер, трафаретная пленка, вода, краска для шелкографии.
Процесс нанесения рисунка при помощи шелкографии разделен на два этапа: подготовка негатива нужного изображения и перенос его на изделие. Нарисуйте на листе бумаги эскиз желаемого рисунка (надписи) или же распечатайте нужное изображение на принтере.
Затем на подготовленный эскиз наклейте трафаретную пленку. Перед началом использования снимите с трафаретной пленки подложку.
Эскиз с наклеенной на него трафаретной пленкой поместите в специальную рамку и положите под УФ-лампу или на солнечный свет.
через несколько минут пленку нужно поместить в воду, ополоснуть, а частички лишнего покрытия удалить мягкой кистью. Затем досушить влажный негатив под УФ-лампой или на солнце. Негатив готов, теперь можно перенести изображение (надпись) непосредственно на само изделие.
Далее разместите изделие на любой пластиковой панели и приложите готовый негатив к изделию. Негатив плотно прижмите к изделию и нанесите специальной пластиковой лопаточкой любую краску, подходящую для шелкографии. Негатив, если его промыть водой, снова готов к использованию. Используя шелкографию, можно легко наносить логотип на практически любую сувенирную продукцию.
Рамка должна быть изготовлена из твердого дерева, которое не будет крутиться от постоянного пребывания в воде. Лучший размер рамки – 40х50см или 40х60см. Углы рамки должны быть ровные, чтобы рисунок был натянут на рамку правильно и без перекоса. Сетку нужно натянуть на рамку так, чтобы она потом не продавливалась пальцами;
Светочувствительная эмульсия имеет свойство портиться, если не использовать ее в течение полугода. Если хранить эмульсию в темном и холодном месте (например, в нижнем ящике холодильника), то это продлит срок ее годности;
Лампа должна быть мощностью 500 Вт, иметь зеркальный отражатель в корпусе (подойдут лампы, которые подсвечивают бигборды).
Шелкография без фотоэмульсии
Вырезано на плоттере
В заключении хочу сказать, что возможно пленка просто не до конца приклеилась. Да и выждать надо было пару дней пока клей хорошо схватится, а не печатать сразу. А плёнка довольно плотно сидела на раме, когда я пытался её оторвать. В принципе без фотоэмульсии печатать можно, но не известно сколько оттисков выдержит плёнка.
Трафарет при помощи самоклеящейся пленки.
Я решил использовать немного иной путь, но тут нам без фотоэмульсии не обойтись.
Изображение, вырезанное из самоклеящейся пленки, послужит заменой прозрачной пленке, для засвета (экспонирования).
Как и ранее распечатываем изображение на принтере, оно нам нужно для совмещения (чтобы не скривилось изображение при печати). Далее вырезаем корону и надпись на режущем плоттере, но теперь это нужно сделать в зеркальном отображении. Наносим на раму для шелкографии фотоэмульсию и высушиваем. Я воспользовался строительным феном, чтобы ускорить процесс, но не подносите слишком близко, иначе прожжёте сетку.
Одеваем на столешницу (кстати тут можно почитать как сделать столешницы и рамы своими руками) футболку, сверху ровно кладем изображение на принтере и закрепляем его малярным скотчем. Устанавливаем раму в зажим (лапу).
Изображение распечатанное на принтере
Убираем подложку с самоклеящейся пленки, и размещаем корону к короне. Далее просто опускаем раму, и изображение приклеивается. Проделываем тоже самое с надписью.
Корона на короне
Надпись на надписи
Убираем монтажку, и идём засвечивать изображения. После засвета отдираем самоклейку с рамы и смываем не засвеченную область. Ну вот и всё, трафаретная рамка для шелкографии готова.
Убираем монтажку с эмульсии
Смываем фотоэмульсию
Можно приступать к печати. Сначала для тестирования на бумаге, потом для верности можно на ткани из хлопка, и если всё нормально можно смело печатать на футболках. На правом изображении печать в 2 прохода далее сушка строительным феном, на левом 2 прохода, сушка феном, ещё 2 прохода опять сушка.
Шелкография на бумаге
Подсушиваем феном пластизольную краску
Король детского садика как напечатать на футболке
Еще в начале декабре я пытался сделать шелкографию, причем именно белую, для платы. Вот мои потуги в этой области.
Сразу было понятно, что в качестве трафарета только сухой пленочный негативный фоторезист, так как с полноценной шелкографией заморачиваться было лень, а других способов нанести по компьютерному трафарету я не знаю.
Далее надо было подобрать материал для краски. Перепробовал гуаши всякие, краски текстильные, и много чего другого, даже силикатный клей с белилами. Все испытания и требования выдержала только одна смесь: клей ПВО + титановые белила.
А требования были следующие: чисто белый цвет, полная стойкость к температуре до 350-400 градусов, полная стойкость к воде, растворителям и кислотам, неэлектропроводность, механическая прочность (ногтем не должна сниматься ни при каком усилии).
Вместо титановых белил можно использовать цинковые, но их я не нашел.
Вторая попытка
Маска из фоторезиста:
Первоначальное намазывание смесью (мажу резиновым шпателем):
Помочил водой, снова шпателем прошелся:
Чуть посушил, убрал фоторезист кипячением в растворе кальцинированной соды и в духовку. Результат:
Проблемы
1) Фоторезист не может делать линии в 0.1мм! Может у меня просто такой тупой фоторезист, может аппарат засветки кривой, но дорожки 0.1мм это тяжко, практически 50/50. Я вообще не знаю никого, кто бы делал 0.1мм дорожки на фотоспособе. А все элементы маски по умолчанию именно такие. Приходится руками делать их все 0.15мм.
2) Снять фоторезист и не повредить маску из краски практически не реально! Я пробовал снимать фоторезист по разному, но самый нежный способ для маски, как это не странно, оказался именно кипячением платы в насыщенном растворе кальцинированной соды. Все равно местами фоторезист пристает к ПВА и при снятии отрывается вместе маской.
3) Заливки, как видно, выходят хреново.
Возможные решения
Проблема 2: Посушить плату минут 5 в духовке на 100 градусах или очень горячим феном для волос, тогда маска сильнее прицепится к плате. Не надо пытаться оторвать все кусочки фоторезиста от маски, пусть остается, после духовки можно откалупнуть. Он хорошо откалупывается – проверно.
Проблема 3: Никак. Не делать заливок и все. Особенно на краях.
Решения эти я не проверял – лень мне уже было.
Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий и я делаю дорожки 0,1 мм с помощью фоторезиста, с процентом успеха около 75.
И давно это с вами?
Извините, не удержался.
Во-первых: 75% мало, это значит из 100 дороже 25% будет сломано, и это слишком много.
Во-вторых: вы как 0.1мм определили? Потому в программе так нарисовано? Если так, то не пойжет. Сделайте скан на 3200dpi и измерьте реально. Можете удивиться.
В-третьих: Какой у вас фоторезист? Он ведь разный бывает. Есть отличный фоторезист, который мало где купишь и денег стоит нормально + нормальная
система засветки и можно получать 0.1мм практически 100% всегда.
Мерил микрометром, так как сам офигел. Фоторезист сейчас Ordyl Alfa 340, с ним еще не пробовал, на ПФ было процентов 75. С применение паяльной маски FSR 8000 всегда переводились 0,1, но это слишком дорого.
Ну дык и то и другое супер круто.
Вопросы:
1) Чем производится засветка?
2) Будет время, то прошу сделать решетку 0.1 дорожка - 0.1 зазор и так штук десять длиной сантиметров 5. Вытравить и именно на сканере на 2400-3200 dpi проверить. Микрометры разные бывают, не все подходят для такого дела.
Засветка производится лампой черного света 26 Вт. Решетку делать не буду - расходные материалы дорогие, время бесценно. Хотите верьте, хотите нет.
Читайте также: