Настройка срезов на усилителе с помощью телефона
Сабвуфер — важная часть акустической системы автомобиля. Именно он позволяет не только слушать музыку, но и ощущать её глубину и объём всем телом. Именно правильная настройка сабвуфера в машине способна значительно увеличить удовольствие от прослушивания музыки.
Содержание статьи:
Существует мнение, что сабвуфер в автомобиле нужен только для молодёжи, слушающей утробный афроамериканский рэп, выворачивающий внутренности. На самом деле это не так. Сабвуфер всего лишь позволяет расширить динамический диапазон воспроизведения. Ведь низкие частоты есть практически в любом музыкальном материале, даже в классической музыке.
Но небольшие дверные колонки не позволяют слушать низкий бас. Зато с этим прекрасно справляется сабвуфер. Естественно, если сабвуфер правильно сделан и произведена правильная настройка сабвуфера в машине.
Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?
Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.
При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.
Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?
Настройка LPF (low pass filter) фильтра
Естественно, динамик должен быть правильно подключён к усилителю. Для начала на сабвуферном усилителе или на головном устройстве надо включить фильтр, который обычно обозначается, как LPF (low pass filter). То есть, этот фильтр позволяет попадать на динамик низким частотам и отрезает при этом высокие. Например, популярная частота среза для сабвуферов — от 50 до 63 Гц.
Первый этап настройки — установить фильтр примерно на такую частоту. Потом это значение нужно будет немного подкорректировать. Причём, если есть возможность использовать LPF на головном устройстве, следует включить его именно там. В противном случае можно регулировать срез «крутилкой» на усилителе. Включать фильтр на ГУ и усилителе одновременно не нужно.
Что нужно знать о фильтрах
Ещё одна вещь, которую надо помнить о фильтрах — ни один из них не отрезает сигнал резко, как ножом. То есть, не бывает такого, чтобы LPF был настроен на 63 Гц, а на 64 Гц звука уже не было. Все частоты, что выше, будут ослабляться, с плавным спадом. И плавность этого спада будет зависеть от так называемого порядка фильтра.
Фильтр 4-го порядка даст более пологий спад, а фильтр 1-го — более крутой. Некоторые головные устройства позволяют выбирать порядок фильтра. Это имеет значение для настройки «стыка» области работы сабвуфера и мидбасов.
Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»
Ещё одним важным этапом в настройке сабвуфера является регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера. Он находится на сабвуферном усилителе и обозначается словом «GAIN» или «LEVEL».
Выглядит, как «крутилка» с цифрами, например, от 0,3 до 5 В. Это не уровень громкости, как некоторые ошибочно думают, хотя при установке на максимальные значения громкость действительно увеличивается. Эта функция нужна, чтобы согласовать уровень головного устройства и усилителя.
Настраивают «GAIN» по разным методикам. Но суть их примерно такая: на сабвуфер подаётся музыкальный сигнал в виде синусов с определённой частотой. Уровень входной чувствительности при этом минимальный.
Постепенно увеличивают громкость на головном устройстве, до появления слышимых искажений. После этого ручку громкости поворачивают назад, чтобы звук снова стал чистым. Потом так же настраивают «GAIN», вращая «крутилку» до того, как появятся искажения сигнала. После снова возвращают её немного назад. Более точной будет настройка сабвуфера в машине, если применять в процессе осциллограф.
Настройка акустической фазы сабвуфера
Также важна настройка акустической фазы сабвуфера. Не вдаваясь в нюансы терминологии, следует сказать, что правильная фазировка позволяет обеспечить звучание «саба» спереди, вместе с фронтальными динамиками. Если сабвуфер слышно сзади, из багажника, значит что-то сделано неправильно.
На многих усилителях есть «крутилка» фазовращателя, позволяющая плавно поворачивать фазу. Поэтому желательно приобретать именно такие усилители. Если такой возможности нет, повернуть фазу можно на ГУ, если у него есть такая функция. Или же можно просто поменять местами плюсовой и минусовой провод на динамике.
Выставление задержек
Следующим этапом настройки сабвуфера в машине есть выставление задержек. Но такое возможно только на процессорном головном устройстве или при наличии внешнего процессора. В некоторых акустических оформлениях, например ФИ, не всегда хорошие импульсные характеристики, поэтому бас может немного запаздывать. Это не всегда приятно на слух.
Например, фронтальные динамики сыграли ноту, а через доли секунды отыграл «саб». Чтобы такого не допустить, корректируют задержки, что позволяет «фронтальной акустике и сабвуферу играть одновременно.
Стык сабвуфера и мидбаса
В обсуждении: Настройка срезов на усилителе- Подскажите/Проверьте пожалуйста(Фото)
Привет, собрал и установил первую систему. Методом изучения форума и тыка пытаюсь настроить усилитель.
Если Вы впервые на нашем Форуме:
С наилучшими пожеланиями,Администрация Форума автозвука Магнитола
Модератор Технический директор
Сколько межблоков подключено к усилителю?
Как подключена акустика: через кроссы или поканально?
Модератор Технический директор
Конечно миды будут играть весь диапазон, их сверху никто не резал.
Переключатель режимов наверно стоит поставить на 4ch
. до 4-х-то есть до упора вправо правильно?
Модератор Технический директор
ок спс огромное-сча попробую. а переключатель в 4сн - это пока саб не включил ?
Модератор Технический директор
Да. Как раз об этом хотел написать.Методом изучения форума и тыка пытаюсь настроить усилитель.
методом тыка не стоит. на форуме в разделе теория автозвука есть тема Как настроить усилитель?
Красным как было - Желтым как стало.
AAAAAAAAA. все заиграло как надо.
orbita21, Огромное спасибо за подробную инструкцию. Теперь логика настройки понятна. На 30 играет без искажений, бас мягкий мощный. Общая картина обьемная и цельная. На небольшой громкости все четко и внятно отыгрывается.
Может пригодиться кому инструкция в картинках
1. Добавляйте уровень баса - пока вы точно слышите, что он растет. После того, как громкость перестала расти на слух - сабвуфер начинает уходить в клип, вы можете не слышать хрипения, искажения итд, но катушка сабвуфера будет нагреваться сильнее, что рано или поздно приведет к поломке.
2. Фильтр LPF служит для того, что бы убрать с сабвуфера высокие частоты (голос) и оставить только низкие. Выкручивайте LPF на максимум, а потом убавляйте (против часовой стрелки) пока сабвуфер не перестанет воспроизводить верхние частоты. То есть пока вы слышите вокал - вы должны крутить LPF против часовой стрелки.
Однако, если вы переборщите с этим фильтром - сабвуфер будет воспроизводить только низкие частоты.
Рекомендуемое положение - на два часа.
3. Фильтр HPF (или sub sonic) служит для того, что бы убрать самые низкие частоты, как правило 25 Гц и ниже.
В большинстве систем эти частоты не слышны, однако сабвуфер выходит на довольно приличный ход, пытаясь их воспроизвести. Выкручивая этот фильтр по часовой стрелке - вы облегчаете работу сабвуферу, поднимаете предел по громкости на его нормальных частотах и избегаете риска повреждения центрирующей шайбы.
4. После настройки сабвуфера, послушайте на почти максимальной громкости пол трека, затем потрогайте колпак - если он еле теплый, все нормально, но следите за его температурой первые 1-2 дня использования.
Если же колпак горячий - значит сабвуфер сразу уходит в перегрев
- настроен не верно,
- либо не верное оформление,
- либо усилителю не достаточно питания.
5. Обязательно следите за просадками.
Сабвуферы чаще выходят из строя не из-за слишком большой мощности, а из-за того, что усилитель дает не чистый сигнал.
Это происходит когда усилителю не хватает питания, что бы на выходе сигнал был чистый.
Нормальный вольтаж на входных клеммах усилителя - 12 - 13 Вольт.
Плохой - 11,5 - 12.
Очень плохой - ниже 11,5 Вольт.
Ответы
Хоть я и противник сабов, но попробую объяснить почему. На мой взгляд, не должно быть разницы, как подключать: по низкому или высокому уровню. Если есть разница - это проблема не типа подключения, а конструкции саба. Далее, следует принимать во внимание, что трифоник строится по такой схеме: сателлит должен состыковаться с сабом по как минимум двум параметрам - поведению фазы и наклонам АЧХ. Если фаза еще как-то регулируется, то наклоны состыковать (точнее сформировать), без измерительного оборудования не вижу возможности. Ну и саб должен быть расположен максимально близко к АС. Поэтому я считаю, что правильное построение трифоника очень непростая задача. Но, я думаю, что реально все делают совсем иначе - просто добавляют саб к АС. В этом случае имеет место область совместной работы АС и саба, что вовсе не является "трифоником". И здесь - сколько людей, столько и вариантов установки. Но считаю, что такое построение к высокой верности звуковоспроизведения не имеет отношения. Может даже лучше регулятором тембра баса добавить - это будет меньшее зло, чем неправильно настроенный саб.
Ну, и считаю, что истинное назначение саба - озвучивание специально записанной для него дорожки в кино.
Спасибо за мнение, Вадим. Про настройку согласен. Поэтому и поднял этот вопрос. И пока видим именно то, о чем вы говорите, т.е вкус преобладает над верностью.
Это точно! Я собирался настраивать саб ТРИ. года. Правда после настройки радовался недолго, поменялся ресивер, акустика и всё по новой! А потом и саб накрылся, пока живу без него. Но в кино его точно не хватает:((
Есть здоровая пища, а есть вкусная. Часто это совсем разные продукты. Лучший вариант-это когда немного того, немного того. "Правильно-неправильно" в сфере звука чаще не работает т.к. все люди разные. А еще есть разное оборудование, связки, комнаты и качество записи. Есть настройки-попробуйте их во всем диапазоне и выбирайте, что больше всего нравится.
В студиях системы монитор- (даже приличного размера и полосы пропускания) саб стыкуются на 80-85Гц, и совместной работы не имеют. Сигнал линейного уровня идёт на саб, где происходит фильтрация. Саб можно ставить и на удалении от АС, в то место комнаты, где он максимально ровно звучит в своей АЧХ. Затем производится тонкая доводка частотной характеристики средствами саба и или программно. Далее запускается тон сигнал с частотой 80-85Гц, и переключается фаза, устанавливается по самому громкому звуку в точке прослушивания. После этого необходимо выровнять уровень саба и мониторов. Можно с помощью шумомера с включенным фильтром С, на громкости 75-85дБ и полосе до 1кГц.
Тоже самое и для многоканальных форматов.
И поправка: если акустика совсем уж большая, как правило это дальнее поле, то в стерео она работает без саба, а в многоканале саб озвучивает только канал низкочастотных эффектов в основном из-за повышенного на 10дБ уровня, последнего.
Собственно поэтому и собрал дома трифоник на базе студийных мониторов и саба и очень доволен.
Не получается отредактировать, допишу здесь. Студийные сабы имеют совершенно определённую и фиксированную частоту раздела для сателлитов, наверно это не зря. Так же при размещении саба сбоку или в углу, рекомендуют использовать 2шт.
И на пути к верному звуку, на мой взгляд стоит почаще присматриваться к студийным стандартам и рекомендациям, чем искать свой собственный и какой то особенный звук.
Ну, чтож хоть ветка и не собрала большого количества мнений. Видимо тема настройки сабвуфера в составе стерео системы не столь популярна, хотя вопросы о сабвуферах регулярно всплывают. Итоги же можно подвести такие:
1. Частота среза и уровень. Не смотря на рекомендации настраивать сабвуфер на поддержание самых нижних нот, которые не играют АС, многие сознательно завышают частоту среза, что бы саб хорошенько долбил и подменял бас АС. Я такой подход не приветствую, но как было сказано одним форумчанином, что пусть не по фэншую, зато вкусо:) Отсюда вывод, что многое зависит от вкуса, хотя у меня вызывает сомнение качество полученного баса. При такой настройке приходится уменьшать уровень на сабвуфере, а значит самые нижнии частоты будут отрабатываться хуже. При понижении частоты среза, наоборот громкость можно прибавить до уровня когда достигается стыковка с АС без горба на нч. И надо понимать, что даже при низкой частоте среза саб оказывает влияние на мид бас вплоть до 100 гц это вполне ощутимо, хоть и частота среза в районе 30 Гц. Тут главное чтоб саб добавлял совсем немного иначе бас становится "тяжелым" и доминирующим. Может кому то это нравится, но не мне.
2. Фаза. При кажущейся простоте, настройка фазы довольно сложное занятие. Некоторые утверждают, что вообще не слышат переворота фазы, но поверьте влияние на звук фазировка оказывает, и не малое. И тут иной раз даже мало просто слушать, а нужно воспользоваться измерительным инструментом. Настроив фазу с АС, на частоте 60 гц, может оказаться, что на частоте в 30 гц получим противофазу. Конечно, это грубо, но вот реальное ослабление баса может быть. Поэтому то и сильно завысив частоту среза становится сложнее состыковать звук сабвуфера с АС. И второй момент это поиск такого места для сабвуфера, где бы он наиболее хорошо состыковывался с АС, и тут тоже играет роль фаза. В общем поведение фазы у разных АС и разных сабвуферов может отличаться на разной частоте. К таким выводам я пришел, проведя довольно много эксперементов с разными сабвуферами. Возможно так же вклад вносит КДП. Так что от подбора фазировки будет зависеть результат, а именно звук который вы получите.
3. Место установки. Как уже было сказано место установки лучше выбирать исходя из наилучшего сопряжения с АС, а это по сути снова подбор фазировки. Иначе бас перестанет быть четким и вместо качества получим количество. Если же с местом сложно, многие живут в типовых квартирах, то хорошо когда на сабе есть плавная регулировка фазы. Ну, и про усиление отдачи на басах в углу стоит помнить, и про то, что не стоит ставить саб в центре комнаты. Хотя, лучше всего подходить творчески в каждом конкретном случае.
4. Тип подключения. Как известно есть два типа подключения сабвуфера к усилителю по высокому уровню (ВУ) к клеммам АС или по низкому уровню (НУ) к специальному выходу на саб или к выходу с предусилителя. Какой способ лучше мнения разделились. Мой опыт за ВУ, но возможно есть случаи где НУ проявляет себя лучше. Зависит думаю и от модели конкретного сабвуфера и от модели усилителя.
Читайте также: