Настольная игра римская империя как играть
В азартные игры люди играли задолго до возникновения Рима. Самые древние из известных игральных костей были найдены археологами в северной Индии, где некогда существовало государство Хараппа. Эти кости сделаны из обожженной глины в III тысячелетии до н.э. Игру в кости римляне скорее всего заимствовали у греков, которые сами были азартными игроками и пользовались такими же шестигранными костями с точками на гранях, какие известны нам сейчас.
Игра в кости Ахиллеса с Аяксом. Древнегреческая ваза, VI в. до н.э. Игра в кости Ахиллеса с Аяксом. Древнегреческая ваза, VI в. до н.э.Римляне изготавливали игральные кости из высушенных, очищенных и обточенных овечьих костей. У разных выпавших комбинаций даже были собственные названия, у наилучшей «Венера», у самой плохой — «собаки». Специальный стаканчик для костей, в котором они перемешивались для броска, назывался «Turricula» (башенка). Наиболее известен вариант игры, в которой каждый игрок бросает по три кости, выигрыш равен разнице в количестве выпавших очков.
Медный асс, самая мелкая римская монета. III в. до н.э. Медный асс, самая мелкая римская монета. III в. до н.э.Римляне играли и в самые простые игры, например «micatio». Два игрока одновременно показывают несколько пальцев на одной руке, следует угадать общее количество пальцев, показанных обоими игроками. Играли и в «орла или решку», т.е. «сapita aut navim» — голова или корабль. На одной стороне мелкой римской монеты было изображение рострума, корабельного носа, а на второй голова бога Януса. Ещё одна простейшая игра — «par impar» (чёт или нечет), когда ведущий зажимал в кулаке несколько камешков, а игрок должен отгадать, чётное ли количество этих камушков.
«Мельничное колесо» на глиняной пластинке, фишки из камней разного цвета. «Мельничное колесо» на глиняной пластинке, фишки из камней разного цвета.Самая простая из римских настольных игр называлась «мельничное колесо». Игровое поле представляло собой изображение колеса с 8 спицами, у каждого игрока было по три фишки, для победы их надо было разместить по три в ряд, как в наших «крестиках-ноликах». У древних римлян были и более продвинутые игры. Одна из самых распространённых настольных игр древних римлян называлась Дуодецим. Походный игровой набор из складного кожаного поля с прилагавшимися к нему фишками и игральными костями, принадлежавший римскому солдату из XX легиона был найден в Британии, а в римских городах археологи встречают множество «стационарных» игровых полей, выгравированных на каменных столешницах.
Табличка для игры в Дуодецим. Столик таверны в г. Помпеи, I в. до н.э. Табличка для игры в Дуодецим. Столик таверны в г. Помпеи, I в. до н.э.Официально эта игра была запрещена как слишком азартная и разорительная для римских граждан. Римляне нашли остроумный выход — вместо таблички из квадратных игровых полей они просто писали два столбца по три слова из шести букв, каждая буква при этом становилась игровым полем. Например, на столике таверны такая игровая табличка замаскирована под меню:
В переводе: «Имеем на ужин: цыплёнок, рыба, ветчина, павлин», внизу надпись Bena Tores – «Приятного аппетита». Причём слово HABEMUS («имеем») нарочно написано с ошибкой, чтобы влезло шестибуквенный формат.
В чём состояла игра? Сперва игроки расставляли 12 фишек на полях среднего ряда. Потом бросали кости, и тот игрок, который выбросил большее число, начинал двигать свои фишки по полям против часовой стрелки, пока они не выходили на противоположную половину и не покидали доску. Впоследствии игра упростилась, утратив средний ряд. Игровое поле стало просто дощечкой, разлинованной на два ряда по 12 квадратов. Изначально все фишки каждого игрока выстраивались в «башню» на первом квадрате с его стороны поля. Это было не очень удобно, поскольку столбик фишек легко разваливался от малейшего сотрясения.
Если же сделать квадраты игровых полей достаточно большими, чтобы на них можно было уместить все 15 фишек, доска становилась слишком громоздкой. Поэтому поля вытянули в высоту, их нумерацию перенесли к середине доски. Такой вариант игры стали называть Tabula («доска»). Фишки теперь не обязательно было делать плоскими, поскольку не было необходимости ставить их друг на друга. Они стали выпуклыми, изготавливали их из слоновой кости, чёрного дерева, или же из цветного стекла. Перед игрой фишки помещали в специальные круглые чашки на ножках.
Игровое поле современной реплики ранней Табулы с плоскими фишками. Игровое поле современной реплики ранней Табулы с плоскими фишками.Можно видеть, что Табула — прямой предшественник современных нард. Этой игрой увлекались в Древнем Риме все, включая императоров. Например, высказывание Юлия Цезаря при переходе Рубикона «Alea jacta est», которое переводят как «Жребий брошен», относится именно к Табуле. Эта фраза означает «кости брошены» (буквально — «кости в действии») и подразумевает, что теперь, хочешь-не-хочешь, придётся ходить. Другое известное выражение на латыни: «Tabula rasa» («доска чиста») означала завершённую игру, все фишки покинули игровую доску, переносный смысл — «игра окончена».
Описание игры
Игра The Republic of Rome охватывает период с 264 по 43 год до нашей эры. Каждый игрок представляет фракцию в римском Сенате, а каждая фракция представлена несколькими поколениями могущественных семей и лидером. Сенаторы обладают ораторскими и военными навыками, популярностью в народе Рима и, самое главное, политическим влиянием.
В начале игры каждый игрок получает несколько карт сенаторов, карты сценария и деньги. На игровом поле появляются карты событий, влияющие на игровой процесс (войны, вражеские лидеры, отрицательные и положительные эффекты). Там же, с помощью маркеров, отмечается влияние фракций. В свой ход каждый игрок получает персональный доход для своих сенаторов; тянет карты сценария или событий; имеет возможность увеличить свою популярность у народа Рима и влиять на сенаторов других фракций с помощью подкупа, убийства и других интриг. Каждый раунд происходит заседание Сената, на котором игроки управляют государственными делами, выносят на голосование свои предложения, выбирают из числа сенаторов двух консулов, Великого Понтифика, цензора и губернаторов, решают другие насущные вопросы, а затем Сенат распускается. Кроме того, каждый раунд происходят события на благо или во вред Риму. Может начаться война, и тогда игроки могут назначить диктатора, тратить деньги из казны Рима, чтобы нанять флот и армию, сразиться с вражеской армией и её лидером. Диктатор после сражения имеет возможность проверить лояльность своих войск и начать мятеж. Цель игры состоит в том, чтобы один из контролируемых игроком сенаторов смог накопить достаточно влияния, чтобы получить пожизненную должность консула или иметь статус мятежника на момент падения Рима.
В The Republic of Rome все игроки преследуют личные цели, но вынуждены сотрудничать, чтобы победить. Они используют дипломатию, убеждения, взяточничество, подкуп, убийства и даже заговоры для продвижения своего дела, могут заключать временные союзы, получая поддержку голосами и, в свою очередь, помогая союзникам получить влиятельные должности. Однако если игрок будет чрезмерно эгоистичен или будет слишком явно лидировать, другие игроки постараются нейтрализовать его. Ни один игрок не сможет выиграть игру без переговоров, союзов и других дипломатических навыков. Кроме того, игроки должны приложить совместные усилия, чтобы избежать народных волнений, банкротства республики и внешних угроз. Ведь если падёт Рим — проиграют все.
Доступны три сценария для игры в The Republic of Rome, различающиеся по степени сложности: Ранняя Республика (эпоха первой и второй Пунической войны), Средняя Республика (эпоха Гракхов) и Поздняя Республика (время римской гражданской войны и Юлия Цезаря). В первом сценарии игрокам нужно больше сотрудничать из-за постоянной угрозы войны, а в третьем сценарии враги республики Рима слабы, и войны предоставляют возможность развития амбициозных полководцев. Игра не только кооперативная, но и реалистичная. Создатели старались сделать сложную игру, как можно более точно имитирующую политические интриги в римском Сенате. В результате этого реализма и сложности игра может длиться несколько часов, иногда даже дольше одного вечера.
Римская империя
Информация
Поcтавка
Игровое поле - 1шт
Правила - 1 шт
Карты легионов - 12 шт
Фишки легионов - 12 шт
"Преторский легион" - 1 шт
Цифры 1-5 - 20 шт
Деньги - 100 шт
Фишки - 7 шт
Кубик - 1шт
Коробка - 1 шт
Карточки "стран" - 27 шт
Карточки "провинции" - 8 шт
Карточки "пираты" - 5 шт
Карточки "восстание" - 20 шт
Карточки "варвары" - 4 шт
Карточки "вторжение" - 5 шт
Карточки "острова" - 5 шт
Карточки "флот" - 12 шт
Карточки "рабы" - 50 шт
Карточки-указатели "меч" - 142 шт
Карточки армий "сильная" - 4 шт
Карточки армий "слабая" - 4 шт
Карточки армий "равная" - 4 шт
Награды добавить
- добавить
- фото или видео
- статью
- файл или ссылку
- связанную игру
- похожую игру
- событие или новость
- комментарий
Res Publica Romana, 1990
Информация
автор: | Don Greenwood Robert Haines Richard Berthold |
художник: | Курт Миллер Mark Poole Patrick Turner Studios George I. Parrish, Jr Charles Kibler Dave Dobyski |
издатель: | Wargames Club Publishing Valley Games, Inc. Phalanx Games Deutschland Edge Entertainment Descartes Editeur Avalon Hill |
магазин: | CBGames.com.ua (Украина) DesktopGames - Игромаг (Украина) Divo Rog |
. | |
язык: | Английский Немецкий Французский |
Поcтавка
вес: | 2470 г. |
размер: | 30.5 x 25.4 x 7.6 см. |
комплектация: |
игровое поле
6 сокровищниц фракций (коробки для скрытия казны + счетчики доступных голосов)
3 шестигранных кубика
160 карт сценария
18 карт событий
15 карт провинций
382 маркера 20 разных типов
548 жетонов монет (римских талантов)
правила игры
Награды добавить
- добавить
- фото или видео
- статью
- файл или ссылку
- связанную игру
- похожую игру
- событие или новость
- комментарий
История одной «Империи»
Мне, вчерашнему инженеру, приходилось самому ворочать 400-киллограмовые бобины с мокнущим под дождём картоном, ломом выдалбливать обледеневший кузов «Камаза»-колхозника, 3 раза перерисовывать поле и коробку, чтобы выполнить требования типографии, вовсе не заинтересованной в качестве выполняемого заказа!
В городе, набитом оборонными предприятиями, никто не брался за изготовление пресс-формы для фишек-миниатюр. Я планировал выпустить «ИМПЕРИЮ» за 3 месяца. На это ушло полтора года.
Отдельным подвигом стала продажа 40 000 экземпляров игры в одном (!) городе. Те, кто связан с торговлей, способны этот подвиг оценить! Нам тогда никто не сказал (интернета не было), что коммерчески успешным считается даже тираж в 5 000 штук, реализованный по всей стране.
Но и этот подвиг мы совершили. Игра имела большой успех у школьников. Мне довелось беседовать с завучем одной из омских школ, сетующих, что родители приходят жаловаться: после учёбы дети допоздна остаются в школе и играют в «ИМПЕРИЮ».
Обновлённая версия игры «ИМПЕРИИ-2» ждёт своего издателя.
Сам я переехал в Омск уже в 1994 году, и, несмотря на возрастающую популярность компьютерных игр, я постоянно слышал о некоей настольной игре «Империя», в которую многим удавалось сыграть у «друга, брата, свата» и т.д. Отзывы были положительные, все вспоминали бои с участием слонов и колесниц. Но самому мне увидеть её вживую не удавалось, но я особо и не искал, будучи полностью увлечённым компьютерными играми.
Вспомнил, что видел даже по местному телеканалу рекламу (!) игры «Империя». Папа с сыном играет, сын выигрывает, папа благородно протягивает руку победителю. Честно говоря, рекламу настольных игр по телевизору больше не припоминаю. В общем, уникальная игра оставила след в моей памяти, хотя я в неё не играл.
И вот пришло всё-таки время познакомиться с ней поближе, понять, было ли что-нибудь в ней кроме симпатичных маленьких миниатюрных войск.
Что-то в Сети натолкнуло меня на воспоминания об игре, далее поиск в группе игры «ВКонтакте», результат которого меня удивил, что постоянно приходят люди, спрашивают, где можно купить экземплярчик. Поиск на «Авито» через пару недель привёл к обнаружению свежего объявления о продаже игры. Позвонил, договорился приехать вечером забрать. Но в течение часа повторный звонок меня обескуражил — игра продана! За ней тут же приехали и забрали. Действительно, она ещё до сих пор ценится.
Чувство любопытства возросло ещё больше. И снова поиск на «Авито», и через несколько дней нашёл объявление, которое я раньше не мог найти, потому что продавец ошибся в названии игры, да ещё вдобавок разместил объявление в неверном разделе. Может быть, это и скрыло предложение от взглядов конкурентов-покупателей.
Повидавшая виды продолговатая коробка, напоминающая формой конфетную, сделана из тонкого картона. Маркеры контроля вообще из тонкой цветной бумаги. Но это мелочи, главное — миниатюрки. Маленькие, высотой всего лишь 1,7 см (. ), но очень детализированные для своего масштаба и года выпуска.
Красная армия всех сильней
Все — красные. Конечно, привлекательней и наглядней играть игрокам миниатюрками своего цвета. Думаю, такое решение было принято либо из-за экономии затрат, либо из-за того, что нельзя было что-то «достать» в начале 90-х для изготовления фигурок разных цветов. Кто-нибудь из читающих эти строки помнит значение этого термина?
Но они хорошие, мне нравятся. Небольшие детали, вроде щитов на колеснице или погонщиков на слонах вызывают уважение к мастеру пресс-формы, который проделал такую искусную работу.
Ну и как тут устоять мальчикам любого возраста?
На фото миньки больше, чем в реальности
Собственно, глядя на эти фигурки на фотографиях, я и принял решение найти игру. С таким набором воинов правила можно и самому придумать, если не понравятся.
Все рода войск, кроме флота
А вот и флот
Правила игры изложены всего на двух страницах. С первого прочтения показалось, что много бросков кубиков по любому поводу, но оставил выводы до окончания пробной партии.
Карта понравилась. На плотном картоне искусно изображены выдуманные страны, забавно украшенные изображениями правителей, добавляющих колоритную индивидуальность каждой провинции.
Вот он, мир хищнических стремлений
Нарисованные монетки, указывающие величину налогов, получаемых с провинции при захвате, щит со значением её силы — всё это смотрится очень антуражно и неповторимо. Могу представить, какие эмоции пробуждала эта карта четверть века назад. Художник — просто молодец. И всё это рисовалось им вручную.
А ещё меня тронули значки в каждой стране, указывающие род войск, который можно набрать здесь. Слоны, например, редко где могут пополнить ряды армий. Привлекательны они показались своим каким-то аскетизмом.
Суровые лицы повелителей как бы говорят: «Не ходи сюда, неприятностей не оберёшься». Иногда правы бывают.
Харизматичная карта получилась.
Правила предполагают при каждой игре разные стартовые страны. Кубики решают, откуда каждая сторона начнёт свою экспансию. И это значит, что двух одинаковых партий не будет. Начальное расположение столицы часто обуславливает дальнейшую стратегию распространения своего влияния.
Попробовал сыграть пару ходов для прочувствования правил и. увлёкся. Механизм игры простой, но азартный. Чем-то напоминает «Риск».
Ход начинается с броска кубика на предмет проверки восстания. Если «6», то какая-то провинция восстала. Бросок пары кубиков указывает её номер.
Дальше игроки по очереди покупают армии на имеющиеся деньги по утверждённым древнеспартанским тарифам, расставляют в провинциях, где они наняты.
Затем начинают двигать армии в соседние провинции для завоеваний. Армии возглавляет полководец. Без него это не армия, а сборище рекрутов, которое самостоятельно воевать не может, а способно просто передвигаться. Чаще всего как призывники в сторону «военкомата», то есть полководца. И только эта «голова» (а именно так полководец выглядит) способна объединить силы в армию и повести за собой в бой. Так как полководцев всего четыре у каждой стороны, то больше четырёх направлений для одновременных агрессий ни одна империя позволить не может.
Все 4 полководца одного игрока. У игроков полководцы отличаются видом головных уборов и наличием/отсутствием бороды.
При входе на чужую территорию начинается бой. Даже нейтральные в начале игры страны очень больно огрызаются. Так что лёгкой добычи в игре нет.
Первый успех
В механике боя имеет большое влияние кубик, как генератор случайностей битвы. Сначала обе стороны играют «камень-ножницы-бумага», выбирая значение от 1 до 6. Оглашая значения, обращаются к «Схеме сражений» в центре карты.
«Камень-ножницы-бумага»
Победитель получает право на дополнительный бросок кубика в бою. Аналогично разыгрывают второй дополнительный бросок кубика. Далее каждый игрок считает силу своей армии (пехота = 1, конница = 2 и т.д.), прибавляет основной бросок кубика и, если выиграл дополнительный бросок, то ещё и его значение. Оппонент делает то же самое, после чего полученные значения сравниваются. Результат боя описан в «Таблице боя».
Хочешь меньше зависеть от удачи? Собирай армию значительно сильнее оппонента на нужном участке для гарантированного успеха.
Начало экспансии
Замечу, что победитель, каким огромным бы перевесом не обладал — всегда теряет минимум одного пехотинца. Или аналог его силы, если у атакующего нет пехоты. Война требует жертв, даже если она «маленькая и победоносная».
Но зато захватчика ждёт приятный сюрприз. Любители «грабить корованы», возрадуйтесь! Броском кубика определяется, сколько монет удалось реквизировать у несомненно благодарного населения освободителю. И ещё плата за ОДН, тьфу, налог в начале следующего хода с этой провинции соберётся. В общем, война тут — выгодное дело. Правда, если бы не соперники, которые наверняка того же мнения.
Затем атакует следующий игрок, и т.д.
Конфликт неизбежен
Периодически успешную экспансию нарушают досадные восстания в тылу, зачастую приводящие к «отколу» провинции от империи. Восстановление конституционного порядка отнимает время на переброску войск, ломает планы по завоеванию мира. Грабёж вновь порабощённой провинции, как лёгкая форма компенсации за доставленные неудобства, подслащивает «горькую пилюлю» потери темпа.
Ход заканчивается, и повторяется всё вновь.
Автор предлагает игрокам коммуницировать, заключать пакты-союзы, вероломно нарушать их ради своей выгоды, а не только фишки двигать и кубики бросать.
Как минимум пообщаться с оппонентом придётся при торговле за попавшего в плен полководца, тренируя при этом навыки дипломатии.
Думаю, играть вчетвером в неё наиболее интересно. Места становится меньше, конфликты чаще. И дипломатические козни и интриги становятся возможными.
По мне, это очень интересная, ненапряжная, симпатично оформленная игра.
Дочка увидела фотографии для этой статьи и твёрдо заявила, что завтра будем в неё играть, а сейчас Великий Завоеватель вынужден идти спать. У потенциального Цезаря режим-с.
Итак, сегодня нам пришёл ответ по пресс-форме. Затраты на реконструкцию игры «ИМПЕРИЯ» при тираже 1 000 экземпляров составляют около 460 тыс. рублей. Наши друзья из «Технолога» согласились изготовить пресс-форму, напечатать и так далее.
- 250 000 — себестоимость печати + фишки.
- 140 000 — пресс-форма.
- 40 000 — твердотельное моделирование.
- 12 000 — 3D-моделирование.
- 18 000 — редизайн игры, восстановление файлов к печати (коробка, поле, правила и т.д.).
Кое-что я бы в правилах изменил, добавил, чуточку усложнил в пользу вариативности действий. Хотелось бы видеть историческую карту, на которой покорять Галлию и Карфаген, миниатюры четырёх цветов, да много над чем подумал бы. Но даже такая, какая игра есть, она достойна быть переизданной.
Что входит в понятие «редизайн», автор не указывает, но буду следить за проектом и поучаствую в сборе средств, когда будет объявлен.
Если автор воплотил свою мечту в те тяжёлые годы, когда не то что в завтрашнем, а в сегодняшнем дне никто уверен не был, когда кроме как заработать на еду, надо было её ещё и «достать», когда не было привычных компьютеров и интернета, то сейчас тоже справится, если пожелает.
Надеюсь, ещё раз покажет нам пример, как нужно добиваться своей цели несмотря ни на что, а мы получим новую коробку возрождённой «Империи».
Описание игры
Настольная военно-тактическая игра “РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ”. Рим собирает силы, чтобы расширить пределы своей империи - смогут ли воинственные соседи помешать ему? Цель игры - создать из легионов сильную армию, сойтись в бою с противником и победить его. Игра развивает логическое мышление, обучает планированию, учит принимать тактические и стратегические решения, дает знания по истории Древнего Рима, повышает общий уровень интеллекта. В комплект входят: правила игры, игровое поле, боевой листок, карточки войск, кубик, фишки и подставки. Игра рассчитана на 2х игроков в возрасте от 10 лет. Время игры - 60 мин.
Читайте также: