Rome 2 total war как
Все помнят, что случилось относительно недавно с жанром RTS — грубо говоря, вся эта история закончилась. Общая механика не менялась со времён второй «Дюны»; хорошие представители всё ещё появляются, но на большинство из них уже как-то не обращаешь внимания — приелся процесс строительства базы, выгуливания харвестеров и накликивания юнитов друг на друга.
С серией Total War намечается похожая тенденция. Спасает пока то, что это довольно нишевой тип стратегий — Creative Assembly фактически имеет монополию на этот жанр и выпускает свои проекты не то чтобы часто. С другой стороны, уже миновал второй круг одних и тех же исторических периодов, а различия между отдельными выпусками, несмотря на временную пропасть в целую вечность, носят лишь косметический характер.
Итак, мы снова возвращаемся в античную Европу за три века до н.э. — Рим только готовится к грандиозным завоеваниям, а империя Александра полсотни лет как развалилась на кусочки. Глобальная карта похорошела — расширилась во все стороны света (особенно на восток, до самых дальних уголков Средней Азии) и разбита на куда большее количество крохотных регионов с не менее крохотными государствами.
Однако играть в этот раз за кого угодно нельзя — нам предлагаются лишь девять фракций (плюс ещё греки, которые бесстыдно продаются отдельно в виде DLC), сгруппированных по общему культурному признаку. Римляне, галльские племена, народы Востока, Карфаген и так далее — у каждого из народов свои особенности и модификаторы показателей. В принципе, шаг со стороны разработчика понятный — в предыдущих выпусках Total War сценарий захвата цивилизованного мира при игре за любую из сторон выглядел примерно одинаково. Что за римлян, что за парфийцев, что за каких-нибудь скифов — главное, победить ближайших соседей за первый век-полтора, а дальше уже всё идёт своим однообразным чередом.
Теперь же процесс управления разными фракциями отличается в деталях. У всех собственные исторические миссии, технологическое древо и государственный аппарат. Сильно выделяются варвары — у этих народов проще обстоят дела с армией, но зато в индустриальном плане они заметно отстают от более цивилизованных соперников.
Кое-какие изменения внесены в модель развития регионов. Земли объединены в провинции, в каждой — от двух до четырех административных единиц с особенной специализацией (скажем, экономический поставщик важных ресурсов или же военный центр). Таким образом, получается групповое управление провинциями; ну а наиболее эффективный менеджмент реализуется лишь при полном владении «родственными» регионами. Такое обобщение удобно при наведении порядка в огромной империи — нет больше необходимости заглядывать в каждый городок и смотреть, какие ещё бесполезные здания там можно построить.
Кроме того, генералы за успешные военные мероприятия получают апгрейды — улучшение показателей по одному из параметров (меткая стрельба, боевой дух и прочее). Такие бонусы иногда мешают дальнейшей судьбе нашей армии — вот «вложились» мы в способности стрелков; выходит, что других юнитов нанимать будет уже не так интересно. Да и мелочи эти как-то быстро утомляют — считайте, что после каждой битвы нужно щёлкать по значкам и читать описание отдельных навыков.
Есть нюансы и по части политической борьбы за власть внутри одной фракции. У «продвинутых» народов на верхушке госаппарата восседают представители разных династий (в первом Rome их даже сделали конкурирующими фракциями: Юлии, Брутии и Сципии); между семьями идёт непрерывная борьба, а пользователю приходиться думать о балансе, чтобы всё в итоге не кончилось гражданской войной.
Но, знаете, всё вышеописанное — не более чем микроменеджмент, который не сильно спасает от пресловутой скуки при обретении лидерства. Хуже того — всё это не делает саму игру на тактической карте хоть немного интереснее. Концепция из первых Medieval и Rome с условными ограничениями и зацикленностью на спорных деталях в целом осталась всё той же. Люди, которые хоть раз в жизни играли в стратегии от Paradox Interactive, уже не смогут нормально смотреть на глобальные геополитические конфликты в Total War.
Здесь по-прежнему туповатый ИИ, бессистемно ведущий войны, и примитивная дипломатия. Вся прелесть какой-нибудь Europa Universalis в том, что игроку предоставлялся ценный выбор — он сам для себя определял цели и модель развития государства. В Rome II, как и всегда в серии, всё в любом случае сводится к войне; в этой стратегии нет занимательных возможностей пойти альтернативным путём, например добиться серьёзных достижений дипломатией или экономикой (хотя такая градация глобальных побед в игре появилась).
Да, понятно, что во франшизе, которая называется Total War, иначе быть не может. Но это уже какая-то проблема базисного характера — как и в случае с жанром RTS. Сколько ещё Creative Assembly будет повторять одни и те же эпохи, внося незначительные изменения в общую идею? Возможно ли придумать на этом фундаменте что-то реально инновационное?
В голову, конечно, приходит фантастическая идея объединения битв из Total War с общей системой Europa Universalis. Страшно представить, что могло бы получиться; хотя вероятно, что ничего — уж слишком тяжеловесна подобная комбинация. Но в любом случае навыки для генералов и культурная дифференциация фракций особой свежести Rome II не прибавляют.
Несмотря на длинный список заявленных нововведений в боевой системе, ощущения от самих битв нисколько не поменялись. И это, пожалуй, прекрасно — уже с 2004 года значительные улучшения здесь совсем не требовались. Total War раскрывается во всей красе — это идеальный полигон для игры с виртуальными солдатиками, число которых измеряется тысячами. Остались, к сожалению, ошибки поведения искусственного интеллекта (вроде идиотской беготни вокруг точки захвата города), но общего удовольствия это не портит.
Все графические улучшения, кстати, имеют значение лишь на тактической карте. Визуально Rome II выглядит, конечно, лучше предшественников, но уровень детализации далек от того, что мы видели в трейлерах (тут хочется вспомнить похожий случай с Aliens: Colonial Marines, но не стоит). Но это, опять же, неважно — на баталии мы всё равно смотрим в лучшем случае с небольшой высоты, а кинематографичная камера в практическом смысле не особо нужна.
И всё же Rome II сильно нагружает даже мощные компьютеры. На производительных видеокартах FPS часто падает до 20 кадров в секунду, а уж экраны загрузки смогут вызвать раздражение даже у самых терпеливых — на поздних стадиях кампании ход ИИ иногда занимает по полторы-две минуты; за это время можно успеть сыграть партию какой-нибудь игры на смартфоне. Также пользователи буквально за пару дней уже успели нажаловаться на многочисленные баги, но с нашей превью-версией подобных проблем не возникло. Если судить по предыдущему опыту, в ближайшее время нас в любом случае ждут многогигабайтные патчи.
Total War: Rome II — стратегия с классической формулой, которая, кажется, уже несколько поустарела. Во всяком случае, все нововведения, связанные с тактическим режимом, особой погоды не делают. Но когда дело доходит до отдельных битв — начинается самое интересное и единственно важное в этой игре. Что может быть прекраснее картины, когда отряд тяжелой кавалерии с грохотом врезается в группу мечников; на заднем плане ревут бронированные слоны, и всё это происходит под ливнем горящих стрел.
Это минуты идеального симулятора античной войны. С лишней мишурой вокруг.
Total War: Rome II: Обзор
Как и прежде, мы погружаемся в медитативную смесь многочасового стратегического планирования и тактического действа, где успех формирует бесконечная перебранка одних характеристик с другими. Под расслабляющую музыку и громогласный клич воинов мы смотрим эпическое приключение воистину огромных масштабов, где нашлось место и политике, и войнам. Total War: Rome 2 остается верна традициям серии во всех отношениях. Она не только впитала лучшие идеи первой части, закуталась в одеяние графического движка Warscape+ и учла многолетние мольбы преданных поклонников, но и все так же в момент релиза спотыкается о многочисленные баги и недоработки.
К недостаткам мы вернемся позже, а пока, выбрав одну из девяти мажорных фракций, мы выступаем на огромную единую средиземноморскую геополитическую арену, где 116 оставшихся государств будут взаимодействовать на стратегическом поле, создавая союзы или развязывая кровопролитные войны. Начало кампании в 270-м году до н. э. использует все предпосылки для явления великой Римской империи, которая к 14-му году н. э. займет колоссальные территории, подчинив себе сотни народов Европы и Азии.
Получится ли прийти к власти родовому дому Юлиев, или вы лично приведете к императорскому трону конкурентные семьи, а может быть, и вовсе воспрепятствуете императорским амбициям — все зависит от желания самих игроков действовать по своему усмотрению. Свобода переписать историю на новый лад вновь в наших с вами руках. Внедренные в игру дилеммы и миссии лишь помогают нам обозначить собственные цели. Мы расставляем приоритеты таким образом, чтобы извлечь максимальную пользу из имеющихся преимуществ на глобальной карте, а порой и вовсе реформируем государство с помощью выпуска эдиктов.
Стратегические преимущества
Возможностей для действий у нас может быть масса. Например, экономическая система Rome 2 стала на порядок интереснее и шире, чем когда-либо ранее. Провинциальное деление регионов позволяет развивать государство поступательно, тщательно продумывая каждый ход наперед. В небольших городах мы создаем военный комплекс, торговые представительства, оплот романизации или фермерские угодья. Главенствующая столица под стать своим провинциальным поселениям-спутникам развивает экономический и армейский потенциал, растет в размерах прямо на стратегической карте, процветает при хорошем правителе или гибнет от рук супостатов. Имея грозный столичный бастион с полным набором фермерских поселений, мы вполне способны организовать огромную армию или флот.
Благодаря такой тщательно проработанной схеме строительство империи нам придется вести сбалансированно. Если вы хотите завоеваний, тогда очень важно наладить широкие поставки провизии. На этом теперь завязан рост столичного региона: чем больше людей в городе, тем больше построек нам доступно, и чем больше пищи в государстве, тем больше людей стремится в нашу обитель. Разумное решение, Creative Assembly. И самое главное — это просто в понимании сути игровой механики. Разбить противника с помощью разорения его провинциальных городов? Отличный тактический ход!
На пути к созданию империи выгодно пользоваться услугами агентов: воителей, соглядатаев и сановников. Первые представляют собой великих воинов с огромным авторитетом и способностью тренировать армии. Соглядатай — типичный шпион, которому можно поручить убийство, отравление гарнизона или поджог. Сановник, эдакий ученый класс шпионов, способен даже изменить приказ вражеской армии, заставив ее, например, отступать. Каждый агент, впрочем, как и предводитель армии, получил по три ветки развития. Будет это сбалансированный или узкоспециализированный «юнит» — решать игроку.
Замечательно теперь работает и дипломатия, где появилось несколько нововведений, включая такую важную вещь, как пакт о ненападении. Ничего вам не напоминает? Например, таким пунктом в списке дипломатических предложений обладала стратегия Hearts of Iron. В Rome 2 договор о ненападении действует 10 ходов и подразумевает мирное сосуществование подписавших пакт государств. Но если кто-то из них выступит агрессором в нарушение договора, тогда дипломатические штрафы нарушителю закроют доступ к каким-либо переговорам на очень долгий срок.
Но любые дипломатические узы рано или поздно разрываются. Даже новый пункт «оборонительный союз», который создает надежную коалицию обороняющихся государств, когда-нибудь приведет нас к принудительной войне с врагом на стороне нашего союзника. О мирном сосуществовании в Total War всем придется забыть. Это и отличает серию от знаменитой глобальной стратегии Europa Universalis. Второй «Рим» традиционно для серии впечатляет своими тактическими сражениями, на которые, в общем-то, студия Creative Assembly всегда и тратила значительную часть игрового бюджета.
Все дороги ведут… на войну
Да, безусловно, глобальная карта стала очень красивой и детальной. Мы видим на ней гораздо больше эффектов, включая новый туман войны, скрывающий плотной пеленой только неизведанные земли и небольшой толщей проглядываемых облаков приграничные государства или ранее посещенные территории. Поселения прирастают новыми зданиями, строятся дороги, появляется все больше кораблей на торговых путях. По карте движутся армии, получившие несколько режимов перемещения, включая дальние заброски без возможности нападать на противника, окопы, засады и даже грабительские походы. Все это очень красиво, замечательно и действительно удобно. Но без сражений в Rome 2, как и раньше, не обойтись.
В тактическом режиме медитативный настрой Rome 2 словно растворяется. Эпический масштаб локаций, огромные города с честной системой повреждений, бесчисленные армии с «юнитами», различающимися не только текстурами, но даже ростом и анимацией! Все это приукрашено новым режимом кинокамеры, в котором с очень близкого расстояния битвы ощущаются куда более драматичными, нежели раньше. Команда отряду, второму, третьему — и облако пыли поднимается в небо, а грохот многотысячного войска уже заставляет неприятеля дрожать от страха. Разумеется, в этот раз не обошлось без боевых слонов, онагр, катапульт. Из последних дают даже пострелять в ручном режиме прицеливания точно так же, как это было с артиллерией в аддоне Shogun 2 — Fall of the Samurai.
В числе нововведений в тактических сражениях Rome 2 появилась помощь искусственного интеллекта в атаках и обороне. С учетом увеличенных территорий передача под управление AI наших собственных войск позволяет пошагово вести сражение, подхватывая одно преимущество за другим. Занимая выгодные расположения, мы приведем нашу армию к победе, даже будучи в меньшинстве. Будь то осада, сражение за переправу или просто открытое поле, на каждой локации имеются высоты, реки, леса, укрепления. Да, они были и раньше, но теперь этим пользуется кремниевый соперник. Rome 2 также приготовила действительно интересный сюрприз — в игре появился десант с кораблей, прибывающий с реки или моря, чтобы ударить во фланг или тыл.
Конные стрелки или тяжелая кавалерия тоже могут спешиваться и воевать как рядовая пехота, стремительно забравшись в самые уязвимые точки в рядах противника. Успех сражения во многом зависит от того, какие «юниты» находятся в нашем формировании. Например, если воины выносят на поле боя знамя своего прославленного легиона, которого боятся соседи, то враг позорно теряет очки боевого духа. Таким образом, параметры с глобальной карты отныне еще более тесно связаны с внутренними особенностями тактического режима. Выбор выгодного ландшафта для боя, изученные технологии или даже простые стартовые бонусы фракции теперь куда значительнее влияют на результат битвы.
Более того, жаркая пустыня африканского континента или холодные земли севера обязательно станут причиной дезертирства и гибели ваших солдат, стоит лишь армии задержаться в таких землях на глобальной карте. Этот момент был замечательно испытан еще в Napoleon: Total War, перекочевав целиком в Shogun 2. Но во втором «Риме» территориальные особенности получили несравненно более контрастное различие. На карте мы наблюдаем особенные «юниты», такие как слоны или верблюды. Их присутствие в отдельных регионах говорит о возможности нанимать там уникальные войска. Они стоят недешево, но порой здорово выручают в вылазках на вражеские поселения. Например, поддержка атаки слонами здорово подрывает боевой дух в рядах соперника.
Извинения Creative Assembly
В рамках этого обзора мы успели разобрать лишь ключевые особенности Rome 2. На самом деле нововведений гораздо больше, и все они тщательно продуманы. Например, обещанная разработчиками новая политическая система стала действительно интереснее. Междоусобные перипетии в родовых домах одной фракции настолько важны, что могут обанкротить целое государство или даже разжечь пожар гражданской войны. Те же дилеммы в рамках новой политической системы напоминают нам о своем предназначении — вершить судьбы народов и отдельных людей. Будь то пьянствующий родственник либо рвущийся к власти патриций, их участь предлагается решить несколькими вариантами действий, результат которых проявится через один или даже несколько ходов.
Изобилие интересных возможностей, которых раньше мы не встречали в серии Total War, ставит Rome 2 на целую голову выше даже своих самых молодых предшественников. Масштабность, детальность, интерактивность — коренные спутники второго «Рима». Добавить к этому глубокую проработку стартовых характеристик каждой фракции с ее исторически достоверными особенностями, доведенные до ума соотношение сил и автоматический расчет битвы, расширенное количество действий искусственного интеллекта, новые, более информативные карты сражений и дипломатии — и Rome 2 претендует на высокое звание одной из лучших стратегий всех времен. Если бы не одно «но».
«Провал истории», «из князи в грязи», «болезненное падение» и многие другие ярлыки вешаются на Rome 2 ежедневно. После грандиозной рекламы и эпичных видеороликов поклонники серии ожидали от Creative Assembly революции в серии. Многие рассчитывали на чудесный искусственный интеллект, а в релизной версии он будто ополоумел, совершая нелогичные маневры в тактическом режиме сражений и долго заседая в своих замках даже при договоренности совместно с нами обороняться. Тот же хваленый кооперативный режим порождал дикий ужас долгими задержками: напарник уже давно переместил свои войска, а у нас все еще картина пятиминутной давности. Хваленый Warscape+ порой пропускает анимации, тормозит даже на сильных конфигурациях при средних настройках, заставляет армию толкаться у незначительных препятствий, лишает нас поддержки союзника при осадах и так далее.
Пока работа над патчами кипит, разработчики поспешили принести извинения перед игроками за ошибки Rome 2. Их действительно много, они крайне неприятные, но стоит отдать должное Creative Assembly — критических багов нет. Второй «Рим» играбелен, проходим и интересен даже несмотря на то, что многие покупатели призывают выкинуть диск в окно. И обидно, конечно, после стольких лет ожиданий увидеть не революцию в серии Total War, а всего лишь эволюцию прежних частей. Однако со времен появления первого «Рима» развитие серии устремилось далеко вперед. Да, наконец, та же дипломатия хоть немного уже похожа на ту, что мы видим в играх Europa Universalis!
За последние 13 лет серия Total War стала настолько масштабным проектом, что все мы принимаем ее игры как нечто само собой разумеющееся. Дескать, и без того жанр стратегий в упадке, а тут разработчики еще смеют что-то свое выдумывать, не слушая нашего мнения — мнения игроков, между прочим, голосующих рублем! Но ведь кто просил возродить Shogun? А морские битвы с парусниками в Empire? Или железные дороги нам не подарили в Fall of the Samurai? Creative Assembly всегда прислушивается к мнению игроков. И на этот раз авторы тщательно отслеживают форумы для скорейшего исправления ошибок. Rome 2 — это гигантский трудоемкий проект, учитывающий желания преданных фанатов и готовый заинтересовать новичков. Но он предназначен для самой сложной с технической точки зрения платформы и создается совсем небольшим по меркам современной игровой индустрии кадровым составом разработчиков. Поэтому ошибок было не миновать. Но здесь присутствует один замечательный нюанс — «Рим» все-таки вернулся!
Плюсы: огромные масштабы с изобилием сбалансированных фракций и «юнитов»; стратегическая карта получила особенные территории с уникальным ландшафтом и экзотическими наемниками; новая и более детальная система экономики, политики и дипломатии; переработанная система «прокачки» персонажей; удобное древо развития технологий; больше случайных событий, включая катастрофы и дилеммы; замечательная графика, учитывающая существование топового железа; новые режимы камеры для передачи всего драматизма сражений античности.
Минусы: релизная версия богата на ошибки и баги; пересмотренный искусственный интеллект порой делает победу невозможной из-за недоработок; интерфейс растерял эргономику и удобство использования; затянутые ходы фракций; армии теперь нельзя разделить или оставить без генерала; упразднены дипломаты из первого «Рима»; морские битвы явно нуждаются в пересмотре.
Как завоевать весь мир в Total War Rome II : 35 комментариев
А мне вот нервов не хватило пройти игру, застрял на варварах. Ещё разок что ли попробовать, выходные же на носу :3
+ долго в римушку не играю, надоедает))
Была та же проблема.
После начал за Рим, и сразу дал варварам люлей.
А я сразу с варваров начал 😀
таже вата некогда нехватало терпения всегда забивал. наскучивает уже после трети захваченого мира. враги уже не составляют проблем. даже серьёзные союзы. про гражданку слыхал но не видел, очень интересно че там.
Не советую видеть. Из за нее всю кампанию уничтожил
то что у тебя пк не тянет рим, не значит, что он хуже сегуна
Если вам наскучило играть после завоевания трети мира,попробуйте поиграть на самом сло жном уровне,не заскучаете
Я за Афины быстро прошёл,понаделал протекторатов и всё!
Захватил все за варваров, круто было! Самые ожесточенки с римом были и с греками. Спарту сложил за один ход XD
основы игры за США в современном мире просто ))
отстойная игра, интерфейс отвратителен
этот мусор в подметки не годится Medieval 2 или Rome 1
прИдательство? Автор школьник?
Здравствуйте, а я в 6. использую 7 отрядов легионеров, либо преторианскую гвардию, 1 отряд полководца, желательно конный, 2 преторианских конниц и 10 гигантских баллист, а бои выигрываю везде, главное количество войск.
В городе, расставляем катапульту поближе к точке победы (там постоянно сидит враг) и стреляю по войска противника, работает отлично даже играя за Спарту или Парфию.
На поле, обычно легко выиграть авторасчетом, но если противника много то ставлю катапульты и принимаю бой (желательно прокачать полководца до огненных шаров и баррикад и др.), лучше идти 2 армиями в одном направлениями, прикрытие будет, и страховка если враг пошел в тыл а войска измотаны захватом города.
Карфаген в основном флотом и воюет. Не знаю, может быть такое настройки стоят, но флота у них и правда много. Проще всего по суше обрубить все хвосты и города, а потом и флот сгинет
Он по истории такой
Я по примеру автора завоевал абсолютно весь мир за Рим .
Я просрал две войны и я все еще счастлив 🙂
Прошёл большую карту, одержав военную победу за 295 игровых дней. За Роксоланов. Эх скучать буду по их конным лучникам ))
Довольно быстро. А с кем было больше всего проблем?
А как числинность рабов уменьшить?
Полная непонятка с восстаниями рабов: интересно откуда в разоренной стране вдруг появляется крутое и полностью обученное войско? Хотя бы 50/50, а более правдоподобно 30 на 60 с крестьянами. Ну и бред полный, что войска не могут перемещаться без героя
Крутое? 5 отрядов это круто?
Можете хотя-бы примерно сказать:как прокачать экономику за Рим?Именно какую ветку качать?Просто денег не хватает катастрофически.
Качай ветку арт- мани
Развиваю сразу военную ветку и долблю всех подряд. Если не вести войны,то можно сразу завернуться. В определённый момент наступает точка не возврата, имея профессиональную армию и развивая гражданские технологии понимаешь, что дальше играть неинтересно. Ведь ты уже и так стал самым могущественным
Война войной, а обед не предусмотрен
Зрелищные баталии — одна из главных особенностей серии — стали еще кинематографичнее, а также обросли приятными деталями вроде линии обзора: пока один из отрядов не увидит своими глазами армию врага, ее не увидит никто, даже сам полководец (то есть вы). Тем не менее большинство битв начинается с уже известной дислокацией неприятеля — уж больно солдат много, куда их спрячешь?
Что касается масштабности, то здесь сражения выиграли мало. Да, отныне мы вольны контролировать аж 40 отрядов за раз, но, сами понимаете, разница между «обалдеть как много» и «дважды обалдеть как много» прощупывается с трудом. А вот поселения и города разрослись куда сильнее и заметнее. Любая провинциальная деревушка-глухомань размерами превосходит торговые центры из первого «Рима» и уж тем более тесные крепости средневековой Японии.
Впечатляющих успехов Creative Assembly добились в области детализации. Те же поселения кишат едва уловимыми мелочами, которые создают иллюзию правдоподобия: засеянные поля, тележки, какие-то кучи мусора на улицах, разве что белье на веревках не сушится.
Солдаты и того лучше. С первого взгляда на взвод кажется, что среди бойцов вовсе нет двух одинаковых. На самом деле есть, конечно, но и это замаскировано — благодаря смешению комбинаций из доспехов, щитов, шлемов, одежды, волос, усов и разных форм головы. Кроме того, модели исполнены с дотошностью мастеров пластиковой скульптуры: щиты изобилуют выщерблинами, лица — морщинами и шрамами, кожа — грязью, родинками и пр.
Наконец, бойцы двигаются как настоящие. В ожидании схватки кто-то подпрыгивает, словно боксер, кто-то нервно озирается, некоторые выкрикивают разные ругательства и вообще жаждут поскорее отдать свою жизнь. Уровень проработки фантастический. Жаль только, в разгар битвы ничего не разглядеть, так как командовать гораздо удобнее с высоты птичьего полета. И это самая парадоксальная проблема Total War — графика потрясающая, но любоваться ей совершенно некогда.
Герои разрушенных империй
Конец света – нешуточный, невообразимый и неоднократный
Великий потоп
Человек беспомощен пред лицом бушующей стихии — разница между веком нанотехнологий и веком железа заключается лишь в понимании принципов. Чудовищные катаклизмы древности приписывались высшим силам, лучший пример — библейское наводнение, тесно связанное с вавилонской легендой об Утнапиштиме (читай: Ной и его команда).
В основе сказания могла оказаться одна из предполагаемых катастроф глубокой древности. К примеру, невиданный разлив рек Тигр и Евфрат — масштаб бедствия для тех времен (без малого три тысячи лет до н.э.) вполне мог казаться всемирным.
Есть и более экзотические гипотезы. Одна из них касается Черного моря. Якобы в шестом тысячелетии до Рождества Христова оно претерпело значительные изменения, уровень воды поднялся на десятки метров, вызвав ужас среди населения. Или затопление Доггерленда — земель, которые соединяли Британские острова с континентом. Как результат, гибель десятков тысяч людей и коренной переворот в жизни прибрежных стран.
Бронзовый коллапс
Объяснить этот катаклизм ученые не смогли до сих пор. Одно из предположений — мощные и многочисленные атаки неких народов моря, от которых спаслись только самые могучие и скрытные народности (например, жители острова Крит надолго переехали в непроходимые горы в ущерб всему, кроме безопасности).
Возможно, кризис был глобальнее, и его спусковой крючок — переход от бронзовых инструментов к железу, что зародило новые методы ведения войны, хозяйства и вообще, — вызывал головокружительный цивилизационный фортель.
Великое переселение народов
Вы наверняка слышали о тотальной миграции эпохи позднего Рима на уроках истории, но редко тамошние сведения проливают весь свет на это грандиозное событие. Долгие годы китайские императоры не ладили с державой Хунну — кочевым народом, достигшим при своей нелюбви к оседлости немалых успехов. Однако китайского давления кочевники не выдержали — потерпели поражение и были уничтожены почти целиком… не считая редких беглецов, улизнувших на Запад. Хунну продолжали мчаться в выбранном направлении, обрастая другими народностями, словно снежный ком, и все более дичая.
В IV веке это пушечное ядро из бывших беглецов обрушило свою ярость и ненависть за все обиды на Европу, разрубив надвое этнический пласт на месте будущей России. А заодно вдохновило уцелевшие племена на бурное развитие.
Главное достижение этих варваров — втаптывание в грязь Западной Римской империи — нередко представляют кошмарной трагедией. И они действительно совершили ужасное деяние. Но с другой стороны — разбушевавшиеся дикари во время грабежей и убийств нахватали римских традиций, латинского языка и построили первые европейские королевства, которые стали прадедушками современных западных стран.
Total War: Rome 2
Эта империя была столь велика, что ее уничтожали дважды, не считая правопреемников. Имя ее столицы стало символом величия и грандиозности, а падение — величайшим геополитическим крахом, который повернул историю в новое русло. Рим пал, но его тень протянулась сквозь века — к нашему поколению — и к Total War: Rome 2, который поворачивает время вспять.
Встреча на Тибре
Вместе новые и старые элементы сражений складываются в обновленную, но привычную картину.
После долгой-предолгой загрузки уровня мы осматриваем поле боя, чтобы сразу отыскать холмик для кавалерийского набега, а также примечаем участки леса, где смогут укрыться стрелки. Затем пробуем угадать, откуда нападет враг, — чаще всего направление очевидно, если только вы не в осаде.
Для удобства объединяем пращников с лучниками в одну группу, копейщиков — во вторую, легкую пехоту — в третью. Растягиваем новообразованный строй дальнобойных солдат, чтобы покрыть зоной обстрела территорию побольше, а мечников ставим… за их спины. Зачем? Да потому, что у стрелков есть особый режим, в котором они немедленно отступают, если на них идут в штыковую. А воины их, стало быть, прикроют.
Закончив расстановку сил, начинаем битву. Все планы, как правило, сразу рушатся и требуют срочной корректировки. Конный удар в тыл был сорван, основная масса триариев увязла в двух фалангах, а другие три идут мстить нашим пращникам. Мы тут же хватаемся за голову (благо время под нашим полным контролем — можно ускорить, можно остановить) и уводим побитых бойцов от греха подальше, а выскочек, нарушивших нашу атаку, аккуратно берем в клещи и, нежно оттесняя щитами, превращаем в груду рубленого мяса.
Несмотря на возросший размах, темпы сражений мало изменились — неторопливость государственных дел на глобальной карте уравновешивается умеренной суетой тактических боев. И это хорошо. Раздражает лишь один привет из прошлого — компьютерный противник все так же глуп и даже с численным и качественным перевесом умудряется продуть чуть ли не всухую.
Rome 2 сложно упрекнуть хоть в чем-то, фанатичное следование традициям здесь уравновешено продуманными инновациями. Да, в игре не все идеально: дипломатия так и осталась инструментом для угроз, торговли и объявления войн, а взаимоотношения внутри дворянских семей не так важны, какими их представляли разработчики. Но главное, что у Rome 2 в наличии все козыри Total War — масштабность, зрелищность и подробность. Безупречное сочетание пошаговой глобальной стратегии и тактических сражений.
Древний Запад
Внимательные игроки могли заметить, с каким трудом шла рекламная кампания Total War: Rome 2. Вполне успешная и масштабная, она базировалась в основном на двух постулатах: гигантизм и историчность. То есть города — от горизонта до горизонта, битвы — масштабные, а к аутентичности происходящего не придерутся даже маститые профессора Оксфорда.
Насчет достоверности игры мы лучше воздержимся от комментариев — еще припишем пару лишних сантиметров гладиусу, и нас проклянут до седьмого колена. Зато о размахе можем судить спокойно, с ним здесь полный порядок — что на тактической, что на глобальной карте. Например, Апеннинский полуостров стал не только длиннее и шире раза в три-четыре, но и гораздо подробнее.
Creative Assembly избрали для начала кампании один из самых интересных периодов античной истории — 270 год до н.э., незадолго до Первой Пунической войны. Главный повод для такого решения, судя по всему, широкий спектр самостоятельных и конкурентоспособных держав (нельзя же вечно командовать римским Сенатом).
Тут и бывшая финикийская колония Карфаген, и осколки империи Александра Македонского — собственно Македония и эллинистический Египет, сверх того — страны Ближнего Востока (Понт, Парфия) и будущие владыки Европы, а ныне варварские племена Британии, Франции, Германии и Испании. Кроме государств первого порядка, за господство над Ойкуменой сражаются всевозможные племена, полисы, царства и кочевники, но поиграть за них нельзя.
При выборе стороны иногда просят определиться и с кланом из обширного списка: род Корнелиев, Юниев и др. Все они когда-то определяли судьбы Римского государства. Если вам приглянулись, скажем, Юлии, то именно от их лица вы будете руководить державой.
Это не значит, что другие правящие семьи оставят вас в покое. Наоборот, они постараются уменьшить ваше влияние, переманить ваших лучших людей, — а если те не переманиваются, опорочить их или даже убить. В свою очередь, вы можете учинять то же самое.
Система устроена довольно изящно, но ее значимость не столь высока, как об этом говорили разработчики. На самом деле разногласия между домами слабо влияют на управление страной. Будто звери в клетке, политики дерутся в пределах Сената и стесняются идти на кардинальные меры; самое страшное злодеяние, какое нам удалось повидать, — убийство члена нашего дома. Даже самый удачливый полководец в упор не желает узурпировать власть, хотя по количеству завербованных сенаторов может превосходить всех конкурентов, вместе взятых.
Управление страной здорово перетрясли как в сравнении с оригинальной Rome, так и с последними играми Total War. Значение термина «провинция» круто изменили, теперь это не область вокруг города или крепости, а немаленький такой лоскут карты, содержащий в себе, как правило, четыре поселения. Например, Италия включает в себя добрую половину «сапога» (так часто называют Апеннинский полуостров из-за его характерной формы).
Леса тянутся длинными одеялами, вперед простираются бесконечные пустыни, вдали высятся возмутительно непроходимые горы — благодаря объединению провинций и обширной карте игра стала на порядок просторнее. Очень верное решение в условиях всеобщего укрупнения: многие государственные вопросы отныне касаются не отдельных городов, а целого региона — негоже Цезарю выискивать бунтующее поселение средь галльских лесов, если он может просто ткнуть в любой из полисов и окинуть взором всю область.
Золото в Rome 2 довольно быстро стекается в казну, а потому время будто бы ускоряется. Вроде только соорудил порт, построил храм (бог-покровитель дает немифические бонусы: Гефест уважает промышленность, Гермес — коммерцию и т.д.) и обучил несколько отрядов легиона, а варварские земли Европы уже и снегом покрылись. Ход, другой, третий — годы летят незаметно. Вокруг все зеленеет с приходом весны, а мы все готовимся к войне. Кровавые дни — то осада, то наступление — пролетают так же мистически и как будто в стороне. Поезд истории мчится, но нам с ним не по пути, у нас свой маршрут, который мы прорубим тупым клинком с разболтанной рукояткой.
Имя мне — легион
Конечно, Рим знавал спокойные времена, когда завоеваний не было вовсе, но на старте кампании Total War: Rome 2 игрока ожидает весьма жесткий период — не сожрете вы, слопают вас.
Роль армий заметно выросла. Легион — это не просто комплект отрядов, но сумма, превышающая число слагаемых. Во-первых, он полностью самостоятелен: сам «тренирует» отряды, находясь при этом в любой точке провинции (доступные виды войск по-прежнему зависят от построенных в городах зданий). Минус «дистанционного» обучения — паралич всего легиона на то время, пока идет найм.
Во-вторых, легион сам по себе получает опыт и приобретает различные пассивные способности. Если даже кто-то посмеет уничтожить вашу армию целиком, на этом ее история не закончится — в будущем ее можно будет учредить заново, вернув из небытия вместе с ее традициями. Иными словами, легион — это такой условный герой ролевой игры: после смерти теряет золото (отряды), но скиллы не теряет.
За несколько часов игры стремительно матереющая «дивизия» не может похвастать особой мощью, но к началу нашей эры накопленные бонусы складываются в крайне эффективные специализации — если вы не выбирали что попало.
Как завоевать весь мир в Total War Rome II
В общем, руководство получилось отменным, советую ознакомиться. Информация для кого-то может и не новая, но вот новичкам и всем остальным игрокам, чьё знакомство с игрой только началось, будет полезно.
Пособие начинающего Цезаря в Total War Rome II
1. Экономика наше всё. Первым делом вам понадобится изучить немало технологий в экономических и социальных вкладках. Начинать продвижение с войны неразумно, так как денег на саму войну может просто и не быть. Прокачивайтесь пока не достигните порога с общим процентным увеличением дохода от всех типов источников. Начинать чередовать эти исследования с военными, можно только после того, как ваши заработки начнут значительно превышать расходы и казна перестанет проседать, даже от серьёзных трат.
2. Определите пути завоевания. В самом начале игры очень важно выбрать нужное военное направление и заключить союзы на некоторых границах. Ваша нация не имеет много армий и достаточно ресурсов, чтобы вести войну на несколько фронтов. Да и противостояние нескольким фракциям одновременно ни к чему хорошему не приведёт. Враги рано или поздно объединят усилия и тогда война может затянуться или даже привести к проигрышу.
Таким образом вы сократите количество фронтов и сможете сосредоточить свой удар по противнику, молниеносно захватывая территорию и безопасно расширяя свою империю. Поэтапный захват по регионам и провинциям, должен стать основной тактикой расширения владений. Пример ниже.
Красным помечены направления атак, зелёным союзы. Заметьте, не обязательно заключать союз по всей территории, достаточно просто соседских и доброжелательных отношений, чтобы компьютерный игрок вероломно не напал на вас.
4. Следите за счастьем населения. Оно намного важнее доходов и прибылей. Если доить провинции, настраивая множество производств и ухудшая общий уровень жизни, то можно накликать страшные беды в виде восстаний рабов или образования уничтоженных фракций. Лучше всего находить баланс, при котором можно с легкостью поддерживать контроль в поселении. Проще всего это отслеживать при помощи глобальной карты и вкладки со счастьем населения. Отследить статус отдельного региона, можно выбрав его, а потом наведя курсор на рожицу в левом нижнем углу. там показана общая статистка поселения, со всеми плюсами и минусами. Смотрите скриншот ниже.
5. Дробите страну на производственные регионы, на военные и экономические. Никогда не старайтесь укрепить всю провинцию, застраивая её казармами всех видов и военными портами. Не пытайтесь совместить военную промышленность и производство. Все эти постройки значительно снижают экономическую отдачу регионов и приводят рост и счастье населения в упадок. Милитаризируйте только особо важные участки карты, где производство армий имеет стратегическое значение. Проще всего строить армии около стартовых локаций возле Рима и иметь по одному посту на каждый другой регион.
6. Научитесь собирать реально полезные войска, где каждая группа солдат может выполнять строго определённые обязанности и не старайтесь задавить врага числом. Каждая армия должна иметь в ровной степени воинов с мечами, копейщиков, лучников и прочих боевых отрядов. Не сбивайте армию в большие однотипные кучи. Пехота хоть и умеет делать всё, от поджога ворот, до защиты города, всё же иногда враг будет иметь в своих рядах слишком много стрелков или конников, которые в такой связке расчехлят даже особо опытных. Если вы не руководите армией лично и выбираете автобитву, то сбор правильной армии для вас ещё важнее. Смотрите скриншот разнопрофильной армии, которая получает минимальный штраф при расчете боя автоматом.
7. Всегда имейте резервные армии и флот. Так вы сможете подстраховаться от всяких форс-мажоров в виде восстаний, случайных образованных наций или даже гражданской войны. Имейте несколько не полностью укомплектованных армий, в самых нестабильных регионах, даже если соседи пока друзья или в стране всё пучком. Предугадать, какая напасть постигнет тот или иной регион очень трудно. Проще потом поднабрать армию до 20ти отрядов, чем гнать через весь мир другие, что находятся в походе и их отзыв приведёт к потере захваченных территорий. Это обязательное условие расширения империи, без четкой позиционной направленности вербовки, любая непредвиденная ситуация может грозить полной катастрофой.
Руководство по игре Рим Тотал Вар 2.
У себя на карте я использовал только пять провинций для найма солдат. Каждая провинция имела по одной-две армии для резерва и флот. Когда случилась гражданская война, я смог в короткий период изолировать столицу (Рим), где она началась. А после подготовиться к сражению. Если так не сделать, то скорей всего, гражданская война станет последним политическим событием за компанию.
В отличии от других игр серии, дипломатия в Total War Rome II является одним из главных инструментов по завоеванию мира. При помощи правильной политики по отношению к врагам и союзникам, можно без потерь для себя уничтожать целые народы и даже стравливать цивилизации.
1. Договаривайтесь о торговле и ненападении. Это два главных договора, которые принимаются чаще всего и больше всего влияют на отношения между нациями. Дружеские отношения со временем только крепчают и в большинстве своём приводят к союзам. Тоже самое касается и войны, чем кровопролитнее и дольше идёт война, тем больше штрафа получают отношения.
2. Не допускайте больших союзов и всеми силами старайтесь держать весь мир в войне. Большущая ошибка, позволить некоторым нациям сформировать большие оборонительные союзы. Тогда враг сможет противостоять вашей, даже серьёзно разросшейся империи, а война против союза государств дело не из простых.
3. Всегда имейте несколько союзников. Расторгнуть союз вы всегда успеете. От них можно получить существенное влияние на врагов. Чем больше союзников, тем больше военное влияние ваших войск и тем меньше усилий понадобится для донесения своей воли небольшим странам. Зачастую даже не нужна военная интервенция, другие фракции будут сдаваться на милость более сильной нации, без единого убитого.
4. Покорение фракций иногда намного выгоднее, чем уничтожение. С последней территории ваших покоренных врагов, компьютерный игрок выжмет намного больше и все его отряды будут помогать вам в войне, даже не смотря на кровавое прошлое. Со временем такие страны усилят ваше влияние в мире да и отношение друг к другу будет становиться только лучше.
Стратегическое планирование
Карта в игре Total War Rome II, со всеми регионами.
1. Планируйте оккупацию. Нападать на неподготовленную страну нужно молниеносно, захватывая за ход максимальное количество выгодных позиций. Занимайте мосты, ключевые дороги и незащищённые города. Противник в игре, чаще всего, действует относительно ситуации. Поэтому противостоять хорошо спланированной атаке он не может.
2. Планируйте дипломатические последствия. Нужно просчитать, как отнесутся к любому действию соседи. Нельзя беспорядочно нападать на всех подряд, только потому, что у вас самая большая армия. Нападая на одно государство, вы можете спровоцировать на войну другое или даже группу. Затянув войну против групп соседей, вы можете вынудить их объединиться, а после ударить единым фронтом.
Человек заменивший тысячу
1. Перед атакой на любую фракцию, (даже нейтральную) нужно обязательно проработать территорию агентами. Поднимите бунты рабов, отравите колодцы, убивайте полководцев. Зачастую один агент может разладить многотысячное войско так, что ваши потери на поле боя окажутся в разы меньше, а города будут сдаваться без боя.
2. Учитесь захватывать регионы без объявления войны. Травите на врага сановников и поднимайте бунт во всех провинциях, где только можно. Как только рабы взбунтуются и начнут забирать поселения, вступайте в войну и победоносно отжимайте провинции без особых политических штрафов.
Ещё раз выражаю свою благодарность игроку под ником Venicos, чей опыт и описан в этой статье. И пусть весь мир падёт к вашим ногам.
Читайте также: