Операционные системы работа с файлами настройка
Длина имени файла зависит от ОС, может быть от 8 (MS-DOS) до 255 (Windows, LINUX) символов.
ОС могут различать прописные и строчные символы. Например, WINDOWS и windows для MS-DOS одно и тоже, но для UNIX это разные файлы.
Во многих ОС имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой, например windows.exe. Часть после точки называют расширением файла. По нему система различает тип файла.
У MS-DOS расширение составляет 3 символа. По нему система различает тип файла, а также можно его исполнять или нет.
У UNIX расширение ограничено размером имени файла в 255 символов, также у UNIX может быть несколько расширений, но расширениями пользуются больше прикладные программы, а не ОС. По расширению UNIX не может определить исполняемый это файл или нет.
2.1.2 Структура файла
Три основные структуры файлов:
Последовательность байтов - ОС не интересуется содержимым файла, она видит только байты. Основное преимущество такой системы, это гибкость использования. Используются в Windows и UNIX.
Последовательность записей - записей фиксированной длины (например, перфокарта), считываются последовательно. Сейчас не используются.
Дерево записей - каждая запись имеет ключ, записи считываются по ключу. Основное преимущество такой системы, это скорость поиска. Пока еще используется на мэйнфреймах.
Три типа структур файла.
2.1.3 Типы файлов
Основные типы файлов:
Регулярные - содержат информацию пользователя. Используются в Windows и UNIX.
Каталоги - системные файлы, обеспечивающие поддержку структуры файловой системы. Используются в Windows и UNIX.
Символьные - для моделирования ввода-вывода. Используются только в UNIX.
Блочные - для моделирования дисков. Используются только в UNIX.
Основные типы регулярных файлов:
ASCII файлы - состоят из текстовых строк. Каждая строка завершается возвратом каретки (Windows), символом перевода строки (UNIX) и используются оба варианта (MS-DOS). Поэтому если открыть текстовый файл, написанный в UNIX, в Windows, то все строки сольются в одну большую строку, но под MS-DOS они не сольются (это достаточно частая ситуация). Основные преимущества ASCII файлов:
- могут отображаться на экране, и выводится на принтер без преобразований
- могут редактироваться почти любым редактором
Двоичные файлы - остальные файлы (не ASCII). Как правило, имеют внутреннею структуру.
Основные типы двоичных файлов:
Исполняемые - программы, их может обрабатывать сама операционная система, хотя они записаны в виде последовательности байт.
Неисполняемые - все остальные.
Примеры исполняемого и не исполняемого файла
«Магическое число» - идентифицирующее файл как исполняющий.
2.1.4 Доступ к файлам
Основные виды доступа к файлам:
Последовательный - байты читаются по порядку. Использовались, когда были магнитные ленты.
Произвольный - файл можно читать с произвольной точки. Основное преимущество возникает, когда используются большие файлы (например, баз данных) и надо считать только часть данных из файла. Все современные ОС используют этот доступ.
2.1.5 Атрибуты файла
Основные атрибуты файла:
Защита - кто, и каким образом может получить доступ к файлу (пользователи, группы, чтение/запись). Используются в Windows и UNIX.
Пароль - пароль к файлу
Создатель - кто создал файл
Владелец - текущий владелец файла
Флаг "только чтение" - 0 - для чтения/записи, 1 - только для чтения. Используются в Windows.
Флаг "скрытый" - 0 - виден, 1 - невиден в перечне файлов каталога (по умолчанию). Используются в Windows.
Флаг "системный" - 0 - нормальный, 1 - системный. Используются в Windows.
Флаг "архивный" - готов или нет для архивации (не путать сжатием). Используются в Windows.
Флаг "сжатый" - файл сжимается (подобие zip архивов). Используются в Windows.
Флаг "шифрованный" - используется алгоритм шифрования. Если кто-то попытается прочесть файл, не имеющий на это прав, он не сможет его прочесть. Используются в Windows.
Флаг ASCII/двоичный - 0 - ASCII, 1 - двоичный
Флаг произвольного доступа - 0 - только последовательный, 1 - произвольный доступ
Флаг "временный" - 0 - нормальный, 1 - для удаления файла по окончании работы процесса
Флаг блокировки - блокировка доступа к файлу. Если он занят для редактирования.
Время создания - дата и время создания. Используются UNIX.
Время последнего доступа - дата и время последнего доступа
Время последнего изменения - дата и время последнего изменения. Используются в Windows и UNIX.
Текущий размер - размер файла. Используются в Windows и UNIX.
2.1.6 Операции с файлами
Основные системные вызовы для работы с файлами:
Create - создание файла без данных.
Delete - удаление файла.
Open - открытие файла.
Close - закрытие файла.
Read - чтение из файла, с текущей позиции файла.
Write - запись в файл, в текущею позицию файла.
Append - добавление в конец файла.
Seek - устанавливает файловый указатель в определенную позицию в файле.
Get attributes - получение атрибутов файла.
Set attributes - установить атрибутов файла.
Rename - переименование файла.
2.1.7 Файлы, отображаемые на адресное пространство памяти
Иногда удобно файл отобразить в памяти (не надо использовать системные вызовы ввода-вывода для работы с файлом), и работать с памятью, а потом записать измененный файл на диск.
При использовании страничной организации памяти, файл целиком не загружается, а загружаются только необходимые страницы.
При использовании сегментной организации памяти, файл загружают в отдельный сегмент.
Пример копирования файла через отображение в памяти.
Создается сегмент для файла 1
Файл отображается в памяти
Создается сегмент для файла 2
Сегмент 1 копируется в сегмент 2
Сегмент 2 сохраняется на диске
Недостатки этого метода:
Тяжело определить длину выходного файла
Если один процесс отобразил файл в памяти и изменил его, но файл еще не сохранен, второй процесс откроет это же файл, и будет работать с устаревшим файлом.
Файл может оказаться большим, больше сегмента или виртуального пространства.
2.2 Каталоги
2.2.1 Одноуровневые каталоговые системы
В этой системе все файлы содержатся в одном каталоге.
Однокаталоговая система, содержащая четыре файла, файлов А два, но разных владельцев
Возможность быстро найти файл, не надо лазить по каталогам
Различные пользователи могут создать файлы с одинаковыми именами.
2.2.2 Двухуровневые каталоговые системы
Для каждого пользователя создается свой собственный каталог.
Двухуровневая каталоговая система
Пользователь, при входе в систему, попадает в свой каталог и работает только с ним. Это делает проблематичным использование системных файлов.
Эту проблему можно решить созданием системного каталога, с общим доступом.
Если у одного пользователя много файлов, то у него тоже может возникнуть необходимость в файлах с одинаковыми именами.
2.2.3 Иерархические каталоговые системы
Каждый пользователь может создавать столько каталогов, сколько ему нужно.
Иерархическая каталоговая система
Почти все современные универсальные ОС, организованы таким образом. Специализированным ОС это может быть не нужным.
2.2.4 Имя пути
Для организации дерева каталогов нужен некоторый способ указания файла.
Два основных метода указания файла:
абсолютное имя пути - указывает путь от корневого каталога, например:
- для Windows \usr\ast\mailbox
- для UNIX /usr/ast/mailbox
- для MULTICS >usr>ast>mailbox
относительное имя пути - путь указывается от текущего каталога (рабочего каталога), например:
- если текущий каталог /usr/, то абсолютный путь /usr/ast/mailbox перепишется в ast/mailbox
- если текущий каталог /usr/ast/, то абсолютный путь /usr/ast/mailbox перепишется в mailbox
- если текущий каталог /var/log/, то абсолютный путь /usr/ast/mailbox перепишется в ../../usr/ast/mailbox
./ - означает текущий каталог
../ - означает родительский каталог
2.2.5 Операции с каталогами
Основные системные вызовы для работы с каталогами:
Create - создать каталог
Delete - удалить каталог
OpenDir - закрыть каталог
CloseDir - закрыть каталог
ReadDir - прочитать следующий элемент открытого каталога
Rename - переименование каталога
Link - создание жесткой ссылки, позволяет файлу присутствовать сразу в нескольких каталогах.
Рядовому пользователю компьютерных электронных устройств редко, но приходится сталкиваться с таким понятием, как «выбор файловой системы». Чаще всего это происходит при необходимости форматирования внешних накопителей (флешек, microSD), установке операционных систем, восстановлении данных на проблемных носителях, в том числе жестких дисках. Пользователям Windows предлагается выбрать тип файловой системы, FAT32 или NTFS, и способ форматирования (быстрое/глубокое). Дополнительно можно установить размер кластера. При использовании ОС Linux и macOS названия файловых систем могут отличаться.
Возникает логичный вопрос: что такое файловая система и в чем ее предназначение? В данной статье дадим ответы на основные вопросы касательно наиболее распространенных ФС.
Что такое файловая система
Обычно вся информация записывается, хранится и обрабатывается на различных цифровых носителях в виде файлов. Далее, в зависимости от типа файла, кодируется в виде знакомых расширений – *exe, *doc, *pdf и т.д., происходит их открытие и обработка в соответствующем программном обеспечении. Мало кто задумывается, каким образом происходит хранение и обработка цифрового массива в целом на соответствующем носителе.
Операционная система воспринимает физический диск хранения информации как набор кластеров размером 512 байт и больше. Драйверы файловой системы организуют кластеры в файлы и каталоги, которые также являются файлами, содержащими список других файлов в этом каталоге. Эти же драйверы отслеживают, какие из кластеров в настоящее время используются, какие свободны, какие помечены как неисправные.
Запись файлов большого объема приводит к необходимости фрагментации, когда файлы не сохраняются как целые единицы, а делятся на фрагменты. Каждый фрагмент записывается в отдельные кластеры, состоящие из ячеек (размер ячейки составляет один байт). Информация о всех фрагментах, как части одного файла, хранится в файловой системе.
Файловая система связывает носитель информации (хранилище) с прикладным программным обеспечением, организуя доступ к конкретным файлам при помощи функционала взаимодействия программ A PI. Программа, при обращении к файлу, располагает данными только о его имени, размере и атрибутах. Всю остальную информацию, касающуюся типа носителя, на котором записан файл, и структуры хранения данных, она получает от драйвера файловой системы.
На физическом уровне драйверы ФС оптимизируют запись и считывание отдельных частей файлов для ускоренной обработки запросов, фрагментации и «склеивания» хранящейся в ячейках информации. Данный алгоритм получил распространение в большинстве популярных файловых систем на концептуальном уровне в виде иерархической структуры представления метаданных (B-trees). Технология снижает количество самых длительных дисковых операций – позиционирования головок при чтении произвольных блоков. Это позволяет не только ускорить обработку запросов, но и продлить срок службы HDD. В случае с твердотельными накопителями, где принцип записи, хранения и считывания информации отличается от применяемого в жестких дисках, ситуация с выбором оптимальной файловой системы имеет свои нюансы.
Основные функции файловых систем
Файловая система отвечает за оптимальное логическое распределение информационных данных на конкретном физическом носителе. Драйвер ФС организует взаимодействие между хранилищем, операционной системой и прикладным программным обеспечением. Правильный выбор файловой системы для конкретных пользовательских задач влияет на скорость обработки данных, принципы распределения и другие функциональные возможности, необходимые для стабильной работы любых компьютерных систем. Иными словами, это совокупность условий и правил, определяющих способ организации файлов на носителях информации.
Основными функциями файловой системы являются:
- размещение и упорядочивание на носителе данных в виде файлов;
- определение максимально поддерживаемого объема данных на носителе информации;
- создание, чтение и удаление файлов;
- назначение и изменение атрибутов файлов (размер, время создания и изменения, владелец и создатель файла, доступен только для чтения, скрытый файл, временный файл, архивный, исполняемый, максимальная длина имени файла и т.п.);
- определение структуры файла;
- поиск файлов;
- организация каталогов для логической организации файлов;
- защита файлов при системном сбое;
- защита файлов от несанкционированного доступа и изменения их содержимого.
Задачи файловой системы
Функционал файловой системы нацелен на решение следующих задач:
- присвоение имен файлам;
- программный интерфейс работы с файлами для приложений;
- отображение логической модели файловой системы на физическую организацию хранилища данных;
- поддержка устойчивости файловой системы к сбоям питания, ошибкам аппаратных и программных средств;
- содержание параметров файла, необходимых для правильного взаимодействия с другими объектами системы (ядро, приложения и пр.).
В многопользовательских системах реализуется задача защиты файлов от несанкционированного доступа, обеспечение совместной работы. При открытии файла одним из пользователей для других этот же файл временно будет доступен в режиме «только чтение».
Вся информация о файлах хранится в особых областях раздела (томах). Структура справочников зависит от типа файловой системы. Справочник файлов позволяет ассоциировать числовые идентификаторы уникальных файлов и дополнительную информацию о них с непосредственным содержимым файла, хранящимся в другой области раздела.
Операционные системы и типы файловых систем
Существует три основных вида операционных систем, используемых для управления любыми информационными устройствами: Windows компании Microsoft, macOS разработки Apple и операционные системы с открытым исходным кодом на базе Linux. Все они, для взаимодействия с физическими носителями, используют различные типы файловых систем, многие из которых дружат только со «своей» операционкой. В большинстве случаев они являются предустановленными, рядовые пользователи редко создают новые дисковые разделы и еще реже задумываются об их настройках.
В случае с Windows все выглядит достаточно просто: NTFS на всех дисковых разделах и FAT32 (или NTFS) на флешках. Если установлен NAS (сервер для хранения данных на файловом уровне), и в нем используется какая-то другая файловая система, то практически никто не обращает на это внимания. К нему просто подключаются по сети и качают файлы.
На мобильных гаджетах с ОС Android чаще всего установлена ФС версии ext4 во внутренней памяти и FAT32 на карточках microSD. Владельцы продукции Apple зачастую вообще не имеют представления, какая файловая система используется на их устройствах – HFS+, HFSX, APFS, WTFS или другая. Для них существуют лишь красивые значки папок и файлов в графическом интерфейсе.
Более богатый выбор у линуксоидов. Но здесь настройка и использование определенного типа файловой системы требует хотя бы минимальных навыков программирования. Тем более, мало кто задумывается, можно ли использовать в определенной ОС «неродную» файловую систему. И зачем вообще это нужно.
Рассмотрим более подробно виды файловых систем в зависимости от их предпочтительного использования с определенной операционной системой.
Файловые системы Windows
Исходный код файловой системы, получившей название FAT, был разработан по личной договоренности владельца Microsoft Билла Гейтса с первым наемным сотрудником компании Марком Макдональдом в 1977 году. Основной задачей FAT была работа с данными в операционной системе Microsoft 8080/Z80 на базе платформы MDOS/MIDAS. Файловая система FAT претерпела несколько модификаций – FAT12, FAT16 и, наконец, FAT32, которая используется сейчас в большинстве внешних накопителей. Основным отличием каждой версии является преодоление ограниченного объема доступной для хранения информации. В дальнейшем были разработаны еще две более совершенные системы обработки и хранения данных – NTFS и ReFS.
FAT (таблица распределения файлов)
Числа в FAT12, FAT16 и FAT32 обозначают количество бит, используемых для перечисления блока файловой системы. FAT32 является фактическим стандартом и устанавливается на большинстве видов сменных носителей по умолчанию. Одной из особенностей этой версии ФС является возможность применения не только на современных моделях компьютеров, но и в устаревших устройствах и консолях, снабженных разъемом USB.
Пространство FAT32 логически разделено на три сопредельные области:
- зарезервированный сектор для служебных структур;
- табличная форма указателей;
- непосредственная зона записи содержимого файлов.
К недостатком стандарта FAT32 относится ограничение размера файлов на диске до 4 Гб и всего раздела в пределах 8 Тб. По этой причине данная файловая система чаще всего используется в USB-накопителях и других внешних носителях информации. Для установки последней версии ОС Microsoft Windows 10 на внутреннем носителе потребуется более продвинутая файловая система.
С целью устранения ограничений, присущих FAT32, корпорация Microsoft разработала обновленную версию файловой системы exFAT (расширенная таблица размещения файлов). Новая ФС очень схожа со своим предшественником, но позволяет пользователям хранить файлы намного большего размера, чем четыре гигабайта. В exFAT значительно снижено число перезаписей секторов, ответственных за непосредственное хранение информации. Функция очень важна для твердотельных накопителей ввиду необратимого изнашивания ячеек после определенного количества операций записи. Продукт exFAT совместим с операционными системами Mac, Android и Windows. Для Linux понадобится вспомогательное программное обеспечение.
NTFS (файловая система новой технологии)
Стандарт NTFS разработан с целью устранения недостатков, присущих более ранним версиям ФС. Впервые он был реализован в Windows NT в 1995 году, и в настоящее время является основной файловой системой для Windows. Система NTFS расширила допустимый предел размера файлов до шестнадцати гигабайт, поддерживает разделы диска до 16 Эб (эксабайт, 10 18 байт ). Использование системы шифрования Encryption File System (метод «прозрачного шифрования») осуществляет разграничение доступа к данным для различных пользователей, предотвращает несанкционированный доступ к содержимому файла. Файловая система позволяет использовать расширенные имена файлов, включая поддержку многоязычности в стандарте юникода UTF, в том числе в формате кириллицы. Встроенное приложение проверки жесткого диска или внешнего накопителя на ошибки файловой системы chkdsk повышает надежность работы харда, но отрицательно влияет на производительность.
ReFS (Resilient File System)
Последняя разработка Microsoft, доступная для серверов Windows 8 и 10. Архитектура файловой системы в основном организована в виде B + -tree. Файловая система ReFS обладает высокой отказоустойчивостью благодаря реализации новых функций:
- Copy-on-Write (CoW) – никакие метаданные не изменяются без копирования;
- данные записываются на новое дисковое пространство, а не поверх существующих файлов;
- при модификации метаданных новая копия хранится в свободном дисковом пространстве, затем система создает ссылку из старых метаданных на новую версию.
Все это позволяет повысить надежность хранения файлов, обеспечивает быстрое и легкое восстановление данных.
Файловые системы macOS
Для операционной системы macOS компания Apple использует собственные разработки файловых систем:
- HFS+, которая является усовершенствованной версией HFS, ранее применяемой на компьютерах Macintosh, и ее более соверешенный аналог APFS. Стандарт HFS+ используется во всех устройствах под управлением продуктов Apple, включая компьютеры Mac, iPod, а также Apple X Server.
- Кластерная файловая система Apple Xsan, созданная из файловых систем StorNext и CentraVision, используется в расширенных серверных продуктах. Эта файловая система хранит файлы и папки, информацию Finder о просмотре каталогов, положениях окна и т.д.
Файловые системы Linux
В отличие от ОС Windows и macOS, ограничивающих выбор файловой системы предустановленными вариантами, Linux предоставляет возможность использования нескольких ФС, каждая из которых оптимизирована для решения определенных задач. Файловые системы в Linux используются не только для работы с файлами на диске, но и для хранения данных в оперативной памяти или доступа к конфигурации ядра во время работы системы. Все они включены в ядро и могут использоваться в качестве корневой файловой системы.
Основные файловые системы, используемые в дистрибутивах Linux:
Ext2, Ext3, Ext4 или Extended Filesystem – стандартная файловая система, первоначально разработанная еще для Minix. Содержит максимальное количество функций и является наиболее стабильной в связи с редкими изменениями кодовой базы. Начиная с ext3 в системе используется функция журналирования. Сегодня версия ext4 присутствует во всех дистрибутивах Linux.
JFS или Journaled File System разработана в IBM в качестве альтернативы для файловых систем ext. Сейчас она используется там, где необходима высокая стабильность и минимальное потребление ресурсов (в первую очередь в многопроцессорных компьютерах). В журнале хранятся только метаданные, что позволяет восстанавливать старые версии файлов после сбоев.
ReiserFS также разработана в качестве альтернативы ext3, поддерживает только Linux. Динамический размер блока позволяет упаковывать несколько небольших файлов в один блок, что предотвращает фрагментацию и улучшает работу с небольшими файлами. Недостатком является риск потери данных при отключении энергии.
XFS рассчитана на файлы большого размера, поддерживает диски до 2 терабайт. Преимуществом системы является высокая скорость работы с большими файлами, отложенное выделение места, увеличение разделов на лету, незначительный размер служебной информации. К недостаткам относится невозможность уменьшения размера, сложность восстановления данных и риск потери файлов при аварийном отключении питания.
Btrfs или B-Tree File System легко администрируется, обладает высокой отказоустойчивостью и производительностью. Используется как файловая система по умолчанию в OpenSUSE и SUSE Linux.
Другие ФС, такие как NTFS, FAT, HFS, могут использоваться в Linux, но корневая файловая система на них не устанавливается, поскольку они для этого не предназначены.
Дополнительные файловые системы
В операционных системах семейства Unix BSD (созданы на базе Linux) и Sun Solaris чаще всего используются различные версии ФС UFS (Unix File System), известной также под названием FFS (Fast File System). В современных компьютерных технологиях данные файловые системы могут быть заменены на альтернативные: ZFS для Solaris, JFS и ее производные для Unix.
Кластерные файловые системы включают поддержку распределенных хранилищ, расширяемость и модульность. К ним относятся:
- ZFS – «Zettabyte File System» разработана для распределенных хранилищ Sun Solaris OS;
- Apple Xsan – эволюция компании Apple в CentraVision и более поздних разработках StorNext;
- VMFS (Файловая система виртуальных машин) разработана компанией VMware для VMware ESX Server;
- GFS – Red Hat Linux именуется как «глобальная файловая система» для Linux;
- JFS1 – оригинальный (устаревший) дизайн файловой системы IBM JFS, используемой в старых системах хранения AIX.
Практический пример использования файловых систем
Владельцы мобильных гаджетов для хранения большого объема информации используют дополнительные твердотельные накопители microSD (HC), по умолчанию отформатированные в стандарте FAT32. Это является основным препятствием для установки на них приложений и переноса данных из внутренней памяти. Чтобы решить эту проблему, необходимо создать на карточке раздел с ext3 или ext4. На него можно перенести все файловые атрибуты (включая владельца и права доступа), чтобы любое приложение могло работать так, словно запустилось из внутренней памяти.
Операционная система Windows не умеет делать на флешках больше одного раздела. С этой задачей легко справится Linux, который можно запустить, например, в виртуальной среде. Второй вариант - использование специальной утилиты для работы с логической разметкой, такой как MiniTool Partition Wizard Free . Обнаружив на карточке дополнительный первичный раздел с ext3/ext4, приложение Андроид Link2SD и аналогичные ему предложат куда больше вариантов.
Флешки и карты памяти быстро умирают как раз из-за того, что любое изменение в FAT32 вызывает перезапись одних и тех же секторов. Гораздо лучше использовать на флеш-картах NTFS с ее устойчивой к сбоям таблицей $MFT. Небольшие файлы могут храниться прямо в главной файловой таблице, а расширения и копии записываются в разные области флеш-памяти. Благодаря индексации на NTFS поиск выполняется быстрее. Аналогичных примеров оптимизации работы с различными накопителями за счет правильного использования возможностей файловых систем существует множество.
Надеюсь, краткий обзор основных ФС поможет решить практические задачи в части правильного выбора и настройки ваших компьютерных устройств в повседневной практике.
Настройки операционной системы выполняются командой Пуск, Настройка, Панель управления, открывающей список категорий выполняемых настроек: Оформление и темы; Дата, время, Язык и региональные стандарты; Установка и удаление программ; Звук, речь, аудиоустройства и др.
Настройка Рабочего стола. В меню Пуск следует применить команду Пуск, Настройка, Панель управления, Экран. Окно настроек свойств экрана имеет несколько вкладок с параметрами (рис. 4.12). На вкладке Тема можно изменить настройки: фоновый рисунок, вид значков и других элементов Рабочего стола. На вкладке Параметры устанавливаются настройки монитора.
Заставка, или хранитель экрана, – движущийся рисунок или узор на экране, появляющийся, если в течение указанного времени пользователь нс выполняет действий с мышью или клавиатурой. Операционная система запускает программу, уменьшающую световую нагрузку на экран.
Настройка языка. Настройка языка Windows по умолчанию, горячих клавиш переключения языка и подключение новых языков выполняются командой Пуск, Настройка,
Рис. 4.12. Окно настроек Рабочего стола
Панель управления, Дата и время, Язык и региональные стандарты. Операционная система при переключении языка меняет индикатор языка клавиатуры на панели задач: Ru или Еп и сообщает об этом прикладной программе, выполняющейся в данный момент. Текстовый редактор Microsoft Word помечает текст невидимым идентификатором языка, по которому должна выполняться проверка орфографии.
Меню Справка открывает советы и указывает ссылку на веб-сайт поддержки, где можно ознакомиться с новыми версиями и рекомендациями.
Установка и удаление программ. Перед установкой программы требуется закрыть другие приложения, вставить компакт-диск с дистрибутивом программы. Далее следует открыть папку с инсталляцией, прочитать файл с советами readme.txt (или аналогичный).
В папке программы открыть файл Setup.exe (или файл с расширением inf и т.п.) с характерным значком – запустить инсталляцию. По ходу требуется ознакомиться с лицензионным соглашением, ввести серийный номер (приводится в документации, на коробке, в файле), ответить на вопросы по установке. Программа условно-бесплатная (shareware) предупредит, что без регистрации работает ограниченное время, имеет неполные демонстрационные возможности. Можно отказаться от установки кнопкой Отмена (Cancel).
Во время установки программы необходимо указать диск и папку для установки, обычно папку Program Files, или задать ее, используя кнопку Обзор.
Можно выбрать вариант установки программы полный (со всем набором возможностей, файлы займут много места), типичный (занимает меньше места) или выборочный (custom – пользователь сам отбирает компоненты).
Инсталляция создает программную группу в меню Пуск, Программы или ярлыки на Рабочем столе, вносит записи о настройках в системные файлы (реестр, файлы инициализации), размещает вспомогательные файлы в папки WindowsSystem32 или WindowsProgram Files.
Нажав правой кнопкой мыши кнопку Пуск и выбрав папку Программы, можно переименовать или удалить файлы ярлыков программ. На Рабочем столе рекомендуется оставлять только очень актуальные ярлыки программ.
Использование компьютерной программы осуществляется на основании договора с правообладателем, который текстом на экране предваряет инсталляцию. "Оберточная" лицензия предусматривает особый порядок заключения договора: распаковка оболочки носителя, на которой зафиксированы условия предлагаемого к заключению лицензионного соглашения на экземпляр программы, является действием, с помощью которого покупатель выражает согласие с условиями.
Версии программы нумеруются числами через точку, например 7.51 – условное обозначение седьмой версии, пятой модификации и "первого улучшения".
Плагин (англ, plug-in) – небольшая программа-приставка, которую легко установить как дополнение к какой-то основной программе. Плагин – необязательный модуль, написанный часто пользователем и расширяющий возможности основной программы.
Патч (англ, patch) – файл-"заплатка" к программе, исправляющий обнаруженную в ходе эксплуатации ошибку. Размещается в папке программы или однократно запускается для исправления кода программы.
Некоторые программы для Windows можно устанавливать на компьютер без инсталляции – просто копированием файлов в отдельную папку.
Программы с автоматической загрузкой в память, фоновые (резидентные) программы. При загрузке операционной системы некоторые служебные или прикладные программы автоматически загружаются в память, реагируют на действия пользователя или других программ: ежедневники, "переводчики на лету", электронная почта. Для автоматической загрузки ярлык программы помещают в папку Автозагрузка или выполняют настройку.
Удаление программ. Удаляют программы по разным причинам: не понравилась, не используется, вышла новая версия.
Прикладные программы предусматривают деинсталляцию, помещая значок удаления (Uninstall) в меню Пуск. Кроме того, указать программу для удаления можно командой Пуск, Настройка, Панель управления, Установка и удаление программ.
Операционная система — комплекс программ, обеспечивающий управление аппаратными средствами компьютера, организующий работу с файлами и выполнение прикладных программ, осуществляющий ввод и вывод данных. Общими словами, операционная система — это первый и основной набор программ, загружающийся в компьютер. Помимо вышеуказанных функций ОС может осуществлять и другие, например предоставление общего пользовательского интерфейса и т.п. Сегодня наиболее известными операционными системами являются ОС семейства Microsoft Windows и UNIX-подобные системы.
Интерфейсные функции: Управление аппаратными средствами, устройствами ввода- вывода Файловая система Поддержка многозадачности (разделение использования памяти, времени выполнения) Ограничение доступа, многопользовательский режим работы (если взять к примеру ДОС, то он не может быть многопользовательским) Сеть (взять спектрум в пример. ) Внутренние функции: Обработка прерываний Виртуальная память "Планировщик" задач Буферы ввода- вывода Обслуживание драйверов устройств
Фа́йловая систе́ма (англ. file system) — порядок, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях информации в компьютерах, а также в другом электронном оборудовании: цифровых фотоаппаратах, мобильных телефонах и т. п. Файловая система определяет формат содержимого и способ физического хранения информации, которую принято группировать в виде файлов. Конкретная файловая система определяет размер имени файла (папки), максимальный возможный размер файла и раздела, набор атрибутов файла. Некоторые файловые системы предоставляют сервисные возможности, например, разграничение доступа или шифрование файлов.
Файловая система связывает носитель информации с одной стороны и API для доступа к файлам — с другой. Когда прикладная программа обращается к файлу, она не имеет никакого представления о том, каким образом расположена информация в конкретном файле, так же, как и на каком физическом типе носителя (CD, жёстком диске, магнитной ленте, блоке флеш-памяти или другом) он записан. Всё, что знает программа — это имя файла, его размер и атрибуты. Эти данные она получает от драйвера файловой системы. Именно файловая система устанавливает, где и как будет записан файл на физическом носителе (например, жёстком диске).
С точки зрения операционной системы (ОС), весь диск представляет собой набор кластеров (как правило, размером 512 байт и больше)[1]. Драйверы файловой системы организуют кластеры в файлы и каталоги (реально являющиеся файлами, содержащими список файлов в этом каталоге). Эти же драйверы отслеживают, какие из кластеров в настоящее время используются, какие свободны, какие помечены как неисправные.
Однако файловая система не обязательно напрямую связана с физическим носителем информации. Существуют виртуальные файловые системы, а также сетевые файловые системы, которые являются лишь способом доступа к файлам, находящимся на удалённом компьютере.
Работа с файлами:
Файлы в программах играют роль хранилищ, в которые можно записать любые объекты. В отличие от привычных нам объектов, файлы позволяют хранить данные даже тогда, когда программа завершила свою работу. Именно поэтому они могут использоваться для передачи данных между разными программами или разными запусками одной и той же программы.
В своих операционных системах фирма Microsoft ввела понятие «двоичный файл», но оно порождает больше проблем, чем удобств. Особенно при создании кроссплатформенных приложений Как организована работа с файлами? В самом общем случае работа с файлами состоит из следующих этапов: Открытие файла. Сущность этого этапа состоит в создании объекта класса File. Запись или чтение. Вызываются привычные нам методы вывода на экран и не совсем привычные — ввода-вывода. Закрытие файла. Во время закрытия файла происходят действия с файловой системой. С объектом, который создаётся при открытии файла, ничего не происходит, но после этого он указывает на закрытый файл, и производить операции чтения/записи при помощи него уже нельзя. Существует масса способов реализации работы с файлами: Чтение при помощи класса IO. Класс IO имеет множество методов, которые позволяют производить чтение из текстовых файлов (с «двоичными файлами» лучше так не работать). Если нужно считать весь текстовый файл, то лучше пользоваться методами класса IO. Перенаправление потоков. Существует три предопределённые переменные: $stdout, $stdin и $stderr. Если им присвоить объект класса File (создаваемый во время открытия файла), то весь вывод пойдёт в файл, который присвоили переменной $stdout. Весь ввод будет браться из файла, который присволи переменной $stdin, а все ошибки будут сохраняться в файле, который присвоили переменной $stderr. Если нужно работать только с одним файлом на чтение и одним файлом на запись, то обычно используют этот способ. Также очень удобно использовать перенаправление потока ошибок (переменная $stderr) для программ, которые работают в составе пакетных файлов и используют только интерфейс командной строки. Универсальный способ. Используется в ситуациях, когда нельзя использовать предыдущие два способа. Подведём небольшой итог: Если нужно считать весь файл целиком, то надо использовать методы класса IO. Если нужно работать только с одним файлом на чтение и только одиним файлом на запись, то надо использовать перенаправление потока. Если нельзя применить два вышеперечисленных способа, то надо использовать универсальный способ работы с файлами.
Читайте также: