От чего умер эрик брун
Расставшись с Марией Толчиф, весну 1961 года Эрик встретил в родном Копенгагене. Он, как пишут в романах, стоял один на вершине карьеры и в зените славы. Ему 32 года, он звезда мировой величины. Он может по прихоти принять или отвергнуть любой контракт, диктовать любые условия, сам выбирать, что и где он хочет танцевать. Будущее танцовщика Эрика Бруна выглядело очень красиво, предсказуемо и в высшей степени достойно. Заняться преподаванием, воспитывать следующее поколение танцовщиков. Иногда соглашаться на особо интересные короткие контракты — если есть желание или репертуар покажется интересным. А через несколько лет — если Эрик захочет, конечно, он сам возглавит датскую труппу.
Это было на поверхности.
В действительности же Эрик пребывал в очередном кризисе. 32 года — молодость для нас, но для балетного танцовщика это уже почти старость. Королевский балет Дании в ту пору отправлял своих артистов на пенсию в 35 лет. Эрик чувствовал, что его время уходит, начинал искать признаки старения и угасания сил — и, при своей тревожности, находил их во всем. Снова бесконечная череда отмененных под пустыми предлогами выступлений. Что-то кольнуло, как-то неудачно наступил или повернулся — и все, он уже не может танцевать.
Эрик молчал и никому не жаловался, но немногочисленные близкие люди замечали, что с ним что-то происходит. Его педагог Вера Волкова в одном из частных писем подруге Колетт Кларк написала, что лучше бы Эрику уже сейчас оставить сцену и посвятить себя преподаванию, этим он сохранит остатки нервов и психического здоровья.
Эрик в самом деле проявил себя одаренным педагогом. В Копенгагене у него уже было несколько учеников, благодарных, боготворящих его. Ни один не догадывался, с каким чувством Эрик входит в класс заниматься с юным танцовщиком, у которого вся жизнь впереди. Эрик дал себе слово никогда не срываться на них, как на него когда-то срывался Антон Долин, и держал себя в руках.
Он держал себя в руках всю жизнь и как никогда был готов сломаться.
В сентябре 1961 года в Копенгаген приехала Мария Толчиф. Закончив свой роман-нероман, они с Эриком сохранили сотрудничество на сцене: и он, и она понимали, что их партнерство уникально и им надо дорожить. Вот и сейчас Мария собиралась танцевать с Эриком в гала-концерте. Она приехала не одна, ее сопровождал молодой любовник. Им оказался Рудольф Нуреев — русский танцовщик, наделавший так много шума тем, что попросил политического убежища во Франции всего несколько месяцев назад, в июне 1961 года.
Рудольф оказался большим поклонником Эрика. Он никогда не видел его танцующим “вживую”, только на любительской видеозаписи, оставшейся после гастролей АБТ в СССР , но некачественной записи без звука оказалось достаточно, чтобы произвести впечатление. "Такой холодный, что обжигает" - так охарактеризовал Эрика Рудольф.
В Копенгагене Рудольф начал заниматься с Верой Волковой, но его самой большой мечтой было учиться у самого Эрика. Как он сам заявил со своим потрясающим самомнением, Эрик Брун был единственным танцовщиком, кто еще может его, Рудольфа Нуреева, чему-то научить.
Эрик поначалу был не в восторге от свалившегося как снег на голову “ученика”. На его взгляд, юноша был чудовищно плохо выученным, с “грязной” техникой. Бравурный советский стиль казался рафинированному датчанину безвкусным и вульгарным. Даже рвение и старания Рудольфа на уроках не производили на Эрика особого впечатления. К тому же, его нервировало слишком явное обожание. Рудольф ходил за Эриком хвостиком, не задаваясь вопросом, уместно его присутствие сейчас или нет, он даже являлся в премьерскую уборную и умиленно наблюдал за тем, как Эрик одевается и завязывает галстук. А еще он был влюблен и совершенно не скрывал этого. Мария была совершенно забыта с первых же дней в Копенгагене. Не то чтобы Эрику были совершенно чужды такие чувства, но надо же иметь приличия! Такие манеры, варварские и предельно откровенные любовные притязания выбивали из колеи. Эрик прятал смятение за грубостью и резко отчитывал Рудика. Он пытался быть холодным и высокомерным. Но выросший на рабочей окраине Уфы Нуреев нисколько не смущался. Всегда получать желаемое любой ценой, не останавливаясь ни перед чем, просто переть напролом - было главным его жизненным правилом. Сопротивление намеченной “жертвы” (будь то сексуальный интерес или хореограф с интересной постановкой) его не огорчало и вообще не трогало — всего лишь временные трудности, а кому легко?
Балет
Первой партией, которую Рудольф Нуреев исполнил на профессиональном уровне, была роль Фрондосо в балете «Лауренсия». Позднее танцовщик участвовал в VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где был награжден золотой медалью. За 3 года Рудольф стал важным звеном в труппе, на него возлагались большие надежды. Он ездил на гастроли с театром в Болгарию, Восточную Германию и Египет, поэтому Нурееву без проблем выдали французскую визу, и он отправился выступать в Парижской опере.
Побег танцовщика произвел эффект разорвавшейся бомбы, так как еще 2 месяца назад Советский Союз праздновал победу после первого полета человека в космос. Артист навсегда был внесен в списки предателей родины. Впрочем, через много лет, в 1985 году, ему позволили на трое суток въехать в страну, чтобы побывать на похоронах матери. При этом все люди, знавшие артиста в молодости, были предупреждены о строгом запрете общения с ним.
Ранее Нуреев совершал попытки связаться с родными, но был беспомощен перед «железным занавесом». Артист балета нашел выход. По его просьбе королева одного арабского государства, которая совершала визит в СССР, сумела включить в своей маршрут посещение Уфы. Здесь она передала письмо от Рудольфа его матери и выразила перед ней свое восхищение талантом сына. Этот интересный факт из жизни Нуреева впоследствии стал известен его поклонникам.
Во Франции Рудольф примкнул к труппе «Балет маркиза де Куэваса», но через полгода был вынужден покинуть страну, так как в политическом убежище ему было отказано. Зато навстречу талантливому артисту пошла Великобритания: Нуреев переезжает в Лондон и вместе с балериной Марго Фонтейн на сцене Королевского балета Ковент Гарден создает дуэт, до сих пор считающийся эталонным.
Рудольф Нуреев - «Лебединое озеро»
Позднее танцовщик стал премьером Венской оперы, вследствие чего получил австрийское гражданство. Но он не ограничивался выступлениями в одной конкретной стране. Нуреев работал очень усердно: в 60-е он давал по 200 спектаклей в год, а к 1975-му стал выходить на сцену более чем 300 раз, то есть почти ежедневно.
Слава танцовщика была оглушительной, на Западе он блистал не только на лучших балетных сценах, но и стал частью поп-культуры. Его фото и интервью регулярно попадали на обложки и страницы глянцевых изданий. Нуреев дружил с Элизабет Тейлор, принцессой Дианой, а Жаклин Кеннеди лично помогала танцору создавать интерьер его квартиры в Нью-Йорке. Рудольф не упускал возможности показать свое чувство юмора: он стал героем одного выпуска кукольного «Маппет-шоу», где состоялось его выступление со свинкой мисс Пигги под музыку из «Лебединого озера».
Благодаря своей трудоспособности и известности Нуреев стал самым богатым артистом балета, накопив состояние в $ 80 млн. Список его недвижимости пополнялся с каждым годом: ему принадлежали роскошные апартаменты в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, поместья в США, во Франции, Италии. Нуреев даже приобрел небольшой архипелаг, на одном из островов которого построил виллу с балетным классом и бассейном. Сделать это было непросто, так как на архипелаге отсутствовали пресная вода и электричество.
Память
Несмотря на то, что артист балета отказался от гражданства СССР, на родине поклонники поняли его решение и продолжали ценить творчество Рудольфа. После кончины Нуреева его имя было присвоено Башкирскому хореографическому колледжу, улице в Уфе, а также открыт музей. Кроме того, в столице Татарстана проводится ежегодный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева, а в ноябре 2018 года в Казани был открыт памятник.
Смерть
Еще в 1983-м в крови Рудольфа Нуреева был обнаружен вирус иммунодефицита. Болезнь развивалась, и через 10 лет, 6 января 1993 года, в пригороде Парижа великий танцовщик скончался от СПИДа.
Могила Рудольфа Нуреева / Википедия
По его требованию тело было захоронено на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а могила накрыта цветным персидским ковром.
Рудольф Нуреев
Рудольф Нуреев – легендарный артист балета, который был востребован и на советской сцене, и за границей. Он считается самым знаменитым танцовщиком XX века, а техника Рудольфа и его прыжок – хрестоматийными. После парижских гастролей в 1961 году отказался возвращаться в Советский Союз, попросил политического убежища и стал одним из самых знаменитых беженцев в отечественной истории. После окончания танцевальной карьеры Нуреев пробовал себя и как хореограф, и как киноактер, а в последние годы был дирижером Парижской оперы.
Личная жизнь
Личная жизнь Рудольфа Нуреева оказалась связана с мужчинами: артист балета был открытым геем. Хотя некоторые его знакомые утверждают, что в юности у него были и романы с девушками. Сам танцор признавал, что дважды мог стать отцом, но его избранницы по разным причинам прерывали беременность.
Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн / Eric Koch, Википедия
Также Рудольфу приписывают романтические отношения с его партнершей, великой балериной Марго Фонтейн, которая была старше на 15 лет. Впрочем, сами танцовщики называли эту связь исключительно духовной и дружеской.
Когда балерина умирала от рака, Нуреев оплачивал все ее медицинские счета и однажды сказал, что если бы мог в свое время сделать Марго своей женой, то жизнь обоих сложилась бы удачнее. Впрочем, эти слова скорее говорят не о старом романе, а о нежелании расставаться с жизнью – Рудольф знал, что и сам умирает.
Embed from Getty Images Рудольф Нуреев и Эрик Брун
В разное время у Нуреева, по слухам, были любовные отношения с такими звездами, как рок-музыканты Фредди Меркьюри и Мик Джаггер, модельер Ив Сен-Лоран и певец Элтон Джон. Но главной любовью в личной жизни Рудольфа оставался датский танцовщик Эрик Брун. Мужчины были вместе на протяжении 25 лет, вплоть до смерти Эрика в 1986 году. Отношения между ними складывались непросто, ведь по темпераменту русский и датчанин оказались чуть полными противоположностями.
Рудольф Нуреев и Эрик Брун - любовь гениев балета (17 фото + 2 видео)
Порой любовь приобретает весьма неожиданные формы и может в корне изменить жизнь людей, в сердца которых попали стрелы Амура. Именно так случилось и с артистами балета, которых связывало не только творчество, но и страстные чувства. Гении танца, они брали от жизни, что хотели: удовольствия, деньги, славу и преклонение. Но с личным счастьем всё обстояло гораздо сложнее.
Рудольф Нуреев – великий артист балета
Жизнь гениального танцора Рудольфа Нуреева не всегда была безоблачной. В детстве ему пришлось познать настоящую нищету, которая, впрочем, заставила добиваться безбедного существования с чрезвычайным упорством. Но к достойной жизни путь был весьма нелегким. Хотя балетом Нуреев занимался с самого детства, профессиональную технику он начал осваивать довольно поздно.
Рудольф Нуреев: погружаясь в образ.
Современники утверждали, что когда Рудольф осваивал различные движения в училище Вагановой, было видно, что у парня присутствуют значительные проблемы с техникой. Причем видел это и сам Нуреев, и это выводило его из себя. Он не стеснялся проявлять свою ярость прилюдно и часто во время репетиций убегал из зала со слезами на глазах.
Он часто появлялся на сцене с обнажённым торсом.
Но когда все уходили, он возвращался и настойчиво отрабатывал различные па в одиночестве до тех пор, пока не добивался совершенства. Так формировался танцор, о котором великая Плисецкая позже скажет: "До Нуреева танцевали по-другому". Ведь мужчины традиционно играли балете второстепенную роль, подчеркивая значимость и профессионализм представительниц прекрасного пола. Но танец Нуреева был настолько ярким, что на него просто невозможно было не обращать внимания.
Эрик Брун – гений балетного искусства
Два великолепных танцора.
Эрик Брун - прямая противоположность Нурееву. Сдержанный и хладнокровный датчанин обладал удивительной техникой, харизмой и мгновенно завоевывал расположение аудитории. В 1949 году он был принят в трупу Американского театра балета, и каждое его выступление было настоящей сенсацией. Высокий и аристократичный блондин, напоминавший внешне греческого бога, с высоким лбом, правильным, резко очерченным профилем, тонкими чертами лица, и грустными серо-голубыми глазами, он был сама утонченность. Он притягивал взоры едва ли не всех женщин… У Эрика Бруна была невеста, знаменитая красавица-балерина Мария Толчиф. Но знала бы она, что его сердце будет отдано не ей.
Заочное знакомство
Рудольф Нуреев на сцене.
Когда в 1960 году Бруно гастролировал в СССР, Нурееву не удалось попасть на его выступления. Но восхищенные отзывы знакомых в адрес датчанина настолько поразили Рудольфа, что он даже разыскал несколько любительских записей этого иностранного танцора. Нуреев искренне восхищался изяществом танца великого Эрика и сказал тогда о Бруно: «Такой холодный, что обжигает».
Встреча
От танца до любви один шаг.
По иронии судьбы двух гениев балета свела Мария Толчифф. Её связывали нежные чувства с Эриком, а после разрыва она влюбилась без памяти в Рудольфа. Именно она в 1961 году попросила Нуреева сопровождать ее к Бруно, с которым она исполняла партию в балетной постановке в Копенгагене. Во время поездки она позвонила Эрику и беззаботно сказала: «Здесь есть некто, кому очень хочется с тобой познакомиться!». Именно тогда будущие любовники услышат голос друг друга, а сама Толчифф потеряет сразу обоих своих ухажёров.
Нуреев, Бруно, Мария Толчифф и балерины труппы.
Первая из встреча состоялась в отеле "Англетер", и Бруно почувствует симпатию к красавцу-татарину, одетому с некой небрежной элегантностью. Нуреев плохо знал английский, поэтому ему трудно было поддерживать разговор при встрече, а Толчифф и Эрик, пытаясь скрыть смущение и неловкость ситуации, тоже к общению не стремились.
Вместе.
После этой встречи они периодически встречались на репетициях, и уже тогда Рудольф всё больше привязывался к Эрику, который на сцене покорял невероятной грацией и изяществом, да и к тому же был красив, как античный бог.
Развитие отношений
Любовь нечаянно нагрянет.
Привязанность Нуреева к Бруно была взаимной. Эрик ловил себя на мысли, что ему хочется проводить с Рудиком все больше времени, и в один из таких дней танцоры решили пообедать наедине, без Марии Толчифф. Это приводит балерину в ярость, она закатывает настоящую истерику. За отношениями любовного треугольника наблюдает вся труппа. Но Толчифф не удается погасить пламя, вспыхнувшее между двумя её партнёрами.
Рудольф и Эрик на репетиции.
Они были прямыми противоположностями. Нуреев - страстный, неистовый татарин, почти дикарь, а Брун - спокойный, рассудительный скандинав. Брун был сама утонченность. Сдержанный, уравновешенный. Высокий блондин с голубыми глазами. И при этом не представляли жизни друг без друга.
Нуреев у станка.
Страсти просто кипели! Рудольф, когда ему казалось, что в их отношениях что-то не так, орал, топал ногами и разбрасывал вещи по квартире, а испуганный Эрик убегал из дому. Нуреев бросался за ним вслед и умолял вернуться. «Наша встреча была подобна столкновению и взрыву двух комет», - возвышенно комментировал эти кухонные разборки Эрик.
А чего мне бояться?
Однажды у Руди спросили, не боится ли он разоблачения? В ответ он рассмеялся и пообещал прокричать на весь мир, что любит Эрика: "А чего мне бояться? Они узнают, что я гей, и перестанут ходить на мои спектакли? Нет. Нижинский, Лифарь, да сам Дягилев. И Чайковский… Что женщины станут меньше меня хотеть? Было бы неплохо. Но, боюсь, их не остановит даже утверждение, что я гермафродит, скорее только подстегнет любопытство."
Нуреев в гримёрке
Еще Нуреев постоянно изменял своему любимому. Эрику такая распущенность была не по нраву. Он ревновал, страдал и периодически собирал манатки. Нуреев умолял остаться, клялся, что любит только его, божился, что больше это не повторится. Он говорил несчастному Эрику все то, что обычно в таких случаях говорят гулящие мужчины своим несчастным женам. У Нуреева были романы с легендарным солистом группы "Qween" Фредди Меркьюри, с Элтоном Джоном; и по слухам даже с незабываемым Жаном Маре.
Нуреев и мапеды.
Но был и ещё один момент, который не давал Эрику покоя, возможно, даже больше, чем постоянные измены партнёра - что его, талантливого танцора, во многом даже более талантливого, чем Нуреев, полностью затмевала безумная популярность любовника. На Западе образ Нуреева, бежавшего из СССР, был настолько раскручен, что никто другой с ним просто не мог тягаться. «Ему достаточно было пошевелить пальцем ноги, чтобы заставить сердца биться, как тамтамы», - писал один из критиков. Этот истерический интерес убеждал Бруна в том, что сам он навсегда останется незамеченным.
Прощание
Гений танца Рудольф Нуреев.
Устав от татарского ига, Эрик бежал на край света - в Австралию. Нуреев звонил любимому каждый день и удивлялся, почему это Эрик грубит ему по телефону. «Может быть, стоит звонить один или два раза в неделю? - советовали знакомые Рудольфа. - Возможно, Эрик хочет побыть один». Но Рудольф так не считал.
Надгробье Рудольфа Нуреева.
Но летел он зря, их отношения так и не наладились. «Я не могу быть с ним рядом, мы губим друг друга», - жаловался Брун друзьям. Нуреев же на каждом углу заявлял, что готов остаться в Эриком на всю жизнь. На что Эрик парировал: «- взрывы, коллизии, - это не могло продолжаться долго. Если Рудольф хотел, чтобы все было иначе, что ж, мне очень жаль». Так неоригинально - «мне очень жаль»- и закончился этот бурный любовный роман.
В 1986 году, когда стало известно о тяжёлой болезни Бруна, Нуреев бросил все дела и полетел к нему. Они проговорили до поздней ночи, а утром, когда Нуреев пришёл к нему, он уже не мог разговаривать и только следил за Рудольфом глазами. В марте Брун умер, по официальной версии от рака, но злые языки утверждали, что от СПИДа. Рудольф не оправился от этого удара до конца дней. Фотография Эрика всегда стояла у него на столе. Он пережил своего любовника и кумира на 12 лет.
Фильмы и музыка
Еще в Советском Союзе Нуреев впервые снялся в фильме «Души исполненный полет», посвященном Всесоюзному смотру хореографических училищ. Позднее он был главным действующим лицом ряда фильмов-балетов, например, «Ромео и Джульетта», «Я — танцовщик», «Юноша и смерть». Но есть в биографии Рудольфа и две роли в художественном кинематографе. Он сыграл Рудольфа Валентино в биографической драме «Валентино» и Даниэля Джелина в мелодраме «На виду», где сотрудничал с юной Настасьей Кински.
Рудольф Нуреев в роли Рудольфа Валентино (кадр из фильма «Валентино»)
Также легенда балета известен как балетмейстер, сделавший собственные варианты классических спектаклей «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Золушка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Кроме того, Нуреев поставил оригинальные балеты «Танкреди» и «Манфред».
Когда в 80-х годах Рудольф возглавлял труппу парижской Гранд-опера, он стал продвигать все больше молодых исполнителей, часто игнорируя иерархию солистов, ведущих солистов и премьеров, что оказалось новаторством в мировой практике. В последние годы жизни мужчина уже не мог танцевать, но не захотел расставаться с театром и начал дирижировать оркестром. Причем в этом качестве даже был специально приглашен в Россию и на сцене Татарского оперного театра в Казани дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик».
Детство и юность
Несмотря на то, что в биографии Рудольфа Нуреева родным городом указан Иркутск, на самом деле он родился в поезде, который следовал во Владивосток, а на железнодорожной станции недалеко от Иркутска было только зафиксировано появление малыша на свет. Рудольф стал младшим ребенком в семье политрука Красной армии Хамета Фазлеевича, татарина по национальности, и его жены Фариды Аглиулловны. У звезды балета было три старшие сестры: Роза, Розида и Лидия.
Рудольф Нуреев в детстве и его мама Фарида АглиулловнаВоенное детство Нуреева прошло в эвакуации в Уфе. Уже с 5 лет мальчик начал проявляться интерес к танцу. Отец, вернувшийся с войны в звании майора, оказался недоволен выбором сына. Хамет поначалу старался привить Рудольфу любовь к мужским увлечениям – рыбалке и охоте, но мальчик проявлял к хобби отца равнодушие.
Тогда Нурееву-старшему приходилось доставать ремень. Наказания не отвадили Рудика от хореографии, и уже с 11 лет он выходил на сцену в числе участников ансамбля народного танца при Доме культуры. В 15 лет юноша уже начал пробовать свои силы в кордебалете Уфимского оперного театра, а через год стал полноправным членом труппы.
В 1955 году, в 17 лет, Рудольф Нуреев отправляется в Ленинград, чтобы продолжить образование в хореографическом училище. Но он не учел, что в это учебное заведение принимают детей с 12 лет, поэтому по возрасту он сильно отставал от своих однокурсников, не находил с другими учениками общего языка и подвергался насмешкам. Из-за подобного отношения Нуреев не смог жить в общежитии, поэтому откликнулся на любезное приглашение своего наставника Александра Пушкина и поселился в его семье.
Хореографическое училище Рудольф окончил в 1958 году и сразу получил приглашение войти в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, которое ему сделали по настоятельной просьбе прима-балерины Наталии Дудинской.
Бегство звезды под покровом ночи
Не знаем, заметили вы или нет, но на этом канале царит культ Эрика Бруна . Казалось бы, человек умер в 1986 году, перестал выходить на сцену еще раньше - и все равно по сей день остается непревзойденным ни по какому параметру классическим танцовщиком.
Но в то же время, безмерно любя и восхищаясь Эриком, мы прекрасно пониманием, почему многие, слишком многие коллеги по балетному цеху мечтали его убить. Прочтите печальную историю об Эрике и Джоне Крэнко - и вы тоже поймете.
Лето 1962 года. Джон Крэнко завершает свой первый сезон в качестве художественного руководителя Штутгартского балета. Сезон был успешный и заставил всю мировую прессу говорить о Штутгартском балете, до сих пор бывшем труппой местного значения. Крэнко хочет закрепить успех, у него море амбиций, и в честь окончания сезона он с большим размахом организовывает фестиваль, участвовать в котором приглашает звезд со всего мира. В том числе и Эрика Бруна. Для Эрика припасена особая задача: он будет танцевать премьеру балета “Дафнис и Хлоя”, который Крэнко ставит специально на него.
Это Эрика и подкупило - он уже был мега-звездой, но до сих пор ни один значимый хореограф не создал для него оригинальный балет (вероятно, другие значимые хореографы просто не были такими рисковыми, как Крэнко, и предвидели, чем все закончится, поэтому и не брались).
Постановочные репетиции шли вполне успешно, хотя Эрик как обычно нервничал, страдал от реальных и вымышленных болей, сомневался в себе, сходил с ума на почве собственного перфекционизма, словом, оставался самим собой. Но Крэнко как-то умудрялся справляться с его настроениями. Обстановка в труппе была мирная и здоровая, за один сезон Крэнко уже удалось сколотить команду единомышленников, и все дружно заботились о психологическом комфорте Эрика, поэтому он воспрянул духом и увлекся работой, благо, Крэнко придумал для него интересные творческие задачи (об этом см. тут ).
“Дафнису и Хлое” все предвещало успех, но… Незадолго до премьеры и открытия балетного фестиваля в Штутгарт приехал Рудольф Нуреев. В то время его и Эрика связывали бурные и драматические любовные отношения, и приехал-то он только ради Эрика, чтобы повидаться с ним, ведь они танцевали на разных сценах, зачастую на разных континентах и не могли постоянно быть вместе. Но штутгартская публика и особенно охочие до сенсаций журналисты немедленно решили, будто Нуреев приехал, чтобы участвовать в фестивале. Ведь Крэнко позвал столько звезд, почему бы Руди Великолепному не стать вишенкой на торте?
Рудольф Нуреев неотразим. Фото из коллекции авторов канала Рудольф Нуреев неотразим. Фото из коллекции авторов каналаКрэнко вовсе не имел такого намерения, он был не в восторге от Нуреева-танцовщика и Нуреева-человека и опровергал все слухи, но ничто не помогало. Степень популярности и славы Рудольфа Нуреева в те годы сложно передать словами. Истерия вокруг него была чем-то сродни истерии, которая через пару лет вспыхнет вокруг “Битлз”. Даже не танцуя, он умудрился стать хедлайнером фестиваля.
Прочие звезды и даже Эрик оказались в тени. Журналисты если и обращались к Эрику, то главным образом для того, чтобы он помог им общаться со своим прославленным другом. Эрик никогда не стремился к шумной популярности и не любил избыточного внимания, но сейчас он вдруг почувствовал себя униженным: “Никто не узнавал меня, [все думали, что] мне повезло, что я рядом с Рудиком… Нас постоянно подначивали, все эти шуточки… Меня это достало”.
Публика не унималась и каждый вечер ждала: когда же на сцену выйдет Рудольф? Сам Рудольф на словах горячо уверял, что он тут такой же простой зритель, приехавший поддержать друга на важной премьере. Но градус настроений и ожиданий был таков, что и он невольно начал задумываться: “А почему бы нет? Меня хотят видеть, я хочу и могу станцевать что угодно, что же нам мешает?”
И когда Эрик понял, что еще немного и даже Крэнко сломается под давлением и против всех планов выпустит на сцену Рудика, это стало последней каплей для его нервной натуры. На тот момент две звезды были знакомы меньше года. Но проблема профессионального соперничества (не признаваемая вслух ни одной из сторон, более того — гневно отрицаемая) стояла во всей красе. И это очень плохо сочеталось с личной привязанностью.
Эрик в состоянии полного душевного раздрая станцевал два спектакля “Дафниса и Хлои” и первый даже счел удачным. Про второй, правда, сказал, что это катастрофа, хотя публика и Крэнко были с ним не согласны, для них-то “Дафнис” был однозначным успехом. Оставался еще гала-концерт, в котором Эрик должен был танцевать с блистательной француженкой Иветт Шовире. Но…
Слева направно: Эрик Брун, Иветт Шовире, Рудольф Нуреев, Джон Крэнко. Фото из коллекции авторов канала Слева направно: Эрик Брун, Иветт Шовире, Рудольф Нуреев, Джон Крэнко. Фото из коллекции авторов каналаНеизвестно, что стало последней каплей. Скорее всего, ссора с Рудольфом “за кадром”. Но на генеральной репетиции гала Эрик объявил, что у него болит спина и он не выйдет на сцену.
Крэнко хорошо знал его и в больную спину не поверил. Он отправился в гостиничный номер Эрика в обществе другого хореографа, Кеннета Макмиллана. По другой версии этой истории, Крэнко сам не ходил, но послал к Эрику депутацию в составе того же Макмиллана и премьера Штутгарткого балета Рэя Барры, у которого в свое время тоже были отношения с Эриком и который умел находить к нему подход. В общем, так или иначе, состоялся бурный разговор, в ходе которого Эрика уговаривали не подводить Крэнко и не портить своими выкрутасами замечательный балетный фестиваль, который почти состоялся, да еще с таким успехом. Все было бесполезно. Эрик уже вошел в штопор и танцевать отказывался наотрез. Окончательно его довел до ручки Макмиллан, фамильярно и шутливо сказавший что-то вроде: “Ну же, будь хорошим мальчиком”. Эрик вышел из себя и вышвырнул депутацию вон.
Джон Крэнко, Кеннет Макмиллан и балетмейстер Питер Райт (к Эрику не ходил и к этой драме отношения не имеет). Фото из коллекции авторов канала Джон Крэнко, Кеннет Макмиллан и балетмейстер Питер Райт (к Эрику не ходил и к этой драме отношения не имеет). Фото из коллекции авторов каналаВ ту же ночь он сел за руль и, никому не сказав ни слова, уехал из Штутгарта. Наутро Рудольф Нуреев обнаружил на своей подушке записку такого содержания: “Мой дорогой Рудик, береги себя, слова обманчивы, и их вечно понимают неправильно. Так что я не скажу ничего, кроме “прощай”. С любовью, Эрик”.
Крэнко не удостоился и такого прощания. Его просто подвели и бросили в ответственный момент. Что ему оставалось делать? Только одно - экстренно заменить одну звездой другой.
На счастье, Рудольф оставался в Штутгарте. Он бы с удовольствием бросился разыскивать Эрика, но не мог покинуть город, потому что остался без документов: его паспорт и визы Эрик случайно или намеренно увез с собой. Пока документы восстанавливались, Рудольф сделал то, чего от него ждали с таким нетерпением, - принял участие в фестивале. Он быстро выучил Grand pas classique на музыку Обера - тот самый номер, который должен был исполнять Эрик в гала, - и танцевал его с Иветт Шовире.
В сухом остатке:
- Балетоманы, собравшиеся на фестиваль, были счастливы.
- Крэнко не был счастлив, несмотря на то, что его событие было спасено, и после этого много лет отказывался разговаривать с Эриком, которого заслуженно считал предателем.
- Личные отношения на работе - зло.
Балет Крэнко “Дафнис и Хлоя” остался в репертуаре Штутгартского балета. Нам удалось найти в анналах упоминание о том, что вместо Эрика главную партию танцевала другая приглашенная звезда - Хеннинг Кронстам, тоже датчанин, воспитанник той же школы, что и Эрик, и обладатель похожей техники. Но ни видео, ни даже фото этого спектакля нам, увы, не попадались. Если кто-то сможет нам помочь, наша признательность будет вечной.
Читайте также: