Режиссер анимации и компьютерной графики что делает
В анимацию приходят очень разными путями, иногда получая образование по ходу работы. Но кто вообще нужен индустрии и где учиться, например, на анимационного продюсера? Можно забить на офлайн и обойтись онлайн-курсами? По мотивам дискуссии Platoshka Talks составили дорожную карту, которая позволит новичку стать профи, а профи – научиться новым скиллам и пообщаться с лучшими аниматорами студий-мэйджеров.
Шаг первый. Выбираем роль
Любая анимационная студия – целый производственный комплекс, где нужны разные специалисты: продюсеры разного уровня, сценаристы, режиссёры, раскадровщики, художники постановщики, художники, специалисты по моделингу, текстурингу и шейдингу, ригу персонажей, лейаут-специалисты, аниматоры, специалисты по рендеру, лайтингу и композу, монтажеры, композиторы, аранжировщики и звукорежиссёры — и это далеко не полный список!
Режиссер и сценарист, креативный продюсер студии «Союзмультфильм» замечает: «Сейчас я ощущаю острую нехватку в первую очередь аниматоров и сценаристов, их нужно срочно выращивать. Крепкий сценарий – успех любого проекта. Профессионал должен не только владеть инструментарием с точки зрения классической драмы, но еще и понимать, что такое анимационный сценарий. Таких специалистов на сегодняшнем рынке категорически не хватает».
Но, конечно, сценаристами и аниматорами список не ограничивается: паблики и телеграм-каналы, публикующие вакансии в сфере анимации, пестрят самыми разными заголовками. Спрос подогревают смежные индустрии, например, кино и игр, где требуются профессионалы с теми же компетенциями, что и в анимации.
Шаг второй. Справляемся со страхами
Представим, что образования, релевантного для сферы анимации, у вас пока нет, но получить его хочется. Неудивительно, что у вас могут возникнуть сомнения и страхи. Но часто потенциальные работники индустрии анимации волнуются не о том. Что становится поводами переживаний и из-за чего, на самом деле, волноваться не стоит?
- «Я не умею рисовать». Если вы целитесь в позиции художников, моделлеров или аниматоров, это может стать проблемой. Но в анимации есть куча профессий, не требующих умения рисовать, — сценаристы, режиссёры, риггеры, рендерщики, композеры, лайтеры…
- «У меня нет своих идей». Работа в анимационных студиях предполагает чёткое разделение обязанностей. В работе над любым проектом есть множество технических ролей (например, моделлер).
- «Кажется, я вообще не подхожу». Но ведь если вы задумались о карьере в сфере анимации, значит, она вам интересна? Алена Оятьева делится секретом: «Если хочешь – значит, будешь. На обучение мы берем почти всех, даже профнепригодных на первый взгляд. «Я хочу, это мечта детства» - главный посыл, которого достаточно. Ведь все люди — это взрослые дети».
- «Я не знаю, какие качества будут решающими для работодателя». Тут нет какого-то секрета: как и в любых других сферах, работодатели в сфере анимации ценят способность работать в команде, умение «встроиться» в существующий пайплайн и поддержать заданный стиль проекта, пунктуальность и умение выстраивать эффективный рабочий процесс.
Шаг третий. Выбираем, где учиться
Если вы твердо намерены штурмовать мир анимации и погружаться в тему, то со школой помогут определиться следующие критерии:
- Возможность выбора конкретного ментора или куратора. У каждого мастера свой метод работы – и со студентами, и в анимации, – потому особенно важно сравнить этот подход со своими задачами и «совпасть» с конкретным человеком;
- Последующее трудоустройство. Обратите внимание, куда трудоустраиваются после школы её выпускники. У российских школ анимации в этом есть большое преимущество перед западными: на защиту дипломных работ часто приходят представители самых известных студий, смотрят работы и предлагают стажировки успешным выпускникам;
- Язык, на котором идет обучение. Если вы говорите на английском и можете взять курс в западной школе, это позволит быстрее “влиться” в современный контекст, более глобально увидеть ситуацию на рынке и, конечно, перенять опыт ведущих мировых студий. Часто курсы в зарубежных школах ведут мастера из Disney, DreamWorks и других.
Выбирая среди онлайн-курсов, специалисты рекомендуют обратить внимание на те, где встречи с преподавателем происходят в прямом эфире, а у работ есть конкретные дедлайны. По статистике, процент студентов, доходящих до дипломной работы, среди тех, кто слушал курс в записи, невелик. Но для повышающих квалификацию и активно работающих специалистов такой формат может оказаться очень удобным, а обучение в нем – продуктивным.
Шаг четвертый. «Мне точно это нужно?»
Дмитрий Аверкиев рекомендует новичкам, которые совсем не знают, в какую сторону двигаться, сначала пройти базовый короткий курс по интересующей теме, чтобы понять, стоит ли тратить время на эту индустрию, интересна ли она человеку. Кроме того, короткие программы хороши тем, что дают шанс познакомиться с мастерами своего дела – они помогут быстро продвинуться в обучении и мотивируют тотально погрузиться в профессию. Найти такой базовый и, главное, бесплатный курс можно на сайте Animation School или курсе «Анимация и Я».
Шаг пятый. Находим свою школу
На самом деле, получать специальное образование для того, чтобы попасть в анимацию, необязательно. Важнее диплома в креативной индустрии оказывается желание развиваться и учиться у коллег. Правда, наличие структурированных базовых знаний точно облегчит процесс входа в профессию, а диплом сразу создаст кредит доверия у работодателей. Именно поэтому начинающим специалистам лучше попробовать получить образование в частной школе с долгосрочными курсами или в государственном колледже или вузе.
Мы попросили наших спикеров рассказать о пяти местах, в которых начинающий аниматор может получить полноценное образование:
Школа-студия «Шар»
Профессиональная подготовка режиссёров и художников-аниматоров с очной и дистанционной формами обучения. Среди основателей – легендарные Юрий Норштейн и Андрей Хржановский. Своеобразная «аллея славы» «Шара» — список известных в анимации выпускников — настолько велик, что школа по праву считается одной из ведущих в России.
Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИКа
Идеальный вариант для тех, кто только мечтает соприкоснуться с киноиндустрией и анимацией в частности – колледж принимает выпускников 9 класса и дает хорошую базу. Особенно важно, что студенты имеют возможность проходить практику в ведущих российских анимационных студиях.
Московская Школа Кино
В этом году Школа запустила первый в России международный бакалавриат в индустрии кино и анимации. Изучать можно будет как 2D, так и 3D анимацию. Программа подготовлена совместно с University of Hertfordshire, традиционно входящим в пятерку лучших в мире по качеству программ по анимации и визуальным эффектам. А потому сомнений в том, что в руках у выпускников будут самые актуальные знания международных практик, не остается.
«Авторская и коммерческая анимация» от НИУ ВШЭ
Школа дизайна НИУ ВШЭ недавно запустила анимационный профиль в рамках программы «Практики современного искусства». Это полноценное магистерское образование, по завершении которого студент получит диплом магистра государственного образца. Главный плюс этой программы в том, что приняться за обучение можно и после непрофильного бакалавриата. Из особо приятного: Школа дизайна НИУ ВШЭ входит в ТОП-150 программ по направлению Art&Design в международном рейтинге QS. Это единственный российский вуз в категории, так что диплом, вероятно, будет котироваться зарубежными студиями.
«Индустрия»
Помните, что анимационной индустрии нужно много профессионалов? Об этом знают в школе кино и телевидения «Индустрия», проекте Федора Бондарчука. Там можно получить полноценное образование по программам «Анимация», «Шоураннер анимационного кино», «Художник-постановщик анимационного кино». Самый главный плюс – развитый нетворкинг. В «Индустрии» вы сразу обратете контактами и знакомствами, которые позволят начать карьеру уже в процессе обучения.
Институт Анимации Дорогова
Достаточно молодой проект, который уже подготовил 1240 специалистов. Обучение строится по простому принципу онлайн-обучения: посмотрел-сделал-получил фидбэк. Курсов много, есть интенсивы в США. Но цены демократичные и не кусаются, а среди курсов есть наиболее ценные для современного аниматора – по проработке персонажей и построению сцен.
Animation School
Адаптивные, недорогие и хорошо сделанные курсы на русском языке. Сказка? Нет, реальность Animation School, постоянно пополняющих свою библиотеку актуальными курсами по современным программам для аниматоров.
Animschool
На сегодняшний день ведущая зарубежная онлайн-школа 3D анимации. Здесь преподают специалисты из крупнейших студий: Disney, Dreamworks и других. Кроме насыщенного учебного плана, в расписании – бесконечное количество «экстра-классов», дополнительных занятий с супер профессионалами. Осторожно, такой подход вызывает зависимость от анимации и желание постоянно развиваться в этой сфере.
Gobelins
Французская школа, специализирующаяся на 2D анимации. Обучение очное в Париже, но если вы хотите зайти в Европейскую анимационную индустрию, то это, пожалуй, лучший вариант. Это полноценное академическое образование (есть бакалавриат и магистратура). Есть программы на английском и французском.
AnimationMentor
Американская школа, которая хороша сразу по двум причинам: выпускники гарантированно находят свое место в индустрии (создатели «Холодного сердца», «Болта», «Кунг-фу панды» – оттуда), а учиться в AnimationMentor можно из любой точки Земли. Главное, чтобы у вас при себе оказался компьютер, планшет и хорошее соединение. Несмотря на онлайновый формат, за качество образования можно ручаться – оно проверено временем.
CalArts
Одна из самых престижных школ для творческих людей, в которой есть программа и для аниматоров. Выпускники высоко ценятся по всему миру, но воодушевленным поступающим нужно учитывать, что конкурс на поступление – большой. Для тех, у кого нет опции переехать в Калифорнию, CalArts выкладывает курсы на Coursera: пока там нет полноценного блока анимации, зато есть его фргаменты, которые могут быть интересны профессионалам.
Шаг шестой. Устраиваемся на работу
Наш исполнительный продюсер Ольга Аргинбаева отмечает, что самое важное – горящий взгляд, который видно уже через портфолио. Здорово, если уже на уровне школьных работ заметен необычный подход, собственный почерк соискателя. Но, конечно, нужна и адекватность: портфолио должно соответствовать вакансии и упоминаемым в ней требованиям. Эксперт ободряет: новичков берут, так что пробовать – стоит.
Одно из очевидных преимуществ начинающего аниматора или другого специалиста, требующегося индустрии – высокая адаптивность, готовность погружаться в новую среду. Часто опытные специалисты не готовы менять свои принципы работы, в то время как новички только их формируют. Если вы только стартуете в анимации, обязательно используйте эту «суперсобность».
Начинающий специалист может попробовать свои силы как на крупных студиях вроде «Союзмультфильма» или «Паровоза», так и в независимых коллективах, выпускающих авторскую анимацию. Если делать мультфильмы не хочется, можно заняться геймдизайном и начать разрабатывать игры.
Шаг седьмой. А если я уже профи?
Если вы понимаете, что все предыдущие шаги позади, но развиваться дальше учиться всё ещё хочется – мы вас только поздравляем. Значит, вы не выгорели и у вас есть силы двигаться дальше. Процесс обучения в сфере анимации — история без финальной точки, ведь постоянно появляются новые технологии, новый софт, новые форматы. Но что предпочтительнее выбирать профессионалам для прокачки?
Базовые курсы и программы, которые мы уже упоминали, вряд ли будут полностью интересны людям с конкретным запросом, если тот, конечно, не сформулирован как «освежение знаний». Более релевантными будут короткие профильные курсы, позволяющие прокачать конкретные навыки, и воркшопы с аниматорами из крупных студий вроде Dreamworks и Disney. Рекомендуем обратить внимание на онлайн-формат, который стирает географические границы.
Где искать воркшопы и онлайн-курсы:
Animation School
Наряду с долгосрочными программами у этой школы есть и краткосрочные курсы максимально прикладного характера.
Schoolism
Представьте, что Натан Фокс рассказывает вам, как создавал «Принца Персии». Это вполне реальная ситуация на воркшопах и курсах американской онлайн-платформы Schoolism. Цена подписки достаточно высокая, но за качество можно не волноваться. А еще большинство курсов доступно бесплатно, но окончить их с сертификатом без оплаты не получится.
Domestika
Большая платформа для креативных людей. На Domestika есть курсы не только по анимации, так что вместе с прорисовкой фонов можно научиться, например, мастерить что-нибудь из фанеры. Правда, большинство мастер-классов подойдет пользователям скорее среднего уровня.
New York Film Academy
Постоянно обновляемая страница с онлайн-воркшопами от Нью-йоркской академии кино. В июле 2021 заявленных курсов по 3D-анимации пока не предлагают, но вполне вероятно, что они появятся чуть позже.
Skillbox
На сайте Skillbox есть и полноценные курсы по 3D-анимации, сопоставимые с академическим образованием («Профессия 3D-аниматор»), и фрагментарные блоки по конкретным навыкам. Вторые идут по несколько месяцев и позволяют развиваться не только в узком профиле анимации мультфильмов, но и прокачивать навыки в веб-дизайне.
Ребята если это обзор школ, то интересно услышать минусы и плюсы, какой-то разброс мнений, где какие цены, а пока какой-то не особо полезный пост получился, рекламный что-ли? И вообще на рендере, лично я, почти все школы из списка не видел, блоги они не ведут, с людьми полезной информацией не делятся. Вот скилбокс знаю, анимейшен скул как-то мелькал, а вот остальные, кто они, где они?
Тот же Смирнов очень сильный блоги ведет, я вот прямо подсел на него, доверие к школе у меня есть, CG LAB тоже очень хороши, я думаю пойти к ним учится на маттепаинтера, потому что их статьи убедили меня в том, что они в этом вопросе разбираются лучше всех, если в гейм дев, то это XYZ.
Мятный Лакей Ребята если это обзор школ, то интересно услышать минусы и плюсы, какой-то разброс мнений, где какие цены, а пока какой-то не особо полезный пост получился, рекламный что-ли? И вообще на рендере, лично я, почти все школы из списка не видел, блоги они не ведут, с людьми полезной информацией не делятся. Вот скилбокс знаю, анимейшен скул как-то мелькал, а вот остальные, кто они, где они?
Тот же Смирнов очень сильный блоги ведет, я вот прямо подсел на него, доверие к школе у меня есть, CG LAB тоже очень хороши, я думаю пойти к ним учится на маттепаинтера, потому что их статьи убедили меня в том, что они в этом вопросе разбираются лучше всех, если в гейм дев, то это XYZ.
Ну они как бы не обязаны, но есть такое, у меня тоже доверия больше к тем кто открыто общается, публикует полезные вещи. Смирнову и ЦГ Лабу респект, тоже мне очень нравятся, подписан тут на них.
Забавно другое, они на рендере статью постят, а про курсы самого рендера не сказали, хотя там есть несколько интересных курсов именно по анимации, типа как свой фильм сделать и т.д. от Дмитрия Федотова, тоже очень крутой художник.
Мятный Лакей Ребята если это обзор школ, то интересно услышать минусы и плюсы, какой-то разброс мнений, где какие цены, а пока какой-то не особо полезный пост получился, рекламный что-ли? И вообще на рендере, лично я, почти все школы из списка не видел, блоги они не ведут, с людьми полезной информацией не делятся. Вот скилбокс знаю, анимейшен скул как-то мелькал, а вот остальные, кто они, где они?
Тот же Смирнов очень сильный блоги ведет, я вот прямо подсел на него, доверие к школе у меня есть, CG LAB тоже очень хороши, я думаю пойти к ним учится на маттепаинтера, потому что их статьи убедили меня в том, что они в этом вопросе разбираются лучше всех, если в гейм дев, то это XYZ.
Спасибо большое за идею расписать подробнее условия и плюсы-минусы конкретных школ, в рамках нашего формата это уже показалось нам лишним, потому что итак материал получился очень объёмным. Но учтем пожелание и возможно, еще к этой теме вернёмся.
s_maliankin
Ну они как бы не обязаны, но есть такое, у меня тоже доверия больше к тем кто открыто общается, публикует полезные вещи. Смирнову и ЦГ Лабу респект, тоже мне очень нравятся, подписан тут на них.
Забавно другое, они на рендере статью постят, а про курсы самого рендера не сказали, хотя там есть несколько интересных курсов именно по анимации, типа как свой фильм сделать и т.д. от Дмитрия Федотова, тоже очень крутой художник.
Кирилл, с чего начался твой творческий путь?
Я учился во ВГИКе на режиссера анимации. Я потомственный аниматор, папа был аниматором и режиссером творческого объединения «Экран». Он работал с Татарским, с Барбэ, с Ковалевым, это они сделали такие фильмы как «Падал прошлогодний снег», «Кубик-рубик», «Обратная сторона луны». Я с самого детства видел, как много нужно рисовать, сколько изводить калек, рисунков. Мне казалось это адом, поэтому я не хотел становиться аниматором.
Кадр из анимационного сериала «СОБЕЗ»
Вот художником всегда хотел быть! И во ВГИК пришел поступать на постановщика. На режиссера меня переманили мастера В.В.Курчевский и С.М.Соколов. Это был первый экспериментальный курс с перерывом длиной в тридцать лет — после курса Иванова-Вано. Набор вели Курчевский, Соколов и отец. Он был категорически против того, чтобы меня взяли. Художником — пожалуйста, но никакой режиссуры! Когда я сдавал экзамен, то его попросили: «Александр Иванович, будьте добры — на выход». Он вышел, меня расспросили деканы и проректоры. Отцу говорили, что я талантливый, но он все отмахивался.
Концепты жителей Лугового Королевства
Однако ты добился больших успехов, еще будучи студентом.
Я начал работать режиссером на последних курсах, уже имея призы. До выпуска из института стал членом Союза кинематографистов. Когда я был на третьем курсе, отец умер, так что мне и моим однокурсникам пришлось крутиться самим. Подсказок было ждать неоткуда, ведь в основном именно он с нами занимался.
За свою курсовую работу — фильм «Бородатый анекдот» — я получил призы. Тут я был художником, сценаристом и режиссером, как обычно бывает у студентов. Потом мастером к нам пришел Леонид Викторович Носырев. Хороших мастеров у нас было много. Но были и пробелы. Например, на Высших курсах сценаристов и режиссеров раз в неделю у нас было занятие по монтажу у Иосифа Яковлевича Боярского. Но монтажом там и не пахло.
В институте нам преподавал большой профессионал монтажа — Андрей Вернидуб. Но занятия были довольно поверхностные. Вообще впечатление такое, что в середине 90-х всем было некогда преподавать. Все были заняты тем, чтобы прокормить свои семьи. Зарплаты стремились к стипендиям.
Может показаться странным, что в стране, где есть Эйзенштейн, Пудовкин, в какой-то момент монтаж в кино стал упрощаться, а затем и вовсе пропал. Но дело в том, что много театральных режиссеров стало делать фильмы. Можно назвать это проклятием монтажа, которое зависло над нашей страной и висит до сих пор.
После первой курсовой Боярский подошел ко мне на фестивале. Это была первая Таруса, которая впоследствии стала фестивалем в Суздале. Он сказал: «Главное в нашем деле — монтаж!». Даже старые мастера понимали, что это главное, но понимали и то, как много уже растеряно. Помню, под его руководством мы разбирали диснеевский фильм «Чистильщики часов» на монтажном столе. Как пример превосходного монтажа. Через несколько лет я посмотрел этот фильм снова — это отнюдь не эталон монтажа. Тогда я понял, что этим надо заниматься самому.
На Высшие курсы я потом еще возвращался, но уже не в качестве ученика, а помогал выпускникам мастерской В.И.Хотиненко довести их дипломные работы монтажом до должного уровня.
Мартышка Дарвин за рулём своего розового транспорта
Что было дальше?
На последнем курсе меня в числе четверых однокурсников пригласил режиссер Александр Михайлович Горленко на полный метр режиссерами эпизодов. Это были новые «Бременские музыканты», первый полный метр в стране после заката СССР. Работали с Гладковым, Энтиным, Ливановым. Разрабатывали аниматики, раскадровки, сотрудничали с аниматорами. Это был переломный момент старых рисованных и новых компьютерных технологий, иными словами, классических и цифровых. На тот момент там еще работала старая гвардия аниматоров с «Союзмультфильма». Среди них были даже те, кто создавал первые два фильма про Бременских музыкантов.
Я тогда плотно сотрудничал с аниматором Олегом Александровичем Сафроновым, за плечами которого уже тогда было более ста фильмов. Из самых известных он анимировал «Маугли».
Но работа происходила на фоне полубандитских финансовых схем. «Бременские музыканты» были сделаны за копейки, остальное из выделенного бюджета куда-то растворилось. Мы насмотрелись на все эти стрелки и очные ставки, натерпелись задержек и невыплат зарплат, и однажды просто дождались выходных, собрались и уехали с Маросейки на «Мосфильм». Свои деньги мы получили, поскольку поборолись, а вот старая гвардия смирилась и осталась ни с чем. Не буду называть имена, но нам угрожали создать такую репутацию, что мы никогда не найдем работу в индустрии.
Но несмотря на все эти трудные обстоятельства, ты стал режиссером.
Для того, чтобы быть режиссером, надо просто повзрослеть. Как для любого серьезного дела. Режиссура, как и писательство, как живопись — дело зрелых людей.
После меня и еще нескольких коллег позвали на проект «Князь Владимир». Одним режиссером там был Бутырин, а другим взяли меня, сказав, что нужно делать современное кино, а Бутырин уже староват. И я не мог понять, как же я с таким взрослым состоявшимся режиссером смогу работать в паритете. Но проблема оказалась в другом — в понимании ролей внутри коллектива. Например, во время просмотра художники комментировали анимацию.
В таких условиях сделать что-то сложно. Мне понравился самый первый сценарий. А потом все стали переделывать его, и в какой-то момент делать его стало неинтересно. Я ушел на телевидение, где занялся монтажом.
Чем запомнились годы на телевидении?
Мне очень повезло. Я работал с классными документалистами, с театральными и игровыми режиссерами. Именно на телевидении я сделал много экспериментальных работ и интересных проектов. Один из них кстати назывался «СПЕЦНАЗ». Концептуально он очень похож на мультсериал «С.О.Б.Е.З.», которым я занимаюсь здесь, в «Паровозе».
Приближаемся к «Паровозу». Как ты пришел сюда?
Я пришел в «Паровоз», когда понял, что все возможное сделал на телевидении. В анимацию я не возвращался потому, что было просто некуда. Я всегда был сторонником налаженного цехового производства, видел это с детства. В этом «Паровоз» мне оказался близок. Авторское ковыряние мне не интересно. У меня никогда не было целью нарисовать на коленке мультик и поехать на фестиваль. Не тот масштаб, ложное представление о своих способностях.
Анимация на самом деле — круче всего, что есть в кинематографе. И неправильно думают, неправильно ведут себя и неправильно работают те люди в анимации, которые себя принижают. Потому, что настоящий аниматор — он и художник, и актер, и оператор, и вообще много всего.
Концепт капитана корабля
Не случайно сам термин «анимация» несет в себе латинское слово anima — душа.
Да, и очень жаль, что слово исковеркано аниматорами, которые пляшут на пляже, и никакого отношения к анимации не имеют. Возможно, пора вернуться к «мультипликатору».
Возможно. А какое ключевое отличие режиссера анимации от режиссера игрового кино?
Режиссеру анимации приходится трудно, если он не умеет рисовать, и еще труднее, если не умеет анимировать. Такой человек может завести в тупик и аниматоров, и художников, и других исполнителей. В детстве я видел таких дяденек на студии.
Из личного опыта вспоминается случай, когда я для режиссера-документалиста сделал сложный эпизод, а она не смогла объяснить, что ей не нравится. Позже выяснилось, что ей не нравится то, что она в этом не участвовала. Я за день сделал этот кусок, она два дня пыталась сделать по-своему, и сказала, что по-другому не выходит. У меня все-таки колоссальный опыт, пожалуй, миллион склеек я точно сделал. И вот вопрос — зачем тратить два дня, чтобы понять, что лучше не получится? Опять же монтаж решает все. Ты станешь режиссером, когда у тебя будет огромный опыт. Опыт этот можно получить только практикой.
Какой ты можешь дать практический совет начинающим режиссерам?
Если у вас есть любимые фильмы — не анимационные, художественные — возьмите их и перемонтируйте по-своему. Возьмите лучшие. Нравится какой-нибудь шикарный боевик — берете и переделываете. Его можно сделать лучше! Он будет ритмичнее и быстрее. Там все снято классными операторами, продумано всё — от композиции до движений внутри кадра, и вы это увидите. Всегда монтируйте со звуком, с тем какой он есть, придумывайте как незаметно сделать перемонтаж фонограммы. Вслед за этим появится и понимание киноязыка. Вы начнете думать монтажно. Ведь профессиональные кинооператоры снимают именно таким образом.
В этом смысле лучший тренажер — Тарковский. Попробуйте взять его фильмы и перемонтировать, сместить акценты, выстроить другие темпо-ритмические рисунки, и получится уже другое, не менее интересное кино. У Тарковского всегда были изумительные, лучшие операторы, которые создавали превосходное движение камеры в кадре.
Противоположный пример — Пудовкин и его фильм «Конец Санкт-Петербурга». Его невозможно перемонтировать. Он только такой и все. Один старейший преподаватель монтажа как-то раз дал мне фрагмент из этого фильма на перемонтаж. Ради эксперимента. Я попробовал и понял, что по-другому просто никак. «Ну, конечно, это же Пудовкин!», — был мне ответ.
Тут возникает еще одна вещь. Почему некоторые фильмы нам нравятся больше, Например, «Звездные войны»?
А почему картинка затягивает? Потому что многое для этого было сделано и продумано до мельчайших подробностей в подготовительный период, и был сделан аниматик! Тут мы приходим к тому, что фильмы, которые продумывались на уровне сториборда и аниматика, уже сняты на качественно другом уровне. Такие фильмы сразу видно.
Аниматик — это очень важно. В работе над аниматиком сразу видно драматургическую и эмоциональную составляющие. Видно, сложилось кино в целом или нет. Если сложилось, то далее вступает основной принцип: лэйауты не должны быть хуже аниматика, анимация не должна быть хуже лэйаута. Некоторые говорят мне, что я идеалист, когда это слышат. Но это железный принцип.
С чего начать человеку, который решил стать режиссером анимации? Куда ему пойти учиться или работать?
Ему надо идти на производство.
А образование?
Концепт Дарвина с пехотинцем
Как стать первоклассным режиссером?
Жизненный опыт и количество приключений — это очень важно. Мне повезло я работал с настоящими профессионалами своего дела, и у многих из них совершенно потрясающие истории. С большим мастером художественного образа Вахтангом Микеладзе. На его фильмах учат документалистов во всех ВУЗах. А ведь у него очень непростая судьба. Всю семью его расстреляли по личному распоряжению Л.П.Берии, оставили только его и сестру. Ему в 11 лет приписали еще 4 года к возрасту и отправили, как совершеннолетнего в лагеря. Позже во ВГИК его привёл Дмитрий Шостакович, и настоял, чтобы его взяли. Когда мы с Вахтангом Евгеньевичем вспоминали наших общих преподавателей по институту, он сказал что там, в лагере, у него были лучшие учителя потому, что все были академики.
Вот еще история. Актёр и режиссёр-постановщик театра «Ленком» Юрий Фёдорович Зайцев, ученик самого Андрея Александровича Гончарова. После 20-ти летней службы в театре, перешёл в телережиссеры. Работу с ним можно описать одной фразой: «Кирилл, это же ноу-хау!» И действительно все, что тогда делали, стало модно по прошествии 7-10 лет на телевидении да и в кино.
Сценарист Владимир Рогов — человек с невероятной историей. Сначала отучился на клоуна. Затем практиковался на «Союзмультфильме» в коллективе Юрия Николаевича Дежкина, которого мы помним по незабываемым «Чиполлино», «Шайбу-шайбу». Затем ушёл в телевизионные режиссёры, делал многое, даже «Утреннюю почту». А апогеем стало нетленное шоу закрытия Олимпиады-80, когда огромный мишка улетал с арены Лужников на шариках, и эта прощальная слеза, которая потекла с одной щеки и проявилась на щеках миллионов зрителей.
Если ты хочешь стать первоклассным режиссером, сначала будь подмастерьем. Нужно откинуть гордыню, забыть про дипломы, звания, призы. Ты только что отучился — ну нет у тебя опыта. Профессионализм достигается колоссальным трудом. Работай аниматором, художником, композером, кем хочешь. Работай с разными людьми, с разными режиссерами, главное — на производстве. И лови нюансы.
Недавно в «Паровозе» просветил композеров вот на какой счет. Все композные программы по сути своей повторяют мультстанок. Это такая большая конструкция размером с комнату. На столе стоит несколько ярусов со стёклами — то же самое, что в композе слои. Глубина в кадре достигается за счет расстояния между ярусами и высотой камеры. Ручками крутили все эти панорамы с наездами. Снял кадр — прокрутил деление и так далее. Эти деления ты сам вычисляешь и вычерчиваешь на панораме, указываешь четко в экспозиционном листе для оператора. Потом наплыв, когда один кадр плавно переходит в другой.
Технически его было очень сложно сделать на киноплёнке. Допустим, нужен наплыв на тридцать кадров. Одна картинка уходит в затемнение на это количество кадров, соответственно ты закрываешь покадрово диафрагму. Потом еще тридцать кадров отматываешь отснятую пленку в катушке назад. Кладешь новые кадры, и на тридцать кадров начинаешь открывать диафрагму обратно. За счет оптических излучений получается этот эффект — одна картинка переплывает в другую. Сейчас это сделать — секундное дело.
Концепт-арт паука после химического воздействия
Из твоих слов выходит, что режиссер анимации — это высший пилотаж.
Аниматоры вообще круче всех. И это то, что нужно аниматорам запомнить. Очень многие именитые режиссеры игрового кино мечтают поставить анимационные фильмы, поверьте очень мечтают, но не представляют себе, как такое вообще возможно! Для них аниматоры — всё равно что марсиане. Не разочаровывайте их!
И запомните:
Везёт тому, кто везёт!
А «Паровоз» везёт, и у него много уже вагончиков!
28 октября — Международный день анимации. В честь праздника мы взяли тематическое интервью у Андрея Тренина, аниматора с 15-летним опытом работы и создателя онлайн-школы анимации. Он рассказал нам, почему аниматор — это профессия будущего и как сделать карьеру в этой сфере.
Чем аниматор отличается от мультипликатора
Анимация и мультипликация — это разные наименования одного и того же аудиовизуального искусства, основанного на технологии «оживления» изображений. Мультипликация — русскоязычное название анимации, его использовали в СССР. Сейчас в индустрии принято использовать англоязычные термины, «анимация» и «аниматор». Во-первых, они понятны всем, а во-вторых, в них как раз и отражена суть профессии — одушевление («анима» на латыни — «душа»).
Два основных вида современной анимации — рисованная 2D-анимация и компьютерная 3D-анимация. В первом случае оживляется нарисованный художником персонаж, во втором — его компьютерная проекция в 3D. К анимации также относится создание визуальных эффектов (VFX).
Чем занимается аниматор
Аниматор — это художник-артист, который с помощью определённых приёмов и технологий создаёт иллюзию движения персонажа мультфильма или компьютерной игры. Персонажи при этом двигаются, разговаривают, испытывают и проявляют разные чувства. Всё это аниматор должен изобразить, пользуясь разными профессиональными приёмами. Чем более живым и ярким получатся персонаж — тем выше качество работы аниматора.
Мультфильмы, анимационные сериалы, компьютерные игры не создаются в одиночку, над ними всегда работает команда. На большой студии аниматор — часть производственной цепочки. Можно сказать, что он — инструмент, которым режиссёр воплощает свой замысел. Сначала создаётся сценарий и образы персонажей, а потом аниматор воплощает и оживляет их.
Аниматор может работать и самостоятельно, то есть быть сам себе режиссёром. Так создаются авторские мультфильмы. В России ежегодно проходят фестивали авторских анимационных фильмов, например, «Суздаль» или «Крок», где создатели демонстрируют свои работы, обмениваются опытом, получают призы и награды.
С одной стороны, аниматор — достаточно творческая профессия. В рамках определённого режиссёрского задания можно самостоятельно работать над характером, внешностью, манерами персонажа, воплощать собственные идеи.
С другой стороны, в индустрии аниматору приходится работать в заданных рамках, выполнять режиссёрскую задачу. Если хочется больше свободы, можно заниматься собственными проектами, работать в авторском кино, но там меньше возможностей для заработка.
Как я стал аниматором
В детстве я посмотрел передачу «Спокойной ночи, малыши!». В программу позвали аниматора, и он изобразил в блокноте, как создаётся рисованный персонаж. С тех пор я мечтал только об одном — стать персонажным аниматором. В то время, 20 лет назад, возможностей сразу выучиться на аниматора было меньше. Я поступил в Палехское художественное училище и получил специальность «художник лаковой миниатюры», а потом приехал в Москву и устроился работать на анимационную студию «Солнечный дом». Они тогда как раз делали мультфильм «Князь Владимир». Там, на студии, я работал и одновременно учился у профессиональных аниматоров.
Несколько лет я переходил из студии в студию, попробовал себя в разных видах анимации, освоил разные техники, работал и на фонах, и в композитинге, но больше всего мне нравилась персонажная анимация. Постепенно из простого аниматора я вырос до главного аниматора, работал супервайзер-аниматором на анимационном сериале «Сказочный патруль».
Во время работы я видел, что аниматоров на проектах не хватает, мне нужны были коллеги-профессионалы. Я решил сам их обучать: открыл онлайн-школу анимации и создал тематическое сообщество в социальной сети. Сейчас, спустя 5 лет, в нашей школе учатся 300-400 студентов в месяц, наши выпускники работают на студиях анимации в России и за рубежом. Мы учим анимации, режиссуре, сценарному мастерству, проводим ежегодный «Слёт аниматоров», куда приезжают иностранные спикеры, представители студий, аниматоры и все, кому интересна эта профессия.
Я руководитель проекта, занимаюсь его развитием и продвижением, поэтому времени на преподавание или создание анимации практически не остаётся. Однако я планирую развиваться дальше в индустрии. Например, есть идея создать компьютерную игру, но не хватает знаний, так что я собираюсь пойти на курсы и выучиться на геймдизайнера.
Где нужны аниматоры
Я считаю, что аниматор — это профессия будущего. Визуальный контент окружает нас повсюду, и его будет требоваться всё больше и больше. В дальнейшем технологии позволят транслировать анимационные изображения прямо в мозг человека, и для их создания также понадобятся аниматоры.
Но и сегодня аниматор — очень востребованная профессия. Они нужны в кино- и телеиндустрии, в рекламе. Создание фильмов и мультфильмов в студиях поставлено на поток, поэтому аниматоры в кино и на телевидении не просто востребованы — их не хватает, причём как в России, так и за рубежом.
Аниматоры задействованы и в гейм-индустрии. Они создают специальные клипы анимации, которые компьютерная программа потом микширует (совмещает) и делает из этого движение. Например, для персонажа отдельно делается клип для ходьбы, отдельно — для падения, отдельно для поднятия руки, поворота головы. Потом все эти клипы совмещаются и получается анимация движений персонажа. Игрок нажимает соответствующую кнопку на компьютере, активируется программа, и персонаж выполняет нужные действия.
Как стать аниматором
Высшее образование в сфере анимации можно получить во ВГИКе, на факультете анимации и мультимедиа. Там готовят режиссёров и художников анимации, есть бюджетные и платные места.
Экзамены для поступления:
- русский язык (ЕГЭ);
- литература (ЕГЭ);
- творческое испытание (композиция);
- профессиональное испытание (живопись + рисунок);
- собеседование.
Однако в наше время не обязательно идти в официальное учебное заведение, чтобы выучиться на аниматора. Существует множество дистанционных школ анимации. Они, как правило, платные, но обучение на аниматора очень быстро окупается, если не просто выучиться, а остаться в профессии. Зарплата аниматора-стажёра в России — от 40 тысяч рублей, а опытный специалист может зарабатывать 100 тысяч и больше.
Преимущества онлайн-школы:
- подготовка специалистов «с нуля»;
- актуальные знания, востребованные в индустрии прямо сейчас;
- создание портфолио.
Когда аниматора принимают работать на студию, даже если это студия Disney, смотрят не на диплом, а исключительно на портфолио, то есть на работы, которые аниматор уже делал и может продемонстрировать.
Дистанционные школы как раз и позволяют собрать впечатляющее портфолио. Во время обучения выдаются задания, студент выполняет их вместе с преподавателем-ментором. Ментор помогает сделать работу качественно, указывает на ошибки. Онлайн-школы также проводят стажировки на студиях, где у студентов есть возможность попробовать себя в реальной работе. Им выдают «боевые сцены» прямо с производства, и те, кто хорошо справляется, имеют все шансы попасть в проект и в титры.
Аниматоры сейчас настолько востребованы, что студентов разбирают на работу сразу после окончания дистанционной школы анимации.
Какие навыки нужны аниматору
Для поступления в официальное учебное заведение понадобятся навыки рисования и раскадровки. Их можно получить в художественных школах, на специальных курсах, детских студиях анимации или занимаясь с преподавателем индивидуально.
Для обучения 3D-анимации в дистанционной школе навык рисования желателен, но не обязателен. Объёмной компьютерной анимации можно научиться полностью «с нуля». А вот если есть желание освоить рисованную 2D-анимацию, начальные навыки рисования понадобятся. Особенно приветствуется в анимации умение рисовать скетчи — быстрые наброски.
Аниматор — не художник. Как говорил мой ментор, известный российский аниматор Александр Дорогов, который работал на студии Disney, а сейчас обучает студентов в России, «хороший рисунок не спасет анимацию, её спасет хороший тайминг». Для аниматора более важна не тщательная прорисовка, а умение видеть изображение в динамике.
Уровни мастерства и карьера
Главные навыки аниматора — умение передавать движение тела и мимику персонажа.
Передавать движение проще. Научившись хорошо рисовать движение, аниматор уже может создавать работы, например, для компьютерных игр, где персонажи просто бегают и прыгают, совершают какие-то действия, но не общаются.
Чтобы работать над созданием мультфильмов и фильмов, нужно научиться делать мимику, липсинк — движение губ персонажа, показать актёрскую игру, сделать его интересным, смешным. Это следующий уровень мастерства.
По опыту нашей школы анимации, самый быстрый срок освоения профессии с нуля до начала работы в студии — 6 месяцев. Сейчас этот срок увеличивается: аниматоров становится больше, растёт конкуренция, студиям требуются специалисты более высокого уровня. Многие наши выпускники возвращаются к нам, чтобы освоить новые навыки.
После школы анимации студент становится аниматором-стажёром. Через несколько лет работы в разных студиях и разных проектах он нарабатывает опыт и превращается в хорошего специалиста среднего уровня. Если он становится востребованным, его приглашают на работу и стараются удержать — значит, он стал аниматором-профессионалом.
Внутри студий анимации — своя карьерная лестница, от техник-аниматора до главного аниматора, который отвечает за весь проект.
Многие аниматоры, получив образование в России, достигают здесь своего «потолка», не только зарплатного, но и творческого. Поэтому они уезжают работать за границу — в США, Канаду, Вьетнам и другие страны.
Какие личностные качества нужны и не нужны аниматору
Нужны
✅Трудолюбие, умение действовать, а не рассуждать.
Это качество нужно в любой профессии, но аниматор совершенствует своё мастерство и растёт профессионально, только если постоянно работает, рисует и создаёт. Успешные молодые специалисты, которые быстро становятся востребованными и попадают на крупные студии, отличаются не особыми талантами, а именно трудолюбием и активностью.
✅Коммуникабельность
Умение выстраивать коммуникацию важно, чтобы находить интересные проекты, быть в курсе новинок индустрии, для работы в команде и обмена опытом с коллегами.
✅Наблюдательность
Для аниматора важно замечать особенности движения, мимики людей, быть внимательным к деталям. Наблюдая за движением в окружающем мире, люди разработали основные принципы анимации. Аниматор постоянно исследует, как двигается персонаж, смотрит референсы (изображения, помогающие уточнить творческую задачу, уловить суть персонажа и точнее передать детали), изучает работы других аниматоров.
✅Ответственность
Профессиональный аниматор должен работать быстро, качественно, соблюдать сроки, ответственно относиться к своей задаче.
Не нужны
🚫Усидчивость
Создавать анимацию — очень увлекательное занятие, поэтому темперамент для аниматора не имеет особого значения. Главное — любить свою работу, тогда усидчивость не понадобится.
🚫Талант
В анимации, как и в любой другой творческой профессии, 99% труда, и только 1% таланта, и даже этот 1% не обязателен. Если он есть — повезло, если нет — можно без него обойтись.
Что нужно запомнить:
- Аниматор — очень востребованная профессия, аниматоры работают в кино, на телевидении, в рекламе, геймдизайне, и чем больше создаётся контента, тем сильнее ощущается нехватка специалистов.
- Выучиться на аниматора можно в колледже или вузе, а можно закончить дистанционную онлайн-школу анимации. Там студентам преподают необходимые навыки и помогают собрать портфолио, которое понадобится при устройстве на работу. Для аниматора хорошее портфолио намного важнее, чем диплом самого топового вуза.
- Выучиться на аниматора в онлайн-школе можно с нуля, для 3D-анимации не нужно даже уметь рисовать, а для 2D-анимации достаточно начальных навыков рисования. Главное для аниматора — уметь видеть и создавать изображение в динамике, оживлять персонажей, делать их интересными и запоминающимися.
- Выучиться на аниматора можно не выходя из дома, а работать — по всему миру.
- Чтобы стать успешным и востребованным аниматором, нужны трудолюбие, наблюдательность, коммуникабельность и умение работать в команде. А вот наличие таланта не так принципиально, главное — желание работать и набираться опыта.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Компьютерная графика (англ. Computer Graphics) или CG — искусство создания и обработки изображений, анимации и видео в компьютерных программах. Она бывает двумерной и трёхмерной. В статье мы рассмотрим одну из профессий этой сферы.
Возможно, вам интересно, где и как можно получить профессию художника анимации и компьютерной графики?
Рекомендую посмотреть подборку специализированных программ: полный обзор проверенных курсов по графическому дизайну
Кто такой художник компьютерной графики и чем занимается
Художник в области компьютерной графики и анимации — это специалист, способный с чистого листа создавать и «оживлять» изображения в программах вроде Photoshop. Вот перечень стандартных обязанностей:
- создание предварительных набросков, эскизов, разработка идей графического оформления;
- презентация эскизов, макетов, планов графического материала, обсуждение его с заказчиками, внесением корректировок;
- создание собственных художественных произведений в цифровом формате;
- сотрудничество с разными специалистами областей мультипликации, производство печатной продукции, оформление плакатов и книг;
- оценка, экспертиза и художественная критика кинофильмов, рекламных роликов, полиграфии, мультфильмов;
- разработка разных по сложности заставок к ТВ программам, воплощение творческого замысла художника-постановщика, режиссёра, и совместное определение стиля и композиции;
- художественный дизайн ТВ-передач с помощью инструментов компьютерной графики;
- участие при планировании логотипов, проработка графических изображений для рекламных кампаний;
- разработка элементов графического сюжета: проработка электронных фонов, статической видеографики, простых программ анимации, шрифтовых композиций и т.д. — самостоятельно или командно с художником-аниматором.
Все эти обязанности художник может выполнять на фрилансе, из дома.
Ежедневные советы от диджитал-наставника Checkroi прямо в твоем телеграме!Личные качества
Оформитель компьютерной графики обладает следующими личностными качествами:
- отлично развитым эстетическим вкусом, чувством композиции;
- коммуникабельностью;
- усидчивостью;
- трудолюбием;
- терпением в работе;
- любознательностью;
- неконфликтность;
- доводит каждый проект до победного конца без ущерба для качества;
- способен вставать на сторону заказчика, при этом отстаивая свои идеи;
К тому же специалист должен иметь хорошее зрение, чтобы видеть все мелкие детали при рисовании. Важный момент — отсутствие заболеваний, не позволяющих долго сохранять одно и то же положение во время работы над рисунком.
Профессиональные навыки
Наиболее часто используемые графические редакторы для работы
Чтобы быть востребованным специалистом, нужно:
- использовать современные инструменты, устройства и программы для разработки графических изображений и оформления для разных видов проектов;
- разбираться в особенностях работы компьютерных систем;
- знать законы и иные правовые акты, определяющие требования, предъявляемые к уровню телепрограмм (или другой сферы, в которой работает);
- иметь представление об искусстве композиции и теории цвета;
- понимать оптические изменения цветов и их сочетания на расстоянии;
- быть в курсе российского и зарубежного опыта в сфере компьютерной графики.
Плюсы и минусы профессии
В работе графических художников есть особенности, негативные и положительные моменты. Плюсы:
- творческая специальность, где можно реализовать свои идеи;
- востребованность на рынке труда;
- возможность работать в разных медиа сферах;
- работа из дома.
- нужно постоянно генерировать идеи, а бывает «творческий кризис»;
- возможные разногласия с заказчиком по поводу идей проекта;
- постоянные новинки в области технологий и программ, которые нужно осваивать.
Сколько зарабатывает художник компьютерной графики в Москве и по России
Динамика изменения уровня зарплаты художника компьютерной графики в Москве
По областям России:
Работодатели хотят видеть будущего кандидата:
- ответственным, внимательным, исполнительным;
- профессионально владеющим программами: Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Illustrator, Adobe InDesign;
- с наличием портфолио;
- того, кто умеет оперативно переключаться между проектами и работать в условиях многозадачности;
- использующим современные тренды в компьютерной графике;
- устно и письменно грамотного человека;
- доброжелательного, умеющего работать в команде;
- знающего 3D моделирование;
- понимающего художественные основы (композиции, стиля, света, цвета);
- того, кто имеет отличное чувство вкуса и «насмотренность» на высшем уровне и креативно мыслит.
Как стать художником компьютерной графики
Самостоятельно освоить профессию будет тяжело, особенно для тех кто не имеет хотя бы минимального опыта и художественных способностей. Нужно читать много учебников, изучать программы, научиться быстро в них работать. К тому же без портфолио проблематично найти первых заказчиков.
Чтобы получить профессию в вузе, нужно успешно сдать ЕГЭ и пройти творческий конкурс (живопись, набросок, композиция). Обучаться предстоит 6 очных лет. Упор делается на теорию, поэтому после выпуска остается все та же проблема с практикой и портфолио.
Стать художником компьютерной графики после 9 и 11 классов можно легко, быстро и без вступительных испытаний.
Для этого есть онлайн-курсы по обучению графическому дизайну, вот лучшие из них:
Читайте также: