Почему канонизировали николая 2 и его семью
Николай II был слабым правителем и сделал немало роковых ошибок. Главной из них стало отречение от престола. Оправданием этого шага императора может послужить лишь его желание с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы. Но она случилась, и ещё более страшная, чем люди это могли себе представить в 1917 году.
Если бы Николай Второй решительно применил силу для подавления восстания в Петрограде, то он вошёл бы в историю как великий государственный деятель. Но никогда не стал бы православным святым. И в этой статье я расскажу почему канонизировали последнего Русского Царя.
Как РПЦ объясняет причину канонизации Николая II ?
Принимая решение о канонизации последнего русского царя, Синодальная комиссия не замалчивала некоторых спорных эпизодов его правления. В том числе и знаменитое Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, после которого оппозиция прозвала царя Николаем Кровавым.
Картина «Кровавое воскресенье». Изображение в свободном доступе. Картина «Кровавое воскресенье». Изображение в свободном доступе.Если говорить об этом событии, то это были массовые беспорядки в столице, подавленные неумело и непрофессионально – говорит Синодальная комиссия. Николай IIприказов на этот счёт не отдавал – он находился в Царском Селе, и вообще был недостоверно информирован о произошедшем министром внутренних дел и питерским градоначальником.
Кроме того, Русская Православная церковь исходит из того, что канонизован последний император России вовсе не за свою деятельность при жизни, а именно за смиренную и мученическую кончину, и только лишь за неё.
Николай II и его семья поступили как люди страдающие, но покорные Божьей воле. Несмотря на издевательства и оскорбления, в заточении они вели благочестивую жизнь и сохраняли верность христианским заповедям. Последнего российского императора и его семью канонизировали за то, что они приняли муку со смирением, без противления – по-христиански: «На всё воля Божья».
Неразрешимые противоречия
Например: Была ли кончина Николая II мученической смертью за Христа, которую он принял потому, что он исповедовал христианство? – Нет. Его расстреляли как раз за прошлую политическую деятельность. Никто и не пытался заставить царя отречься от Христа.
В стране уже шла гражданская война, тысячи людей гибли гораздо более мученической смертью. В том числе и глубоко верующие люди. Однако никто их не канонизировал.
Или ещё вопрос: вошёл ли Николай II в историю как образец христианского правителя, который был добрым примером для подданных и истинным лидером нации? – Тоже нет.
Безусловно, Николай Александрович был прекрасным семьянином, и в этой роли показывал хороший пример. Но только в этой. Расстрелы рабочих демонстраций; влияние Распутина не только на государыню, но и на самого государя; войны, от участия в которых можно было уклониться – всё это не позволяет говорить о Николае II как о мудром лидере страны и о добром христианине.
Как перед Русско-японской, так и перед Первой мировой в правительстве были здравомыслящие люди, которые советовали Николаю II ни в коем случае не ввязываться в войну. Однако он поверил не им, а «ура-патриотам» и «бумажным стратегам».
Всё это привело к тому, что ни духовным, ни политическим авторитетом в народе царь не пользовался. А его отречение от престола вообще стало преступлением, которое смело можно сравнить с отказом священника от своего сана.
Канонизация Николая II– это политически мотивированное решение
Скорее всего смысл этой канонизации состоит в том, чтобы обрести ещё один весомый аргумент для дискредитации советской власти. В первую очередь перед странами Запада. Я так считаю, даже несмотря на то, что сам являюсь противником большевизма.
Есть и ещё одна политическая причина. Николай II и его семья были канонизированы Русской православной церковью заграницей уже давно, ещё в советские времена. Наша православная церковь очень хотела объединиться с зарубежной, поэтому и приняла решение о канонизации, чтобы устранить это важное разногласие.
В заключение я могу сказать, что в этой статье отражено лишь моё субъективное мнение. И как и любой человек, я могу ошибаться.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал у нас есть 👉 Телеграм и 👉 сайт . Пишите своё мнение!
Вопрос к читателям:
Как Вы считаете, в чём истинная причина канонизации?
Расстрел в Екатеринбурге
В ночь с 16-го на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге были расстреляны император Николай Александрович, отрекшийся от престола 2 марта 1917 года, его жена императрица Александра Федоровна, а также их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.
Уже через три дня после казни 8 (21) июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве, Патриарх Тихон объявил: «Свершилось ужасное дело - расстрелян бывший государь Николай Александрович. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе». Помимо этого, Патриарх благословил церковных архипастырей и пастырей совершать панихиды о Романовых.
За и против
Между тем раздавалось немало голосов и против канонизации, особенно Николая II. В качестве аргументов приводились его неудачная государственная политика, в том числе трагедия на Ходынке, Кровавое Воскресенье, Ленский расстрел, а также контакты с Распутиным. В 1992 году определением Архиерейского Собора была инициирована Синодальная комиссия, которой было поручено исследовать
материалы, связанные с мученической кончиной царской семьи. В результате политическая деятельность Николая II была отделена Церковью от периода духовных и физических страданий, которые последний российский император перенес в конце жизни. В конце концов было дано следующее заключение: «В страданиях, перенесенных царской
семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в
жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.
Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».
14 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных.
Для церковных деятелей также имело большое значение, что Николай II вел порядочную и благочестивую жизнь: уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал средства на постройку храмов. Все члены царской семьи, по мнению РПЦ, жили в соответствии с традициями православия.
Можно по-разному относиться к политической деятельности Николая Романова, но в данном случае его личность рассматривается исключительно с позиций христианского мировоззрения. Своей мученической кончиной он искупил все свои грехи.
За что канонизирован император Николай II?
Бурное море, недавно взыгравшее вокруг темы последней царской семьи, вновь вернуло в центр общественной дискуссии вопрос «за что канонизирован император Николай II»? Кто-то опять стал говорить: «Какой он святой? От престола отрекся, страну погубил, царем был никудышным» и т.д.
Значит, вновь надо объяснять, что такое святость, в христианском понимании, и почему Церковь приняла решение канонизировать царскую семью.
Святой — это не тот, кто никогда не грешил и тем более не ошибался. Библия прямо говорит, что нет человека, который жил бы и не согрешал. Святой — это тот, кто стремится к Богу, приближается к Богу и силой благодати Божией побеждает зло — в себе и в окружающем мире.
Скажем, святые мученики — это люди, которые оказались в ситуации выбора между жизнью и верностью Христу. Они выбрали верность Христу и потеряли жизнь. Исповедники — это те, кто открыто исповедовали веру во время гонений. Бессребреники — святые, которые отличались особым нестяжательством и щедростью ради христианской веры.
В церковном наименовании царская семья именуется страстотерпцами. Страстотерпцы — это люди, которые пострадали и которых убили не за то, что они были христианами. Но их убили без вины, а они к своим гонителям и убийцам отнеслись с христианской кротостью и любовью, исполнив тем самым заповеди Божии.
Пример такой любви, пример подобного отношения дан нам, христианам, Самим Христом. Будучи совершенно невиновным, на голгофском кресте Спаситель произнес слова, которые перевернули историю человечества. Говоря о солдатах, которые стояли у креста и абсолютно не понимали, что происходит, они не понимали, Кто сейчас умирает на Кресте. Они бросали жребий — кому какую часть одежды Спасителя забрать себе, — об этом они думали. И Христос сказал: «Господи, прости им, ибо не ведают что творят». (Лк. 23:34).
Государь Николай и вся его семья также смиренно приняли несправедливые гонения и встретили смерть от рук палачей. Хорошо известно, что императору предлагали покинуть страну. Он мог согласиться и избежать страшной кончины. Эмигрировать, сохранить жизнь — себе и близким. Но он сознательно не захотел этого, он сознательно остался в России.
Вот за это Николай II и его семья и причислены к лику святых. За то, что по-христиански восприняли свои страдания и встретили смерть от рук палачей, движимых злобой и ненавистью.
Великая княжна Ольга писала из страшного Ипатьевского дома накануне расстрела: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».
Почитание
В 1981 году Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви причислил Романовых к лику мучеников. 16 июля 1989 года на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, состоялся молебен в память о Романовых. 18 августа 1990 года на этом месте был установлен деревянный крест, возле которого несколько раз в неделю читались молитвы и акафисты.
Почему Православная церковь канонизировала Николая II
Канонизация царской семьи Романовых и, прежде всего, самого императора Николая II не всеми воспринимается однозначно. Довольно часто приходится слышать вопросы: а что этот царь сделал такого, за что его причислили к лику святых? Обратимся к фактам.
Канонизация Николая Романова. Что это было?
17 июля по новому стилю совершается память страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918 г.).
История канонизации «царской семьи» сложна и противоречива.
Архиерейский Собор «Русской Православной Церкви за границей» в 1981 г. принял решение о причислении к лику святых Николая II и его приближенных.
РПЦ тогда эту канонизацию не поддержала, что стало еще одним препятствием на пути преодоления «карловацкого раскола».
Например, первоиерарх «Русской Церкви за рубежом» митрополит Филарет в 1970 г. заявил следующее:
«Главный признак несвободы патриархии тот, что она не только не прославляет бесчисленных новых мучеников Русской Церкви, но даже глумится над их памятью… их устами говорит не Церковь, а „лжец и отец лжи“. Общение с ними означало бы общение с ним» («Православное дело», выпуск 1, 1971).
В августе 1991 года патриарх Алексий II передал Архиерейскому синоду РПЦЗ предложение о воссоединении РПЦ с РПЦЗ с сохранением полной автономии Зарубежной РПЦ. Но это предложение было отклонено Архиерейским синодом РПЦЗ.
Тогда в РПЦ попытались удовлетворить основные требования «Русской Православной Церкви за границей»:
1) канонизация царя Николая II и иных новомучеников,
2) отречение от так называемого сергианства,
3) прекращение мероприятий в рамках экуменической деятельности.
Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 1990 г. в своем «Воззвании» заявил, что Церковь не считает себя связанной Декларацией митрополита Сергия 1927 г.
В 1991 г. патриарх Алексий II подтвердил эту позицию: «мы имеем нравственное право сказать, что Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею».
Тезис о недопустимости вмешательства государства в духовную жизнь Церкви был внесен в документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Позиция Московской Патриархии в отношении экуменического движения была изложена в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа были приняты на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года.
Но с канонизацией царской семьи возникли серьезные проблемы.
По мнению заслуженного профессора Московской духовной академии А.И.Осипова, «последнего Российского Императора т.н. Русская Зарубежная церковь канонизировала, главным образом, по политическим мотивам».
Осипов был последовательным противником прославления Николая II и отмечал в РПЦ «совершенно нецерковный, типично политического характера ажиотаж, поднятый вокруг данного вопроса и, по существу, сводящийся к тому, чтобы заставить чиноначалие Церкви и всех ее членов признать святость Николая II».
Сходной позиции придерживался и Сергей Чапнин. Он вспоминает, как в РПЦ зазвучали «требования немедленной канонизации Царской семьи». Тогда ему «было слишком очевидно, что люди требовали „политического“ прославления. Для них подвиг царя, кротость и смирение всей его семьи, были чем-то второстепенным. Канонизация Царской семьи мыслилась как канонизация монархии и гигантского комплекса мифов, которые у некоторых „постсоветских“ православных ассоциировались с царской Россией и воплощались в образе императора».
Таким образом, канонизация Николая II стала вдохновлять тех неофитов 90-х годов ХХ века, которые ориентировались на литературу и идеологию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). А иерархи РПЦ видели в прославлении царской семьи последнее препятствие для преодоления «карловацкого раскола».
Но в первой половине 1990 гг. многие представители духовенства РПЦ понимали, что собственно церковных оснований для канонизации Николая II фактически нет.
Тем не менее, определением Архиерейского Собора РПЦ 1992 г. «Синодальной Комиссии по канонизации святых было поручено начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской Семьи».
На заседании Священного Синода РПЦ 10 октября 1996 г. председатель Комиссии по канонизации святых митр. Ювеналий заявил, что комиссия не видит достаточных оснований для канонизации Николая II.
В его весьма противоречивом докладе по вопросу о мученической кончине Царской семьи отмечалась «озабоченность, чтобы канонизация Царской Семьи не служила аргументом в политической борьбе и не привела к государственным нестроениям, а способствовала бы объединению народа Божия в вере и благочестии».
Митр. Ювеналий тогда признал, что члены Комиссии «стремились учесть факт канонизации Царской Семьи Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, которая, как известно, вызвала далеко не однозначную реакцию как в среде русской эмиграции, многие представители которой (высказывания архиепископа Иоанна Шаховского, профессора Д. В. Поспеловского, профессора Н. А. Струве) не увидели тогда в ней достаточно убедительных оснований, так и в самой России… Комиссия не могла не учитывать и разноречивых, порой кардинально противоположных, взглядов на канонизацию Царской Семьи, высказываемых как в светской, так и в церковной периодической печати, а также в письмах представителей епископата, священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, поступавших в Комиссию. Комиссии было продолжено изучение тем, связанных с исторической и нравственно-религиозной оценкой царствования Николая II.
Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла в ней достаточных оснований для его канонизации».
Но поскольку нужно было найти какой-то путь для прославления «бывшего государя», Комиссия предложила прославить образ смерти царской семьи, а не образ жизни ее членов: «Комиссия находит возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев Императора Николая Александровича, Императрицы Александры Федоровны, царевича Алексия, великих княжен Анастасии, Марии, Ольги и Татианы…. Комиссия считает, что вопрос о канонизации Царской Семьи мог бы быть решен Поместным Собором Русской Православной Церкви после предварительного рассмотрения его на очередном Архиерейском Соборе».
В ответ на такую возможность прославления Николая Романова проф. А.И. Осипов заявил, что «ни святой Патриарх Тихон, ни святой митрополит Петроградский Вениамин, ни святой митрополит Крутицкий Петр, ни святой митрополит Серафим (Чичагов), ни святой архиепископ Фаддей… ни другие ныне прославленные нашей Церковью иерархи, новомученики, знавшие значительно больше и лучше, чем мы теперь, личность бывшего Царя — никто из них ни разу не высказал мысли о нем, как святом страстотерпце».
Вдруг с 1997 г. стали появляться многочисленные «свидетельства» о чудесной помощи после молитвенного обращения к царю-мученику и членам его семьи. Проф. А.И. Осипов этому феномену уделил особое внимание в своей статье «Особенности канонизации последнего царя», опубликованной в 1999 г. Говоря о «царственных чудесах» как доказательствах святости, он привел многочисленные цитаты святых отцов об обманчивости «чудес». Тем не менее, к голосам противников прославления бывшего государя иерархи РПЦ не прислушались.
Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 14 августа 2000 года.
Сомнение тогда выразил только Брюссельский архиепископ Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, а разделяет его паству.
Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание.
В тот день будущий патриарх — митрополит Кирилл (Гундяев) — выразил надежду на то, что принятое решение о канонизации царской семьи поможет сближению Русской и Зарубежной Православных Церквей.
Митрополит отметил, что в этот раз на Архиерейском Соборе «по сравнению с дискуссией на подобном церковном форуме 1997 года возобладал не политический контекст, а свидетельства о многочисленных чудесах, совершившихся за это время по молитвам к царственным мученикам. К примеру, по России, Сербии, Украине была привезена чудотворная мироточивая икона царя-мученика, написанная в США».
Подведем итоги.
Канонизация Николая II свидетельствует о серьезном драйве РПЦ в сторону «архаики», т.е. глухого, мифологизированного, алармистского отношения к миру.
Прославление царской семьи под давлением «церкви эмигрантов» — это выбор определенной перспективы понимания бытия Церкви в мире.
Важнейшей целью этой «политической канонизации» стало преодоление «карловацкого раскола», что и произошло 17 мая 2007 г.
Радикально антисоветская и обскурантистская идеология РПЦЗ (ее адепты сотрудничали с фашистами) перекочевала в РПЦ и заняла в умах ее адептов значительное место.
Николай Романов стал ее символом.
Канонизация царя Николая II стала катализатором ультраправых, черносотенных настроений значительной части паствы РПЦ. Теперь в РПЦ царит глухая враждебность к социальному и научно-техническому прогрессу. Именно эти идеи востребованы современным режимом в условиях деградации социальной сферы, экономики и науки.
P.S. Комиссия по канонизации в 1996 г. не могла не коснуться вопроса о так называемом ритуальном убийстве Царской семьи: «анализ обстоятельств того, как произошло убийство Царской Семьи, не позволяет сделать вывода о его ритуальном характере».
Однако теперь становится очевидным, что большинство сторонников канонизации — это люди, которые убеждены, будто Николая II «ритуально убили жиды в рамках мирового заговора».
Митр. Тихон (Шевкунов) аккуратно заявляет, что в убийстве царской семьи «был особый ритуал»: «У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. У значительной части церковной комиссии нет сомнений, что это убийство было ритуальным».
Конечно, такой алармизм не имеет под собой никаких оснований, ведь те, кто расстреливал царскую семью, вовсе не считали «гражданина Романова» Помазанником Божиим и в его смерти не видели никакого мистического события.
Литература
Доклад преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, по вопросу о мученической кончине Царской Семьи, предложенный на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 10 октября 1996 года. // Канонизация святых в XX веке. — М.: Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1999. — С.186-203
Осипов А.И. Особенности канонизации последнего царя // «НГ-религии», 14.07.1999
Читайте также: