Можно ли снимать концерт на телефон
:) Нет.
Это даже в билетак указывают.
Охрана следит за наличием объективов.
Все в инете найти можно.
А слушать потом в кадре сопение соседа, он ближе к микрофону, а не артиста, не интересно.
Широко распространен запрет на фото- и видеосъемку в ходе проведения концертов и прочих зрелищных мероприятий. Обычно это объясняется тем, что вспышка может ослепить артистов, но чаще не объясняется никак.
Кроме того, любое публичное исполнение (песни, танца, спектакля, и т. п.) порождает у исполнителя так называемые «смежные права» на свое исполнение, которые регулируются главой 71 Гражданского кодекса РФ. Смежные права очень похожи на авторские, но связаны они не с созданием новых произведений, а с воплощением уже существующих. Например, авторские права на песню возникают у авторов слов и музыки, а у исполнителя и изготовителя фонограммы возникают смежные права на это исполнение и фонограмму.
Поскольку смежные права сходны с авторскими, то результат исполнения можно свободно использовать в сходных ситуациях. Статья 1306 ГК, устанавливая перечень таких ситуаций, ссылается на статьи 1273, 1274 и другие, регламентирующие авторские права. Использовать результат исполнения, охраняемый смежными правами, можно в тех же ситуациях, в которых можно свободно использовать произведения, охраняемые копирайтом.
Что же касается самой съемки, то законных запретов на ее проведение не установлено. Теоретически – устроитель концерта может заявить, что, запрещая камеры, он пресекает действия, создающие угрозу нарушения прав, в порядке их самозащиты (такое право ему предоставлено статьей 14 ГК). Об «угрозе нарушения прав» упоминается и в статьях 1250–1252 ГК, что дает устроителям мероприятия возможность ссылаться и на них.
Однако, ГК в статье 10 закрепляет и так называемую «презумпцию добросовестности» участников гражданского оборота, в соответствии с которой разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, пока не доказано обратное.
Например, если речь идет о съемке в личных целях, то делать такую съемку можно при любом исполнении, независимо от того, кому принадлежат смежные права на него. Однако, обнародовав такую запись, можно нарушить эти смежные права, если такое обнародование не разрешено осуществлять без согласия правообладателя.
Таким образом, какой-либо запрет на фото- и видеосъемку концертов и других зрелищных мероприятий не соответствует закону. Данный вывод, однако, не распространяется на видеосъемку фильмов с экрана, поскольку это прямо запрещено пп. 5 п. 1 ст 1273 ГК.
Театры и концертные залы пытаются бороться с использованием смартфонов
Вопрос запрета на использование смартфонов во время спектаклей и концертов стал одной из важнейших проблем театрального этикета с момента распространения подобных гаджетов. Сейчас речь идет не столько о людях, которые не выключают звук на время спектакля, сколько о тех, кто в течение всего действия не отрывается от телефона или пытается снимать спектакль или концерт на камеру.
Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ / купить фото
О том, что за последнее время сразу несколько случаев породили дискуссию об использовании смартфонов в театрах и на концертах, The New York Times. В октябре актер Джошуа Генри, исполнитель главной роли в бродвейском мюзикле «Не тот человек», во время спектакля отобрал смартфон у зрителя, сидевшего в первом ряду и пользовавшегося гаджетом во время спектакля.
Актер спустился со сцены, забрал смартфон из рук зрителя и бросил под сиденье, как пишут очевидцы, «не выходя из роли» и продолжая петь.
После спектакля смартфон вернулся к зрителю.
Этот случай напомнил о поступке американской актрисы Пэтти Люпон: в 2015 году она прервала выступление, спустилась со сцены и забрала смартфон у зрительницы, которая пользовалась им во время спектакля. После этого актриса сказала: «Мы на сцене прилагаем усилия, чтобы создать мир, который полностью разрушается несколькими невежливыми, эгоцентричными и не считающимися с другими зрителями, которые захвачены своими телефонами. Они не могут отложить их. Когда телефон отключается или когда в темноте светится экран, это разрушает впечатления всем остальным — большинству зрителей и актерам на сцене». Впоследствии Пэтти Люпон также останавливала спектакли и концерты, чтобы сделать замечание зрителям со смартфонами.
В сентябре известная немецкая скрипачка Анна-София Муттер вместе с местным симфоническим оркестром исполняла произведения Бетховена и Брамса в концертном зале Цинциннати (штат Огайо). В какой-то момент скрипачка внезапно прекратила играть, так как одна из зрительниц из первых рядов снимала концерт на видео. Анна-София Муттер, прекратив играть, сказала: «Либо я ухожу, либо вы убираете свой телефон»,— зрительница встала и попыталась ответить, после чего ее вывели из зала.
Особенно часто критике за подобное поведение подвергаются знаменитости. Драматург и звезда известного бродвейского мюзикла «Гамильтон» Лин-Мануэль Миранда после спектакля отказался пообщаться с Мадонной за кулисами, так как та переписывалась во время действия, а в другой раз сымпровизировала во время исполнения мюзикла, спев вместо одной из строчек «Леди в четвертом ряду, которая снимает видео, пожалуйста, прекратите».
Во время мюзикла The Cher Show один из актеров написал в Twitter пришедшему на постановку рэперу Канье Уэсту:
«Эй, @kanyewest, так круто, что вы здесь на @TheCherShow. Если оторветесь от телефона, то увидите, что мы здесь выступаем. Это премьера. Довольно важно для нас. Спасибо».
Канье Уэст извинился за этот эпизод, сказав, что он был так впечатлен пьесой, что хотел сделать заметки.
Подобные конфликты — а их на самом деле намного больше — приводят к обсуждениям: как совместить традиционный театральный этикет с привычкой постоянного использовать смартфон? Бороться с этим сложнее еще и потому, что посты зрителей являются для исполнителей действенным способом рекламы, хотя многие из них и возмущены таким поведением. К тому же некоторые считают подобные съемки нарушением авторских прав.
«Это превратилось в битву о том, кто прав и кто устанавливает правила»,— отмечает Кирсти Седжмен, преподавательница театроведения Бристольского университета и автор книги «Разумная аудитория», посвященной театральному этикету в современном мире и дискуссиям вокруг него.
«Каждый приходит в театр, считая, что его личное видение того, каким должен быть театр, конечно же, единственно верное»,— считает госпожа Седжмен, отмечая, что идея о том, что зрители будут смотреть спектакль в почтительном молчании, восходит лишь к XIX веку, а, например, аудитория времен Шекспира была довольно шумной.
Действия Анны-Софии Муттер вызвали как поддержку, так и волну критики. Один из критиков написал в Twitter, что «люди, которые полностью привержены устаревшим/архаичным концертным ритуалам, требующим для начала безумного количества культурного капитала, и навязывают их соблюдение, станут совершенно неуместными лет через 15».
Почему в российских школах хотят ограничить использование мобильных телефонов
Актеры и авторы исполняемых произведений также могут относиться к этому по-разному. Недавно драматург Джереми Харрис восторженно сообщил в своем Twitter, что певица Рианна написала ему о впечатлениях от поставленной на Бродвее написанной им пьесы Slave Play прямо во время ее просмотра. «Когда мой кумир пишет мне во время пьесы, которую я написал, я отвечаю»,— написал он. Позже Джереми Харрис пояснил свою позицию, написав, что он не заинтересован в том, чтобы контролировать чей-либо подход к просмотру спектаклей, тем более кого-то, не являющегося частью обычной театральной публики. Подход Харриса вызвал критику со стороны тех, кто иначе воспринимает театральный этикет.
Театры и исполнители разными способами реагируют на попытки зрителей доставать смартфоны во время спектакля. Этой осенью нью-йоркский Линкольн-центр объявил несколько концертов классической музыки пространством без смартфонов.
Центр воспользовался услугами компании Yondr, производящей чехлы для телефонов, закрывающиеся замком, открыть который можно только специальным устройством для разблокировки.
В Yondr заявили, что это первое использование их чехлов на концерте классической музыки, притом ряд других исполнителей уже пользовались их услугами. Кстати, в числе этих исполнителей были Мадонна во время концертного тура Madame X и Рианна во время шоу Savage x Fenty. Похожие правила действуют и на некоторых выступлениях российского дирижера Теодора Курентзиса — на них зрителям предлагается сдать смартфоны в специальные ячейки на время концерта.
Филадельфийский оркестр решил действовать по-другому: на его концертах зрителям разрешают пользоваться смартфонами и даже поощряют их к этому. Они создали специальное приложение, в котором можно узнать больше об исполняемой музыке. Так же поступает Бостонский симфонический оркестр на специальных концертах под названием «Удобные пятницы». Некоторые концертные площадки призывают не пользоваться смартфонами во время действия, обещая, что зрителям позволят сделать фотографии и видео актеров после выступления.
Мы не расстаемся с телефоном и используем его не только для того, чтобы звонить. Одна из самых востребованных функций — фотография. Да, технический прогресс здорово изменил нашу жизнь в этой сфере, и теперь буквально каждый свой шаг мы можем запечатлеть на снимках. Впрочем, есть места, в которых снимать запрещают или разрешают только за дополнительную плату — театры, музеи, магазины, метро… Но насколько они имеют на это право?
Театр, концерт
Обычно заранее предупреждают, что любая фото- и видеосъемка запрещена. Делается это, очевидно, для защиты авторских прав (или прав исполнителя, которые смежны с авторскими), также нередко организаторы/администрация говорят о том, что вспышка может ослепить исполнителя или актера, а проконтролировать ее гарантированное неиспользование до того, как человек сделал снимок, нельзя. Казалось бы, все логично.
Однако, как разъясняют юристы, не все так однозначно.
Исполняя любое произведение (песню, танец, спектакль), исполнитель получает так называемые «смежные права». Они очень похожи на авторские, а следовательно, результат исполнения можно свободно использовать в похожих ситуациях. В соответствии со ст. 1306 ГК, использовать результат исполнения можно в тех же случаях, в которых можно использовать авторские произведения. То есть, если снимающий не извлекает выгоды из этих фотографий, он имеет право их делать.
Если же говорить о съемке как таковой, в законодательстве нет прямых запретов на ее проведение. Однако в данном случае нужно учитывать вот какие нюансы:
запрещая съемку, организатор может заявить, что он пресекает угрозу нарушения авторских прав (ст. 14, 1250-1252 ГК).
Однако в ст. 10 ГК закреплена так называемая «презумпция добросовестности», принцип, который действует та же, как и презумпция невиновности. Пока не доказано обратное, человека обвинить нельзя. Следовательно, организаторы не могут «сыграть на опережение» и запретить съемку до того, как кто-либо предпринял попытку произвести ее и не было доказано, что она нарушает права исполнителя. Также можно вспомнить закон «О защите прав потребителей», который запрещает нарушать права потребителей.
Следовательно, если вы снимаете в театре или на концерте, вас могут попросить перестать делать это, но сначала им придется доказать, что тем самым вы нарушаете права исполнителя или автора произведения. Но «по умолчанию» установить запрет прямо перед представлением — нет. Однако есть нюанс! Организатор может заранее заявить о том, что съемка запрещена — в буклетах, на афишках, на билетах. Делать это ему закон не запрещает.
Итого! Снимать в театре без вспышки можно, если вы не собираетесь использовать эти снимки для извлечения выгоды или дальнейшего распространения. Но, получив снимки, вы не можете нарушать закон и можете использовать их только в личных целях (вплоть до того, что это может означать запрет на выкладывание их, например, в социальных сетях).
Музеи
В музеях есть две формы ограничения: съемка может быть запрещена или разрешена за дополнительную плату.
Музеи вправе определять условия доступа к коллекциям. Их задача — оберегать экспонаты. Поэтому они могут запретить снимать со вспышкой!
Также, как обычно, действует ограничение на использование полученных фотографиях с целью получения прибыли. Но не обязательно это должен быть запрет, музей может просто потребовать деньги за такие фотографии (ст. 53 ГК).
Но! Музеи не имеют права брать деньги за фотографии, которые сделаются в личных целях.
Есть нюанс, связанный со сравнительно новыми произведения искусства. Если после смерти автора не прошло 70 лет, то объект еще не стал общественным достоянием, на него распространяются авторские права. Следовательно, использование их возможно только с разрешения правообладателя. Если согласия нет, то и фотографировать нельзя. Так ли это? Не совсем! В п. 1 ст. 1276 ГК говорится, что если объект находится в месте, открытом для свободного посещения, то его фотографировать можно! Естественно, кроме тех случаев, когда это делается с целью извлечения прибыли. Музеи как раз относятся к таким «местам, открытым для свободного посещения», следовательно, даже произведения второй половины XX века снимать в музеях можно!
Итого! Фотографировать в музеях без дополнительной платы можно, если результат съемки не используется для получения прибыли.
Магазины
Поговорив о пище духовной, обратимся к местам, где продается пища физическая.
Нередко случаи запрета на съемку в торговых залах магазинов, супермаркетов. Особенно агрессивному противодействию подвергаются люди с техникой, которая выглядит как «профессиональная».
Этот запрет однозначно и целиком незаконен!
Итого! Фотографировать в магазинах можно без ограничений. И никто из работников не может заставить вас убрать фотоаппарат или телефон.
Метро
Фотографировать в метро можно, как и в любом другом общественном месте — опять же, при условии, что вы не используете изображения посторонних людей для извлечения выгоды.
Но! Профессиональная кино- и видеосъемка запрещена без дополнительного разрешения, которое нужно получать у администрации. Правила составления запроса можно найти на сайте метрополитена.
Есть определенные ограничения и на фотосъемку. Нельзя использовать вспышку (так как это может ослепить машиниста), а также штатив, потому что это может помешать другим пассажирам.
Других ограничений нет, если вы не нарушаете своими действиями иные положения законодательства. В московском метро, например, даже есть маркеры «лучшее место для фото» на некоторых станциях.
Итого! Фотографировать в метро без вспышки и штатива можно!
Вопрос скорее по юридической стороне. Собственно, хотел сделать несколько фото на концерте Лепса. Охрана пресекла на входе. Фотик зеркалка с отключаемой подсветкой фокуса, т.е. никаких помех для исполнителя нет.
Вроде как ни какого официального запрета на заканадательном уровне на фотосъемку нет. Но мы же в России живем
Ну может авторские права какие есть. Хотел бы получить инф-ю на будущее
Широко распространен запрет на фото- и видеосъемку в ходе проведения концертов и прочих зрелищных мероприятий. Обычно это объясняется тем, что вспышка может ослепить артистов, но чаще — не объясняется никак.
Любое публичное исполнение (песни, танца, спектакля, и т. п.) порождает у исполнителя так называемые «смежные права» на свое исполнение, которые регулируются соответствующей главой Гражданского кодекса. Смежные права очень похожи на авторские, но связаны они не с созданием новых произведений, а с воплощением уже существующих. Например, авторские права на песню возникают у авторов слов и музыки, а у исполнителя и изготовителя фонограммы возникают смежные права на это исполнение и фонограмму.
Поскольку смежные права сходны с авторскими, то результат исполнения можно свободно использовать в похожих ситуациях. Статья 1306 ГК, устанавливая перечень таких ситуаций, ссылается на статьи, регламентирующие авторские права: 1273, 1274, и другие. Использовать результат исполнения, охраняемый смежными правами, можно в тех же случаях, в которых можно свободно использовать произведения, охраняемые копирайтом.
Что же касается самой съемки, то законных запретов на ее проведение не установлено. Теоретически — устроитель концерта может заявить, что, запрещая камеры, он пресекает действия, создающие угрозу нарушения прав, в порядке их самозащиты (такое право ему предоставлено статьей 14 ГК). Об «угрозе нарушения прав» упоминается и в статьях 1250--1252 ГК, что дает устроителям мероприятия возможность ссылаться и на них.
Однако, в силу закрепленной в десятой статье ГК «презумпции добросовестности», разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, пока не доказано обратное. То есть, устроители концерта не имеют права «превентивно» запретить съемку, не доказав, что она нарушает какие-то права исполнителя. (Как мы помним из самого первого вопроса, авторское право не запрещает создавать новые произведения, оно накладывает ограничения только на их дальнейшее использование).
В данном случае применим и закон «О защите прав потребителей» с его запретом на дополнительные ограничения прав.
Если речь идет о съемке в личных целях, то снимать можно при любом исполнении, независимо от того, кому принадлежат смежные права на него. Но обнародовав такую запись, можно нарушить эти смежные права, если такое обнародование не разрешено правообладателем.
Таким образом, какой-либо запрет на съемку концертов и других зрелищных мероприятий не соответствует закону.
Вопрос не однозначный. Любой концерт это закрытое мероприятие и организатор сам вправе устанавливать правила. Покупкой билета вы соглашаетесь на условия (обычно на билетах даже пишут).
Не юрист и не вникал глубоко, но всегда получал аккредитацию и без проблем снимал. У некоторых артистов есть свои правила, которые они диктуют организаторам. Могут разрешить снимать только в определенное время и только определенному кругу лиц.
"Организатор мероприятия вправе отказать посетителю без объяснения причин" – всё соответствует. А если хочется размять мозги, то можно антитеррористическую деятельность притянуть. Мне пару раз в неспокойные годы отказывали в разрешении на съёмку на зеркальную камеру, потому что у охраны не было оборудования для проверки, что там у неё внутри – матрица или пластид.
Юридическая сторона целиком и полностью диктуется волей артиста + правила организаторов.
Говорю это как фотожурналист.
Мне кажется на любые мероприятия включая концерты нужно заранее делать аккредитацию на сьемку. Билет на концерт ее точно не дает.
Читайте также: