Панорама бородинской битвы своими руками
2. Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семеновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
3. Генерал Дюфур (подкрепленный Фрианом) кинулся через овраг. Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес. Сошлись и кинулись колоться.
4. У леса - захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.
6. Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семеновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус Латур-Мобура. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы.
8. В центре кавалерийской схватки - руский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей
Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г.
Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г.
10. У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве.
Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными.
Некоторым сюжетам тесно на обычной картине, какой бы большой она ни была. Некоторым художникам требуется размах для написания батальной сцены. Чтобы масштаб произведения соответствовал масштабу действа, подходит панорама, она погружает и самого художника, и зрителя в атмосферу того события, которому довелось стать темой для картины. Вот какие панорамы существуют в России.
Из-за неправильных условий хранения была утрачена большая часть произведения, но после Великой Отечественной войны группа реставраторов взялась за восстановление панорамы. В первоначальный сюжет внесли некоторые изменения – например, добавили фигуру раненого Багратиона. Однако новый холст не сразу был выставлен на всеобщее обозрение, а лишь в 1962 году, когда по случаю полуторавековой годовщины войны с Наполеоном был выстроен и открыт новый музей на Кутузовском проспекте – на том месте, где раньше находилась знаменитая деревня Фили.
Доступ к экспозиции был открыт в июле 1982 года. Панорама, запечатлевшая заключительный этап Сталинградской битвы, включает изображения зданий, ставших знаменитыми – мельница Гергардта, элеватор, дом Павлова. На картине можно увидеть и героев-защитников Сталинграда, совершивших подвиги в разные дни битвы за город.
Эта работа стала второй панорамой, созданной Францем Рубо – на семь лет раньше, чем посвященная Бородинской битве под Москвой. В основу картины положена битва на Малаховом кургане в июне 1855 года, после года осады города войсками французов и англичан во время Крымской войны. То была первая оборона Севастополя – в отличие от следующей, случившейся спустя почти сто лет во время Великой Отечественной войны.
Франц Рубо работал над картиной на протяжении четырех лет, изучая документы и местность, где велось сражение, встречаясь с очевидцами событий полувековой давности. Для панорамы размером 14 на 115 метров было выстроено отдельное здание – возглавлял работу военный инженер Фридрих-Оскар Энберг. В 1905 году состоялось торжественное открытие.
А во время второй обороны Севастополя помещение, где размещалась панорама, пострадало от бомбежки и начавшегося в результате пожара. Панорама, вернее, ее отдельные части, были спасены благодаря героическим усилиям севастопольцев и вывезены на корабле в Новороссийск. По прибытии оказалось, что произведение пострадало от морской воды, и реставрацию признали невозможной.
После окончания войны восстанавливали панораму исходя из сохранившихся фрагментов, и в результате работы большой группы художников новое произведение увидело свет к столетию первой обороны города, в 1954 году.
Сюжетом для этой панорамы размером 6 на 43 метра стало Волочаевское сражение – битва во время Гражданской войны, в которой войскам Народно-революционной армии удалось разгромить части Белоповстанческой армии, которая объединяла бывшие колчаковские и семеновские силы, и обеспечить стратегическое преимущество в Приморье. У станции Волочаевка, в 55 километрах от Хабаровска, состоялся штурм сопки Июнь-Корань, который и воссоздан на картине.
Авторами произведения стали художники-баталисты Сергей Агапов и Анатолий Горпенко, посвятившие четыре года работе над панорамой. В создании произведения участвовал военный консультант. Картина заняла место в круглом зале здания Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, а открытие панорамы состоялось 30 апреля 1975 года.
Уникальная в своем роде панорама когда-то завоевала Золотую медаль Всемирной выставки в Париже – произошло это в 1900 году. Демонстрировалось произведение необычным образом: посетители занимали места в трех вагонах, стоявших в павильоне. Специальные приспособления создавали иллюзию движения вагонов – их покачивало, как во время настоящей поездки. Но главная иллюзия ждала посетителей за окнами вагонов: там двигались четыре экрана с акварельными изображениями видов вдоль Транссибирской железной дороги.
Самый быстрый, ближний экран, вращался со скоростью 300 метров в минуту – на ленту были наклеены камни и валуны, на следующем экране, чуть медленнее – кусты. Основная лента с акварелями двигалась перед стоящими вагонами со скоростью 40 метров в минуту. Общая длина панорамы составила 942 метра, картина представляла собой виды Великого Сибирского пути от Самары до Владивостока.
Художник – Павел Пясецкий – работал над панорамой с 1894 года. Он был приглашен запечатлеть строительство Транссибирской железной дороги с художественной стороны, и почти десять лет провел в разъездах по стране, рисуя виды, открывающиеся из окна поезда. Для него были выделены специальные вагоны – один для размещения мастерской, другой – для отдыха.
Архитектор П.Воронцов-Вельяминов и инженер Е.Израилович построили на Чистых прудах павильон с ажурной купольной конструкцией, в котором и экспонировалось живописное батальное полотно. Первыми посетителями панорамы стали император Николай II и его семья. Павильон считался временным до планируемой постройки каменного здания предположительно возле храма Христа Спасителя, но грянула революция и про проект музея Отечественной войны забыли почти на полвека.
Для нового музейного здания было выбрано место в бывшей деревне Фили возле воссозданной кутузовской избы, той самой, в которой в 1812 году проходил Военный совет, принявший решение оставить Москву французам без боя. Архитекторы Александр Корабельников и Сергей Кучанов подготовили проект цилиндрического здания со стеклянной облицовкой фасада в стиле советского модернизма.
Панорама во все времена пользовалась популярностью у интересующихся историей горожан и туристов, в кассы выстраивались длинные очереди, однако в 1967 году произошёл трагический инцидент: в период обострения отношений между СССР и Китаем члены китайской делегации совершили акт вандализма, облив картину самовоспламеняющейся жидкостью. В огне пострадало 60% полотна, но реставраторы Студии военных художников имени Грекова смогли восстановить утраченные фрагменты.
Памятник Михаилу Кутузову (1973, скульптор Н.Томский, архитектор Л.Голубовский). Полководец изображён в парадном мундире верхом на коне с подзорной трубой в правой руке. На семиметровом постаменте с трёх сторон расположены бронзовые горельефы, посвящённые соратникам Кутузова и русским солдатам. Скульптуры героев Отечественной войны, среди которых Пётр Багратион, Барклай де Толли, Матвей Платов, Дмитрий Дохтуров, Николай Раевский, Алексей Ермолов, Пётр Коновницын, Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина и другие, выполнены с портретным сходством.
Музей располагает коллекцией из 69 трофейных артиллерийских стволов, захваченных в 1812-1814 годах. Все орудия использовались в наполеоновских войсках в качестве вооружения дивизионной и полковой артиллерии и участвовали в боевых действиях. Представленные на стилобате стволы отлиты на трёх заводах – в Страсбурге, Дуэ и Метце. Они имеют единую конструкцию, общую систему обозначений и одинаковые прицельные приспособления, но отличаются рядом декоративных отличий. На орудиях выгравирована информация о параметрах пушки и вензель Наполеона. Несколько захваченных пушек были изготовлены в Италии, Австрии, Пруссии.
В боковых крыльях здания разместились музейные залы с экспозицией о начале вторжения французов в Россию, пожаре Москвы и бегстве наполеоновской армии. На сегодня в фондах музея собрано 40 000 экспонатов, включая художественные произведения, старинные книги, вооружение, обмундирование и снаряжение воевавших сторон.
Штаб Наполеона размещался на Шевардинском редуте, император изображён на белом коне во главе своей свиты. Он бросил в бой кавалерию, но атака французских кирасир была ослаблена естественной преградой – всадникам пришлось преодолевать Семёновский овраг небольшими группами. На картине то здесь, то там запечатлены ожесточённые схватки русских и французских кавалеристов.
Бородинское поле в наши дни
Фрагменты картины Франца Рубо крупным планом
Историческая изба крестьянина Фролова была утрачена ещё в XIX веке и дважды восстанавливалась. Её первоначальный вид сохранился на картинах художника Алексея Саврасова.
Бюст Михаила Кутузова (1958 год, скульптор Николай Томский)
Обелиск возле Кутузовской избы установлен в 1883 году офицерами Гренадерского корпуса, которые решили увековечить историческое место совета в Филях и перенесли сюда каменный верстовой столб со Смоленской дороги.
Храм-часовня Михаила Архангела была построена в 1912 году на средства Московского общества хоругвеносцев и пожертвования москвичей по случаю столетнего юбилея Отечественной войны в память о генерал-фельдмаршале Михаиле Кутузове (архитектор Н.Струков, гражданский инженер М.Литвинов).
После Октябрьской революции обезглавленный храм использовался как рабочий клуб, а затем для хозяйственных нужд Министерства финансов. В наши дни храм Михаила Архангела возвращён верующим и входит в состав музейного комплекса.
Дети посещают музей в сопровождении взрослых, имеющих QR-код.
В музее необходимо соблюдать масочный режим, держать социальную дистанцию.
Мы рады гостям и стараемся сделать ваше посещение максимально комфортным!
Благодарим за понимание, ждем вас в гости!
2022-й ЮБИЛЕЙНЫЙ. АФИША
Будем продолжать держать вас в курсе событий юбилейного года.
Следите за обновлениями!
Дорогие друзья
У НАС В ПЕРВЫЙ РАЗ?
Как всегда, ждём вас сегодня, на вечерней обзорной экскурсии в 19:15!
Анонсируем очередной культурный четверг
Ждем вас завтра, на обзорной экскурсии по экспозиции в 19:15!
Показать полностью.
Друзья!
Напоминаем вам, что:
Экскурсионная услуга оплачивается дополнительно в кассе музея. Билеты в музей можно приобрести только онлайн!
(Оставляем ссылку)
Показать полностью.
КОГДА?
Уже завтра, 13.01!
НАЧАЛО: в 19:15
10.01 - В МУЗЕЙ БЕСПЛАТНО
"МОСКОВСКАЯ МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ"
Надеемся, что вы провели зимние каникулы не только в знакомстве с оливье за прекрасным новогодним столом, а успели заглянуть к нам в гости!
Показать полностью.
А вот ещё один повод
Чтобы сориентироваться на экспозиции, поможет аудиогид.
Цена: 150 руб. (спрашиваем в кассе)
Или берём аудиогид с собой - приложение izi.TRAVEL - бесплатный мобильный аудиогид
Дорогие друзья!
Поздравляем вас с Днем Победы в Отечественной войне 1812 года!
Сегодня был невероятно интересный и насыщенный день!
Благодаря художнику Екатерине Казанцевой посетители поближе познакомились с диафильмами и на мастер-классе попробовали создать свои диапозитивы на пленке.
Было здорово! Благодаря вам, атмосфера была по-рождественски уютная.
Но праздники ещё не закончились, друзья!
Напоминаем, что остались последние деньки каникул
ВАЖНО: 8 и 9 января по сеансам в 11:30, 13:30 и 15:30 вы можете посетить обзорные экскурсии по экспозиции музея для сборных групп индивидуальных посетителей.
Стоимость: + 200 руб. к входному билету
Ждем вас в гостях 8 и 9 января с 10:00 до 18:00!
7 ЯНВАРЯ - МАНИФЕСТ 2022
7 января, 209 лет назад император Александр I издал Высочайший манифест, который ознаменовал завершение Отечественной войны 1812 года.
Манифестом также предписывалось ежегодно в день Рождества Христова праздновать и великий День Победы в войне 12-го года.
Показать полностью.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
ЗАЧИТАЕМ
12:00 - Торжественный церемониал
При участии клубов военно-исторической реконструкции состоится зачитывание Высочайшего Манифеста Императора Александра I об окончании Отечественной войны 1812 года и возложение цветов к памятнику Михаила Илларионовича Кутузова на площади перед зданием нашего музея.
ОТКРОЕМ
ПОСМОТРИМ
СДЕЛАЕМ
На встрече вы сами попробуете свои силы в изготовлении диапозитивов на пленке.
Студенты Института бизнеса и дизайна научат всем художественным приемам и технике работы с инструментами.
В финале будет возможность продемонстрировать созданные на мастер-классе пленки с помощью самого настоящего диапроектора!
Приглашаем всех и каждого насладиться шармом нового и такого знакомого диафильма.
Ждём вас завтра, с наступающим Рождеством!
ОСТАЕМСЯ НА ПРОДЛЕНКУ!
Каждый четверг мы открыты для вас с 10:00 до 21:00.
Завтрашний вечер, конечно, не станет исключением. Строим планы, друзья!
Показать полностью.
6 ЯНВАРЯ - ЭКСКУРСИОННЫЙ ДЕНЬ
Приглашаем присоединиться к экскурсии экспертов и любителей изучающих французский язык.
И, разумеется, всех интересующихся историей!
ГОВОРИМ НА РОДНОМ
🪄 Магия происходит по сеансам!
Для сборных групп индивидуальных посетителей:
11:30
13:30
15:30
Для маленьких посетителей музей подготовил увлекательные занятия и мастер-классы!
Сейчас расскажем, что ждет наших гостей в ближайшие дни
Показать полностью.
ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО:
По народным поверьям сооружение снежной бабы помогало сократить холода и вызвать летом дождь, который предотвратит засуху и неурожай.
Вот так то!
ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ?
На театрализованном занятии ребята встретятся с Хозяйкой и Солдатом – героями, давно знакомыми по русским народным сказкам.
Какие же истории хранит в себе старый походный ранец?
Ребята раскроют все секреты!
Наши гости узнают, что Солдат носит за плечами в своем ранце, и чего стоит настоящий солдатский сухарь!
Хозяйка расскажет, как правильно варится уха из петуха, и что забыли в ее избе проезжие балаганные артисты.
На занятии прозвучат старинные пословицы, поговорки и загадки.
Читайте также: