Msi geforce gtx 1660 ti gaming 6g обзор
Новые видеокарты NVIDIA 20-ой серии на архитектуре Turing показали полное доминирование в топовом сегменте, но все же они далеко не каждому по карману, и рынок ждет новую «народную» видеокарту. Да такую, чтоб была куда производительнее любимицы GeForce GTX 1060 и при этом стоила приемлемых денег. Конечно, компания NVIDIA это прекрасно понимает и не так давно представила GeForce GTX 1660 Ti и GeForce GTX 1660. Ну а нам сегодня предстоит протестировать MSI GeForce GTX 1660 Ti Gaming X 6G OC и сравнить ее с GeForce RTX 2060, GTX 1060 6Гб, и GTX 1070.
Характеристики и особенности архитектуры в GeForce GTX 1660 Ti
Думаю, что вас, как и меня, мучает вопрос, почему же новые видеокарты GeForce GTX 1660 Ti и GeForce GTX 1660 принадлежат к 16-ой серии. Особенно эта информация никак не укладывается в голове после того, как была представлена 20-ая серия. Как мне кажется, именно так компания NVIDIA хотела обозначить то, что новые видеокарты все же построены на базе архитектуры Turing и практически нечего не имеют общего с Pascal.
В основе GeForce GTX 1660 Ti лежит графический чип TU116 и он гораздо меньше используемого в GeForce RTX 2060/2070 графического чипа TU106. Площадь кристаллов 284 мм² и 445 мм², соответственно.
Столь значительное уменьшение площади кристалла объясняется не только уменьшенным количеством SM-блоков с 36 до 24, но и изменениями в самих SM-блоках. Если посмотреть на блок диаграмму одного SM-блока становится понятно, что все же это Turing, от которого «отрезали» RT-ядра и на место тензорных поставили ядра для вычислений чисел с половинной точностью, впрочем тензорные ядра решали эти же задачи.
Как мы знаем, уже в следующем месяце должен выйти драйвер, который позволит использовать DXR на видеокартах 10-ой и 16-ой серии, но уж сильно радоваться этому событию не стоит. Без RT-ядер играть в удовольствие с включенным DXR на GeForce GTX 1660 Ti не получится и я в этом уверен. Скорее всего, таким шагом NVIDIA просто даст возможность посмотреть, как будет выглядеть игра с включенным DXR пусть и с низким фреймрейтом. Такой шаг, как мне кажется, даст возможность понять преимущества трассировки лучей в реальном времени большему кругу человек. Например в Метро: Исход можно не перезагружая игру включать DXR и наглядно увидеть огромную разницу в постановке света.
Особенности исполнения MSI Gaming X
MSI GeForce GTX 1660 Ti Gaming X — это лучшее решение от MSI на базе GeForce GTX 1660 Ti и должно обеспечивать наименьший уровень шума и самые низкие температуры. Давайте же разбираться за счет чего достигаются такие результаты.
Посмотрев на развитие комплектующих линейки Gaming, можно заметить, что MSI отходит от акцента на красном цвете в оформлении своих продуктов и я не раз говорил, что мне это решение нравится. Так на MSI
GeForce GTX 1660 Ti Gaming X пластиковый кожух выполнен в черно-серых тонах, ну а если хочется добавить «красок» в оформление, то всегда можно воспользоваться подсветкой, про которую мы поговорим чуть позже.
Что мне нравится в этой видеокарте, так это то, что ее не стали «раздувать» до огромных габаритов и она имеет длину всего 247 мм, ширину 127 мм и занимает всего два слота, а если быть точным — 46 мм.
На фронтальной стороне размещена фотография видеокарты, указано её название и тип системы охлаждения — Twin Frozr 7.
На обратной стороне производитель разместил информацию о ключевых особенностях модели, о которых мы расскажем по мере изучения видеокарты в этом материале. Если кратко, то отдельного внимания заслуживает система охлаждения и её дизайн.
Весь комплект поставки в чёрный конверт с фирменным логотипом MSI. В нём можно найти диск с драйверами и ПО, карточку с информацией о регистрации видеокарты, краткое руководство пользователя и ещё одно руководство — в виде комикса.
Для вывода изображения нам доступны один HDMI (2.0b) и три DisplayPort (1.4). В отличие от старших моделей линейки RTX (а ведь 1660 Ti относится к семейству Turing), порта VirtualLink (через USB Type-C) нет.
В конструкции Twin Frozr 7 используются два фирменных вентилятора TORX 3.0, которые обладают особой конструкцией лопастей — точнее, их расположением и предназначением. Традиционные лопасти (с насечками) фокусируют воздушный поток, который затем направляется вниз дисперсионными лопастями, создающими увеличенное статическое давление. Можно заметить, что расстояние между парами лопастей разное.
В основе вентиляторов лежат двухрядные подшипники, обладающие увеличенным сроком эксплуатации.
Кроме того, видеокарта поддерживает пассивный режим работы — вентиляторы полностью остановлены до тех пор, пока температура графического процессора не превысит 60 градусов.
И, в отличие от более производительных моделей, система охлаждения 2-слотовая.
Длина видеокарты составляет около 247 мм.
Радиатор представляет собой одну большую секцию, сквозь которую проходит набор из трёх тепловых трубок. Кроме количества трубок и габаритов, отличительной особенностью является то, что данный радиатор отводит тепло только от графического процессора.
Все три трубки проходят сквозь основание.
Видеокарта без основного радиатора.
От видеопамяти и подсистемы питания тепло отводится дополнительным металлическим радиатором.
Бэкплейт лишён термопрокладок, поэтому больше играет роль усилителя жёсткости конструкции.
Видеокарта без системы охлаждения. Дизайн относительно прост, но этого вполне достаточно для полной реализации возможностей установленного графического процессора.
За управление напряжением на графический процессор отвечает контроллер NCP81610 производства ON Semiconductor.
При включении системы в темноте видеокарта преображается — включается RGB подсветка в нескольких зонах.
Dragon Center — новое программное обеспечение, которое объединяет как можно больше утилит в одном приложении. Со временем Dragon Center станет единственным приложением MSI, которое потребуется установить, чтобы получить доступ ко всей функциональности компьютеров, видеокарт, материнских плат и игровых аксессуаров MSI. Оно автоматически будет идентифицировать добавляемые в систему устройства MSI и предлагать соответствующие драйверы.
На данный момент главное окно программы выглядит следующим образом.
Доступна возможность переключения профилей работы видеокарты между парой стандартных и парой пользовательских.
Доступна функция мониторинга ключевых узлов системы.
EyeRest позволяет быстро изменить цветовую схему вашего монитора.
В LAN Manager производится настройка сетевых адаптеров для достижения максимально быстрой их работы.
Общая информация о видеокарте, полученная при помощи утилиты GPU-Z.
Номинальный режим. Частота графического процессора в Boost способна достигать отметки 1980 МГц.
Что касается разгона, то наш экземпляр смог работать на частоте целых 2100 МГЦ для графического процессора и 14000 МГц для видеопамяти. Весьма хороший показатель!
Можно было прогнать несколько тестов с трассировкой лучей (теперь она доступна и на GTX 1660 Ti), но производительность колебалась на отметках 5-15 кадров в секунду, что делает это полностью бесполезным с практической точки зрения.
Если кому интересно, что в сети уже опубликованы тесты NVIDIA Star Wars RTX Raytraced Reflections, Atomic Heart GeForce RTX Raytracing Tech Demo и Justice GeForce RTX Raytracing Tech Demo.
В автоматическом режиме работы вентиляторов (до 1400 об/мин) температура графического процессора достигла всего 65 градусов. Видеокарта в таком режиме очень тихая.
Если поставить максимальную скорость работы вентиляторов (около 3200 об/мин), то получится снизить температуру до отметки 51 градуса. Да, разница в температуре как графического процессора, так и подсистемы питания (её показания чуть ниже будут) впечатляет. Поэтому, если у вас тесный корпус или продув в нём не особо хороший, то стоит уделить немного времени для создания своего профиля работы вентиляторов.
Теперь посмотрим на карту при помощи тепловизора. Именно он и позволит оценить разницу в температурах при использовании разных профилей работы вентиляторов.
Общий вид системы с видеокартой при полной нагрузке на неё.
Вид с обратной стороны.
Металлический бэкплейт прогрелся до 58 градусов.
Теперь установим скорость вентиляторов на максимум.
Температура бэкплейта с трудом дошла до 41 градуса (было 58).
Копирование любых материалов сайта допускается только с разрешения Администратора сайта (профиль, e-mail) и со ссылкой на источник.
По вопросам сотрудничества можно и нужно обращаться по этим же адресам :)
Недавно мы писали о том, что компания NVidia представила новую игровую видеокарту среднего ценового диапазона – GeForse GTX 1660 Ti. В ней использован графический чип, который построен на прогрессивной архитектуре Turing, однако лишен аппаратных модулей, отвечающих за такую опцию, как трассировка лучей. Однако не все современные игры сейчас поддерживают трассировку лучей и без хорошего монитора она, вряд ли, будет заметна. Поэтому, многие компании-партнеры NVidia уже начали выпускать свои варианты доступного GeForce GTX 1660 Ti. Не обошлось здесь и без MSI, которая представила видеоускоритель GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G, который может стать заменой для тех, кто хочет купить RTX, однако не готов потратить сумасшедшую сумму денег.
На смену архитектуре Pascal пришла Turing. Это новая и доработанная архитектура, особенности которой можно описать доступными словами в следующих пунктах:
- В состав потоковых мультипроцессоров добавленные выделенные ядра, которые позволяют быстрее обрабатывать целочисленные инструкции не последовательно, а параллельно. Это повышает производительность видеокарты в играх на 50%. А это внушительная цифра.
- Архитектура кэш-памяти видеокарты была унифицированная. Теперь, при обмене данными, временные задержки снизятся в 3 разы. Будет повышена пропускная способность, улучшена латентность буфера. Реализовано все это благодаря тому, что объем кэша первого уровня в чипе TU116 увеличен в 3 раза.
- Частью архитектуры Turing является адаптивный механизм затенения Variable Rate Shading. На него возложена функция регулировки качества затенения для различных областей сцены. Это позволит максимально детализировать объекты в играх, сделать их более реалистичными и четкими.
- Архитектура Turing получила аппаратные блоки, предназначенные для обработки данных формата FP16 с удвоенной скоростью по сравнению с ранее выпущенными FP32. Эти блоки позволяют добиться большей точности в прорисовке игры, в которых картинка меняется с максимальной скоростью (гонки, военные симуляторы).
Классическая флагманская видеокарта NVidia GeForce GTX 1660 Ti построена на графическом процессоре TU116. Этот процессор сочетает в себе хорошую производительность с умеренным энергопотреблением. Это, по сути то, чего пытались так долго добиться инженера NVidia.
Производство такого графического чипа возложено на тайванскую компанию TSMC, которая делает его по стандартам 12-нанометрового техпроцесса. Чип получил 6,6 млрд. транзисторов и имеет площадь кристалла 288 мм². В классической конфигурации процессор TU116 содержит 1536 вычислителей и 96 текстурных блоков. Базовая рабочая частота стартует с отметки на уровне 1500 МГц, а среднее значение ускорения GPU Boost составляет 1770 МГц. Если сравнить с GeForce RTX 2060, то для него производитель использовал 1920 ядер CUDA и 120 текстурных модулей, то есть количество функциональных блоков на четверть больше, чем в версии 1660 Ti. Однако сам GPU версии RTX базово работает на меньшей частоте – 1365/1680 МГц.
Сравнительная таблица процессоров следующая:
Название процессора | GeForce RTX 2060 | GeForce GTX 1660 Ti | GeForce GTX 1060 | GeForce GTX 1070 | Radeon RX 590 |
Наименование кристалла | TU106 | TU116 | GP106 | GP104 | Polaris 30 |
Графическая архитектура | Turing | Turing | Pascal | Pascal | GCN 4.0 |
Техпроцесс производства | 12 нм | 12 нм | 16 нм | 16 нм | 12 нм |
Площадь кристалла | 445 мм² | 284 мм² | 200 мм² | 314 мм² | 232 мм² |
Количество транзисторов, млрд | 10,8 млрд. | 6,6 млрд. | 4,4 млрд. | 7,2 млрд. | 5,7 млрд. |
Тактовая частота GPU | 1365/1680 МГц | 1500/1770 МГц | 1506/1709 МГц | 1506/1783 МГц | 1545 МГц |
Потоковые процессоры | 1920 | 1536 | 1280 | 1920 | 2304 |
Текстурные блоки | 120 | 96 | 80 | 120 | 144 |
Блоки растеризации | 48 | 48 | 48 | 64 | 32 |
RT-ядра | 30 | — | — | — | — |
Тензорные ядра | 240 | — | — | — | — |
Память (тип, объем) | GDDR6, 6 ГБ | GDDR6, 6 ГБ | GDDR5, 6 ГБ | GDDR5, 8 ГБ | GDDR5, 8 ГБ |
Шина памяти | 192 бит | 192 бит | 192 бит | 256 бит | 256 бит |
Эффективная тактовая частота памяти | 14 000 МГц | 12 000 МГц | 8008 МГц | 8008 МГц | 8000 МГц |
Пропускная способность памяти | 336 ГБ/c | 288 ГБ/c | 192 ГБ/c | 256 ГБ/c | 256 ГБ/c |
Энергопотребление, Вт | 160 Вт | 120 Вт | 120 Вт | 150 Вт | 175 Вт |
Как видим из таблицы, видеокарта GeForce RTX 1660 Ti получила такую же конфигурацию подсистемы памяти, как и GeForce RTX 2060. Оба видеоадаптера имеют по 6 Гб скоростной GDDR6, 192-битную шину. Однако если в RTX рабочая чистота микросхем равна 14 000 МГц, то в GTX она равна 12 000 МГц.
В теории NVidia GeForse GTX 1660 Ti получила бы тепловой пакет 120 Вт. Такой же TDP был и у версии NVidia GeForse GTX 1060. Однако, учитывая тот факт, что новинка имеет значительно высшую производительность, возникает вопрос только касательно стабильности энергопотребления устройства во время пиковых нагрузок.
Поскольку NVidia в продажу не выставит своей видеокарты, то купить можно будет только версии её партнеров.
Технические характеристики и внешний вид MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6GВидеокарта MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G – это флагманская модель, которая будет поставляться с уже разблокированным графическим ускорителем, выдающим частоту от 1500 до 1875 МГц.
Поставляться такая видеокарта будет с минимальным набором: инструкцией пользователя, диском с программным обеспечением, парой подставок под кружки.
Внешне модель GTX 1660 Ti напоминает предыдущую версию RTX 2060. Она получила идентичный дизайн и цветовое оформление.
В GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G используется двухслотовая система охлаждения Twin Frozr 7: два мощных 92-мм вентилятора с изогнутой формой крыльчатки, радиаторный блок средних размеров из тонких алюминиевых пластин, три 6-мм медные трубки, контактирующие с процессором.
ВАЖНО! В области теплосъемника закреплена медная никелированная плита, которая предотвращает появление зон локального перегрева кристалла.
Видеокарта MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G получила интересную печатную плату. По физическим размерам она подобна PCB, которая ранее была использована в топовой версии GeForce RTX 2060 серии GAMING Z, только с немного отличимой компоновкой.
GeForce GTX 1660 Ti получила 6 микросхемам памяти стандарта GDDR6. В данном случае использованы чипы от Micron, которые отличаются надежностью и высоким качеством.
Тыльная сторона видеокарты прикрыта алюминиевой пластиной, которая предназначена для механической защиты платы и отвода тепла.
На интерфейсной панели MSI GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G размещены такие видеовыходы:
На пластине есть решетка, которая также позволяет вентилировать нагретый воздух.
Важно также отметить, что GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G, как и все предыдущие игровые модели MSI, получила RBG-подсветку. Она просматривается на ребрах кожуха вентилятора, а также на верхнем боку самой видеокарты. Цвет подсветки регулируется с помощью фирменной утилиты MSI, которая имеется на диске.
Некоторые особенности работы видеокарты GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6GВидеокарта GeForce GTX 1660 Ti GAMING X 6G отличается своей бесшумной работой. Вентиляторы не включаются, пока графический процессор не нагреется до 43 градусов. Это удобно: нет шума, меньше потребляется энергии.
Если же видеокарту нагрузить, то температура возрастет до 66 градусов, а скорость вращения вентиляторов составит 1600 об/мин.
Поскольку данную видеокарту можно разогнать, то в играх она сможет выдавать до 1950 МГц, а это уже возможность запускать приложения на максимальных настройках (это видно из скриншота утилиты).
Специалисты ITC тестировали устройство и установили, что рабочие частоты графического ускорителя можно повысить до отметки 2055 МГц. То есть TU116 уверенно преодолевает отметку в 2 ГГц.
Также им удалось ускорить чипы памяти. Несмотря на штатное для GTX 1660 Ti значение в 12 000 МГц, микросхемы GDDR6 могут работать на более высокой эффективной частоте. Экспериментальным путем можно добиться 15 600 МГц. Это +30% к изначальным значениям. По сути, разгон GDDR6 и чипа приравнивает данную модель до GeForce RTX. Только за первую не нужно таких больших денег, как за вторую.
Обзор и тестирование MSI GeForce GTX 1660 Ti Gaming X 6G
В актуальном семействе видеокарт Turing произошло разделение на две категории. Старшие модели GeForce RTX обеспечивают полный набор новых графических возможностей, среди которых поддержка трассировки лучей и сглаживание DLSS. В среднем ценовом сегменте и в бюджетном классе представлены модели серии GeForce GTX 16, которые не поддерживают трассировку, но предлагают отличное сочетание производительности и экономичности. Самой мощной видеокартой тут является GeForce GTX 1660 Ti. Они давно представлена на рынке, но у нас ранее не было их полноценных обзоров. Исправим данное упущение, рассмотрев модель линейки MSI Gaming X.
В основе серии GeForce GTX 1660 графический процессор TU116. У него три кластера GPC, в каждом четыре модуля TPC по 2 SM (8 SM на кластер). TU116 лишен тензорных ядер и ядер RT для трассировки. В остальном же это полноценный представитель архитектуры Turing. Один SM оперирует 64 ядрами CUDA. А всего в активе GPU 1536 вычислительных ядер CUDA при 96 текстурных блоков.
Новая архитектура имеет ряд преимуществ, которые обеспечивают рост быстродействия относительно старых решений NVIDIA. Turing быстрее в комбинированных вычислениях, где сочетаются целочисленные операции и операции с плавающей запятой. GPU может выполнять с одновременной скоростью расчеты в формате FP32 и INT32, или с удвоенной скоростью FP16.
В качестве примера NVIDIA приводит Shadow of the Tomb Raider, где из 100 исполняемых инструкций 38 относится к операциям INT. На старых GPU Pascal все операции требовали последовательного выполнения, а Turing будет одновременно выполнять FP и INT, тратя на эти же 100 инструкций меньше времени. Также у TU106 новая унифицированная структура кеш-памяти и увеличенный общий объем кэша L1 в 1536 КБ. Среди других преимуществ поддержка технологии Variable Rate Shading, которая ускоряет рендеринг благодаря вариативной скорости шейдинга разных фрагментов сцены. Разновидностью технологии является Content Adaptive Shading, и этот метод уже применяется в Wolfenstein II: The New Colossus, будет поддержка в Wolfenstein: Youngblood.
TU116 выполнен по 12-нм техпроцессу, что позволяет нарастить частоты относительно прошлой серии видеокарт. Также применяется быстрая память GDDR6 с эффективной частотой 12000 Гц. И при 192-битной шине мы получаем пропускную способность выше, чем у GeForce GTX 1070 Ti с 256-битной шиной. Но на борту 6 ГБ памяти, что роднит с GeForce GTX 1060. По количеству исполнительных блоков GeForce GTX 1660 Ti находится между GeForce GTX 1070 и GeForce GTX 1060, но реальная производительность выше.
Также есть младшая видеокарта GeForce GTX 1660 с урезанным TU116 и более медленной памятью GDDR5. Полные спецификации GeForce GTX 1660 Ti и GeForce GTX 1660 приведены в таблице. Для наглядности добавлены характеристики GeForce RTX 2060 и старых видеокарт.
Читайте также: