Можно ли заниматься интимной жизнью во время рамадана после ифтара
Если постящийся по забывчивости совершит запретные действия в дневное премя (еда, питье, интимная близость), по мазхабам имамов аш-Шафии и Абу Ханифы пост не нарушается, по мазхабу имама Малика нарушается, а по мазхабу имама Ахмада от приёма пищи и питья по забывчивости пост не портится, а от полового акта – портится.
Если постящегося силой накормить или насильно заставят его совершить половой акт с женщиной, по мазхабам имамов Абу Ханифы и Малика пост нарушается, по мазхабу имама аш-Шафии – Рафии говорит, что портится, а ан-Навави говорит, что не портится.
Вопросы по теме
После наступления времени утреннего намаза у нас с мужем была интимная близость по его желанию, хотя мы продолжали соблюдать пост в этот день. Считается ли пост действительным и если нет, то что жена должна делать в таком случае? Н.
Мужу в искупление греха нужно будет поститься два лунных месяца подряд, один день за другим, плюс восполнить один день нарушенного поста. Жене, то есть вам, достаточно будет соблюсти пост в течение одного дня после месяца Рамадан. На этот счет имеется авторитетное мнение (что жене в такой ситуации достаточно восполнить один день нарушенного поста), которому вы, полагаю, последуете. В вашем случае инициатором был муж, пусть он и несет всю ответственность.
Все материалы о мусульманском посте находятся здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Начать он его сможет только по завершении месяца Рамадан и праздника разговения (Ураза-байрам).
[2] Упомянутая здесь форма искупления преднамеренно нарушенного поста касается только месяца Рамадан. Если вдруг двухмесячный пост будет прерван, то придется начать все сначала. Важно заметить, что два месяца непрерывного поста не должны приходиться на праздники (Ураза-байрам и Курбан-байрам), когда пост запрещен (харам). Что касается менструации у женщин (если она будет поститься два месяца в искупление нарушенного поста), то данный период не считаются нарушением непрерывности двухмесячного поста. То есть в этот период женщина прерывает пост-искупление, а по завершении — продолжает, с учетом тех дней, которые уже постилась. Если человек ошибся в счете дней, то возобновлять пост с самого начала не следует.
[3] Богословы ханафитского мазхаба допускали возможность кормления одного нищего на протяжении двух месяцев. Богословы-шафииты считали уместным ограничиться текстом хадиса, где говорится о кормлении «шестидесяти бедняков».
[4] Упомянутая нелегкая форма искупления греха предусмотрена канонами лишь в случае нарушения поста преднамеренным вступлением в половой акт с женой (мужем). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 229; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 71. Некоторые ученые говорили о подобном искуплении и в случае нарушения поста преднамеренным приемом пищи и питьем воды. Однако данное богословское суждение не имеет прямого подтверждения в аятах и достоверных хадисах, а потому остается суждением, с которым можно и не согласиться. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1709; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Социальные советы]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.
[5] Важно упомянуть, что наряду с этими двумя месяцами поста-искупления следует восполнить нарушенный день поста месяца Рамадан одним днем поста. То есть в общей сложности получается два лунных месяца плюс один день.
[6] Такого же мнения придерживается, например, и известный богослов нашего времени ‘Али Джум‘а, опираясь на достоверный хадис, где говорится о муже и ничего не упоминается о жене. См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 91.
[7] См. подробнее по этой теме: Св. Коран, 2:187; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 655, 667, 669, 674, 682; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 228–231; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 412; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 190–194; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 134.
Интим в Рамадан и его последствия для постящегося
Интимные отношения между мужем и женой, с точки зрения шариата, являются дозволенным деянием. Если же супружеские отношения служат защитой от прелюбодеяния, за них полагается огромное вознаграждение.
Однако интимная жизнь супругов – это не только радость, но и огромная ответственность.
В некоторых исключительных случаях Ислам накладывает ограничения на супружескую близость. Одним из таких случаев является запрет на интимные отношения между супругами в течение всего светового дня, когда оба или один из них соблюдает пост.
В месяце Рамадан от утренней зари и до захода солнца категорически запрещается иметь половую близость с женой. Если между супругами во время соблюдения поста имела место половая близость, то их пост нарушается.
Однако в ночное время для этого нет никаких ограничений. Начиная с момента захода солнца и до рассвета супруги могут иметь интимные отношения без каких-либо ограничений. Всевышний Аллах в Коране сказал:
أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَىٰ نِسَائِكُمْ ۚ هُنَّ لِبَاسٌ لَكُمْ وَأَنْتُمْ لِبَاسٌ لَهُنَّ
«Разрешено вам в любую ночь поста интимное приближение к вашим жёнам. Они – одеяние для вас, а вы (о мужья) – одеяние для них (муж и жена нуждаются друг в друге, подобно тому, как человек нуждается в одежде)». (сура Аль-Бакара: 187)
Этим аятом Всевышний Аллах разрешил половое сношение, приём пищи и питьё на протяжении всей ночи и проявил милость к людям.
Однако во время поста супругам желательно прекратить интимные отношения, как и принятие пищи, заблаговременно до наступления рассвета, чтобы не впасть в сомнение. Более того, будет лучше, если они успеют совершить и полное омовение до начала времени утреннего намаза, потому что во время купании в пост есть риск попадания воды в уши и другие естественные отверстия на теле.
Если всё-таки рассвет застал супругов за половым сношением, им необходимо немедленно прервать соитие, затем совершить обязательное полное омовение и соблюдать пост. В таком случае их пост будет действительным. Выплачивать штраф или возмещать этот день поста не нужно.
Если же супруги замешкаются и не прервут половой акт в тот же миг, то их пост считается нарушенным. Но, несмотря на это, им обоим вменяется в обязанность весь световой день сторониться всего того, что нарушает пост.
Стоит отметить, что пост в месяце Рамадан является одним из столпов Ислама, за нарушение которого в Исламе предусмотрены достаточно жёсткие санкции. А тому, кто нарушил пост в месяце Рамадан половым сношением, положено в качестве искупления (каффарата) поститься два месяца подряд.
Каффарат налагается на мужчину, который по собственному желанию, будучи совершеннолетним и сознательным, во время поста в месяце Рамадан прервал свой пост путём полового сношения, не имея уважительных причин, и являющийся представителем категории людей, на которых возлагают пост.
Половым сношение считается действительным, если в половой орган или задний проход человека или животного входит та часть члена, которая обнажается при обрезании.
Каффарат налагается лишь на того, кто совершил половое сношение, но не на ту, с которой оно было совершено. Если за один день заняться любовью несколько раз, каффарат налагается только один раз.
В этом случае каффарат равен освобождению раба, а если нет раба, то нужно поститься два месяца подряд, если пропустить хотя бы один день, то отсчёт начинается заново. Даже если пропустить пост в последний день; забыть о намерении хотя бы на один день; пропустить его по болезни или находясь в пути – всё равно нужно начинать отсчёт времени заново.
Для этого поста (поста каффарата), как и для всех обязательных постов, нужно накануне каждого дня совершить намерение и при этом подчёркивать, что этот пост каффарат, но не нужно говорить, что подряд постится. Отсчёт обоих месяцев ведётся по лунному календарю.
Если человек не сможет поститься (по состоянию здоровья) два месяца подряд, то нужно накормить шестьдесят бедняков или неимущих. Под состоянием здоровья подразумевается неспособность поститься или неспособность в любое время года поститься два месяца подряд.
А те шестьдесят бедняков, которых нужно накормить, должны принадлежать к категории лиц, заслуживающих закят. Им нужно дать по одному мудду наиболее употребительного в данной местности продукта.
Что касается прочих отношений между супругами: поцелуев, объятий, ласк и т.п., то если муж уверен, что, например, поцеловав супругу, не возбудится и не нарушит пост (половым актом, семяизвержением и т. п.), в этом нет запрета. Однако даже в таком случае целовать и ласкать супругу во время поста нежелательно.
Если имеется вероятность возбуждения от поцелуя или иных ласк, то заниматься этим вовсе грешно, и если от этого произойдёт семяизвержение, пост нарушится. Также пост нарушает проглатывание слюны супруги. В этом случае нужно только возместить пост в другой день.
Каффарат (штраф)
Каффарат налагается на мужчину, который по собственному желанию, будучи совершеннолетним и сознательным, во время поста в месяце Рамадан прервет свой пост путём полового акта, не имея других причин, и являющийся из категории, на которого возлагают пост. Если из этих условий не будет соблюдено хотя бы одно, то такой человек каффарат не должен выплачивать:
1. тот, кто прервал пост не половым актом;
2. тот, кто занимался интимной близостью ночью;
3. тот, кто занимался интимной близостью днём не в месяце Рамадан;
4. тот, кто постился, думая, что этот день из месяца Рамадан, но это оказалось не так;
5. тот, кто занимался этим, не зная о том, что это грешно;
7. несовершеннолетний и сумасшедший;
8. тот, кто ночью не прочитал намерение или днём прервал пост чем-то другим, а затем занялся этим;
9. тот, кто в пути займется этим, полагаясь на то, что путнику разрешено не поститься;
10. тот, кто в пути занялся прелюбодеянием;
11. тот, кто, полагая, что ещё ночь, занимался этим, но оказалось, что утро;
12. тот, кто, по забывчивости поел, а затем, думая, что пост нарушен, занялся этим;
13. тот, кто умер до захода солнца или сошёл с ума, после того, как сделал это, т. к. в остальное время дня с него снимается обязанность поста.
Тот, кто, занимаясь этим, прервал свой пост, подвергается наказаниям – это грех; несовершение в остальное время дня ничего, нарушающего пост; обязательное возмещение; каффарат.
Каффарат налагается лишь на того, кто совершил половое акт, но не на ту, с которой совершили.
Некоторые говорят, что и женщина должна выплачивать каффарат (если близость была не насильственная). По мазхабу имамов Абу Ханифы и Малика муж и жена оба облагаются каффаратом. По мазхабам имамов аш-Шафии и Малика каффарат нужно выплачивать равный по числу дней, во время которых прервали пост. Если за один день интимная связь бывает несколько раз, каффарат налагается только один раз.
1. Категория лиц, на которых возлагается каффарат вместе с обязательством его возмещения. В этом случае каффарат равен освобождению раба, а если нет раба, то подряд два месяца нужно поститься, если из них пропустит хоть один день, то отсчёт начинают заново. Даже если и в последний день пропустит пост; забудет о намерении хотя бы на один день; пропустит по болезни или находясь в пути – все равно нужно отчёт времени начинать сначала. То, что говорится о пропуске хотя бы одного дня, – это по новому изучению мазхаба имама аш-Шафии, а по раннему учению при пропуске поста по этим причинам отсчет двух месяцев заново не нужно начинать, а продолжают возмещать. Для этого поста нужно накануне каждого дня совершить намерение и при этом подчеркивать, что этот пост каффарат (не нужно говорить, что подряд постится).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: |
Всё о Рамадане |
Намаз-таравих |
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан |
Женщина в Рамадан |
О поцелуях во время поста |
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан |
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка" |
Рамадан: поститься ли детям? |
О посте в Рамадан в вопросах и ответах |
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу |
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан |
Рамадан - месяц Корана |
Если два месяца подряд не сможет поститься (по состоянию здоровья), то нужно накормить шестьдесят бедняков или неимущих. Состояние здоровья рассматривают как неспособность поститься или неспособность в любое время года поститься два месяца подряд.
К примеру, тот, кто способен поститься зимой, захочет поститься летом, но летом не смог, тогда это принимается как неспособность по состоянию здоровья поститься. Неспособностью поститься считается то, что постящийся попадет в затруднительное положение, при котором ему дозволяется делать таяммум.
Отсчёт обоих месяцев тоже проводят по лунному календарю. А те шестьдесят бедняков, которых нужно накормить, должны быть из категории лиц, получающих закят. Им тоже нужно дать по одному мудду из наиболее употребительного в данной местности продукта. Достаточно поставить перед этими шестьюдесятью бедняками шестьдесят муддов и сказать, что они могут (мудды) забрать, поскольку являются их (муддов) хозяевами. При этом намерение тоже нужно иметь выплачивание каффарата.
Получающим нельзя брать больше положенного. После того, как человек выплатил мудды беднякам, он оказался способным поститься, ему желательно снять с себя каффарат постом, а те мудды, которые он уже выплатил, превращаются в милостыню (садака). Он может оставить всё на муддах тоже.
По достоверному слову, каффарат не снимается с того, кто раздает мудды своим иждивенцам. Но если с него каффарат выплачивает кто-то другой, то тогда можно эти мудды отдать семье того, за кого выплачивают каффарат.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Секс во время поста
В месяц Рамадан, в часы поста (от утренней зари и до захода солнца) иметь непосредственно половую близость с женой категорически не допускается. Начиная с момента захода солнца и до времени начала утренней молитвы супруги могут иметь интимный контакт без каких-либо ограничений. Если же половая близость имела место быть в часы соблюдения поста, то — пост нарушен. Человек, нарушивший его таким образом, обязан искупить свой грех двухмесячным [1] непрерывным постом [2]. Если по причине физической немощности он не в состоянии поститься два месяца подряд, то должен накормить шестьдесят бедняков [3], выделив на каждого ту сумму, которая в среднем тратится им (нарушившим пост) на суточное пропитание взрослого члена его семьи [4].
Что касается вопроса о том, на кого возлагается данная форма искупления греха — на мужа или жену, то все богословы говорят о муже и многие — о жене [5]. Но богословы-шафииты, например, более склонны считать, что данная форма искупления не касается жены. Ей нужно будет восстановить только один день нарушенного поста [6].
В случае, когда супругами было совершено это по забывчивости или незнанию, искупление греха не предусматривается.
Если такое (преднамеренное) нарушение поста было многократно, то нарушенную святость каждого из дней обязательного поста супруги должны искупить двухмесячным непрерывным постом [7].
Вопросы об интимных отношениях во время Рамадана
Можно ли в месяц Рамадан иметь половые отношения с женой после захода солнца и до рассвета?
Ответ:
В тафсире Ибн Касира приводится, что Ибн Джарир сказал: «Когда люди постились в месяц Рамадан и если они ложились спать после захода солнца, то им становилось харамом есть, пить и иметь половые отношения до наступления следующего ифтара».
Однажды Умар ибн Аль- Хаттаб (радияллаху анху) беседовал с Пророком (мир ему) допоздна и вернулся домой глубокой ночью , и застал свою жену спящей и возжелал её. Она сказала ему: «Я уже спала». Умар (радияллаху анху) же сказал: «Ты не спала» и сблизился с ней. То же самое сделал Каъаб Ибн Малик. На следующий день Умар пошёл к Пророку (мир ему) и рассказал ему об этом. И Аллах Всевышный ниспослал этот аят:
أحل لكم ليلة الصيام الرفث الي نسائكم. هن لباس لكم و أنتم لباس لهن.علم الله أنكم كنتم تختانون أنفسكم فتاب عليكم وعفا عنكم. فالان باشروهن و ابتغوا ما كتب الله لكم.(سورة البقرة , اية:187).
«Дозволено вам в ночь поста близость с вашими жёнами. Они одеяние для вас, а вы - одеяние для них. Аллах ведает, что вы обманываете самих себя и обратился к вам, и простил вас. Отныне прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах (сура Бакара, аят 187) (Тафсир Ибн Касир).
Этим аятом Аллах разрешил половое сношение, приём пищи и питьё на протяжении всей ночи. И это проявление Его милости для людей.
Каков хукм семя извержения от прикосновения или объятий во время поста?
Вопрос:
Каков хукм (правовое решение) семяизвержения от прикосновения или объятий человеком своей жены во время поста?
Ответ:
Семяизвержение в результате поцелуя, прикосновения либо объятия постящегося человека со своей супругой портит пост и необходимо восполнить этот день (каза). Тому, у кого существует опасность испортить пост таким образом, является порицательным (макрух) обнимать и целовать жену во время поста (Маргинани, аль-Хидая, I, 123).
Читайте также: