Notre dame что это
«Горбун из Нотр-Дама» (The Hunchback of Notre Dame) — мультфильм Disney, основанный на «Соборе Парижской Богоматери» Виктора Гюго. И хотя сюжет «Горбуна» заметно проще и позитивнее, чем в оригинальном романе, этот мультфильм все еще довольно суров, мрачен, поднимает много взрослых тем, а еще может похвастаться библейскими мотивами и уникальным для студии злодеем. Сценарий этого мультфильма — источник вдохновения для мультфильма «Рапунцель: запутанная история».
В чем важность Нотр-Дама? Объясняет Виктор Гюго
Знаменитое предисловие "Собора Парижской Богоматери" Виктора Гюго начинается с предостережения: "Может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор". Пожар 15 апреля стал напоминанием о том, что это страшное пророчество может сбыться. ТАСС решил изучить, почему для Гюго был так важен Нотр-Дам, как его книга помогла спасти храм и почему роман 1831 года тоже заканчивается пламенем над собором.
Собор Нотр Дам де Пари
Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари, – пожалуй, самый узнаваемый образец готической архитектуры. Его облик знаком практически каждому, как его название, ведь собор увековечен во множестве произведений искусства. Наряду с Эйфелевой башней, Монмартром, базиликой Сакре Кер, собор Нотр Дам является одной из главных достопримечательностей Парижа, пропустить которую не позволяет себе практически ни один турист. Ежегодно собор посещает примерно 13,5 миллионов (!) человек. Нотр Дам притягивает путешественников не только своей уникальной архитектурой – собор окутан мистическим ореолом, полон тайн, легенд и удивительных историй.
Содержание:
Почему именно Нотр-Дам?
Писатель считал, что "великие здания, как и высокие горы, — творения веков", то есть произведения искусства, созданные самим человечеством, без какого-либо конкретного художника, архитектора или зодчего. Храм меняется вслед за тем, как меняется само искусство — "спокойно, без усилий, без противодействия, следуя естественному, бесстрастному закону". В "Соборе Парижской Богоматери" Гюго пишет:
"Поистине в этих последовательных спайках различных искусств на различной высоте одного и того же здания заключается материал для многих объемистых томов, а нередко и сама всемирная история человечества. Художник, личность, человек исчезают в этих огромных массах, не оставляя после себя имени творца; человеческий ум находит в них свое выражение и свой общий итог. Здесь время зодчий, а народ — каменщик".
В разнообразии различных стилей, скульптурных деталей и ярусов собора Гюго видит единство — "безмятежное величие целого":
"Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно родственно; чудесный итог соединения всех сил целой эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемая гением художника; словом, это творение рук человеческих могуче и преизобильно, подобно творению бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность".
По мнению Гюго, храм не только символизирует течение времени, художественных стилей и человеческой жизни, но и представляет собой константу — поскольку внутреннее устройство Нотр-Дама подчиняется тем же канонам, что и любой католический собор:
"Впрочем, все эти оттенки и различия касаются лишь внешнего вида здания. Искусство меняет здесь только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. <…> Изваяния, витражи, розетки, арабески, резные украшения, капители, барельефы — все это сочетает оно по своему вкусу и по своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева неизменен, листва прихотлива".
Нотр Дам через века: история знаменитого собора
На месте дошедшего до наших дней собора Нотр-Дам с античных времен возводили святилища. Еще во времена римлян здесь стоял храм Юпитера. Затем здесь появилась первая христианская базилика Парижа, возведенная на фундаменте римского храма. А в 1163 году было начато строительство того величественного собора Нотр-Дам, который мы знаем.
На протяжении веков Нотр-Дам играл важнейшую роль в жизни Парижа и всей Франции. Здесь короновали и венчали французских королей. Здесь отпевали выдающихся сынов Франции.
Но во время Великой французской революции эта богатая история стала почти приговором собору: здание чудом уцелело! Якобинцы жаждали снести «твердыню мракобесия», но за свою главную святыню вступились сами парижане, собрав за него огромный выкуп. Здание сохранили, но изрядно над ним «поиздевались»: в частности, Нотр-Дам лишился своего знаменитого шпиля, размещенного на крыше, почти все его колокола переплавили на пушки, разрушили множество скульптур. Особенно пострадали скульптуры иудейских царей, размещенные над тремя порталами фасада: статуи обезглавили. А сам собор объявили Храмом Разума.
С 1802 года в Нотр-Даме снова стали проходить богослужения, а тремя годами позже именно здесь было совершена коронация Наполеона Бонапарта и Жозефины. Впрочем, несмотря на значимость собора, Нотр-Дам пребывал в крайне ветхом состоянии и отчаянно нуждался в реставрации. Кто знает, сохранилось бы это здание до наших дней, если бы не… Виктор Гюго и его знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери»!
После публикации книги в 1830 году парижане вспомнили о своем архитектурном и историческом сокровище и наконец, задумались о его сохранении и реставрации. К тому времени возраст здания составлял уже почти 7 веков! В XIX веке под умелым руководством архитектора Дюка была проведена первая серьезная реставрация собора. Тогда же Нотр-Дам обрел и знаменитую галерею химер, которая сегодня так впечатляет гостей Парижа.
А в 2013 году Париж отмечал 850-летие Нотр-Дама. В качестве подарка собор получил новые колокола и отреставрированный орган.
В Нотр-Дам-де-Пари хранятся две христианские реликвии: один из фрагментов Тернового венца, который по преданию был водружен на голову Иисуса Христа, а также один из гвоздей, которыми римские легионеры прибивали Христа к кресту.
Ценность собора и его след в культуре
Ценность величественного строения не только в невероятной архитектуре, готическом стиле и мифических скульптурах. Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа.
В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим. Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.
Нидерланды и Голландия: в чем разница?
К Нотр-Даму примыкает пристройка — сокровищница. Здесь хранятся христианские реликвии: Терновый Венец, фрагмент креста и церковные произведения искусства.
Архитектурное строение оставило глубокий след в культуре не только Франции, но всего мира. Вот основные произведения, где фигурирует собор:
- роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;
- роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»;
- произведение Осипа Мандельштама Notre Dame.
В 1956 году по роману Виктора Гюго сняли одноименную картину. Фильм режиссера Жана Деланнуа стал популярным во всем мире, а воплощение Эсмеральды актрисой Джиной Лоллобриджидой считается самым удачным.
Также изображение парижского собора в манускрипте запечатлел художник Жан Фуке. Интересно, что по приказу архитектора Виолле-ле-Дюка здания перед храмом были снесены и построена площадь. Здесь много архитектурных памятников и даже расположена звезда «Нулевой километр».
Тадж-Махал: история, описание, расположение
Собор важен и для современного поколения французов. Здесь бывают не только великие и знаменитые, но и обычные люди, которые просят у Бога исцеления и земных благ. Здание активно привлекает романистов и кинематографистов со всего мира.
«Каменная симфония»: архитектура собора Нотр Дам
Величественное и монументальное здание собора является подлинным шедевром ранней готики. Особое впечатление производят его стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы, украшенные скульптурами входные порталы. В этом сооружении восхищает и архитектурная гармония, и дыхание истории, которое ощущается во всем его облике. Не зря Виктор Гюго называл собор Парижской Богоматери «каменной симфонией».
На что обратить внимание в соборе Нотр Дам
С западной стороны собора находится гордость Нотр-Дам – большой старинный орган, созданный еще в XV веке! А за ним виднеется и одно из трех витражных окон в форме розы, которые являются настоящими готическими шедеврами и украшают собор с XII столетия.
Перед алтарем находится отгороженное пространство, предназначавшееся для священников и церковных певчих и называемое хОрами. Отдельного внимания заслуживает ограда хоров – она искусно украшена цветными скульптурными композициями с изображением евангельских сюжетов, созданными еще в XIII-XIV веках! Их цветовое оформление было восстановлено при реставрации в XIX веке.
Ваше внимание привлекут и многочисленные интересные скульптуры, украшающие собор Нотр Дам. В частности, барочная скульптура «Пьета» за главным алтарем.
В нашей аудиоэкскурсии по острову Сите мы пройдемся по собору Нотр-Дам, обращая внимание на самое интересное и узнавая об истории и оформлении здания.
Содержание
Блондинка, брюнетка, рыжая: Феб — блондин, Эсмеральда — брюнетка, Квазимодо — рыжий. (Как и в литературном первоисточнике, но в романе выделить этих героев как обособленное «трио» нельзя).
- Квазимодо — теперь не глухой, но всё ещё уродливый, горбатый и добродушный рыжий звонарь, живущий в соборе Нотр-Дам. Никогда не выходил в город, но мечтал хотя бы день провести среди людей.
- Клод Фролло — министр юстиции, религиозный фанатик, тощий (что вполне соответствует образу) уникальный злодей. Уникален он тем, что, во-первых, его характер развивается (из просто крайне неприятного человека в яндэрэ, готового на всё, чтобы быть с Эсмеральдой или уничтожить её), а во-вторых, мотивацией: если обычно злодеи живут по принципу «Что бы такого сделать плохого» или хотят власти и подобных абстрактных вещей, то Фролло просто возжелал красивую девушку и страдает, потому что, во-первых, ему не по статусу о таких вещах думать, а во-вторых, девушка оказалась цыганкой — представительницей народа, который он ненавидит.
- Сюжетный буревестник — примечателен тем, что в сюжете был с самого начала, но сюжетным буревестником все равно стал из-за того, что влюбился в Эсмеральду и стал сходить с ума, то есть из просто крайне сурового и жёсткого типа превратился в маньяка и монстра.
Прошло двадцать лет. Квазимодо — тот самый чуть не утопленный малыш, — вырос и стал звонарем. Зная, что скоро будет Праздник Дураков, он просит у Фролло разрешения туда сходить, но тот запрещает, напоминая, как опасен мир вокруг. Тогда Квазимодо, выслушав слова поддержки от друзей-горгулий, сбегает из собора и наблюдает за фестивалем, куда также пришли Фролло и Фэб — новый капитан гвардии. Когда объявили конкурс на самое уродливое лицо Парижа, Квазимодо побеждает, за что его объявляют королем дураков и сначала чествуют, но потом начинают издеваться: привязывают к колесу, закидывают тухлой едой, и только Эсмеральда за него заступается, освободив от веревок и обвинив Фролло в лицемерии: «Вы говорите о правосудии, но жестоки к тем, кто нуждается в вашей помощи». За такую дерзость Фролло приказывает ее арестовать, но та сбегает и прячется в соборе, потому что пока она там, никто не имеет права ей навредить, а у каждого выхода — отряд стражников, которые ее схватят, стоит высунуть нос.
Тем временем Квазимодо, посчитав, что издевки были наказанием за непослушание, просит у Фролло прощения и, закрывая лицо руками, ковыляет домой. Услышав пение Эсмеральды, он решает спуститься из кельи, но, как только его прогоняют и ругают, поднимается обратно. Эсмеральда, желая поговорить и извиниться за то, что затащила ранее на сцену, следует за ним и начинает восхищаться кельей, где Квазимодо повесил украшение из стекляшек и вырезал из дерева целый макет Парижа и разных горожан. Слово за словом, и они узнают друг друга получше, а Эсмеральда признается, что не проживет долго взаперти, так что Квазимодо, в благодарность за помощь на Празднике Дураков, помогает ей сбежать, спустившись по стенам, а она ему дарит загадочный амулет. На самом деле это карта Парижа, по которой можно найти Двор Чудес.
Квазимодо и Фролло понимают, как сильно им нравится Эсмеральда, и каждый поет об этом песню: Квазимодо — невинную «Heaven’s light», Фролло — «Hellfire», чуть ли не самую мрачную злодейскую песню в истории Disney, и решает: «Я найду ее (Эсмеральду), даже если придется сжечь дотла весь Париж». На следующий день начинается геноцид цыган и всех, кто, по мнению Фролло, мог Эсмеральду скрывать. Фэб не выносит жестокостей, которые ему приказывают совершать, отказывается сжигать семью мельника, запертую в хижине, более того, спасает их из огня, и тогда стражники Фролло его подстреливают и сбрасывают в реку. Эсмеральда, наблюдавшая за этим из толпы, лезет в воду и спасает Фэба.
Эсмеральда возвращается в собор, чтобы спрятать раненого Фэба, целует его в губы, и Квазимодо осознает, что оказался для нее просто другом, однако, когда заходит Фролло, не выдает опального капитана. Фролло, заметив фигурку Эсмеральды, все равно подозревает неладное и обвиняет Квазимодо: «Из-за тебя весь Париж в огне!» Потом Фролло обещает спасти Квазимодо от цыганских чар, заявляет, что знает, где она прячется, и завтра поймает ее. Фэб и Квазимодо вместе идут во Двор Чудес — тайное убежище цыган, — чтобы предупредить Эсмеральду, но оказывается, Фролло тайком пошел за ними, так что Эсмеральда и все остальные цыгане будут арестованы.
Квазимодо, скованный цепями, смотрит, как Эсмеральду готовятся сжечь, рвет их, разрушает колонны, на которых те висели, и спасает Эсмеральду в последний момент. Видя это, Фролло приказывает атаковать собор, а горожане (во главе с Фэбом) вдохновляются, освобождают цыган и вместе защищают Нотр-Дам. Обезумевший Фролло все равно прорывается внутрь, сбрасывает с лестницы архидьякона, попытавшегося его остановить, заносит меч над Квазимодо с Эсмеральдой, но горгулья, на которой он стоял, обламывается, и они вместе падают вниз. Квазимодо принимает любовь Эсмеральды и Фэба и вместе с ними выходит к людям, от которых скрывался столько лет.
- Босоногий ангел, Не любит обувь, Прекрасная цыганка — Эсмеральда.
- Бронебойный ответ — Феб Фролло: «Я выбираю честь».
- Герой в распятой позе — после прерванной казни, когда Квазимодо держит Эсмеральду на руках и кричит об убежище, она именно в такой позе.
- Дама в красном — Эсмеральда на празднике Папы Шутов выступала в ярко-красном платье. Иронично то, что этот цвет у цыган означает невезение.
- Девчушка-попрыгушка — гендерная инверсия в лице Клопена. Остерегайтесь тех, кто кажется забавным и беспечным шутом!
- Добрый верующий, злой верующий — злобный судья Клод Фролло и добрый архидьякон. Примечательно, что в книге это попросту один и тот же персонаж — архидьякон Фролло.
- Женственный пурпур — у Эсмеральды есть фиолетовая юбка и лиловый платок, обтянутый вокруг пояса.
- Забросить на плечо — Квазимодо спасает Эсмеральду и несет ее в Собор таким образом. Логично — ему нужна свободная рука, чтобы лезть.
- Золотые волосы, золотое сердце — капитан Феб.
- Злобный плевок — уже привязанная для сожжения на костре Эсмеральда в ответ на предложение Фролло быть с ним.
Очень своеобразная молитва
- Зловещая лошадь — конь Клода Фролло. По некоторым данным, его зовут Снежок.
- Злодейское попрекание — Клод Фролло напоминает Квазимодо о том, что любой другой утопил бы его за его внешность в младенчестве, но он сердобольный, мало того помешал этому, так ещё и приютил Квазимодо, кормил, поил и одевал.
- Знаменитые последние слова — «И Он истребит грешников и отправит в геенну огненную!» (Клод Фролло перед кармической смертью).
- И часовню тоже он! — в книге Фролло был просто интриганом, лишь подталкивающим события. Здесь он — судья, отдающий приказы, ответственный за угнетение цыган, за разгон Двора Чудес, за смерть родителей Квазимодо, и почти буквально воплощает название тропа, штурмуя Собор (в книге Собор штурмовали воры Двора Чудес, чтобы спасти Эсмеральду, но Квазимодо по глухоте подумал, что они хотят похитить её, и отбивался).
- Впрочем, угнетение цыган и разгон Двора Чудес ему приписывают и в театральных постановках.
- В конце второй части девушка Квазимодо, Мадлен, дает троице горгулий обещание не обижать Квазимодо. От удивления у всех троих отвалились нижние челюсти (видимо они и сами считали себя плодом воображения Квазимодо).
- А до этого от него отвернулся Феб, когда тот приказал сжечь ни в чем не повинную семью лишь из-за того, что те якобы держали у себя цыган.
- Но во второй части Квази подогнали свою крутую и красивую девушку, что смягчило ситуацию. Впрочем, её мало кто признаёт каноном.
- Полное чудовище/Цитаты:
Я найду её, даже если придётся сжечь дотла весь Париж! О ведьма! Что ждёшь ты? Решай же с этих пор: Ко мне ли придёшь ты, Взойдёшь ли на костёр!
- Получилась реальность — будь ты хоть героем диснеевского мультика, если ты уродлив, девушка тебе не достанется.
- Пока не выйдет сиквел.
- Поднимает меч на Квазимодо и Эсмеральду.
- На платформе для сжигания на костре предлагает Эсмеральде стать его любовницей, коротко и садистски улыбаясь.
- В оригинальной книге глаза чёрные.
- Если соотносить с историческим контекстом — Людовик XI в то время сидел в Туре, который и был тогда столицей Франции, и занимался алхимией.
- Песня про хотение:
- «Out There».
- «God Help the Outcasts» играет с темой: Эсмеральда обращается за помощью к Богу, но, как выясняется, она просит помочь всем отверженным.
- Необычный вариант песни про хотение — сочетание с Эй, вы, там, наверху!. Фролло просит Бога и Деву Марию низвергнуть Эсмеральду в ад либо же сделать её его любовницей.
- В русской версии песня («Пламя желанья») вселяет неиллюзорную гордость за отечественный дубляж. Это… хм… скажем так, лучшая песня о попытке изнасилования, которую вы когда-либо услышите.
- Предзнаменование — когда Фролло исполняет Hellfire, многие детали, например, тень в форме гроба, намекают на его дальнейшую судьбу.
- Блестящий неканон
- Бонус для гениев — монастыри реально имели право судебного иммунитета, что и выражалось в так называемом праве убежища, про которое неоднократно упоминается в фильме. Впрочем, сам Фролло напоминает Эсмеральде, что она в безопасности, только пока находится на территории монастыря, и что она должна не забывать, что монастырь для неё, по сути, тюрьма, а не дом.
- Два в одном и три в одном — Фебу, видимо, дан ряд сюжетных моментов поэта Гренгуара и цвет волос (у Феба в книге не упоминался). Если прикопаться к мелочам, такое можно найти и у Фролло, и у Клопена.
- А Фролло разделили надвое — всё хорошее, что в нём было, отдали архидьякону, всё плохое — судье Фролло.
- Протащить под радарами — возможно, это потому, что этот мультик, в отличие от большинства диснеевской продукции, тянет на 12+.
- Как зачем? Крыша поехала — притом уже полностью. А протекать стала еще раньше.
- Вроде бы подразумевается, что родители Квазимодо — цыгане, показанные в начале фильма. Но почему тогда Квазимодо рыжий, светлокожий и голубоглазый? Ещё одна мутация, генетический финт? Или же… цыгане — вовсе не его родители? Фролло и архидьякон, увидев женщину с ребёнком, автоматически сделали вывод, что это его мать, но были ли на это прямые указания? Цыганка обращалась к младенцу не иначе, как «маленький», а её предполагаемый супруг и вовсе презрительно говорит о нём как о животном или неодушевлённом предмете. Зачем бы цыганам уродец? Уж не собирались ли они использовать его уродство с целью заработка? Вполне возможно, учитывая завязку романа Гюго «Человек, который смеётся». Авторы мультика наверняка более-менее знакомы с творчеством автора первоисточника.
- С другой стороны, судя по поведению цыганки, она могла просто подобрать брошенного ребёнка. Её спутник мог быть против.
- Квазимодо и по книге был рыжим. Редкое явление у цыган. Или да, украли с целью заработка, тоже бывает.
- Присмотритесь к горожанам в начальной сцене, и среди них вы увидите Белль.
- Горгульи Виктор и Гюго названы именем и фамилией автора романа-первоисточника.
В отличие от первого мультфильма, у этого и атмосфера более детская, и проблематика не так серьёзна, и рисовка хуже, и сюжет проще. С событий первого «Горбуна» прошло шесть лет, Эсмеральда и Феб завели сына Зефира, а Квазимодо грустит, что у него нет девушки. Тем временем в Париж под видом бродячего цирка приезжает шайка воров. Её главарь Саруш хочет украсть из Нотр-Дама колокол, отделанный изнутри драгоценностями, и, чтобы разведать, где он, посылает в собор помощницу Мадлен, акробатку из цирка. Та, встретив в соборе Квазимодо, сначала его пугается, а потом начинает с ним больше общаться, и молодые люди друг в друга влюбляются. А пока они узнают друг друга получше, Феб расследует серию краж и подозревает бродячих циркачей.
Интересные факты о соборе Нотр Дам
Еще много любопытных фактов о соборе Нотр Дам и других достопримечательностях острова Сите Вы узнаете из нашей аудиоэкскурсии «Колыбель Парижа».
История собора Парижской Богоматери
Храм Нотр-Дам де Пари расположен на месте, где ранее находились романские, христианские, меровингские святыни. Возведение величественного здания началось в 1163 году при короле Людовике VII, который всю жизнь посвятил церкви. Папа Александр III удостоился чести заложить камень в основание собора. Строительство заняло почти два века, окончившись лишь в 1345 году.
Какой сегодня праздник: день в истории, народный календарь 29 июля
Возведением руководили множество архитекторов, но это не помешало им соорудить один из самых величественных храмов на планете. Собор выдержан в готическом стиле, разбавленном романским обликом. Некрасивые выходы труб закрывали статуями и горгульями. За все время существования собор видел тысячи битв и сражений, а однажды памятник архитектуры едва не разрушили якобинцы во время Французской революции.
Драгоценную утварь храма разграбили, а скульптуры разрушили и обезглавили. Из святыни здание превратилось в Храм Разума, а позже в продовольственный склад. Сооружение нуждалось в срочной реставрации. Памятку спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который стал центром действий между героями — Квазимодо и цыганкой Эсмеральдой. Произведение не только прославило автора, но и заставило народ понять ценность храма.
Французский балкон: что это, как монтировать
В скором времени Нотр-Дам подлежал реставрации под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Всего на восстановительные работы ушло 23 года. Были восстановлены галереи горгулий и другие скульптуры, установлены химеры. Также не забыл архитектор о шпиле собора, который был уничтожен революционными действиями.
Вокруг собора Нотр Дам: что интересного поблизости
Как видите, не только в самом соборе Нотр Дам, но и вокруг него можно провести много насыщенных и познавательных часов, рассматривая окружающие его сооружения, изучая памятники старины и отдыхая в близлежащих скверах. Ну а если пройти чуть дальше, то перед Вами откроются и другие исторические и архитектурные сокровища острова Сите: часовня Сен-Шапель, Дворец Правосудия, замок Консьержери и другие интересные достопримечательности. Они входят в маршрут нашей аудиоэкскурсии «Колыбель Парижа», в которой Вас ждет много увлекательных историй и интересных рассказов.
Нотр-Дам де Пари снаружи
Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали. В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.
В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.
Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни, взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.
Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады, их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.
Гюго описал пожар в Нотр-Даме почти за 200 лет до событий 15 апреля
История "Собора Парижской Богоматери" происходит в конце XV века, когда храм переживал свой рассвет. Но Гюго постоянно подводит читателя к неминуемому падению Нотр-Дама, которое в романе предстает в форме огромного пожара, начавшегося во время штурма собора:
"На самой верхней галерее, над центральной розеткой, между двух колоколен, поднималось яркое пламя, окруженное вихрями искр, — огромное, беспорядочное, яростное пламя, клочья которого по временам вместе с дымом уносил ветер. <…> А над пламенем громадные башни, у которых одна сторона была багровая, а другая — совершенно черная, казалось, стали еще выше и достигали безмерной величины отбрасываемых ими теней, тянувшихся к самому небу.
Украшавшие их бесчисленные изваяния демонов и драконов приобрели зловещий вид. Они словно оживали на глазах, в колеблющихся отблесках пламени. Змеиные пасти растянулись в улыбку, рыльца водосточных труб словно заливались лаем, саламандры раздували огонь, драконы чихали, задыхаясь в дыму".
Пожалуй, ни один журналист не смог бы описать пожар в Нотр-Даме так, как это сделал Гюго. Но и для романиста XIX века, и для людей, видевших трагедию 15 апреля, горящий собор символизирует одно и то же: это удар в сердце Парижа, трагедия для французской культуры, архитектуры, истории. И это предостережение о том, насколько уязвимо наше общее историческое наследие.
Внутреннее пространство
Первое, что бросается в глаза внутри собора – необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи, создавая причудливую игру света на сводах центрального нефа. При этом больше всего света попадает на алтарь. Такая продуманная система освещения создает особую мистическую атмосферу.
Вместо массивных стен внутри собора Нотр-Дам – сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства стала настоящим открытием готического стиля и позволила украсить собор множество цветных витражей.
Центральный неф Нотр-Дама кажется огромным. Масштабность собора связана с его изначальным предназначением – ведь по задумке создателей, он должен был вмещать в себя все население Парижа! И Нотр-Дам действительно прекрасно справлялся с этой задачей в то время, когда количество жителей французской столицы не превышало 10 тысяч человек. И все это население проживало на острове Сите, где находится собор.
Аудиогид по собору Нотр Дам де Пари
Туристы могут воспользоваться официальным аудиогидом, в который также включен русский язык. За использование официального аудиогида придется заплатить € 5.
Напомним также, что подробный, обстоятельный и увлекательный рассказ о соборе Нотр Дам де Пари входит в нашу аудиоэкскурсию по острову Сите, в которой мы предлагаем совершить путешествие по разным эпохам истории Парижа, с самого момента зарождения города, и узнать много любопытных фактов и о соборе, и об острове, на котором он стоит.
Нотр Дам: практическая информация
Сокровищница
Со стороны реки к Нотр-Даму примыкает небольшая пристройка, которая заслуживает особого внимания. Ведь именно в ней находится храмовая сокровищница, где хранятся важнейшие христианские реликвии (в том числе легендарный Терновый венец, попавший в Париж, по преданию, еще в 1239 году!), а также ценные предметы церковного обихода, представляющие собой изящные произведения искусства. Коллекция очень богата и разнообразна.
Пожар в соборе Парижской Богоматери: как это было, последствия
К сожалению, 15 апреля 2019 года стало известно, что в соборе случился пожар. Огонь уничтожил значительные участки здания, но благодаря пожарной службе пламя удалось потушить утром 16 апреля. Деревянные конструкции быстро перегорали, в результате обвалилась крыша и шпиль Нотр-Дама.
Эксперты оценивают ущерб, который нанесен ценным витражам. Также выясняют силу повреждения органов, скульптур и колокола. Борьба с огнем затянулась, поскольку пламя нельзя было тушить с вертолетов — это грозило обвалом.
Куда сходить в Петропавловске: отдых и развлечения
Точная причина возгорания пока не установлена. Есть предположение, что это случилось из-за реставрационных работ. Прокуратура Парижа работает над выяснением обстоятельств. Пожар нанес огромный урон старинному зданию, но все же несущие конструкции удалось спасти. Во время тушения к храму выехал президент Франции Эмманюэль Макрон и пообещал восстановить сооружение. Уже во вторник будут объявлены сборы средств.
Сотрудники экстренных служб заявляют, что в Нотр-Даме обрушился шпиль, обвалилось две трети крыши. Основная часть реликвий была спасена, в том числе Терновый Венец и туника святого Людовика. Судьба произведений искусства, которые находились в общем зале, пока не известна.
На реконструкцию собора Парижской Богоматери обещал выделить средства один из богатейших людей Франции. Владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино пожертвует сумму в размере 100 млн евро. О намерениях отца заявил его сын Франсуа-Анри. Он сообщил, что семья готова дать деньги из фондов на полное восстановление здания.
Исторические мавзолеи Казахстана
Перед вами история зарождения, расцвета и трагедии великого произведения архитектуры. Надеемся, реконструкция не растянется на десятилетия, а туристы вскоре снова смогут насладиться видами Нотр-Дам де Пари.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
История собора Парижской Богоматери
ТАСС-ДОСЬЕ. 15 апреля 2019 года произошел пожар в соборе Парижской Богоматери. В результате, по данным СМИ, обрушились верхняя часть шпиля и часы собора. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом памятнике истории и архитектуры.
Символ Франции в огне. Пожар практически уничтожил Нотр-Дам де ПариСобор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари, франц. Notre Dame de Paris) - католический храм на острове Сите - был заложен в 1163 году на месте христианской базилики Святого Стефана, которая была возведена на месте языческого храма, посвященного Юпитеру. В 1182 году был освящен главный алтарь собора, а к 1196 году завершен его продольный неф, окончательно строительные работы закончились через 182 года - в 1345 году. Ныне католический храм - один из символов столицы Франции.
Архитектурный стиль собора - готика. Собор имеет две башни-колокольни - Северную и Южную. Высота собора - 35 метров, длина - 130 м, ширина - 48 м. Главный фасад храма украшен скульптурными группами, изображающими эпизоды из Евангелия. Над центральным входом изображены сцены Страшного суда, над левым из жизни Богородицы, и над правым Святой Анны. На дверях - орнаменты из кованого железа. В верхней части фасад украшен фигурками гаргулий и химер.
В храме хранится одна из наиболее почитаемых христианских реликвий - терновый венец Христа. Здесь находится один из самых больших в мире органов. Он насчитывает 111 регистров и около 8 тыс. труб.
На протяжении нескольких столетий Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался. Во время Французской революции были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. В XIX веке обсуждался вопрос о сносе собора, однако было принято решение его отреставрировать. Во многом этому способствовал легендарный роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери".
Сегодня собор является самой посещаемой достопримечательностью Парижа - ежегодно сюда приходят свыше 13 млн человек (в среднем более 30 тыс. в день). Таким образом, по своей популярности Нотр-Дам-де-Пари превосходит Эйфелеву башню. Является действующим храмом, где ежедневно проводятся богослужения.
Как добраться
А из близлежащих районов (например, 1, 2, 5, 6 округов) вполне удобно дойти пешком. Остров Сите, на котором расположен собор Нотр Дам де Пари, соединяется как с правым, так и с левым берегами Сены старинными мостами.
Собор закрыт на реконструкцию после пожара, случившегося в апреле 2019 года и серьезно повредившего сооружение.
Собор Парижской Богоматери: история, описание, фото, трагедия культового сооружения
Культовое сооружение Франции — собор Парижской Богоматери — является не только храмом и памятником архитектуры, но и культурным наследием страны. Наряду с Эйфелевой башней посещение собора в Париже не пропускает практически ни один турист. С чего начинается история сооружения, и как обстоят дела в наши дни?
Нотр Дам: лайфхаки и советы туристам
Как избежать очереди
Раньше «головной болью» туристов была огромная очередь в собор Нотр-Дам. Теперь это уже не такая большая проблема, т.к. с недавнего времени можно выбрать точное время посещения с помощью специальных аппаратов, установленных рядом с собором, или с помощью мобильного приложения Jefile (в русском варианте – «ВнеОчереди»). Скачайте его на мобильное устройство, укажите в приложении количество человек, желающих посетить собор, и выберите время посещения. Таким образом, Вы заранее «займете» очередь и сможете подойти к собору в нужное время!
Как послушать орган
Богослужения в Нотр-Даме проводят каждый день. Начинаются они в 11:30 и примечательны тем, что во время литургии можно послушать знаменитый орган собора – один из самых мощных и больших в мире.
Когда увидеть Терновый Венец
Что еще стоит знать туристам
- В соборе Нотр Дам нет запрета на фотографирование, но нельзя использовать вспышку.
- В соборе регулярно проводятся бесплатные экскурсии на разных языках. Если вы хотите попасть на русскоязычную экскурсию, дату и время ее проведения стоит уточнить заранее.
- Стоит помнить о том, что собор является действующим, а потому нежелательно находиться в нем в вызывающих нарядах и вести себя слишком шумно, если идет богослужение.
- В собор не пускают с объемным багажом .
Мы бы могли потерять Нотр-Дам, если бы не книга Гюго
Первый камень собора был заложен в 1163 году в присутствии папы Александра III. Алтарь установлен около 20 лет спустя, две башни построены между 1225 и 1250 годами, а весь собор был завершен к 1345 году.
Впоследствии Нотр-Дам прошел через череду трансформаций. При Людовике XIV (1643–1715) витраж был заменен прозрачными окнами, центральный столп разрушен, чтобы кареты могли проезжать храм насквозь, оригинальный иконостас, отделяющий неф от алтаря, также был уничтожен. Нотр-Дам терял и свой шпиль — в 1786 году, когда опора стала настолько ветхой, что пришлось снять его полностью и затем заменить на новый. Во время Великой французской революции в Нотр-Даме были обезглавлены статуи, изображавшие французских королей, а стоявший рядом епископский дворец — стерт с лица земли и больше не восстанавливался. Свинец с крыши использовался для изготовления пуль, а бронзовые колокола — переплавлены в пушку.
Нотр-Дам вернулся под управление Католической церкви в 1802 году, но храм продолжал разрушаться. В 1831 году вышел роман про любовь горбатого звонаря к цыганке, где главными героями, впрочем, были не они, а сам собор Парижской Богоматери. На него Виктор Гюго отвел целую главу, которая начинается строками:
"Собор Парижской Богоматери еще и теперь являет собой благородное и величественное здание. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде бесчисленных разрушений и повреждений, которые и годы и люди нанесли почтенному памятнику старины, без малейшего уважения к имени Карла Великого, заложившего первый его камень, и к имени Филиппа-Августа, положившего последний".
Невероятная популярность книги побудила начать восстановление собора. Правительство сформировало Комиссию по историческим памятникам и в 1841 году поручило архитекторам Эжену Виолле-ле-Дюку и Жан-Батисту Лассусу вернуть Нотр-Даму былую славу. Лассус умер в 1857 году, работу заканчивал Виолле-ле-Дюк — на протяжении нескольких десятилетий он занимался восстановлением шпиля, каменной кладки, статуй, строительством новой ризницы, заменой витражей, а также добавил знаменитые горгульи, установил новый орган и т.д. 31 мая 1864 года собор был вновь освящен архиепископом Парижа.
Так "пиар-акция" Гюго смогла спасти и вернуть интерес к собору, которой находился на грани гибели. И кстати, запустить движение за сохранение и реставрацию готических памятников по всей Европе.
Читайте также: