Оракул в греции место где
Тайна человеческой судьбы. Иногда судьба представляется нам милосердным Провидением, иногда – неумолимым Роком. С древности и до нашего времени люди обращаются к гадалкам, астрологам и прорицателям, чтобы попытаться заглянуть в невидимый для обыкновенных глаз мир - мир будущего.
Не являются ли мистификаторами легендарные и современные пророки? Может ли вообще человек узнать, что готовит ему судьба? В поисках ответа давайте обратимся к истокам пророчеств.
В Египте, Индии, Греции, Вавилонии, у кельтов и других древних народов способность прорицать была великим искусством и священной наукой, а прорицатели, особенно столь знаменитые, как дельфийские Пифии и легендарные Сивиллы, были жрецами и жрицами, посвятившими свою жизнь служению богам. Самым знаменитым и почитаемым прорицалищем древности был Дельфийский оракул [1] .
По легенде изначально он принадлежал Матери-Земле, Гее. Гея отдала оракул Фемиде, богине правосудия. Само имя Фемиды означает «Пророчество», а предсказания Пифии назывались по-гречески «фемистэс». В дар от Фемиды святилище получил Аполлон.
Согласно другой легенде, оракул был основан самим Аполлоном, покровителем искусства прорицания. Он замыслил основать свое первое святилище в Дельфах - небольшой долине у подножия Парнаса, окруженной скалистыми горами, - где и заложил фундамент храма, чтобы устами людей прорицать божественную волю. Но сначала богу пришлось сразиться с ужасным драконом Пифоном, обитавшим в Дельфах. В одном из произведений древнегреческого поэта-философа Пиндара говорится, что Аполлон сражался с чудовищем за магический треножник, с которого до него пророчествовал сам Пифон.
Существует легенда о древнем храме Аполлона - шатре, сплетенном из ветвей священного лавра. Этот храм сменил другой, сделанный из воска и пчелиных крыльев; его Аполлон отдал своему любимому народу - гипербореям. Третий храм был из меди, его создал божественный кузнец Гефест; в нем пели волшебные золотые девы. Это святилище было расплавлено огнем. Четвертый храм, известный уже по историческим источникам, был построен из камня легендарными архитекторами Трофонием и Агамидом. Когда он был основан - остается загадкой, над которой бьются поколения исследователей. Известно, что во времена Гомера, то есть в VIII-VII вв. до н. э., святилище было знаменито не только в Греции, но и в соседних государствах. Гомер в «Илиаде» упоминает, что к оракулу обращался царь Агамемнон, а это означает, что Дельфийский храм мог существовать уже во времена троянской войны, в XIII в. до н. э. Современные исследователи нашли на месте оракула древнее микенское святилище.
Эллины были глубоко религиозным народом. Религия являлась для них потребностью души, а не узаконенным правилом, и все, что касалось воли богов, было окружено величайшим почтением. Вера в оракулы, в божественные знамения не была бессмысленным подчинением навязанной свыше воле, но проистекала из понимания вселенной как великой, гармонично устроенной системы, в которой и люди, и боги имели свое место и выполняли предназначенную им Провидением роль. Не случайно в Греции говорилось, что даже великий Зевс подчиняется воле мойр - богинь судьбы, статуи которых стояли в Дельфийском храме рядом со статуями Зевса и Аполлона.
В самой таинственной части святилища, вход в которую для просителей был закрыт, находилась расселина, из которой поднимались удушливые пары. Согласно легенде, они исходили из того места, где был погребен побежденный Аполлоном Пифон; от имени чудовища и произошло название Пифий - жриц, пророчествовавших под воздействием этих испарений. Над расселиной был установлен треножник, с которого Пифия давала свои предсказания. В древние времена единственная Пифия совершала пророчества лишь раз в году, во времена расцвета Древней Греции пророчества давались постоянно, за исключением определенных неблагоприятных дней, а в начале нашей эры в храме жили три Пифии, которые прорицали два раза в месяц, - число желающих получить ответы на свои вопросы было весьма велико.
Пифию избирали из молодых девушек, и после обряда посвящения Аполлону мирская жизнь для нее прекращалась: жрица никогда не покидала храма и проводила все свое время в общении с богом. Служение Пифии считалось очень почетным, но было сопряжено с большими страданиями, так как после каждого «сеанса» пророчеств жрице приходилось довольно долго восстанавливать свое здоровье и душевное равновесие. Перед началом пророчества жрецы совершали жертвоприношение и определяли, угодно ли богу дать предзнаменование; если результат был отрицательным, жертвы приносились до тех пор, пока не являлось благоприятное знамение. Тогда Пифия омывалась в священном источнике и восходила на треножник.
О природе пророчества существует много различных мнений. Средневековые мистики утверждали, что вся информация о том, что было, есть и будет, уже существует на невидимых планах, то есть любая вещь, любое явление, прежде чем проявиться в мире форм, рождается и существует в мире идей, и если научиться «подниматься» сознанием до этих планов, то можно видеть будущее. Представьте себе такую картину: по дороге идет процессия. Человек, который стоит на обочине, видит лишь тех, кто проходит мимо него, но если он поднимется на колокольню, то сверху cможет увидеть все шествие одновременно, и для него «сейчас» будет то, что для стоящего на земле уже произошло или только произойдет. Настоящий прорицатель похож на поднявшегося на колокольню, в то время как мы все «стоим на обочине».
Мистики утверждают, что работа с “тонким планом”, на котором существуют все модели вещей и событий, связана с большой трудностью и опасностью. Для нее необходимо научиться отключать рациональное человеческое сознание и освобождать бессознательное. Этим объясняется необычное поведение Пифии: издаваемые ею бессвязные звуки и возбужденное состояние, сменяющееся трансом. Неоплатоник Ямвлих объяснял, что через пророчицу проговаривает дух святилища, существо, которое является посредником между богами и людьми. Когда пророчица общалась с духом, она впадала в транс, становилась величественной и произносила пророческие слова.
Дельфы, особенно в архаический период, играли роль религиозного центра Эллады – они ведали культом героев и богов, устанавливали календарь праздников. Изречения оракулов повлияли на колонизационную деятельность и законодательство Греции. Известен случай, когда знатный спартанец Ликург прибыл в Дельфы вопросить оракул об улучшении спартанских законов. Ответ Пифии был:
Ты притек, о Ликург, к дарами обильному храму,
Зевсу любезный и на всем Олимпе обитель имущим,
Смертный иль бог ты? Кому изрекать прорицанье должна я?
Богом, скорее, Ликург, прорицать тебя нужно бессмертным.
По некоторым сведениям, Пифия предрекла Ликургу все спартанское государственное устройство.
Начиная важное предприятие, всегда обращались к оракулу за советом. Часто просители получали не тот ответ, на который рассчитывали. Известна легенда, связанная с рождением одного из выдающихся мудрецов древнего мира. Торговец Мнесарх обратился к оракулу с вопросом об успехе своего путешествия и услышал, что у него родится сын, «который будет выделяться красотой и мудростью и принесет человеческому роду величайшую пользу на все времена». Родившегося ребенка нарекли Пифагором (“предсказанным Пифией”). Пифагор стал не только великим математиком; он основал первую философскую школу, давшую импульс всей греческой и последующей философии. Из пифагорейской школы вышло много знаменитых ученых, философов и государственных деятелей.
Доверие к оракулу было столь велико, что в случае неблагоприятного ответа человек и даже целый народ могли отказаться от задуманного. Так, во время завоевания Ионии царем Гарпагом жители Книда пытались прокопать перешеек, соединяющий полуостров с материком, чтобы не пустить захватчика. Однако люди, долбящие каменную породу, стали получать ранения от осколков камней. Вопросив оракул о причине происходящего, они получили указание не превращать Книд в остров. Книдяне прекратили работы и сдались Гарпагу без боя.
Легендарная двусмысленность дельфийских пророчеств породила множество споров. Большинство современных историков считают, что жрецы, которые истолковывали предсказания, использовали эту возможность для политического влияния Дельф на процессы колонизации, войну между правящими родами или борьбу аристократии и демократии в Греции. Однако по мнению древних философов, успех или неудача зависели от тех выводов, которые делал получивший пророчество человек.
Известен пример лидийского царя Креза, который обратился к оракулу с вопросом, выступать ли ему против персов. Ответ, который он получил, был таков: «Если царь перейдет реку Галис, то погубит великое царство». А на вопрос, долго ли будет существовать его держава, - «Коль над мидянами мул царем когда-либо станет, ты, нежноногий лидиец, к обильному галькою Герму тут-то бежать торопись, не стыдясь малодушным казаться». Крез, убежденный, что «великое царство» – это царство персов, а мул не может быть царем людей, пошел войной на персов и проиграл. Когда же он послал в Дельфы свои оковы в качестве «победных даров» с вопросом, принято ли у эллинского бога обманывать друзей, то оракул ему ответил: «Предопределенного Роком не может избежать даже бог. Если бы Крез хотел принять правильное решение, то должен был бы вопросить у оракула, какое царство разумеет бог - Кира или его, Креза? И смысл изречения о муле Крез также не понял: ведь мулом был Кир, так как он происходит от матери более знатной, чем отец».
Известен также пример Нерона, которому Пифия предрекла: “Бойся 63-го года”. На момент пророчества Нерону было 60 лет, и он решил, что повода для беспокойства нет. Однако вскоре сенат низложил Нерона и избрал императором 63-летнего наместника Гальбу, сам же Нерон покончил жизнь самоубийством.
Есть и противоположный пример - правильного истолкования пророчества. Во время войны против жителей Кирры, захвативших часть дельфийских земель, Солон, который осадил город, но никак не мог его взять, вопросил оракула и получил следующий ответ:
Тогда лишь вы ниспровергнете твердыню этого города,
Когда волны темноокой Амфитриты будут омывать собой
Святилище бога, разбиваясь о берег священный.
Солон придумал следующую хитрость. В окрестностях Кирры росло много чемерицы, корни которой вызывают душевную болезнь. Он запрудил реку Плист, на которой стояла Кирра, отравил ее воду чемерицей и вновь пустил в город. Жители, вынужденные пить эту воду заболели, что помешало им защищать городские стены.
В первые века нашей эры могущество Дельфийского оракула значительно уменьшилось. Плутарх, бывший одно время жрецом Дельфийского храма, считал, что это произошло из-за падения нравов людей, которые стали обращаться к оракулу с бытовыми вопросами - о приплоде скота, о плодородии, о здоровье - и перестали заботиться о благе государства и Бога. Сегодня от святилища остались лишь развалины, пророческий дух покинул Дельфы. Но нам, потомкам славной цивилизации, была оставлена последняя загадка храма - начертанная на стене максима “Познай самого себя”.
По словам Плутарха, Аполлон излечивает болезни и разрешает затруднения посредством прорицаний, которые дает людям, вопрошающим оракул; но он побуждает человека к поиску истины, давая ему трудности, разрешаемые посредством размышления. А Гераклит говорил: “Владыка, чье прорицалище в Дельфах, не вещает, не скрывает, но знаменует” (или намекает). Ибо никакой оракул и даже бог не может создавать за человека его судьбу, человек должен научиться сам выбирать и действовать на основе своего выбора. В этом высказывании заключена глубокая древняя мудрость – ведь если судьба и боги будут все делать за нас, то в чем смысл существования человека?
[1] Оракул означает одновременно прорицалище (храм) и прорицание (изречение богов).
Аполлон в Дельфах
У бога Аполлона, сына Зевса, был давний счет к змею Пифону, преследовавшему по приказу ревнивой Геры его мать Лето. Возмужав, Аполлон не стал церемониться с мучителем и выпустил в него 1000 стрел, а после – очистился, искупавшись в источнике Темпейской долины.
Гея, разгневавшись, отправила его на 8 лет в изгнание, подарив ставшие неугодными ей Дельфы своей дочери Фемиде, богине справедливости.
Справедливая Фемида и передарила Парнас Аполлону, который получил с небес восковой «чертеж» первого храма и построил его из лавра на том месте, где прикончил Пифона. Кстати, кости убитого и сгнившего к тому времени змея были положены в металлический котелок-треножник.
Руины Храма Аполлона в Дельфах
На треножнике стала восседать пифия, жрица-прорицательница, сначала раз в год, потом ежемесячно, а после – чуть ли не каждый день провозглашавшая волю богов.
Процедура прорицания – а это как раз и есть тот самый Дельфийский оракул – совершалась в храме Аполлона, из лаврового ставшего медным, а потом и каменным.
Перед тем как обратиться к богам, пифия выдерживала трехдневный пост, пила воду из священного источника Кассотиды и жевала листья лавра.
Считается, что треножник находился над расселиной, из которой шли дурманящие пары, приводившие прорицательницу в экстаз.
Толос Афины Пронои, датируемый 380 г. до н.э., является шедевром классической архитектуры и визитной карточкой Дельф
Правда, современные исследователи так никакой расселины и не нашли. Но Пуп Земли, некогда стоявший посередине храма, был-таки обнаружен при раскопках, начавшихся в 1892 г. Теперь он экспонируется в Дельфийском археологическом музее.
Мифы получили отражение и в других обрядах. Перед каждым праздником в Темпейскую долину направлялось священное посольство с сугубо утилитарной целью – нарубить веток лавра. Через каждые 8 лет, в честь очередного «возвращения из изгнания» Аполлона, устраивались веселые торжества – Септерии.
По легенде, Аполлон учредил и Пифийские игры – праздник искусств, а позднее и праздник спорта. На время их проведения, как и на время проведения Олимпийских игр, прекращались все войны и распри.
Но, говоря исторически, поводом для их учреждения как и для возвышения Дельф в качестве всеантичного святилища послужила как раз война. Названная много позже Первой Священной.
С чем совместить поездку
Напоследок хочется добавить, что если уж и соберетесь посетить Дельфы, то обязательно загляните и в Арахову – небольшую деревушку, расположенную в нескольких километрах от Комплекса. На сегодняшний день она считается одним из наиболее популярных центров горнолыжного туризма в Греции.
Исторические и легендарные Дельфы
К VII в. до н. э. Дельфы в Греции уже были широко известны как город не только жрецов, но и… «честнейших» ростовщиков, менявших деньги паломников из различных полисов, а Дельфийский оракул считался точнейшим выразителем воли богов.
За тем, чтобы храму ничто не угрожало, следили амфиктионы, представители 12 родов, живших неподалеку и объединенных в религиозно-политический союз.
Стадион для Пифийских игр в Дельфах
Впрочем, Кирра владела гаванью в Коринфском заливе, что всего в 9,5 км от Дельф. А гавань – это корабли и паломники, с которых власти города и решили взимать портовый сбор.
Это не понравилось ни жрецам, ни амфиктионам, призванным следить за тем, чтобы Оракул был общедоступным. Развязалась война, и вопрос с Киррой был решен только в 583 г. до н.э.
В знак мира были учреждены Пифийские игры, построен театр на 5000 зрителей, а вскоре и стадион на 6500 мест.
В честь побед над персами V в. до н.э. афиняне возвели в Дельфах сокровищницу
В V в. до н.э. афиняне возвели в Дельфах в честь побед над персами сокровищницу и стою. Век спустя рядом с ними появился и толос храма Афины Пронайи.
Жители острова Сифнос тоже перенесли свои сокровища в Дельфы и тоже построили сокровищницу. Город и храмы были богато украшены статуями богов и атлетов. Некоторые статуи сохранились и до наших дней, несмотря на грабежи и войны (одних только «Священных» войн было 4).
Всегреческие Пифийские игры проводились вплоть до эдикта византийского императора Феодосия, в 394 г. запретившего языческие обряды. Стал ненужным и Дельфийский оракул. О нем рассказывали только легенды.
Театр в Дельфах сохранился до наших дней
Например, легенду о царе Крезе, решившем узнать, стоит ли ему нападать на персов и получившем от пифии ответ: если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство. Крез не понял ответа, и, напав на врагов, погубил свое государство.
Или же легенды о царе Филиппе, отце Александра Македонского, который стал вместо амфиктионов единолично надзирать над Дельфами и никогда не отправлялся в поход, не обратившись за советом к оракулу.
Впрочем, и в современной Греции Дельфы считаются «странным» местом. При раскопках здесь чаще обычного отказывает техника, а люди, регулярно бывающее или работающие на археологическом сайте, нередко рассказывают об удивительной энергетике этого места.
№10 Сунио (Аттика)
Всего в часе езды от шумных Афин на мысе, вдающемся далеко в море, древние греки возвели еще одно значительное сооружение, прекрасно сохранившееся до наших дней – Храм Посейдона.
Сунион, единственное место, которое я знаю, где люди готовы платить за то, чтобы полюбоваться закатом
Построенный в 444 г. до н.э., он и сейчас позволяет судить о своем былом величии. Туристическую тропу к Храму первым протоптал Лорд Байрон, в 1810 г. оставив автограф на одной из его колон.
Как добраться в Дельфы
В Дельфы обычно едут через Афины на автобусе, отправляющемся с терминала B. Адрес автовокзала – улица Liossion, 260. Более подробно о том, как попасть в Дельфы, Grekoblog писал в статье Автовокзалы в Афинах и расписание автобусов в Греции. О транспорте же в самой столице можно более подробно прочитать здесь.
Автобусы Афины-Дельфы ходят 4 раза в день с 7.30 до 17.30 по будням и в субботу и 5 раз – с 7.30 до 20.00 – по пятницам и воскресеньям. Стоимость проезда в одну сторону – €16.40 (2020). За это направление отвечает оператор KTEL-Фокида.
В Дельфах много отелей с умопомрачительными видами
Если соберетесь в Дельфы с ночевкой (а оно того стоит), то хорошая подборка отелей с отзывами гостей, фото и возможностью бронирования представлена здесь.
Часы работы и билеты
Археологический сайт Дельф работает ежедневно с 7.30 до 20.00. Режим работы музея, насчитывающего более 6000 экспонатов, зависит от времени года. Летом он открыт с воскресенья по вторник с 8.30 до 15.30, а со среды по субботу – с 8.00 до 20.00.
Зимой и раскопки, и музей открываются для осмотра в 8.30 и доступны до 14.45. В графике работы музея существуют и дни, когда его можно посетить бесплатно – их перечень мы указали в этой статье.
Собираясь в Дельфы, нужно быть готовым к очереди на входе
Расписание постоянно изменяется. Остается неизменным лишь одно: приезжать в Дельфы лучше с раннего утра, пока не слишком жарко и нет огромных толп из школьников, студентов, экскурсионных групп.
Древняя Греция: TOP-10 достопримечательностей, сохранившихся до наших дней
Конечно, это не первый и не последний TOP-10 Grekoblog, но наверное один из тех, которые пишутся с особым состоянием души. Ведь Греция не была бы Грецией, если бы в ней не было героического духа прошлого, храмов на высоких холмах и какого-то ощущения несерьезности всего происходящего. Как будто это даже не памятники давно ушедших дней, а локализованные декорации из фильмов про Александра, Трою и спартанцев. Начнем же рейтинг по доброй традиции с последнего места .
№8 Акротири (Санторини)
По всей видимости, жители предчувствовали надвигающийся катаклизм и успели провести эвакуацию, поскольку во время раскопок не было найдено ни одного тела.
Тем не менее, во многом благодаря слою пепла, город и большая часть зданий сохранились в сравнительно хорошем состоянии и позволяют составить вполне отчетливое представление о жизни и культуре Кикладской цивилизации.
До Аполлона
Сегодня от богатейшего храмового комплекса на склоне Парнаса остались лишь хорошо сохранившиеся руины. Но в древности Дельфы в Греции были знамениты тем, что с незапамятных времен на этом месте располагались святилища в честь богов.
Уже в XVI в. до н.э., то есть более 3500 лет назад, здесь отправлялся культ Матери-Земли. А там где святилище, там и богатые дары. Жреческое поселение неоднократно подвергалась разграблениям, и полтысячи лет спустя окончательно пришло в упадок.
Сегодня от богатейшего храмового комплекса на склоне Парнаса остались лишь хорошо сохранившиеся руины
Культ Матери-Земли (у греков это Гея) носит универсальный характер: это одновременно и рождение, и смерть, творчество и разрушение. Все хтонические чудовища, наводившие ужас на древних людей – ее «дети».
Среди них и страшный змей Пифон, обвивавший девятью смрадными кольцами Парнас от подножия до самой вершины.
По одной из версий, именно Пифон первоначально выступал «рупором» воли богини-матери. Но, скорее всего, миф о нем возник как раз из-за того, что святилище, из-за многочисленных убийств и грабежей, стало со временем считаться нечистым местом, да и небезопасным.
Так что Дельфийский оракул мог бы так никогда и не появиться, если бы древний человек окончательно не обратился к более «просвещенному» культу олимпийских богов, богов «третьего поколения».
Миф гласит, что Зевс, решив определить центр доставшегося ему от Кроноса, сына Геи, мира, выпустил с противоположных границ света двух птиц (орлов, лебедей или воронов).
На то место, где встретились птицы, верховный древнегреческий бог метнул огромный камень, обозначив тем самым, где находится Пуп Земли.
Этот камень упал как раз на юго-западный склон Парнаса. Место, конечно, было неплохое, намоленное, но пользовалось не самой лучшей славой. Впрочем, в конце концов, существуют же обряды очищения от скверны…
Дельфы и Дельфийский оракул, или где находится Пуп Земли
У человека нет времени совершать фатальные ошибки – это прерогатива богов. Ведь только они, располагая Вечностью, могут ошибаться бессчетно, не задумываясь о том, к чему это может привести. Именно поэтому древние греки и спешили в Дельфы на юго-западный склон горы Парнас, где на высоте 700 м в храме Аполлона можно было узнать свою судьбу и последовать воле богов, играющих в свои бесконечные игры…
Экскурсии в Дельфы из Афин
Многие агентства регулярно проводят групповые экскурсии в Дельфы из Афин на 1 или 2 дня. В программу обычно входит проезд на экскурсионном автобусе, билеты в музей и на археологические раскопки, а также услуги гида. Наиболее популярную из таких экскурсий можно найти на этой странице [ссылка].
Маршруты некоторых экскурсий включают остановку у Фермопил
Прочитать подробности об этой экскурсии и записаться на нее можно здесь [ссылка].
№9 Оракул Зевса в Додоне (Северная Греция)
Если Вы путешествуете по Южной Греции или остановитесь на одном из островов, то Додона, скорей всего, выпадет из Вашего маршрута.
Расположенная неподалеку от современной Янины, Додона в древности славилась оракулом Зевса, считавшимся древнейшим во всей Греции.
Оракул Зевса в Додоне до Классической эпохи был наиболее почитаемым среди греков
О значении Оракула в Додоне говорит уже тот факт, что за советом к нему прибегали не только греки, но и более отдаленные государства. В частности, по свидетельствам Геродота, к Додонскому Оракулу обращался и знаменитый царь Древней Лидии Крез.
Впоследствии, в классическую эпоху, значение Оракула несколько упало, уступив первенство Святилищу в Дельфах. Руины Оракула вызовут восторг у всех любителей Истории. Также здесь хорошо сохранилась конструкция Древнего театра.
№7 Микены (Пелопоннес)
В то время как сами по себе руины в Микенах требуют значительного воображения, чтобы представить их былое величие, это место стоит посетить всем любителям Гомеровской Илиады уже хотя бы для того, чтобы увидеть откуда Агамемнон управлял Грецией эпохи Бронзового Века.
Фотография Львиных ворот в Микенах вошла даже в советские учебники истории
Оракул - о том, кто это такой
Ответ на вопрос о том, что такое оракул, следует искать не в латинском переводе, а в греческом. Ошибочно было бы утверждать, что этот термин означает жреца и простого служителя культа. Несмотря на то, что «oro» с латыни переводится как «молиться», оракул – исконно греческое явление. А потому следует исходить из слова «oραo», что значит «зрю, ведаю». В этом смысле оракулы были близки не к жрецам или священникам, а к славянским волхвам, германским вельвам или кельтским друидам.
В античной традиции этим словом называли и само толкование воли богов, и священное место, где его получали. Конечно, оракул был и жрецом, только особым. Он не просто чтил какое-то божество, но и понимал его язык, мог с ним разговаривать. Иногда духи прорицали будущее через медиумов – пифий.
Эти женщины впадали в транс под воздействием химических испарений и начинали бормотать нечто бессвязное. Оракул истолковывал слова пифии и давал вопрошающему человеку вожделенный ответ. Исследователи полагают, что практика прорицания будущего пришла в Грецию из Малой Азии. В Ассирии и Древнем Египте (в городе Буто) также существовали места, где особые жрецы «говорили устами богов».
В Греции же этот культ смешался с почитанием богини земли Геи, и самый первый оракул провозглашал ее волю в Эпире, в Додоне. По свидетельствам известного древнегреческого историка Геродота, не только его земляки, но и их отдаленные соседи знали, что такое оракул. Он пишет, что царь Лидии Крез решил объявить своеобразный «кастинг» на самого лучшего прорицателя.
Он послал гонцов в греческие Дельфы, в Абы, в Додону, в Амфиараю, Трефонию и в Милет. В этой «битве экстрасенсов» победу одержала… пифия из Дельф. Она угадала, что Крез собирается варить в одном котле ягненка и черепаху. В большинстве храмов античного мира жрецы узнавали о благорасположенности или плохом настроении богов через толкование знаков, посылаемых ими. Такая практика называется мантикой.
Особенно она была распространена в Древнем Риме. Авгуры следили за полетом и поведением птиц, а гаруспики гадали по внутренностям животных, которых приносили в жертву. В греческом городе Дельфы практиковался принципиально иной культ. Считалось, что в этом месте Аполлон пронзил копьем змея Пифона. От удара дротика в земле образовалась расселина, из которой поднимались пары.
Позже над ней был построен храм, в котором на треножнике восседала пифия. Она вдыхала пары и, впав от этого в транс, прорицала волю Аполлона. Никто не входил в помещение, кроме особого жреца. Здесь становится понятным, что такое оракул. Ответы, которые он давал приносящим пожертвования верующим, были туманны и иногда содержали диаметрально противоположные сентенции.
Археологи нашли множество глиняных табличек с вопросами паломников. Перечень тем, который их интересовал, был довольно узок: изменяет ли жена/муж и стоит ли заключать ту или иную финансовую сделку. Люди попроще, не имеющие денег на паломничество в Дельфы или другие места прорицаний, обращались к гадалкам – сибиллам. Первой женщиной, носившей это имя, была троянка, дочь Несео и Дардана.
Она владела даром предвещать будущее. Вслед за ней и других прорицательниц стали звать сибиллами. Особенно они были чувствительны к надвигающейся беде. Так, сибиллы предсказали извержение Везувия, похоронившего Помпеи, разрушение Трои и предрекли место битвы, в исходе которой Греция утратит свою независимость.
Теперь мы знаем, что такое оракул, кто такая сибилла, и видим разницу в этих видах волхвования. Пифия прорицала нечто невнятное, оракул волен был трактовать услышанное, как ему заблагорассудится, и передавал ответ вопрошающим. Сибилла же свидетельствовала большей частью о надвигающейся катастрофе, хотя не все хотели ее слушать. За что и поплатились: «Настанет день, и погибнет великая Троя!»
№6 Вергина (Северная Греция)
Ничем особо не примечательный городок Вергина в 1977 году прославился на весь мир после того, как греческий археолог Манолис Андроникос откопал здесь место захоронения правителей Древней Македонии, включая гробницу Филиппа II Македонского – отца Александра Великого.
Сюда обязательно стоит приехать, если Вы любитель древней истории, особенно периода походов Александра: в местном музее выставлена богатая коллекция артефактов Македонской культуры.
Читайте также: