Об ангелах и демонах как устроен духовный мир
В существование духов люди верили с давних времён. Им молились, поклонялись, приносили жертвы. В т. н. языческие времена люди одухотворяли весь мир, считая, что каждый неживой предмет имеет своего духа, а уж в каждом живом существе – рыбе, птице, животном, растении - и подавно живёт дух. Изначально, духи не делились на добрых и злых. Всё зависело от их расположения или нерасположения к человеку, поэтому задабривали жертвоприношениями всех духов.
В западном мире христианство явилось причиной того, что духовные силы поделились на две части – добрых духов во главе с Богом и злые во главе с Дьяволом. На сторону добрых сил перешли духи, за которыми не было замечено плохих поступков, а также умершие «святые» люди. Все духи старых религий были объявлены «бесами», в том числе такие боги, как Зевс (Греция), Ваал (Финикия), Астарта (Ассирия), бесами стали домовые, водные и лесные духи.
Подобное разделение существует и в исламе, зороастризме и индуизме. Духи являются либо хорошими, либо плохими. И нет тех, кто посередине. Таково влияние религиозных концепций последних тысячелетий.
Итак, по представлениям большинства сегодняшних религий духовный мир состоит из:
1. Всевышнего Бога
2. Богов Второго Ранга.
4. Ангелов и добрых духовных существ
5. Демонов (бесов) и злых духов
7. Дьявола (Шайтана)
Это выглядит как фигура из двух прислоненных друг к другу основаниями пирамид, где наверху находится Высшее духовное существо, а внизу – Воплощение Зла.
Самое интересное, что такая картина принята практически всеми религиями современного мира. Хотя когда-то было не так. К примеру, ни древние шумеры, ни египтяне, ни греки, ни римляне не делили богов на хороших и плохих. И хотя в мифологии этих народов и существуют предания о битвах разных групп богов между собой, нет чёткого определения, кто же из них плохие, а кто хорошие. Видимо, в этих легендах отразилась память о смене поколений одних богов другими. Возможно, это были местные схватки между разными кланами, а возможно легенды относятся ко временам древних звёздных войн.
Нет ничего удивительного в том, что мы верим в загробную жизнь, потому что большинство из нас сталкивались с проявлениями потустороннего мира. Но вот информация о том, какова природа этого мира, что такое человек и куда он пойдёт после смерти, покрыта мраком тайны. Людям приходится довольствоваться тем, что пишут религиозные книги и утверждают религиозные лидеры. Но мы чувствуем, вслед за Еленой Блаватской, что все религиозные книги, что мы имеем сегодня, подменены и мало имеют общего с первоначальным их текстом. Остаётся только один путь понимания нашей судьбы в мире – слушать своё сердце и с искренним сердцем искать крупицы знания, рассыпанные и спрятанные в нашем мире.
Православное учение об ангелах и демонах
Беседа преподавателя Догматического богословия Леонова А.М.
Расшифровка видео
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Тема сегодняшней беседы — православное учение об ангелах и демонах. К сожалению, далеко не все люди признают бытие добрых и злых духов как реальных представителей невидимого мира, признавая их лишь за метафорические и литературные образы, олицетворяющие начало добра и зла, между тем как Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, так и история Церкви, в особенности выраженная в Житиях святых, свидетельствует об обратном. Иные, хотя и верят в реальность невидимого мира, считают, что он существует как бы отдельно, обособленно от мира людей, а значит, и знания этого мира для нас не важны, поскольку не влияют на уровень благочестия верующих. Конечно же, это не так, и дело здесь вот в чём. Хочет человек или не хочет — он давно уже сделался целью в борьбе между духами зла и добра. Поприще этой борьбы, бранное поле есть его сердце. А поскольку никакое человеческое действие или даже бездействие — нравственное или безнравственное, никогда не остается без последствий и всегда склоняет человека либо к добру, либо ко злу, он не может оставаться нейтральным в этой борьбе, и вынужден участвовать в ней всю свою жизнь. Соответственно, именно знание, а не незнание ангельской и демонической жизни, знание условий и средств ко спасению, приемов и козней врага, помогает человеку правильно ориентироваться в этой невидимой брани, чётко следовать пути восхождения по лествице духовных совершенств. С другой стороны, изучение горнего мира открывает христианину ту реальность, к которой он призван, и для которой он не чужой, в которую однажды ему предстоит перейти. А знание демонического мира показывает, к чему ведёт беззаконие, грех.
Божественное Откровение не сообщает нам деталей и подробностей творения ангелов, однако из предания Церкви известно — невидимый ангельский мир создан прежде устроения видимого. Ангелы суть бесплотные личные духи, наделенные разумом и свободной волей, способностью к творчеству, богообщению и взаимообщению. В отличие от людей, произошедших от единого родоначальника Адама, ангелы созданы сразу в несметном количестве, а поскольку они ещё и бессмертны, то не нуждаются в браках и размножении. Кроме того, будучи бестелесными, ангелы лишены и некоторых прочих потребностей, свойственных людям — не нуждаются в вещественной пище и питие, в одеждах, в материальных жилищах, отличаются иным характером взаимоотношений, а иногда и предметами радости. Поскольку ангельская бестелесность не абсолютна, они всё же зависят от условий пространства и не могут единовременно находиться в двух разных местах. Однако, присутствуя в той или иной пространственной области, ангелы не заполняют ее словно форму, подобно человеческим телам, а пребывают там мысленно или духовно. Отношение ангелов ко времени тоже особое, в силу этого они способны к стремительному молниеносному перемещению. Стало быть, и духовное небо, ангельский мир не определяется привычной для нас пространственно-временной системой координат. Ангельское небо — понятие не географическое, а метафизическое, и указывает, прежде всего, не на геометрическую, а на духовно-нравственную возвышенность горнего мира над миром людей. Это не стратосфера и не тропосфера, это иная реальность, мир инобытия. Согласно предвечному замыслу Божию ангелы делятся на девять иерархических степеней или чинов. Предание знает девять таких степеней:
Причём именование нижнего чина — ангел, что в переводе с греческого обозначает «вестник», приложимо и к представителям всех прочих вышестоящих чинов. Обыкновенно как освящение и просвещение ангелов, так и Божественное руководство осуществляется через высшие степени к низшим. Деятельность ангелов обнаруживается в прославлении Бога и служении Ему, и распространяется как на их собственный мир, так и на людей. Служение ангелов делятся по направлениям, или зонам ответственности, выражаемое, в частности, в управлении стихиями, окормлении царств, городов и церковных общин. Однажды утвердившись в добре, при содействии Божественной благодати, ангелы святы и никогда не грешат. Отметим, что изначально все без исключения духи пребывали в добре, не имея ни малейшей склонности ко злу. Все были охвачены Божественной заботой и любовью. А поскольку всесовершенной неэгоистической Божественной любви не свойственно требовать взаимности через принуждение, постольку и возможность принять или отвергнуть эту любовь, ответить на неё взаимностью или не ответить, должна была реализоваться не безусловно, а как результат свободного и осознанного выбора каждого ангела.
Между тем один из ближайших вседержителю духов, названный по светозарности Денница, не только отрешился от Бога любви, но и задумал сделаться новым альтернативным, самодержавным царем. Для этого клеветой и лукавством он увлек за собой множество прочих — то ли особенно ему дружественных, то ли подвластных ему небожителей. Так они сделались духами злобы, за что и были низвергнуты с горных небесных вершин. Исходя из слов Спасителя, что дьявол человекоубийца от начала не устоял в истине, понимаем, что первоначально он был в этой истине наставлен и имел все необходимые средства и силы для того, чтобы преодолеть горделивый соблазн. Таким образом, грехопадение сатаны явилось не результатом Божественной недоработки или ошибки, а результатом его свободного злонаправленного выбора. Так образовалось темное царство со своей иерархией, во главе которого стал сатана. Отныне демоны утвердились во зле и неспособны к раскаянию. Поскольку мир небожителей для демонов закрыт, со временем создания человека их лютость и ненависть с особенной силой обрушивается на людей. Обладая высочайшим умом и могуществом, свойственным им по природе как ангелам, демоны способны охватить человека целиком — как его тело, так и его чувственную, мысленную и волевую сферы души.
Скажем, однажды в начале подвижнической жизни преподобный Антоний был так безжалостно избит злыми духами, что едва не умер. Впоследствии уверял, что боли, испытанные им во время избиения, были такими мучительными, какими никогда не бывают боли от ран, наносимых людьми. Воздействие же демонов на душу бывает куда более сильным и разрушительным. Как демонам удается встраивать в сознание человека греховные мысли и образы, возбуждать в нём дурные аффекты и желания, толкая на грех, нам неизвестно. Однако известно, что далеко не всегда даже и опытный подвижник способен отличить бесовские внушения от движения собственной воли и ума. Не менее опасны воспламеняемые демонами в человеке мечтательные наслаждения, порою превосходящие удовольствие, которое грешник испытывает при действительном совершении греха. Поэтому демоны способны подвигнуть человека не только на отдельное греховное деяние, но и на страстное, повседневное, регулярное нарушение духовных Божественных норм. Порою демоны предстают перед людьми и видимым образом — например, в форме животных или человека, в ужасных леденящих фантастических ликах, иногда в облике ангела. Так, устрашением человек может быть доведен до отчаяния, утраты надежды на Господа и богоотступничество, а явлением в образе ангела обращен в добровольного и послушного исполнителя воли врага.
К примеру, однажды обманутый видением ангела с конями и огненной колесницей преподобный Симеон Столпник едва не шагнул в неё, чтобы быть вознесенным на небо, подобно Илие, и только особое вмешательство Божие, предваренное смиренной благодарственной молитвой святого, удержало его от этого действия. Примером же логически завершенного демонического обмана может служить Полихроний, который по указанию явившегося ему злого духа исповедовал еретическое учение о единственности воли в Богочеловеке Иисусе Христе. Несчастный так был очарован видением, что даже и будучи уличенным епископами в неправоте, отказался от покаяния и был осужден.
Для того чтобы не обольститься явлением ангела, важно учитывать следующее. Видение небожителя может быть созерцаемо двояко — телесными очами созерцается чувственное видение, а видение духовное подразумевает созерцание духовными очами веры, умом и сердцем, очищенными Божьей благодатью. Чувственное видение бездуховного дает человеку лишь внешнее, поверхностное представление о явившемся и не дает более полного глубокого объяснения, кто он такой. Поэтому чувственными видениями легко обмануться. Как правило, они преподаются людям неопытным и зараженным тщеславием — волхвам, колдунам, прорицателям, изводителям духов. Духовное же видение свойственно людям духовным, святым, наделенным Божественным даром отличать небожителей от обольстителей.
Итак, главным образом демоны вредят людям беззаконным и беспечным по отношению ко спасению. Со времени искупления и образования Церкви человек наделен всеми необходимыми благодатными спасительными средствами для того, чтобы парировать любое нападение врага. Дьявол могуч, но Бог всемогущ. Освобождение от власти изобретателя греха достигается человеком жизнью по Христу, со Христом, во Христе. Дорогие братья и сестры, я благодарю вас за внимание, храни вас Господь.
Ангельский и демонический мир и его воздействие.
Современная наука ведет поиски разумных существ в далёких галактиках, между тем как иной мир намного ближе к человеку. Явления духовных существ в нашем материальном мире известны давно, но, как правило, далёкий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовного мира на нашу жизнь, либо представляет себе это влияние в искажённом виде.
Параллельно миру физическому существует духовный мир. Это духовные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями, не сравнимыми с возможностями человека.
Ангелы для многих людей уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня изображения их с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками украшают витрины магазинов в рождественские праздники. В сознании людей сформировался не соответствующий действительности образ Ангела — «купидона». Однако Ангелы — реальные небесные существа, играющие важную роль как в нашей жизни, так и в мировой истории.
Ещё до сотворения видимого мира и человека Бог сотворил невидимый мир и ангелов. С точки зрения человеческого восприятия, Ангелы являются невидимыми, безтелесными существами, но на самом деле они имеют «огнеподобное» тело — более тонкое, чем известная нам материя.
Они безсмертны, неизменны, имеют тот вид, в котором были изначально сотворены Богом (периода младенчества у них не было). Природа Ангелов духовна, они не имеют пола и не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Они передвигаются с огромной скоростью, и, хотя не вездесущи, а ограничены пространством (находясь на небе, не могут одновременно находиться и на земле), их ограниченность не имеет никакого отношения к земным человеческим ограничениям: стены, двери, замки не могут им препятствовать. Способности и сила Ангелов очень велики и значительно превышают человеческие: они намного больше людей знают о Боге, Его воле, Его созданиях, духовном мире, самих людях и других земных тварях.Падение денницы
Весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы — вечны.
Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех.
Это и произошло с одним из самых могущественных, красивых, талантливых и приближенных к Богу верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордился (Иез.28:17) и пожелал быть равным Богу (Ис.14:13-14). Он восстал против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога.
Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей, превратившись в демонов.
Тогда предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями в преисподюю. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу.
С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога.
Ангельская иерархия
Количество Ангелов неисчислимо, их значительно больше, чем всех людей и все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую.
Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Серафимы («Пламенеющие», «Огненные») (Ис. 6:2-3) - шестокрылые ангелы, которые находятся ближе всех Пресвятой Троице. Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
Херувимы («заступники», «умы, «распространители познания»(Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11) - четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
Престолы (Кол.1:16, Иез 1:15-21; 10:1-17) - Богоносные по благодати ангелы. Они служат правосудию Божию. На них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.
Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет.3:22; Рим 8:38; Еф. 1:21) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Рим 8:38; Еф. 1:21; Кол.1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол.4:16) - учители небесные, учат людей, как поступать в жизни, благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») (Откр. 12:7) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»
Архангелы
Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого «Архангел» значит «ангелоначальник». В Православной церкви почитаются восемь Архангелов.
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения.
Михаил (его имя означает «Кто яко Бог») – изображается, попирающим ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил («Сила Божия») – провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16; Лк. 1:26); изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил («Помощь, исцеление Божие») – могущественный целитель как людей, так и животных (Тов. 3:16; Тов. 12:15); держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил («Огонь и свет Божий») – властвует над небесными светилами, просветитель (3 Езд. 5: 20); в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил («Молитва к Богу») – молитвенник Божий, всегда молящийся Богу о людях и людей побуждающий к молитве, молитвенник о спасении и здравии людей (3 Езд. 5, 16); изображается в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил («Хвала Богу») – покровитель всех, кто усердно трудится, является советником и защитником всех, кто работает во славу Господа, в частности царей, судей и других руководящих позиций (его имя известно только по преданиям, в Библии и в Евангелии оно не встречается); изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.
Варахиил («Благословение Божие») – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божией (имя его известно из упоминания в апокрифической книге Еноха (3 Енох 14:17); на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил («возвышение к Богу, высота Божия») – посылается к человеку для содействия его возвращения к Богу (3 Езд. 4, 36); изображается держащим в руке весы.
Архангел Михаил
Архангел Михаил — главный Архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.
По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях.
Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 – 95).
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен архистратиг Михаил известен своими чудесами. Это особо почитаемый на Руси святой. Архистратиг Михаил – духовный заступник России, покровитель ряда полков и кораблей. Святой архангел Михаил был покровителем такого рода оружия, как инженерные войска русской армии. Его изображение было на гербе Киева, в честь него назван Архангельск. В почитании архистратига Михаила строились по России многочисленные храмы, в том числе Архангельский собор Московского Кремля, его скульптура венчает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.
Православные христиане веруют, что Архангел Михаил, преславный победитель диавола («денницы»), не оставит и всякую христианскую душу, проходящую, по исходе своем из тела, воздушные мытарства.
Ангелы-хранители
Сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей, стараясь оттеснить от Бога и духовно погубить всякого из великого Божия наследия — рода человеческого. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел Хранитель.
У каждого христианина есть Ангел-Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, и который невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни. Задача Ангела-Хранителя — способствовать спасению подопечного. Они охраняют наши души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность. Ангелы-Хранители являются нашими ближайшими духовными наставниками и покровителями.
Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в «созерцании истинном».
Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видали Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Если вспомнить, как в это время скорбные Ангелы со слезами молятся Богу о помиловании тех людей, за которых Христос лил свою кровь и которые своими делами вновь распинают Христа, если мы подумаем о том, какими опасностями мы со всех сторон окружены, мы поймем, как нужны нам тогда такие чудные Хранители.
Согласно учению Православной Церкви, личного имени конкретного ангела-хранителя человек знать не может, так как ангел дан человеку Богом и невидим для человека. Поэтому для каждого ангела-хранителя не назначается отдельного дня общественного его воспоминания, а установлены особые дни чествования всех небесных сил, когда вспоминаются все ангельские силы. Таким общим днем памяти всех ангелов является 8 (по юлианскому стилю)/21 (по григорианскому) ноября — Собор Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Следует обратить внимание, что именины, или день ангела, несмотря на свое название, не являются днем празднования ангела-хранителя, а является днем памяти святого, чье имя носит (крещеный) человек. Церковь призывает обращаться к покровительству и защите ангелов частно, в домашних молитваx.
Кроме личных Ангелов-хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы-покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.
Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и во многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место.
Борьба за человеческие души
На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. Духам злобы нечего делать там, где люди исполняют и без того то, что этим духам так желательно: изменяют Богу. Такие люди сами добровольно производят их работу. Их цель иная. Их цель — оттеснить от Бога людей, которые к Нему тяготеют душой, людей, которые знают сладость духовной жизни, людей, которые могут жизнью своею прославлять Бога и увлекать к Богу иные души. Сокрушить праведника, тонким искушением довести его до соблазна, растлить душу, довести ее до отчаяния — вот какою целью задается враг. Великие древние отцы египетских пустынь, наш преподобный Сергий и его последователь, великий старец Серафим Саровский — все они терпели лютые нападения. Демон являлся им во всевозможных видах. Им казалось, что келья их рушится, они слышали страшный хохот, рев и вой: «Уходи отсюда». Старца Серафима сатана подымал на высоту и сбрасывал его вниз.
Там, где готов вспыхнуть живой очаг веры, пламенеющий костер благодати, там демон употребляет все усилия, чтобы этот костер погасить. У бесов (как и Ангелов) различные способности: одни «специализируются» на жадности, другие нагоняют блудные страсти, третьи — гнев, четвертые — тщеславие, и т. д.
В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе.
Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.
Однажды к Оптинскому старцу Амвросию пришел священник, который сомневался в личном существовании духов, но не решился высказать старцу своего сомнения. По прозорливости своей отец Амвросий без слов увидал эти его сомнения и решил на деле убедить священника в том, чего он не мог принять без доказательств. Отец Амвросий на несколько минут закрыл свои глаза, и тогда священник увидал, что весь воздух кельи до тесноты наполнен страшными призраками. Он весь задрожал и похолодел.
Сомнению не было места. Отец Амвросий ему тогда сказал:
— Видел, батюшка, — отвечал священник.
И все было сказано.
Материал подготовил Сергей Шуляк
Собор Архистратига Михаила (слово епископа Василия (Родзянко)
Священник Алексий Мороз. Духовно-нравственное образование.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мир веры. Об Ангелах и демонах
Когда верховный из Ангелов возмутился против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога, предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу, низвергнул сатану с полчищем его в преисподнюю и с тех пор постоянно поражает его своим огненным мечом. Неукротимый в ненависти, непримиримый в злобе, неистощимый в лукавстве, сатана не перестает вновь и вновь устремляться на Престол Божий, вновь и вновь отражаемый светлыми Ангелами.
Побеждаемый тут, сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей, стараясь оттеснить от Бога и духовно погубить всякого из великого Божия наследия — рода человеческого. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел Хранитель.
Вера в Ангела Хранителя распространена у всех христианских народов и внушала художникам полные высокого смысла картины. Как прекрасны, например, изображения известного немецкого художника Плокгорста, который то представляет Ангела у окна дома, вносящего душу младенца, который сейчас в этом доме родится; то Ангела, склонившегося над колыбелью спящего младенца и овевающего его своими белоснежными крыльями; то Ангела, хранящего двух детей, которые рвут цветы на краю пропасти и которых Ангел удержит в нужное мгновение от падения во сне.
Но еще лучше та картина, которая изображает город, там, глубоко внизу, объятый мраком, и летящего средь звездного неба тихого Ангела с душой человеческой в объятиях. Эта картина совпадает с чудесными словами нашего Лермонтова. Поэт в своем стихотворении «Ангел» достиг высшей красоты, доступной поэзии. Можно сказать, что тут человеческое замолкло и звучит только одно Божественное и вечное:
По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
Душа поселилась в твореньи земном,
Но чужд был ей мир. Об одном
Она все мечтала, о звуках святых,
Не помня значения их.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Эта ангельская песня, которую вспоминает душа на земле в своей земной жизни, наполняет душу тем святым беспокойством, которое не дает ей удовлетвориться ничем тленным, земным, переходящим, которое заставляет ее тосковать по вечной отчизне. Но отчего мы не задерживаем для себя раздавшийся нам так давно звук этой песни, отчего мы на протяжении всей нашей жизни вообще не внимаем Ангелу Хранителю, который без конца готов продолжить для нас эту песню?
Этой песне внимали святые, когда, завороженные ею, они разом рвали со всем миром, чтобы жить на земле жизнью бесплотных. Этой песне внимали те мученики, которые с улыбкой предавали себя на невыносимые пытки. Этой песне внимают и ею счастливы все те, кто творит на земле Божию волю.
Так вот, нам надо возобновить близкое общение с забытым нами Ангелом и, прежде всего, понять все значение его для нас.
Верую в Ангелов, наших блюстителей,
Полных участья к нам, полных любви.
Промысла Божьего кротких свершителей,
Демонских замыслов зорких рушителей,
Коим вверяем мы тайны свои.
В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видали Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Если вспомнить, как в это время скорбные Ангелы со слезами молятся Богу о помиловании тех людей, за которых Христос лил свою кровь и которые своими делами вновь распинают Христа, если мы подумаем о том, какими опасностями мы со всех сторон окружены, если мы вспомним, как легко, при горячем и безумном спехе нашей жизни, в больших городах быть раздавленным на улице, попасть в крушение железнодорожного поезда, погибнуть на воде, мы поймем, как нужны нам тогда такие чудные Хранители.
Среди рассказов о печальных грандиозных железнодорожных катастрофах, случившихся недавно в России, передавали, что некоторые люди, которые должны были ехать на роковых поездах, каким-то необъяснимым стечением обстоятельств на них опоздали и через то уцелели. Не Ангелы ли Хранители придержали их за руку от того, чтобы пустить в смертоносный поезд?
Тяжек труд Ангела, приставленного к земному человеку, который делает его ближайшим свидетелем всех своих беззаконий и мерзостных падений. Ангел увлекает человека в храм. Человек же идет к нечистому развлечению; Ангелу хотелось бы поднять человека на молитву, а он предается кутежу; Ангелу хотелось бы вложить в уста его кроткие и добрые слова, а он произносит слова нечистые и враждебные; Ангелу хотелось бы видеть человека праведным, а человек представляет собой сплошной грех.
Мы не можем видеть всего усилия борьбы, которую ведут Ангелы за охрану человека. Но мы должны были бы часто в жизни своей чувствовать, что есть кто-то чудный, внушающий нам благие решения, увлекающий нас к добру, когда злая плотяная сторона существа влечет нас в обратную сторону. И в верующих людях, ищущих Бога, Ангелы обыкновенно и побеждают.
Постараемся представить себе отрадную картину. Мир спит. Спят и труженики, во славу Божию проработавшие изо всех сил весь день; спят и ленивцы, которые по беспечности своей не исполняют заповеди Христовой о том, чтоб есть хлеб, политый трудовым потом. Спят и труженики, и празднолюбцы. Спят и люди, на грязные забавы бросавшие заработок дня, и люди, употребившие наследственные средства на то, чтобы заглушить память о небе в таких забавах.
Все спит: и дети, и взрослые. Не спят лишь их Ангелы. Склонившись у изголовья этих людей, объятых отрадными видениями или томящихся тяжелыми и грешными сновидениями, они воссылают к Богу за этих людей, старых и малых, праведников и отчаянных грешников, свою чистую молитву к Богу. И если бы у человека просветлел его взор и он мог бы окинуть разом вселенную, как чуден был бы по всей вселенной вид этих небожителей, волею Бога посланных на землю, волею Божиею творящих за порученных им людей свою неусыпную молитву.
Многие люди у нас, даже из верующих, вообще сомневаются в личном существовании бесплотных духов того или другого порядка — демонов или Ангелов. Но убеждение в существовании их составляло веру всех решительно поколений. Так, у многих народов в их народных сказаниях есть та же легенда, что так проникновенно изложил Гёте в своем «Фаусте», — легенда о человеке, который продал сатане свою душу за известные земные выгоды.
Один из глубочайших и своеобразнейших русских мыслителей последнего времени, так много сделавший для привлечения внимания общества к религиозным вопросам, до него почти совершенно этим обществом заброшенных, Владимир Сергеевич Соловьев, был полон убеждения в личном существовании духов злобы и духов добра, потому что сам он их видал совершенно реально.
Однажды к Оптинскому старцу Амвросию пришел священник, который сомневался в личном существовании духов, но не решился высказать старцу своего сомнения. По прозорливости своей отец Амвросий без слов увидал эти его сомнения и решил на деле убедить священника в том, чего он не мог принять без доказательств. Отец Амвросий на несколько минут закрыл свои глаза, и тогда священник увидал, что весь воздух кельи до тесноты наполнен страшными призраками. Он весь задрожал и похолодел. Сомнению не было места. Отец Амвросий ему тогда сказал:
— Видел, батюшка, — отвечал священник.
И все было сказано.
Там, где готов вспыхнуть живой очаг веры, пламенеющий костер благодати, там демон употребляет все усилия, чтобы этот костер погасить. И вот почему страшный натиск выносят от демона люди, которые вступают на высшие пути совершенства. Если отшельничество, ведущее к неразрывному, ничем не смущаемому соединению с Богом, к погружению души в существо Божие возводит человека на духовную высоту, сообщает душе благодатную силу, то можно себе представить, как ненавистен должен быть этот путь демону. И мы видим, что нет того подвижника, который, вступая на этот путь, не подвергался бы величайшим нападкам и страхованиям от сатаны.
Великие древние отцы египетских пустынь, наш преподобный Сергий и его последователь, великий старец Серафим Саровский — все они терпели лютые нападения. Демон являлся им во всевозможных видах. Им казалось, что келья их рушится, они слышали страшный хохот, рев и вой: «Уходи отсюда». Старца Серафима сатана подымал на высоту и сбрасывал его вниз. По собственному признанию старца, однажды в отместку за душу, которую старец молитвами своими вырвал из его когтей, сатана вырвал из тела старца кусок живого мяса. Эта борьба страшная, всю силу и ужас которой знают только те люди, которые сами ее на себе пронесли.
Наконец, диавол, отовсюду подвижником побежденный, воздвигает на него страшнейшее из испытаний, так называемую «мысленную брань», когда человеку, все для Бога оставившему, начинает казаться, что Бога совершенно нет, и хульные помыслы, один другого ужаснее, овладевают им. Но это последнее из испытаний, и за ним начинается благодатная чудотворная тишина.
Будем верить в наших блюстителей, кротких Ангелов, и им доверим защиту нас от нападок общего нашего и их врага.
Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи;
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья!
Дай полет мне в высоту!
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую святую
Нищих духом простоту!
Дай стряхнуть земные узы,
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог:
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу:
Смерть, бессмертие и Бог!
Читайте также: