Почему люди все снимают на телефон
Все современные востребованные медиа-профессии заточены под мобильную технику. Ведь сегодняшние реалии и требования рынка звучат так: много, быстро и качественно. А соответствовать этому запросу могут только многозадачные, компактные и высокооперативные устройства. Это касается и видеопроизводства. Сегодня мобильная съемка является мировым стандартом и трендом.
Фиксация экспозиции и фокуса — два принципиальных момента в мобильной съемке, которые упускает большинство начинающих видеомейкеров. Фокус камеры адаптируется под окружающее освещение, меняя яркость и цветовую температуру. Если его не зафиксировать, яркость изображения будет «прыгать». Чтобы получить профессиональную картинку, необходимо задержать палец на экране примерно посередине между объектом съемки и источником света. Фокус автоматически зафиксируется на выбранной точке. Кроме того, таким же способом можно опустить экспозицию, чтобы избежать пересветов. На экране появится ползунок, которым можно скорректировать насыщенность.
Нет точного ответа на этот вопрос, так как всё зависит от художественной задумки. Если снимать на закате против солнца, то весь кадр будет залит тёплым золотым светом. Всё превратится в один монохромный цвет. Это хорошо работает при съемке атмосферных видео, когда необходимо передать специфическое настроение момента. Съемка по солнцу — все предметы освещены, и получается корректная цветопередача окружающего пространства. Снимать против света можно только в закатное и рассветное время, потому как днём солнце слишком яркое, всё будет пересвечено.
Для того, чтобы получить красивый и правильный кадр, нужно включить в настройках камеры отображение сетки. Она делит экран на три горизонтальные и три вертикальные части. Полоса и прямоугольник, которые образуются при пересечении линий (см. фото) называются «рабочая линия» и «рабочий прямоугольник». Это фундамент, на котором основывается композиция съемки.
«Рабочую линию» всегда нужно наводить на глаза человека, когда он находится близко к камере. В прямоугольнике необходимо располагать персонажа, когда он на удалении. Во время движения камеры нужно стараться удерживать человека в этих зонах, плавно меняя их в зависимости от его расположения. Это же правило применимо и тогда, когда объект стоит спиной или боком к камере.
В зависимости от идеи съемки камеру можно располагать выше или ниже объекта, на уровне глаз человека, а также снимать из-за предметов. Но самое фундаментальное и простое правило — держать камеру на уровне груди модели. Если фотограф размещает объектив на уровне своего лица, модель может оказаться выше или ниже. Пропорции тела тогда получаются искаженными.
Чтобы усилить визуальную динамику кадра, нужно создать его глубину. Объемный кадр вовлекает зрителя намного больше, чем плоский. Как этого добиться? В режиме съемки нужно перейти на сверхширокоугольную камеру (0.5х) и подойти к объекту на 45 градусов. Сразу появляется множество линий, которые и создают объем изображения. Если опустить камеру ниже, то перспектива станет еще более насыщенной и объемной.
Второй способ формирования перспективы — передний план. Это любой объект, который находится близко к камере и перекрывает собой часть кадра. Глубина ощущается за счет изменения движения объектов, находящихся на разном удалении. Это называется «эффект параллакса» — близкие предметы движутся быстрее, а на отдалении медленнее.
Если нужно создать глубину, но рядом нет ничего подходящего, то на помощь придёт «секрет поверхностей». Если провести камеру вдоль любой поверхности, движение в кадре автоматически создаст перспективу. Это искусственно созданный передний план. Какая-то часть кадра двигается быстрее, какая-то часть медленнее. Из-за этой разницы и возникает ощущение глубины.
У последней черты. Когда людям угрожает смертельная опасность, окружающие не бросаются на помощь, а достают мобильные телефоны, чтобы сделать, как им кажется, «убойный ролик» и получить на него поощрение в интернете. Сотни вопиющих случаев и диагноз для общества - равнодушие, которое убивает.
Смешно, по версии снимающего, когда человек вот-вот сорвется с десятиметровой высоты. Почти минута радостного свиста и насмешек. Камера работает. Время, за которое подростки могли вызвать скорую или хотя бы попытаться спасти.
В компьютерных играх страдают и умирают понарошку. А женщина, которая истошно звала на помощь под окнами своей квартиры, корчится от боли по-настоящему.
«Она вот так лежала, вся в крови была», - вспоминает соседка.
Позже они, конечно, врачей вызвали. В тяжелом состоянии ее увезли в реанимацию.
А вот что можно было сделать, чтобы никакой реанимации не случилось: та же минута жителям Владимира понадобилось, чтобы найти и растянуть ковер под окнами горящей квартиры. В итоге – спасена семья.
«Много всяких реалити-шоу, всякие поездки, герои, испытания, это создает у человека ощущение, что это все игра. Это сейчас вообще в мире происходит везде», - поясняет профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Тхостов.
Ищут ракурс, выстраивают картинку. За таким занятием прохожих часто застают врачи скорой помощи.
«Под руки лезут, лишь бы снять. Есть единственный способ избавиться от всего этого назойливого сообщества – попросить всех, кто находится рядом, помочь перенести пострадавшего в машину», - с сожалением констатирует фельдшер скорой помощи Дмитрий Беляков.
В Петербурге провели социальный эксперимент. Испытали прохожих на умение сопереживать. Моделировали жизненные ситуации и смотрели на реакцию людей. Статистикой это сложно назвать, но вот общий вывод после 70 таких экспериментов:
«Когда люди проходят мимо в толпе и перекладывают ответственность на каждого человека из толпы, зная, что кто-то поможет, да не я. Если идет одинокий человек и видит какую-то ситуацию, то как бы странно это ни звучало, вероятность того, что он вступится, чуть выше», - рассказывает Николай Соболев.
В Самарской области спасать людей из пылающего автобуса решились, например, трое, а свидетелей было – с десяток. А вот свежая история: Москва. Горит дом. Женщина умоляет спасти ребенка. Двое мужчин, не раздумывая ни секунды, бросаются в огонь.
За героизм - медаль. А за равнодушие - что? Водителя, который сбил и уехал, привлекут в том числе по статье «Оставление в опасности». Но для тех, кто игнорирует чью-то трагедию, статьи нет.
"Другой пример - это Уголовный кодекс РСФСР, и он предусматривал уголовную ответственность в том числе для простого прохожего, который не оказал помощь тому лицу, которое находится в состоянии, опасном для его жизни и здоровья, и предусматривал ответственность вплоть до полугода обязательных работ", - говорит юрист Александр Дондоков.
А этот, сам себе оператор, циник или думает наперед? Ведь запись может пригодиться полиции. С другой стороны, кажется, инстинктивно он сразу должен был бежать к дому напротив. Но он снимает. А жена звонит в полицию. Этот мальчик не упал. Мама забрала его в комнату до приезда спасателей. Кстати, работу которых снимают редко.
И вот таких роликов в Сети тоже мало: мотоциклист останавливается посреди дороги и бежит к лежащему на обочине пенсионеру. И снова остальные предпочитают наблюдать.
Возможно, равнодушия стало больше, а, может быть, его теперь просто лучше видно.
Концепция безразличных свидетелей зародилась после убийства молодой жительницы Нью-Йорка Китти Дженовезе — в 1964 году девушку зарезали возле ее дома в Квинсе. Предположительно, за этим наблюдали 38 человек, ни один из которых не попытался помешать преступлению. Именно это событие стало толчком к появлению идеи, что люди помогут с меньшей вероятностью, если рядом есть кто-то еще.
Однако на самом деле все было не совсем так. Во-первых, свидетелей было не 38, а 12, и они не видели само убийство, а лишь слышали подозрительный шум. Во-вторых, они не бездействовали: два человека вызвали полицию, а одна пожилая женщина держала на руках умирающую Дженовезе.
Да, были люди, которые могли знать о нападении и по какой-то причине не вмешаться. Но были и те, кто все же что-то сделал. Узнать больше о влиянии истории Китти Дженовезе на науку можно из этой статьи Inverse, а о деталях происшествия — из этого эпизода подкаста You’re Wrong About.
Все это не означает, что эффекта наблюдателя не существует — просто он сложнее, чем считали ученые в прошлом. В обзоре исследований по этой теме, проведенном в 2011 году, говорится, что люди вмешаются с большей вероятностью, если ситуация выглядит явно критической — например, когда после ограбления кто-то упал на землю и закричал. Как правило, мужчины помогают чаще, чем женщины — прежде всего потому, что они чувствуют в себе больше сил повлиять на происходящее.
Смартфоны по-своему влияют на поведение людей в таких случаях. В частности, если по какой-то причине человек не хочет или не может вмешаться, то съемка позволяет ему почувствовать себя не пассивным наблюдателем, а активным участником ситуации. Кроме того, эксперименты показывают, что люди больше склонны приходить на помощь при виде объектива.
В 2013 году ученые из Голландии смоделировали две ситуации: в одной человека обкрадывали в присутствии свидетелей, во второй — в присутствии свидетелей и камеры видеонаблюдения. Исследование показало, что люди чаще вмешивались во втором случае. К такому же выводу ученые пришли и при изучениии онлайн-коммуникации: включенная веб-камера заставляла людей чаще оказывать поддержку другим.
Недавнее исследование подтвердило эти результаты. Другая группа ученых просмотрела записи 219 преступлений в Великобритании, Голландии и Южной Африке и обнаружила, что в 90% случаев как минимум один человек пытался помочь. При этом чем больше людей присутствовало на мероприятии, тем больше была такая вероятность. Это открытие прямо противоположно традиционному представлению об усилении безразличия людей в толпе.
По мнению исследователей, наблюдение через камеру напоминает людям об ответственности — они начинают думать о своей репутации и представлять, как выглядят со стороны, и поэтому приходят на помощь.
Но почему некоторые сразу же начинают записывать видео, а не спешат к пострадавшему? Завершенных научных работ на эту тему пока нет, но есть пара хороших теорий.
Так, при виде несчастья люди испытывают стресс и хотят избавиться от него, поделившись увиденным с близкими. Эксперты подчеркивают, что невозможно предугадать, как вы поведете себя в такой ситуации. Если жертва не слишком явно нуждается в вашей помощи, то вы вряд ли ее предложите. Если вы сомневаетесь в своих физических возможностях, то почти наверняка тоже не станете вмешиваться. Вместо этого вы можете посчитать, что сделаете что-то полезное, зафиксировав бедствие.
Однако есть одна ситуация, в которой человек почти наверняка не предоставит помощь из-за телефона в руках. Исследование 2013 года показало, что люди с меньшей вероятностью вмешиваются в ситуацию, если разговаривают по телефону. Его авторы предположили следующую причину такого поведения: во время беседы вы уже вовлечены в социальное взаимодействие, тем самым удовлетворяя потребность в принадлежности и не желая вступать в еще один контакт.
Разумеется, необходимо больше изучать влияние смартфонов на действия людей. Но уже сейчас можно сказать, что, скорее всего, мы не так бездушны, как считают пессимисты.
Очень много говорят о конце света. Назначают даты, не подозревая даже, что конец света уже начался.
Откуда такой мрачный взгляд на вещи? Достаточно посмотреть приложенные к опросу видео, чтобы убедиться в этом. Ведь конец света - это не катаклизмы, потопы и прочие ужасы. Конец света наступает в тот момент, когда мы с вами перестаем быть людьми.
Видео о том, как тигр разрывает человека на глазах десятков зевак, бьет рекорды по просмотрам. Автор ролика, наверное, очень горд и пожинает плоды успеха. А кто-то ему, вероятно, даже завидует и жалеет, что сам не сообразил сделать удачные кадры. Времени заработать сомнительную славу было предостаточно - как сообщается, ужасные крики разрываемого зверем человека можно было слышать на протяжении 15 минут.
Однако этого времени было достаточно и для того, чтобы спасти несчастного. Почему же люди этого не сделали, а просто стояли и наблюдали за трагедией, снимая на телефоны? Все случилось не неожиданно, не в считанные секунды, чтобы оправдать безразличие фактором растерянности. Но даже если допустить, что зрители растерялись, это почему-то не помешало им достать телефоны и начать снимать.
Просматривая выставляемые в Сети ролики, порой ужасаешься. Люди хладнокровно снимают вместо того, чтобы помочь. Достаточно протянуть руку, позвонить спасателям или в скорую. Но они не протягивают руку, не стараются вызвать помощь, они жадно ловят кадр, стараясь не пропустить ни секунды страдания или ужаса другого человека.
Вспоминается ролик с ребенком на подоконнике бог знает какого этажа многоэтажки. Удивительно, насколько черствым и бесчеловечным надо быть, чтобы методично снимать, а не постараться предотвратить несчастье. Вспоминается также история с автобусом в Красноярске, попавшим под фонтан кипятка. Внутри салона страдают люди, а вокруг автобуса стоят зрители с телефонами и снимают, снимают. В тот раз пассажирам автобуса повезло - братья-азербайджанцы, оказавшиеся поблизости, организовали их спасение. Молодцы. А как же другие, кто снимал, вместо того, чтобы протянуть руку помощи?
Примеров множество. К сожалению, современная жизнь изобилует подобными фактами. И к еще большему сожалению, это явление начинает затрагивать и нас, хотя сочувствие к ближнему у нас всегда стояло на первом месте. Ведь согласитесь, уже не так редко можно увидеть картину: человек спотыкается на улице, кто-то один приходит на помощь, а десять достают телефоны.
Читайте также: