Nvidia 650 ti сколько памяти
За последние месяцы ушедшего 2012 года компания NVIDIA выпустила на рынок целый ряд решений, построенных на архитектуре Kepler. Последним из них стал настольный видеопроцессор, получивший наименование GeForce GTX 650 Ti (чип NVIDIA GK106). Данный продукт был призван заменить уже порядком устаревший чип NVIDIA GeForce GTX 560, а также составить конкуренцию удачным решениям своего оппонента – AMD Radeon HD 7770 и AMD Radeon HD 7850. Кроме этого, новый графический процессор смог заполнить возникший ценовой пробел между NVIDIA GeForce GTX 650 и NVIDIA GeForce GTX 660. Стартовая цена видеокарт на базе NVIDIA GeForce GTX 650 Ti оказалась на уровне AMD Radeon HD 6850 и AMD Radeon HD 6870, то есть около 150 долларов.
GeForce GTХ 650
GeForce GTX 650 Ti
GeForce GTХ 660
GK106
Технологический процесс, нм
28
Количество потоковых процессоров
768
Количество блоков растровых операции (ROP)
16
Количество блоков текстурирования (TMU)
64
Разрядность шины памяти, бит
128
Частота ядра, МГц
928
Частота памяти (тип), МГц
1350 (GDDR5)
150
По аналогии с графическим процессором NVIDIA GeForce GTX 660 в данном решении не предусмотрена функция динамического роста тактовых частот – GPU Boost, а также нет коннектора SLI. Зато подобно другим GPU на архитектуре Kepler NVIDIA GeForce GTX 650 Ti может одновременно работать с четырьмя экранами. Энергопотребление чипа достигает 110 Вт, поэтому видеокартам на основе данного решения необходим дополнительный шестиконтактный разъём питания.
Видеокарта ASUS GTX650TI-1GD5 является самой простой моделью в серии продуктов от этого производителя на базе графического процессора NVIDIA GeForce GTX 650 Ti. Видеоадаптер оснащен 1 ГБ памяти, поддерживает DirectX 11 и PhysX и имеет фирменную систему питания Digi+. Ее внешний вид сильно отличается от предложенного «референсного» дизайна, однако частоты ядра и памяти соответствуют рекомендованным компанией NVIDIA. Более подробно с техническими характеристиками рассматриваемого продукта можно ознакомиться в представленной спецификации.
NVIDIA GeForce GTX 650 Ti
Количество шейдерных процессоров
Количество текстурных процессоров
Число блоков растровых операций
Частота работы ядра, МГц
Объем (тип) памяти, МБ
Частота работы памяти реальная (эффективная), МГц
Ширина шины обмена с памятью, бит
PCI Express 3.0 16х
NVIDIA PhysX, CUDA, NVIDIA 3D Vision
Минимальные требования к блоку питания, Вт
Последние драйверы можно найти на сайте производителя видеокарты.
Видеокарта ASUS GTX650TI-1GD5 поставляется в большой картонной коробке со стандартным для компании красочным дизайном.
На лицевой стороне упаковки изображена двухвентиляторная система охлаждения. Из приведенной надписи становится ясно, что воздушный поток возрос на 11%, а производимый шум снизился на 14%. К сожалению, ничего не сказано о том, с какой системой охлаждения проводилось сравнение, осмелимся предположить, что с «референсной». Здесь же указаны: тип графического процессора и объем памяти, используемая система питания Digi+, а также поддержка технологии DirectX 11 и возможность разгона с помощью фирменной утилиты GPU Tweak.
С обратной стороны полезной информации еще больше. Снова упоминаются достоинства системы охлаждения и качественные компоненты, используемые при производстве. На картинках изображен сам графический адаптер и его видеовыходы, указана информация о поддержке четырёх мониторов. Плюс прилагается краткая спецификация.
Внутри картонной коробки хранится сама видеокарта, окруженная вспененным полиэтиленом и упакованная в антистатический пакет. Кроме этого, можно найти украшенный логотипом компании черный футляр, в котором лежит диск с программным обеспечением и инструкция. Других аксессуаров в комплекте нет.
Высота рассматриваемой видеокарты составляет 122 мм. Длина текстолита достигает 210 мм, но система охлаждения выступает за края еще на 10 мм. По габаритам видеоадаптер сравнительно небольшой, однако «референсное» решение еще меньше. По верхнему краю ASUS GTX650TI-1GD5 проходит ребро жесткости, выполненное из алюминиевого сплава с логотипом компании. Данная деталь не имеет отношения к системе охлаждения и крепится к задней панели и обратной стороне платы с помощью четырех винтов. Коннектор для мостика SLI отсутствует.
С обратной стороны печатной платы можно наблюдать пустые посадочные места для микросхем памяти. Вероятнее всего, версия видеокарты с 2 ГБ видеопамяти использует эту же печатную плату.
Набор выходных разъемов видеокарты ASUS GTX650TI-1GD5 представлен тремя разными стандартами:
Дополнительное питание на графический адаптер поступает через шестиконтактный разъём, расположенный в верхней части платы. Мощность блока питания должна быть не менее 400 Вт.
После снятия системы охлаждения появилась возможность поближе познакомиться с лицевой стороной печатной платы, которая, к слову, матово-чёрного цвета. Дизайн полностью отличен от эталонного, силовая часть заметно усложнена, применены компоненты более высокого качества.
Примерно в центре печатной платы расположен графический процессор NVIDIA GeForce GTX 650 Ti. Его площадь составляет 221 кв.мм, а количество транзисторов достигает 2540 миллионов. Полная маркировка чипа – GK106-220-A1. На видеокарте данный GPU работает с рекомендованной NVIDIA частотой 928 МГц.
Гигабайт памяти видеокарты ASUS GTX650TI-1GD5 собран из четырех микросхем Hynix по 256 МБ с маркировкой H5GQ2H24AFR R0C. Судя по спецификации, данные чипы памяти рассчитаны на частоту 6 ГГц, в то время как на видеокарте они работают с частотой 5,4 ГГц, т.е. есть обоснованная надежда на некоторый разгон. Разрядность шины составляет 128 бит.
Графический процессор и микросхемы памяти запитаны от четырехфазного стабилизатора на основе ШИМ-контроллера ASP1212 с маркировкой DIGI+. Транзисторные сборки представлены микросхемами 87350D от Texas Instruments.
Для отвода тепла от видеоадаптера ASUS GTX650TI-1GD5 применяется фирменная активная двухслотовая система охлаждения, состоящая из радиатора и пластикового кожуха с двумя вентиляторами. Длинный увесистый радиатор целиком выполнен из алюминия. Черные наклейки в основании вовсе не являются термопрокладками для микросхем памяти, которые, как и силовые компоненты, охлаждаются лишь воздушными потоками. Для контакта с графическим процессором применяется серо-серебристая термопаста. Радиатор закрепляется с обратной стороны печатной платы с помощью четырех подпружиненных винтов. Кожух с вентиляторами удерживается на нем благодаря четырем защёлкам. В данной модели используются 75-мм вентиляторы Everflow T128010SH (12 В, 0,25 А).
Оценить систему охлаждения GTX650TI-1GD5 позволит ряд тестов, проведенных с помощью программного пакета MSI Kombustor, а мониторинг производился с помощью фирменной ASUS GPU Tweak v2.3.0.2
Первое испытание для системы охлаждения заключалось в долговременной загрузке графического процессора на полную мощность при автоматическом управлении скоростью вентиляторов. При этом частота вращения достигла 51% (или 1830 оборотов в минуту) от предельного значения, а температура ядра зафиксировалась на отметке в 64 градуса. Производимый уровень шума не выделялся на фоне остальных устройств системы.
В ходе второго теста скорость вращения вентиляторов была увеличена до максимума (3120 оборотов в минуту), что привело к снижению температуры графического ядра на 7 градусов. Расплачиваться пришлось в разы возросшим уровнем шума, который, хоть и не превысил порога комфортности, однако стал самым слышимым звуком в системе.
В режиме простоя частоты ядра и памяти снизились до значений в 324 и 648 МГц соответственно, а температура чипа остановилась на отметке 30 градусов. Вентиляторы сбросили скорость до 17% или 960 оборотов в минуту. При этом их едва было слышно.
Тестирование
При тестировании использовался Стенд для тестирования Видеокарт №4
Процессор | AMD Ryzen 9 5900X (Socket AM4, 12/24 x 3,7 – 4,8 ГГц, 105 Вт TDP) / Intel Core i7-8700K (Socket LGA1151, 3,7 ГГц, L3 12 МБ) @4,7 ГГц/ Intel Core i7-980X Extreme Edition (Socket LGA1366, 3,33 ГГц, L3 12 МБ) @ 4,1 ГГц |
Материнская плата | MSI MEG X570 GODLIKE (AMD X570, Socket AM4, DDR4, ATX) / ASUS TUF Z370-PRO GAMING (Socket LGA1151, Intel Z370, DDR4, ATX)/ MSI Big Bang-XPower (Socket LGA1366, Intel X58 Express, DDR3, ATX) |
Кулер | be quite! SILENT LOOP 2 240mm / Scythe Mugen 3 Rev. B PCGH Edition (Socket LGA1155, 40,17 CFM, 6 мм, 10,7 дБ) / Deepcool NEPTWIN V2 |
Оперативная память | 2 x16 ГБ DDR4-4000 G.SKILL TridentZ Neo F4-4000C18D-32GTZN / 2 x 8 ГБ DDR4-3200 Patriot Viper Elite PVE416G280C6KBL/ 3 x 2 ГБ Kingston DDR3-2250 (KHX2250C9D3T1FK3/6GX) |
Накопители | GOODRAM Iridium Pro 240 ГБ; Patriot Burst Elite 2 ТБ / HyperX Savage SSD 480 GB / HDD WD Caviar Green 3 ТБ (WD30EZRX), HDD WD VelociRaptor 1 ТБ (WD1000DHTZ) / SSD Transcend SSD370 256 GB, HDD Samsung HD154UI |
Блоки питания | be quite! DARK POWER 12 1200 Вт / Seasonic X-1050 Gold (SS-1050XM Active PFC) / Seasonic SS-1200XP Active PFC F3, 1200 Вт |
Корпус | be quiet! DARK BASE PRO 900 Orange rev.2 / CHIEFTEC LF-01B (Middle Tower) / Cooler Master COSMOS SE |
Монитор | ASUS PB287Q, 4K Ultra HD / 3 x Dell UltraSharp U2212HM Black (E-IPS, Full HD) |
Операционная система | Microsoft Windows 10 64-bit / Microsoft Windows 7 64-bit SP1 |
Мышь + коврик и клавиатура | Razer Imperator 2012 + Razer Goliathus Speed Edition, Razer BlackWidow |
По результатам сравнительного тестирования бюджетный видеоадаптер ASUS GTX650TI-1GD5 продемонстрировал хорошую производительность, близкую к моделям среднего класса предыдущего поколения. В большинстве игр видеокарта почти вплотную приблизилась к результатам графических адаптеров на основе NVIDIA GeForce GTX 560. Продукты на базе решений соперника – AMD Radeon HD 6850 и AMD Radeon HD 7750 (как впрочем, и на базе AMD Radeon HD 7770) проигрывают ASUS GTX650TI-1GD5 практически во всех приложениях. А кроме этого стоит отметить, что видеокарта отличилась крайне низким энергопотреблением.
Единственным недостатком является лишь небольшое «проседание» производительности графического адаптера в играх с высоким разрешением и активным сглаживанием - это связано с небольшой пропускной способностью памяти, да и сравнительно небольшим её объемом, всего 1 ГБ.
Разгон
С помощью утилиты GPU Tweak v2.3.0.2 тестовый образец видеокарты ASUS GTX650TI-1GD5 был разогнан до следующих частот: ядра – 1080 МГц, памяти – 1430 МГц. Относительно рекомендуемых значений прирост составил соответственно 16 и 6%. Графический процессор NVIDIA GeForce GTX 650 Ti продемонстрировал отличный разгонный потенциал. Система охлаждения также достойно справилась с возросшей температурой ядра. В ходе проведенных испытаний она не превысила значения в 60 градусов при максимально возможных оборотах двух вентиляторов.
Оценить какое влияние в целом оказали результаты ручного разгона на производительность видеоадаптера ASUS GTX650TI-1GD5 можно из ниже приведенной таблицы.
По традиции тему по архитектурным особенностям продолжит Алексей Берилло.
Часть 1: Теория и архитектура
Нынешняя осень принесла уже несколько новинок, и мы продолжаем их рассматривать. Как обычно, в летнее время анонсов не очень много, а вот к осени все начинают развёртывать активные действия, готовясь к наиболее прибыльному сезону. Ранее компания Nvidia уже выпустила несколько моделей видеокарт новой линейки Geforce GTX 600, которые мы рассматривали, но это ещё не всё. После выхода решений на чипах GK106 и GK107 линейка компании заполнила те дыры, которые в ней были, но не до конца — остались ещё маленькие ниши, не охваченные решениями компании.
Например, хотя Geforce GTX 660 имеет меньшую цену и мощность, по сравнению с топовыми видеокартами, но между ними и бюджетными платами на базе GK107 осталась слишком большая ниша, которая заполняется анонсированной не так давно видеокартой модели Geforce GTX 650 Ti. Данный ей суффикс говорит о том, что данная плата быстрее обычной GTX 650 (которую мы также скоро рассмотрим) на базе GK107, но медленнее, чем уже рассмотренная нами ранее GTX 660, основанная на чипе GK106.
Выход большой части линейки именно осенью 2012 года вполне оправдан. Именно это время (да и год в целом) стало одним из наиболее удачных периодов для рынка PC-игр. Так, в 2012 году вышло продолжение известнейшей игры Diablo, побившей рекорды продаж на ПК — было продано 3,5 миллиона копий игры Diablo III за первые сутки и более 10 миллионов за три месяца продаж. Вышли в текущем году и другие популярные игры, такие как Max Payne 3, GuildWars 2, Borderlands 2, World of Warcraft: Mists of Pandaria и др. В большинстве из них применяются эффекты, выполненные при помощи DirectX 11, в том числе тесселяция. ПК-версии этих игр выгодно отличаются от консольных собратьев графически и привлекают игроков к персональным компьютерам, а не консолям.
И это ещё не всё, в нынешнем году планируется выход таких ожидаемых игр, как Call of Duty: Black Ops II, Far Cry 3, Assasin’s Creed III, MechWarrior Online, Hawken. Эти проекты были названы потому, что все они обладают поддержкой DirectX 11, для которой игрокам понадобится иметь современную видеокарту. И если у них до сих пор нет таковой, то Nvidia делает всё, чтобы они выбрали новинку из серии Geforce GTX 600, выпуская всё новые и новые модели по разным ценам и под любые запросы.
Рассматриваемый сегодня Geforce GTX 650 Ti дополняет линейку решений на основе архитектуры Kepler. Ещё в марте компания Nvidia выпустила первый графический процессор с этой архитектурой, а также первую модель видеокарты на его основе, предназначенную для энтузиастов — Geforce GTX 680. Эта модель стала быстрейшей на рынке, но почти сразу в апреле была представлена Geforce GTX 690, отличающаяся применением двух чипов GK104 на одной плате, и это решение стало самой быстрой видеокартой среди двухчиповых (да и вообще).
Отвечая на запросы менее богатых игроков, в мае Nvidia выпустила модель Geforce GTX 670, которая быстро стала одной из самых популярных из-за отличного сочетания цены и производительности. По данным Steam Hardware Survey, их GTX 670 обогнала по популярности Radeon HD 7970, HD 7950 и даже HD 7800. Немудрено, что они продолжили выпуск ещё менее дорогих решений, к осени вышла модель Geforce GTX 660 Ti, основанная на том же чипе GK104, применённом в топовых платах, но отличающаяся меньшей производительностью и ценой, и стала ещё одной весьма популярной среди игроков моделью.
Ну а осенью появилось ещё несколько моделей линейки GTX 600. Так, в сентябре были анонсированы Geforce GTX 660 и GTX 650, основанные на разных чипах архитектуры Kepler. Но сегодня мы остановимся на вышедшей в начале октября модели Geforce GTX 650 Ti, которая стала последним на текущий момент дополнением для всей современной линейки видеокарт компании Nvidia. Она может стать лучшим выбором для игроков с ограниченным бюджетом, которые не хотят тратить на 3D-видеокарту слишком много денег, ведь, по данным компании, типичный игрок обновляет видеоподсистему своего ПК в среднем раз в три года, а более половины пользователей сервиса Steam до сих пор имеют устаревшие видеокарты без поддержки DirectX 11.
- [13.09.12] Nvidia Geforce GTX 660 — хороший добротный современный середнячок
- [10.05.12] Nvidia Geforce GTX 670 — 7/8 от однопроцессорного лидера GTX 670: много это или мало?
- [22.03.12] Nvidia Geforce GTX 680 — новый однопроцессорный лидер 3D-графики
- [09.11.10] Nvidia Geforce GTX 580 — новый король 3D-графики на закате 2010 года
- [27.03.10] Nvidia Geforce GTX 480 — архитектура нового графического процессора изнутри; как реализована поддержка DirectX 11
А теперь давайте рассмотрим подробные характеристики анонсированной в октябре видеоплаты Geforce GTX 650 Ti, основанной на графическом процессоре GK106.
Графический ускоритель Geforce GTX 650 Ti
Спецификации референсной видеокарты Geforce GTX 650 Ti
Совершенно логично, что новая модель Geforce GTX 650 Ti в продуктовой линейке компании Nvidia расположилась между Geforce GTX 660 и GTX 650. Она замещает платы предыдущего поколения среднего уровня, вроде Geforce GTX 560 и GTX 550 Ti, предлагаемые до выхода решений на базе архитектуры Kepler. Принцип наименования видеокарт Nvidia не изменился, бюджетная модель получила цифру «5» в середине индекса, но так как это быстрейшая из двух бюджетных GTX 650, то к наименованию прикрепили и суффикс «Ti», который и отличает новинку от GTX 650 на базе GK107, о которой мы ещё поговорим позднее.
Выпуск видеокарты на базе урезанного чипа GK106 говорит о том, что на производстве уже скопился кое-какой брак от чипов, не прошедших GTX 660, но который можно пустить на GTX 650 Ti. Что касается решений конкурирующей компании AMD, то новая GTX 650 Ti не имеет прямого соперника. Рекомендованная цена новинки уложилась между ценами моделей Radeon HD 7770 и HD 7850, но всё же гораздо ближе к первой. Поэтому мы будем сравнивать плату Nvidia с Radeon HD 7770, но и про HD 7850 не забудем.
Архитектура
Модель Geforce GTX 650 Ti основана на базе известного нам видеочипа среднего уровня, получившего название GK106, на котором основана видеокарта GTX 660. Этот GPU поддерживает все возможности, появившиеся в топовом GK104 (Geforce GTX 680) и все особенности архитектуры Kepler относятся к нему в полной мере, включая организацию мультипроцессоров SMX. Архитектура Kepler давно нам известна, и все её особенности мы уже рассматривали. В данном материале мы лишь остановимся на отличиях чипа GK106 в данном конкретном случае.
Мы уже отмечали в обзоре Geforce GTX 660, что хотя эта модель основана на полной версии чипа GK106, но она включает пять мультипроцессоров SMX, а не шесть, как было бы логичнее. И эти пять SMX собраны в три кластера графической обработки Graphics Processing Clusters (GPC), то есть GK106 — это чип с нечётным количеством блоков, да и несимметричный. Тем более интересно, что же урезали в нём при создании GTX 650 Ti. Для наглядности сразу же рассмотрим диаграммы чипа:
Стоп, а почему диаграмма не одна, а две? Всё объясняется как раз этой несимметричностью и нечётностью. В чипе есть три GPC, два их которых включают по два мультипроцессора SMX, а один из GPC содержит лишь один SMX. Поэтому при отключении SMX в таком GPC, отключится он весь целиком. Другими словами, в GTX 650 Ti идут чипы, содержащие по четыре активных блока SMX, но собранные в два или три кластера GPC — как повезёт. На что это может повлиять? Теоретически в «неудачном» GPU с двумя активными GPC будут работать два блока растеризации Raster Engine, а не три, как в «удачном». Таким образом, в некоторых случаях возможна даже разная производительность у разных GTX 650 Ti, особенно в специфических задачах. Впрочем, потребителей бюджетных чипов такие мелочи не должны волновать, да и не волнуют. Ну а мы снова вспоминаем об интересной логике инженеров Nvidia, побудившей сделать несимметричную конфигурацию GK106 — именно из-за неё и возникли такие вот странности.
Нас немного удивило, что Geforce GTX 650 Ti не поддерживает технологию GPU Boost. Напомним, это комбинация программно-аппаратных решений, позволяющая автоматически увеличивать рабочие частоты GPU, в зависимости от его энергопотребления для достижения максимальной производительности. Данная технология обеспечивает работу на максимально возможных частотах в рамках выбранного теплопакета и работает независимо от драйверов или иного ПО. Видимо, в Nvidia решили, что нечего баловать «бюджетников» такими сложнейшими технологиями, и так должны быть счастливы уже при виде Kepler за $149. В общем, номинальная (и единственная) тактовая частота видеочипа GK106, применённого в Geforce GTX 650 Ti, равна 925 МГц, и она фиксированная, в отличие от более мощных решений.
Производительность
Переходим к вопросу производительности новой модели Geforce GTX 650 Ti. В теоретической части мы приводим лишь данные от самой Nvidia, и по сравнению с теми конкурентами, которых они сами себе назначили. Как обычно, Nvidia первым делом отмечает преимущества новинки, по сравнению со своими древними видеокартами — в данном случае, по сравнению с Geforce 9600 GT. Эта модель была довольно удачной, начиная с 2008 года, когда вышла в продажу по цене порядка $169. Ещё интереснее сравнение потому, что 9600 GT до сих пор остаётся одной из наиболее популярных видеокарт! В уже упомянутой статистике из Steam она занимает 9 место среди всех графических решений.
Так вот, новинка на базе архитектуры Kepler до 5 раз быстрее этого решения, а также обеспечивает поддержку DirectX 11 и эффектов PhysX в играх при разрешении Full HD с приемлемой производительностью, что устаревшая плата сделать просто не в состоянии. Игрок, проапгрейдивший свою систему с Geforce 9600 GT до Geforce GTX 650 Ti, получит пятикратный прирост в чистой скорости, не говоря уже о тех новых возможностях, что у него появятся. Но не только сравнением со «старичком» Geforce 9600 GT забавляется Nvidia. Более интересным и актуальным стало сравнение Geforce GTX 650 Ti с прошлогодней GTX 550 Ti, которая оказалась в полтора раза медленнее.
Естественно, что пятикратный рост мощности приводит к тому, что и настройки в играх можно выставить куда выше, чем раньше. Рассмотрим сравнение картинки, получаемой на Geforce 9600 GT и GTX 650 Ti при сохранении играбельности на примерах из конкретных игр, вроде World of Warcraft: Mists of Pandaria:
В общем, на старой видеокарте Geforce 9600 GT вы сможете поиграть в Mists of Pandaria только с очень низкими настройками и в DX9 режиме, а GTX 650 Ti позволит поднять настройки до высоких и при этом использовать как DX11 режим, так и полноэкранное сглаживание методом 4xAA, что приводит к итоговой картинке гораздо лучшего качества.
Не забывает Nvidia и свою технологию ускорения обработки физических эффектов PhysX, поддержкой которой обладает и Geforce GTX 650 Ti. Во многих играх мощь GPU используется для таких задач, как имитация тканей и жидкостей, а также применяются системы частиц для взрывов и других аналогичных эффектов. Geforce GTX 650 Ti не только позволяет поднять производительность в таких задачах, но и даёт большие возможности при включении PhysX-ускорения:
Разница между картинкой с физическими эффектами и без них также показана на игровых скриншотах. Для этого сравнения была выбрана игра Hawken — выходящий в скором времени проект с поддержкой эффектов DirectX 11 и PhysX. Может быть, это и не самый наглядный вариант (в других играх, вроде Borderlands 2, PhysX-эффектов явно больше), но зато вполне реальный.
Но не только качеством картинки отличается новинка GTX 650 Ti от старушки 9600 GT. Если устаревшая модель Geforce показывает лишь 22 кадров в секунду в DX9 режиме с включенным PhysX, то GTX 650 Ti работает в DX11 режиме при 52 FPS, что более чем вдвое больше:
В паре других современных DirectX 11 игр разница ещё более впечатляющая, тем более что в Mists of Pandaria для устаревшей Geforce 9600 GT выбранные условия даже в режиме DX9 оказались не по силам:
А в MechWarrior Online разница между производительностью GTX 650 Ti и 9600 GT весьма велика даже с учётом запуска в разных режимах (DX9 и DX11):
В общем, как видите, Geforce GTX 650 Ti явно быстрее, чем Geforce 9600 GT (вот так сюрприз!). Но не только эту видеокарту обгоняет новинка, лучше сравнить её производительность с решением из предыдущей линейки, предназначенным для аналогичного ценового диапазона — GTX 550 Ti. Во всех играх наблюдается очень приличный прирост в скорости, от 30% до 70%. Даже в таких тяжёлых играх, как Crysis 2, разница составляет более чем 55%:
При этом новая видеоплата ещё и потребляет меньше энергии. Благодаря улучшениям энергоэффективности в архитектуре Kepler, Geforce GTX 650 Ti не просто заметно обгоняет GTX 550 Ti, но и потребляет примерно на 20% меньше энергии. Да и по сравнению с другими видеокартами этого класса, GTX 650 Ti предлагает лучшее сочетание производительности и потребления/тепловыделения. Это решение — выбор для тех игроков, кто ограничен в бюджете, но хочет получить все возможности новой линейки Geforce GTX 600 в разрешении Full HD.
По сравнению с младшей моделью линейки — Geforce GTX 650 — новая GTX 650 Ti имеет вдвое большее количество потоковых процессоров и текстурных модулей, а также более высокую пропускную способность памяти. Поэтому неудивительно, что Geforce GTX 650 Ti примерно на 40% быстрее GTX 650 в среднем. Но мы пока что сравнивали только с видеокартами Nvidia, а что будет, если сравнить новинку с конкурентами от AMD? Речь идёт пока что о данных самой Nvidia, естественно.
Итак, мы видим, что в современных играх Geforce GTX 650 Ti должен обеспечить на 20-25% большую частоту кадров, по сравнению с Radeon HD 7770, имеющим несколько меньшую цену. В среднем по набору из 25 популярных игр и тестов производительности и при разных настройках, GTX 650 Ti опережает конкурента на 15%, что совсем неплохо. Мы обязательно проверим эти данные в практической части материала, сравнив соответствующие решения одного ценового сегмента в современных играх.
Другие особенности
Печатная плата Geforce GTX 650 Ti меньше платы GTX 660, она очень и очень короткая, и для неё возможно применение компактных кулеров, хотя и всё равно двухслотового размера. PCB эталонного дизайна заметно упрощена по сравнению с более дорогими решениями, длина платы Geforce GTX 650 Ti составляет лишь 145 мм, а для дополнительного питания используется один 6-контактный разъём, как и на GTX 660.
Некоторые из подобных моделей имеют усиленные системы питания, с увеличенным числом фаз, собственные системы охлаждения, которые могут оказаться более эффективными. Многие из разогнанных вариантов Geforce GTX 650 Ti или весьма компактны или имеют эффективные кулеры с увеличенным количеством вентиляторов большого диаметра, что позволяет улучшить эффективность охлаждения и даёт возможность выбора.
Плата в целом двухслотовая и требует подключения дополнительного питания по одному 6-контактному разъёму PCIe. Для вывода изображения на референсной плате имеются следующие разъёмы: два Dual-Link DVI и один mini-HDMI. И хотя референсный дизайн обеспечивает вывод изображения лишь на три устройства, все Geforce GTX 650 Ti поддерживают четыре дисплея, и некоторые из партнёров Nvidia такую возможность предлагают. Решение позволяет вывести стереоизображение сразу на несколько мониторов при помощи технологии 3D Vision Surround, что ранее было доступно лишь в SLI-конфигурации.
Естественно, новая модель поддерживает и все остальные технологии компании Nvidia, о которых мы ранее неоднократно писали, в том числе Adaptive VSync и PhysX. Обо всех этих технологиях подробно написано в базовом обзоре Geforce GTX 680 — первой видеокарты семейства Kepler. И так как Geforce GTX 650 Ti имеет в своей основе графический процессор GK106 на основе этой архитектуры, то новая модель предлагает все современные возможности в виде DirectX 11, PhysX, TXAA, адаптивного VSync и других технологий. Владельцы устаревших игровых систем, имеющих DirectX 10-совместимое аппаратное обеспечение, получили ещё один вариант для выбора современной видеокарты за сравнительно небольшие деньги. Вопрос лишь в розничных ценах.
В качестве дополнения к теоретическому материалу о Geforce GTX 650 Ti можно упомянуть то, что покупатели Geforce GTX 650 Ti во всём мире (исключая Китай и Японию) получат бесплатные копии игры Assassin’s Creed III, которая будет стоить в североамериканской рознице полновесные $60. Для этого производители видеокарт будут прикладывать соответствующие купоны в комплект поставки. Правда, игру придётся подождать до 23 ноября, когда она станет доступна.
Assasin’s Creed III — это один из долгожданных игровых экшн-проектов, выходящий этой осенью. С момента выхода первой игры в 2007 году в серии Assassin’s Creed было продано более 35 миллионов копий игры во всём мире. Это один из самых популярных игровых сериалов вообще, а игра AC III является одним из наиболее амбициозных проектов для компании Ubisoft. Для нас же наиболее важно то, что в отличие от своих консольных собратьев, ПК-версия будет отличаться улучшенной графикой с поддержкой технологий DirectX 11.
На этом теоретическая часть материала закончена. Следующая часть статьи традиционно посвящена практической части исследования в синтетических тестах, в которой мы сравним производительность новой видеокарты Geforce GTX 650 Ti со скоростью других решений компаний Nvidia и AMD в наборе предельных тестов.
GeForce GTX 650 Ti
Для GeForce GTX 650 Ti используется графический процессор GK106, такой же, как и в случае со старшей моделью GeForce GTX 660. Штатное значение рабочей тактовой частоты чипа – 925 МГц. В данном случае технология GPU Boost не поддерживается, потому выше заданного значения графическое ядро во время работы не разгоняется.
Для GeForce GTX 650 Ti используется печатная плата с тем же дизайном, что и для GeForce GTX 650. А это значит, что референсные видеокарты очень компактны. Система охлаждения двухслотовая, хотя ее конструкция очень проста. Очевидно, что кулер разрабатывался с учетом невысокого энергопотребления видеокарты. Заявленный уровень TDP – 110 Вт. Адаптеру требуется дополнительное питание, для его подключения на PCB размещен шестиконтактный разъем. Для систем с четырехъядерными процессорами и GeForce GTX 650 Ti производитель рекомендует использовать БП мощностью от 400 Вт.
Как и другие представители семейства Kepler, видеокарта GeForce GTX 650 Ti поддерживает технологии PhysX, Adaptive VSync, NVIDIA Surround и режимы сглаживания TXAA, FXAA, вместе с тем, она не позволяет задействовать режим SLI. Потеря невелика, все же адаптеры такого уровня не часто выступают в парном разряде. Но, все же, для себя отметим, что в линейках предыдущего поколения возможности использовать два акселератора имели и менее скоростные видеокарты.
Технические характеристики видеокарт:
GeForce GTX 660 | GeForce GTX 650 Ti | GeForce GTX 650 | GeForce GTX 560 | GeForce GTX 550 Ti | |
Наименование кристалла | GK106 | GK106 | GK107 | GF114 | GF116 |
Техпроцесс производства, нм | 28 | 28 | 28 | 40 | 40 |
Площадь кристалла, мм² | 221 | 221 | 118 | 367 | 238 |
Количество транзисторов, млрд | 2,54 | 2,54 | 1,3 | 1,95 | 1,17 |
Тактовая частота GPU, МГц | 980/1033 | 925 | 1058 | 810 | 900 |
Количество потоковых процессоров | 960 | 768 | 384 | 336 | 192 |
Количество текстурных блоков | 80 | 64 | 32 | 56 | 32 |
Количество блоков растеризации | 24 | 16 | 16 | 32 | 24 |
Память (тип, объем), МБ | GDDR5, 2048 | GDDR5, 1024/2048 | GDDR5, 1024 | GDDR5, 1024 | GDDR5, 1024 |
Шина памяти, бит | 192 | 128 | 128 | 256 | 192 |
Частота памяти, МГц | 6008 | 5400 | 5000 | 4008 | 4100 |
Пропускная способность памяти, ГБ/c | 144 | 86,4 | 80 | 128 | 98,4 |
Энергопотребление, Вт | 140 | 110 | 64 | 150 | 116 |
Рекомендованная цена | $229 | $149 | $109 | $170-190* | $110-125* |
ZOTAC GTX650TI 2GB AMP! Edition (ZT-61103-10M)
Уже традиционно, модификации видеокарт AMP! Edition от ZOTAC имеют усовершенствованную частотную формулу. В данном случае заводской тюнинг имеет серьезные масштабы. Частота чипа увеличена с 925 до 1033 МГц (+11,7%), тогда как память работает на 6200 МГц (+14,8%), вместо рекомендованных 5400 МГц.
Видеокарта очень компактна. Кулер сверху прикрыт пластиковой крышкой черного цвета. В основе системы охлаждения лежит алюминиевый радиатор несложной конструкции, который продувается 90-миллиметровым вентилятором осевого типа. Лопасти последнего выполнены из полупрозрачного пластика и имеют оранжевый окрас. В комбинации с черной печатной платой и защитным кожухом такого же цвета выглядит довольно эффектно.
Длина печатной платы – 145 мм, общая длина адаптера, с учетом немного выступающей верхней крышки, – 155 мм. Адаптер едва превышает размеры слота PCI-Express х16, потому с установкой видеокарты, даже в компактный корпус, проблем не возникнет.
PCB очень напоминает референсную, однако имеет свои особенности. Стабилизатор выполнен по трехфазной схеме (2+1). Модификация AMP! Edition, помимо того, что имеет увеличенные тактовые частоты, несет на борту 2 ГБ памяти. При этом 4 чипа распложены сверху и справа возле GPU, еще такое же количество микросхем имеется на обратной стороне платы.
Референсный адаптер оснащен тремя видеовыходами – парой DVI, а также mini-HDMI, в то же время видеокарта от ZOTAC имеет на крепежной панели четыре интерфейсных разъема: два DVI, и такое же количество полноформатных HDMI.
Комплектация видеокарты не отличается чем-либо неординарным: руководство, брошюра по быстрой установке, диск с драйверами, переходник с пары Molex на шестиконтакный разъем для подключения дополнительного питания и переходник с DVI на VGA.
Рекомендованная цена GeForce GTX 650 Ti для американского рынка – $149 за модель с 1 ГБ памяти, референсной печатной платой и тактовыми частотами. Для Украины заявленная стоимость составляет 1399 грн. Цена форсированной видеокарты с 2 ГБ памяти от ZOTAC на начальном этапе обозначена на уровне $189. В последнем случае отличие от первоначальной значительное, однако, на наш взгляд, розничную стоимость все же определит реальный спрос на рынке.
В работе
С точки зрения эффективности охлаждения используемый кулер довольно неплохо себя зарекомендовал. Несмотря на скромную конструкцию, его возможностей оказалось достаточно, чтобы отвести тепло от GK106 и сделать это без особого надрыва.
Отметим, что вентилятор подключен с помощью двух контактов, а значит, скорость его вращения регулируются не с помощью PWM, а посредством изменения напряжения. Однако оценить алгоритм его работы очень сложно. Дело в том, что практически при любой нагрузке вентилятор стабильно вращался на 23% от максимального значения, и, лишь после того, как нещадный Furmark прогрел GPU до 66 градусов, скорость вращения возросла до 25%. О количественных показателях говорить сложно, так как фактические обороты в данном случае не мониторятся, однако на общей тональности работы СО столь умеренный рост частоты вращения никак не отразился. Кулер работает достаточно тихо независимо от условий. В целом, к системе охлаждения серьезных претензий нет, но, конечно более гибкий алгоритм управления здесь был бы весьма уместен. В режиме покоя явно можно было бы обойтись более скромными скоростями
Результаты тестирования
К сожалению, на момент проведения тестов, доступные утилиты для регулировки параметров видеокарты не позволяли корректно управлять тактовой частотой GPU. По этой причине на диаграммах представлены результаты только разогнанной модификации от ZOTAC в штатном для нее режиме (1033/6200 МГц). Показатели GeForce GTX 650 Ti с референсными значениями частот будут в среднем на 10–15% ниже, чем у форсированной видеокарты. Это обязательно следует учитывать во время общей оценки нового устройства на базе чипа GK106. Вместе с тем, не будем забывать, что в розничную продажу GeForce GTX 650 Ti от многих вендоров попадут именно в тюнингованном виде, с повышенными тактовыми частотами, тогда как референсная формула будет использоваться только для самых доступных модификаций.
По вышеуказанной причине, мы можем лишь предварительно оценить производительность GeForce GTX 650 Ti. Однако, даже полученные данные все же дают представление о потенциале нового решения. Итак, после дополнительного разгона, GeForce GTX 650 Ti удается почти на равных тягаться с GeForce GTX 560 и Radeon HD 6870. Даже если опустить совсем уж оптимистичные результаты в синтетике 3DMark 11 и Lost Planet 2, новинка на GK106 в среднем показывает очень достойные результаты. Она заметно опережает Radeon HD 7770, впрочем, учитывая стоимость последней на уровне $120, это и не удивительно.
Интересно также сопоставить возможности GTX 650 Ti и формального предшественника GTX 550 Ti. Предшественник не только уступает новинке на GK106. Между ними если и не пропасть, то очень ощутимая разница. Владельцам видеокарт на GF116, желающим сменить видеокарту, нужно уже смотреть в сторону более скоростных решений, чтобы в полной мере ощутить контраст и получить удовлетворение от апгрейда. Вместе с тем, полученные цифры – это свидетельство того, что технологии не стоят на месте.
Если сравнивать видеокарты GeForce GTX 650 Ti c младшей моделью без индекса «Ti», то очевидно, что это адаптеры различных уровней. Вдвое большее количество вычислительных процессоров и текстурных блоков позволяет новинке оторваться от младшей модели по части производительности. Причем разница настолько велика, что можно задаться вопросом, стоило ли устройство на чипе GK107 в целом относить к семейству GTX? Впрочем, отличие в стоимости адаптеров также значительно, потому паритет в отношении цена/производительность в целом сохраняется, важно лишь помнить, что в случае с GTX 650 индекс «Ti» имеет значительный вес.
Итоги
GeForce GTX 650 Ti – компактное экономичное решение, которое может обеспечить приемлемую скорость в режиме Full HD в режимах со средним или даже высоким качеством графики в любых современных играх. Показатели форсированной видеокарты очень достойные на фоне имеющихся на рынке предложений в той же ценовой категории. При розничной стоимости в
$150–160 новинка наверняка будет пользоваться большой популярностью.
Совершая небольшой исторических экскурс, отметим, что GeForce GTX 550 Ti на момент своего анонса (март 2011 г.) также предлагалась за $150. Спустя полтора года за эти же деньги мы получаем устройство с ощутимо возросшим уровнем быстродействия, которое к тому же стало заметно экономичнее. Конечно, период «консольного застоя» сказывается на темпах развития графических адаптеров для ПК, однако лозунг «функциональнее, быстрее, энергоэффективнее» все еще актуален.
Представив GeForce GTX 650 Ti, NVIDIA заняла оперативное пространство, в котором у основного конкурента в данный момент все еще нет альтернативных предложений, основанных на современных GPU. AMD наверняка постарается ответить на такой выпад. Вполне вероятно, что пойти на этот шаг ей помогут партнеры, которые заканчивают распродажи видеокарт на чипах Barts (HD 6850/6870) и не могут сейчас предложить интересные варианты в самой ходовой ценовой категории. Одним из этапов станет снижение стоимости Radeon HD 7850, которая в варианте с 1 ГБ памяти возможно подешевеет до $169. Впрочем, это решение более высокого уровня, тогда как для прямого соперничества с GeForce GTX 650 Ti в линейке AMD недостает более доступной модели на чипе Pitcairn. Пришло время для анонса Radeon HD 7830 и новой схватки непримиримых конкурентов?
NVIDIA начала продавать GeForce GTX 650 Ti 9 октября 2012 года по рекомендованной цене $149. Это десктопная видеокарта, на архитектуре Kepler, с техпроцессом 28 нм. На ней установлено 1 ГБ памяти стандарта GDDR5 с частотой 1350 МГц, шиной 128 бит, что обеспечивает пропускную способность 54 Гбит/сек.
Карта занимает 1 слот, подключается по интерфейсу PCIe 3.0 x16. Длина референсной версии составляет 145 мм. Карта требует подключения одного 6-pin кабеля дополнительного питания, заявленная максимальная потребляемая мощность 110 Вт.
Технические характеристики
Графический процессор
Вариант GPU GK106-220-A1 Архитектура Kepler Производитель TSMC Техпроцесс 28 нм Количество транзисторов 2540 млн Площадь кристалла 221 мм²
Графическая карта
Дата выпуска 9 октября 2012 Поколение GeForce 600 Предшественник GeForce 500 Потомок GeForce 700 Цена на старте продаж $ 149 Цена на рынке $ 64 Интерфейс шины данных PCIe 3.0 x16
Частоты
Память
Объем памяти 1 ГБ Тип памяти GDDR5 Шина памяти 128 бит Быстродействие памяти 54 Гб/с Пропускная способность памяти 86.40 ГБ/с
Конфигурация рендера
Шейдерные блоки 768 Текстурные блоки 64 Растровые блоки 16 Мультипроцессоры SMX 4 L1 кэш 16 КБ L2 кэш 256 КБ
Номинальная производительность
Пиксельная скорость заполнения 14.85 ГП/с Текстурная скорость заполнения 59.39 ГТ/с Производительность FP32 425 ГФлопс Производительность FP64 59.39 ГФлопс
Графические возможности
DirectX 12 (11_0) OpenGL 4.6 OpenCL 1.2 Vulkan 1.1 CUDA 3 Шейдерная модель 5.1
Дизайн видеокарты
Занимаемые слоты 1 Длина 145 мм Требования по теплоотводу 110 Вт Рекомендованная мощность БП 300 Вт Выходы 2x DVI 1x mini-HDMI Дополнительное питание 1x 6-pin Номер платы P2010 Максимальная температура 69 °C Максимальный шум 41.5 Дб
FPS в играх
Читайте также: