Музыка в стиле киберпанк как называется
Получилось футуристичное умиротворение на 1 час 17 минут.
Сразу скажу - я довольно большой любитель амбиент музыки из игр. Скайрим, Майнкрафт, Варкрафт, старые РПГ — вот это все, да. Иногда, конечно, в колонках звучит что-то и более специализированное: The Outer Worlds, Stalker, серия Metro, конкретные фильмы и компиляции в разных сеттингах, которыми я впоследствии и вдохновился.
После недавнего прохождения очевидной игры остался под крупным впечатлением от атмосферы вселенной. Постоянно играющая на фоне музыка напрягает, но делает это по-киберпанковски так чертовски приятно. Мне такое как раз по душе. Можно по-разному относиться к творению CDPR, но вряд ли кто будет спорить за музыкальную составляющую - с ней у игры все прекрасно. Тембры обволакивающих Найт Сити композиций буквально пленили меня, и я моментально шёл на YouTube в поисках чего-то эдакого. Желательно, чтобы минимум на час и треки не повторялись по ходу компиляции. Не находил. В итоге решил сделать сам.
Подборка вышла довольно классическая, но как мне кажется, уверенно добротная. Для разнообразия добавил знаковые треки из последнего Бегущего по Лезвию, также композиции исполнителя Ludowic, который игровому комьюнити известен как автор саундтрека Katana Zero. Кроме того в микс было добавлено несколько треков из других вселенных, которые, по моему мнению, отлично синергируют с амбиентом киберпанка.
Делал компиляцию по большей части для себя - все же ажиотаж вокруг игры и ее сеттинга стремительно падает. Тем не менее недавно осознал, что могу здесь запостить свой микс на всеобщее обозрение. Может, тут есть такие же любители амбиент музыки?
Лучшая киберпанк-музыка
Киберпанк — своеобразный жанр, рамки которого довольно трудно определить. А с киберпанковской музыкой все ещё сложнее. Но мы всё-таки отобрали 10 музыкантов, сумевших передать дух «высоких технологий и жалкой жизни».
Этот материал — часть нашего спецпроекта, посвящённого лучшим произведениям киберпанка. Кликните, чтобы почитать другие топы.
Брюс Стерлинг. Киберпанк мёртв, а он ещё нет
Смотрите также
PYLOT
Человек просыпается в номере мотеля и не помнит ничего, даже собственного имени. В кармане он находит ключи, а во дворе стоит мотоцикл, на номерном знаке которого написано PYLOT. Так теперь будет называть себя этот загадочный персонаж, пока не узнает своё настоящее имя. Какие тайны и опасности ждут его в дождливом городе неоновых огней, мы будем узнавать по мере выхода альбомов.
Ретровейв — идеальная музыка киберпанка. Но PYLOT выделяется из толпы аналогичных проектов интригующей концепцией. Историю таинственного мотоциклиста слушатели узнают вместе с героем, раскрывая тайны, которые встречаются ему на пути, и читая его рукописные дневники. Анонимный создатель проекта предлагает слушателям поддерживать его на Patreon, вместе разгадывать загадки на Facebook и читать дневники Пилота на официальном сайте.
Треки для начала: Shadowtask, A Race Against Time, Caine
Front Line Assembly
Ветераны индастриала, чья музыка может служить саундтреком, пожалуй, к любому киберпанковскому произведению. За тридцатилетнюю историю проект канадца Билла Либа добился культового статуса на тёмной электронной сцене, а его звучание менялось от старомодного синтипопа и эмбиента до индастриал-метала и дабстепа. Зловещий холодный звук, мрачный вокал, тяжёлый бит и атмосферные сэмплы — фирменный почерк группы, которая рисует в воображении пророческие картины безрадостного будущего.
Треки для начала: Iceolate, Mindphaser, Circuitry, Dead Planet, Civilization, Shifting Through the Lens
Scandroid
Ещё один концептуальный ретровейв-проект в нашей подборке — детище Клэйтона, создателя Celldweller и Circle of Dust. Scandroid — это история о любви человека и андроида в Нео-Токио XXVI века. Противостояние консервативному обществу и стереотипам, поиск места, где люди и разумные машины смогут сосуществовать в гармонии, — основные темы в творчестве Scandroid.
Музыка Scandroid — великолепно спродюсированный ретровейв высшей пробы, как и всегда у Клэйтона. В отличие от многих других представителей жанра, Scandroid уделяет немало времени вокалу. Кстати, изначально Scandroid — это название выдуманной группы из романа Blackstar, написанного по мотивам альбома Wish Upon a Blackstar другого проекта Клэйтона, Celldweller.
Access to Arasaka
Название проекта взято из старой настольной игры Cyberpunk 2020, а его создатель, диджей Роб Лиой, признаётся в любви к киберпанку в интервью, называет любимым писателем Гибсона и утверждает, что ставил бы кадры «Видеодрома» и «Тэцуо» фоном на концертах, если бы выступал вживую. Концепция у его работ соответствующая: например, альбом void(); посвящён хакингу.
В отличие от остальных участников нашей подборки, Access to Arasaka требует вдумчивого прослушивания. Глубокий и проработанный атмосферный IDM, создающий футуристический звуковой ландшафт, стоит того, чтобы найти час-другой и в спокойной обстановке сполна погрузиться в атмосферу будущего, которую Роб явно чувствует очень тонко.
Треки для начала: Nypox, Medway, Monoscan
Даниэль Суарез «Демон»
Fear Factory
Эти ветераны индастриал-метала выбрали свою тематику с самого начала: войны, технологии, мрачное будущее, роботизация и другие проблемы стремительно двигающегося к пропасти человечества. Музыка под стать текстам: тяжёлый звук отрывистых риффов, фирменные трещащие ударные, электронные сэмплы и агрессивный вокал с мелодичными припевами. Что удивительно, при этом команда временами создаёт на удивление позитивные (насколько это возможно) композиции, которые только подчёркивают душный заводской дух остальных работ.
Треки для начала: Obsolete, Edgecrusher, Zero Signal, Linchpin, Archetype, Final Exit
Предтеча
Главным предшественником киберпанка считается знаменитый роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968), по которому Ридли Скотт снял фильм «Бегущий по лезвию».
Nine Inch Nails — Year Zero
Этот альбом культовой американской индастриал-группы запомнился не только темой мрачного будущего, но и попыткой музыкантов сплести свои песни с реальностью. К выходу альбома лидер группы устроил для фанатов настоящий квест, предлагая разгадывать шифры на загадочных сайтах. Шифры несли послания из будущего, предупреждение человечеству о возможных трагедиях. Психоактивные вещества в водопроводной воде, зловещие знамения, Бюро морали, тотальный контроль правительства над гражданами, «коррекция» непослушных — в итоге «нулевой год» оказывается для человечества последним.
Пусть Year Zero трудно отнести к чистому киберпанку, он обращается к тем же темам: противостояние правительству, тотальный контроль, недалёкое и неблагополучное будущее (события разворачиваются в 2022 году). А узнаваемый индастриал-рок с эмоциональным вокалом станет отличным саундтреком к гибели мира.
Dope Stars Inc. и связанные проекты
Пришло время настоящего футуристического панк-рока. Итальянский проект Dope Stars Inc. и его лидер, Виктор Лав, поддерживают принципы киберпанка не только в музыке, но и в реальной жизни. Например, альбом Ultrawired в первую очередь появился на The Pirate Bay. Кислотный грязный звук, резкий вокал, киберпанковская тематика — эту бунтарскую и отвязную музыку легко представить играющей где-нибудь в полулегальном подвальном клубе футуристического мегаполиса.
Стоит упомянуть и более андеграундные сайд-проекты Виктора Лава: Hacking the Wave — агрессивная электронная музыка, Master Boot Record — драйвовый чиптюн. Кроме того, у Виктора есть сольный проект, в записях которого участвуют приглашённые музыканты из других групп.
mind.in.a.box
Австрийский проект, известный не только своей музыкой, но и проработанным сюжетом альбомов. История рассказывает о Мистере Блэке — агенте, которому поручена слежка за одним из «сноходцев». Эти люди способны уходить в «Сеть снов» — место, где не властно Агентство, на которое работает герой. Неудача в слежке заставляет Блэка вступить в конфликт с Агентством и своим начальником, Мистером Уайтом. История развивается на протяжении нескольких альбомов. А саундтреком к ней служит мелодичный фьючепоп, который позволит погрузиться в историю с головой.
Треки для начала: Coming Down, Out of Time, Amnesia, Stalkers
Слушайте Amnesia — Mind.In.A.Box на Яндекс.Музыке
Об авторе
Tubeway Army — Replicas
Этот проект Гэри Ньюмана, ветерана британской новой волны, просуществовал всего три года, но успел подарить нам альбом, написанный под влиянием книг Филипа Дика. Концептуальный альбом Replicas посвящён искусственным людям — machmen, как их называет Ньюман, а по сути — андроидам или репликантам, о которых музыкант планировал написать роман. При записи альбома активно использовались синтезаторы, нарочито отстранённый вокал, чёткие ритмы ударных — всё это отражает его концепцию и создаёт узнаваемое ретро-звучание.
И пусть на фоне остальных участников нашей подборки Replicas звучит старомодно, для 1979 года это был успех: альбом взлетел на первое место британского чарта.
Слушайте Replicas — Tubeway Army на Яндекс.Музыке
Брюс Стерлинг «Острова в сети»
Роман 1988 года, в котором главный глашатай киберпанка показал мир, где разработка современных технологий и контроль над ними становится обязательным фактором геополитического могущества.
Billy Idol — Cyberpunk
Под конец — спорная работа рокера Билли Айдола. Критики разгромили альбом из-за музыки, а киберпанк-сообщество — за вклад в «опопсение» любимого жанра. Однако Билли утверждал, что подходил к созданию альбома с искренним интересом к компьютерам, электронному звуку и киберпанковской тематике. Насколько у него получилось, каждый может судить сам, но работа как минимум своеобразная. Отдельного упоминания заслуживает клип на песню Shock to the System, где легко прослеживаются аллюзии на уже упоминавшегося «Тэцуо».
Киберпанк-книги: 10 главных романов
Киберпанк зародился в литературе, а затем уже распространился на другие виды искусства и стал, пожалуй, самым масштабным явлением научной фантастики конца XX века. Правда, «чистый» киберпанк в виде остросоциальной НФ с сильным протестным зарядом просуществовал недолго. Но пришедший ему на смену более коммерческий посткиберпанк живёт и неплохо себя чувствует до сих пор.
Этот материал — часть нашего спецпроекта, посвящённого лучшим произведениям киберпанка. Кликните, чтобы почитать другие топы.
Уильям Гибсон
«Нейромант» (1984)
Главный роман киберпанка, хотя многие его символы и образы Гибсон наметил ещё в вышедших ранее рассказах «Джонни Мнемоник» и «Сожжение Хром». Но именно «Нейромант» стал своеобразной библией нового субжанра, откуда черпали вдохновение другие авторы. При этом сюжетно Гибсон пороха не выдумал: «Нейромант» — вполне традиционный нуар про некогда крутого преступника, который пытается вновь заявить о себе. Гибсон просто перенёс действие в недалёкое будущее, населив его хакерами-«киберковбоями», клонами, корпоративными самураями, ИскИнами…
Увлекательный сюжет, герои «вне закона», терпкая атмосфера нуара, информационно-технологический антураж и жесткое неприятие мира тотального капитализма — вот отличительные черты и «Нейроманта», и всего классического киберпанка.
Брюс Стерлинг
«Схизматрица» (1985)
Масштабное НФ-полотно, куда вместилось почти сто лет эволюции человечества. Люди переселились с Земли на орбитальные станции и астероиды. Эта новая среда обитания и называется Схизматрица, все винтики которой — отдельные цивилизации, непохожие на остальные.
Роман близок к классическому киберпанку прежде всего идейно — ведь сам субжанр возник с целью серьёзной реформы сложившейся к тому времени научной фантастики. Гибсон, Стерлинг, Бетке и их единомышленники жаждали «очистить» НФ от устаревших шаблонов. И «Схизматрица» действительно выглядит новым словом для фантастики тех лет.
Антология «Зеркальные очки» (1986)
Составленная Брюсом Стерлингом антология — манифест киберпанка как нового поджанра научной фантастики. Причём те из читателей, кто привык считать киберпанк исключительно историями «про компьютеры», будут изрядно шокированы многими текстами антологии. Ведь рассказов про футуристических хакеров и хищные корпорации здесь не так уж много.
Разгадка в том, что классический киберпанк 1980-х был тесно привязан к общекультурному контексту тех лет. И в дюжине рассказов, вошедших в антологию, этот контекст чётко просматривается.
Scandroid. Ретросинт от создателя Celldweller
Ретро-электронный саундтрек к истории любви человека и киборга.
Треки для начала: Salvation Code, Connection, Awakening With You, Empty Streets, Afterglow, Monochrome
Джордж Алек Эффинджер
«Когда под ногами бездна» (1987)
Первый и лучший роман из цикла о Мариде Одране, частном сыщике и авантюристе, который пытается выжить в «джунглях» футуристического мегаполиса. Одран — истинный герой киберпанка: он не просто балансирует на грани между законом и криминалом, а всем своим образом жизни бросает вызов обществу.
Удался Эффинджеру и облик серьёзно изменившегося будущего, в котором исламская культура вытеснила западную. Этот приём «замещения цивилизаций» в дальнейшем использовали многие авторы киберпанка.
Руди Рюкер
«Обеспечение» (1982–2000)
Тетралогия, первая книга которой, «Софт», вышла даже раньше «Нейроманта», — при этом начальный роман цикла ближе к историям Азимова про роботов. К киберпанку же и его разновидности, биопанку, Рюкер обратился в романе «Тело» (1988). И в этой книге, и в последующих, «Полная свобода» (1997) и «Реал» (2000), автор затронул практически все основные темы субжанра: от виртуальной реальности до неолуддизма, вызванного страхом человека перед засильем компьютерных технологий.
Отдельно стоит отметить крайне мерзкий антураж романов Рюкера: «панк» в виде разнообразных пороков и извращений захлёстывает читателя с головой.
К. У. Джетер «Доктор Аддер»
Именно с этой книги фактически начался киберпанк, хотя все лавры достались «Нейроманту». Джетер сочинил свой роман ещё в 1972-м, но напечатали его лишь в середине 1980-х — уж слишком много в книге было секса и насилия. По словам Филипа Дика, если бы «Доктор Аддер» вышел вовремя, влияние его на НФ было бы огромным.
Уильям Гибсон. Отец киберпространства
«Отец киберпанка» написал не одну книгу о хакерах, но практически не знаком с современными технологиями. Сквозная нить всех его произведений — противостояние системы и личности, технологии и культуры.
Нил Стивенсон
«Лавина» (1992)
Классический период киберпанка миновал, и в начале девяностых появился посткиберпанк, чьё рождение ознаменовал культовый роман «Лавина». Нил Стивенсон описал балканизированное будущее, где огромную роль играет завлекательная виртуальная реальность — успешно соперничает с мрачным и безысходным материальным миром. Заявленная в «Лавине» агрессивная экспансия «виртуала» в обыденную жизнь стала одной из доминирующих тем всего посткиберпанка.
Джефф Нун «Вирт» (1993)
Психоделический посткиберпанк, по прочтении которого понимаешь, почему западные критики именовали автора «наследником Филипа Дика». Это очень своеобразный гимн абсолютной свободе, за которую по нынешним временам и срок легко схлопотать, причём не только в России. Герои романа неполиткорректно несут что в голову взбредёт, употребляют всё, что приносит кайф, и не вылезают из виртуальных миров, которые сами по себе абсолютный духовный наркотик. Один из самых глюковых романов, который можно воспринимать по-разному — например, как бредовый трип или горькое предупреждение.
Брюс Бетке
«Интерфейсом об тейбл» (1995)
Когда-то Бетке придумал термин «киберпанк», сочинив рассказ под таким названием. Символично, что именно его роман считается реквиемом классическому киберпанку, который к середине девяностых уже выдохся. Писатель сочинил абсолютно киберпанковский роман про отвязных хакеров, которые бросают вызов и надоедливому государству, и любым навязанным обществом моральным нормам, и вообще всему и вся. «Интерфейсом об тейбл» — апофеоз многих идей и символов киберпанка и одновременно язвительная, остроумная и временами пошлая пародия на него.
Нил Стивенсон
«Алмазный век, или букварь для благородных девиц» (1995)
Интерактивный учебник для воспитания аристократок случайно попадает к бедной девочке Нелл, влияя на всю её дальнейшую жизнь…
Нил Стивенсон обрисовал мир нанопанковского «неовикторианства», балансирующий на грани утопии и антиутопии. С одной стороны — общество, где все имеют гарантированный минимум, позволяющий жить без забот. С другой — мир, «верхи» которого осознанно разрушают любые социальные лифты, чтобы лишить «низы» возможности изменить свою жизнь к лучшему. Естественно, возрождение сословного общественного устройства не может закончиться ничем хорошим…
Ричард Морган
«Видоизменённый углерод» (2002)
Первый роман цикла о межзвёздном наёмнике Такеси Коваче. В будущем земляне освоили другие планеты с помощью новой технологии: сознание «загружается» в модифицированное имплантами тело, находящееся на огромном расстоянии от изначального носителя. Наёмник Ковач прыгает из тела в тело, расследуя преступления…
Автор придумал высокотехнологичный, несправедливый и полный насилия мир, где богатые люди способны жить практически вечно. Цикл Моргана считается образцом «космического» посткиберпанка, и в ближайшее время мы увидим его экранизацию в виде сериала от Netflix.
Неизвестный киберпанк
Стоит упомянуть несколько заметных книг, которые до отечественного читателя пока так и не добрались.
Эстетика киберпанка в музыке
Как популярный жанр творчества обогащается посредством современной электронной музыки.
Во время месяца киберпанка была схожая статья на эту тему, но мне показалось, что автор подошёл к ней весьма поверхностно (без обид). Поэтому я хочу ещё раз поднять вопрос и рассказать о значимых (по моему мнению) для современной киберпанк-музыки исполнителях.
На волне популярности СР2077, многие выяснили, что "киберпанк в вакууме" у каждого свой. То же самое можно сказать и о музыкальном направлении. Первый мигом вспомнит саундтрек блейдраннера, второй пойдёт гуглить композиции Майкла Маккана. А третий вовсе прикрепит свои любимые треки в стиле downtempo или future garage (да-да, кучу интересной музыки я и жду от вас в комментах). Но среди фанатов киберпанка есть негласный идол, музыка которого считается эталоном аутентичного саунд-дизайна.
Rob Lioy - скромный и скрытный от общества человек, значимость которого для жанра сложно преувеличить. Конечно же, было множество экспериментаторов и до него. Но именно Арасака возвёл этот саунд в абсолют. Уникальное сочетание idm, обилия глитча, старомодных синтов и тягучего амбиента - прямые ассоциации с грязными улицами, километрами проводов над головой, повсеместным криминалом и снующими туда-сюда в дождливый вечер human+. Киберпанк стало возможным, что называется, послушать.
Что интересно, Роб нашёл свой фирменный почерк, но при этом никогда не боялся экспериментировать. Музыка и тематика меняются от релиза к релизу. Неизменным остаётся одно - точная передача cyperpunk и sci-fi атмосферы.
Тем более кажется несправедливым то, что Роб всегда оставался в тени более популярной музыки и исполнителей, пребывая годами в андеграунде. Как и весь киберпанк, в общем-то.
К сожалению, после релиза 2013 года настало длительное затишье. Некоторые подшучивали на тему того, что Арасака оцифровал своё сознание и продолжил путь уже там - где-то в глубинах интернета, вдали от внешнего мира. Но правда куда прозаичнее - карьера, личная жизнь и увлечение компьютерными играми. Роб практически не поддерживает связь с комьюнити, но фанаты до сих пор верят в его камбэк.
Как же хорошо, что его идеи не остались незамеченными и нашли место в творчестве других музыкантов.
Huron - один из топовых декеров нашего времениSteffen Schröder - он же Huron, берёт формулу Арасаки, замораживает её в едином темпе, разбавляет обилием клавишных и пускает это всё на конвейер. Получается интересно, аппетитно, пусть и несколько вторично.
Да, музыка Хурона может (и покажется) однообразной во время длительного прослушивания. Но тем не менее это тот музыкант, который берёт количеством, не теряя при этом в качестве. У него есть фирменный почерк, в его паттерны хочется вслушиваться, его композиции заставляют задуматься о неизбежном "hich tech - low life".
И если Хурон стал своеобразным образцом idm-конвейера для фонда киберпанк-музыки, то этот человек решил напомнить нам о том, откуда у жанра растут ноги.
Mark Rydyger - он же Holon, использует классические синтвейв-мотивы, заворачивает их в современное звучание, сдабривая всё приличной порцией idm и амбиента. Выходит настолько тепло и лампово, что устоять не получится.
Киберпанк, сам по себе - палка о двух концах. С одной стороны мы боимся технологий и их возможностей. А с другой ждём их с интересом и нескрываемым восторгом. Так вот Холон - скорее про второе. Мотивы у него меняются от релиза к релизу, но в целом это всё тот же ненавязчивый по звучанию синтвейв про сохранение души человека в эпоху цифровых технологий.
Holon в последнее время, что называется, активизировался и начал штамповать релиз за релизом. Кому как, лично я доволен.
Кстати, у Марка есть и второй проект - Sylac. В нём нашла отражение более тёмная сторона музыканта. Мрачный дарксинт с налётом ebm.
И раз уж мы вспомнили про синты и "олдовое" звучание, будет кощунством не поговорить о современной электро-сцене, которая всегда являлась неотъемлемой частью киберпанка. и получила сейчас новое дыхание, кстати.
Carl Finlow (Silicon Scally) - один из тех старичков, которые не сдаются и радуют из года в год MetaComplex - очень крутой проект многогранного Tamás Olejnik Plant43 - ещё один пример ламповой ностальгии по золотой эпохе киберпанкаПод конец упомяну о музыканте, который уже оставил за собой огромное наследие и является лицом жанра. Саундтреки к серии Mass Effect, релизы на Tympanik Audio, неповторимый саунд-дизайн:
Real Cardinal также ведёт за собой ещё один проект - Underfelt. Весьма интересное сочетание дабстепа с мрачным амбиентом и фирменными паттернами прямиком из комадастер. Тёплая отсылка к началу 10х, когда дабстеп не играл из каждой дыры и ещё представлял творческую ценность.
Так как страница не резиновая, на этом заканчиваю. Всё вышеперечисленное - всего лишь капля в море, поэтому я буду рад видеть ваш идеальный саундтрек к CYBERPUNK в комментариях.
Маккан, конечно, на очень тонких струнах играет. Игра своим успехом во многом ему обязана, мне кажется. ред.
Ну и саундтрек своим успехом во многом обязан игре. Их можно друг от друга отделить, но оба от этого что-то потеряют.
P.S. Как же все-таки хорош трейлер Human Revolution, пожалуй лучший, что я вообще видел, вот их с Icarus разделять нельзя - это смертный грех.
Как же меня сегодня радуют люди, кто посещает наш маленький, но гордый раздел. Спасибо вам за текста и за порцию музыки, благодаря которым можно "освежить" воспоминания по многим нишам.
Спасибо на добром слове) Я не смогу так же объёмно/информативно заполнять раздел, но пару-тройку статей постараюсь запилить, как будет время.
Отличная статья, так держать!
Всегда приятно, когда пишут о знакомых тебе музыкантах и затрагивают тему киберпанка (сам когда-то пробовал на DTF эту тему поднимать, можно заглянуть ко мне в статьи). Особенно респектую за ATA, Huron и Plant43.
Насчёт "более современной музыки" отмечу, что многие музыканты, на мой взгляд, опередили своё время и со своим звучанием могут оставаться актуальными на протяжении долгого времени.
Всё же обидно, что мы на данный момент имеем такой кладезь с музыкантами и их невероятной и многогранной музыкой, а в играх используется лишь малая толика от того, что есть.
А список музыкантов можно продолжать, продолжать и продолжать.
Somatic Responses, ASC, Atomhead, Richard Devine, Datach'i, Ital Tek, Central Industrial, EXM, Nonima, Dissolved, Monolog, Pact Infernal, A Dying User (Monolog + Kursten Pflum), Ontal, Swarm Intelligence, Iszoloscope, Itzokor, Monster X, Qebrus, Monolake, Alva Noto, Autechre. В общем, я слишком увлёкся (как обычно).
Об авторе
Читайте также: