Почему не продают playstation vr
Виртуальная реальность — отличная новая игровая платформа.
Выбор игр пока не такой богатый, как в случае с консолями или мобилками, но это компенсируется самой сутью VR: вы погружаетесь в виртуальный мир целиком, оказываетесь внутри него, а не смотрите через экран телевизора или телефона.
Шлемов виртуальной реальности на рынке не очень много, но запутаться среди них уже можно. В этом материале я расскажу про самые популярные варианты — и чем они выделяются на фоне остальных.
Важное примечание: в самые популярные VR-игры вроде Beat Saber, Superhot VR и Moss можно сыграть на всех шлемах из этой подборки. Но у каждой платформы есть свои эксклюзивы — про них я буду рассказывать в разделе «Во что можно поиграть».
Как победить выгорание
Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее самиPlayStation VR
Для кого: для тех, у кого есть PlayStation 4 или 5
Сколько стоит: от 26 000 Р
Во что можно поиграть: Astro Bot Resque Mission; Resident Evil 7: Biohazard; Blood & Truth; Dreams; TES V: Skyrim VR (последнее не эксклюзив, но не упомянуть нельзя)
Минусы: много возни с проводами, устаревающее железо, кроме шлема желательно докупить контроллеры PS Move
Альтернатива: дождаться новую модель PlayStation VR — ее анонсировали в феврале, хотя дату выхода еще не объявили
PSVR — самый очевидный выбор, если у вас уже есть PlayStation или вы планируете купить все вместе. Но при этом нужно учитывать несколько важных деталей:
- PSVR вышел в октябре 2016 года, так что технологически он уже не дотягивает до своих более современных конкурентов.
- Чтобы все заработало, нужно правильно подключить кучу проводов.
- Положение шлема — и вас в нем — в пространстве определяется с помощью внешней камеры, подключаемой к PlayStation. Это значит, что ее нужно будет где-то установить, а вам — не выходить из ее поля зрения.
- В базовый комплект PSVR не входят специальные контроллеры PS Move — а это еще около 17 000 Р . По идее, вы можете играть и стандартным контроллером от PlayStation, но только с PS Move можно полноценно погрузиться в виртуальную реальность, управляя каждой рукой по отдельности.
HTC Vive Cosmos
Для кого: для тех, у кого есть игровой компьютер и много денег
Сколько стоит: от 76 990 Р в официальном магазине
Во что можно поиграть: Half-Life: Alyx; Boneworks; TES V: Skyrim VR; Microsoft Flight Simulator 2020; Star Wars: Squadrons
Минусы: без компьютера бесполезен
Альтернативы: Valve Index, но он будет стоить в два раза дороже; HP Reverb G2 — в нем лучше картинка, но нужен более мощный компьютер
Если у вас есть игровой компьютер или вы планируете его купить, то выбор VR-шлемов шире, чем в ситуации с PlayStation. Сами устройства работают по схожему принципу: вы запускаете игру на компьютере, длинным проводом подключаете к нему шлем, берете в руки контроллеры и начинаете играть.
Некоторые VR-шлемы требуют установки внешних сенсоров, или базовых станций, которые отслеживают ваше положение в пространстве, чтобы в игре можно было поворачиваться, наклоняться или даже делать пару шагов туда-сюда. Но есть и версии с камерами, встроенными в сам шлем, — тогда устройство само «видит» комнату и понимает, куда вы двигаетесь.
HTC Vive Cosmos как раз из второй категории, но при желании можно взять и версию с внешними базовыми станциями для более точного позиционирования — такой комплект уже будет стоить под 100 тысяч рублей. HTC также продает аксессуары, которые улучшают погружение, хоть и необязательны для начинающего: беспроводной передатчик, который избавит от подключения по проводу, и трекеры, которые можно нацепить, например, себе на ноги, чтобы видеть их в виртуальном мире.
Альтернативные варианты — Valve Index и сравнительно новый HP Reverb G2 — близки к Vive Cosmos по характеристикам, но со своими особенностями. У Index контроллеры точнее считывают движения пальцев, а у HP Rever G2 более высокое разрешение, что делает картинку приятнее, но немного повышает требования к мощности компьютера.
Oculus Rift S
Для кого: для тех, кто хочет бюджетный шлем к игровому компьютеру
Сколько стоит: в США — от 300 $, в России — в районе 30 000 Р на «Авито» и от 33 500 Р в магазинах на «Яндекс-маркете»
Во что можно поиграть: Half-Life: Alyx; Boneworks; TES V: Skyrim VR; Microsoft Flight Simulator 2020; Star Wars: Squadrons
Минусы: шлем больше не производят, так что магазины продают остатки. Ну и снова — бесполезен без компьютера
Альтернативы: подождать скидки на более дорогие шлемы или взять вариант из следующего пункта
Oculus Rift S — еще один шлем, который подключается к компьютеру по проводу и использует встроенные камеры для отслеживания положения головы и рук. Он не выделяется фантастическими характеристиками на фоне других вариантов, зато стоит дешевле.
«Фейсбук», владеющий компанией «Окулус», решил прекратить производство Rift S в пользу Oculus Quest 2, так что скоро достать этот шлем будет почти невозможно.
Oculus Quest 2
Для кого: для максимально широкого круга пользователей, без компьютеров и консолей
Сколько стоит: от 299 $ в США. В России официально не найти, неофициально — от 30 000 Р на «Авито» и от 33 000 Р в магазинах на «Яндекс-маркете»
Во что можно поиграть: Hand Physics Lab. Эксклюзивов немного, но большинство популярных VR-игр будут доступны
Минусы: требует аккаунта в «Фейсбуке», игры нужно покупать в валюте
Альтернативы: Oculus Quest первого поколения
Oculus Quest 2 — один из самых популярных шлемов прямо сейчас. На игровой платформе «Стим» он занимает первое место по числу пользователей, а судя по косвенным данным, темпы его продаж втрое выше темпов продаж PlayStation VR. К тому же это представитель пока редкого класса «шлем, которому не нужны никакие провода». В Quest 2 встроен маленький компьютер и батарейка, которой хватает на пару часов игры.
С одной стороны, это дает гигантскую свободу действий: можно ходить туда-сюда по комнате — шлем поможет не врезаться в стену, можно вертеть головой, приседать, даже ложиться на пол. С другой — встроенный компьютер не потянет Skyrim, Half-Life : Alyx и другие очень требовательные игры. Однако коллекция и без того богатая, хотя собственных эксклюзивов мало. Можно выделить Hand Physics Lab, которая использует функцию распознавания рук Quest: виртуальными предметами вы управляете собственными пальцами, а не контроллерами.
Самая дешевая версия Quest 2 оснащена 64 Гб встроенной памяти, и этого более чем достаточно. В среднем одна игра занимает 1—2 Гб памяти, и в первый год использования вы едва ли накупите столько игр, что они перестанут помещаться в память шлема. Но даже если это произойдет, надоевшие игры и приложения можно будет спокойно удалить с устройства. Они останутся в истории покупок, и при случае вы сможете скачать их заново.
Еще одно преимущество Quest 2 в том, что при желании его все-таки можно подключить к компьютеру, и тогда он будет работать так же , как шлемы из предыдущих двух пунктов. Минусы, впрочем, тоже есть: чтобы начать пользоваться Quest 2, нужно привязать шлем к своему аккаунту в «Фейсбуке». Региональных цен, как в «Стиме», здесь нет — придется платить по 10—20 долларов или евро за игру.
Какой шлем выбрать
Название модели | Цена | Что нужно для работы | Особенности |
---|---|---|---|
PlayStation VR | от 26 000 Р | PlayStation 4 или PlayStation 5 | Много проводов, но это единственный способ сыграть в VR на PlayStation |
HTC Vive Cosmos | от 76 990 Р | Мощный игровой компьютер | Без компьютера бесполезен, с компьютером великолепен |
Valve Index | от 137 000 Р | Мощный игровой компьютер | Даст максимальное погружение в Half-Life: Alyx |
Oculus Rift S | от 33 500 Р | Мощный игровой компьютер | Бюджетный вариант для VR-игр на компьютере |
Oculus Quest 2 | от 33 000 Р | Ничего | Шлем работает сам по себе, но при желании можно подключить к компьютеру |
Мухоморы и пластмассовое ведро на голову.
Oculus Quest 2 на текущий момент это ответ на вопрос – «Какой первый VR шлем купить, если я в этом ничего не понимаю»
Это объективно лучший шлем по соотношению цена-качество.
- Относительно низкая цена
- Возможность принести с собой куда угодно и играть без компьютера
- Игра на компьютере! По беспроводу! В steam игры с региональным ценами!
В общем, берите квест, не пожалеете )
Pavel, а что насчет качества при кодировании видео через link. Смотрел сравнение с тем же rift s и у Quest 2 мыльцо, как ни крути.
Дмитрий, я играл через провод и через VD. Ощутимой разницы не заметил, но на VD лагало, если дома качали что-нибудь через роутер
Мыло может быть на wi-fi 5, там скорости не хватает на нормальную картинку
Pavel, я говорю о кодировании через link и передачи видеосигнала напрямую через hdmi.
У VR очень большое будущее. Надеюсь, к моей пенсии уже нормально можно будет виртуально кайфовать в разных частях планеты, бороздить космос и т.д.
Квест 2 по воздуху можно к ПК подключить и получить региональные цены стима (не знаю как AirLink работает, Virtual Desktop ($20) поддерживает SteamVR).
Если заказывать через посредника с Amazon то выйдет в районе $360 - почти как PSVR в статье.
До квеста PSVR пылился пару лет пока не попробовал Beat Saber, квест брал в первую очередь для кастомных песен к Beat Saber.
Опять же не знаю как там сейчас дела с моддингом - нужен BMBF который пока не обновляется под новую версию сабера и насчет отката на старые версия я не узнавал.
Из того что пробовал еще понравились:
- SUPERHOT VR
- PistolWhip
- Cubism
Vitaly, поддержу.
AirLink пока работает так себе. Попробовал - картинка хуже, чем у VirtualDesktop, в Beat Saber уже на hard начинаются проблемы с движением контроллеров. Дальше не пробовал.
Для, собственно, Quest 2 я, кроме VirtualDesktop, ничего так и не купил - цены вообще не региональные, у меня от них приступы амфибиогенной асфиксии.
Для себя отметил из плюсов Quest 2:
1. Можно вместо телевизора использовать. Собственно, я так и делаю, ложусь просто в кровать и смотрю кинопоиск через Firefox Reality. Получается даже удобнее, чем телевизор, ибо подбирать положение головы на подушке так, чтобы было видно экран не надо - просто размещаешь, как тебе удобно. Ну и экран можно нарисовать себе больше, чем физически может в комнату влезть. К качеству картинки привык быстро, перестал замечать сетку.
2. Играть без проводов - это вообще законно? Видел у других пользователей сложные какие-то системы подвесов, чтобы провода шли по потолку и не мешали. Да и с этими системами, фактически, ты привязан к одному месту рядом с ПК. С Quest 2 и WiFi я могу в любой точке квартиры в тот же Boneworks играть, лишь бы ничего не мешало руками размахивать.
Ismail, что за сетка? У меня второй окулус и я там сеток ен видел. А беспроводная игра с ним это только бета-версия т.е. на свой страх и риск.
Ismail, я на OQ2 с Expert начинал после опыта PSVR - особых проблем не замечал.
У меня PS VR. Скажу честно, получать удовольствие от игры мешает дикое мыло. В Скайрим весело играть с мувами, когда в одной руке меч, а в другой щит. На некоторое время это отвлекает от дикого мыла вокруг, но когда начинаешь обращать внимание — ловишь дикий кринж.
Примерно то же самое с No Mans Sky. Потенциал огромный, но мыло оооочень щипет глазки.
Большинство игр — убогие квесты-бродилки. Были большие надежды на Doctor Who в виаре, но там 0 челленджа.
Более-менее получил удовольствие от эксклюзива Кровь и Истина. Вот там механика стрельбы сделана просто отлично. Но опять же, мыло. Есть еще веселый тир-шутан по Until Down, там стрелять весело, а мыло не так заметно. Игра страшная, в виаре сердчеко порой билось сильно, но в основном от скримеров.
Единственная игра, в которую играю с удовольствием, это Beat Saber. Но от встроенных песен уже тошнит, а моды на плойке не поддерживаются…
В общем, думаю на выходных сыграю в последний раз и выставлю шлем на Авито. Буду ждать PS VR 2 (ну и PS 5 Pro, думаю, выйдет к тому времени).
Алексей, а что такое мыло?
Сергей, или вот, слева мыло, справа более-менее норм
Сергей, это когда текстуры в играх низкого качества
Алексей, это я каждую пятницу
У меня года три назад были VR-очки от Samsung, которые они делали совместно с Oculus. Внутрь очков вставлялся смартфон (в моем случае Note 8), джойстик в руку и можно было играть, смотреть кино и всякие научно-популярные программы (типа виртуальной экскурсии по музеям мира). Все было круто, кроме конских цен на игры и софт от Oculus. В среднем одна приличная игра стоила в районе 700 рублей. Да, были ломаные игры, но они или не запускались вообще, или были с дикими багами.
Но игры были просто шикарными. От ужастиков натурально мороз по коже, а моя любимая космическая стрелялка (название запамятовала) была просто великолепна - такая графика, такой эффект погружения! Очень нравились фильмы в 3D. Особенно хороши были "Аватар" и "Валериан и город тысячи планет".
Альтернатив по функционалу и цене Oculus Quest 2 сейчас нет.
При выпуске в шлеме был только решим 72 Гц, потом добавили 90 Гц, а в начале мая 120 Гц (в тестовом режиме, функцию включили не всем). Также в будущем возможно появится магазин с привычными приложениями для Android. Но в принципе их можно поставить через APK и они вполне будут работать (разрешение виртуального экрана 1280 на 720).
Купил силиконовую накладку для маски. Пот не впитывает, но зато меньше раздражает кожу и легче мыть.
Также по аксессуарам можно купить другое крепление на голову, Holo Strap как у PS VR (стандартные резинки не сильно удобные, но на первое время или для игры до 1 часа сойдут). Чехол для переноски. Силиконовую защиту от ударов для шлема и контроллеров. Специальные адаптеры чтобы превратить контроллеры в ракетку для настольного тенниса, меч, пистолет, автомат. Специальную накладку закрывающую уши, чтобы улучшить звук от встроенных динамиков путем его концентрации (будут лучше бассы). Инфракрасные лампочки для игры в полной темноте.
Можно играть на улице (НО, обязательно нужно исключить попадание прямых солнечных лучей на линзы).
Если отойти в тень, то контроллеры нормально отслеживаются. Можно использовать огромное пространство.
Программа для установки модов и кастомных песен (BMBF) работает только со старой версией Best Saber (1.13.2), но есть варианты понизить версию (сохранив прогресс через бекап данных).
Скачал более 500 песен. Правда нужно быть аккуратным и не торопиться, нажимая на все подряд, т.к. плейлисты и их обложки можно потерять при неудачной синхронизации (тогда все песни после пересканирования попадут вперемешку в один плейлист Custom Songs). Поэтому рекомендую делать бекап через Playlist Editor Pro.
Видео можно смотреть через браузер, поддерживает включение 180 и 360 через любые плееры на сайтах при полноэкранном режиме. Есть поддержка технологии WebXR. Можно открыть 3 широких окна на все 360° (по 120° на каждую).
Также можно стримить видеофайлы с компьютера через Skybox VR Player. Особенно актуально на 64 Гб версии.
Sony PlayStation VR (PSVR) считается самой продаваемой гарнитурой VR на рынке. Этот комплект отлично продаётся с 2016 года, но стоит ли покупать PSVR в 2020 году?
Чуть менее двух лет назад мы заявляли, что Вы должны «обязательно» купить PSVR в праздничных акциях. Цена в сочетании с растущей библиотекой игр сделали его легкой рекомендацией. Но эта индустрия движется быстро, и есть много новых факторов, которые усложняют вопрос о том, останется ли PSVR достойной покупкой.
Поэтому, если Вы рассматриваете возможность перехода на виртуальную реальность, тем более что большая часть мира остается в изоляции от COVID-19, мы взвесим все за и против того, стоит ли покупать PSVR в 2020 году.
PSVR имеет лучшую библиотеку контента VR
Несмотря на то, что он может не обладать мощью ПК, PSVR по-прежнему работает с некоторыми из самых амбициозных, отточенных и визуально потрясающих игр VR, а также с широким выбором фантастических инди-игр. Первоклассные студии Sony создали одни из лучших игр для VR-гарнитуры, такие как Astro Bot Rescue Mission и Blood & Truth, обзоры которых, Вы кстати можете найти на нашем сайте . Между тем его давние связи с крупными сторонними издателями привели в VR большие проекты, такие как Resident Evil 7 , No Man's Sky и Skyrim . Эти игры вы вряд ли найдете на автономной гарнитуре Oculus Quest в ближайшие годы (хотя большинство из них также есть на ПК).
Инди-игры, такие как Ghost Giant , Paper Beast и A Fisherman's Tale , открыли новые горизонты в плане игрового процесса, погружения и раскрытия сюжетной линии. Некоторые из самых классический и великолепных игр, такие как Beat Saber , готовы и ждут своего героя. Если вам нужно больше игрового контента, посмотрите наш список лучших игр PSVR на портале.
PSVR - все еще один из самых дешевых способов войти в VR
Очевидно, что для игры в PSVR вам понадобится PS4. Если у вас еще нет консоли, вход в PSVR будет значительно дороже, примерно от 450 до 550 долларов за базовую консоль и гарнитуру.
Но более 100 миллионов человек имеют свой собственный PS4 и для них гораздо проще приобрести PS VR в отдельности.
В качестве дополнительной заметки, найти гарнитуру PSVR прямо сейчас довольно легко на рынке. Она имеется почти во всех магазинах техники, например в Мвидео, Эльдорадо, ДНС-шопе. В то время как гарнитуры Oculus и Valve купить почти не реально, более того Oculus не поставляется официально в Россию, что делает покупку настоящим квестом.
PSVR работает на PS5
Новая консоль Sony, запуск которой ожидается в конце этого года, сейчас остается загадкой, без сомнения, отчасти из-за проблем, связанных с COVID-19. Мы видели его контроллер, мы видели его характеристики, но мы не знаем, как он выглядит, сколько он стоит и когда именно он появится (хотя Sony по-прежнему настаивает, что он не будет отложен).
Но есть одна вещь, которую мы знаем; PS5 поддерживает оригинальную гарнитуру PSVR. Ведущий системный архитектор Марк Черни подтвердил это в прошлом году. Мы знаем, что PS5 будет совместима с «подавляющим большинством» игр для PS4, поэтому мы надеемся, что большая часть нашей библиотеки VR перенесется с нами на новую консоль. Это означало бы, что если вы купите PSVR в 2020 году, это, по крайней мере, не будет бесполезным приобретением на фоне выхода консоли PS 5.
PSVR - это устаревшая виртуальная гарнитура
В 2020 году PSVR по-прежнему способен создавать впечатляющие впечатления от виртуальной реальности, но разрыв между гарнитурой и ее конкурентами увеличивается. Экран 1080p по-прежнему справляется с этой задачей, но выглядит значительно размытым, если его сравнивать с тем же Oculus Quest, Rift S и Valve Index.
Да и куча датчиков отслеживания, которые не встроены в гарнитуру и требуют дополнительного размещения делает PSVR с каждым днем все более и более устаревшим.
Oculus Quest может стать лучшей покупкой
Хотя гарнитура Oculus Quest от Facebook не может похвастаться мощью PS4, она легко превосходит PSVR с точки зрения доступности и погружения. Правда, вы не будете играть в No Man's Sky на Quest в ближайшее время (по крайней мере, без привязки гарнитуры к высококлассному ПК), но в какие игры вы можете играть в Quest, в которые вы можете играть без проводов и полных 360 градусов. отслеживание. Для таких игр, как Red Matter и Superhot VR, он предлагает гораздо более убедительный конечный результат.
Кроме того, если вы когда-нибудь захотите обновить игру, вы можете вместо этого купить компьютер и играть в эксклюзивные игры Oculus Rift, такие как Lone Echo и Asgard's Wrath.
PS4 в конце своей жизни, и PSVR, вероятно, будет заменен
Это основопологающий пункт в разборе вопроса "Стоит ли покупать PSVR в 2020 году?". PS5 выйдет позже в этом году и, да, он поддерживает гарнитуру. Но мы не знаем, будут ли новые игры для PS5 поддерживать PSVR, и, что более важно, мы не знаем, когда PSVR будет заменен на PSVR 2. Тем временем релизы для PS4 начинают иссякать. Ходячие мертвецы: Saints & Sinner , Iron Man VR и Pistol Whip еще впереди, но мы не уверены, что еще на горизонте.
Мы знаем, что Sony работает над прототипами для последующей гарнитуры PSVR 2 может привести к значительным улучшениям, от технологии отслеживания до разрешения экрана. Если бы он прибыл в 2021 году (что является амбициозным), это означало бы пятилетний разрыв между шлемами виртуальной реальности.
Так стоит ли покупать PS VR в 2020 году? Ответ многогранен, в зависимости от ваших обстоятельств. Если у вас уже есть PS4 и вы хотите заняться виртуальной реальностью в первую очередь для игр во время COVID-19, особенно если вы заинтересованы в высокопроизводительных играх VR - гарнитура по-прежнему остается легкой рекомендацией. PSVR имеет лучшую коллекцию VR-игр, многие из которых являются эксклюзивными для гарнитуры.
Но если у вас еще нет PS4 и вам любопытно узнать о других возможностях входа в виртуальную реальность, все становится немного сложнее. Возможно, вам лучше пойти с более доступным Oculus Quest или Oculus Rift S (при наличии хорошего ПК). Или, вы можете подождать, чтобы узнать больше о планах Sony в отношении VR с PS5.
Согласны ли вы с нашей оценкой того, стоит ли покупать PSVR в 2020 году? Планируете ли вы в ближайшее время подобрать гарнитуру для себя? Дайте нам знать в комментариях ниже!
Генеральный директор Sony PlayStation Джим Райан считает, что технология VR (виртуальная реальность) не получит широкого распространения в индустрии игр в ближайшие несколько лет. Об этом Райан сообщил в интервью изданию The Washington Post.
По мнению Райана, VR-развлечения только начали свой путь, и он будет долгим.
Однако Райан подчеркнул, что Sony не собирается отказываться от этой технологии в играх и верит в ее будущее развитие.
«PlayStation верит в VR. Sony верит в VR, и мы считаем, что когда-нибудь в будущем VR станет важным компонентом интерактивных развлечений. Будет ли это в этом году? Нет. Будет ли это в следующем году? Нет. Но произойдет ли это когда-нибудь? Мы верим, что да. И мы очень довольны всем опытом, полученным от PlayStation VR, и с нетерпением ждем возможности увидеть, куда это приведет нас в будущем», — делится своими мыслями Райан.
Стоит отметить, что Sony не готовит выпуск новой версии гарнитуры виртуальной реальности к релизу консоли нового поколения PlayStation 5 в ноябре 2020 года, однако пользователи получат возможность использовать старую PlayStation VR для PS4 c помощью специального адаптера. Слова Райана о том, что VR останется нишевым продуктом как минимум в ближайшие пару лет, предполагают, что обновление гарнитуры Sony PlayStation VR произойдет еще не скоро.
Отсутствие значимого рывка VR в гейминге в ближайшие два года, о котором говорит Райан, не исключает того факта, что компании-конкуренты Sony продолжают выпускать очки виртуальной реальности. Так, Facebook в прошлом месяце представил гарнитуру Oculus Quest 2. Между тем, журналист и блогер Антон Логвинов считает, что VR-индустрия сейчас переживает «раскол». По его словам, VR-игры и обычные игры — это абсолютно разные истории. Эксперт отметил, что Facebook недавно начал производить отдельную гарнитуру, которая абсолютно независима от компьютера и позволяет играть пользователю в основном в мобильные игры.
Эксперт выразил солидарность с главой PlayStation в том, что VR не будет являться значимой частью игровой индустрии, но признал, что эта технология все равно обладает высоким финансовым потенциалом.
Директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослав Мешалкин считает, что эволюция VR произойдет в ближайшем десятилетии.
«Мы действительно пока не увидели какого-то революционного скачка в развитии VR-технологий применительно к геймингу. VR развивается, но это очень постепенная эволюция — мы не окажемся в «Первому игроку приготовиться» в ближайшие годы. Есть отдельные успехи вроде Half-Life: Alyx, но это, скорее, демонстрация отдаленного потенциала, нежели следующий этап в игровой индустрии. В то же время я уверен, что за технологиями XR (VR, AR и прочие R) — будущее. Надеюсь, в периметре ближайшего десятилетия мы это увидим», — заключил Мешалкин.
13 октября компания Sony начала продажи PlayStation VR — самого доступного на сегодняшний день полноценного шлема виртуальной реальности. Шеф-редактору TJ довелось не просто протестировать устройство, а пожить с ним три недели, включив VR-игры в свою повседневную жизнь. По итогам длинного эксперимента он отвечает на вопросы читателей об устройстве.
Фотографии: Анастасия Степанова
Сейчас на PS VR есть во что поиграть?
На PS VR уже вышло несколько десятков игр от внутренних студий Sony и ряда сторонних разработчиков, но все они, к сожалению, не вызовут особого восторга у геймеров со стажем.
По большей части это либо наборы демок, в которых надо смотреть по сторонам и выполнять самые элементарные задачи (VR Worlds, Batman Arkham VR), либо игры, которые прекрасно себя чувствуют и без виртуальной реальности (Driveclub VR, Super Stardust VR, Hustle Kings VR, Rez Infinite).
Всерьёз увлечь на PS VR могут только проекты, которые были специально созданы для шлема с учётом всех его особенностей. Например, действительно интересны тир на рельсах Until Dawn: Rush of Blood, кривоватый хоррор Here They Lie и несколько симуляторов — танковых (Battlezone), космических (EVE: Valkyrie) или фантастически-спортивных (RIGS).
Последний класс игр, если не брать в расчёт Here They Lie, обходится дороже всего. Почти все они стоят по 3700-3800 рублей, но хоть и являются уже более-менее полноценными релизами, всё равно увлекают ненадолго. За эти деньги можно купить какую-нибудь ролевую игру с глубоким сюжетом, которая будет месяцами радовать каждый вечер, и в этом отношении VR-игры своим «плоским» собратьям проигрывают в пух и прах.
На то, чтобы наиграться во всю стартовую линейку PS VR, у меня ушла примерно неделя, после этого я спокойно вернулся к Watch Dogs 2 и другим играм, для которых не нужен шлем.
Что там с VR-порно?
В данном случае люди часто путаются в терминах. Настоящее VR-порно — контент эротического содержания с эффектом 3D, в котором можно крутить головой в разные стороны — пока возможно только в играх, которых нет на закрытой платформе PS VR, находящейся под полным контролем Sony.
Если говорить о видео, то в шлеме виртуальной реальности теоретически можно посмотреть только 3D-порно (без возможности крутить головой) или 360-градусное видео (головой крутить можно, но эффекта 3D нет — зритель видит обычную 2D-картинку, «натянутую» на объёмную сферу).
На PS VR мне удалось посмотреть только видео второго типа (для этого надо обновить стандартный плеер и закачать подходящий ролик на флешку), но из-за отсутствия 3D впечатляет оно не сильно. Кроме того, закачка роликов на PlayStation 4 по-прежнему сравнима с русской рулеткой — многие файлы плеер просто отказывается читать, и не всегда можно предсказать, какие.
Для просмотра порно PS VR покупать точно не стоит.
Насколько мешают провода и прочая периферия?
Провода — одна из главных причин, по которой я вздохнул с облегчением, когда вернул PS VR. Я ещё никогда не встречал потребительского устройства, которое бы подключалось настолько сложно.
У меня техника под телевизором расставлена таким образом, что проводов не видно вообще, но с PS VR их почти невозможно спрятать. Хотя бы потому, что для работы устройства нужен один USB-порт, а они у PS4 только спереди (к счастью, в PS4 Pro для этого добавили третий — сзади).
Покупая PS VR, будьте готовы к тому, что рядом с вашей PlayStation 4 будет лежать ещё и модуль обработки, к которому подключено целых шесть проводов. У него также есть свой собственный модуль питания, но его можно спрятать.
Сложность подключения PS VR говорит о том, что Sony была не совсем готова к выпуску шлема, когда разрабатывала PlayStation 4 и PlayStation 4 Pro, так что тот факт, что устройство даёт действительно качественный опыт использования виртуальной реальности, можно считать инженерным чудом.
Я надеюсь, что Sony со временем добавит всю эту периферию в саму консоль, к которой будет подключаться только шлем — и ничего больше. Мне кажется, именно этого момента большинству пользователей и стоит дождаться.
Несмотря на то, что Sony удалось сделать PS VR достаточно удобным, не отпускает чувство, что беспроводные технологии нужны здесь как никогда, и конкуренты вроде Oculus VR это понимают.
Провод, который идёт к самому шлему, достаточно длинный и обычно совсем не мешает (большинство игр всё равно проходятся в сидячем положении). К нему, правда, придётся подключить ещё один провод — от наушников.
Наушники при этом можно использовать любые. Подойдут как хорошие «капли», так и что-нибудь покрупнее.
Какая нужна комната для PS VR?
Шлему от Sony не нужны хоромы, но расстояние от камеры, которая фиксирует движения игрока в пространстве, должно составлять хотя бы 2-3 метра. Почти любая комната в обычной российской квартире вполне сгодится.
Укачивает ли? Устают ли глаза? Хватает ли углов обзора и разрешения для полного погружения? Что делать людям с нарушением зрения? Есть ли щели между лицом и очками?
У меня с детства нет проблем с вестибулярным аппаратом. Я отлично себя чувствую в самолётах, автобусах и поездах, но в PS VR меня за три недели сильно укачивало как минимум четыре раза, и во всех случаях это было связано с конкретным типом управления, выбранным разработчиками, но об этом я расскажу в другом пункте.
Когда укачивает от шлема виртуальной реальности, это очень и очень неприятное ощущение. Вам может стать плохо всего за несколько минут, но потом придётся приходить в себя около часа. К сожалению, это один из рисков виртуальной реальности: вы вполне можете потратить деньги на игру, которую ваш организм просто не выдержит.
Глаза в PS VR устают достаточно быстро. Дело в том, что в шлеме виртуальной реальности вы смотрите на две половинки разделённого перегородкой дисплея через линзы.
Линзы — вещь очень капризная. Они имеют свойство запотевать и засаливаться, поэтому их приходится постоянно протирать. И это не так же просто, как, например, очистить дисплей смартфона. На них нет олеофобного покрытия, поэтому с жиром они расстаются неохотно.
Есть и другая проблема: для того, чтобы картинка была чёткой, линзы должны находиться перед глазами на определённом расстоянии и уровне. В PS VR это достигается за счёт трёх элементов управления.
Сначала надо раздвинуть белый ободок, нажав на большую кнопку, и накинуть его на голову, а затем, когда положение покажется удобным, жёстко зафиксировать его с помощью колёсика.
Затем надо нажать на чёрную кнопку на самой маске и придвинуть её максимально близко к лицу. Отсутствия просветов добиться вполне реально, но всё-таки лучше играть в полной темноте.
Всех этих мер всё равно не хватает, чтобы зафиксировать шлем по-настоящему жёстко, так что во время игры он может незначительно смещаться, вызывая расфокусировку картинки. Из-за этого даже без укачивания мне удавалось продержаться в PlayStation VR не дольше 30-40 минут. После этого глаза уставали настолько, что ни читать, ни играть, ни смотреть сериалы уже не хотелось.
Если говорить об углах обзора, то PS VR больше всего напоминает маску для плавания. Этого вполне достаточно для того, чтобы полностью погрузиться в происходящее даже при условии, что у шлема Sony самое низкое среди конкурентов разрешение дисплея. Зернистость сначала немного напрягает, но привыкаешь к ней почти моментально.
PS VR предусматривает возможность играть в очках, но это не лучшая перспектива — слишком громоздко, слишком мешает погружению. В то же время моя девушка без каких-либо проблем играла в линзах: именно к ним стоит прибегнуть в первую очередь.
Удобно ли шлем сидит на голове? Ощущение дискомфорта не возникает?
PS VR — один из самых удобных шлемов на рынке, но снимать его всё равно большое облегчение. Я не могу назвать игры в виртуальной реальности отдыхом, потому что постоянно приходится сидеть в вертикальном положении, а шлем со временем начинает давить своим весом.
Что с 2D-контентом? Хочется ли в шлеме смотреть фильмы и играть в обычные игры?
У PS VR есть замечательная функция. Если шлему нужно отобразить 2D-контент, то он создаёт как бы висящий в пространстве виртуальный дисплей с огромной диагональю — по ощущениям эффект сопоставим с просмотром кино в IMAX.
К сожалению, вы, скорее всего, не будете им пользоваться из-за зернистости. Несмотря на огромные размеры виртуального экрана, едва ли кто-то станет ради этого отказываться от своего телевизора. Даже если у вас самый ужасный дисплей, PS VR — не выход.
В то же время этот режим позволяет быть шлему полностью автономной штукой. Можно пользоваться консолью и играть в VR-игры, вообще не имея телевизора.
Поменялось ли что-то при переходе на PlayStation 4 Pro?
Стартовые игры для PS VR были созданы под PlayStation 4, поэтому на PS4 Pro они выглядят слегка чётче за счёт улучшенных текстур и отличаются в основном косметическими эффектами (дым, отражения), без которых вполне можно прожить.
Главное отличие — заметно возросшая скорость загрузки. В данном случае это очень важно: ведь в шлеме виртуальной реальности не позалипаешь в телефоне. Приходится минуту или дольше смотреть на чёрный экран, будучи почти полностью оторванным от реальности.
Также нужно понимать, что PS4 Pro отчасти была выпущена именно потому, что мощности обычной PS4 для виртуальной реальности мало. Когда начнут выходить игры второй волны, новая приставка, скорее всего, уйдёт в отрыв по качеству графики.
А как ситуация с графикой обстоит в целом?
Скажу прямо: игры для PS VR не отличаются красотой. Из-за того, что для работы шлема необходимо обрабатывать изображение дважды (для каждого глаза) при более чем 60 кадрах в секунду, даже самые красивые проекты смотрятся как игры эпохи PlayStation 3, если не хуже.
Оптимизация в данном случае на первом месте, так как если опуститься ниже определённого порога, игроку моментально станет плохо, поэтому Sony пообещала жестоко обходиться с разработчиками, у которых частота кадров даже изредка падает ниже 60 в секунду.
Однако слабая графика совсем не портит впечатление. В виртуальной реальности важнее всего эффект 3D и возможность крутить головой. Поэтому когда к вам подплывает довольно схематично нарисованная акула, она всё равно кажется настоящей, потому что мозг воспринимает её как некое огромное тело в близлежащем пространстве.
Безусловно, ПК с Oculus Rift и HTC Vive далеко ушли по качеству картинки, но уровня графики PS VR вполне хватает для заданных целей. Учитывая, что шлем стоит почти в два раза дешевле, чем решения конкурентов, Sony в данном случае обвинить не в чем.
Подходит ли PS VR для большой компании?
Да. На момент запуска PS VR — это прежде всего штука, которую хочется показать гостям. Она особенно нравится тем, кто играет достаточно редко или не играет совсем. Когда я отдал тестовое устройство, больше расстроилась моя девушка, чем я.
В PS VR можно играть со звуком из колонок, выводя 2D-картинку на телевизор, что позволяет окружающим людям следить за процессом и давать советы. Правда, даже на PS4 Pro изображение выводится на экран в разрешении 960 на 720. Это больше информативно, чем красиво.
В то же время, если использовать PS VR с наушниками, то в виртуальной реальности становится бесконечно одиноко. Один раз во время игры у меня автоматически выключился телевизор (режим энергосбережения), и сняв шлем я обнаружил, что всё это время сидел один в полной темноте — как в картинках о мрачном будущем, которые гуляют по сети.
Затянула ли какая-нибудь игра или демка настолько, что к ней хотелось возвращаться раз за разом?
Моим фаворитом стала Until Dawn: Rush of Blood. Разработчики выбрали формат, идеально подходящий для PS VR. У них получилось уникальное комбо — американские горки со стрельбой и элементами хоррора.
Управление очень точное и отзывчивое (что с Move, что с обычным геймпадом), поэтому после первого знакомства её уровни можно проходить раз за разом, улучшая результат (стрелять надо не только по монстрам, но и по различным объектам окружения).
В Rush of Blood нет интересного сюжета, зато есть отличная постановка. Уровень с гигантскими пауками — одно из самых моих ярких игровых впечатлений в этом году.
Также с PS VR сразу стоит взять VR Worlds. Это очень качественный набор коротких мини-игр для демонстрации возможностей шлема. Это как раз отличный вариант «для гостей».
Ещё понравился танковый симулятор Battlezone: выглядит он простенько, но играется очень бодро, а возможности шлема использует на полную. Для выживания необходимо постоянно крутить головой в разные стороны.
С другими играми ситуация сложная. Например, в Driveclub VR я так и не нашёл особых преимуществ. Игра-то качественная, но гораздо лучше выглядит и играется без VR.
Чем заняться в PS VR помимо игр?
Если коротко — ничем.
На PS4 есть хаб со сферическими видео для шлема, но смотреть там нечего. В PlayStation Store можно найти несколько виртуальных анимационных фильмов — по сути это те же игры, в которых геймеру оставляют роль наблюдателя.
Сильнее всего из них впечатляет Alumette — этот VR-картина, выполненная в духе кукольной анимации, в которой зритель может заглядывать за различные преграды и смотреть на героев под разными углами.
Я сомневаюсь, что Sony будет развивать это направление. Едва ли за подобные VR-фильмы кто-то будет платить деньги. В отличие от художественного кино, у них есть свои ограничения: например, о быстром монтаже можно забыть.
Есть ли в играх для PS VR проблемы с передвижением персонажа?
Мне кажется, что передвижение — на текущий момент самая большая проблема PS VR и других её «домашних» конкурентов. Используя шлем Sony, вы сидите на диване, и ходить в виртуальных мирах приходится чем угодно — только не ногами.
В некоторых играх поворот туловища привязывают к повороту головы (Here They Lie, RIGS), и от этого в них может сильно тошнить. В Here The Lie, где можно свободно ходить, я чувствовал себя инвалидом, у которого проблемы с ориентацией тела в пространстве. В обычные игры с видом от первого лица с геймпадом играть намного приятнее.
Некоторые разработчики успешно решают эту проблему, ставя игрока на рельсы. Поэтому Until Dawn: Rush of Blood не вызывает никаких нареканий. Авторы Wayward Sky тоже нашли интересный подход: во время передвижения игрок смотрит на своего персонажа со стороны, а затем как бы телепортируется в его тело, когда это необходимо.
Эти варианты неплохи, но они всё равно являются «костылями», которые помешают создавать для VR действительно глубокие сюжетные игры. Пока эту проблему не решат, виртуальная реальность так и останется местом для простеньких аркад и тиров эпохи игровых автоматов.
Есть ли смысл покупать PlayStation VR сейчас?
На текущий момент в мире PlayStation VR затишье. Sony вместе со своими партнёрами выпустила к старту несколько десятков игр, и теперь новых релизов, на которые стоит обратить внимание, выходит очень мало.
Покупать шлем стоит не раньше игровой выставки E3 2017 в июне, когда станет понятно, как Sony собирается поддерживать устройство в ближайшем будущем. Тогда могут анонсировать и вторую версию шлема, которая наверняка будет легче и удобнее.
Сейчас PlayStation VR для большинства людей — рискованная трата денег. Если 35 тысяч рублей для вас не импульсная покупка, а серьёзные расходы, которые нужно планировать, то стоит подождать, когда на PS VR выйдет критическая масса действительно отличных игр.
А пока что имеет смысл вложиться в PlayStation 4 Pro, которая стоит те же самые 35 тысяч рублей. Очевидно, что плацдармом для VR-игр ближайших лет будет именно она.
Не ждёт ли виртуальную реальность судьба 3D?
На этот вопрос сегодня не знает точного ответа никто. С одной стороны, глобальные планы Facebook и других компаний в этой области обнадёживают, а сама технология действительно впечатляет. С другой, все мы помним, как ещё несколько лет назад Google Glass казались неизбежным будущим.
Пока что PS VR — это развлечение в основном для тех, кто почти не играет в обычные игры, а эти люди вряд ли будут тратить порядка 55-70 тысяч на комбинацию из PlayStation 4 и PlayStation VR. С другой стороны, те, кто проводит вечера за «Ведьмаком» и Battlefield 1, наиграются в PS VR за неделю и вернутся к обычным играм с проработанными сюжетами и глубокими механиками.
На данном этапе PS VR, да и сами по себе шлемы виртуальной реальности — это игрушка для всех и одновременно ни для кого. Особенно в России, если учитывать, что многие VR-игры стоят по 3-4 тысячи рублей.
Вспоминая, как Sony в своё время запускала PlayStation Move и добавляла его поддержку во все свои игры, я не исключаю варианта, что PlayStation VR ждёт та же участь, а виртуальная реальность, как и Google Glass, уйдёт куда-то в сферы науки и образования.
Одно можно сказать точно: игры с геймпадом на диване перед большим телевизором никуда не денутся. Они с нами надолго.
Читайте также: