Можно ли играть в настольные игры в пост
Здоровые полноценно развитые дети ни часа не могут без игры, ведь это – их основной вид деятельности. Во что поиграть на каникулах, в карантин и в пост с пользой для душевного развития? «В настольные игры», – советуют родители и священники.
Ребенок – чудотворец
Время земной жизни – дар от Бога, и оно невосполнимо. Недаром существует стойкое выражение «убить время»: убитого не вернешь. Поэтому для верующего очевидно – тратить жизнь на пустые занятия – грех, успеть бы молитвенно приблизиться к Богу, принести покаяние и совершить дела милосердия.
Стоит ли размениваться на игры? Не есть ли они просто способ убить время?
Для взрослых вечер за шахматной доской – повод для дружеского общения и эмоционального обмена теплом, возможность проявить любовь, избавиться от чувства тревоги и страха, привести свой внутренний мир в гармонию.
Для наших детей игра – это гораздо больше, чем просто приятный досуг. Не забава от скуки, а способ познания окружающего мира, инструмент детского мировоззрения и восприятия, философия детской жизни.
Самый наглядный и простой образ детского мышления и восприятия – картинка из пазлов. Чем чаще и осмысленнее играем вместе и развиваем ребенка, тем сложнее рисунок, разнообразней палитра, больше мелких деталей мы создаем для уникального внутреннего мира детсадовского малыша, младшего школьника и даже подростка.
Да, и не забываем о важном. Ребенок – чудотворец, при помощи игры и за счет удивительной пластичности и гибкости своей психики может… абсолютно всё.
Побывать в разных местах света и в открытом космосе. Попробовать себя в разных ролях, возрастах и профессиях. Преодолеть время, пространство, пренебречь материей и прочими условностями, которые для взрослых – незыблемые законы мира.
Такая готовность ко всему: открытость воображения возможностям, способность благодарно принять дары без размышлений и последовать за зовом сердца и Бога в нём –лучшие детские особенности. Не это ли имел в виду Господь Иисус Христос, говоря «будьте как дети»? И не эти ли качества мы призваны позаимствовать?
Карантин карантином, а дети должны иметь возможность играть, иначе они не будут развиваться – правильно возрастать физически, душевно и духовно.
И в соответствии с нашим, как учит Церковь, трехсоставным устроением – тело, душа, дух – игры тоже должны быть рассчитаны на все ипостаси человеческой природы, а мы, родители, призваны развить её в детях гармонично и всесторонне.
Самые древние – шашки
Итак, во что сегодня играют в семьях представители разных поколений, во что играли отцы и матери, бабушки и дедушки, наши ближние и дальние предки? Сильно ли менялись традиции?
Пять с половиной тысяч лет – вот та длинная дистанция, на протяжении которой человечество играет в настольные игры. Может быть, подобные игры были и раньше, от сотворения мира и человека в нём – но, увы, более ранних следов и артефактов не сохранилось. О родстве, общих корнях игр пишут многие исследователи.
Оказывается, самыми популярными в древнем мире, а затем в Средневековье, эпоху Возрождения, Просвещения и вплоть до сего времени были вовсе не шахматы и кости, а игры шашечного типа. Именно шашки и их старинные разновидности, которые встречаются в разные времена в культурах совершенно непохожих по менталитету и образу жизни древних народов.
Прототипами шашек могли быть сенет в Древнем Египте (четвертое тысячелетие до нашей эры), нарды на Ближнем Востоке (третье тысячелетие до нашей эры), древняя «Королевская игра Ур» (Урарту) – кстати, эта игра до сих пор в ходу в Индии и мало чем изменилась.
Более поздние индийские «шашки» чаупар отличались оригинальной крестообразной клетчатой доской, где фишками были раковины каури. Эти «шашки» переродились в любимую современными испанцами пачиси, кстати, их вариант полюбили и в России, назвав по-русски говорящее и остроумно: «Не злись, дружок».
В древнем Китае (второе тысячелетие до нашей эры) играли в аналоги шашек го и го-моку (в играх фишки не двигают по доске, а только ставят и убирают обратно.
Го-моку (или гомокунарабэ) переводится как «пять в ряд». Игра менялась и в 19 веке ее разновидность стала называться рэндзю, сегодня в мире играют в более чем 10 вариантов рэндзю и го-моку.
Кстати, и в Европе издревле были свои «шашки» – древнегреческие петтейя и древнеримские латрункули (первое тысячелетие до нашей эры).
Позже появился скандинавский хнефатафл, тоже вид шашек с черно-белыми фигурами на прямоугольном поле из клеток. «Белые старались спасти короля, «черные» – захватить, остальные фигуры были его телохранителями и солдатами.
Все эти мало похожие игры роднит общий принцип – фигурки, выставленные игроками в несколько рядов, перемещают между лунками или клетками по игровому полю. Цель – захватить силы противника или лишить его мобильности.
Не корысти и забавы ради
Другие настольные игры тоже известны с древности. Оказывается, домино почти в современном виде пришло из Индии в конце первого тысячелетия до нашей эры (уже тогда это были плоские двусторонние таблички с резными отметинами). Слоновая кость и чёрное дерево делали кости предметом роскоши. Вариант подобной игры встречается у инков и майя и других древних народов.
Шахматы до своего привычного нам классического вида прошли через много метаморфоз, от индийской чатуранги и среднеазиатской игры шатрандж до своих европейских аналогов.
Кстати, знакомый нам облик многие игры за столом приобрели в Европе XVI-XIX веков.
Тогда же появились первые игры-бродилки, или картонажные игры, принцип тот же, что и сейчас – двигай фишки по полю (план сражения, дорога от замка к замку и так далее). Так произошли и лото, и «гусёк», и сухопутный и морской бой.
Темы у «бродилок» были самые разнообразные. В старину было популярно осаждать крепости или путешествовать на Святую землю. Фишки могли быть фигурками ( солдатики, монахи, пушки и прочие боевые единицы и персонажи).
В XIX веке в России в аристократических семействах были популярными игры на темы исторических баталий. Над их разработкой трудились художники и мастера-миниатюристы. Причем, например, в «отступление Наполеона из Москвы» с подростками и молодыми людьми играли не из праздного интереса – а ради патриотического воспитания юных умов.
Классификаций современных настольных игр несколько, проще и понятнее всего вот такая:
- Игральные кости – кубики с числами-точками
- Игры миниатюр – «железная дорога», солдатики
- Игры с карандашом и бумагой – морской бой и крестики-нолики
- Настольные игры с полем – шахматы, шашки, нарды
- Игры с обозначениями на плитках – домино
- Ролевые, логические и стратегические настольные игры – «бродилки» и т.д.
- Словесные игры – буриме и проч.
Выбираем и осваиваем, что душа просит, на любой вкус, возраст и уровень сложности.
Чем полезны «настолки»?
Не будем сейчас говорить про ум, эрудицию, внимательность, хорошую ориентацию в пространстве, умение просчитывать ходы и предугадывать действия соперника, быструю реакцию мышления и высокую скорость принятия решений, – безусловно, всё это отлично развивают настольные игры.
Лучше подумаем про психологические особенности и черты личности, которые воспитываем, – про то, что изменится к лучшему в душевном устроении ребенка.
Интересен факт: все игры по умолчанию абстрактны. Условные фигурки и ситуации моделируют реальные ситуации и отношения.
Вступая в игру, любой ребенок отлично понимает, что всё понарошку (это же касается и компьютерных игр, насыщенных зрелищем, действием и высокими скоростями), но при этом он проживает ситуацию игры как настоящую.
Он отдается игре целиком и полностью – мышлением, восприятием, эмоциями – а то, что увлекает, и учит, и воспитывает его эффективнее.
Несмотря на сверхскоростной «экшн» виртуальных игрушек, традиционные игры продолжают удерживать интерес ребенка. То, что складывалось тысячелетиями, увлекает и не устаревает. Почему?
Потому что наши предки неслучайно придумали «тихие» игры и играли в них.
Играя, ребенок познает мир и себя в нем. Он пробует силы, узнает свой характер, слабые места, учится не пасовать перед трудностями, просчитывать результат своих действий – а значит, понемногу научается осознанности, без которой не обойтись взрослеющему человеку. Как не обойтись без осознанности и христианину в его духовной жизни.
Игра выстраивает в мозгу новые нейронные связи, активизирует многие механизмы, большинство из которых мало изучены нейрофизиологами и не до конца понятны им.
Но что можно сказать с определенностью – так это то, что правильная игра производит переворот детского сознания, обращая его от эгоцентризма к миру других людей. Помогает задуматься: совершил действие – будь за него в ответе. Узнай, какой может быть результат и подумай, как можно было (и можно ли было?) этого избежать.
В мудрых психологических книжках пишут, что настольная игра помогает «…правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход». Осмелимся возразить – игра учит, скорее обратному: делать неправильные ходы, ошибаться, падать, промахиваться. А любой промах (именно так, кстати, в греческом языке обозначается слово «грех») – это опыт, который учит и воспитывает.
Игра хороша тем, что у ребенка есть право и на первую ошибку, и на ошибку вторую, и на попытку номер 10, и даже на новую партию, если эта вдруг не удалась. Это имитация реальной действительности, где падения не приведут к катастрофе – где они игрушечные.
В реальной жизни многие вещи бывает не так-то просто изменить, исправить, «переиграть» заново (вспомним грехопадение первых людей и искупление греха Кровью и Телом Христовыми).
Но ребенку для его внутреннего взросления и душевного возмужания важно понимать, что, пока мы живы, иногда случается ошибаться, и кое-что можно исправить. Поэтому важно не отчаиваться и не сдаваться – а пытаться снова, не опуская руки. Получается, простая настольная игра учит душевной стойкости и выносливости.
Словом, учимся на ошибках безо всякого урона для психики и «детской репутации». Проиграл? Ничего, в следующий раз постараешься, и, может быть, выиграешь. Ситуации промахов и ошибок, которые ребенок проживает в игре, не кажутся для него такими трагическими. С помощью настольной игры он преодолевает синдром неудачника. Больше того, играя, он проникается важным христианским посылом: упал? Значит, «встань и иди».
От этики – к эстетике
Настольные игры оставили заметный след не только в повседневной жизни предков, но и в искусствах (изобразительном, драматическом, литературном) – вот, кстати, не одна тема для культурологических занятий с ребенком любого возраста.
Великие живописцы разных эпох, государств, направлений в искусстве отдали дань изображению настольных игр – что неслучайно, ведь выражения лиц и позы людей, увлекшихся интеллектуальной баталией – это интересно и примечательно и для зрителя полотна, и для хорошего портретиста, знатока человеческих душ.
Отношения людей, оказавшихся за общей игрой, тепло семейного камелька и сама размеренная и доброжелательная патриархальная атмосфера старинных семейств, – вот то, что отлично схвачено и передано художниками.
В русской словесности «тихие умные игры» не прошли незамеченными. Кроме хрестоматийных примеров из родной классики приходят на ум стихи поэта, близкого к нам по времени, почти современника:
В шахматы играют на балконе
В довоенной южной стороне
Смуглый мальчик в новенькой матроске
И курсант при кожаном ремне.
У перил, где листья винограда,
Мать смеется и отец грустит.
Брат приехал – он военный летчик.
За балконом бабочка парит.
Мы сидим за столиком прозрачным,
А над нами летняя пора,
На доске расставлены фигуры –
В шахматы последняя игра.
Мир затих, не двигается время,
Замер тополь, голову склоня,
Тонет солнце в безмятежном море,
До войны еще четыре дня…
Это отрывок из стихотворения Евгения Бачурина «Шахматы на балконе», посвященного началу Великой Отечественной войны.
Так гармонично и «мирно», наверное, еще никто не писал о войне. Это сегодня с доски уходят резные черные и белые фигуры, – словно говорит автор. Завтра поле боя и земную жизнь будут покидать живые люди, и не далекие, абстрактные – а друзья, знакомые, близкие.
Тем сильнее контраст мирного семейного дня за настольной игрой – с Великой Отечественной войной, которая вот-вот придёт для героев картины и изменит лицо мира.
Так, играя в шахматы и заодно вспоминая картины великих, произведения классиков и стихи современного поэта и художника Евгения Бачурина, можно ненавязчиво заняться патриотическим воспитанием своих чад – завести с детьми разговор о войне 1941–45гг., её событиях и героях, о прабабушках и прадедушках, которые воевали или работали в тылу, по-христиански жертвуя собой, чтобы жили мы.
Весь апрель в преддверии победного мая наполнен военными памятными датами:
- 26 марта 1944 г. Советские войска вышли на границу СССР.
- 27 марта 1944 г. наши войска вошли на территорию Румынии.
- 5 апреля 1945 г. произошла встреча советских и американских войск на реке Эльбе.
- 8 – 30 апреля 1944 г. состоялась Крымская наступательная операция
- 9 апреля 1945 г. Советские войска заняли Кенигсберг.
- 11 апреля отмечается День освобождения узников фашистских концлагерей
- 16 апреля началась Берлинская операция (1945).
- С 16 апреля по 8 мая 1945 г. длилась Берлинская операция войск 1‑го и 20-го Белорусского и 1‑го Украинского фронтов.
- 20 апреля 1942 г. была завершена Московская битва.
- 30 апреля 1945 г. мы водрузили Знамя Победы над рейхстагом в Берлине.
- 30 апреля памятен как День памяти жертв Холокоста.
Каждая дата – повод для содержательной беседы с детьми.
«Радиусы окружности, в центре которой – Бог»
Известный проповедник, выступающий в СМИ с интервью и беседами на темы православной семьи, материнства и детства протоиерей Максим Первозванский, клирик храма сорока Севастийских мучеников (Москва), поделился мыслями о семейном досуге в дни поста, каникул и карантина.
Кроме классических настольных игр – шашек, нардов, «бродилок» и шахмат – отец Максим советует попробовать вместе с детьми и некоторые компьютерные игры – обще-развивающие, которые не наносят духовного вреда (при участии или с некоторым контролем родителей, потому как во всем – очевидно – необходимы мера и разумный подход).
По его мнению. это «Tickets to ride», «Каркасон», «That’s life», «Селестия», «Uno», а также «Alias» – игра, где нужно объяснять понятия и слова. Её можно скачать на телефон или планшет.
На своей страничке в соцсети отец Максим так объясняет свою симпатию к настольным играм:
«С подачи дочери в пост мы играем в «настолки».
Авва Дорофей говорил, что мы находимся как бы на радиусах окружности, в центре которой Бог. Приближаясь к центру, мы приближаемся друг к другу. И наоборот, становясь ближе друг к другу, мы становимся ближе к Богу.
Настольные игры очень сближают родителей и детей. Рекомендую. А как вы работаете на сплочение семьи?»
Иеромонах Макарий (Маркиш) - православные ответы.
Вопрос: Сын меня спрашивает: "Все мы знаем, что в карты играть нельзя. Это азартная игра и играть в нее грех, но домино, шашки, шахматы и нарды - тоже азартные игры. Почему же в них играть можно? Или все-таки нельзя?"
Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш):
— Отличный вопрос, который показывает опасность формализма. Формализм в нашей повседневной жизни, просто недопустим. Если мы пытаемся установить формальные рамки для наших повседневных дел, кончится тем, что мы врежемся лбом в стену, набьем себе шишку и останемся с недоумением.
Степень азарта может быть очень разной. Если это происходит в местах лишения свободы, Вы можете представить, какого рода там идет игра, на какие ставки и с какими последствиями. Кто знает, тот знает, а кто нет, не дай Бог знать.
Другое дело - казино. Пока законодательно не запретили различные игровые заведения, не проходило и дня, чтобы ко мне не пришел человек и не сказал: "Не знаю, что со мной произошло. Получил зарплату, шел домой, зашел, и как-то получилось, что зарплата осталась там". Закрыли казино - и такие люди исчезли. Мы видим, как государственная власть своим участием регулирует нравственную жизнь народа. Это не значит, что исчезли азартные игроки, но массовая зараза исчезла.
Или такой пример, собрались три пенсионера, делать им нечего, ноги ходят плохо, и вот они играют в те же карты. Пусть по три копеечки, и проиграли 15 рублей за вечер. Ну, что к ним надо применять те же нравственные принципы, что в первых двух случаях? Конечно, нет.
Разве в футболе или боксе нет азарта? Колоссальнейший азарт, тем не менее, это легитимные виды спорта, и по нашим социальным обычаям этот азарт допускается. Возможно, в каких-то случаях это может служить стимулом к патриотизму, стремлению к физическому совершенству или интеллектуальному, если речь идет о шахматах. Такой серьезный взгляд должен быть на игру в целом и на нашу общественную жизнь.
Есть некие мифы и легенды, касающиеся именно карт, о том, что на них изображены какие-то бесы, что-то богохульное. Прямо скажем, что все это вздор. Эти легенды вызваны сочинениями не очень умных людей, которые пытались в позапрошлом веке отучить простых людей от картежной игры. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что когда человек обнаруживает, что все эти "страшилки" - обман, это обвинение в обмане он переносит на всю Церковь.
Карточные игры, как и другие игры, вредны потому, что они лишают человека свободы. Азартный игрок - это раб игры. Не пенсионеры у подъезда, а те, кто просаживают свои зарплаты и квартиры в азартных играх.
Великий пост – не компьютерная игра
7 марта 2011 года у православных россиян начался Великий пост. Каждый год растет число людей, впервые пробующих подвергнуть себя этому испытанию тела и духа. Испытанию нелегкому, даже странному в светском обществе, где само слово «пост» давно уже означает интернет-послание, а глагол «запостить» привычнее, чем «поститься». Елена Ямпольская обратилась со своей растерянностью к священнослужителю из Саратова игумену Нектарию. Что во время Великого поста важнее меню? Насколько все-таки принципиальна гастрономическая составляющая? Наш собеседник постарался разрешить основные, наиболее распространенные вопросы неофитов.
«Если вечером в вашем холодильнике обнаружится кусок колбасы…»
– В любом деле важнее всего намерение и та цель, которую человек преследует, когда к этому делу приступает. После грехопадения у первого человека оказались поражены три силы его души – воля, разум и чувства. Разум поврежден в меньшей степени, потому что любой из нас, будучи более или менее адекватным, способен различать добро и зло. А вот воля и чувство к этому абсолютно не способны: чувства наши влекутся к чему-то приятному независимо от того, добро это или зло, а воля находится в настолько расслабленном состоянии, что голосу разума отвечать не в силах. Значит, воля нуждается в некотором укреплении. Нужен опыт отказа от приятного.
– А это не рахметовщина? «Особенный человек» спал на гвоздях и тоже отказывал себе в пище…
– Речь идет не о самоистязании по собственному же произволу, а о том, чтобы склонить голову перед церковным установлением, которое на первый взгляд кажется непонятным, нелогичным, устаревшим. И знать, что исполняешь при этом волю Божию. То есть человек делает это не с гордостью, а со смирением. Сегодня это, наверное, даже важнее, чем аскетическая сторона поста.
– Значит, гастрономия не так важна?
– Все-таки надо отказываться от тех видов пищи, от которых заповедано отказываться Великим постом. Иначе получается, что человек чувствует себя умнее Церкви…
– Почему умнее? Слабее.
– Если слабее – тогда, может быть, не страшно, если вы поститесь не совсем правильно. Страшно, когда вам покажется, что вы умнее и шире Церкви.
– Мы тут в женском коллективе обсуждали строгости поста и сошлись на том, что жить без мяса – пожалуйста, сколько угодно. Самое трудное – лишить себя йогурта по утрам.
– Ни в коем случае не претендую на умственное превосходство, но вам не кажется, что такой повышенный интерес к пище пришел из времен, когда пропитание было некоторым дефицитом? Честно говоря, я вокруг себя особых гурманов не знаю, да и сама к этой категории не отношусь. Нормальный современный человек, живущий при кризисе перепроизводства, о еде думает мало – перехватил чего-ничего и побежал по делам.
– Ну да, ну да… Что вы там говорили о йогуртах?
– Есть отдельные слабости, конечно, но они же пустяковые…
– Поверьте, когда вы сделаете над собой небольшое усилие и откажетесь от такой пустяковой зависимости, вы вдруг почувствуете внутри новую силу. Маленькую, быть может, но для вас совершенно неожиданную. Господь ведет человека, как ребенка, и поначалу показывает ему самую низенькую ступеньку лестницы. Она порой вровень с землей находится. Но без этого первого шага движение дальше невозможно. И главная задача дьявола заключается в том, чтобы не дать человеку сделать первый шаг. Он говорит: это же мелочь, пустяк, просто глупость. Вообще, это люди придумали, когда есть было нечего, и они хотели себя таким образом приучить к экономии… Масса аргументов возникает как бы из ниоткуда, как бы из глубин нашего ума, нашей здравой логики, а в итоге что происходит? Минует один год – человек не начинает поститься, второй, третий. А потом возникает мысль: я уже столько лет считаю себя так или иначе причастным к Церкви, но при этом не пощусь, значит, и дальше можно не поститься.
– Наверное, вы правы…
– Если говорить о практической стороне поста, надо заранее обдумать и правильно организовать свое питание. Потому что, когда вы целый день пробегаете, а вечером у вас в холодильнике обнаружится только…
– … кусок колбасы.
– Вы его съедите. Просто ради самосохранения.
Я бы посоветовал сразу определиться, сколько раз в день вам следует есть – по медицинским показаниям. Но дальше от этого уже не отклоняться – не пить чай в перерывах, не грызть чего-то на ходу. Элементарная самодисциплина. Но, конечно, если пост ограничивается гастрономией, если человек не идет в храм, это ему ничего не даст. Только присутствие на богослужении и внутреннее участие в нем раскрывает для человека сущность поста.
«Господь вам что-то даст даром»
– Какие великопостные службы для понимания поста действительно необходимы? Помимо Страстной недели, разумеется.
– Прежде всего это первые четыре дня первой седмицы поста. Четыре вечера, когда читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Не прослушав чтение этого канона, не помолившись, поста уже не поймешь по-настоящему. Потому что пост – это не просто время воздержания, но время молитвы и покаяния, когда человек особым образом погружается в себя, достигает тех глубин своей души, к которым обычно приблизиться очень трудно. И Господь ему в этом помогает. Можно сказать, что во время поста небо для человека открыто.
– Четыре вечерних службы… Представляю себе радость начальника, к которому приходит подчиненный и говорит: с понедельника по четверг я с работы ухожу раньше…
– Знаете, если бы вы, не дай Бог, заболели и у вас была бы неотложная потребность в медицинских процедурах, начальник, наверное, с этим бы примирился, чтобы не потерять работника. А в данном случае это необходимая процедура для души. Подобные проблемы только кажутся непреодолимыми. Но они не трагичны и преодолевать их все-таки нужно.
Какие еще богослужения? Благовещение. Вербное воскресенье – за неделю до Пасхи. Воспоминание о воскрешении праведного Лазаря – суббота, ему предшествующая. Так называемое Мариино стояние, когда Великий покаянный канон читается не в дроблении, а целиком – среда пятой седмицы. Похвала Божией Матери – суббота пятой седмицы. Про Стояние Марии Египетской следует сказать отдельно. Особенность этой службы заключается в том, что, помимо Канона, читается Житие преподобной Марии Египетской. Это, пожалуй, единственный случай в году, когда в церкви вслух звучит история, которую, наверное, не следовало бы оглашать – потому что Житие этой святой изобилует подробностями грехов, в которых она жила. Но делается это как раз для того, чтобы можно было понять, насколько удивительным бывает восхождение из бездны греха к вершинам святости. И достигнуть этих вершин можно только через покаяние. Когда человек обращается к той или иной духовной практике, он думает, как ему усовершенствовать себя, стать лучше, подняться выше. В христианстве иной путь. Человек нисходит в глубину покаяния и смирения, абсолютно не думая, как бы ему стать святым. Нет в Церкви ни одного святого, который хотел стать святым. Если кто-то хотел стать святым, он никогда им не становился – в этом парадокс христианства. Преподобная Мария Египетская уходила в пустыню для чего угодно, только не для того, чтобы стать святой, ходить по воде и молиться, поднявшись на воздух.
– Требуется ли благословение на пост?
– Не обязательно. С другой стороны, приступая к любому важному делу, хорошо испросить благословение у священника.
– А первый пост – это очень важно.
– Конечно. Испрашивая благословения, вы тем самым признаете свою немощь, смиряетесь, а человеку, смирившемуся хотя бы в малом, Господь непременно дает Свою благодать. Это закон духовной жизни, который можно понять только на собственном опыте. Вообще, если вы сделаете этот первый шаг, Господь вам даст больше, чем Он дает, скажем, мне или тому, кто давно уже живет церковной жизнью. Со временем вам придется думать о глубине вхождения в пост. А сейчас вы просто придете, как ребенок, и Господь вам что-то даст даром – просто за то, что вы пришли. Что именно – трудно сказать, но то, что вам будет нужно и что вы сможете уже сейчас принять и не потерять.
«Двигаться вперед – единственный способ не вернуться назад»
– Я заметила, что у людей церковных предощущение Великого поста – необычайно праздничное. Они даже поздравляют друг друга. С чем именно?
– Пост неслучайно называется в церковных песнопениях «весной духовной». Вы знаете, как мы любим откладывать важные дела на завтра. А завтра с утра не получилось, что-то отвлекло, уже вечер, начинать поздно. Мы опять обещаем себе, что начнем завтра, и порой это «завтра» означает никогда. Пост становится очень хорошим поводом изменить себя и свою жизнь, а значит, и временем радости – несмотря на все скорби.
– Простые, невинные удовольствия во время поста допустимы? Не надо нарочно нагнетать в себе мрачное состояние духа?
– Мрачное настроение в себе вообще никогда нельзя нагнетать. Оно ничего общего с покаянием не имеет. Покаянное чувство – на самом деле очень светлое. Это путь к радости через мрак.
Было бы ошибкой сказать, что Великим постом категорически запрещено радоваться. Но представьте себе, что вы готовитесь к делу, требующему полной концентрации всех сил, полной сосредоточенности. Вы же не станете себя в этот момент ничем развлекать и отвлекать. Предположим, спортсмен – фехтовальщик, боксер – вышел на поединок и вдруг задумался о чем-то, помимо единоборства с противником. Он не сможет победить. Нечто подобное происходит и здесь: в невинных радостях и удовольствиях во время Великого поста греха нет. Но если вы откажетесь от какого-то удовольствия, чувствуя, что оно вас рассеивает и расслабляет, это будет правильно.
– То же самое относится к театру, кино?
– Традиционно постом люди отказывались от зрелищ.
– Да, но традиционно постом зрелищные заведения – в большинстве своем – просто закрывались.
– Сегодня все остается в рамках свободы выбора отдельного человека. Это труднее, с одной стороны, а с другой – гораздо большую ценность перед Богом имеет.
– А чтение светской литературы.
– Представьте: пришел человек в церковь, а ему там сказали: ты должен отказаться от литературы, в том числе и классической, в твоей жизни больше не будет ни живописи, ни музыки, ни стихов. Вместо этого – храм, иконы, церковные песнопения, творения святых отцов, Псалтирь и Евангелие. Если человек это примет, то скорее всего он свою жизнь – не духовную, а поначалу душевную – просто изуродует. Естественнее бывает по-другому: читает человек святых отцов, просто знакомясь, просто узнавая, и вдруг в какой-то момент понимает, что иной литературы ему больше не требуется. Не случайно земля в одно время года готова принять семя, а в другое – принести урожай. Вот Великий пост – очень благоприятный период для сеяния. Душа открывается, смягчается, и чтение духовных книг в это время становится особенно благотворным.
– Знаете, вот это и пугает. Не столько сам пост, выдержишь – не выдержишь. Но ощущение, что ты куда-то движешься и от чего-то на этом пути будешь бесповоротно отказываться. А ведь позади остаются вещи милые, теплые, привычные…
– С этого начинается путь к спасению – испугаться. В христианстве действительно нет такой точки, на которой можно было бы надолго замереть. Апостол Петр говорит: для того, чтобы сделать свое христианское звание и избрание более твердым, надо постоянно двигаться вперед. Это единственный способ не вернуться назад. Любой откат назад воспринимается душой человека как предательство, это очень опасно.
«Надо отличать болезнь от истерики»
– Если на время Великого поста выпадают праздники и торжества, передвинуть которые невозможно, – кто-то поедет в гости на Восьмое марта, у кого-то дни рождения близких…
– Тут надо руководствоваться обстоятельствами и здравым смыслом. Проигнорировав день рождения близкого человека, вы причините ему обиду и боль, потому что это не вписывается в систему вашей сегодняшней жизни. Приходя в гости постом, не надо вызывать к себе сочувствие, повышенное внимание, чтобы весь стол обсуждал, как вы поститесь, а хозяева недоумевали, чем бы вас все-таки угостить. В большой компании можно что-то положить себе на тарелку, расковырять и сделать вид, что едите. Но, если вы находитесь в обществе людей понимающих и близких, не стоит скрывать от них свое решение поститься. Зная вас как человека серьезного и основательного, они наверняка задумаются, что вас к этому решению привело.
– А вообще – начинать поститься лучше в одиночку или сразу подталкивать, «агитировать» близких?
– Начинать «подталкивать» близких стоит тогда, когда вы сами на несколько шагов их опередите. И можно будет не подталкивать, а просто позвать за собой. Только реализовав свою ответственность за себя самого, человек может отвечать за других.
– Запрещен ли в пост алкоголь?
– Кроме суббот и воскресений. По отношению к алкоголю церковный устав более демократичен. Дело в том, что устав – Типикон – создавался не в России, а на Востоке, где вино – обычный напиток за столом.
– Растительное масло – тоже только по субботам и воскресеньям?
– По уставу – да. Но на практике люди, которые начинают поститься без растительного масла, порой теряют впоследствии всякую способность к посту – по причине тех или иных желудочных заболеваний.
– Значит, с маслом допустимы послабления?
– Конечно. А если у человека давление 80 на 40, ему придется есть и скоромную пищу. Чтобы его всякий раз из храма на руках не выносили. Плоть, уже угнетенную болезнью, нет необходимости угнетать еще и постом. Лучше обратиться к священнику – желательно к тому, у которого вы исповедуетесь, и спросить: вот таковы мои медицинские обстоятельства, как в связи с этим мне лучше поститься?
– До поста можно и не знать своих медицинских обстоятельств, они позже вылезут.
– Бывает. Но тут тоже надо уметь различать – это действительно болезнь или просто…
– Истерика организма.
– Да. Плоть, не привыкшая себе ни в чем отказывать, начнет бунтовать и кричать «караул!». Первый крик «караул!» надо переждать.
– А что касается курения?
– Курение не является тем смертным грехом, каким некоторые люди пытаются его представить. В истории Церкви были даже святые, которые курили. Например, святой равноапостольный Николай Японский. Он курил достаточно много – до своей архиерейской хиротонии. Бросил, только став епископом. Но, с другой стороны, эта привычка действительно является вредной и греховной в том смысле, что человек сознательно причиняет себе вред. Вообще любое человеческое пристрастие – это вред для его души. Поэтому Великий пост – прекрасный повод узы этой привычки ослабить.
– Женатых людей волнует вопрос супружеских отношений в пост…
– Есть традиция Церкви, согласная со словами апостола Павла. Он говорит, что муж и жена не должны удаляться друг от друга, кроме как по взаимному согласию. И в качестве причины удаления по обоюдному согласию называет именно пост. Но это сложный вопрос, потому что чаще всего мы имеем дело с семьями, в которых одна нога ушла вперед, а другая осталась позади. И здесь необходимо все взвешивать на внутренних весах. Можно, заботясь о своей пользе, повредить тому человеку, который находится рядом, настроить его против Церкви, а с другой стороны – стремясь угодить человеку, повредить себе.
– Если на время Великого поста приходится событие, явно чреватое конфликтами, – как лучше поступить?
– Все ситуации, требующие столкновения мнений, лучше от поста отделять. Опыт говорит, что пост есть время не только молитвы и покаяния, но еще и искушений. На человека, который чуть больше постится и чуть больше молится, темная сила ополчается с особым рвением. Даже в храмах и монастырях Великий пост зачастую становится временем конфликтов и сложностей. Не потому, что люди голодные и оттого злые. А потому, что на этом маленьком пространстве каждый из них старается хоть самый малый духовный подвиг подъять. А кто-то между ними бегает и подбрасывает угольки, чтобы ссора разгорелась из-за пустяка.
– Если не выдержишь строгостей, нарушишь пост, что делать?
– Вы идете по скользкой дороге. Упали. Что будете делать?
– Встану и пойду дальше.
– Так и здесь. Встать, отряхнуться, продолжать идти. Пост – это не какой-то уровень компьютерной игры, который человек должен пройти без потерь, а если не прошел, то игра закончена. Хотя порой враг именно это человеку и нашептывает. Он говорит: ты нарушь, потому что один раз не считается. А когда человек нарушает, он говорит: ну, ты все равно уже нарушил, нет смысла продолжать…
Однако и выдержав пост, было бы ошибкой думать, что вслед за тем можно расслабиться. Пользы тогда не будет никакой. Пост – это повод собраться и потом не расслабляться. И, быть может, к следующему посту собраться еще больше.
Православие
Уважаемый Александр Фёдорович, православным христианам категорически запрещается играть в карты. Потому что на картах изображены орудия страдания Господа Нашего Иисуса Христа: крест, губка, копьё и другие символы, которые однозначно трактуются как христианские святыни. А карты используются для азарта, игры или просто для повседневного времяпрепровождения. Лучше это время потратить на что-то полезное, чем разложить пасьянс или перекинуться картами, на которых нанесены христианские святые символы для унижения нашей христианской православной веры.
А вот настольные игры - это добрая традиция семейного времяпрепровождения, и я бы даже рекомендовал обращаться к ним регулярно. Это хорошо, когда вся семья участвует в таких играх. Потому что современные средства связи, компьютеры разделяют домочадцев друг с другом, каждый занят своим ноутбуком, телефоном, смартфоном, планшетом, и члены семьи не общаются между собой. Настольные игры как раз то средство, с помощью которого можно общаться, оно объединяет семью.
Если дети ещё маленькие, то можно использовать детское домино, где нужно что-то подсчитывать, рассматривать рисунки, какие-то ассоциативные навыки применять, такой вид деятельности развивает ум и логику ребёнка. Что касается "Монополии" и других игр на деньги, пусть это даже условные средства, может быть, в этом тоже есть какая-то польза. Но, с моей точки зрения, есть более полезные настольные игры, которые, используя элемент игры, дают ребёнку возможность развития, интеллектуального и нравственного. От игры в "Монополию" может развиваться какая-то практическая жилка, но в то же время, она может провоцировать развитие жадности и алчности. Эта игра связана именно с накопительством, цель её - собрать некую сумму денег, приобрести заводы и недвижимость путём сделок. Ничего плохого в бизнесе нет, но всё-таки "Монополия" вносит некий элемент азарта, мало пользы, когда человек стремится приобрести как можно больше. На мой взгляд, если бы в этой игре помимо чисто экономических вещей была ещё, например, внесена благотворительная деятельность, то есть то, что практикуют многие из властьимущих, бизнесменов, тогда это было увлекательнее, интереснее и полезнее.
протоиерей Никита (Заверюха), настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца г. Тирасполя
Читайте также: