Назад в будущее сколько частей
«Люди говорят: „Ну, сделай фильм с кем-нибудь еще“, — продолжает сценарист. — Серьезно? Кого вы хотите взять? В итоге вы получите лишь сравнения с оригиналом, и не в вашу пользу. Мы неоднократно видели сиквелы, которые возвращаются спустя много-много лет, и зрители говорят: а, ну, „Скрытая угроза“, моя жизнь, может, была бы лучше, если бы я ее никогда не видел. Существует много таких лишних сиквелов. Мы не хотели быть теми, кто снял фильм просто ради денег. Universal говорит нам: „Ребята, вы бы заработали кучу денег“. Но мы такие: „Ну, мы уже заработали много денег на этих фильмах, и нам они нравятся такими, какие они есть“. И, как гордые родители, мы не собираемся продавать наших детей».
Подробнее о трилогии
Трилогия о Марти Макфлае и Доке стала одной из первых кинофраншиз, закрепила восьмидесятническую моду на 1950-е и предсказала многие реалии нашего времени. Кроме одной — безжалостной ревизии истории и культуры. О прошлом и будущем, которые мы потеряли, рассказывает Андрей Гореликов.
Время утопии
Первая часть будущей трилогии о приключениях Марти Макфлая символично вышла после 1984 года, во время новых надежд. Экономический кризис семидесятых закончился, новый президент США Рейган уверенно ведет страну к процветанию, хотя его консервативная политика нравится не всем. Зато на глазах у молодого поколения начинает осуществляться фантастическое будущее. Персональные компьютеры скоро будут доступными, культура видеоигр уже формируется. Телевидение стало отличным развлечением — на канале MTV показывают причудливые футуристические клипы.
Соответственно, околонаучная фантастика снова в моде. Адепты sci-fi, нерды и гики — новые панки десятилетия. Их образ был воспет, например, в молодежных комедиях «Месть придурков» и «Ох уж эта наука!». Но, чтобы тренд окончательно закрепился, потребовались безусловный кинохит и рука мастера.
Главным поп-режиссером середины 1980-х был Стивен Спилберг, уже снявший «Индиану Джонса» и «Инопланетянина». Как и Джордж Лукас, он догадался эксплуатировать «мягкую» научную фантастику, так любимую подростками (в первой половине десятилетия была настоящая волна подросткового сай-фая — «Военные игры» , «Последний звездный боец» , «Исследователи» , «Настоящие гении»).
При этом Спилберг был родом из 1970-х, в прагматичной и эскапистской реальности нового десятилетия ему пришлось адаптироваться после кризиса Нового Голливуда. Например, в 1979-м критика довольно холодно приняла его масштабный сатирический фильм «1941» . Над сценарием этой военной комедии работали и два молодых автора — Роберт Земекис и Боб Гейл. А через год не без помощи Спилберга (и тоже без особого успеха) вышли сделанные дуэтом «Подержанные автомобили». Спилберг помог и в продвижении давно задуманного Земекисом и Гейлом проекта о путешествии подростка во времени. От сценария прежде отказалась Disney, которая сочла некоторые моменты сюжета скандальными. Universal была согласна, но просила убрать слово «будущее» из названия фильма. «Надеюсь, это шутка?» — осведомился Спилберг.
Принц на DeLorean
Проводником зрителей в будущем (и прошлом) стал семнадцатилетний Марти Макфлай. По выражению Земекиса, вечно удивленный чужак в чужой стране, классический герой приключенческого романа. Одновременно Макфлай был порождением своего времени, плотью от плоти восьмидесятых. В первых версиях сценария герой был более припанкованным, но потом стал хорошим парнем и всеобщим другом, хотя и с горячим нравом. Четыре месяца после начала съемок Макфлая играл Эрик Столц. Если бы фильм вышел с ним в главной роли, возможно, Столц по сей день был бы большой звездой. Либо наоборот — у Земекиса были дурные предчувствия. Столц казался ему слишком «трагическим». Поэтому режиссер принял трудное решение уволить ведущего актера прямо посреди съемок и добиться приглашения Майкла Джея Фокса, который и рассматривался как первый кандидат на роль, но оказался связан контрактом.
Несколько необычно выглядит дружба подростка Макфлая с «чокнутым профессором» Эмметом Брауном по прозвищу Док. Созданный Кристофером Ллойдом образ эксцентричного гения довольно традиционен и мало привязан к конкретному времени. Поэтому профессор в любой эпохе на своем месте. Ллойд играл своего Дока с оглядкой на Альберта Эйнштейна и дирижера Леопольда Стоковского. Кроме того, фигура ученого, приручающего молнию, связана для Америки с рассказами о естествоиспытателе и отце-основателе государства Бенджамине Франклине. Док с помощью громоотвода заряжает машину времени, а Франклин, приманив молнию с помощью воздушного змея, доказал ее электрическую природу. Кстати, Док даже похож на портрет Франклина с 200-долларовой купюры. Важность образа Дока для политического курса США не просто домысел. Именно Эммета Брауна цитировал Рейган, рекламируя свои реформы: «Там, куда мы направимся, нам не нужны дороги».
Макфлай, вероятно, подружился с Доком из-за общей любви к машинам. Начиная с 1950-х автомобиль стал практически обязательным сюжетообразующим атрибутом молодежного кино (примеров множество, от «Бунтаря без причины» до «Выходного дня Ферриса Бьюллера»). И что за машина появляется у Марти в фильме? Она почти полноценный третий герой! DeLorean рассекает пространство-время со скоростью молнии; он есть на каждом постере фильмов трилогии и преображается в каждой ее части. А ведь этого протагониста могло бы и не быть. В английском языке нет очевидной игры слов в выражении «машина времени», и вместо DeLorean в первых вариантах сценария фигурировала комната, а затем… холодильник. Но автомобиль оказался идеальным выбором: в первобытном, по выражению Земекиса, образе огненной колесницы воплотилась вся надежда XX века на науку как на новую религию и волшебство.
Последняя великая эпоха
Выбор 1950-х как главного пространства действия не был случайным. Восьмидесятые обращались к пятидесятым как к последнему времени невинности и благоденствия. Президентом страны был бывший актер, чей пик карьеры пришелся как раз на послевоенное десятилетие. Рейган, очевидно, считал то время золотым веком и делал Америку снова великой по старым лекалам, заодно ностальгически запустив новый виток холодной войны.
Мода 1980-х копировала пиджаки, рубашки и джеймс-диновские кожаные куртки 1950-х годов. Любимый Марти Хьюи Льюис, Рик Эстли, Duran Duran, даже Мадонна в своих видеоклипах признавались в любви эпохе Элвиса и рокабилли. Режиссеры восьмидесятых вспоминали свою молодость, как Скорсезе («Бешеный бык») или Коппола («Пегги Сью вышла замуж»). Даже молодой Джармуш в «Более странно, чем в раю» и «Таинственном поезде» отдает должное эстетике эпохи, которую застал ребенком. А пионером тут был Лукас с его «Американскими граффити», вышедшими еще в начале 1970-х. Да, 1970-е были не только эпохой панка и глэм-рока — с 1974-го на АBC шел популярный ретросериал «Счастливые дни», а завершилось десятилетие «Бриолином» с Траволтой. Эхо этой ностальгии будет звучать вплоть до 1990-х. Помните сцену из «Криминального чтива», где тот же Траволта и Ума Турман отплясывают под Чака Берри в тематическом кафе?
Прошлого нет
21 октября 2015 года был объявлен Днем Back to the Future. Майкл Джей Фокс и Кристофер Ллойд в костюмах героев выступили на телевидении. Nike подарила Фоксу кроссовки без шнурков, Universal выпустила трейлер к «Челюстям 19». Мир вспомнил, что фильм предсказал удивительно верно: видеосвязь, прототипы планшетов, бесконтактные видеоигры, курорт во Вьетнаме (Спилберг в это особенно не верил), наконец, хипстерскую моду на одежду. В остальном мы, скорее, вспоминаем, чего лишились после завершения трилогии. Прежде всего, оптимизма.
Впрочем, на все эти упреки есть ответ. Дело в том, что Док и Марти путешествуют не в настоящих прошлом и будущем, а лишь в отражениях-образах разных эпох, созданных массовой культурой. В своих путешествиях они видят только то, что уже знает зритель. Неслучайно Земекису меньше всего понравилось работать над будущим. Но и тут он чаще обращался не к своей собственной фантазии, а к штампам сай-фая. Например, в будущем были летающие машины. «Мы знали, что их не изобретут, но никак не могли не снять такое», — пояснял сам режиссер. Художественные решения Земекису подсказывала сама всеобщая вера в прогресс, характерная для восьмидесятых. Четвертый фильм про Дока и Марти сегодня невозможен просто потому, что изменились наши представления о прошлом — теперь оно представляется токсичным, неправильным, недостойным ностальгии. Обратите внимание, как сегодняшнее кино смотрит на те же рейгановские 1980-е: теперь они поле для страшилок вроде сериала «Очень странные дела».
Взбалмошный, но гениальный ученый создает настоящую машину времени, чтобы путешествовать в прошлое или в далекое будущее. Так вышло, что вместо ученого в прошлое на 30 лет назад отправляется его молодой друг. Однако вернуться назад оказалось довольно сложной затеей, ведь в те времена не от куда было брать столько энергии. Но пока решается главный вопрос возвращения, наш герой встречается со своими молодыми родителями и чуть было не изменил их жизни.
Интересные факты о фильме:
Интересное о фильме:
- В далеком 89-м году спецэффекты были еще не слишком развиты. Поскольку по сценарию Майкл Джей Фокс играет молодого героя, а также героя в старости, сына и дочь персонажа, на каждый грим уходило по 5 часов к ряду. При этом кадры, где герои пересекаются, просто накладывали друг на друга, а реквизит, попадающий в сцену, крепко приклеивали, чтобы ничего не передвинулось.
- Вторую и третью части франшизы снимали одновременно. Кстати, когда снимали первую, о продолжении речи вообще не было.
- Как-то раз режиссер Роберт Земекис в интервью пошутил, что летающие скейтборды давно созданы, но компании не хотят выпускать их в массовое производство. Несмотря на шутку, в компании «Mattel» (логотип этой компании был на досках в фильме) фанаты оборвали все телефоны, интересуясь, когда они выпустят летающие скейтборды.
- Актер Криспин Гловер подал в суд на режиссера Стивена Спилберга, когда тот использовал видеоматериалы с его участием без разрешения. По суду выиграл Криспин Гловер. Это создало прецедент, после которого Гильдия актеров изменила правила про использование фото и видео с изображением актеров.
- Для Элайджи Вуда этот фильм стал дебютным.
В одно из своих временных путешествий док отправляется в период Дикого запада. Это оказалось такое увлекательное время, что он хочет там остаться навсегда, потому отправляет письмо Марти, чтобы тот за ним уже не возвращался. Однако Марти узнает еще и то, что старый профессор погибает через 5 дней после отправки этого письма. Вернувшись за другом, парень уговаривает профессора вернуться в будущее, но пока они спорили, один из индейцев пробил стрелой бензобак и теперь они не знают, как разогнать машину без бензина посреди Дикого запада.
Чего вы не знали о фильме:
- Сценарист Боб Гэйл и режиссер Роберт Земекис рассказали, что за два первых фильма рассказали о Марти все, что только могли, поэтому в третьей части они сосредоточились на истории профессора.
- В фильме есть сцена поцелуя Клары и дока. Это единственный раз в актерской карьере Кристофера Ллойда за всю его жизнь, когда он участвует в сцене с поцелуем.
Ниже представлены события трилогии в хронологическом порядке, а также порядке создания альтернативных реальностей, показанных в во всех трёх фильмах сериала.
Действие трилогии происходит в выдуманном городке Хилл-Вэлли в Калифорнии. Сюжет представляет собой цепь альтернативных реальностей, в которых показаны сам город, а также его жители, в частности, члены семейств МакФлай, Браунов и Танненов.
Содержание
Здесь дела обстоят так, как показано в начале первой серии: члены семейства МакФлай не блещут успехами, дядя Джоуи всё ещё не выпустили из тюрьмы, у Лорен проблемы с алкоголем, а Бифф Таннен узурпирует труд Джорджа МакФлая. Дока убили!
Вернувшись домой из 1955 года в конце первой части трилогии, Марти замечает изменения в своей жизни и жизни родственников: Джордж стал прославленным автором фантастических романов, дела у Дэйва и Линды идут в гору, Лорейн свежа и молода, Бифф работает на Джорджа, а Марти ждёт поездка с Дженнифер на озеро и шикарная машина в гараже.
Суббота, 26 октября 1985 года
Среда, 21 октября 2015 года
Док, Марти и Дженнифер прибывают в будущее, чтобы разобраться с семейными проблемами МакФлаев - сына Марти и Дженнифер, Марти-Младшего, должны приговорить за ограбление к тюремному заключению. Через неделю их дочь Марлин попытается устроить брату побег - их обоих схватят, а девушку также отправят в тюрьму. Марти должен притвориться своим сыном и дать отпор хулигану Гриффу, из-за страха перед которым Марти-Младший пойдёт на преступление.
Ожидая встречи с Гриффом, Марти покупает спортивный альманах, с результатами всех важных спортивных событий за последние полвека. Тем временем, Док должен усыпить Марти-Младшего на время. Однако всё складываетсмя иначе - после Дженнифер в усыпителе не хватило мощности, и Марти-Младший быстро приходит в себя, появившись в кафе, незадолго до Гриффа. Марти «вырубает» сына, а сам благополучно разбирается с Гриффом и его бандой, вызвав у семидесятивосьмилетнего Биффа сильное ощущение дежа-вю. А Док, узнав о плане Марти чуть-чуть подзаработать на путешествиях во времени выкидывает альманах, который тут же подбирает Бифф.
Между тем, полиция забирает спящую Дженнифер, и отвозит её в их с Марти будущий дом, где, придя в себя, девушка видит свою будущую жизнь, а затем и себя в старости, что вызывает обморок у обеих Дженнифер. Док быстро хватает бесчувственную девушку и относит к Дэлориан.
Однако ни Док, ни Марти не заметили, что пока они ждали момента, чтобы забрать Дженнифер, старый Бифф выследил их, угнал ДэЛориан и отдал юнному самому себе книгу с результатами матчей в 1955 году, тем самым создавая новую рельность.
В этой реальности, у молодого Биффа в руках оказывается спортивный альманах с результатами всех крупных спортивных событий. В результате: в Хилл-Вэлли царит разруха, Лорейн - жена Биффа, Джордж убит, а Дэйв и Линда не могут расплатитсья с долгами.
Суббота, 26 октября 1985 года
Док, Марти и Дженнифер прибывают из 2015 года ровно в 21:00. Не подозревая о произошедших изменениях, Марти оставляет спящую Дженнифер на крыльце, предположительно её дома. Док объясняет, что так для Марти будет легче убедить девушку, что ей приснился сон.
Док решает покончить с путешествиями во времени и разобрать ДэЛориан, а Марти отправляется домой. Однако там проживает другая семья. Марти решает разобраться в чём дело и понимает, что весь Хилл-Вэлли находится довольно в плачевном состоянии. Он встречает директора мистера Стрикленда, утверждающего, что школа была разрушена 6 лет назад, и он понятия не имет, кто такой Марти.
Придя на главную площадь города он обнаруживает высотное здание - игорный дом и музей имени Биффа Таннена. Там его бьют по голове дружки Биффа и Марти теряет сознание. Придя в сознание, Марти с ужасом понимает, что от Биффа зависит жизнь его родственников - его жены Лорейн Таннен, и обанкротившихся Дэйва и Линды. Но самое страшное, что в этой реальности Джордж МакФлай убит при невыясненных обстоятельствах.
Воскресенье, 27 октября 1985 года
Марти покидает дом Биффа, чтобы посетить могилу отца, где он встречает Дока. Учёный объясняет другу, что же произошло в этой реальности. Теперь перед путешественниками стоит другая задача - узнать, когда именно молодой Бифф получил альманах. Марти приходит на встречу с Биффом и узнаёт, что некий старик отдал книгу молодому Биффу в 1955 году в день, когда на город обрушилась та страшная буря, а Марти вернулся домой. Более того - это Бифф убил Джорджа. Спасаясь бегством от вооружённого Биффа, собиравшегося также убить и младшего МакФлая, Марти запрыгивает в ДэЛориан и вместе с Доком в 2:42 утра отправляется в 1955 год, а точнее - 12 октября, субботу, порождая новую реальность.
Читайте также: