Одни из наиболее известных и дошедших до нас философские системы возникли сколько лет назад
Философия - одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Первые из известных дошедших до нас философских систем возникли около 2,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока (Индия, Китай), но наивысшего развития философия достигла в Древней Греции.
Само понятие «философия», означающее «любовь к мудрости», впервые объяснил древнегреческий мыслитель и математик Пифагор, а в качестве названия особой науки первым употребил древнегреческий философ Платон. В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него. Изменяется и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор и другой древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон - в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании своего предмета обнаруживает философия в XIX- XX вв., представленная множеством школ и направлений, предметом исследования которых являются различные стороны бытия, познание человека и его существования. В частности, представитель неокантианства В. Виндельбанд понимает философию как критическое самопознание разума, сторонники одного из направлений современной западной философии - позитивизма - задачи философии сводят к логическому анализу языка науки. При всем многообразии подходов к определению предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию вообще. Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления.
Внутреннее деление философской проблематики намечено еще в античности (правда, там она включает всю область современного гуманитарного знания, а также знания, позднее отошедшие к естественным наукам). Основные части - онтология, или учение о бытии, гносеология (эпистемология) - учение о познании, логика - учение о формах мышления. Позднее добавляются социальная философия, аксиология - учение о ценностях, история философии, этика и эстетика. Философия как система знания занимает особое место в культуре, пройдя путь от античного натурфилософского понимания до «поэтического мышления», как ее трактуют некоторые современные философы. Понимание философии как «науки наук» или «царицы наук», не имевшее альтернативы почти до XIX в. (до момента активного развития естественных наук), по существу, отводило ей роль опекуна, как более фундаментальному виду знания, по сравнению с конкретными науками, и, по сути, лишало ее собственного содержания и предмета. В результате оформления позитивистской концепции в науке появляется диаметрально противоположный подход к философии. Ей отказывают в научности знания, следуя позиции Конта: «Наука - сама себе философия». В середине XX в. складывается третья форма взаимоотношений философии и науки, выраженная формулой: философу - философо, ученому - науково. Современная трактовка этой проблемы (диалектическая) основывается на признании внутренней, необходимой и существенной связи между философией и наукой. Такой подход не только не отвергает роль философии в современном научном знании, но позволяет ей определить собственный предмет и место в культуре техногенной цивилизации. Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением (на смену которому она пришла) и зачатками научного знания, требовавшими обращения к природным, причинным связям. Таким образом, уже на стадии своего зарождения (генезиса), а затем и на протяжении всей истории развития философия содержательно была связана с естественнонаучным знанием. Генетический аспект научности философии дополняется ее структурой, включающей как общие, так и всеобщие понятия и категории («бытие», «материя», «сознание» и т.д.), фундаментальные понятия естественных наук («атом», «вещество»), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания («закон сохранения и превращения энергии»).
Все это позволяет говорить о научности философии. К определенной части философии применимы и такие критерии научности знания, как объективность, рациональность, системность и проверяемость (главным образом, логическим путем). Практическая же проверка тех или иных философских положений в большей степени связана с ее прогностической функцией в рамках социальной философии, а также в области этико-антропологических и эстетических отношений. О научности философского знания свидетельствуют и философские основания науки, которые выражают философские идеи и принципы, содержащиеся в каждой науке и дающие самые общие ориентиры для познавательной деятельности. К философским основания науки относятся: онтологические - принятые в науке общие представления о картине мира, типах материальных систем, формах движения материи, общих законах функционирования и развития материальных объектов; гносеологические - принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношении чувственного и рационального, опыта и теории; логические - принятые в науке правила абстрагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, правила выводов; методологические - принимаемые наукой представления о методах открытия и получения истинного знания, способов доказательства и обоснования теоретического знания. Все это позволяет говорить не только о близости философии и науки, но и об их взаимодействии и взаимодополнении. Философия тесно связана как с природоведческими, так и с общественными науками (правоведением, экономикой, политологией, историей), но при этом всецело не сводима ни к первому, ни ко второму видам научного знания. Особое место философии в научном познании мира обусловлено ее специфическим характером. Если предметом специальных наук являются отдельные, конкретные области окружающей действительности, то философию интересует мир в целом, она стремится к познанию универсума. Поэтому философское знание более умозрительно и рефлекторно, но менее строго и доказательно, чем конкретно-научное.
Выводы естественных наук выносят за скобки все личностное, в то время как философ стремится определить свое отношение к миру. Если наука направлена на предметное постижение мира и получение нового знания, то философия основывается на духовно-практическом отношении субъекта к объекту и оказывает активное влияние на бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Это, в свою очередь, позволяет говорить о ее идеологической составляющей, месте в сфере общественного сознания и культуры в целом. Философия ставит и решает мировоззренческие проблемы. Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценки, определяющие принципы поведения человека. Как разноуровневое духовное образование оно включает мироощущение (эмоциональный момент), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение - своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации. В структуре мировоззрения выделяются четыре основных компонента: познавательный, базирующийся на обобщенных знаниях (повседневных, профессиональных и научных); ценностно-нормативный, включающий в себя систему ценностей, идеалов, убеждений, верований, норм и сближающий ценностнозначимое для человека с его практическим поведением; морально-волевой, формирующий психологические установки для реализации в практических действиях сложившихся норм и ценностей; практический, проектирующий и стимулирующий определенный тип поведения. Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное, философское. Мифологическое мировоззрение как первая попытка объяснить явления окружающего мира характерно для ранних этапов первобытного общества и представляет собой фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме (классический пример - античная мифология).
Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением последнему. Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого смысла и направлено, прежде всего, на практические вопросы. Играя значительную роль в жизни людей, определяя зачастую их социальную ориентацию, в то же время оно не является достаточно продуманным, последовательным, систематизированным, не лишено ошибок и заблуждений, испытывает затруднения при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные знания, в том числе и в области философии. Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой. Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру - конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая (бытийная) сторона заключается в решении вопроса об отношении сознания к материи, о том, что является первичным - материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности - материальная или идеальная - является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греч.
monos - один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от лат. dualis - двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант. В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производ- но от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов - от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс). Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах - объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека, - бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель). Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и, тем самым, первичным индивидуальное сознание (английский философ XVIII в. Д. Беркли). Наличие этих двух форм не исчерпывает всего многообразия различных вариантов идеалистической философии. Духовное первоначало могло рассматриваться как мировой разум (панлогизм), мировая воля (волюнтаризм), множество духовных первоэлементов (монадология Лейбница) и т.д. Материализм в истории философии также принимал различные формы (наивный, метафизический, механистический, вульгарный, диалектический). Следует подчеркнуть, что противоположность взглядов материализма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их несовместимость в решении других проблем. Более того, не всякое философское направление можно отнести либо к материализму, либо к идеализму. Но в каждом философском учении можно обнаружить рациональное содержание. Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии - вопрос о том, можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Существуют философские направления, представители которых в принципе отвечают на этот вопрос отрицательно. Философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется агностицизмом (от греч. a - не, gnosis - знание) (Д. Юм, И. Кант). Деление философов по вопросу познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалистов, ибо часть идеалистов признавала познаваемость мира. Тем не менее, последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира. Кроме того, незначительная часть философов является скептиками, отказываясь однозначно ответить на вопрос о познаваемости мира. Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии, так как в конечном счете именно тот или иной ответ на него обусловливает принципы решения всех философских проблем, среди которых такие, как проблема истины, метода познания, онтологии, а также мировоззренческие, общетеоретические основы конкретных наук, пытающихся проникнуть в сущность мироздания. Вместе с тем подобная трактовка основного вопроса философии признается не всеми философами. В истории философии известны и другие его формулировки. Для Ф. Бэкона основной вопрос философии - это проблема овладения стихийными силами природы, для А. Камю - вопрос о том, стоит ли жить. В западной философии ХХ в. наметилась тенденция основным считать вопрос о смысле и назначении человека, его существовании. Эта проблема дискутируется и в отечественной философской литературе. Доказать, что та или иная трактовка основного вопроса является истинной, в философии нельзя. Как нельзя доказать, что материалистическая точка зрения - единственно верная, а идеалистическая - ложная. Это обстоятельство обусловлено тем, что определение позиций материализма или идеализма связано с решением специфической для философии проблемы мировоззренческого выбора. Как бы ни была велика роль основного вопроса философии, ее нельзя преувеличивать, тем более сводить всю проблематику философии только к этому вопросу. Предмет философии намного шире, чем тематика, связанная с решением основного вопроса, что раскрывается в структуре философского знания.
Одни из наиболее известных и дошедших до нас философские системы возникли сколько лет назад
Фискальная экспансия означает …
одновременное увеличение налогов и государственных расходов
одновременное снижение налогов и увеличение государственных расходов
снижение государственных расходов
увеличение налогов
Фискальная экспансия означает:
одновременное увеличение налогов и государственных расходов
увеличение налогов
одновременное снижение налогов и увеличение государственных расходов
снижение государственных расходов
Формула Фишера устанавливает зависимость между количеством денег и …
объемом производства
темпом ожидаемой инфляции
скоростью обращения денег
ставкой процента
Функция государственных расходов отображается на графике (в зависимости от уровня дохода) … прямой
нисходящей
горизонтальной
восходящей
вертикальной
Циклические колебания в экономике следует рассматривать как …
материальные и финансовые потери общества
один из факторов экономического прогресса
рост безработицы и обнищание трудящихся
изъяны рыночной экономики
Циклические кризисы обусловлены …
увеличением совокупного спроса
диспропорциями в развитии отдельных отраслей и сфер хозяйства
чрезмерными инвестициями
инновационными волнами
обновлением основного капитала
Чем выше скорость обращения денег, тем меньше нужно денег в обращении
количество денег в обращении не зависит от скорости их обращения
да
нет
Через год-два после окончания спада наблюдается …
стабильность или падение уровня прибыли
сокращение затрат потребителей на покупку товаров длительного пользования
все ответы неверны
сокращение уровня занятости
Что из перечисленного для модели «доходы-расходы» является неверным:
равновесный уровень выпуска не может быть равен потенциальному ВНП
в условиях равновесия совокупные расходы равны совокупным доходам всех экономических агентов
в условиях равновесия все сбережения направляются на инвестиции
Что из перечисленного ниже нельзя отнести к «почти деньгам»:
срочные вклады
нечековые сберегательные вклады
ценные краткосрочные государственные бумаги
вклады до востребования
Что из перечисленного является частью располагаемого личного дохода домашних хозяйств, но не учитывается при расчете валового национального дохода …
часть прибыли, выплаченная в виде дивидендов
пенсии государственных служащих
заработная плата наемных работников
стоимость потребленного основного капитала
Что относится к характеристике «скрытой инфляции»?
быстрый рост цен
административный контроль над ценами и доходами
появление «черного рынка» и спекуляции
развитие теневой экономики
хронический товарный дефицит
существенное превышение предложение товаров над спросом
Что считается показателем уровня бедности населения?
доходы, ниже прожиточного минимума
отсутствие в домохозяйстве автомобиля, телевизора, видеокамеры
доля расходов на продукты питания свыше 50 % общих расходов
более низкие доходы по сравнению с окружающими
Что учитывается при определении индекса развития человеческого потенциала?
уровень образования населения
средняя продолжительность жизни
уровень смертности населения
размеры теневой экономики
валовой продукт на душу населения
состояние окружающей среды
Что чему предшествует при развертывании инфляции издержек?
рост денежной массы предшествует росту цен
рост цен предшествует росту денежной массы
Что чему предшествует при развертывании инфляции спроса?
рост денежной массы предшествует росту цен
рост цен предшествует росту денежной массы
Экономическая эффективность – это отношение …
затрат к общему результату производства
ценности результата к ценности затрат
ценности затрат к ценности результата
Экономические методы регулирования экономики:
уплата штрафа
денежно-кредитная политика
лицензирование
Экономический рост измеряется (в годовом исчисле
Экономический рост может быть проиллюстрирован …
сдвигом КПВ вправо
движением от одной точки к другой внутри пространства КПВ
правосторонним движением от одной точки к другой за пределами КПВ
движением КПВ сверху вниз
Экономический рост является интенсивным, если …
увеличивается заработная плата наемных работников
увеличиваются размеры капиталовооруженности
в результате большего привлечения труда повышается объем национального дохода
рост производительности труда опережает рост численности занятых
Неверно, что … относится к факторам спроса на деньги
кредитная мультипликация
ставка процента
скорость обращения денег
уровень дохода
Неверно, что …рассматривается в макроэкономике как инвестиция
покупка индивидом нового дома
покупка фирмой «ХХХ» 100 акций IBM
рост материально-товарных запасов
строительство нового завода по производству компьютеров
покупка нового компьютера
При ревальвации национальной валюты (при прочих равных условиях) …
пострадают экспортоориентированные отрасли хз
пострадают отрасли, ориентированные на потребление импортного сырья
речь идет о несостоятельности правительства данной страны
может вырасти уровень безработицы в странах – торговых партнерах данной страны
Если уровень цен возрастает вдвое, …
стоимость денег возрастает более чем вдвое, в зависимости от положительного эффекта масштаба
данных для определения изменения стоимости денег недостаточно
стоимость денег возрастает, но менее чем в два раза, из-за отрицательного эффекта масштаба
стоимость денег сокращается на 50 % хз
стоимость денег удваивается
Наивысшая норма сбережений характерна для …
молодых специалистов
студентов вузов
работников в конце периода активной трудовой деятельности
пенсионеров
Политика управления спросом, направленная на снижение инфляции, …
Сокращает уровень выпуска, не оказывая влияния на темп инфляции
В краткосрочном периоде приводит к снижению темпов инфляции без сокращения уровня выпуска
Осуществляется путем сокращения темпов роста номинального предложения денег
Требует увеличения государственных расходов
Если центральный банк Греции предпринимает политику, направленную на сокращение ставки процента, то в результате этого сократятся долгосрочные потоки капитала из Греции
Сократятся краткосрочные потоки капитала из Греции
Возрастут долгосрочные потоки капитала в Грецию
Сократятся краткосрочные потоки капитала в Грецию
Краткосрочные потоки капитала в Греции не изменятся
Если реальный валютный курс между валютами США и Японии не изменится, хотя темп инфляции в США составляет 6%, а в Японии – 3%, то стоимость…
Иены против доллара повысится на 3%
В модели AD-AS первоначальное воздействие роста оптимизма потребителей ведет к сдвигу …
краткосрочной кривой AS вправо
кривой AD вправо
долгосрочной кривой AS влево
краткосрочной кривой AS влево
кривой AD влево
Говоря о кривой AD, ошибочно утверждать, что …
если государство увеличивает предложение денег, изменения в экономике выражаются движением вдоль стационарной кривой AD, уровень выпуска при этом возрастает, а уровень цен снижается
кривая AD имеет отрицательный наклон
отрицательная зависимость между уровнем цен и объемом выпуска выводится из уравнения количественной теории денег при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения
Если две страны могут самостоятельно производить два разных товар и каждая из этих стран специализируется на производстве того товара, для выпуска которого у нее есть сравнительное преимущество, то при взаимной торговле …
в одной стране будет более эффективное производство, а в другой – менее эффективное хз
страны станут еще более независимы друг от друга
благосостояние обеих стран возрастет
уровень безработицы увеличится в одной стране и сократится в другой
Согласно модели несовершенной информации, при росте уровня цен, если производитель ожидал, что цены будут расти, он…
Не изменит объем выпуска хз
Сократит выпуск
Увеличит выпуск
Наймет меньшее число работников
Наймет большее число работников
Пусть функция импорта имеет вид: 100 + 0,1Y, а экспорт – экзогенная величина, в этом случае при доходе Y = 500 и торговом дефиците, равном 50, величина экспорта составит …
50
0
100
75
К сдвигу кривой совокупного предложения может привести … политика
только технологическая
только фискальная
и фискальная, и кредитно-денежная
только кредитно-денежная
В функции потребления, имеющей вид C = 150 + 0,85Y. Величина Y увеличивается на одну единицу, то в этом случае сбережения…
Сокращаются на 0,85 ед.
Сокращаются на 0,15 ед
Увеличиваются на 0,15 ед.
Увеличиваются на 0,85 ед.
Неверно, что шок предложения происходит в случае если …
профсоюзы заставляют правительство увеличить заработную плату
нефтяной картель повышает мировые цены на нефть
засуха уничтожает часть урожая
ЦБ увеличивает предложение денег
Если равновесный ВВП в закрытой экономике составляет 5000, потребление представлено в виде функции C = 500 + 0,4Y, инвестиционная функция I = 3000 – 100r, где r – реальная ставка процента, а государственный сектор отсутствует, то в данном случае равновесная ставка процента будет равна …
2 %
5 %
25 %
20 %
10 %
Если ВВП страны Х в 2010 г. составил 150 млрд. долл. (в ценах 2010 г.), дефлятор ВВП в 2010 г. составил 120 %, то величина реального ВВП в 2010 г. составила …
130 млрд. долл.
125 млрд. долл.
150 млрд. долл.
100 млрд. долл.
Если ВВП России превышает ее ВНП, это означает, что …
реальный ВВП превышает номинальный ВНП
иностранцы произвели в России больше, чем россияне за рубежом
реальный ВНП превышает номинальный ВВП
российские граждане произвели за рубежом больше, чем иностранцы в России
Если в целях снижения дефицита платежного баланса испанское правительство решает установить контроль над внешней торговлей, то одним из последствий этого решения будет снижение …
испанского экспорта
уровня занятости в Испании
импорта товаров и услуг в Испанию
уровня инфляции в стране
темпов экономического роста
При прочих равных условиях, рост цен …
сокращает номинальную заработную плату
сокращает реальное предложение денег
оказывает понижающее давление на ставку процента
улучшает благосостояние кредиторов за счет дебиторов
порождает положительный эффект реальных денежных остатков
Если кафельная плитка произведена заводом сегодня, но отложена для продажи на завтра, то такая операция называется …
инвестициями в запасы
инвестициями в основной капитал
сбережением
потреблением
Рост …, скорее всего, вызовет рост ИПЦ в большей степени, чем дефлятор ВВП (для России)
цен на товары отечественных истребителей, экспортируемых исключительно в Индию
цены танков, покупаемых Министерством обороны
цен на отечественные мини-трактора хз
цен на автомобили «Лада-Калина»
цены автомобилей «Хонда», импортируемых из Японии
Отрицательные шоки предложения ведут …
к росту цен и падению выпуска хз
к росту цен и выпуска
либо к росту, либо к падению и цен, и выпуска
к падению цен и росту выпуска
к падению цен и выпуска
Если краткосрочная кривая совокупного предложения горизонтальна, то изменение совокупного спроса …
окажет воздействие на выпуск, но не на цены
окажет воздействие на цены, но не на выпуск
не окажет воздействия ни на цены, ни на выпуск
окажет воздействие и на цены и на выпуск
При росте реального валютного курса (укреплении национальной валюты) …
соотношение экспорта и импорта не изменяется
экспорт сокращается, импорт растет
экспорт сокращается, а импорт не меняется
экспорт растет, импорт сокращается
импорт сокращается, а объем экспорта не меняется
Если экономика первоначально находится в долгосрочном равновесии, то в результате сокращения военных расходов согласно модели AS-AD в долгосрочном периоде … по сравнению с первоначальными значениями
выпуск упадет, а цены не изменятся
цены упадут, а выпуск не изменится по сравнению с первоначальными значениями хз
цены увеличатся, а выпуск не изменится
ни выпуск, ни цены не изменятся
выпуск увеличится, а цены не изменятся
Для борьбы с инфляцией Центральному банку следует:
уменьшить учетную ставку, которая приведет к уменьшению процентов по вкладам в коммерческих банках
выпускать государственные ценные бумаги
уменьшить норму банковских резервов
Укрепление доллара США будет означать, что …
дефицит платежного баланса США сократится
японские автомобили станут дороже для американских покупателей
отдых в Европе станет дешевле для американцев
американские экспорт сельскохозяйственной продукции за границей будет стоить меньше
Счет официальных резервов всегда будет равен нулю при …
неполном валютном плавании
управляемом валютном плавании
фиксированном валютном курсе хз
чистом валютном плавании
Если стоимость экспорта из США в долларах не меняется, также как стоимость импорта в США в фунтах стерлингов (и в других иностранных валютах), то тогда при 10 %-ном обесценивании доллара …
улучшение состояния торгового баланса США не будет зависеть от эластичности спроса на импорт
состояние торгового баланса США обязательно улучшится
спрос на импорт окажется низкоэластичным
улучшение состояния торгового баланса США будет зависеть от эластичности спроса на импортные товары
Благоприятный шок предложения происходит, когда …
ликвидируется международный нефтяной картель, что ведет к падению мировых цен на нефть
профсоюзы заставляют правительство увеличить заработную плату
наводнение уничтожает часть урожая
ЦБ увеличивает предложение денег
закон о защите окружающей среды увеличивает издержки производства
Если страна экспортирует больше товаров и услуг, чем импортирует, не делает и не получает подарков, то баланс счета …
движения капитала будет отрицательным хз
текущих операций будет положительным
движения капитала будет положительным
текущих операций будет отрицательным
Одни из наиболее известных и дошедших до нас философские системы возникли сколько лет назад
БУДДИЗМ
Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Философская позиция буддизма представляет собой естественный результат простого наблюдения, когда поток сознания является цепью беспрепятственно и мгновенно изменяющихся моментов. В связи с этим представителям всех философских школ буддизма свойственна ярко выраженная психологическая интерпретация бытия, в которой заложены тенденции к субъективному идеализму. Внешний материальный мир является составной частью психической жизни человека. Нет ничего устойчивого, настоящего кроме вихря элементов бытия. Отсюда центральное место в буддийской философии занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности.
КОНФУЦИАНСТВО
Родоначальником древнекитайской философии считается Конфуций, живший в 551 - 479 гг. до н.э. Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли - «ритуал», «правила», «закон». По его мнению, ли объединяет традиционные установления и этические нормы, существовавшие в идеализируемую им эпоху Западного Чжоу. Овладение духовными ценностями прошлого, полагал Конфуций, позволяет человеку правильно понимать «веления Неба». Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Для Конфуция знать - «значит знать людей», а познание природы его не интересует. Всякое учение должно дополняться размышлением: «учиться и не размышлять - напрасно терять время».Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит не останавливаясь», но тем не менее он заботился о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Ключ к управлению народом он видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.
ДАОСИЗМ
Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в абстрактно-философском категориальном аспекте - проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Отсюда делались выводы относительно человека и общества. Основная философская идея «Дао дэ цзина» состоит в том, что многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути - дао. Дао рассматривается как основа и закон всего сущего, оно недоступно восприятию наших органов чувств.
2)Социальная философия – в широком смысле: раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей, генезиса и развития, судеб и перспектив; в узком смысле – раздел общей социологии, содержащий исследования названных проблем с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин – антропологии, психологии, культурологии и др. Философское знание об обществе – это знание наиболее общего порядка.
Смысл существования социальной философии:
1) получить представление не только о частностях, но и об обществе в целом;
2) определить фундаментальные условия существования общественной жизни и сохранения ее как единого целого.
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества.
Проблема социальной философии в том, чтобы осмыслить: что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека.
Особенности социальной философии.
1. Социальная философия стремится не только обозреть общественную жизнь в целом, но и обнаружить смысл существования общественных институтов и общества как такового.
2. Одной из важнейших является проблема отношения личности и общества.
1) Логика как отрасль философского знания. Философская и прикладная логика.
Логика — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась и развивалась в рамках философии и, при решении собственно философских проблем, выступала в качестве метода рационального обоснования своих позиций в борьбе против религиозно – мифологического мировоззрения.
ПРИКЛАДНАЯ ЛОГИКА – логический аппарат систематически используемый для решения конкретных практических задач. При этом необходимо различать прикладную логику и отдельные приложения логики. Для прикладной логики характерна именно систематичность.
Философская логика — это широкая область логических исследований, направленная на философское осмысление основных понятий, применяемых в современной логике, и результатов, полученных средствами символической логики, а также применение логического аппарата неклассических логик к анализу и реконструкции различных философских проблем.
2) Понятие о рационализме тождества (методологическом теизме). Философия Платона как первое последовательное воплощение рационализма тождества.
Рационализм — это философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания, развития и поведения людей являются принципы разумной целесообразности.
В философии Платона мы находим первое последовательное и глубокое обоснование рационализма, точно также как и ясную формулировку главных его принципов. Среди определяющих положений платоновской гносеологии можно выделить два основных: во-первых, превосходство высших способностей человеческой души (рассудка и разума) над низшей (чувственностью) и, во-вторых, утверждение абсолютного приоритета математики и математической методологии в сфере научного познания мира; последнее было связано у Платона как раз с рациональной «чистотой» математики, отсутствием в ней чувственной компоненты, неизбежно присутствующей во всех других сферах научного знания.
Билет 8.
1. *Этика - это философская дисциплина, занимающаяся изучением морали, ее развития, принципов, норм, роли в обществе, а также созданием мыслительных систем, из которых выводятся моральные принципы и стандарты поведения человека. Этика относится к философской дисциплине, поскольку изучает не только отношения между людьми, но и отношение индивида к миру.
*Проблемы этики:
а) Проблема критериев добра и зла - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности (Добро - категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности, и употребляется как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий).
б) Проблема справедливости - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.
в) Проблема должного (долг) - обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный, нравственный долг) - добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.
г) Проблема смысла жизни и назначения человека - философская и духовная, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума. Данными проблемами, включая нравственный долг человека, занимается составная часть этической науки – нормативная этика.
*Нравственность и мораль:
а) Нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая (как и закон) является внешним требованием к поведению индивида.
б) Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений - социальный институт, регулирующий поведение человека во всех сферах жизнедеятельности. Содержание морали выражается в ценностях, нормах и установках (стандартах), которые признаются всеми людьми и определяют выбор человеком своего отношения к миру и другим людям, а также способ поведения индивида.
2. *Методологический солипсизм является агностическим вариантом солипсизма. Он стоит в оппозиции к строгим гносеологическим требованиям для «знания» (например, требование, что знание должно быть достоверным). Этот вид солипсизма считает, что любое индуктивное умозаключение может быть ошибочным, и что мы, возможно, являемся мозгом в колбе. Иногда методологический солипсизм идёт ещё дальше, утверждая, что даже то, что мы воспринимаем как мозг, фактически является частью внешнего мира, поскольку воспринимать мы можем только через наше сознание. Наверняка известно только наличие мыслей.
Методологические солипсисты подчеркивают, что обоснования внешнего мира должны быть основаны на неоспоримых фактах их собственного сознания.
В эпистемологии и философии сознания методологический солипсизм имеет, по крайней мере, два различных определения:
а) Методологический солипсизм — эпистемологическое положение, согласно которому индивидуальное я, его субъективные впечатления (эмпиризм) и его состояние или врожденное знание (рационализм) являются единственно возможными или собственно отправной точкой для философского построения.
б) Методологический солипсизм — тезис о том, что ментальные свойства или психические состояния организма могут быть индивидуализированы исключительно на основе этого
Билет 9.
1. Эстетика как отрасль философского знания. Проблемы эстетики. Прекрасное и безобразное.
ЭСТЕТИКА – наука о созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает свою органическую причастность к миру как целому.
Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.
Один из важных вопросов, занимающих эстетиков - существование прекрасного. Кроме него, проблема эстетического удовольствия в его всеобщности и одновременно субъективности чувственного восприятия. Её пытались разрешить через предположение о существовании всеобщих понятий разума и всеобщей логики мышления. Другие важные проблемы - природа эстетических ценностей, эстетического вкуса, эстетического идеала и переживания, гармонии.
Прекрасное и безобразное — эстетические категории, характеризующие явления с точки зрения их соответствия или несоответствия утвердившимся в обществе эстетическим идеалам. Объективно прекрасное воплощается в упорядоченности, соразмерности, гармонии частей, а также во всем, что утверждает человека в жизни, расширяет пределы проявления его высших чувств, что «порождает игру его физических и интеллектуальных сил» (К. Маркс). Субъективно прекрасное вызывает у человека эмоциональный подъем, духовное наслаждение, ощущение радости, внутренней свободы, генерирует энергию сопереживания, эмоционального слияния с объектом эстетического наслаждения.
Безобразное же обычно выступает как антитеза прекрасному. Объективно безобразное как бы заключает человека в рамки его метафизической (изначальной, неизменной) греховности, умаляет проявления человеческого в человеке или направляет его духовные силы по гибельному пути разрушения и саморазрушения, по пути возрастания мировой энтропии. Субъективно же безобразное вызывает букет негативных эмоциональных состояний вплоть до отвращения к объекту созерцания, к той или иной природной или социальной среде, к самому себе, в коих открываются черты безобразного.
Билет 7.
1) Аксиология — теория ценностей, раздел философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза две стороны одной и той же медали.
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы.
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
Проблемы аксиологии:
· жизнь и природа (на данный момент известно, что сильно возросла преступность, а из-за несоответствия цен и зарплат, ухудшения экологии и др. говорит о том, что наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни).
· любовь и семья (утешает тот факт, что эта ценность всё ещё значима и является важнейшей в жизни общества, но из-за нестабильности и тяжёлого материального положения и этот аспект становится всё менее ценен).
· культура и образование (образование мало вознаграждается реальной жизнью; для того чтобы обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность).
· досуг, труд, карьера,
· идеология, политика, свобода, власть
Наименее популярными оказались христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм.
Изучение всего вышеперечисленного приводит к выводу о кризисном состоянии общества в этом аспекте.
2) Рецензия на книгу: Ж. П. Вернана "Происхождение древнегреческой мысли" Жан-Пьер Вернан ставит задачу проанализировать исторический период, включающий начало «1-ого тыс. до н.э. вплоть до 6-5 вв. до н.э. в районе Средиземноморья и выяснить, каковы корни античной цивилизации, по каким причинам и каким образом происходило становление новых социальных и политических структур, какие изменения произошли в образе мышления греков в этот исторический период.
В 3 главе говорится о кризисе единовластия, об изменениях в культурных и бытовых сферах жизни общества, по словам Вернана подчеркивается «значение тех общественных преобразований, которые нашли самый прямой отклик в области мышления». Теперь сожжение умерших заменяет погребение, что отдаляет мир мертвых от мира живых. Искусство, выражающееся в изображениях на керамических изделиях, претерпело изменение в стилевом смысле. Сцены из жизни животных и растительного мира сменились геометрическим узором. Помимо этого пришло некое осознание прошлого, отдаленного от настоящего, между человеком и богами установилась непреодолимая дистанция.
Книга Вернона открывает дорогу в историю Древней Греции. Вернон дает повод поразмышлять над концепцией возникновения нового типа полисного мышления и полиса как такового.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной философии и призваны содействовать «углублению нашего осознания современности». Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков.
Философия: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
- Введение
- Возникновение философии, ее понятие и основные функции
- Философия как мировоззренческое знание
- Основной вопрос философии: бытие и сознание
- Мифология как начальная форма мировоззрения
- Философия Древнего Востока
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Возникновение философии, ее понятие и основные функции
Возникновение философии и становление ее предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.
Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.
Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Основные функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.
5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.
6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.
9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Читайте также: