Рик и морти о чем говорят змеи
И почему циничный ситком только прикидывается таким, когда рассуждает о семье.
В июле на телеканал Adult Swim вернулся «Рик и Морти» — один из самых популярных мультсериалов «для взрослых», приключения несносного учёного Рика и его внука. По просьбе TJ журналист и автор подкаста о поп-культуре Blitz and Chips Гриша Пророков рассказывает, почему сериал стоит посмотреть, если вы ещё не пробовали, чем он важен для анимационной индустрии и почему только прикидывается таким циничным.
В начале 2000-х молодой сценарист Дэн Хармон и комик Роб Шраб придумали фестиваль короткометражных фильмов Channel 101. Работал он так: авторы присылали короткие пилотные серии своих шоу, и если те нравились зрителям, то продолжение показывали на следующем фестивале. Одним из самых активных участников Channel 101 был Джастин Ройланд: его короткометражки были странными, болезненными и отличались чёрным юмором. Хармон познакомился с Ройландом именно там — и им сразу понравился стиль друг друга.
Потом Ройланд занялся озвучкой мультфильмов, а Хармон начал делать сериал «Сообщество». В 2012 году его выгнали из сериала (потом он, правда, вернулся) — и канал Adult Swim, подразделение Cartoon Network, которое ответственно за большую часть революционной американской анимации последних десяти лет, предложил Хармону сделать собственный мультсериал. Хармон ничего не знал про анимацию, но вспомнил про «Дока и Марти» и позвонил Ройланду, чтобы спросить совета. В итоге они начали работать вместе. Так появился «Рик и Морти».
«Рик и Морти» — это мультсериал про учёного Рика Санчеза и его внука Морти. Рик — циничный герой со странными представлениями о морали, который всё время таскает своего внука в разные сомнительные приключения: то в космос, то в параллельные миры, то вообще внутрь человеческого тела. «Рика и Морти» отличает абсурдный, сюрреалистический юмор (примерно такой же, как в ранних короткометражках Ройланда) и нигилизм: тут нередко кого-нибудь убивают (иногда даже главных героев), людей выставляют идиотами и вроде как подчеркивают бессмысленность всего сущего. Но нигилизм этот на самом деле внешний: в то время, как авторы многих шоу на Adult Swim пытаются шокировать зрителей (например, «Мистера Пиклза» про собаку-сатаниста), Хармон и Ройланд на самом деле рассказывают историю про семью.
Формально «Рик и Морти» устроен как классический ситком: серии мало связаны между собой (хотя тут есть несколько важных сквозных сюжетов), в конце эпизода всё так или иначе возвращается к статусу кво, а главные герои — семья, как в «Симпсонах» или даже «Семейке Брэди». В сериале, помимо учёного и его внука, действуют сестра Морти Саммер, а также их отец и мать Джерри и Бет. Многие конфликты держатся именно на динамике внутри семьи.
Кажется, что все действия Рик совершает из эгоистичных побуждений: в безумные путешествия он часто отправляется за выгодой — отомстить кому-нибудь, раздобыть какую-нибудь технологию или даже заработать денег. При этом он делает всё как настоящий злой гений — и за этим интересно следить. Он обводит врагов вокруг пальца при помощи безумных схем, а ради своих интересов готов нарушать моральные принципы. Например, в одной из серий выясняется, что для того, чтобы заряжать свой космический корабль энергией, Рик создал целую микровселенную внутри батареи, все жители которой работают на него. Но на самом деле Рик нередко защищает семью и вообще ставит интересы родственников выше своих. При этом он сам себя убеждает в том, что он циник — и в это верят многие зрители.
Сценарии «Рика и Морти» создаются по принципу баланса порядка и хаоса. С одной стороны, у шоу есть сценарная комната, в которой обсуждаются все серии. Все эпизоды — хотя обычно их пишут один или два человека — заверяют Хармон и Ройланд. Хармон при этом пользуется своим «кругом историй», системой написания сюжетов, которую он разработал сам, отчасти основываясь на знаменитой книге «Тысячеликий герой» американского учёного Джозефа Кэмпбелла. Как и Кэмпбелл, Хармон выделяет основные сюжетные этапы самых популярных и известных историй, и пишет сценарии, отталкиваясь от этого. «Круг» подробный и сложный, но если упрощать, то любая история по Хармону выглядит так:
- персонаж хочет чего-то
- он попадает в новый мир и адаптируется к нему
- он получает то, что хотел, и возвращается в старый мир изменённым
С другой стороны, в «Рике и Морти» велика доля импровизации. Немалая часть диалогов (особенно та, которую озвучивает Джастин Ройланд) — это экспромт. Рисунок при этом адаптируется к импровизации Ройланда — то есть что-то дорисовывается или добавляется поверх. Иногда эта спонтанность незаметна, иногда очевидна. Например, есть несколько серий, в которых Рик и Морти смотрят телевидение из других измерений — в них видно, как разговоры придумываются на ходу.
Как и предыдущий сериал Хармона, «Сообщество», «Рик и Морти» — традиционный ситком, который ломает все стандарты традиционных ситкомов. Сюжетные линии не заканчиваются и повисают в воздухе. Героев убивают и без промедлений заменяют клонами из параллельных вселенных. Классические ситкомовские структуры извращаются и высмеиваются. В старых американских ситкомах была традиция вводить новых персонажей, чтобы поднять рейтинги. «Рик и Морти» гениально переворачивают этот троп с ног на голову: в одной из серий появляются сразу несколько десятков новых персонажей, но на самом деле это инопланетные паразиты, которые притворяются членами семьи и друзьями, а герои «Рика и Морти» не могут отличить их от настоящих людей.
Деконструкция на этом не заканчивается: например, вопреки ожиданиям фанатов, Хармон и Ройланд не делают сериал с загадками. Многие современные шоу цепляют зрителей тайнами: вводят какие-то вопросы, на которые нет ответа. Кто такой Азор Ахай в «Игре Престолов»? Сколько на самом деле парков в «Мире Дикого Запада»? Кто мать Финна из «Времени приключений»?
В эпоху интернета такая модель устаревает: фанаты принимаются коллективно «разгадывать» сериалы и обычно оказываются быстрее создателей. Например, про тайны первого сезона «Мира Дикого Запада» все всё поняли раньше, чем вышли последние серии.
Хармон и Ройланд с самого начала говорили, что в «Рике и Морти» такого не будет. Зрители ждут от авторов подвоха и придумывают самые безумные теории («Рик на самом деле тупой», «Морти — клон Рика» и так далее), пытаясь найти в шоу какие-то секреты. Но на самом деле тут всё как на ладони. Это просто история про семью.
Авторы «Рика и Морти» знают секрет: главное в любом сериале — это персонажи и их развитие. Не конспирологические теории, не шокирующие и странные сцены и даже не шутки. Зрители, даже если сами того не понимают, смотрят любое шоу ради развития героев.
В центре сериала — семья. Рик когда-то ушёл от своей жены, оставив её с дочерью Бет, а теперь, когда у Бет уже есть муж и двое детей, он вернулся. Бет боится снова потерять своего отца, Рик явно испытывает чувство вины, хоть и скрывает это, а муж Бет, Джерри, недолюбливает его. Наконец, Рик очень любит своих внуков. Несмотря на то, что он показан, как циник и нигилист, невероятно умный ученый, который всё понял про жизнь и разочаровался в ней, сериал интересен именно благодаря его человеческой стороне.
На протяжении многих серий Ройланд и Хармон показывали, что Рик на самом деле привязан к своей семье, но окончательно раскрыли это в последнем эпизоде второго сезона. Там выяснилось (осторожно, спойлер), что Рик — член группировки межгалактических террористов, за которой идёт охота. Чтобы обезопасить свою семью, он сам сдаёт себя властям и попадает в тюрьму. Этим летом начался третий сезон, и авторы как будто снова перевернули ситуацию. Рик с лёгкостью сбежал из тюрьмы и обвёл всех вокруг пальца, а в конце первого эпизода выдал прочувствованный монолог о том, что он все на самом деле делает не ради семьи, а ради сычуаньского соуса из «Макдональдса», который перестали делать в 1998 году. Соус успел стать мемом в интернете, и многие фанаты вроде снова успели поверить, что Рик — циник.
Cекрет успеха «Рика и Морти» именно в этой постоянной смене интонаций и сложных, неоднозначных персонажах. В один момент тебе кажется, что ты смотришь мультсериал про гениального, но аморального ученого, который всё делает в свое удовольствие. В другой — что про неблагополучную, но любящую семью. На самом деле Хармон и Ройланд придумали идеальный ситком XXI века: сегодня уже невозможно рассказывать наивные истории в духе ситкомов 80-х и 90-х, где семьи всегда справлялись со своими проблемами. Но это не значит, что современным зрителям наплевать на своих близких (а значит и на героев, с которыми они себя ассоциируют). Лучший способ заставить современного зрителя смотреть сериал про семью и любовь — сделать вид, что это абсурдное шоу про циничного ученого и параллельные миры, а любовь так, появляется на экране случайно.
«Рик и Морти» прославил змеиный джаз. Теперь есть целый «шипящий» плейлист с Синатрой и The Beatles Статьи редакции
Шесть треков, вдохновлёнными змеиным джазом, в числе которых Снейк Синатра «На кончике хвоста» и AS/DS «Чешуя и яд».
В пятой серии четвёртого сезона «Рика и Морти» действия Морти привели к тому, что рептилии с планеты змей начинают работать над машиной времени. Используя её, они решили изменить собственную историю: пытались убить змее-Гитлера и спасли змее-Линкольна. Роботы-змеи нападают и на Морти — чтобы он не остановил наступление змеиного аналога Скайнета в будущем.
На фоне всего происходящего Саммер с подругами танцует под змеиный джаз. На него наткнулся Рик, когда исследовал планету змей, и теперь «шипящие» треки прославились на Земле.
Теперь можно послушать сразу несколько песен в жанре змеиного джаза: «Кинопоиск HD» выпустил плейлист с шестью «шипящими» пародиями на популярные треки.
У каждого трека — уникальная обложка, отсылающая к образцам: The Beatles — Abbey Road, Фрэнка Синатры — In The Wee Small Hours, AC/DC — Highway to Hell, а также альбомам Iron Maiden, Slipknot, NILETTO и «Пошлой Молли».
В «Рике и Морти» показали змеиную версию «Терминатора»
В пятом эпизоде четвертого сезона «Рика и Морти» есть гигантская отсылка к «Терминатору» Джеймса Кэмерона. Тут воссоздан конфликт роботов и людей в миниатюре, только вместо людей с роботами теперь сражаются змеи. Конечно, роботы — тоже змеи.
В змеином апокалипсисе виноват Морти, из лучших побуждений поймавший земную змею и отправивший ее в космос. Встретившись с расой разумных и технически продвинутых змей, земная змея дала потомство, способное уничтожить змеиное общество.
Это то самое странное существо, что мелькало в трейлере четвертого сезона. Киборг, напоминающий чудовищный гибрид змеи и человека, какое-то время действительно защищает Морти, пока его случайно не убивает Бет.
Приключения в стиле «Терминатора» завершают первую половину четвертого сезона «Рика и Морти». Сериал вернется с перерыва уже в 2020 году.
«Рик и Морти» четвертый сезон: все пасхалки пятой серии
В названии эпизода Rattlestar Ricklactica легко читается отсылка к милитаристскому sci-fi сериалу Battlestar Galactica, где ключевым выступает противостояние человечества и роботоподобной рассы. Сюжетной линии с Джерри и праздничными огоньками достаточно чтобы понять, что перед нами рождественский эпизод. Рик уже который раз приравнивает себя к Богу, утверждая, что он этот статус хотя бы заслужил.
Впрочем, в вопросе пасхалок самое интересное начинает происходить в космосе (ведь буквально что угодно может произойти в космосе). У Рика есть устройство с голосом Кристофера Уокена — актера с таким выдающимся тембром, что узнать его не очень то и сложно. Однако позже в ходе эпизода мы узнаем, что Кристофер Уокен также дал Рику специальный пульт, который останавливает людей. Вполне возможно, что это отсылка к фильму «Клик: с пультом по жизни». Но поскольку это очень плохое кино с Адамом Сендлером, как-то не верится, что это умышленный референс.
Комментарий Рика о том, чтобы Морти сидел внутри корабля и не высовывался чтобы не улететь — отсылка как минимум к «Гравитации», а как максимум к любому космическому кино. Уже во время ремонта корабля Рик сравнивает космос с Saturday Night Live, который высасывает из тебя весь воздух, заставляя дрейфовать в космосе как мумифицированный труп — шутка лично от Дэна Хармона, который ненавидит SNL.
После укуса змеи Рик консультируется с программой, сказав, что Морти становится похож на японского призрака, явно намекая на синеватых потусторонних персонажей «Проклятия».
Читайте также: